контроль.
Такая позиция, на наш взгляд, не является бесспорной. «Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения» представляет собой один из принципов местного самоуправления. Этот принцип, наряду с другими принципами, пронизывает все его функции, оказывает активное воздействие на их развитие, лежит в основе выполнения каждой из них.
Перечисленные в качестве «социально-организационных» функций местного самоуправления процессуальные действия являются стадиями любой управленческой деятельности, т.е. этапами реализации практически любой функции местного самоуправления.
Кроме того, авторы приведенных классификаций не указывают критерии выделения перечисленных функций.
В качестве общего критерия разделения функций местного самоуправления можно выделить специфику объекта муниципального воздействия, особенности тех общественных отношений, на которые воздействуют субъекты местного самоуправления в процессе своей деятельности.
Исходя из указанного критерия, можно выделить следующие функции местного самоуправления в Российской Федерации: экономическую, социальную, экологическую (природоохранную), функцию содействия развитию культуры и образования (культурно-воспитательную), функцию охраны общественного порядка.
Функции местного самоуправления, несмотря на определенное сходство с функциями государства, будут отличаться от последних по своему внутреннему содержанию и формам реализации.
Наличие экологической функции в числе функций местного самоуправления обусловлено указанными выше целью местного самоуправления и его задачами.
Одним из условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека на территории муниципального образования, является обеспечение благоприятного качества окружающей среды. Это и достигается в результате реализации экологической функции (природоохранной деятельности) субъектов местного самоуправления.
Поселения определяют непосредственную среду жизнедеятельности каждого человека, в пределах которой они выявляют и стремятся к удовлетворению своих повседневных потребностей. Специфические социально-экономические и природные условия поселения порождают общие экономические и экологические интересы людей, в результате чего складывается соответствующая социально-территориальная общность.
Важнейшей задачей субъектов местного самоуправления и является поиск оптимального соотношения экономических и экологических интересов населения муниципального образования. При этом деятельность субъектов местного самоуправления не должна противоречить общегосударственным интересам и общегосударственной политике.
В числе вопросов местного значения в законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.9 ч.1 ст.15, п.11 ч.1 ст.16 называет организация мероприятий по охране окружающей среды - межпоселенческого характера и в границах городского округа.
Учитывая вышеизложенное, под природоохранной (экологической) функцией местного самоуправления следует понимать закрепленную в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий по обеспечению благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования. Соответственно, природоохранная деятельность субъектов местного самоуправления представляет собой реализацию экологической функции местного самоуправления.
Экологическая функция местного самоуправления принадлежит к числу основных, постоянных и наиболее значимых функций местного самоуправления, что связано с высокой степенью актуальности решения экологических проблем в муниципальных образованиях.
Специфика экологической функции местного самоуправления такова, что ее объектом являются общественные отношения по поводу окружающей среды в муниципальных образованиях на прилегающим к ним территориях.
При этом необходимо различать два понятия: «объект экологической (природоохранной) функции» и «объект (предмет) природоохранной деятельности». Если под объектом экологической функции местного самоуправления понимаются специфические общественные отношения, то объектами природоохранной деятельности (объектами охраны) являются окружающая среда в целом, природные и природно-антропогенные объекты.
Раскрывая содержание природоохранной функции местного самоуправления, нельзя обойти вопрос о ее цели, формах и методах осуществления.
Цель экологической функции местного самоуправления - сохранение (восстановление) благоприятного состояния окружающей природной среды, повышение ее качества и поддержание экологического равновесия на территории конкретного муниципального образования в соответствии с правовыми экологическими требованиями.
При этом благоприятность окружающей природной среды заключается в таком состоянии экологических систем, при котором пользование ими не наносит ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, чем обеспечивается максимальный уровень их физического и психического здоровья.
Реализация экологической функции местного самоуправления, т.е. собственно природоохранная деятельность предусматривает осуществление комплекса мероприятий, выполняемых субъектами местного самоуправления постоянно и последовательно. Формами осуществления этой функции (как и остальных функций данного социально-правового института) являются различные стороны деятельности субъектов местного самоуправления.
1.2 Реализация полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Первым направлением природоохранной деятельности подавляющего большинства муниципальных органов власти является обеспечение надлежащего санитарного состояния соответствующих территорий. В числе основных проблем данной сферы стоит проблема обращения с отходами производства и потребления.
Для решения этой задачи органы местного самоуправления, с одной стороны, устанавливают нормы накопления бытовых отходов (как жидких, так и твердых) в год на одного человека в границах муниципального образования, а также нормы накопления отходов от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений. С другой стороны, определяют порядок сбора и удаления бытовых отходов с территорий жилого фонда. С третьей стороны, представительные (как правило) органы местного самоуправления утверждают соответствующие тарифы по вывозу бытовых отходов.
Указанные акты принимаются в целях обеспечения необходимого санитарно-эпидемиологического состояния городских территорий и упорядочения расчетов по оплате услуг за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов с организациями и предприятиями, исходя из реальных объемов их образования. Непосредственные работы по вывозу бытовых отходов осуществляет специализированное муниципальное предприятие.
На территории большинства муниципальных образований, органы местного самоуправления ограничиваются решением конкретных проблем в сфере обращения с отходами. Такой путь может быть определен как экстенсивный, и, на наш взгляд, не позволяет в перспективе решить данную экологическую проблему.
Намного больший интерес представляет опыт интенсивного решения проблемы. Авторами такого опыта являются органы местного самоуправления крупных городских поселений, где проблема размещения и переработки отходов является наиболее актуальной. Так, ежегодно в Якутске образуется до 1,0 млн. тонн отходов производства и потребления. Все складируется на 1 полигоне твердых бытовых отходов, эксплуатация и содержание которых не отвечают требованиям природоохранного законодательства. Полигон давно исчерпал свою мощность и заполнен выше проектной отметки. Отсутствие хорошо организованной системы сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов, несовершенство правовых и экономических рычагов для ведения этой системы. Особую тревогу вызывает образование различных свалок, площадь которых составила в 2012 г. около 185,0 тыс. кв. км.
Учитывая сложившуюся ситуацию с образованием и переработкой отходов, органы власти г. Якутска (и не только его) осознали необходимость модернизации системы управления отходами города с максимальным учетом местной специфики и использованием промышленного потенциала города, направленной на последовательное уменьшение объемов отходов города, подлежащих захоронению.
Однако вывоз и размещение отходов за пределами городского поселения на специальных полигонах, либо размещение отходов на окраинах не решает как таковую проблему обращения с отходами. Под свалки бытовых отходов, как уже упоминалось, заняты колоссальные площади земель. Одним из решений данной проблемы является постройка заводов по переработке таких отходов по экологически безопасной технологии.
Представляется, что разработка таких планов и программ, наряду с финансированием и построением экологически безопасных предприятий по переработке отходов, и являются приоритетными в совершенствовании деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.
Вторым направлением реализации природоохранных полномочий органов местного самоуправления является участие в формировании и функционировании экономического механизма охраны окружающей среды, предусмотренного федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Участвовать в этой деятельности они могут, на наш взгляд, двумя путями. С одной стороны, осуществляя отдельные государственные задачи и функции, которыми они были наделены в соответствии с предусмотренной федеральными законами процедурой. С другой стороны, органы местного самоуправления могут создавать дополнительные экономические гарантии реализации экологических прав граждан.
Структура экономического механизма охраны окружающей среды предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». В части интересующей нас деятельности органов местного самоуправления по участию в реализации мероприятий в рамках экономического механизма охраны окружающей среды следует выделить следующие основные моменты.
Во-первых, муниципальные органы власти посредством принятия нормативных правовых актов могут освобождать определенные категории налогоплательщиков от платы за загрязнение окружающей среды, в том числе сверхнормативного выброса (сброса).
Во-вторых, органы местного самоуправления устанавливают размер платы за загрязнение окружающей среды города (выбросы, сбросы вредных веществ) и порядок приема загрязняющих веществ в городскую канализацию и водные объекты. При этом решением муниципальных органов могут создаваться комиссии по рассмотрению материалов по взиманию платежей за загрязнение окружающей среды.
В - третях, органы местного самоуправления регулируют порядок оказания платных услуг природоохранного назначения городским органом по охране окружающей среды.
В-четвертых, муниципальные органы выполняют обязанность по финансированию природоохранных мероприятий на территории соответствующего муниципального образования.
В части охраны вод органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, направленные на предотвращение загрязнения отдельных водных объектов, включая водные объекты федерального значения.
Особым направлением природоохранной деятельности органов местного самоуправления можно считать сферу градостроительства. Федеральные и региональные законы обязывают органы местного самоуправления разрабатывать правила землепользования и застройки, в которых должны быть предусмотрены, среди прочих, вопросы охраны окружающей среды в границах муниципального образования при осуществлении градостроительной деятельности. Можно выделить два принципиальных направления экологической деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере: требования к озеленению и благоустройству территории, а также экологические требования к застройке.
В части требований к озеленению и благоустройству Правилами застройки городских муниципальных образований могут предусматриваться создание новых, реконструкция и благоустройство существующих парков, садов, скверов, зон кратковременного и долговременного отдыха, а также озеленение небольших свободных участков (склонов, аллей), озеленение улиц, проездов, набережных, тротуаров.
Экологические требования к застройке означают, что строительство и реконструкция предприятий должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим раздел охраны окружающей среды и получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранными нормами.