Нормативное регулирование и стандарты в законодательстве об автомобильных перевозках Российской Федерации и Европейского Союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,4 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативное регулирование и стандарты в законодательстве об автомобильных перевозках Российской Федерации и Европейского Союза













Нормативное регулирование и стандарты в законодательстве об автомобильных перевозках Российской Федерации и Европейского Союза

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика института перевозки автомобильным транспортом

§ 1.1 Особенности процесса становления института автоперевозок

§ 1.2 Правовое регулирование автомобильных перевозок в Европейском Союзе

§ 1.3 Правовое регулирование автомобильной перевозки в Российской Федерации

Глава II. Правовые стандарты в области автоперевозок

§ 2.1 Требования к перевозке пассажиров и багажа в Европейском Союзе

2.2 Гарантии при автоперевозках грузов в Европейском Союзе

§ 2.3 Стандарты автоперевозок в РФ

Заключение

Библиография

Введение

На сегодняшний день, учитывая неспокойную обстановку на международной арене, зарубежные деловые круги с особенно большой заинтересованностью следят за эволюцией российской экономики. Грузовой и пассажирский автомобильный транспорт, его эффективное функционирование, безусловно, играет важнейшую роль в обеспечении успешного развития экономики любой страны. А успешное развитие автотранспорта, в свою очередь, во многом определяется наличием современной, динамично развивающейся в соответствии с насущными потребностями общества, законодательной базы отрасли.

Если Европа на сегодня является лидером в развитии автотранспортного законодательства, то в России законотворческая деятельность в этой отрасли находится в процессе становления.

Актуальность работы. Итак, исследование данной темы, в частности изучение нормативного регулирования и стандартов автомобильных перевозок в рамках Европейского Союза представляется актуальным, так как может помочь российским законодателям в определении основных направлений работы в области автотранспортного законодательства на базе заимствования из автомобильной политики Европейского Союза особенно удачных реализованных идей и решений. А изучение стандартов и особенностей института автомобильной перевозки в рамках Российской Федерации, будет способствовать, в свою очередь, выявлению сильных и слабых сторон правового регулирования данной отрасли для того, чтобы адекватно оценить сложившуюся обстановку и сделать ее функционирование, в том числе опираясь на удачную практику зарубежных коллег, более эффективным.

Анализ европейского законодательства в области автотранспорта и развитие нормативно - правовой базы этого сектора российской экономики, несомненно, также будет способствовать повышению эффективности автотранспортной отрасли и подъему внешнеторговой деятельности России.

Итак, целью данного исследования является рассмотрение нормативно правовой базы в области автомобильных перевозок Российской Федерации и Европейского Союза, а также изучение нормативных стандартов с тем, чтобы выделить общие тенденции развития, а также оценить возможность использования на Российском поприще некоторых аспектов регулирования автоперевозок, которые успели успешно себя зарекомендовать в Европейском Союзе. Для этого при исследовании были поставлены задачи рассмотреть и понять, что представляет собой институт автомобильной перевозки, процесс его становления, правовое регулирование в Российской Федерации и в Европейском Союзе, стандарты, гарантии при перевозках пассажиров, грузов и багажа, а также некоторые особенности регулирования дорожного полотна.

Предметом данного исследования является изучение ряда европейских и российских нормативно-правовых актов в области автомобильных перевозок.

Степень правовой разработанности. Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. При написании работы были использованы научные публикации и монографии таких ученых как А.О. Иншакова, А.В. Рузский, Ю.И. Кунин, Е.В. Парфенов и другие, учебники по международному транспортному праву и праву Европейского Союза под редакцией В.Н. Гречухи, О.Н. Толочко и С.Ю. Кашкина.

Работа состоит из введения, двух глав: общая характеристика института перевозок автомобильным транспортом; правовые стандарты в области автоперевозок; заключения и библиографии.

автомобильный транспорт перевозка нормативный правовой

Глава I. Общая характеристика института перевозки автомобильным транспортом

§ 1.1 Особенности процесса становления института автоперевозок

Родителем современного автомобиля считают созданный в 1769 году, так называемый, "дорожный локомотив" французского офицера Никола-Жозефа Кюньо. Существовавшие на тот период модели вследствие своей незавершенности и неэффективности не могли создать существенную конкуренцию для конной тяги, переманив тем самым потребителей на сторону технического прогресса. Так что попытки создания более удачных моделей паровых экипажей не прекращались вплоть до последней четверти XIX века.

Вскоре, после ряда разнообразных усовершенствований, началось массовое производство авто. К 1900 году во всем мире их насчитывалось 8 тысяч, к 1905 - 78 тысяч, к 1910 - 468,5 тысяч, а к 1924 году их количество составило уже 2,5 миллиона. При этом чуть более полутора миллиона авто находилось в США и около полумиллиона - в Европе.

В Российской Империи авто появилось в 1896 году, благодаря стараниям отставного лейтенанта русского военно-морского флота Е.А. Яковлева, который в 1889 году основал в Петербурге первый российский завод керосиновых и газовых моторов.

Энтузиастов транспортного средства в 1903 году объединило в своих рядах Императорское Российское Автомобильное Общество, с целью популяризации автомобилей, автоперевозок и автомобильного спорта.

Говоря об автоперевозках Российской Федерации, также следует упомянуть о том, что ее территория составляет 17 125 187 км², что обуславливает ключевую роль транспорта в экономике страны. Однако без приспособленной к перевозкам дороги, автоперевозки не смогли бы нормально осуществлять свое функционирование. Так, в начале XVIII века Петр I инициировал строительство искусственных грунтовых дорог.

В конце 1809 года было создано Главное управление водными и сухопутными сообщениями, в процессе деятельности которого государство было разделено на десять округов, в непосредственном ведении которых находились все работы по постройке, улучшению и содержанию водной и дорожной сети.

В 1834 году был введен специальный подушный налог, в соответствии с которым, за проезд по вновь построенным шоссе взимался специальный шоссейный сбор, который имел две категории - летнюю и зимнюю и носил дифференцированный характер в зависимости от таких факторов как, число лошадей, вид экипажа и расстояние пройденного по данной дороге пути.

Кроме того имела место быть дорожная повинность, отбываемая крестьянами путем проведения работ по ремонту дорожного полотна, созданию сооружений, и доставке предоставленных помещиками лесных материалов на постройку мостов.

Необходимо сказать, что уже к 1896 году Россия имела 50 тыс. км шоссейных дорог и около 290 тыс. км грунтовых дорог.

Образование в 1865 г. Министерства путей сообщения подчеркнуло важность этой сферы для государства и народного хозяйства.

Учитывая то, что государство, в рамках реализации транспортной политики, тратило свои силы не только на создание всех условий, для удовлетворения потребностей автоперевозок, но также уделяло колоссальное количество времени, материальных средств и человеческих ресурсов, к примеру, на становление железнодорожного транспорта, можно сделать вывод о том, что состояние дорог, мягко говоря, так и не было доведено до совершенства, оставаясь живой иллюстрацией к фразе Наполеона о то, что "в России нет дорог - лишь направления".

В продолжении хотелось бы обратиться к словам министра путей сообщения С.В. Рухлова, которые прозвучали на открытии Первого съезда шоссейных строителей в 1914 году: "во всей России всего лишь 4 процента шоссейных линий, 2 процента мощёных, а свыше 94 процентов находятся почти в таком положении, в каком их создал Бог, то есть в положении, возможном для проезда только тогда, когда условия погоды это допускают".

Далее, в июне 1920 года был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об автодвижении по Москве и ее окрестностям (правила)", который представляет собой первый государственный документ, регулирующий ключевые аспекты пользования автомобилями.

В октябре 1921 года при Наркомате путей сообщения (НКПС) был организован Центральный комитет по перевозкам, на который возлагалось составление плана перевозок по всем видам транспорта, в том числе и автомобильному. Это был важный шаг на пути формирования и развития единой транспортной системы страны. В 1922 года введена платность перевозок, установлена система тарифов, определен порядок перевода транспортных организаций на хозрасчет.

Итак, на сегодняшний день существует огромное количество автотранспортных компаний, предоставляющих услуги по перевозкам в любые уголки мира, что позволяет устанавливать и укреплять экономические связи между городами и государствами.

§ 1.2 Правовое регулирование автомобильных перевозок в Европейском Союзе

На сегодняшний день, транспортная политика для Европейского Союза представляет собой вопрос первостепенной важности, вследствие того, что для обеспечения оптимального функционирования государств, возникает потребность в постоянных передвижениях, то есть, "общества становятся все более мобильными".

Целью автотранспортной политики ЕС является способствование эффективному функционированию грузовых и пассажирских транспортных услуг, создание справедливых условия для конкуренции, поощрение и гармонизация экологически более чистых технических стандартов, повышение эффективности правил дорожного движения.

Транспортная политика ЕС, в свою очередь, направлена ​​на конкретные аспекты деятельности всех стран ЕС, связанных, к примеру, с проблемами пробок, перегруженного трафика на дорогах, проблемами нефтяной зависимости, а также, проблемы загрязнения окружающей среды посредством выброса выхлопных газов.

В качестве основополагающих задач выделяются создание четкой стратегии, направленной на установление всеобщих стандартов транспортной инфраструктуры на всей территории ЕС, и последующее финансирование процесса ее реализации, а также нахождение разнообразного рода способов помощи европейскому транспортному сектору, направленных на усиление его конкурентных качеств на быстро развивающемся глобальном рынке.

С момента взятия курса на создание и обеспечение успешного и эффективного функционирования единого внутреннего рынка товаров, работ, а также услуг, для Европейского Союза стали особенно актуальны общие правила доступа к автобусным услугам на международном рынке.

Свобода оказания услуг помимо прочего является одним из основных принципов общей транспортной политики и требует, чтобы перевозчики из всех государств Европейского союза имели доступ к международным транспортным рынках без дискриминации по признаку гражданства или места проживания.

Говоря о правовой основе транспортной политики Европейского Союза следует отметить раздел VI <garantF1://2467330.35000>"Транспорт" Договора о функционировании Европейского Союза 1957 года.

В частности, статьи 91, 100 устанавливает особую сферу деятельности в компетенции Европейского Союза, а именно общую транспортную политику, которой должны придерживаться государства-члены при реализации собственных мероприятий в сфере транспорта.

В числе конкретных видов транспорта, которые должны или же могут регулироваться в рамках транспортной политики Европейского Союза, указан автомобильный транспорт.

Полномочия Европейского Союза в данной отрасли обширны, в частности он вправе определять общие правила перевозок, условия, при которых перевозчики-нерезиденты вправе предоставлять транспортные услуги, а также меры безопасности.

Транспорт представляет собой предмет совместного ведения Европейского Союза и государств - членов.

Итак, вышеуказанный Договор о функционировании Европейского Союза детально определяет полномочия государств в данной области. Их компетенция обусловлена:

запретом любой дискриминации в транспортном сообщении внутри Союза, заключающейся в применении транспортными агентствами тарифов и разных условий при перевозке одних и тех же товаров и на одних и тех же транспортных путях, различающихся в зависимости от страны происхождения или назначения перевозимой продукции, что предусмотрено статьей 95;

запретом применения без санкций Еврокомиссии к перевозкам внутри Союза санкций и условий, содержащих какой либо элемент поддержки или защиты в интересах одного или нескольких предприятий или отраслей промышленности, что обусловлено положениями статьи 96;

возможностью вводить меры помощи транспорту в том случае, если они отвечают потребностям государства или же если они компенсируют выполнение некоторых обязательств, входящих в понятие коммунальных услуг, что указано в статье 92.

Статья 94 указывает на то, что любая мера в области транспортных тарифов и условий транспортных перевозок, принимаемая в рамках Договоров, должна учитывать экономическое положение перевозчиков.

Статья 97 регламентирует особенность введения сборов и платежей, которые независимо от транспортных тарифов взымаются перевозчиком за пересечение границ, и, которые не должны превышать разумного уровня с учетом реальных издержек, действительно вызываемых таким пересечением.

Государства-члены признают необходимость прилагать усилия по постепенному сокращению данных издержек.

Говоря о правовом регулировании автомобильных перевозов в ЕС также необходимо обозначить терминологию.

Понятие "транспорт" используется в двух значениях. Во-первых как разновидность предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением услуг юридическим и физическим лицам (профессиональный транспорт). И, во-вторых, как транспортное средство, принадлежащее физическим и юридическим лицам на праве собственности, которое используется для перевозок в личных целях (личный транспорт).

Значительная часть норм Европейского Союза регулирует именно профессиональный транспорт. Это обуславливается, в том числе и тем, что данная деятельность подпадает под право единого внутреннего рынка, то есть гарантируется свобода предоставления этих услуг на всей территории Европейского Союза.

Основная цель транспортной политики Европейского Союза сводится в устранению межгосударственных барьеров и развитию общего транспортного рынка. Поэтому определенное значение имеют положения раздела XVI "трансъевропейские сети", в соответствии с которыми, чтобы содействовать гармоничному развитию Союза в целом, развивать деятельность, направленную на укрепление его экономического, социального и территориального сплочения и обеспечить гражданам Союза, хозяйствующим субъектам, а также региональным и местным коллективам возможность в полной мере использовать преимущества, вытекающие из создания пространства без внутренних границ, Союз вносит вклад в сооружение и развитие трансъевропейских сетей, в том числе и в секторе транспортной инфраструктуры. Данное положение предусмотрено статьей 170.

В общем, более подробно останавливаясь на сущности данного раздела, следует отметить, что Трансъевропейские сети (TENs) направлены на создание единой инфраструктуры преимущественно в энергетической и транспортной средах. Политика трансъевропейской сети направлена на создание транспортного сообщения на международном, национальном, региональном уровнях и внутри населенных пунктов. В конечном итоге это отразится на состоянии внешней и внутренней торговли, мобильности рабочей силы, экологической безвредности поездок, социальной интеграции.

Для достижения вышеуказанных целей, государства-члены Европейского Союза соглашаются с необходимостью разрабатывать совместные проекты в данной области, осуществлять их финансирование, а также "осуществляет любые мероприятия, которые могут потребоваться для обеспечения взаимной совместимости в функционировании сетей, в частности, в области гармонизации и унификации технических норм", что предусмотрено статьей 171.

Необходимо обратить внимание именно на унификацию норм, так как в результате данного процесса создаются специфические нормативно-правовые акты - регламенты, которые направлены на регулирование, в том числе и автомобильных перевозок.

Итак, регламенты (англ. regulation; франц. reglement) представляют собой нормативно правовые акты, являющиеся результатом унификации единых правил поведения, обладают прямым действием на всей территории Европейского Союза и вступают в силу на 20-й день после опубликования, если в тексте не предусмотрено иное.

Примером данного вида нормативно правового акта, направленного на регулирование некоторых аспектов автомобильной перевозки, является Регламент (EC) № 1073/2009 <#"justify">Данный документ перечисляет определенные условия для международной перевозки пассажиров городскими автобусами и автобусами в рамках ЕС перевозчиками по найму или за вознаграждение.

Регламент № 1071/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Устанавливающий общие правила относительно условий, которые должны соблюдаться для осуществления профессиональной деятельности оператора автомобильных перевозок, и отменяющий Директиву 96/26/ЕС" содержит определенные правила и процедуры, в соответствии с которыми осуществляются международные, регулярные, специально регулярные, разовые, каботажные и иные перевозки, осуществляемые автобусным транспортом.

Также, продолжая говорить о правовом регулировании автомобильных перевозок в Европейском Союзе следует упомянуть Регламент № 1072/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об общих правилах для доступа к рынку международных грузовых автоперевозок (новая редакция)", Директиву № 2006/126/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О водительских удостоверениях (новая редакция)", Регламент № 661/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об утверждении типовых образцов требований к общей безопасности моторных транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них".

Помимо унификации имеет место быть такой инструмент, направленный на "сближение" правовых систем государств-членов Европейского Союза, но который вместе с тем не допускает полного единообразия, как гармонизация, результатом которого являются директивы (англ., франц. directive). Директивы предусматривают так называемый срок трансформации - период времени, который дается государствам-членам на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с указанными актами (в среднем полтора года) .

Примером этого вида нормативно - правового акта, призванного регулировать сферу автотранспорта является Директива № 2008/68/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О внутренних перевозках опасных грузов", которая регулирует перевозку опасных грузов в том числе и посредством автомобильного транспорта, апеллируя к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) .

Данная директива указывает на то, что "автотранспорт" следует понимать как любое автотранспортное средство, используемое на автодорогах, имеющее, как минимум, четыре колеса и максимальную расчетную скорость движения выше 25 км/ч, а также любой прицеп, за исключением рельсовых тележек, самоходных транспортных средств, сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов, скорость которых при перевозке опасных грузов не превышает 40 км/ч. А термин "опасные грузы" означает материалы и предметы, запрещенные к международным дорожным перевозкам или разрешенные при соблюдении определенных условий, которые изложены в ДОПОГ (ADR).

Данные перевозки могут осуществляться только специально оборудованными транспортными средствами, которые отвечают всем стандартам безопасности в соответствии с соглашением ДОПОГ (ADR).

Также необходимо упомянуть Директиву N 1999/62/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О взимании сборов с грузового транспорта за использование некоторых инфраструктур", которая применяется к налогам на грузовой транспорт, пошлинам и пользовательским сборам, налагаемым на грузовой транспорт, который представляет собой автомобильное транспортное средство или тягач с полуприцепом, предназначенные или используемые для перевозки по дорогам товаров и имеющие максимальный вес в снаряженном состоянии более 3,5 тонн.

Директива № 2009/40/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об испытании пригодности автотранспортных средств и прицепов для них" регламентирует периодичность технических осмотров, результаты которых должны признавать во всех государствах - участницах Европейского Союза, устанавливает общие принципы организации контроля технического состояния автомобилей, категории автомобилей, подлежащих контролю, содержит перечень обязательно проверяемых параметров, касающихся безопасности движения и воздействия на окружающую среду. При этом, требования по контролю отдельных систем автомобилей сформулированы в самом общем виде, и каждая страна - участница Союза вправе принимать более жесткие требования к проведению контроля и частоты проверок.

Требования к выбросам загрязняющих веществ содержит Директива № 2010/48/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Адаптирующая к техническому прогрессу Директиву 2009/40/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза по испытаниям на пригодность к эксплуатации автомобильного транспорта и прицепов". Появление новых более жестких требований связано с поступлением в эксплуатацию автомобилей, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5.

Директива № 2003/59/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О начальной квалификации и периодических тренировках водителей определенных транспортных средств для перевозки товаров или пассажиров" устанавливает профессиональную компетенцию водителей, их начальные знания и навыки.

Говоря про органы управления Европейского Союза в области автоперевозок, следует сказать про Комитет по транспорту и туризму <#"center">§ 1.3 Правовое регулирование автомобильной перевозки в Российской Федерации

Говоря о правовом регулировании автомобильных перевозок в Российской Федерации, следует отметить, прежде всего, что транспорт подпадает под ведение как Российской Федерации, так и ее субъектов. Но при этом, федеральный транспорт и федеральные пути сообщения находятся в исключительном ведении Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 71 Конституции.

На сегодняшний день функционирует ряд нормативно - правовых актов, которые в совокупности представляют собой законодательную базу, на основе которой и проводятся автомобильные перевозки.

Так Федеральный закон Российской Федерации "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности.

Автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц, и в зависимости от их значения подразделяются на:

автомобильные дороги федерального значения;

автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

автомобильные дороги местного значения;

частные автомобильные дороги.

Как уже было сказано о том, автомобильные перевозки регулируются не только на федеральном, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Закон Оренбургской области "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области".

Необходимо отметить, что на законодательном уровне предусмотрен ряд мероприятий, в результате реализации которых будет складываться эффективно функционирующий и развивающийся автотранспортный комплекс, удовлетворяющий потребности населения и экономики в перевозках, способствующий интеграции России в мировую экономику. Данные мероприятия предусмотрены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года <#"justify">Переходя к характеристике органов государственной власти, осуществляющие, в рамках своей деятельности, регулирование автомобильных перевозок, необходимо назвать Министерство транспорта Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе и автомобильного транспорта, а также дорожного хозяйства.

При Министерстве транспорта функционирует ряд служб, в полномочия которых входит регулирование автомобильных перевозок. Среди них следует выделить такие службы как: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (РОСТРАНСНАДЗОР), Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР), Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (РОСАВТОТРАНС).

Основные задачи Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляют собой:

руководство деятельностью территориальных органов государственного автодорожного надзора по выполнению ими специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций;

разработку основных направлений совершенствования деятельности территориальных органов государственного автодорожного надзора, организацию внедрения положительного опыта, прогрессивных форм и методов при инспектировании хозяйствующих субъектов;

организацию контроля на территории Российской Федерации за реализацией законодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению безопасного, эффективного и устойчивого функционирования автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

подготовку в пределах своей компетенции информационно-аналитических материалов, статистических отчетов.

Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР), в свою очередь, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Управление федеральными автомобильными дорогами осуществляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему федеральных казенных учреждений (ФКУ), обеспечивающих осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 50,8 тыс. км, из них в ведении Федерального дорожного агентства - 48,1 тыс. км, остальные 2,7 тыс. км в ведении Государственной компании "Автодор".

Предметом деятельности Федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" (РОСАВТОТРАНС) является выполнение работ (оказание услуг), направленных на выполнение функций Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с участием в ряде международных договоров и соглашений.

Вследствие эффективной деятельности данных служб, Министерство издает соответствующие указы, касающиеся перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. К примеру, Приказ Минтранса России от 09.07.2012 № 202 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки".

В своей структурной организации Министерство транспорта насчитывает тринадцать Департаментов. Переходя к тем из них, которые обладают определенными полномочиями в сфере регулирования автомобильной перевозки, прежде всего, необходимо сказать о Департаменте государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта <#"justify">Итак, вышеупомянутый Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под руководством заместителя Министра транспорта Российской Федерации.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет определенные функции, в числе которых:

разработка предложений к транспортной стратегии и стратегии развития в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

участие в подготовке проектов заключений, изменений и официальных отзывов по проектам законов, нормативных правовых актов по вопросам автомобильного и городского пассажирского транспорта;

разработка предложений по совершенствованию системы государственного регулирования, контроля и надзора в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

участие в формировании государственной инвестиционной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

участие в подготовке предложений по выработке государственной инновационной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, использования системы ГЛОНАСС, ее функциональных дополнений и аппаратуры спутниковой навигации в установленной сфере деятельности;

анализ правоприменения, подготовка предложений по внесению изменений в законодательные акты и нормативные правовые акты в области автомобильного и городского пассажирского транспорта и в области организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах;

участие в разработке стандартов, правил и норм, определяющих требования к автотранспортным средствам и их оборудованию, а также в разработке технических регламентов и нормативно-технической документации по использованию контрольных устройств и систем спутниковой навигации, в том числе ГЛОНАСС, в установленной сфере деятельности;

заказ проведения научно-исследовательских работ, финансируемых Министерством из средств федерального бюджета, в области автомобильного и городского пассажирского транспорта и в области организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах;

разработка проектов международных договоров Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения;

участие в подготовке предложений по вопросам развития системы профессионального образования в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

участие в подготовке предложений в области автомобильного транспорта по формированию и развитию российской части международных транспортных коридоров;

предложения по развитию сотрудничества с иностранными государствами в целях повышения конкурентоспособности российского автомобильного транспорта на международном рынке транспортных услуг;

анализ статистической информации в области автомобильного и городского пассажирского транспорта.

В состав основных задач данного Департамента входят такие как:

выработка государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах;

обеспечение совершенствования нормативной правовой и нормативно-технической базы в области автомобильного и городского пассажирского транспорта и в области организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах;

участие в обеспечении развития сотрудничества с другими государствами и международными организациями в целях повышения конкурентоспособности российского автомобильного транспорта на международном рынке транспортных услуг.

В развитие темы международного взаимодействия в области транспортной политики, необходимо осветить некоторые аспекты функционирование Департамента международного сотрудничества <#"justify">разработка основных направлений и концепции развития международного сотрудничества Российской Федерации в области транспортной политики, геодезической и картографической деятельности;

обеспечение при осуществлении межгосударственных и межправительственных контактов проведения единой и последовательной транспортной политики, отвечающей интересам Российской Федерации, выработка соответствующих позиций и их защита при международных контактах и в рамках международных организаций;

реализация государственной политики в сфере международного сотрудничества Российской Федерации с другими государствами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

защита интересов развития транспортного комплекса, деятельности Российской Федерации в сфере геодезии и картографии в контактах с иностранными государствами, международными организациями и их представителями, а также в рамках общеполитических и специализированных международных организаций, членом которых является Российская Федерация;

организация и проведение в установленном порядке переговоров с официальными представителями иностранных государств и международных организаций в рамках компетенции Министерства;

координация работы и организационное обеспечение совместно со структурными подразделениями Министерства межведомственных комиссий по участию Российской Федерации в деятельности международных специализированных организаций в сфере транспорта, геодезии и картографии.

Переходя к более подробной характеристике возложенных на Департамент полномочий в рамках транспортного комплекса, необходимо сказать, что в соответствии с задачами он:

разрабатывает предложения к планам формирования и развития российской части международных транспортных коридоров (МТК), определяет и реализует тактическую линию в части международного сопровождения приоритетных для России МТК;

осуществляет свод, обработку материалов, формулирует с учетом предложений структурных подразделений Министерства на их основе позицию Министерства, в том числе в контексте работы межправительственных комиссий (МПК) по сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами, подкомиссий и рабочих групп по транспорту, созданных в рамках таких МПК;

разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, готовит предложения по внесению изменений и дополнений в международные договоры Российской Федерации по общетранспортным вопросам;

организует согласование со структурными подразделениями Министерства по соответствующим направлениям деятельности поступивших в Министерство проектов межгосударственных и межправительственных соглашений в сфере транспортного комплекса;

готовит предложения к проектам законодательных и нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства;

согласовывает для направления в МИД России ноты и официальные обращения по вопросам, связанным с исполнением международных правовых актов в сфере транспорта.

Международное сотрудничество Российской Федерации в рамках транспортной политики, связанной с автомобильными перевозками, представляет собой довольно отлаженный механизм, в ходе которого осуществляются такие мероприятия как:

Сотрудничество в области транспорта с государствами-участниками СНГ <#"center">Глава II. Правовые стандарты в области автоперевозок

§ 2.1 Требования к перевозке пассажиров и багажа в Европейском Союзе

Допуск перевозчика к осуществлению пассажирских перевозок осуществляется в случае соответствия последнего специально установленным требованиям.

Некоторые из предусмотренных в законодательстве Европейского Союза требования содержит Регламент Европейского парламента и Совета от 21 октября 20 "Об общих правилах для доступа к международному рынку автобусного транспортного сообщения и о внесении изменений в Регламент (ЕС) 561/2006)".

Итак, перевозчику разрешается осуществлять регулярные международные услуги по пассажирской перевозке, в том числе специальных регулярных перевозок и случайных услуг междугородными и городскими автобусами, без дискриминации по признаку гражданства или места создания, если он:

правомочен осуществлять автоперевозку в соответствии с условиями доступа на рынок автоперевозок в своем государстве ЕС;

отвечает условиям в рамках правил ЕС о допуске к профессии оператора дорожного пассажирского транспорта;

соответствует установленным стандартам ЕС для водителей и транспортных средств.

Регулярные перевозки пассажиров автобусами, в свою очередь, требуют наличия разрешения, которое выдается на имя перевозчика на срок до пяти лет, не подлежит передаче, но вместе с тем не исключает осуществление перевозок субподрядчиком. Разрешения выдаются по согласованию с компетентными органами всех стран ЕС, на территории которых будут осуществляться перевозки и содержат информацию о маршруте, расписании, сроке действия и остановках.

За исключением случая форс-мажорных обстоятельств, операторы регулярного обслуживания, должны принять все меры, для того, чтобы гарантировать транспортное обслуживание, которое удовлетворяет стандартам непрерывности, регулярности и качества, с соблюдением условий, установленных компетентным органом.

При осуществлении регулярных перевозок перевозчики обязаны выдавать билеты, в которых указаны точки отправления и прибытия, срок действия билета, а также стоимость платы за проезд.

В случае нарушения перевозчиком автомобильного законодательства ЕС компетентные органы вправе привлечь его к ответственности, путем наложения административных штрафов или же путем лишения соответствующих лицензий или разрешений. Все серьезные нарушения должны быть зафиксированы в национальном электронном регистре автотранспортных предприятий с описанием вида, категории, степени тяжести нарушения, а также мерой наказания.

Права пассажиров при автоперевозках перечислены в Сообщении Еврокомиссии для Европейского Парламента и Совета "Европейская концепция пассажиров: Сообщение о пассажирских правах на всех видах транспорта".

Права пассажиров основаны на трех краеугольных камнях (принципах):

недискриминация;

точная, своевременная и доступная информация;

немедленная и соразмерная помощь.

Следующие десять прав, вытекающих из вышеуказанных принципов, образуют, так называемое, ядро ​​прав пассажиров Европейского Союза. Среди них:

право на недискриминацию в доступе к перевозкам;

право пассажиров-инвалидов и пассажиров с ограниченной подвижностью (PRM) на помощь без каких-либо дополнительных затрат;

право на информацию во время приобретения билета и во время самого путешествия;

право на отказ от поездки (возмещение полной стоимости билета, в том случае, если поездка не осуществляется не по расписанию);

право на исполнение договора в случае нарушения (изменение маршрута и перерегистрации);

право на получение помощи в случае длительной задержки при выезде или в соединительных точках;

право на компенсацию при определенных обстоятельствах;

право на ответственность перевозчика в отношении пассажиров и их багажа;

право на быструю и доступную систему рассмотрения жалоб;

право полного и эффективного применения законодательства Европейского Союза.

Статья 18 Договора о функционировании Европейского союза (TFEU) запрещает дискриминацию по признаку гражданства. Это относится ко всем транспортных средств, и отражается в воздухе, автобус и водного правилам, которые явно защитить пассажиров от дискриминации, прямо или косвенно на основе национальности.

Пассажиры-инвалиды и пассажиры с ограниченной подвижностью не могут подвергаться дискриминации при бронировании, покупке билетов и посадке. Исключения могут быть сделаны только по соображениям безопасности на транспорте или из-за физических характеристик транспортной системы, которые делают данный вид транспорта физически непригодным.

На автомобильном транспорте, права лиц с ограниченными возможностями регламентированы в Директиве 2001/85/ЕС Европейского Парламента и Совета от 20 ноября 2001 "об утверждении специальных положения для, используемых при перевозке пассажиров, транспортных средств, в которых насчитывается более восьми мест, помимо сиденья для водителя и составляющих более восьми мест, помимо сиденья водителя, и о внесении поправки в Директиву 70/156 об утверждении сертификации с целью приведения в соответствие городских и междугородных автобусов нуждам пассажиров с ограниченными возможностями и инвалидов".

В отношении права на доступ к информации до покупки и на различных этапах перемещения, следует сказать, что оно распространяется на: общую информацию по таким вопросам, как права и обязанности во время путешествия, доступность услуг для пассажиров-инвалидов и пассажиров с ограниченной возможностями, права на конкретную информацию. Права действуют в дороге, в течение поездки (перед покупкой, до и во время путешествия, и в случае нарушения).

Эти права должны быть реализованы с использованием, в случае необходимости, определенных коммуникационных технологий для удовлетворения потребностей пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Информация должна доводиться до сведения пассажиров посредством веб-сайтов, специальных терминалов, которые могут быть размещены, в частности на автобусных станциях.

Что касается общей информации о правах пассажиров и по стандартам качества услуг, оказываемых тем или иным перевозчиком, следует сказать, что Ассоциация потребителей посредством публикации обзоров деятельности перевозчика, которые содержат информацию о степени удовлетворенности пассажиров, дает пользователям возможность выбора более качественных из всех предложенных на рынке автоперевозок услуг. А это уже, в свою очередь, стимулирует конкуренцию и облегчает осуществления мониторинга автоперевозок соответствующими национальными органами (НЭБ).

В отношении прозрачности информации, которую предоставляет перевозчик о том, что же входит в стоимость билета, следует сказать, что это представляет собой определенную важность, так как пассажир сможет сделать полностью осознанный выбор перед покупкой билета, что поможет избежать последующих возвратов и недовольств.

Право отказаться от путешествия (возмещения), когда условия поездки изменяются. Итак, срок, после которого у пассажиров возникает право считать задержку отправления достаточно длительной, для того, чтобы можно было претендовать на компенсацию, для автомобильных перевозок составляет 120 минут. После его истечения пассажиры имеют право выбирать между двумя вариантами:

отказ от путешествия (возмещение);

просьба об изменении маршрута, что позволит им добраться до конечного пункта назначения как можно ближе к запланированному времени.

Право на помощь в случае длительной задержки при выезде или в соединительных точках при автомобильных перевозках заключается в следующем. Законодательство устанавливает минимальный уровень медицинской помощи, которая будет предоставлена ​​на месте всякий раз, когда задержка достигает срок за пределы запланированного времени отправления. Помощь может заключаться в закусках, доступу к туалетам, медицинской помощи, охлаждение или обогрев и т.д.

Ответственность перевозчика при перевозке пассажиров и багажа. Законодательство Европейского Союза ЕС предусматривает определенную компенсацию в виде денежной суммы в случае смерти или травмы пассажиров при автоперевозке. Однако данная финансовая компенсация не является автоматическим последствием ущерба и должна быть заявлена в судебном порядке.

Перевозчик несет ответственность при перевозке багажа в случае его потери, повреждения или задержки, за исключением наступления определенных закрепленных в законодательстве, условий, которые, как правило, связанны с обстоятельствами чрезвычайной ситуации и принятия перевозчиком соответствующих ситуации усилий по предотвращению или же ограничению ущерба. Законодательство предусматривает конкретные минимальные суммы компенсации в случае возникновения проблем в багажном отделении.

Существуют определенные правила, которые созданы для того, чтобы защитить пассажиров-инвалидов и пассажиров с ограниченными физическими возможностями в случае потери, повреждения или задержки необходимого им оборудования. В частности, при повреждении или утрате введена компенсация стоимости ремонта или замены фактической части оборудования.

В том случае, если пассажиры по тем или иным причинам остаются недовольны услугами, предоставленными им автоперевозчиком, они имеют право на подачу жалобы, либо непосредственно перевозчику, либо в соответствующий компетентный орган.

В том случае, если права пассажиров после обращения в данные инстанции не были восстановлены или же компенсированы, то тогда существует возможность обращения в суды. Как правило, данные споры разрешаются посредством подачи малых исков, так как они являются менее дорогостоящими.

По предложению, сделанному Комиссии в декабре 2008 года Совет и Европейский парламент принял на 16 февраля 2011 Постановление 181/2011 <#"justify">Настоящий регламент устанавливает правила, касающихся соблюдения прав пассажиров во время путешествия на автобусном транспорте. Они охватывают недискриминацию пассажиров в отношении транспортных условий, предлагаемых перевозчиками, права пассажиров в случае аварии, недискриминацию и помощь для лиц с ограниченными физическими возможностями, права пассажиров в случае отмены или задержки, права на минимальную информацию, права на своевременное рассмотрение жалоб, права на минимальные нормы о туристической информации до и во время их путешествий.

В том случае, если километраж поездки в общей сложности превышает 250 километров, то к перечню прав добавляются другие. А именно, право на:

адекватную помощь (закуски, закуски и прохладительные напитки, а также, при необходимости, размещение в гостинице до две ночи, на общую сумму в размере € 80 за ночь, за исключением случаев тяжелых погодных условий и крупных стихийных бедствий) в ситуациях отмены или вследствие задержки более чем на 90 минут в случае путешествие более трех часов;

гарантированное возмещение затрат или изменение маршрута в случае отмены или вследствие задержки более чем на 120 минут от расчетного времени отправления;

компенсацию в размере 50% от стоимости билета в случае задержки более чем на 120 минут от расчетного времени вылета, отмены поездки и, если перевозчик не может предложить пассажиру поезду по измененному маршруту;

информацию о том, что рейс задержан либо отменен;

обеспечение потребностей в случае смерти, травмы, потери или повреждения, вызванных дорожно-транспортным происшествием (в том числе проживание в гостинице до двух ночей, на общую сумму в размере € 80 за ночь);

бесплатную помощь для лиц с ограниченными возможностями на терминалах и на борту и, при необходимости, бесплатная перевозка сопровождающих их лиц.

Вышеперечисленные права пассажиров были введены с целью повышения качества услуг, защиты путешественников, и увеличения уровня привлекательности для туристов европейской транспортной отрасли.

2.2 Гарантии при автоперевозках грузов в Европейском Союзе

Директива № 2008/68/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О внутренних перевозках опасных грузов" указывает на то, что перевозка опасных грузов по автомобильным дорогам представляет собой значительный риск возникновения аварийных ситуаций. В связи с этим существует необходимость принятия мер по обеспечению максимальной безопасности таких перевозок.

Государства-члены ЕС могут устанавливать особые требования техники безопасности к внутригосударственным и международным перевозкам опасных грузов по своей территории или же запрещать их перевозку по своей территории. В этом случае государства-члены ЕС должны информировать Европейскую комиссию о таких положениях и их обоснованности. Далее, Европейская комиссия направляет соответствующую информацию другим государствам-членам ЕС.

Государства-члены ЕС могут разрешать использование на своей территории автоцистерн и транспортных средств, при условии обеспечения должного уровня безопасности в процессе эксплуатации таких автоцистерн и транспортных средств.

Государства-члены ЕС, в которых температура окружающей среды постоянно ниже - 20°С, могут применять на своей территории более строгие нормы к рабочим температурам материалов, используемых для изготовления пластиковой упаковки, автоцистерн и оборудования к ним, предназначенных для использования при внутригосударственных автомобильных перевозках опасных грузов.

Исходя из практических соображений, необходимо обеспечить возможность упаковки взрывчатых веществ совместно с детонаторами для перевозки одним и тем же транспортным средством с места хранения до места выполнения работ и обратно.

Детонаторы и взрывчатые вещества должны упаковываться раздельно в тару, соответствующую сертификационным требованиям ООН.

Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О взимании сборов с грузового транспорта за использование некоторых инфраструктур" была принята по причине того, что устранение нарушений конкуренции между транспортными предприятиями в государствах-членах ЕС требует гармонизации систем налогообложения и установления справедливого механизма взимания затрат на инфраструктуру с перевозчиков.

При текущих обстоятельствах корректировка национальных систем налогообложения должна быть ограничена грузовым транспортом, имеющим полный вес в снаряженном состоянии более определенного уровня.

Для этих целей должны быть установлены минимальные ставки налогов на грузовой транспорт, применяемых в настоящее время государствами-членами ЕС, либо налогов, которые могут последовать за ними.

Использованию экологически чистого и менее вредного грузового транспорта должна способствовать дифференциация налогов или сборов при условии, что такая дифференциация не препятствует функционированию внутреннего рынка.

Пошлины и пользовательские сборы не должны носить дискриминационный характер, не должны повлечь излишних формальностей или создать препятствия на внутренних границах; поэтому должны быть приняты соответствующие меры, которые позволят оплатить пошлины и пользовательские сборы в любое время и с помощью различных способов оплаты.

Ставки пользовательских сборов должны основываться на продолжительности использования инфраструктуры и должны быть дифференцированы по отношению к затратам, вызванным дорожным грузовым транспортом.

Затраты на инфраструктуру или усовершенствование инфраструктуры могут включать особые затраты на инфраструктуру, затраты на финансирование, автомагистраль, значительные ремонты конструкций, затраты, связанные с загрязнением воздуха из-за движения транспорта, затраты, связанные с шумом из-за движения транспорта.

Грузовой транспорт означает автомобильное транспортное средство или тягач с полуприцепом, предназначенные или используемые для перевозки по дорогам товаров и имеющие максимальный вес в снаряженном состоянии более 3,5 тонн.

Грузовой транспорт категории "EURO 0", "EURO I", "EURO II", "EURO III", "EURO IV", "EURO V", "EEV" означает грузовой транспорт, который соответствует ограничениям по выбросам, соответствующей категории.

Следует упомянуть о том, что грузовой транспорт наносит значительный ущерб окружающей среде, в связи, с чем для определенных территорий Европейский Союз предусмотрел особое регулирование. К примеру, это касается Альп.

Альпийская конвенция является рамочным соглашением по защите и устойчивому развитию региона Альпы и предназначена для его сохранения и защиты (с экологической, экономической и социальной точки зрения), применяя принципы профилактики, "загрязнитель платит" и сотрудничества между странами. Текст конвенции объединяет девять протоколов, каждый из которых охватывает различные сектора.

Помимо этого, Европейский Совет, стремясь нивелировать вред, наносимый грузовым транспортом окружающей среде, взял курс, на, так называемые "зеленые автомобили". В рамках Стратегии по увеличению экологических показателей транспортных средств планируется ввести стимулы для перевозчиков, с целью содействия популяризации данных транспортных средств. Данные стимулы носят преимущественно финансовый характер, и выражаются, в частности, в смягчении налогового режима.

Европейский Союз, будучи заинтересован в процветании грузоперевозок, осуществляемых посредством автомобильного транспорта, на законодательном уровне подготовил ряд мероприятий на тот случай, если на рынке грузоперевозок возникнет кризис. Так, к примеру, Регламент "О мерах, которые будут приняты в случае кризиса на рынке грузовых перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом" указывает на специальную процедуру, в соответствии с которой, государство - участник Европейского Союза отправляет уведомление Комиссии, после чего уже на уровне Европейского Совета Комиссия в течение 30 дней подготавливает соответствующие меры по противодействию кризисной ситуации.

Итак, на основе всего вышесказанного, следует сделать вывод о том, что в транспортной политике Европейского Союза в отношении грузоперевозок автомобильным транспортом, особенное внимание уделяется гарантиям защиты окружающей среды от вредного воздействия выхлопов, гарантиям защиты инфраструктуры, которая страдает от функционирования грузового транспорта, а также гарантиям защиты грузоперевозчиков от кризисных ситуаций на рынке грузоперевозок. Хотелось бы добавить, что данные гарантии являются эффективно действующими механизмами, что подтверждается специальными сопутствующими им мероприятиями. Кроме того, данные гарантии закрепляются не только на уровне Европейского Союза, но страны - участница также регулируют данные гарантии, приспосабливая их под свои реалии с помощью изменений или же дополнений.

§ 2.3 Стандарты автоперевозок в РФ

Говоря про стандарты автомобильных перевозок в Российской Федерации, особое внимание следует уделить Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации, который регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, который является частью транспортной системы Российской Федерации, а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Итак, говоря об автомобильной перевозке пассажиров и багажа, следует для начала необходимо определить терминологию.

Багаж это вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке.

Билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира.

Маршрут это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. Маршрут регулярных перевозок, в свою очередь, это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа, в соответствии с главой 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации, осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на два типа.

К первому относятся перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах (в определенных случаях, по требованию пассажиров) по маршруту регулярных перевозок. При этом необходимо сказать, что остановочный пункт есть место остановки транспортных средств, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. Данные перевозки осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Расписание представляет собой график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Ко второму типу относятся перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Данные перевозки осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

Проводя аналогию с автоперевозками пассажиров и багажа в Европейском Союзе, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации также обеспечивается право пассажиров на информацию. Однако, следует признать, что на городских остановочных пунктах для пассажиров не представляется возможным отыскать информацию о номерах транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки, а также об их маршруте и времени прибытия. Подобную информацию принято выяснять непосредственно у водителей транспортных средств, с помощью которых осуществляются автоперевозки пассажиров и багажа, или же у прохожих.

Говоря о требованиях к перевозчику, следует упомянуть о необходимости иметь на каждом транспортном средстве копию уведомления о начале деятельности в качестве перевозчика, с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (электронным билетом), сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан <#"justify">Возвращаясь к европейским правилам перевозок пассажиров и багажа, необходимо отметить, что вышеуказанное положение соответствует европейскому праву пассажиров на исполнение договора в случае нарушения (изменение маршрута или перерегистрации).

Вместе с тем, пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Следует отметить, что ручная кладь представляет собой вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.

В соответствии с пунктов 3 статьи 786 Гражданского кодекса РФ, пассажир имеет право:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

В отношении перевозки детей статья 21 Устава устанавливает следующие стандарты, в соответствии с которыми при проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения;

перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения.

Но, в том случае, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы. При этом пассажир обязан <#"justify">Перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором или правилами перевозки груза, а в случае задержки информировать грузоотправителя и грузополучателя.

Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях;

в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз.

В случае возникновения разногласий между участниками договора автомобильной грузоперевозки, равно как и в правилах европейского законодательства, возможно их преодоление в судебном порядке, что предусмотрено статьей 797 Гражданского кодекса. Но при этом, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии.

Как и в законодательстве Европейского Союза об автоперевозке опасных грузов, в статье 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов предусмотрен ряд требований.

Так движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого необходимо:

согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Порядок <garantF1://12071044.1000> возмещения вреда, и размер причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок <garantF1://12071044.2000> определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Также размер вреда определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и собственником автомобильной дороги.

На основании всего вышесказанного хотелось бы отметить, что в плане внедрения продуктов инновационной деятельности, которые используются при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров, багажа, а также грузов, Российская Федерация активно догоняет уровень развития Европейского Союза, постепенно выходя на качественно новый уровень, о чем свидетельствует, к примеру, функционирование разнообразных элементов инновационной транспортной системы, о которых говорилось выше.

Вместе с тем следует заметить, что в Российской Федерации, в сфере автомобильных перевозок, несмотря на то, что предполагается равенство пассажиров в отношении объема прав, все же присутствует определенная дискриминация, которая выражается в ущемлении прав лиц с ограниченными возможностями. В то время как Европейский Союз, как мы успели убедиться создал максимально возможный набор условий, призванных адаптировать автомобильные перевозки к особенностям данных категорий пассажиров.

Также следует добавить, что законодательство Европейского Союза предусматривает более высокие стандарты информирования пассажирах о стоимости билетов, маршрутах и т.д., более широкий перечень прав при дальних путешествиях (более 250 км), более высокие гарантии при осуществлении грузоперевозок.

Однако, как мы успели убедиться функционирование Министерства транспорта Российской Федерации, его Департаментов и Служб, посредством интенсивной работы в рамках развития транспортной политики, основываясь, в том числе и на результатах Транспортного диалога с Европейским Союзом, приведет к увеличению объема прав и гарантий при автомобильных перевозках, что, безусловно, улучшит их качество и эффективность.

Заключение

Итак, исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод о том, что для дальнейшего развития автомобильного транспорта в Российской Федерации чрезвычайно актуален вопрос совершенствования его правовой базы, которая не вполне отвечает современным экономическим условиям, что может впоследствии пагубно отразиться на экономике государства, так как территория Российской Федерация и протяженность дорог огромна, что обуславливает востребованность автомобильных перевозок пассажиров, их багажа, а также грузов.

В частности в Российской Федерации на нормативном уровне в правила перевозки не включены положения, регулирующие правила автоперевозки пассажиров с ограниченными возможностями и багажа, а именно Устав и Гражданский кодекс РФ, не говорит отдельно об оборудовании, провозимом вместе с пассажирами - инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. В законодательстве ответственность за повреждения этих вещей не предусмотрена отдельно, и наступает по общим правилам, как за утрату и повреждения стандартного багажа. Не предусмотрены отдельные правила, которые бы делали поездки данных категорий пассажиров более комфортными и безопасными, что представляется совершенно недопустимым для цивилизованного государства 21 века.

В этой связи изучение опыта ЕС в области правового регулирования автотранспортной деятельности представляется чрезвычайно ценным, ибо право Европейского Союза содержит широкую гамму правовых актов, регламентирующих, помимо допуска на рынок и выполнения автомобильных перевозок, такие вопросы, как гармонизация налогообложения, условия предоставления государственной поддержки, правила конкуренции автомобильных перевозчиков, защита транспортной среды и окружающей инфраструктуры от неблагоприятного воздействия грузового транспорта, права пассажиров при дальних поездках, права пассажиров с ограниченными возможностями и целый ряд других не менее важных вопросов.

Данное взаимодействие Российской Федерации и Европейского Союза в рамках транспортной политики очень важно на сегодняшний день, в виду функционирования огромного количества транспортных средств, осуществляющих автоперевозки, которые, очень популярны среди пассажиров в виду относительной недороговизны и доступности. Поэтому необходимо приложить все усилия на принятия нормативно-правовых актов, повышающих качество автоперевозок на всей территории государства.

Библиография

Нормативные акты:

1.Договор "О функционировании Европейского Союза". Рим 1957 г. (в ред. Лиссабонского договора, изменяющего Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года) [Электронный ресурс] - URL: <#"justify">Специальная литература:

45.Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б., Куликов А.В. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов. - М: Горячая линия - Телеком, 2006. - С.560.

46.Гудков <#"justify">Электронные ресурсы

53.Транспортные системы. [Электронный ресурс] - URL: http://transporton.ru/155-avtomobilnyj-transport.html? showall=1&limitstart <http://transporton.ru/155-avtomobilnyj-transport.html?showall=1&limitstart>= (дата обращения: 30.04.2014).

.Сайт Европейского Союза. Транспортная политика. [Электронный ресурс] - URL: http://europa. eu/pol/trans/index_en. htm 30.04.2014 <http://europa.eu/pol/trans/index_en.htm%2030.04.2014> (дата обращения 30.04.2014).

.Сайт Европейского Союза. Трансъевропейские сети. [Электронный ресурс] - URL: http://www.eib.org/projects/priorities/tens/index. htm <http://www.eib.org/projects/priorities/tens/index.htm> (дата обращения 30.04.2014)

.Европейский Парламент. Парламентские комитеты. [Электронный ресурс] - URL: http://www.europarl. europa. eu/committees/en/TRAN/home.html <http://www.europarl.europa.eu/committees/en/TRAN/home.html> (дата обращения 30.04.2014).

.Сайт Европейского Союза. Совет Европейского Союза. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consilium. europa. eu/council/council-configurations?#tte <http://www.consilium.europa.eu/council/council-configurations?lang=en> (дата обращения 30.04.2014).

.Сайт Европейского Союза. Европейская комиссия. [Электронный ресурс] - URL: http://ec. europa. eu/transport/modes/road/index_en. htm <http://ec.europa.eu/transport/modes/road/index_en.htm> (дата обращения 30.04.2014).

.Сайт Европейского Союза. Европейский экономический и социальный комитет. [Электронный ресурс] - URL: http://www.eesc. europa. eu/? i=portal. en. categories-transport <http://www.eesc.europa.eu/?i=portal.en.categories-transport> (дата обращения 30.04.2014).

.Сайт Европейского Союза. Комитет регионов. [Электронный ресурс] - URL: http://cor. europa. eu/en/activities/commissions/coter/Pages/coter. aspx <http://cor.europa.eu/en/activities/commissions/coter/Pages/coter.aspx> (дата обращения 30.04.2014).

.Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года <http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=13024>. [Электронный ресурс] - URL: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/f0d/trans_strat_08_12_2004. pdf (дата обращения 4.05.2014).

.Министерство транспорта Российской Федерации. Транспортный диалог "Россия - ЕС" <http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?FOLDER_ID=448>. [Электронный ресурс] URL - http://www.mintrans.ru/activity/detail. php? FOLDER_ID=448 <http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?FOLDER_ID=448> (дата обращения 03.05.2014).

.Россия - ЕС. Партнерство для модернизации. [Электронный ресурс] - URL: http://www.formodernization.com/projects/1_1_5. php <http://www.formodernization.com/projects/1_1_5.php> (дата обращения 03.05.2014).

.Википедия. Свободная библиотека. Интеллектуальная транспортная система. [Электронный ресурс] - URL: 03.05.2014). http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0 (дата обращения 03.05.2014).

.Европейский Союз. Резюме законодательства ЕС. Транспорт. Автомобильный транспорт. Права пассажиров. [Электронный ресурс] - URL: http://europa. eu/legislation_summaries/transport/road_transport/tr0050_en. htm <http://europa.eu/legislation_summaries/transport/road_transport/tr0050_en.htm> (дата обращения 06.05.2014).

Похожие работы на - Нормативное регулирование и стандарты в законодательстве об автомобильных перевозках Российской Федерации и Европейского Союза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!