Обеспечение режима отбывания наказания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,23 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обеспечение режима отбывания наказания

Введение

наказание отбывание осужденный правовой

Значение режима отбывания наказания заключается в том, что без него невозможна реализация целей наказания, как таковых. Лишь с помощью четкого и полного осуществления режима отбывания наказания возможно достижение целей наказания, на что и направлена уголовно-исполнительная политика, проводимая Российской Федерацией.

Актуальность темы данной курсовой работы, заключается в соответствующем рассмотрении, анализе и выявлении, значения средств обеспечения режима отбывания наказания, в виде лишения свободы для достижения целей наказания.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие режим отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Предмет исследования составляют нормативно-правовые акты, подзаконные акты, регламентирующие порядок отбывания наказания, а также юридическая и иная литература по теме исследования.

Цель настоящего исследования заключается в комплексном, системном анализе средств обеспечения режима отбывания наказания, в виде лишения свободы и их значение для достижения целей наказания.

Задачи, поставленные в исследовании:

изучение истории становления и развития средств обеспечения режима отбывания наказания в России;

рассмотреть средства обеспечения режима отбывания наказания в исправительных учреждениях;

исследовать и проанализировать значение установленного распорядка дня осужденных, как основы режима отбывания наказания, для достижения целей наказания.

Методологическую основу составляют общетеоретические и частнонаучные методы научного познания: логический, исторический, системный, сравнительно-правовой, диалектический, социологический, аналитический.

1. Средства обеспечения режима отбывания наказания в дореволюционной и советской России

1.1Средства обеспечения режима отбывания наказания в дореволюционный период

История российского пенитенциарного законодательства является неотъемлемой частью истории российской государственности. Из чего следует, что этапы развития российского уголовно-исполнительного законодательства совпадают с основными периодами развития государства.

На режим отбывания наказания в местах лишения свободы обращали внимание в своих исследованиях ученые, изучающие пенитенциарную историю: профессоры Гернет М.Н., Детков М.Г., Таганцев Н.С. Так Гернет М.Н. писал о царской тюрьме: «В истории царской тюрьмы нет и не могло быть ни одного светлого периода хотя бы самой краткой продолжительности. Попытки некоторых авторов при помощи искусственного освещения сделать светлыми беспрерывные темные пятна очень слабы и редки. Девизом старой русской темницы было «Поменьше света во все места заключения». Этот же девиз был перенесен и в тюрьмы всего последующего времени. Наряду с этим девизом был и другой - «Поменьше света из самой тюрьмы». Стены, окружавшие большинство царских тюрем до последнего дня их существования, как бы символизировали, что они строго оберегают тайну всего там творящегося»

Лишение свободы в виде тюремного наказания, впервые введенное в Российском государстве Судебником 1550 г. В Судебнике прослеживается наличие четырех видов мест заключения. Это частные тюрьмы, расположенные при дворах крупных феодалов и князей, где заключенные помещались в подвалы, погреба или иные места различной степени приспособленности; государственные тюрьмы, такие, как Белоозеро; монастыри, где в подвалах и застенках содержались лица духовного звания и противники церковной власти, и места заключения, развитие которых происходило в процессе земско-губных преобразований (с 30-х г. XVI в.)

Профессор Таганцев Н.С. писал, что тюрьмы в XVI и XVII вв. никаким особенным целям не служили. Государство заботилось только об одном - чтобы тюремные сидельцы из тюрем по возможности не бежали. Государство их сажало в тюрьмы, а как они сидели там, это для него был вопрос второстепенный.

Можно сказать, что в России XVII в. тюремное заключение, как лишение свободы не играло существенной роли.

Артикул воинский от 26 апреля 1715 г. содержал в основном нормы только уголовного права и являлся, по сути, первым систематизированным уголовным законом России. Цель наказаний - устрашение, исполнялись они в основном публично. Виды наказаний совпадали с наказаниями, предусмотренными Соборным уложением 1649 г., новым видом смертной казни был расстрел.

Особенностью данного периода было расширение тюремного заключения. К видам лишения свободы относились: заключение «в железах», тюремное заключение, «сослание на галеры». В большинстве своем наказания, связанные с лишением свободы, определенных сроков не имели. Порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы не нашли своего отражения в Артикуле. В ряде случаев тюремное заключение совмещалось с церковным покаянием. Осужденные к лишению свободы стали использоваться и в экономических целях как наиболее дешевая рабочая сила.

«Арестантскими ротами» - так называли заключенных используемых на крепостных работах. Преступники были даровой рабочей силой, не требующей государственных затрат, а напротив, представляющей широкие возможности для извлечения максимальной выгоды». Их используют в огромном количестве для осуществления планов преобразования России на гребных судах, на строительстве крепостей, гаваней, в рудниках на добыче соли.

В период правления Екатерине II создаются приказы общественного призрения, на которые возлагаются функции организации исполнения наказания в виде лишения свободы в работных и смирительных домах. Значительный вклад в развитие пенитенциарного права внес ее проект «Положения о тюрьмах» 1788 г. Данный документ предусматривал совершенствование тюремных учреждений и смягчение порядка отбывания наказания заключенных.

Профессор Гернет М.Н. говорит о том, что в этот проект «были внесены такие основные требования об организации тюрем, которые не только в России, но и в других странах были в полном противоречии с действительным положением мест лишения свободы и которые начали осуществляться много позднее, лишь через несколько десятилетий»

Тюремная инструкция 1831 г., регламентировала исполнение лишения свободы. Данная инструкция предусматривала прием, размещение, режим отбывания наказания, воспитательного воздействия, трудовой деятельности и условий содержания заключенных. Затем в период царствования Александра I были осуществлены ряд мер по гуманизации пенитенциарной деятельности. В частности, были отменены многие устрашающие или позорящие уголовные наказания.

Главными недостатками в организации режима отбывания наказания, тюремного быта, по словам профессора Деткова М.Г. были: «теснота тюремных зданий и совершенное несоответствие размеров помещений количеству лиц, подлежащих заключению. Совместное содержание самых разнообразных категорий заключенных, требующих строгого разобщения, отсутствие всяких сколько-нибудь правильно организованных работ и вытекающая отсюда полнейшая бездеятельность арестантов».

Первым систематизированным законодательным актом об отбывании лишения свободы стал «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и о ссыльных» 1832 г. Он устанавливает право заключенных снабжаться одеждой и обувью и питаться за счет казны, но обходит молчанием условия тюремного режима, кроме требования, чтобы арестанты бывали на исповеди, а священник склонял их к признанию и раскаянию. В результате систематизации российского законодательства был разработан новый уголовный закон «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г., который является первым в истории России кодифицированным источником. Уложение было утверждено императором Николаем I, содержало 2224 статьи и было помещено в XV томе Свода законов. Тюремное заключение становится главным видом уголовной и политической репрессии. Краткое определение тюремного заключения гласило: «Тюремное заключение значит принудительное помещение человека, в наказание за учиненное им преступное деяние, в государственное сооружение, ограничивающее свободу передвижения его определенным пространством».

Профессор Таганцев Н.С. писал о тюрьме середины XIX в., что «…ее двухсотлетнее существование представляет только историю ее неустройства. Тюрьмы наши, говорится в отчете попечительного общества, о тюрьмах за 1857 г., большею частью ветхи и сыры, построены на неудобных низменных местах, несообразно с числом заключенных. Пища арестантов крайне не питательна вследствие отпуска только на хлеб и на крупу без мяса. Арестанты по тесноте помещения не только не могут быть заняты работами, но не всегда даже размещаются по родам преступлений. Болезни и сама смертность между заключенными представляют громадную цифру, по средней сложности последних трех лет - одного больного на шесть здоровых и одного умершего на шестнадцать больных. Еще несостоятельнее тюрьмы с точки зрения нравственного влияния на заключенных. Самый неопытный арестант, брошенный в толпу опытных негодяев, скоро становится таким же».

Нужно также учесть, что сам режим отбывания наказания заключенных зависел от их социального положения. Например, для лиц дворянского и духовного звания старались выделять отдельные камеры, организовывали соответствующий рацион пищи, отправляли в Сибирь отдельными экипажами. В то же время для лиц «подлого» происхождения, крестьян и рабочих, были только общие камеры, из них формировались этапы и отправляли их в Сибирь по знаменитой Владимирской дороге. Соответственно, различным было содержание политических и уголовных заключенных. Политических, которых первоначально было мало и ответственность за их содержание была очень высокой, было трудно охранять. Но охранять политзаключенных для тюремных властей было «почетно», так как производство чинов шло быстрее и денежные награды были выше, чем за охрану уголовных арестантов.

Непосредственное переустройство тюрем началось в связи с реформами проводимыми Александром II. С 1866 г. стала проводиться тюремная реформа, продолжавшаяся до образования в 1879 г. Главного тюремного управления (ГТУ) Российской империи. Главная задача, которая была поставлена перед проведением реформы: привести в порядок тюремные учреждения, обеспечить сносный режим исполнения и отбывания наказания заключенных.

Деятельность ГТУ началась с того, что различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и другие экзотические «зоны» в России ликвидировали. Вместо них были созданы места лишения свободы трех основных типов: крупные тюрьмы, так называемые централы, подчиненные непосредственно ГТУ; тюрьмы общего типа подчиненные губернским тюремным инспекциям; каторжные тюрьмы.

Хотя и медленно, но смягчался режим отбывания наказания, были отменены обязательные клеймения каторжников, запретили наказание женщин-заключенных розгами. Раздельно стали содержать политических и уголовных заключенных. Однако пережитки сословного подхода к арестантам все же сохранились.

В своих исследованиях Исаев М.М. писал о том, что «наиболее тяжким видом лишения свободы является каторга. Режим каторги, наихудший в данной пенитенциарной системе, поскольку законодательство той или иной страны сохраняет ссылку, каторга или отбывается в местностях, предназначенных для ссылки, или же ссылка является обязательным последствием каторги». Вопрос о ликвидации каторги поднимался в научно-исследовательской литературе XIX - начала XX в., но он так и не был решен положительно из-за упорного противодействия царских властей.

Конечной целью тюремной реформы того времени стало создание в 1879 г. Главного тюремного управления. Данное событие преследовало своей целью упорядочение пенитенциарной системы царской России. В ведении ГТУ находились все места заключения, каторжные работы, ссылка и пересылка арестантов.

Февральская революция 1917 г. в России, и ее последствия оказали определенное влияние на положение тюремного дела: была разработана принципиально новая концепция исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, основанная на принципах гуманизма и демократических начал. Была поставлена основная задача мест заключения - перевоспитание человека. Но характерной особенностью этого периода было сохранение системы исполнения наказания в неизменном виде и ухудшение бытовых условий содержания заключенных, вызванное материальным ущербом, нанесенным революцией.

Уже летом 1917 г. Временному правительству пришлось отказаться от курса на гуманизацию исполнения уголовных наказаний и принять меры по ужесточению порядка и условий содержания заключенных.

Систему царской тюрьмы вряд ли можно рассматривать, как пример заботы об арестанте с целью его нравственного и физического оздоровления.

Подводя итоги можно сделать следующий вывод. В изученный период только начинают появляться средства обеспечения режима отбывания наказания и, как о таковом полноценном режиме отбывания говорить еще рано. То же происходит и с целями наказания. Не было, как стройной системы исправительных учреждений, так и самой системы отбывания наказания, нормативная база практически отсутствовала.

1.2Средства обеспечения режима отбывания наказания в советский период

После великой октябрьской революции началось постепенное становление системы исполнения отбывания наказания, основой которых являлось лишение свободы. Происходило формирование видов исправительных учреждений, преимущественно местами отбывания наказания являлись исправительно-трудовые колонии. Все большее внимание уделялось режиму отбывания наказания и соответственно стали появляться определенные средства его обеспечения. Появляется иерархия исправительных учреждений, начинают возникать зачатки режима отбывания наказания, следовательно, и его средства. Наиболее интересное в этом отношении время обозначилось в начале 50-х годов XX в.

В этот период начинается восстановление демократических начал в исправительно-трудовой политике, с 1954 г. деятельность исправительно-трудовых учреждений уже регламентировалась не ведомственными нормативными актами, а нормативными документами, утвержденными высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти - Советом Министров СССР. В частности, Советом Министров СССР 10 декабря 1954 г. было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое упразднило действие многих ведомственных нормативных актов.

Основной задачей исправительно-трудовых учреждений признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, а конечной целью их деятельности - исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к общественно полезному труду. Положение предусматривало проведение общеобразовательной и профессионально-технической подготовки. В целях раздельного содержания разных по степени общественной опасности категорий осужденных и дифференцированного на них воздействия четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. Тюрьмы как места лишения свободы сохранялись, но только для осужденных, нуждающихся в особо строгой изоляции.

Утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 8 февраля 1958 г. Положением об ИТК и тюрьмах, изменило систему мест лишения свободы на ИТК:

облегченного режима для лиц, осужденных на срок до 3-х лет (с правом проживания с семьей за зоной);

общего режима для впервые осужденных на срок более чем на три года;

строгого режима (для рецидивистов);

спецстрогого режима (для опасных преступников и злостных нарушителей режима);

предусматривался и тюремный режим.

С введением данного Положения стали создаваться самодеятельные организации осужденных.

декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР. В качестве целей наказания ч. 1 ст. 20 УК РСФСР устанавливала: «Исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами».

Законодательно стало закрепляться понятие режима отбывания наказания. В качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных, исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. называет: общественно полезный труд, политико-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных, а так же в их число входит и режим отбывания наказания.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР закрепил основные формы политико-воспитательной работы с осужденными: трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная и пропагандистская работа, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа, индивидуальная работа. Все эти мероприятия проводились с осужденными дифференцированно с учетом вида исправительно-трудовой колонии и установленного режима. В тюрьмах и помещениях камерного типа такая работа проводилась покамерно.

В Советском государстве исправительно-трудовая колония являлась сложным социально-правовым институтом. Главными задачами которого, Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР 1961 г. определяло: обеспечение режима отбывания наказания по приговорам судов в точном соответствии с исправительно-трудовым законодательством, исправление и перевоспитание осужденных с целью подготовки их к честной трудовой жизни, предупреждение совершения новых преступлений.

В поставленных законодателем задачах мы можем проследить взаимосвязь, увидеть какое значение имеет режим отбывания наказания. В первую очередь говорится о том, что необходимо обеспечить режим отбывания и тогда будут достигнуты цели наказания. Развитие системы исполнения уголовных наказаний в целях обеспечения эффективности и законности ее деятельности вызывало необходимость научного определения и законодательного закрепления содержания основных средств, процесса исправления и перевоспитания осужденных. Одним из таких средств исправительно-трудового воздействия закон назвал режим отбывания наказания.

Правила внутреннего распорядка ИТУ 1972 г. являются основным документом, который определял режима отбывания наказания и порядок его обеспечения. Данные правила устанавливали:

нормы приема осужденных в учреждения;

правила поведения во время работы и отдыха,

перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных;

перечень и количество предметов и вещей, которые могут иметь при себе осужденные;

порядок изъятия запрещенных предметов;

правила проведения проверок, свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач и т.д.

История развития пенитенциарной системы придает огромное значение труда в формировании личности преступника, отвечающей элементарным требованиям общежития. Труд в исправительно-трудовых учреждениях признавался обязанностью осужденных. Причем эта обязанность исключала применение такого понятия, как «принудительный или обязательный труд».

Обязанность осужденных трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом, подтверждена также Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.

Государство, провозглашая и закрепляя в законе принцип обязательности труда осужденных, естественно, берет на себя обязательство обеспечить создание условий для их общественно-полезного, производительного труда.

Советская государственная политика особо выделяла идеологические меры воздействия на осужденных, основная роль здесь принадлежала политико-воспитательной работе. В Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1958 г. №1334 и объявленном Приказом МВД СССР от 15 декабря того же года №990, были определены содержание и основные направления политико-воспитательной работы. Ставилась задача социалистического строительства, которая должна быть направлена на воспитание их в духе строгого соблюдения советских законов и правил социалистического общежития, честного отношения к труду, государственной и общественной собственности, на повышение сознательности и культурного уровня.

Наряду с организацией общеобразовательного обучения особая забота проявлялась о формировании системы профессионально-технической подготовки осужденных, ибо только при наличии специальности или профессии, востребованных в народном хозяйстве, освобожденный от наказания мог успешно адаптироваться к жизни на свободе.

На рубеже 80-90-х годов меняются государственно-правовые и социально-экономические отношения, содержание уголовной и политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Резко снижается численность лиц, осуждаемых к лишению свободы. В то же время с утверждением рыночных отношений, уходом государства из многих сфер экономической и социальной жизни обостряется проблема их трудового и бытового устройства, что вызывает необходимость формирования общественных систем социальной адаптации осужденных после отбытия ими уголовного наказания.

После распада СССР была переориентирована политика исполнения уголовных наказаний на более гуманное отношение к режиму отбывания наказания осужденным.

Так, в Законе РСФСР от 12 июня 1992 г. №2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» нашли свое закрепление прогрессивные идеи уголовно-исполнительной политики.

К числу наиболее важных изменений в исправительно-трудовом законодательстве следует отнести:

обеспечение осужденным права на личную безопасность (ст. 8.2 ИТК РСФСР);

начисление осужденным заработной платы в полном объеме (ст. 39 ИТК РСФСР).

В развитие Закона от 12 июня 1992 г. были приняты Правила внутреннего распорядка (объявлены Приказом МВД РФ от 23 ноября 1992 г. №421).

Переходя к выводам можно сказать, что в Советский период после сталинских репрессий происходит восстановление демократических начал в исправительно-трудовой политике, что естественным образом влияет и на режим отбывания наказания. Начинается процесс гуманизации отбывания наказания, чему так же способствовало вступление Советского Союза в международные организации и подписание различных конвенций.

Средства обеспечения режима отбывания наказания полностью зависят и строятся вокруг труда осужденных и проведения политико-воспитательной работы. Для более качественных показателей труда появилась необходимость в обучении осужденных. Перечень профессий и специальностей, которые приобретали осужденные, включал более 60 наименований. Исправительно-трудовые колонии переходят на самообеспечение. Устанавливается отрядная система отбывания наказания осужденных, принимаются ведомственные нормативные акты, которые более четко и полно регулируют отбывание наказания.

2. Значение средств обеспечения режима отбывания наказания, в местах лишения свободы, для достижения цели наказания

.1 Средства обеспечения режима отбывания наказания в исправительных учреждениях

Режим отбывания наказания разрешает многие возникшие вопросы в уголовно-исполнительной системе. Осуществляя кару, то есть применяя меры принуждений и правоограничений, он выражает сущность и содержание наказания, помогает достижению его целей. Цели наказания определяются уголовной политикой государства: формулируя цели, законодатель показывает, какого желаемого конечного результата стремится достичь, применяя уголовное наказание за совершаемые преступления. Об этом же говорил и Ч. Беккариа: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление… Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же».

Одним из важнейших принципов российского уголовно-исполнительного права является принцип дифференцированного подхода к вопросам организации воспитательного процесса среди лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях (ИУ) различных видов в зависимости от характера совершенного преступления и личности виновного. В соответствии с этим принципом не могут содержаться вместе лица, допустившие рецидив преступлений, преступившие закон по неосторожности или совершившие преступления небольшой тяжести. Раздельное содержание различных категорий преступников способствует реализации основных целей и задач уголовного наказания.

Основным видом исправительных учреждений являются исправительные колонии. В этих учреждениях отбывают наказание совершеннолетние осужденные. Они, в свою очередь, делятся на следующие учреждения:

) колонии-поселения;

) исправительные колонии общего, строгого и особого режимов.

Достижение целей наказания в период отбывания наказания происходит путем применения различных видов воспитательного воздействия, одним из которых является режим исправительного учреждения. Общеправовое регулирование режима осуществляют уголовно-исполнительный кодекс в ст. 82 дается понятие режима в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Закон устанавливает два определенных понятия: режим исполнения и режим отбывания наказания (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Термины «отбывание» и «исполнение» характеризуют единый процесс карательного воздействия на осужденного, но обращены к различным субъектам уголовно-исполнительных правоограничений.

Режим исполнения наказания - это порядок деятельности администрации по организации распорядка дни осужденных, обеспечению условий их содержания (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение продуктов питания и пр.) осуществлению охраны осужденных и надзора за ними, проведению обысков, определению осужденных на работу и в школу и т.д.

Средства обеспечения режима исполнения наказания установлены в УИК РФ, к ним относятся:

.технические средства надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ)

.оперативно-розыскная деятельность (ст. 84 УИК РФ)

.режим особых условий (ст. 85 УИК РФ)

.меры безопасности (ст. 86 УИК РФ)

Режим отбывания наказания - это твердо установленный распорядок жизни, труда, учебы и отдыха осужденных, а так же порядок реализации условий отбывания наказания. В основе режима отбывания наказания лежит система определенных, обязательных правил, регулирующих поведение осужденных.

Основными средствами обеспечения режима отбывания наказания являются правила внутреннего распорядка: условия содержания, взаимоотношения осужденных, права и обязанности, реализация прав и законных интересов, строго регламентированный распорядок дня. Расширительное толкование данных средств устанавливается приказом Минюста РФ от 03.11.2005 №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (ПВР ИУ) и приказом Минюста РФ от 06.10.2006 №311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (ПВР ВК).

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации конкретизируют деятельность исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, тюрем и следственных изоляторов, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Основной целью установленных правил является создание благоприятных возможностей для реализации порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Рассматривая условия отбывания наказания, как одного из средств обеспечения режима необходимо начать с приема осужденных в ИУ. Отношение к осужденному при его поступлении для отбывания наказания в исправительном учреждении может сформировать как положительную, так и отрицательную установку ко всему уголовно-исполнительному процессу. Поэтому порядок приема осужденных к лишению свободы в исправительное учреждение детально регулируется правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, раздел №II. Прием осуществляется оперативным дежурным, а в тюрьме - дежурным помощником начальника тюрьмы, оперативным работником и медицинским сотрудником.

Во время приема спецотделом проверяется наличие личного дела и других необходимых документов. Медицинским работником проводится наружный осмотр осужденного с целью выявления телесных повреждений. Проводится полный обыск осужденного и досмотр его вещей. Запрещенные предметы изымаются и передаются на хранение на склад, о чем осужденному выдается квитанция, или уничтожаются по акту. После обыска осужденные проходят санитарную обработку и размещаются в карантинном отделении на срок до 15 суток (в следственном изоляторе 10 суток). В отношении лиц, осужденных к отбыванию наказания в тюрьме, а также исправительной колонии особого режима, принимается решение о покамерном их размещении с учетом их характеристик и требованиями о раздельном содержании ст. 80 УИК РФ.

В период нахождения, в карантинном отделении осужденные проходят медицинское освидетельствование и наблюдение.

Нахождение осужденных в карантинном отделении преследует в первую очередь цель предупреждения возможности переноса вновь прибывшими осужденными вирусных заболеваний в исправительное учреждение. Проводится более глубокое изучение личности каждого осужденного и последующее принятие решения о их направлении в соответствующие отряды и бригады. Это делается для того, чтобы обеспечить соблюдение принципа дифференцированного отбывания наказания с учетом личности осужденных, совершенных им преступлений, имеющихся у них специальностей или не имеющих никакой, а также назначенного срока лишения свободы и других факторов.

По истечению срока нахождения в карантинном отделении начальник отряда подготавливает необходимые документы, на осужденных для распределения их по отрядам, бригадам, классам и т.д. Распределение происходит на комиссии ИУ возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители оперативного отдела, отдела безопасности (в тюрьме - режима), охраны, отдела по воспитательной работе, психологической службы, социальной, медицинской, производственной и других. Чаще всего это начальники отделов или их заместители. Состав комиссии, и ее решение объявляются приказом за подписью начальника учреждения.

Что касается непосредственно проживания осужденных, где он здесь можно выделить несколько видов: общежитие, запираемые помещения общежитий, помещения камерного типа, общих камерах тюрем.

В настоящее время основными учреждениями, для отбывания наказания являются колонии (728 ИУ, 6 ИУ к пожизненному лишению свободы, 8 тюрем, 129 колоний поселений, 41 воспитательная колония), в связи с этим основная масса осужденных проживают в общежитиях.

Имеют некоторые отличительные особенности условия размещения и проживания осужденных, состоящих на профилактическом учете, в том числе лиц, склонных к побегу. По «Инструкции» осужденные этой категории закрепляются приказом за определенными сотрудниками. Индивидуальные спальные места таких лиц, как правило, одноярусные либо нижнего яруса, располагаются на переднем плане в непосредственной близости от входа в спальное помещение общежития, что позволяет осуществлять периодические визуальные проверки их присутствия, особенно в ночное время. Вывод этих осужденных на работу допускается только в первую смену. Рабочие места им предоставляются или оборудуются в хорошо просматриваемых и контролируемых участках цехов. При хождении строем подучетные лица следуют в первых шеренгах. Данные положения закреплены в Приказе Минюста РФ от 20.11.2006 №333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Следующее средство обеспечения режима отбывания наказания это взаимоотношения осужденных. Правилами внутреннего распорядка установлено положение о «взаимоотношении осужденных и работников ИУ». Осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаться к ним на «Вы», называя «гражданин», «гражданка» и далее по званию либо занимаемой должности. Работники учреждений обращаются к осужденным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии. Работникам запрещается вступать с осужденными и их родственниками в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством.

Взаимно вежливое общение позволяет осужденным контролировать себя, не дает возможности проявления фамильярности. Каждый сотрудник в свою очередь должен требовать от осужденных соблюдения установленных правил, не позволять им выходить за рамки установленные правилами внутреннего распорядка.

Профессор Черепанов В.А. говорит, что общение занимает важное место в различных видах юридической деятельности: в процессе общения собирается значительная часть необходимой информации, осуществляется воспитательное воздействие на осужденного.

В условиях исправительного учреждения осужденные общаются не только с сотрудниками. Взаимоотношения между самими осужденными должны строиться на основе общепринятых правил общежития и отвечать общечеловеческим нормам нравственности и морали. Им запрещается пользоваться жаргонной терминологией и употреблять нецензурные выражения. При обращении друг к другу осужденные обязаны быть вежливыми и культурными. Вместе с тем практика ИУ свидетельствует, что межличностные отношения в среде осужденных формируются не только на основе правовых велений. На них оказывают влияние традиции, культивируемые авторитетами преступного мира и их активными носителями, социальный статус осужденных в своей среде, характер взаимоотношений с администрацией.

Невозможно четко и полно проследить, как и каким образом, осуществляется взаимоотношение сотрудников и осужденных. Решение этой проблемы в первую очередь зависит непосредственно от каждого сотрудника, от его волевых качеств, требовательности, исполнительности, уважения к себе и окружающим.

Другим средством обеспечения режима отбывания наказания является установление и реализация определенного круга прав, обязанностей, законных интересов осужденных.

В третьем разделе правил внутреннего распорядка исправительных учреждений указаны права, обязанности и то, что осужденным категорически запрещается делать. Осужденные имеют право:

-получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также об изменениях порядка и условий отбывания наказаний;

-на вежливое обращение со стороны персонала учреждения;

-на охрану здоровья и личную безопасность;

-распоряжаться личным временем, предусмотренным распорядком дня, не нарушая при этом установленных правил поведения;

-участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми в определенное распорядком дня время;

-осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания и т.д.

Осужденные обязаны:

-соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ;

-являться по вызову администрации и давать письменные объяснения;

-бережно относиться к имуществу ИУ;

-содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек, соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях;

-носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, в колониях-поселениях осужденные могут носить гражданскую одежду;

-принимать участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством и т.д.

Осужденным запрещается:

-нарушать линию охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений;

-выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков жилых и производственных зон;

-находиться без разрешения администрации в общежитиях, в которых они не проживают, либо на производственных объектах, на которых не работают;

-продавать, покупать, дарить, принимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании;

-приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем;

-курить в не отведенных для этого местах;

-играть с целью извлечения материальной или иной выгоды;

-наносить себе и другим лицам татуировки;

-употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать и присваивать клички;

-занавешивать и менять спальные места, а также оборудовать спальные места на производственных объектах, в коммунально-бытовых и других служебных и подсобных помещениях, без разрешения администрации находиться на спальных местах в не отведенное для сна время;

-без разрешения администрации вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет и журналов, предметы культа и иные предметы на стенах, тумбочках и кроватях, содержать животных и птиц, заниматься огородничеством, разводить декоративных рыб, комнатные растения, изготавливать спортивные снаряды, тренажеры;

-самовольно возводить на производственных и иных объектах ИУ различные постройки, устанавливать шкафы, сейфы и т.п.;

-иметь на объектах работы продукты питания, телевизионные приемники и радиоприемники;

-изготавливать самодельные электрические приборы и пользоваться ими;

-пользоваться без разрешения администрации ИУ заточным оборудованием, инструментом, электроэнергией, механизмами и материалами не для производственных нужд;

-приготавливать и употреблять пищу в не предусмотренных для этого местах;

-выносить продукты питания из столовой учреждения без разрешения администрации;

-без разрешения администрации подниматься на крыши зданий, цехов, строений и другие сооружения, подходить к ограждению внутренней запретной зоны;

-отправлять и получать почтовую корреспонденцию, минуя администрацию учреждения;

-проводить забастовки или иные групповые неповиновения.

В первую очередь при осуществлении прав осужденных ни коем образом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Еще одним средством обеспечения режима отбывания наказания является реализация законных интересов осужденных. В литературе по уголовно-исполнительному праву понятие «законные интересы» рассматривается как стремление осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемое, как правило, в результате оценки поведения осужденных во время отбывания наказания.

Интересы осужденных не сводятся только к улучшению их положения непосредственно в исправительных учреждениях (ослабление режимных требований), они выходят за их рамки и в какой-то мере пересекаются с интересами других лиц. Бесспорным является тот факт, что эти интересы должны быть законными, то есть основанными на законе и допустимыми к удовлетворению. Государство обязано гарантировать защиту законных интересов осужденных. Эти вопросы касаются родственников, близких, руководства предприятий, организаций, акционерных обществ, а равно и других лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными законными интересами и отношениями.

Сами по себе законные интересы помогают реализовать принцип индивидуализации и дифференциации исполнения наказания и стимулировать поведение осужденных непосредственно в процессе исполнения наказания. Совокупность законных интересов определяется тремя основными элементами:

)стремление к получению предусмотренного законом социального блага, как материального (получение дополнительных посылок, передач, дополнительное расходование денег, премирование и т.п.), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведения свидания за пределами ИУ и т.п.).

)социальные блага, как существенно изменяющие правовое положение осужденных (перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

)возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов.

К примеру, осужденные при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 2 ст. 120 УИК РФ) и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее 6 месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания могут быть переведены в облегченные условия. В этом положении закона отражены законные интересы осужденных. Осужденные должны стремиться к улучшению своего положения. При этом, получив указанные режимные послабления, осужденные должны выстраивать свое дальнейшее поведение таким образом, чтобы сохранить представленное им благо.

Законодатель призывает к такому поведению осужденных и стимулирует его как путем возможного дальнейшего ослабления режима содержания, так и путем угрозы введения дополнительных запретов, выраженных в возможности отмены предоставленных льгот. Применяя данное средство обеспечения режима отбывания наказания, стимулируется положительное поведение осужденных, а соответственно и их исправление.

2.2 Установленный распорядок дня осужденных, как основа режима отбывания наказания и его значение для достижения целей наказания

Понятие распорядка дня применяется во многих сферах жизнедеятельности в армии, школе, спорте, учебе, на работе и т.д. Привычный распорядок дня включает в себя не только направленные вовне виды деятельности, к примеру хождение на работу, прием пищи в одно и то же время, отход ко сну в один и тот же час и на том же самом месте. Распорядок включает и привычный образ поведения, прилагаемый ко всему, чем мы занимаемся.

Одним из средств обеспечения режима является строгое соблюдение осужденными распорядка дна. Именно распорядок дня, как основа режима отбывания наказания может обеспечить реализацию средств исправления и помочь достижению целей наказания.

В словарях Ожегова С.И., Кузнецова С.А. слово распорядок толкуется следующим образом: «Распорядок - установленный в каком-либо деле порядок, совокупность правил, регулирующих что-либо. Правила внутреннего распорядка, распорядок жизни».

Что же такое распорядок дня устанавливаемый в исправительных учреждениях? Ученые - пенитенциаристы говорят о том, что твердо установленный распорядок дня является действенным средством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными явлениями в среде осужденных, создаются условия для постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к ним санкций.

В Советской России распорядку дня придавалось огромное значение, так профессор Утевский Б.С. давая определение режима, писал: «режим складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и дисциплинарного взыскания и т.п.». И ведь действительно основой режима, его началом является четкое и полное соблюдение твердо установленного распорядка дня.

Для того, что бы учесть все особенности отбывания наказания в виде лишения свободы, для его наиболее эффективного выполнения и достижения целей наказания в каждом исправительном учреждении устанавливается распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных, и предоставление им личного времени.

Распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка, утверждается приказом за подписью начальника исправительного учреждения и доводится до сведения персонала и осужденных.

Помимо основного распорядка дня в исправительном учреждении могут действовать еще несколько отдельных распорядков. Связано это, как уже было сказано ранее непосредственно с особенностями отбывания наказания в том или ином исправительном учреждении. Так например, в случае если осужденные работают на производстве в несколько смен, распорядок составляется для каждой смены, осужденные содержащихся в карантинном отделении, строгих условиях отбывания наказания, помещениях камерного типа (ПКТ), единых помещениях камерного типа (ЕПКТ), одиночных камерах колоний особого режима, штрафных изоляторах, а также находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске и размещенных в изолированных участках, распорядок устанавливается отдельно. Для выходных и праздничных дней распорядок корректируется с учетом проводимых воспитательных, культурно-массовых, спортивно-массовых и других мероприятий. В связи с этим можно сделать вывод, что жизнь осужденных не так уж и однообразна.

Рассмотрим более подробно основные пункты распорядка дня осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы. Утро осужденных начинается рано в 5-6 часов, далее следует проведение физической зарядки, посещение туалета и заправка коек. И уже здесь начинаются первые проблемы реализации установленного распорядка дня. Обязанностью осужденных, установленной правилами внутреннего распорядка, является заправка постелей по установленному образцу, и поддержание в опрятном состоянии спальных мест. Образец заправки постелей устанавливается приказом начальника учреждения и доводится начальниками отрядов до осужденных. Не реже одного раза в семь дней проводят смену полного комплекта белья осужденных.

Следующими пунктами распорядка дня являются проведение утреннего осмотра и проверки наличия осужденных. Ежедневно утром и вечером в часы, установленные распорядком дня, проводятся проверки наличия осужденных. Происходит это на общем построении, в установленном месте, путем количественного подсчета и пофамильной переклички. Одновременно с этим проводится проверка осужденных освобожденных от построения: отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний, их проверка проводится по местам пребывания. В ненастную погоду и при низкой температуре, когда работы вне помещений, в соответствии с Правилами о работе на открытом воздухе в холодное время года, не допускаются, проверки проводятся в помещении.

Прием осужденными пищи производится в часы, установленные распорядком дня, поотрядно, по отделениям, побригадно в столовой либо в раздаточном помещении на объектах работы. Если столовая расположена на стыке жилой и производственной зон, прием пищи работающей сменой может организовываться в столовой, при условии обеспечения изоляции лиц, находящихся в жилой зоне, работающих на производстве, так же в целях непрерывной работы коммунально-бытовых объектов осужденным обеспечивающие их работу, начальники ИУ могут разрешить прием пищи в другое время.

В установленное распорядком дня время осужденные поотрядно, побригадно выстраиваются в отведенных местах для вывода на работу и съема с работы. При этом проверяется их внешний вид и производится обыск. Начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах, проведения инструктажа начальниками цехов, участков или мастерами, подведения итогов работы, сдачи рабочих мест и др. Рабочее время устанавливается в соответствии с трудовым законодательством.

Для сохранения и поддержания порядка в исправительном учреждении контролируется и передвижение осужденных по территории колонии, за исключением колонии-поселения, передвижение группами происходит только строем. В личное время осужденные могут передвигаться вне строя, но только в пределах изолированного участка, а по остальной части территории колонии - с разрешения представителей администрации.

В период от отбоя до подъема нахождение осужденных за пределами жилого помещения без разрешения администрации не допускается. Передвижение осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, за пределами запираемых помещений осуществляется только в сопровождении представителей администрации. Передвижение осужденных к пожизненному лишению свободы за пределами камер, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, осуществляется в наручниках при положении рук за спиной.

Культурно-массовая работа, проводимая в исправительном учреждении, а так же учеба осужденных в школе, ПТУ, устанавливается по отдельному графику. Не смотря на то, что в распорядок дня предусматривает время для посещения общеобразовательных школ, проф. училищ, в период содержания в строгих условиях исправительных колоний на занятия не выводятся. Они занимаются самостоятельно и консультируются с преподавателями. Помещения, в которых проживают лица, отбывающие наказание в данных условиях, имеют полный комплекс коммунально-бытовых объектов и изолированы от осужденных, отбывающих наказание в других условиях.

Что касается личного приема осужденных руководством ИУ, а также начальниками отделов и служб, он осуществляется по графику установленному для данных должностных лиц. В журнале, который хранится в канцелярии учреждения, производятся учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результатами их рассмотрения. Начальники исправительных учреждений или лица, уполномоченные ими, не реже одного раза в месяц проверяют исполнение решений, принятых во время приемов. Должностные лица вышестоящих органов УИС проводят прием осужденных по вопросам, входящим в их компетенцию, при посещении исправительного учреждения.

Конечно трудно отнести четкое соблюдение распорядка дня к частной или общей превенции, но хочется отметить, что только совместное, правильное и грамотное применение и использование средств обеспечения режима отбывания наказания может помочь достижению целей наказания.

Полностью рассмотрев твердо установленный распорядок дня осужденных, можно сделать определенные выводы. Распорядок дня является главным, основным элементом режима отбывания наказания. Его назначение состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Соблюдение распорядка дня, высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе аккуратность, точность, исполнительность. Благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, воспитательной работы, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения.

Средства обеспечения режима отбывания наказания помогают создать условия, для нормального хода исправления осужденного, обезопасить его от воздействия со стороны отрицательно направленных осужденных и соответственно помогают достичь установленные уголовным законом цели наказания.

В воспитательном воздействии режима отбывания наказания нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его и начать необходимо с «начала» - соблюдения распорядка дня. Это и будет принуждать к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения, в этом и заключаться основное значение распорядка дня для достижения целей наказания.

Заключение

Подводя итоги исследованной темы, хотелось бы указать на анализ рассмотренных исторических этапов развития средств обеспечения режима отбывания наказания и выделить основные проблемы их реализации в современных условиях и определить пути их решения:

В дореволюционный период только начинают появляться средства обеспечения режима отбывания наказания и, как о таковом полноценном режиме отбывания говорить еще рано. Не было, как стройной системы исправительных учреждений, так и самой системы отбывания наказания, нормативная база практически отсутствовала. То же происходит и с целями наказания.

В Советский период после сталинских репрессий происходит восстановление демократических начал в исправительно-трудовой политике, что естественным образом влияет и на режим отбывания наказания. Начинается процесс гуманизации отбывания наказания, чему так же способствовало вступление Советского Союза в международные организации и подписание различных конвенций.

Средства обеспечения режима отбывания наказания полностью зависят и строятся вокруг труда осужденных и проведения политико-воспитательной работы. Для более качественных показателей труда появилась необходимость в обучении осужденных. Перечень профессий и специальностей, которые приобретали осужденные, включал более 60 наименований. Исправительно-трудовые колонии переходят на самообеспечение. Устанавливается отрядная система отбывания наказания осужденных, принимаются ведомственные нормативные акты, которые более четко и полно регулируют отбывание наказания.

Решение проблемы игнорирования сотрудниками установленных правил общения с осужденными, является важным и значимым элементом построения режима отбывания наказания, так как если осужденные перестанут уважать сотрудников, то рано или поздно они перестанут выполнять их законные требования, что в конечном итоге может привести к групповым неповиновениям, массовым беспорядкам.

Средства обеспечения режима отбывания наказания помогают создать условия, для нормального хода исправления осужденного, обезопасить его от воздействия со стороны отрицательно направленных осужденных и соответственно помогают достичь установленные уголовным законом цели наказания.

В воспитательном воздействии режима отбывания наказания нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его и начать необходимо с «начала» - соблюдения распорядка дня. Это и будет принуждать к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения, в этом и заключаться основное значение распорядка дня для достижения целей наказания.

Список используемой литературы

1.Айвар Л.К., Бражник Ф.С., Детков М.Г. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник [Текст] / под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2005. 768 с.

2.Алексеев В.П. Управление исполнением наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России (1879-1917 гг.) [Текст] // Преступление и наказание. 2005. №11. С. 22.

3.Алексеев В.И., Попов В.И. Историко-генетические связи элементов тюремного режима в контексте российской пенитенциарной политики в дореволюционный период [Текст] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2009, №2

.Алексеев В.И. Соотношение контроля и надзора в тюремной системе в контексте государственного специфического управления (1879-1917 гг.) [Текст] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. №3. С. 21 - 25.

5.Алешина А.П., Анисимков В.М., Уголовно-исполнительное право России: учебник [Текст] / А.П. Алешина, В.М. Анисимков, Н.В. Желоков и др.; под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 624 с.

6.Анисимов Е.В. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. [Текст] // М.: Новое литературное обозрение, 1999. С. 291.

.Антипов А.Н. История возникновения и становления тюремной системы [Текст] // История государства и права. 2011. №11. С. 124

8.Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства [Текст] // М.: Логос, 2006. - 317 с.

9.Антонян Ю.М., Первозванский В.Б. Исправление и перевоспитание осужденных с психическими аномалиями [Текст] // М. 1985 с. 5

.Бланков А.С., Фокин В.М. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник [Текст] /; Отв. ред.: Михлин А.С. - М.: Былина, 2001. - 240 c.

.Бражник Ф.С., Лобов Я.В., Толкаченко А.А. Уголовно-исполнительное право [Текст] // Учебное пособие. М.: Логос, 2006. - 345c.

12.Васильев А.И., Маслихин А.В., Фефелов В.А. Средства обеспечения режима в ИТУ [Текст] // Рязань, 1979. - 320 с.

13.Геранин В.В., Мелентьев М.П., Пономарев С.Н., Чорный В.Н., и др. Уголовно-исполнительное право. [Текст] / Под общ. ред.: Калинин Ю.И.; Науч. ред.: Мелентьев М.П., Пономарев С.Н. - Рязань: Изд-во Акад. права и управления Минюста России, 2001. - 584 c.

14.Гернет М.Н. История царской тюрьмы. [Текст] // М., 1951. Т. 1. С. 9.

15.Гришко А.Я., Захаров A.A. Российское уголовно-исполнительное право. [Текст] / Под ред.: A.A. Захарова - М., 2000. с. 22.

.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. / В.И. Даль. - Электрон. дан. - М.: АСТ, 1998. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

17.Елеонский В.А. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы. [Текст] // - М.: Юристъ, 2008. - 761 с

18.Захцер Е.М. Средства обеспечения режима в ИТК [Текст] // Автореферат дисс…. канд. юрид. наук. Томск, 1973. - 415 с.

.Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для ВУЗов. [Текст] / М.: Норма, 2005 С 179

20.Калинин Ю.И. Уголовно - исполнительное право [Текст] // изд., испр. и доп. - М; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть /Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - 2006. - 264 с.

21.Калинин Ю.И. Уголовно - исполнительное право [Текст] // изд., испр. и доп. - М; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения: Учебник: В 2 т. Т. 2: Особенная часть /Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - 2006. - 264 с.

22.Карпов Е.А. Сущность и цели наказания в российском уголовном праве [Текст] // Российский следователь. 2010. №3. С. 12 - 15.

.Ключевский В.О. Курс русской истории. Собр. соч. [Текст] // М., 1986. Т. 2. С. 189.

.Кутякин С.А. Социальная самоорганизация в местах лишения свободы России XIX века как фактор, обусловливающий возникновение преступного феномена «воры» [Текст] // История государства и права, 2007, №24

.Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. [Текст] / М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. 368 с.

.Мелентьев М.П. Функции советского исправительно-трудового права. [Текст] / Рязань, 1984. С. 38.

.Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право [Текст] // Краткое пособие и основные нормативные акты / сост. алф. - предм. указателя В.А. Казакова. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. - 384 с.

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] // М., 1988. С. 752.

29.Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. [Текст] // М., 1915. С. 129

31.Ременсон А.Л. Избранные труды. [Текст] // Томск, 2008. С. 19 - 20.

.Садреев К.Ш. Режим лишения свободы и средства его обеспечения [Текст] // Автореф. дис. Садреев К.Ш. канд. юрид. наук. Казань, 1983. - 204 с.

33.Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. 2-е изд. М., 2000. - 412c.

34.Смыкалин А.С. Колонии и тюрьмы в Советской России [Текст] / Смыкалин А.С. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. - 368 c.

35.Сперанский И.А., Стручков Н.А., Ткачевский Ю.М., Шмаров И.В. Советское исправительно-трудовое право. Учебник // Под ред.: Стручков Н.А. [Текст] / М.: Юрид. лит., 1977. - 352 c.

.Стеничкин Г.А. Современные виды исправительных учреждений и их задачи [Текст] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2009, №3

37.Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. [Текст] / М.: Новый юрист, 2006. - 469 с.

38.Стручков Н.А. Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. Курс лекций // Под ред. Н.А. Стручкова. [Текст] / М.: ВШ МООП РСФСР, 1963. С. 94

39.Стручков H.A. Советское исправительно-трудовое право: Учебное пособие. [Текст] / М: ВЮЗИ, 1981. -33 с.

.Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т. 2. [Текст] / Тула, 2001. С. 176 - 177.

.Тепляшин П.В. Становление и развитие международного пенитенциарного сотрудничества России (XVIII-XIX вв.) [Текст] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. №2. С. 28 - 31.

.Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. Учебное пособие. [Текст] / - Чебоксары, 1999. - 206 с.

.Утевский Б.С. Режим в советских ИТУ. [Текст] / М.: ОГИЗ, 1933. С. 1;

44.Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. [Текст] / СПб., 1889. С. 306 - 307.

.Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. [Текст] / М., 1999. С.

46.Чупыгин П.С. Обеспечение режима лишения свободы в ИТУ [Текст] // Организационно-правовые вопросы. Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 1969. - 516 с.

Похожие работы на - Обеспечение режима отбывания наказания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!