Отбывание наказания в колониях-поселениях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,87 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отбывание наказания в колониях-поселениях

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Общая характеристика колоний поселений

.1 История возникновения колоний-поселений

.2 Социальное назначение колоний-поселений

.3 Правовое регулирование деятельности колоний поселений

. Порядок и условия отбывания наказания в колониях-поселениях

.1 Порядок отбывания наказания в колониях поселениях

.2 Условия отбывания наказания в колониях-поселениях

.3 Современное состояние и основные пути развития колоний-поселений в рамках концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В наше время становится актуальной задача нейтрализации негативных последствий лишения свободы и его замены альтернативными видами наказания, чему сейчас государственная политика уделяет очень большое внимание. К числу учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы относятся колонии-поселения. Между тем, в деятельности колоний-поселений имеется достаточно много пробелов как в плане нормативно-правового регулирования, так и в части ее реализации в рамках функционирования уголовно-исполнительной системы.

Данный вид исправительного учреждения имеет очень огромное социальное значение, так как условия отбывания наказания в них созданы для меньшего негативного воздействия среды осужденных, а так же во избежание разрыва осужденным социальных связей. Отбывание наказания в колонии-поселения позволяет осужденным эффективно пройти этап исправления без утраты им своего прежнего социального состояния, что подтверждается различными средствами исправления - осужденные могут работать, создавать семьи, жить со своими семьями в пределах колонии-поселения. Этим и подтверждается актуальность выбранной мною темы.

Целями является изучение уголовно-правового и уголовно-исполнительного аспектов функционирования колоний-поселений как вида исправительных учреждений, анализ основных проблем исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях.

Предмет исследования - нормы уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие порядок и условия отбывания наказания в колониях-поселениях.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с отбыванием осужденными наказания в колониях-поселениях.

При написании курсовой работы использовались следующие правовые методы: диалектический, историко-правовой, логико-структурный, метод анализа, синтеза и др..

Структура данной работы: курсовая состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

колония поселение наказание

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ

.1История возникновения и развития колоний-поселений

Колонии-поселения в систему ИУ впервые были введены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. "Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления". Они предназначались для адаптации к условиям свободы осужденных, проведших длительное время в местах лишения свободы и в своей основе потерявших социально полезные связи с обществом. И действительно, в первые годы существования этих колоний им приходилось выполнять, прежде всего, именно данную функцию.

Администрация этих колоний проводила занятия с вновь прибывшими осужденными по вопросам организации жизни и быта в условиях свободы, стоимости продуктов питания и предметов первой необходимости, составления своего бюджета на месяц с учетом цен в столовой, магазине и др. Дело в том, что осужденные, пробыв в местах лишения свободы по 10 - 15 и даже по 20 лет, не знали реалий современной жизни, их приходилось вводить в курс дела. Позднее, когда осужденные к большим срокам наказания освободились и на смену им стали поступать лица, пробывшие в местах лишения свободы относительно короткое время, картина с преступностью и состоянием правопорядка в колониях изменилась в худшую сторону.

В 1977 г. появился новый вид колоний-поселений, предназначенных для содержания лиц, совершивших преступления по неосторожности. Он был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. "О внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик" после проведения удачного широкомасштабного эксперимента по содержанию лиц, совершивших преступления по неосторожности, в колониях-поселениях.

Дальнейшее развитие система колоний-поселений получила в Постановлении Президиума Верховного Совета о порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 г. "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик", которым был введен еще один вид колоний-поселений - колонии-поселения для лиц, совершивших впервые умышленные преступления, за которые им назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

В целом исправительно-трудовое законодательство РСФСР предусматривало три вида исправительно-трудовых колоний-поселений:

для лиц, совершивших преступления по неосторожности;

для лиц, совершивших умышленные преступления;

для лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из ИК других видов режима.

В настоящее время УИК предусматривает 4 категории осужденных, которые отбывают наказание колонии-поселении:

а) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;

б) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;

г) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима;

Исходя из изученной мной статистики, необходимо отметить, что на 1 января 2008 г. в УИС входило 158 колоний-поселений, в которых находилось 55107 осужденных. Для сравнения - в 2000 г. в УИС имелось 148 колоний-поселений, в которых содержалось около 35 тыс. осужденных;

в 2004 г. - 160 колоний-поселений и 69 тыс. осужденных;

в 2006 г. - 162 колонии-поселения и 53 тыс. осужденных;

в настоящее время по данным на 2010 год в России существует 151 колония-поселение, в которых содержится 51382 осужденных.

Современное предназначение и новое место колоний-поселений в уголовно-исполнительной системе с учетом исторического опыта просматривается через образцовые места заключения, переходные исправительно-трудовые дома и колонии облегченного режима, которые были предшественниками колоний-поселений и подходили под признаки ирландской прогрессивной системы. Конкуренцию институту колоний-поселений в настоящее время составляет уголовное наказание в виде ограничения свободы.

Поэтапный период развития учреждений данного типа показывает, что юридическая природа наказания, отбываемого в колониях-поселениях, и специфика реализации средств исправительного воздействия, применяемых к осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, не соответствуют учреждению, в котором исполняется наказание в виде лишения свободы. Но тем не менее практика показывает эффективность и целесообразность развития колоний-поселения.

.2Социальное назначение колоний поселений

Удельный вес осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, составляет около 5-7 % от общей численности лиц, отбывающих лишение свободы. Однако без этих учреждений уголовно-исполнительная система не только была бы незавершенной, но и не смогла бы эффективно выполнять свои функции.

Длительное время в уголовной и уголовно-исполнительной политике Российского государства господствовало мнение о том, что наиболее эффективное и универсальное средство противодействия преступности - наказание в виде лишения свободы. Например, в середине 1980-х годов удельный вес лишения свободы составлял свыше 45 % от всех видов уголовных наказаний. Такой подход отражал бытующее в обществе и по настоящее время убеждение, что лишение свободы является едва ли не панацеей от любого противоправного поведения. При этом явно преувеличиваются возможности исправительных учреждений в положительном воздействии на осужденных и недооцениваются негативные свойства, объективно присущие наказанию в виде лишения свободы. В частности, к отрицательным последствиям этого наказания относится резкое снижение, а иногда и полное прекращение социально полезных связей осужденных. По оценкам ученых, в условиях изоляции от общества гражданин выполняет не более 10 % тех социально одобряемых функций, которые он должен осуществлять на свободе. Изоляция не проходит бесследно и в нравственно-психологическом аспекте. Чем продолжительнее срок отбываемого наказания, тем более глубокими становятся негативные личностные изменения осужденного: пребывание в преступной среде при определенных условиях не только не способствует исправлению, но и оказывает на данное лицо еще более негативное влияние. Однако ни в настоящее время, ни в обозримом будущем общество не сможет обойтись без применения наказания в виде лишения свободы, а в силу этого становится актуальной задача нейтрализации негативных последствий этого наказания или его замены иными, альтернативными уголовно-правовыми мерами.

В настоящее время на практике возникают вопросы по поводу правомерности создания одинаковых условий содержания в колониях-поселениях разных видов, в частности, для лиц, переведенных в колонии-поселения из колоний общего и строгого режима, и для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, а также для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших лишение свободы. Нужно учитывать и то, что указанные категории лиц имеют различную степень общественной опасности. Можно еще отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует нормативное закрепление понятия «территория колонии-поселения», что вызывает значительные различия в понимании его субъектами уголовно-исполнительной системы. Имеются пробелы в правовом регулировании статуса осужденных, проживающих с семьями, поскольку весьма сложно отделить права и обязанности осужденного от прав и обязанностей членов его семьи в нерабочее время или время, свободное от выполнения соответствующих обязательств. Нет четкости и в вопросах о правомочиях администрации колонии-поселения по обеспечению надзора за данной категорией осужденных. Серьезные вопросы возникают в правовом регулировании и организации трудоиспользования лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Это только часть проблем исполнения наказания в колониях-поселениях, которые нуждаются в своем решении. К этому можно добавить и недостаточное использование опыта советского законодателя в регулировании вопросов функционирования колоний-поселений. Такого рода уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты деятельности колоний-поселений требуют своего изучения, поскольку иначе невозможно добиться необходимой эффективности деятельности этого вида исправительных учреждений как одного из средств сдерживания преступности.

Но даже при наличии многих пробелов, колонии поселения являются первоначальным этап подготовки осужденного к освобождению и дальнейшей его социальной адаптации. Так как объем правоограничений в колонии поселения сведен к минимуму, это способствует тому, что осужденный не теряет или восстанавливает свои социальные связи, подготавливается и создает почву для жизни на свободе после освобождения.

Поэтому, необходимо отметить, что сущность и назначение колонии поселения состоит не только в том, что данные учреждения являются исправительными, а также в том, что они предназначены для ускорение процесса ресоциализации осужденного после его освобождения от отбывания наказания, колонии такого типа оказывают довольно благоприятное воздействие на осужденных, содержащихся в них либо переведенных в данный вид учреждений.

.3Правовое регулирование деятельности колоний-поселений

Уголовно-исполнительный кодекс РФ посвящает правовому регулированию условий содержания в колониях-поселениях две статьи.

Однако, следует сделать вывод, исходя из сущности данного вида учреждений, этого недостаточно для отражения всей специфики деятельности колоний - поселения.

Отсутствуют также какие-либо специализированные подзаконные нормативные правовые акты, в которых законодательные установления могли бы найти развитие и конкретизацию.

Нормативно-правовая база исполнения наказания в колониях-поселениях основывается на совокупности как законодательных, так и подзаконных нормативно-правовых актов. Основными законами являются УИК РФ и Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В числе подзаконных нормативно-правовых актов наибольшее значение имеют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения.

В указанных и других правовых актах регулируются общественные отношения, связанные с исполнением наказаний в виде лишения свободы применительно ко всем исправительным учреждениям. В отношении колоний-поселений делаются изъятия и исключения. Однако такой подход субъектов уголовно-исполнительного нормотворчества представляется не совсем удачным, поскольку порождает определенные противоречия общих и специальных норм, а также противоречия нормативных предписаний с практикой деятельности колоний-поселений; кроме того, изъятия и исключения для колоний-поселений далеко не во всем отражают специфику этого вида уголовно-исполнительных учреждений. Одна из основных причин такого положения заключается в том, что колонии-поселении существенно отличаются от всех других исправительных учреждений по правовому статусу содержащихся там осужденных. В этой связи необходимо выделить нормы, регулирующие отбывание наказания в колониях-поселениях, в отдельный акт или часть общего нормативно-правового акта.

Режим отбывания наказания в колониях-поселениях по действующему законодательству имеет свою ярко выраженную специфику, если иметь в виду режим в исправительных учреждений, к разновидности которых относятся и колонии-поселения, которая заключается в том, что осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором. Тем самым подчеркивается особое состояние режима отбывания наказания в этом виде исправительных учреждений, предполагающее значительно большую степень передвижения осужденных как внутри колонии-поселения, так и за ее пределами. Однако нормативно-правовые акты, регулирующие режимные требования в исправительных учреждениях, явно в недостаточной степени учитывают это обстоятельство, и распространяют многие режимные требования в одинаковой степени как для колоний общего, строгого и особого режима, так и для колоний-поселений (например, перечень предметов, которые запрещается осужденным иметь при себе).

Деятельность колоний-поселений, в отличие от других исправительных учреждений, в значительно большей мере связана с органами местного самоуправления - по решению последних устанавливаются границы колоний-поселений, кроме того, территорией муниципального учреждения охватывается понятие «административно-территориальное образование», предусмотренное уголовно-исполнительным законодательством.

Труд осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, регулируется на основе трудового законодательства за теми исключениями, которые определены уголовно-исполнительным законодательством и которые вытекают из относительно большей свободы, которую имеют осужденные в колониях-поселениях, по сравнению с исправительными колониями иных видов. Такое положение позволяет осужденным во многом самим выбирать вид трудовой деятельности, включая реальную возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем в вопросах привлечения осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, имеется немало нерешенных проблем, и наиболее остро они проявляются в колониях-поселениях, расположенных в городской черте. Так, осужденные не имеют стабильных работодателей, из-за чего часто приходится менять места работы. Заработная плата находится на очень низком уровне, в результате чего осужденные испытывают материальные затруднения, поскольку должны самостоятельно заботиться о своем материально-бытовом обеспечении (питание и одежда). Уголовно-исполнительные нормы, регулирующие привлечение осужденных к труду, не во всем соответствуют правому статусу осужденного как гражданина России.

В целях совершенствования организации труда осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях не везде, но все-таки предусматриваются гарантии-квоты рабочих мест для осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, на предприятиях, расположенных в районе дислокации колонии-поселения, на основании решений соответствующих органов местного самоуправления, с предоставлением этим предприятиям некоторых налоговых льгот. Кроме того, многими авторами в диссертационных исследованиях предлагаются такие положения: осужденные-поселенцы должны получать трудовой отпуск такой же продолжительности, как и все другие граждане; вопрос о длительности выезда осужденных за пределы исправительного учреждения во время трудового отпуска при этом должен решаться дополнительно; для осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима, предлагают сохранить законодательное положение об обязанности осужденных трудиться на работах, определяемых администрацией исправительного учреждениях, при этом колонии-поселения целесообразно размещать в сельской местности и в районе лесозаготовительных (дерево перерабатывающих) работ, где имеются относительно более широкие возможности для обеспечения осужденных оплачиваемыми работами.

Сфера воспитательной работы среди осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, в отличие от других направлений деятельности исправительных учреждений, имеет менее строгое регулирование в уголовно-исполнительном праве, что объясняется особенностями педагогического воздействия, которое не может быть «втиснуто» в жесткие нормативные рамки.

Между тем потребность в единообразном применении правовых норм и исполнении наказания столь высока, что Главное управление исполнения наказаний было вынуждено самостоятельно разработать и утвердить Положение о колониях-поселениях. И хотя данный документ не является нормативным правовым актом, он до настоящего времени служит правовым ориентиром для правоприменителей. Ст.129 УИК РФ устанавливает, что в колониях-поселениях осужденные, как правило, проживают в специально предназначенных для них общежитиях.

В этих учреждениях не применяется такой привычный для исправительных колоний закрытого и полуоткрытого типа термин, как «рабочая зона», и существенно иное содержание вкладывается в понятие «жилая зона». Обусловлено это тем, что в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (ч.1 ст.129 УИК РФ) осужденные вправе свободно передвигаться в пределах колонии, а в п. «б» ч.1 ст 129 УИК РФ употребляется также термин «границы колонии-поселения». Однако, уголовно-исполнительное законодательство не разъясняет, где заканчиваются пределы колонии, что входит в ее границы, и это вызывает значительные расхождения в их понимании правопременителями.

В упомянутом Положении установлено, что, если колония-поселение расположена на территории населенного пункта (а таких колоний-поселений подавляющее большинство), она должна быть огорожена забором, имеющим контрольно-пропускной пункт. В данном документе установлено, что границы колонии-поселения утверждаются начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы по согласованию с местными органами самоуправления и должны быть расположены не далее чем за 5 км от центра дислокации колонии.

Колонии-поселения создавались с целью приобщения осужденных к жизни на свободе, обеспечения им возможности общения со свободными гражданами, территория колонии-поселения должна не только охватывать часть земли, ограниченную забором (жилую зону), но и включать в себя все пространство в пределах установленных границ. Если колония-поселение находится в населенном пункте, ее границы захватывают и часть его территории.

Итак, исходя из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность колоний-поселений, необходимо отметить, что в целом в российском уголовно-исполнительном законодательстве существует еще ряд пробелов, которые в скором времени будут урегулированы в свете Концепции развития УИС до 2020 года.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

.1 Порядок отбывания наказания в колониях-поселениях

Осужденные к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование к месту отбывания наказания, направляются в колонии-поселения, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения колонии-поселения или невозможности размещения в имеющихся учреждениях по согласованию с центральным аппаратом ФСИН России осужденные направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, в которых имеются условия для их размещения. Отправка осужденных в колонии-поселения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, производится только после получения информации о наличии условий для размещения в них осужденных.

В связи с этим на территориальный орган ФСИН России возлагаются следующие обязанности:

) вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение не позднее 10 суток со дня получения заверенной копии приговора суда, вступившего в законную силу;

) формирует личное дело осужденного (производит дактилоскопирование, составляет анкету и фотографирует осужденного), составляет справку-ориентировку.

В предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Время на проезд определяется из расчета следования до указанного в предписании пункта кратчайшим путем с наименьшим количеством пересадок. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих выезд или прибытие осужденного в установленный срок, по мотивированному постановлению начальника территориального органа ФСИН России срок, установленный для прибытия осужденного к месту отбывания наказания, может быть продлен. Осужденному разъясняется, что срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в колонию-поселение.

Время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, для чего ему рекомендуется сохранить проездные документы для предъявления в исправительном учреждении.

Личное дело осужденного и копия предписания направляются в исправительное учреждение фельдъегерской связью в сроки, обеспечивающие поступление документов до прибытия осужденного к месту отбывания наказания. Если в установленный в предписании срок осужденный не прибыл в исправительное учреждение, администрация учреждения направляет соответствующее уведомление в территориальный орган ФСИН России, выдавший предписание.

В случае уклонения осужденного от получения предписания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

После задержания осужденного суд в соответствии с ч.4.1 ст. 396 и п.18.1 ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу, а также о направлении осужденного в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном ст.75 и ст.76 УИК РФ, либо об изменении осужденному вида исправительного учреждения в соответствии с ч.4.1 ст. 78. При этом срок отбывания наказания исчисляется со дня задержания.

В случае признания судом причины неявки осужденного для получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок уважительной он направляется в колонию-поселение в порядке, предусмотренном ст. 75 Уголовно-исполнительного кодекса. Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.

В случае принятия судом решения о заключении под стражу и направлении в колонию-поселение под конвоем осужденный направляется к месту отбывания наказания в порядке, предусмотренном ст. 75 и ст.76 УИК РФ.

На территории Российской Федерации есть колонии-поселения, в которых отбывают наказание все категории осужденных. Это сказывается на психологической обстановке заключенных. Лица, переведенные в колонию-поселение из колоний строгого режима обычно имеют уже не одну судимость и отрицательно влияют на остальных.

При этом необходимо отметить что условия содержания осужденных в колонии-поселении сильно отличаются от условий в других видах исправительных учреждений и не позволяют изолировать одну группу осужденных от другой.

В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Исходя из этого, в колониях-поселениях отсутствуют такие признаки мест лишения свободы как охрана и изоляция осужденных. По причине этого некоторые заключенные не считают колонии-поселения местами заключения и нередко совершают новое преступление - побег.

Нередки случаи, когда отбывание наказания в колониях-поселениях назначается гражданам, ранее отбывавшим наказание в местах лишения свободы, больным туберкулезом, лицам с наркозависимостью, инвалидам. Значительная часть из них до осуждения ведет антиобщественный образ жизни, не имеет постоянного места жительства, многие отказываются трудиться (в колонии-поселении осужденные находятся на самообеспечении).

Часть из них физически, по причине заболеваний, не может трудиться и должна проходить курс лечения в больнице или госпитале, разумеется это не предусмотрено условиями колонии-поселения. Средства из бюджета на колонии-поселения не выделяются.

В зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы в соответствии со ст. 78 УИК РФ может быть изменен вид исправительного учреждения.

Не подлежат переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Осужденные, которые являются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима.

Порядок отбывания наказания в колониях-поселения регулируется в целом уголовно-исполнительным законодательством и имеет ряд специфичных особенностей, по сравнению с другими видами исправительных учреждений (например, содержание осужденных без охраны, но под надзором; трудовая деятельность в пределах территории муниципального образования и т.д.)

.2 Условия отбывания наказания в колониях-поселениях

Практика надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях показала, что если в отношении условий отбывания наказания колоний общего, строгого и особого режимов в законодательстве и в системе исполнения наказаний есть достаточная определенность, то в отношении колоний-поселений должной ясности нет. Пробелы в законодательстве в значительной степени влияют на организацию деятельности самих колоний-поселений, а также на всю систему исполнения наказаний.

За осужденными в колониях-поселениях осуществляется надзор, который включает в себя:

контроль за поведением осужденных в местах их проживания и работы, проверку наличия у них удостоверений установленного образца, ограничение их доступа на территорию, где расположены жилые дома работников колоний и иных лиц;

контроль за передвижением и нахождением осужденных в пределах границы территории колонии-поселения, определяемой администрацией учреждений;

контроля за осужденными, пользующимися правом проживания со своими семьями за пределами колонии-поселения в границах территории муниципального образования, где расположена колония-поселение;

обеспечение контроля за осужденными, которым разрешено передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением;

обеспечение выполнения осужденными требований Правил внутреннего распорядка;

предупреждение и пресечение нарушений установленного порядка отбывания наказания, побегов и других правонарушений;

проведение обысков;

изоляцию осужденных, допустивших нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Осужденные в колониях-поселениях в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах территории колонии, а также с разрешения администрации колонии могут передвигаться без надзора вне территории колонии, но в пределах соответствующего административно-территориального образования (если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением), границы которого устанавливаются в радиусе не более 5 км по заметным ориентирам и обозначаются на местности специальными знаками. Об объявлении границ с осужденных берется расписка. В пределах населенного пункта колония-поселение может быть огорожена забором, который и определяет границы ее территории.

Осужденные, отбывающие наказания в колониях-поселения имеют право:

носить гражданскую одежду, иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения;

получать и отправлять письма, получать бандероли, посылки, передачи и иметь свидания без ограничения их количества;

с разрешения администрации колонии могут проживать со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии или за ее пределами. Проживание осужденных без семьи вне общежития возможно в том случае, если они приобрели жилье в границах территории колонии. Они имеют право обзаводиться личным хозяйством.

Жилые помещения, в которых проживают осужденные, как на территории колонии, так и за ее пределами, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии. Они обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц.

К лицам, содержащимся в колонии-поселении, могут применяться следующие виды взысканий:

выговор;

дисциплинарный штраф в размере до 2 минимальных размеров оплаты труда;

водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

отмена права проживания вне общежития;

запрещение на срок до 30 суток выходить за пределы общежития в свободное от работы время;

Осужденным, проживающим в общежитиях, запрещается приносить в общежитие, использовать и хранить предметы и вещества, перечень которых определен Правилами внутреннего распорядка ИУ.

Осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть переведены в исправительную колонию, вид которой им был определен ранее судом, либо в исправительную колонию общего режима. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется в судебном порядке по представлению администрации. В одной колонии-поселении могут содержаться вместе осужденные мужчины и женщины, однако проживают они раздельно: либо в отдельных общежитиях, либо в отдельных блоках одного общежития.

С учетом того, что в колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, а лишь под надзором администрации колонии-поселения, закон запрещает перевод в эти ИУ осужденных:

при особо опасном рецидиве преступлений;

к пожизненному лишению свободы, а также лиц, которым этот вид наказания в порядке помилования заменен лишением свободы на определенный срок;

которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

не прошедших обязательного лечения и которым требуется специальное лечение в медицинских учреждениях закрытого типа;

не давших согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

В колониях-поселениях, как правило, раздельно отбывают наказание осужденные, совершившие преступления в соучастии. Это делается исключительно в профилактических целях.

Согласно ч. 4 ст. 129 УИК РФ осужденным разрешается заочно обучаться в высших и средних профессиональных образовательных заведениях, расположенных в пределах того же административно-территориального образования, что и колония-поселение. Причем, как подчеркивается в ч.4 ст. 108 УИК РФ, администрация колонии с учетом имеющихся возможностей содействует осужденным в этом процессе.

Колонии-поселения - единственный вид исправительных учреждений, в котором осужденные не разделяются по полу. В то же время подавляющее большинство колоний - сугубо мужские, поскольку в общей массе осужденных мужчины составляют около 90 %.

Хотя совместное содержание мужчин и женщин в одном учреждении законом допускается, проживают они в разных (отдельных) общежитиях, свободный доступ в которые лицам другого пола запрещен.

В отличие от остальных категорий осужденных к лишению свободы труд лиц, содержащихся в колониях-поселениях, регулируется законодательством о труде, за исключением правил приема, увольнения и перевода на другую работу. Заинтересованность осужденных в результатах своего труда в колониях-поселениях значительно выше, чем в других исправительных учреждениях. Это связано с тем, что в колониях-поселениях трудоспособные осужденные оплачивают все расходы на свое содержание (питание, одежда, жилищно-коммунальные, культурно-бытовые услуги и т. д.) за счет собственных средств. Заработанные деньги они получают на руки полностью, за исключением удержаний, предусмотренных ст. 137 ТК РФ. В отличие от других осужденных к лишению свободы на лиц, содержащихся в колониях-поселениях, не распространяется действие ч. 3 ст. 107 УИК РФ, устанавливающей гарантированный минимум заработной платы, то есть предельный размер удержаний.

Эта сфера правоотношений рассматриваемой категории осужденных, как закреплено в ч. З ст. 129 УИК РФ, регламентируется трудовым законодательством, согласно которому максимальный размер удержаний не может превышать 50 % (ч. 1,2ст. 138 ТК РФ). В том случае, если осужденные не работали по причинам, не зависящим от них, и не получали за это время заработной платы и пособий, все перечисленные виды обеспечения и обслуживания осуществляются по установленным нормам содержания осужденных за счет сметы колонии-поселения. Этим лицам взамен натуральных видов обеспечения разрешается выдавать денежную компенсацию, конкретный размер которой устанавливается начальником территориального органа УИС, исходя из действующих розничных цен в регионе и пособия по временной нетрудоспособности не менее минимальной ставки заработной платы, приходящейся на один рабочий день.

В соответствии со ст. 98 УИК РФ осужденные, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Причем последние выплачиваются осужденным независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Данное положение конкретизируется в Положении «об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду», объявленному Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду».

Помимо обычных пособий, выплачиваемых всем отбывающим лишение свободы (по временной нетрудоспособности, беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка, кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении), осужденным в колониях-поселениях выплачивается также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Такое пособие могут получать как матери, так и отцы, то есть лица, фактически осуществляющие уход за ребенком. Право на получение этого пособия сохраняется в случае работы осужденного, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому. В случае временной утраты трудоспособности осужденные получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях и затем предъявляют их администрации по месту работы. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 % заработка осужденного.

Как уже отмечалось выше, согласно ст. 129 УИК РФ осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии; в часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения на территории колонии-поселения; с разрешения администрации могут передвигаться вне территории колонии без надзора. Осужденным может быть разрешено проживание со своими семьями не только на территории колонии-поселения, но и вне нее. Они могут иметь при себе деньги, пользоваться обычной одеждой и т.д.

Таким образом, в колониях-поселениях отсутствуют основные признаки мест лишения свободы - охрана и изоляция осужденных.

В связи с этим среди определенной категории осужденных бытует стойкое убеждение, что колония-поселение не является местом лишения свободы, и они позволяют себе грубо нарушать правила внутреннего распорядка вплоть до совершения нового преступления - побега из мест лишения свободы.

Исходя из практики, осужденными, отбывающими наказание в колонии-поселения часто встречаются случаи самовольного оставления территории колонии-поселения либо объектов трудоустройства. По этим фактам возбуждаются уголовные дела.

На психологический климат, неблагополучную оперативную обстановку и стойкие намерения осужденных к побегу в достаточной степени влияет и назначение судами лицам, осужденным за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также за неосторожные преступления, отбывание наказания в колонии-поселении без учета обстоятельств совершения преступления и, в еще большей степени, личности виновного. В п. "а" ч. 1 ст. 58 УК сказано: с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительной колонии общего режима с указанием мотивов принятого решения. Подобного подхода к вынесению решения требует от судей и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. "О практике назначения судами видов исправительных учреждений".

Однако, на мой взгляд, судьи не всегда объективно оценивают указанные обстоятельства. Не единичны случаи, когда отбывание наказания в колонии-поселении назначается лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы; лицам с наркозависимостью, больным туберкулезом, венерическими заболеваниями, инвалидам. Мало того, что значительная часть из них до осуждения вела антиобщественный образ жизни, не имела определенного места жительства, многие находились в розыске, отказываются трудиться (хотя в колонии-поселении осужденные находятся на самообеспечении и должны сами зарабатывать себе на жизнь), так ведь часть из них по причине заболеваний не может трудиться и должна проходить обязательный курс лечения в условиях медицинского стационара, который по существующим нормам не предусмотрен в колонии-поселении. В то же время выделение денежных средств из федерального бюджета на эту категорию осужденных не предусмотрено. Стойкое нежелание работать, в свою очередь, негативно влияет на общую обстановку в колонии.

Поэтому судьям на региональном уровне было бы целесообразно при назначении наказаний за неосторожные преступления и умышленные преступления небольшой и средней тяжести очень внимательно изучать личность виновного и в соответствии с буквой закона назначать вид исправительного учреждения, в котором возможно как реальное исполнение наказания, так и реальная его изоляция от общества.

.3 Современное состояние и основные пути развития колоний-поселений в рамках Концепции развития Уголовно-исполнительной системы до 2020 года

В то же время одним из возможных путей решения проблем правового регулирования, частью из которых была названа выше, является необходимость разделения учреждений, входящих в институт колоний-поселений. В этом случае колонии-поселения для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, по-прежнему останутся в рамках данного института и будут развиваться как открытые тюрьмы или учреждения открытого типа с соответствующим лишению свободы способом правового регулирования.

Два других вида колоний-поселений - для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, - должны быть выведены из системы исправительных учреждений и формироваться как учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы.

Рассмотрим проект Концепции уголовно-исполнительной системы до 2020 года в отношении колоний-поселений:

кол-во учрежденийнополняемость учрежденийимеютсяпредлагаютсяобождаютсяимеютсяпредлагаютсявысвобождаютсяколонии-поселения160210-505138280464-29082КП общего режима11845194КП усиленного наблюдения для мужчин8427270КП усиленного наблюдения для женщин83200

Исходя из данного проекта, мы видим существенное увеличение численности данного вида исправительных учреждений, что говорит о введении в нашем государстве политики гуманизации Уголовно-исполнительной системы.

Проект также предусматривает три вида колоний-поселений: общего режима, усиленного наблюдения для мужчин и усиленного наблюдения для женщин.

Об условиях отбывания и порядке исполнения наказаний в колониях-поселениях соответствующих положений Концепция не предусматривает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении курсовой работы хотелось бы обратить внимание на наиболее существенные моменты в рамках раскрываемой мною темы, целями которой явилось изучение уголовно-правового и уголовно-исполнительного аспектов функционирования колоний-поселений как вида исправительных учреждений, а также анализ основных проблем исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях.

Организационно колонии-поселения еще с момента создания относились к органам, исполняющим наказание в виде лишения свободы, в связи с чем, правовое регулирование данной меры уголовного наказания было распространено и на рассматриваемый правовой институт, что в дальнейшем и предопределило их организационно-правовые проблемы.

В то же время социальное назначение колоний-поселений и поставленные перед ними цели и задачи потребовали значительного сокращения объема правоограничений, установленных для лиц, лишенных свободы. Это делалось на протяжении многих лет с целью, чтобы уменьшить, а в некоторых случаях и исключить отрицательное влияние отрицательно направленных осужденных на тех, кто впервые отбывает наказание, а так же с целью повысить эффективность подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания и выхода их на свободу.

Современное предназначение и новое место колоний-поселений в уголовно-исполнительной системе с учетом исторического опыта просматривается через образцовые места заключения, переходные исправительно-трудовые дома и колонии облегченного режима, которые были предшественниками колоний-поселений и подходили под признаки ирландской прогрессивной системы. Конкуренцию институту колоний-поселений в настоящее время составляет уголовное наказание в виде ограничения свободы.

Юридическая природа наказания, отбываемого в колониях-поселениях, и специфика реализации средств исправительного воздействия, применяемых к осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, не соответствуют учреждению, в котором исполняется наказание в виде лишения свободы. По указанным признакам, а также характеристике осужденных, направляемых в колонии-поселения, в них отбывается наказание в виде ограничения свободы.

В настоящее время УИК предусматривает четыре категории осужденных, которые отбывают наказание колониях-поселениях. На практике возникают вопросы по поводу правомерности создания одинаковых условий содержания в колониях-поселениях разных видов, в частности, для лиц, переведенных в колонии-поселения из колоний общего и строгого режима, и для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, а также для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших лишение свободы. Нужно учитывать и то, что указанные категории лиц имеют различную степень общественной опасности.

Если говорить о вероятных перспективах развития института колоний-поселений, то можно предположить, что ввиду своей несомненной эффективности он сохранится при всех новациях, определяемых осуществляемым в настоящее время реформированием уголовно- исполнительной системы.

В то же время одним из возможных путей решения проблем правового регулирования является необходимость разделения учреждений, входящих в институт колоний-поселений.

Таким образом, колонии-поселения для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, по-прежнему останутся в рамках данного института и будут развиваться как открытые тюрьмы или учреждения открытого типа с соответствующим лишению свободы. Данный вид исправительных учреждений в свете Концепции развития УИС до 2020 года остаются одним из эффективных механизмов гуманизма по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция РФ принятая 12 декабря 1993г. (в ред.на сентябрь 2011г);

2.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 07.12.2011);

."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.12.2011);

."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 07.12.2011);

.Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы";

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. "О практике назначения судами видов исправительных учреждений";

.Постановление Правительства РФ от 05.08.2009 N 634 "Об утверждении Правил оплаты проезда осужденных, самостоятельно следующих в колонию-поселение, и обеспечения их продуктами питания (деньгами) на время проезда";

.Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 06.11.2011) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";

.Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2005 N 7161);

.Приказ Минюста РФ от 06.04.2009 N 102 "Об утверждении Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.04.2009 N 13744);

.Приказ Минюста РФ от 13.07.2006 N 252-дсп <О признании утратившей силу Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утв. Приказом Минюста РФ от 07.03.2000 N 83> (Выписка) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.2006 N 8118);

.Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 N 259 (ред. от 06.06.2006) "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2006 N 7503);

.Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 N 2 (ред. от 08.09.2006) "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2006 N 7426);

.Приказ МВД РФ от 10.07.1992 N 229 "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительно - трудового учреждения в другое, а также условно освобожденных из мест лишения свободы и условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду на работу в другую местность" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.1992 N 109);

.Сборник: стат.о состоянии УИС РФ/Фсин России; Москва,2010г;

.Кармянский И. Исполнение наказания в колониях-поселениях. Законность №5, 2005г;

.Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, 2010 г;

.Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И.Зубкова,2012г;

.Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Коновалова И.А., 2006г;

.Уголовно-исполнительное право; А.С.Михлин,2009г.;

.Уголовно-исполнительное право РФ. (Учебное пособие) Хаитжанов А.С.,2006г.;

.Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. (Учебник) Под ред. Трунова И.Л.,2006г.;

.Уголовно-исполнительное право. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б,2008 г.

.Селиверстов В.И.,Уголовно-исполнительное право: Схемы и комментарии;2010г..

.Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова,2009г.

.Зубков А.А.,Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебное пособие,2003г.

.МихлинА.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы,2003г.

.Уголовно-исполнительное право: Учебник:Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина;2006 г.

.Зубков А.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебное пособие,-М.,2003 г.

.Селиверстов В.И., Филимонов О.В. Правовое положение лиц, отбывающих наказания, 2007 г.

.Уголовно-исполнительное право: В. Б. Малинин - Санкт-Петербург, Издание профессора Малинина, 2010 г.- 221.

.Уголовно-исполнительное право, Трунов И.Л;2005 г.

.Уголовно-исполнительное право, С.И.Курганов;2010г.

.Поощрительные институты их реализации при л/св.,А.С.Бабаян,2009г

.Уголовно-исполнительное право: Курс лекций, А.А.Толкаченко,2012г.

.Курс лекций по уголовно-исполнительному праву; В.А.Уткин,2010г.

.Уголовно-исполнительное право; А.Е.Федяев,2009г.

.История УИС; Ю.А.Реент,2006г.

.Уголовно-исполнительное право. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б,2008 г.

.Чатаджян А.Г. Колония-поселение как вид исправительного учреждения:Уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты Краснодар 2006г.

Похожие работы на - Отбывание наказания в колониях-поселениях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!