Региональные особенности арктической зоны Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    507,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональные особенности арктической зоны Российской Федерации












Реферат

Региональные особенности арктической зоны Российской Федерации

1. Регионалистика и матрица ИНДЕМ

Оговоримся, что регионалистики как науки не существует, это междисциплинарная область знаний. По Туровскому, базовым термином, очерчивающим интересующую нас предметную область, является понятие «региональные исследования».

«Любое исследование можно признать региональным в том случае, если оно использует один из двух принципов (или оба принципа сразу):

принцип дифференциации, который предполагает изучениерегиональных различий одного и того же явления

принцип локализации, который предполагает изучение конкретных локализованных (т.е. четко определенных и ограниченных на местности) комплексов различных явлений в их взаимосвязи».

Таким образом, наше исследование попадает под указанную категорию, поскольку мы изучаем локальные медиарынки в очерченных географических границах и их различия от региона к региону.

Существующие исследования социально-экономического пространства регионов России, как правило, обходят стороной медиарынки, не называя их в качестве сколько-нибудь значимых факторов регионального развития. О.С. Довбыш объясняет это ресурсной направленностью экономики страны. Мы полагаем, что это также может быть связано со слабым развитием масс-медиа в регионах и весьма неглубокой изученностью этой темы.

Эксперты неоднократно предпринимали попытки классифицировать российские регионы по различным критериям - социально-экономическое развитие, структура экономики, уровень ВРП, природные факторы и т.п. Между тем, общепринятой классификации на момент написания работы не существует.

Достаточно удачная, на наш взгляд, попытка классификации регионов - исследования фонда ИНДЕМ. Подход исследователей учитывает многообразие российских территорий, на основе статистических данных выделяется математический подход к систематизации регионов. Исследование, по сути, представляет собой синтез количественного и качественного подхода к исследованию. Общее число параметров, нашедших отражение в методике превышает 230. На их основе формировались индикаторы, изложенные в следующей таблице:

Рис. 1 - Индикаторы для построения типологии регионов

При этом регионы кластеризировались, в качестве стержня для кластера («опорного» региона в формулировке Сатарова) выступал наиболее «средний», показательный по всем параметрам регион в данной группе. В качестве примера отбора «опорных» регионов авторы приводят следующую таблицу со своими комментариями:

Рис. 2 - Пример выбора «опорных» регионов для построения кластеров

«Среди лидеров "лучшие" значения по двум показателям из трех имеет Самарская область, однако по весьма важному показателю (экспорт в дальнее зарубежье - 8 баллов по значимости) она отстает от Ямало-Ненецкого АО. Понимая, что этот регион слишком "экстравагантен", чтобы хорошо определять скрытое (латентное) направление индикатора и то, что он входит в состав Тюменской области, представляющей некую особую точку в пространстве регионов, мы вполне можем из числа названных лидероввыбратьСамарскую областьв качестве опорногорегиона», - поясняют авторы методологию образования «нулевой координаты» в кластере.

Поскольку нас интересует только ряд весьма небольших по численности населения регионов, данная модель позволяет в нашем исследовании получить представление о соседствующих нашим регионах в группе, составить представление о том, на что похожи субъекты РФ, выступающие объектом нашего исследования.

Регионы, входящие в арктическую зону, в исследовании ИНДЕМ маркированы следующим образом.

Республика Коми, Якутия и Красноярский край - 4-й тип. Соседи по группе: Бурятия, Хакассия, Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области. Географическая сплоченность предопределяет специфику кластера (вполне справедливо, по мнению авторов, включение и Коми - этого "представителя Сибири" в Европейской части России). Это «дальняя сырьевая периферия страны, громадная по территории, изобилующая природными ресурсами, но крайне слабо освоенная и сильно изолированная от основной части страны как из-за огромных расстояний, так и из-за очень слабо развитой инфраструктуры. Освоенность этих территорий имеет очаговый характер», - отмечают исследователи. Природные ресурсы «планетарного масштаба» представлены не только углеводородами, но и рыбой, древесиной, минералами и т.п. Контрастирующие показатели - ВВП на душу населения (намного более высокий, чем в остальной России), но низкая обеспеченность бюджетов собственными доходами. Государству предстоит вложить немало средств, чтобы остановить отток населения из этих регионов и довести уровень жизни здесь до уровня европейской части России.

«Словом, регионы четвёртого типа дают региональной политике Центра особо ценное поприще для демонстрации её масштабности, эффективности и продуманности. Успехи или неудачи центра в их развитии будут иметь особый политический резонанс», - заключают авторы типологии.

Архангельская область относится к типу регионов №6, соседи по кластеру - Карелия, Вологодская, Камчатская и Магаданская области. Эти регионы неплохо освоены, известны как ближний Север России (за исключением дальневосточных регионов). Регионы сравнительно малы по численности жителей, но они обладают развитой промышленностью (в особенности агломерация Архангельск-Новодвинск-Северодвинск).

«Структура экономики выглядит чрезмерно специализированной на нескольких отраслях. Сельское хозяйство практически отсутствует по причине суровых почвенно-климатических условий, и это сильно осложняет быт местных жителей», - отмечается в характеристике регионов. В качестве перспективных направлений исследователи называют улучшение бытовых и инфраструктурных условий регионов для раскрытия их потенциала, и развитие туризма.

Наконец, Мурманская область относится к регионам 8-го типа, соседствуя с регионами центральной России и Поволжья: Белгородской, Воронежской, Кировской, Курской, Липецкой, Орловской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновская областями. Авторы называют этот кластер «преуспевающей частью» центральной России, в основном, за счет системообразующих предприятий регионального масштаба (например, морской порт в Мурманске). В целом, здесь выше доходы населения, чем в депрессивных регионах Центра, хорошо развита инфраструктура, моноэтничен состав населения, весьма выгодно географическое положение, присутствуют крупные ритейлеры (присутствие Мурманска на Крайнем Севере, за Полярным кругом - скорее географическое недоразумение), однако высокий потенциал в должной мере не реализуется.

«Складывается впечатление, что развитие регионов сковано какими-то внеэкономическими силами. В числе таких сил, несомненно, находится и глубокая консервативность общественных настроений… Власти предпочитают обходиться своими силами, нередко блокируют вывоз продукции (прежде всего сельскохозяйственной), препятствуют процедурам банкротства убыточных предприятий, не стремятся привлекать иностранные инвестиции. Московский центр Фонда Карнеги весьма низко оценивает местный уровень развития институтов гражданского общества», - заключают исследователи. В качестве выхода из сложившейся ситуации ИНДЕМ предлагает тонкие политические реформы, призванные воспрепятствовать консерватизации общественных настроений в обществе.

«Мурманская область может играть особо выдающуюся роль океанических ворот России благодаря отличным незамерзающим бухтам Баренцева моря и богатству брошенной ВМФ причальной инфраструктуры», - сказано в докладе. Отметим, что Мурманск рассматривается как отправная точка российской части Северного морского пути. В этом регионе власти пытались запустить особую экономическую зону портового типа, однако инвесторов, желающих стать резидентами, за несколько лет так и не нашлось, вполне вероятно полное сворачивание проекта.

«В Сабетте строится большой завод по сжижению газа. Когда он будет построен, заработает Северный морской путь. И Приразломная будет создавать и уже создает грузопоток. Проблемой является то, что к самим северным портам нет транспортных путей. Поэтому основные грузы пока - нефть и газ», - считает доктор экономических наук, заведующий отделом экономики морской деятельности в Арктике Кольского филиала Российской академии наук Анатолий Васильев.

2. Концепция «Четыре России» Н.В. Зубаревич

Российская Федерация - страна, разбросанная на огромной территории. В один и тот же день в Мурманске и Якутске термометр может показывать - 30, в Москве - 0, а в Сочи +20. Разнообразие природных зон - от тундры до субтропиков, многонациональный и многоконфессиональный состав. При таких исходных данных весьма тяжело классифицировать население, города или районы по географическим критериям, в рамках границ субъектов РФ. Рано или поздно правила неизбежно породят то количество исключений, которое их обесценит.

Между тем критерии социальные дают меньше сбоев. В частности, концепция трех (четырех) Россий, сформулированная доктором географических наук Н.В. Зубаревич. «Различия по регионам только отчасти объясняют социальную дифференциацию страны. Многое становится более понятным, если сменить ракурс и использовать другой критерий - центро-периферийный. В этом случае рассматривается иерархическая система населенных мест: от крупнейших городов к менее крупным, малым и к сельской периферии», - утверждает исследователь. В соответствии с этим подходом Н.В. Зубаревич выделяет четыре России. Первая - страна мегаполисов, города с населением от полумиллиона человек. Характеризуется постиндустриальной экономикой, развитой сферой услуг, большой долей специалистов с высшим образованием и рабочих мест для «белых воротничков». Являет собой совокупность привлекательных для внутренней миграциицентров, формируют запрос на институциональную модернизацию.

«Россия-2» - промышленная держава, состоящая из крупных индустриальных центров с внушительной долей моногородов. Условный разброс численности населения от 20-50 до 250 тыс. чел., за исключением монопрофильного Тольятти, в котором проживает более 700 тысяч человек, и ряда подобных городов с ярко выраженным индустриальным укладом жизни. Наконец, «Третья Россия» - сельская периферия, характеризующаяся аграрным укладом жизни, занятостью в сельском хозяйстве и бюджетной сфере и минимальным запросом на модернизацию.

Понятие «Четвертой России» Н.В. Зубаревич вводит ради описания тех территорий, где не работает вышеуказанная модель. Это республики Северного Кавказа и юга Сибири, получающие обильные вливания из госбюджета и характеризующиеся политической нестабильностью (это относится, в основном, к Кавказу). В контексте данного исследования нас они не интересуют.

Все четыре России по-разному реагируют на политические и экономические перемены, формируют разные запросы властям и плохо понимают друг друга.

Однако указанная модель при всей своей точности не до конца описывает арктические территории. Крайний Север не может похвастаться высокоурбанизированными зонами, мегаполисами. Самый крупный в мире город за Полярным кругом - Мурманск - населяет около 300 тыс.чел., население крупнейшего города арктической зоны России - Архангельска - составляет около 350 тыс.чел.Ни один из городов Крайнего Севера не насчитывает 500 тысяч человек, необходимых для включения в «Россию-1». Однако человеческий капитал, структура занятости и образ жизни многих северян вполне укладывается в предложенную концепцию.

В данной работе мы исходим из предположения, что в Арктике можно найти все три «России», если отойти от формального критерия численности населения.

Проще всего на Крайнем Севере обнаружить «Россию-3», «огромную по территории периферию, состоящая из жителей села, поселков и малых городов». Она представлена во всей Арктике - от мурманских саамов на западе до чукчей на востоке. Оленеводческие общины и национальные поселки, к которым они приписаны - не зависят от политики, мало интересуются стратегическим видением развития России в целом и Арктики в частности с единственной оговоркой: интересы нефтяных компаний часто находятся на территории оленьих пастбищ. И оленеводы лучше многих экспертов знакомы с понятиями «разлив нефти», «ответственное природопользование» и «экологическая опасность». В остальном же - несмотря на спутниковое телевидение в чумах и GPS-навигаторы на оленьих упряжках, модернизировать свой образ жизни и тем более формировать протестный электорат и запрос на модернизацию тундровики будут только если того потребуют их олени. Для северной «России-3» характерны те же черты, что и для остальной периферии - аграрный уклад экономики, депопуляция, старение населения.

«Россия-2» в арктической зоне представлена несколькими городами. Некоторые из них, как, например, Норильск (176 тыс.чел) или Воркута (61 тыс.чел) соответствуют критериям Зубаревич: «страна средних промышленных городов с населением от 20 000-30 000 до 250 000 человек, иногда более крупных». Указанные города являются также монопрофильными, которые как раз локализуются в «России-2». Так или иначе, города на Крайнем Севере, по большей части создавались для решения индустриальных задач. Многие из них сохранили свои функции до сих пор, несмотря на некоторый отток населения - Ноябрьск и Надым, создававшиеся и разросшиеся как нефтедобывающие центры, город-порт Тикси. Примером судьбы моногорода с подорванной экономикой может служить поселок Амдерма в Ненецком АО, в середине ХХ-го века служивший базой добычи флюорита, позже - расположением 72-го гвардейского истребительного авиационного полка. В 1993 году истребители передислоцированы, добычу флюорита в высоких широтах сочли чересчур дорогой, и от 10-тысячного населенного пункта осталось чуть более 500 жителей. В масштабах России потеря поселка прошла незаметно, однако субъект федерации - Ненецкий автономный округ - потерял порядка 10% населения.

Наконец, «первая Россия», «страна больших городов», где «выросла доля квалифицированных «белых воротничков», выше занятость в малом предпринимательстве», а также «концентрируется тот самый средний класс, «рассерженные горожане». Как мы уже писали выше, городов с полумиллионным населением и крупнее в Арктике нет. Но это не значит, что все населенные пункты Крайнего Севера находятся в пространстве «России-2 и -3».

В частности, уровень жизни большинства северян ничем не уступает московскому. Покупательская способность населения (то есть отношение средней заработной платы к фиксированному набору товаров и услуг) самая высокая в России - в Ненецком АО (отношение 4.26). Второе место занимает Ямал (3.95), за которым следует Москва (3.7), Тюменская область без автономных округов (2.95) и Петербург (2.93). К числу благополучных регионов по этому показателю следует отнести и Мурманскую область (16-е место), Чукотский АО (24-е место) и Якутию (26-е место). На основании этой статистики можно сделать вывод, что северные регионы живут не хуже городов-миллионников и даже обеих столиц, что говорит о широком представительстве «среднего класса» в экономике. Помимо этого, три арктических автономных округа занимают первые три места по уровню доходов консолидированного бюджета на душу населения, а Якутия находится в этом списке на 5-м месте, сразу перед Москвой.

«Именно в крупных городах концентрируется большая часть из 50 миллионов российских пользователей Интернета, что обеспечивает доступность информации», - отмечает Н.В. Зубаревич. До столичной концентрации интернет-пользователей регионам Крайнего Севера далеко - Москва (71,9% пользующихся Интернетом) и Петербург (71,3%) вне конкуренции. Однако процент подключения в Мурманской (62,8%), Архангельской области (57,8%), Ненецком (53,3%), Ямало-Ненецком (60%) и Чукотском АО (54,5%) значительно выше многих высокоурбанизированных регионов центральной России, к примеру Самарской (52,2%), Свердловской (48,3%), Новосибирской (43,3%), Нижегородской (46,5%) и даже Московской (42,9%) областей.

В связи с тем, что промышленное производство (особенно нефтепромыслы) как правило, находятся далеко от городов, в экономике преобладает сфера торговли и услуг; города выполняют скорее административные функции, чем производственные. Особенно ярко это прослеживается в Нарьян-Маре, Салехарде и Анадыре, где промышленность (не считая пищевой) отсутствует вовсе. Экономика северных регионов генерирует в целом меньше высококвалифицированных рабочих мест, чем населенная часть России, однако разброс невелик. Например, руководителей и специалистов высшей квалификации в Мурманской области 26,85%, в Ненецком АО - 38%, на Чукотке - 31%. Для сравнения аналогичный показатель в Нижегородской области - 40,2%, в Самарской - 39,98%, в Новосибирской - 32,47%.

Однако по еще одному показателю, выдвинутому Н.В. Зубаревич, а именно по уровню развития малого бизнеса, арктические регионы России катастрофически отстают от освоенных территорий. Якутия в рейтинге агентства «РИА Рейтинг» занимает 56-е место, Ямал - 63-е, Мурманская область - 70-е, Ненецкий АО - 76-е, а Чукотский АО и вовсе замыкает список из 82-х регионов.

Несмотря на этот показатель, в целом нашу гипотезу о наличии «Первой России» в Арктике можно считать подтвержденной. Северные очаги цивилизации соразмерны с поселками городского типа в центральной России, однако этим городам приходится выполнять функции культурных, экономических и политических центров регионов с экономикой огромного масштаба. По мере освоения северных пространств, потребность в квалифицированных кадрах будет нарастать, сфера услуг в городах расширяться и разнообразиться, а участие население в политической жизни и запрос на перемены ощутим уже сейчас. Косвенным подтверждением этому могут служить результаты голосования на выборах 2011-го года, на которых за «Единую Россию» голосовал примерно такой же процент избирателей, как и в регионах «России-1» по критериям Н.В. Зубаревич: среднероссийский показатель - 49,31%, Москва - 46,21%, Санкт-Петербург - 35,43%; Мурманск - 29,62%, Архангельск - 27,3%, Нарьян-Мар - 32,06%, Воркута - 45,6%, Салехард - 52,54%. Самым лояльным партии власти на Севере в 2011 году оказался Анадырь - 55,72%, однако этот результат ниже среднего по Чукотскому АО - 70,32%.

Логичным следствием развития территорий Крайнего Севера станет увеличение прослойки «креативного класса», городской интеллигенции. Которая, в свою очередь, потребует качественной социальной сферы, разнообразного досуга, повышения конкуренции на рынке товаров и услуг, и развитой системы масс-медиа; сформирует платежеспособный спрос на товары и услуги.

Многие попытки кластеризации и систематизации затруднительно применить к регионам Крайнего Севера, по разным причинам. Во-первых, неполнота данных - статистика, некоторые демографические параметры, социально-экономическая характеристика не всегда доступна, что порождает пробелы и снижает точность классификации. Во-вторых, регионы АЗР, как правило, слабо населены и не рассматриваются в качестве серьезных объектов исследования. В-третьих, два субъекта РФ в составе арктической зоны являются т.н. «матрешечными» субъектами - автономными округами в составе областей. Это Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области и Ямало-Ненецкий автономный округ в составе Тюменской области. Это порождает трудности: некоторые региональные матрицы и ряд параметров статистики дается в обобщенном виде, что сильно искажает результаты исследования. В частности, на ЯНАО влияет экономика Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, которые по масштабам сопоставимы с экономикой Ямала, но не входят в Арктику. Архангельская область в АЗР входит частично, однако в отчетах чиновников ради сглаживания цифр по депрессивной Архангельской области, статистика часто объединяется с Ненецким АО, который в силу крупной нефтяной экономической базы существенно сглаживает проблемные участки Архангельска.

В целом, к изучению любых региональных систем масс-медиа, в том числе и рынков телерекламы в арктической зоне следует подходить именно с позиций регионалистики. Однако, ограничения в этой области весьма существенны, и изрядно затрудняют работу.

регион кластер арктика

3. Особенности социально-экономического развития зарубежной Арктики

Вопрос об определении понятия «Арктика» по отношению к зарубежным странам не менее спорный, чем, собственно, границы АЗРФ. Позиция наличия интересов государства на шельфе северных морей здесь неприменима. Это связано с тем, что поучаствовать в гонке за северными ресурсами так или иначе пытаются десятки стран, не имеющих отношения к северу. Вьетнам активно работает над нефтедобычей в тундре. Например, компания «Русьвьетпетро» ведет геологоразведку и добычу нефти в Ненецком АО. Китай ежегодно принимает участие во встречах стран Арктического совета и даже входит туда на правах страны-наблюдателя. Туда же входит, к примеру, Сингапур, который не ограничивается наблюдением: верфи экваториальной республики успешно спускают на воду суда с ледовым классом, и даже ледоколы. Например, «Варандей», обслуживающий одноименный ледостойкий морской отгрузочный причал в Ненецком АО, построен именно в Сингапуре.

В то же время если формализовать критерий «арктичности» выходом к Северному Ледовитому океану, мы откажемся от изучения Финляндии и Швеции, которые здравый смысл подсказывает считать арктическими хотя бы ввиду их географического положения.

Дабы не провоцировать лишнюю полемику, будем рассматривать в качестве арктических те страны, которые входят в Арктический совет - «ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике».

Сюда, в соответствии с Оттавской декларацией 1996 года, на правах постоянных членов входят:

Российская Федерация,

Канада,

Соединенные штаты Америки (благодаря Аляске),

Королевство Дания (за счет Гренландии),

Финляндия,

Швеция,

Исландия.

Каждая из этих стран претендует на разработку ресурсов арктического шельфа. Кроме того, часть территории этих стран (а некоторых - большая часть) находится за границей Северного полярного круга. Государства развивают инфраструктуру своих северных территорий, стремятся создавать условия для проживания населения в тяжелых климатических условиях. Норвегия также активно разрабатывает шельфовые месторождения, однако первым нефтедобывающим проектом на именно арктическом шельфе стала морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломня», принадлежащая «Газпромнефти».

Ни в одной из этих стран нет аналогичного российскому указа главы государства или закона/законопроекта об арктической зоне. Однако каждая из них в том или ином виде приняла стратегию долгосрочного развития в Арктике, где очертила свои северные территории и приоритеты в их освоении.

Канада называет территории своего крайнего севера частью «национальной идентичности». Реализацию северной стратегии держава декларирует в четырех основных областях: защита суверенитета, защита природного наследия, социально-экономическое развитие, совершенствование самоуправления территорий. Правительство заявляет о необходимости привлечения инвестий, развития туризма, строительства инфраструктуры. В части политики по отношению к коренным народам стратегия декларирует продвижение образования, улучшение жилищных условий и здравоохранения. Также общинам планируется передавать часть прибыльных объектов инфраструктуры.

Канадская Арктика составляет 1/5 от всей площади Циркумполярного региона, порядка 4,3 млнкв.км. Сюда входят все земли к северу от 60-й параллели между крайними пограничными точками на западном и восточном побережьях страны. В понятие «Север» канадцы вкладывают Северо-западные территории, территории Нунавут и Юкон, а также острова и водные пространства до Северного полюса включительно.

Канада не ведет бурения на арктическом шельфе по экологическим соображениям, однако активно разрабатывает технологии, которые могли бы сделать это возможным в будущем.

На крайний север приходится более 40% территории страны, однако эти земли практически не заселены - на них проживает не более 110 тысяч человек. Это сопоставимо с Воркутой или Новым Уренгоем или с одним районом города Архангельска. Поэтому Канаде предстоит интенсивно заниматься освоением севера, сосредотачиваясь больше на внутренней политике, чем на внешней по вполне очевидной причине: страна не обладает ресурсами для контроля за огромными безлюдными территориями.

Однако именно Канада является главным оппонентом России в борьбе за хребет Ломоносова и континентальный шельф.

Соединенные штаты Америкиоценивают свою Арктику более сдержанно, без претензий на «национальную идентичность». Это логично, учитывая, что крайний север США - это всего лишь один штат, Аляска.

Территория чрезвычайно богата ресурсами. Она снабжает США золотом и серебром, там расположены крупнейшие в мире запасы цинка, а также треть американской добычи свинца. Также на Аляске добывается 20% американской нефти. Благодаря этому явлению, экономика штата становится весьма похожа на экономику арктических сырьевых регионов России: на Аляске нефть формирует порядка 90% доходов регионального бюджета, а на добычу и транспортировку углеводородов задействована половина всех задействованных в экономике граждан.

Значительная часть ресурсов штата разведана, но не добывается. Эксперты объясняют это двумя мотивами: желанием создать «консервы» на будущееи ограничить зависимость штата от углеводородных доходов.

Население штата Аляска насчитывает 738 432 человека, по данным на июль 2015 года. Почти треть жителей имеет степень бакалавра, что сопоставимо с Чукоткой, превосходит Мурманскую область, но существенно ниже Ненецкого АО.

Арктическая стратегия США сводится к двум ключевым группам интересов: защита от внешних и внутренних врагов, продвижение экономических интересов. Штаты декларируют свое право контролировать не только 200-мильную зону, но и всю Арктику, охраняя «Свободу мореплавания и трансатлантических перелетов». В целом, стратегия носит весьма милитаризированный характер.

На сайте Российского совета по международным делам отмечаются участившиеся военные учения США, в том числе вблизи российских территориальных вод.

Королевство Даниявключает в полярные территории Фареры и Гренландию. За счет этого владения государства в Арктике составляют примерно 14% всей площади. Свою стратегию королевство одобрило в 2011 году по согласованию с высокосамостоятельными парламентами Гренландии и Фарерских островов. Для того чтобы управлять и координировать арктическую стратегию потребовалось создание трехстороннего блока.

Приоритетами государство называет мирное и безопасное судоходство, бережное освоение ресурсов, международное сотрудничество и самообеспеченное существование территорий. Большая часть стратегии посвящена Гренландии, как главному арктическому форпосту королевства.

При этом сама Гренландия рассчитывает получить доступ к ресурсам арктического шельфа и обрести независимость, уверен директор Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) Федерального Университета Константин Зайков:

Там активно начинал развиваться нефтегазовый рынок. Он пока сжался в связи с кризисом, но как только нефть начнет отскакивать, все обратно к этой теме вернутся. Там перед падением нефти очень активно шло падение нефтеразведки. Они очень активно стали раздавать лицензии… И здесь еще один конфликт. Они автономны, пытаются получить полную автономию. Естественно, все над ними смеются, но они надеются найти нефть и, в конечном итоге, их голубая мечта - стать независимыми.

Гренландию населяет менее 60 тысяч человек, преимущество коренного населения - инуитов. 15 тысяч из них живет в столице - Нууке. Второй по величине город Сисимиут насчитывает около 5,5 тысяч жителей. В остальных городах живет меньше 5 тысяч человек. Основное занятие населения - рыболовство.

Все это дает экспертам основания полагать, что самостоятельная Гренландия не сможет обеспечить функционирование даже собственной экономики, не говоря уже о развитых рынках товаров и услуг, и тем более о рынках медиа. По этой причине дальнейшее исследование Гренладнии и Дании в рамках нашего исследования считаем нецелесообразным. По этой же причине не будем подробно останавливаться на русско-норвежском Шпицбергене, как на регионе без самостоятельной экономики и системы масс-медиа.

Исландия не выделяет конкретные территории в арктическую зону, позиционируя себя как целиком арктическая страна. Вероятно, по этой причине островное государство не стало принимать специальной арктической стратегии, так как она совпадает с видением государственной политики. Вместо этого исландцы ограничились парламентской резолюцией от марта 2011 года, где провозгласили 12 принципов своей политики.

Исландия не стремится вступать в Евросоюз. Скорее, наоборот, противостоит евроинтеграции. Это связано с тем, что значительная часть экономики страны завязана на рыбодобычу (40% экспорта и до 16% ВВП), а Брюссель настаивает на принятии государством общей политики Евросоюза в сере рыболовства.

К освоению Арктики Рейкьявик подходит серьезно, участие в Арктическом совете значится главным пунктом парламентской резолюции об арктической политике. Также Исландия видит себя одним из центров арктической логистики, для этого власти страны подготовили подробное обоснование.

Достаточно сложно сформулировать политику Рейкьявика в отношении углеводородов арктического шельфа. С одной стороны, Исландия заявляет свои права на разработку ресурсов, с другой - не имеет возможности их достать.

Ее позиция в определенной степени раздражает ее стратегических партнеров - США, Канаду и Скандинавию, - рассуждает директор Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) Федерального Университета Константин Зайков. - Страна-то нищая и бедная, тем более ее сильно ослабил кризис 2008 года. В отличие от других стран, которые ведут изоляционистскую политику в нефтегазовом секторе, либо политику рационального сотрудничества, оставляя преимущество для себя, Исландия ведет политику открытых дверей. Они верят, что у них есть нефть и газ, но сами не могут со своим бюджетом ни это изучить, ни это освоить. Поэтому они очень активно рассматриваются азиатскими странами, либо другими игроками, которые не- члены Арктического совета. Они хотят через Исландию продавить свое участие. Исландия будет готова на это пойти, потому что они работают со всеми, кто готов инвестировать, своих денег у них нет.

Население страны насчитывает 329,100. Крупнейший город - Рейкьявик - населяет порядка 120 тыс. человек, а в агломерации - более 200 тысяч человек, то есть 2/3 страны. В стране существует система масс-медиа, которая считается одной из самых независимых в мире. По данным организации «Репортеры без границ», в 2016 году страна заняла 19-е место в рейтинге свободы слова.

Стратегия Финляндии в Арктическом регионе во многом завязана на сотрудничество с Россией. Страна не имеет собственного шельфа и выхода в Северный Ледовитый океан, однако располагает обширной арктической территорией. Страна позиционирует себя как активный участник исследовательских проектов, разработчик технологий для безопасного освоения Арктики совместно с Норвегией, ЕС и Россией, и даже как своего рода «европейский форпост» в Арктике. В первую очередь, Хельсинки предлагает накопленный опыт в сфере высокоширотного судоходства и судостроения. Финны рассчитывают на малый и средний бизнес, вовлечение его в международные отношения. Кроме того, в финском Рованиеми находится самый северный университетский центр ЕС.

По данным Российского совета по международным делам, «в настоящее время Финляндия принимает активное участие в подготовке арктической стратегии Евросоюза, наряду с Еврокомиссией и Европарламентом».

Финляндия в 2016 году стала лидером рейтинга «Репортеры без границ» в части свободы средств массовой информации.

Швеция также занимает в этом рейтинге лидирующие позиции - 8-е место. В своей арктической стратегии королевство декларирует статус Арктики как зоны с низкой политической напряженностью, активную работу в Арктическом совете и продвижение арктических проектов на уровне Евросоюза.

Приоритетами в арктической политике Швеция называет охрану окружающей среды, экономическое развитие и развитие человеческого потенциала.

Норвегия является одним из ключевых европейских арктических игроков и основным субъектом международных отношений в тройке скандинавских стран. Это связано с тем, что Норвегия располагает протяженной береговой линией на севере, разветвленной сетью портов и активно ведет нефтедобычу на шельфе (не-арктическом).

Страна выступает за повышение судоходной активности, активизацию Севморпути и приоритет международного права. Также Норвегия проводит политику бережного природопользования, что уже позволило улучшить ситуацию с рыбными запасами в Баренцевом море. Также Норвегия заявляет свои права на запасы арктических углеводородов. При этом во главу угла в своей стратегии страна ставит сотрудничество с Россией, как с партнером по реализации всех направлений своей арктической политики. В рейтинге «Репортеров без границ» Норвегия занимает 3-е место.

Эксперты рекомендуют рассматривать «Скандинавскую тройку» - Норвегию, Швецию и Финляндию - как единого макроигрока со схожими природно-климатическими и социально-экономическими характеристиками, эффективно дополняющими друг друга:

Если мы говорим о разделении труда в Арктике между скандинавскими странами, то Норвегия это нефтегазовый комплекс и рыбные ресурсы, Швеция это лес и деревообрабатывающая промышленность, в том числе определенную роль там играет и добыча рудных ископаемых, а Финляндия это в больше степени технологии переработки биоресурсов и добыча полезных ископаемых, редкоземельных металлов, - объясняет директор Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) Федерального Университета Константин Зайков.

Литература

1.      "Видео Интернешнл "Трэнд" - реклама на ТВ и радио URL: http://trend.ru/ (дата обращения: 30.03.15).

2.      «НВК-Якутия» URL: <http://nvk-online.ru/>

.        «Репортеры без границ». URL: https://rsf.org/en/ranking/2016,

.        «Стратегия Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг.», URL: http://um.dk/en/media/UM/English-site/Documents/Politics-and-diplomacy/Arktis_Rapport_UK_210x270_Final_Web.ashx

5.      A Parliamentary Resolutionon Iceland's Arctic Policy, March 28 2011.

.        A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy. URL: https://www.mfa.is/media/nordurlandaskrifstofa/A-Parliamentary-Resolution-on-ICE-Arctic-Policy-approved-by-Althingi.pdf

.        Andrew, R., 2014. Socio-Economic Drivers of Change in the Arctic. AMAP Technical Report No. 9 (2014), Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP), Oslo, Norway

.        Arctic Human Development Report. Oddi Printing Co., Reykjavik, Iceland, 2014

.        Canada's Northern Strategy, Government of Canada, URL: <http://www.northernstrategy.gc.ca/index-eng.asp>

.        Charles Ebinger, John P. Banks, Alisa Schackmann. Offshore Oil and Gas Governance in the Arctic: a Leadership Role for the U.S. Washington, DC, 2014

.        Federal Communications Comission. URL:https://www.fcc.gov

.        Finland’s strategy for the Arctic region drafted. http://formin.finland.fi/public/default.aspx?contentId=194146&nodeId=49150&contentlan=2&culture=en-US

.        Iceland cuts mackerel quota but fails to meet EU demands // URL: http://www.eubusiness.com/news-eu/iceland-fishing.m5b/

.        Kevin McGwin. A Clear and Presidential Opportunity // The Arctic Journal, January 28, 2015

.        Lowson D., Watts A. How the Weather Affects Television Viewing. // Admap, January 1989. - P.25-32.

.        Lowson D., Watts A. How the Weather Affects Television Viewing. // Admap, January 1989. - P.25-32.

.        North Meets North. Navigation and the Future of the Arctic // Icelandic Ministry of Foreign Affairs. July 2006. URL: http://www.mfa.is/media/Utgafa/North_Meets_North_netutg.pdf

.        Norway’s Arctic Policy for 2014 and beyond - a Summary URL: <https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/report_summary/id2076191/>

.        Nymand Larsen, Joan. Arctic Human Development Report II. Regional Processes and Global Linkages. // Stefansson Arctic Institute, August 2008.

.        Sweden's strategy for the Arctic region. URL: http://www.government.se/information-material/2011/01/swedens-strategy-for-the-arctic-region-2011-2013/

.        The Arctic Social Indicators. Nordic Council of Ministers, URL:https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/48

.        The New Foreign Policy Frontier. U.S. Interests and Actors in the Arctic. Washington, DC, 2013.

.        Tv 2 Group. URL: http://www.tv2.no

.        Абдрахманов М. Ш., Давыдов С. Г., Стожарова Д. А., Стожаров А. В., Тимергазина Э. Р. Положение молодежи в Ямало-Ненецком автономном округе. СПб., Салехард :Любавич, 2011.

.        Акт правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" от 29 июля 2014 № № 1398-Р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2014 г.

.        Арктик-ТВ URL: http://www.arctic-tv.ru/

.        Архангельское телевидение URL: http://www.atkmedia.ru/ (дата обращения: 30.04.15).

.        Ассоциация кабельного телевидения России URL: http://www.aktr.ru/ (дата обращения: 05.05.15).

.        Ассоциация коммуникационных агентств России URL: http://www.akarussia.ru/ (дата обращения: 05.05.15).

.        Ассоциация телевидения высокой четкости и цифрового кино URL: http://www.hdunion.ru/ (дата обращения: 05.05.15).

Похожие работы на - Региональные особенности арктической зоны Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!