Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества

Содержание

Введение

Понятие и виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества в Уголовном кодексе Республики Беларусь

Характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

.1 Общественные работы

.2 Штраф

.3 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

.4 Исправительные работы

.5 Ограничение по военной службе

Зарубежный опыт правого регулирования наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2013 год

Приложение Б

Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2014 год

Приложение В

Статистические данные о деятельности судов за первое полугодие 2015 года

Введение

Государство руководствуется в своей деятельности по достижению социальных целей, которые ставит перед собой общество и его политические и властные структуры определенной политикой, отражающей принципы, стратегию, основные направления и формы осуществления различных задач. Важная роль в решении практических задач реформирования общества принадлежит уголовному праву, регламентирующему ответственность за наиболее опасные посягательства на интересы личности, общества и государства. В науке уголовного права также активно разрабатывается концепция широкого применения мер наказаний, не связанных с элементами изоляции осужденных, а также сокращения преступлений, в санкциях которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Объективная необходимость всемерного расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного, вызвала в жизни международную реформу системы наказаний. Она базируется на ряде международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, а также других международных документах по правам человека, из которых вытекает необходимость гуманизации системы уголовных наказаний.

В США, Англии, Франции, Германии, Австрии и многих других странах переполненность тюрем привела к небезопасным условиям и освобождению заключенных после отбывания ими лишь небольшой части срока первоначально назначенного наказания. Это обусловило необходимость применения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, с тем, чтобы снизить нагрузку тюрем и гарантировать отбывание наказаний всем лицам, совершивших преступление.

Реальный смысл гуманизации уголовной политики, которая проводится в настоящее время в Республике Беларусь, означает не только и не столько смягчение уголовной ответственности, сколько создание дифференцированной и гибкой системы уголовных санкций, позволяющей государству экономить карательные средства, достаточно широко применять другие способы наказания преступника.

Многолетние дискуссии по вопросам совершенствования системы уголовных санкций обычно сводятся к предложениям о необходимости существенного сокращения применения лишения свободы. Против этого сегодня уже никто не возражает. Вопрос заключается лишь в том, как и за счет каких иных наказаний и мер уголовной ответственности этого можно достичь, сохраняя необходимый уровень контроля над преступностью и обеспечивая должную безопасность граждан, общества и государства от преступных посягательств.

Одним из приоритетов сегодня становится совершенствование отечественной системы наказаний, результатом которого должно стать более широкое использование наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с системой наказания в уголовном праве Республики Беларусь.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения различных видов уголовных наказаний и реализации цели наказания.

Предметом исследования являются уголовный кодекс Республики Беларусь, научные труды ученых-юристов в области изучения системы наказания; анализ и обзор судебной практики.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть и исследовать наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества в системе наказаний Республики Беларусь.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

определить перечень видов наказаний;

раскрыть правовую природу и содержание наказаний не связанных с изоляцией осужденного от общества (общественные работы, штраф, лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе);

проанализировать тенденции судебной практики назначения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;

рассмотреть зарубежный опыт правового регулирования.

При написании данной курсовой работы были использованы: Уголовный кодекс Республики Беларусь; Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу; учебные пособия по дисциплине «Уголовное право» и другие.

Курсовая работа включает введение, три раздела, пять подразделов, заключение, список использованных источников и три приложения. Курсовая работа выполнена на 30 страницах.

1 Понятие и виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества в Уголовном кодексе Республики Беларусь

общественный исправительный работа наказание

Уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее - УК) может выражаться в осуждении преступника с применением назначенного по приговору суда наказания. Факт осуждения преступника по приговору суда означает, что уголовная ответственность уже состоялась, даже если осуждение не сопровождается применением мер уголовного воздействия. Статья 47 УК дает следующее определение понятия наказания: наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного [1].

Наказание есть мера государственного принуждения, применяемая судом от имени государства к лицам, виновным в совершении преступления. Никто, кроме государства, не вправе применять наказание к преступнику. Применение наказания является исключительным правом и одновременно обязанностью государства.

Наказание - это принудительная мера воздействия, оно применяется к преступнику независимо от его желания быть подвергнутым такому воздействию. Принудительность наказания также означает обязательность его исполнения всеми органам, которых это касается.

Наказание - это карательная мера, предусмотренная уголовным законом. Разумеется, пределы карательных свойств наказания должны быть разумными и ограничены рамками физической и психологической совместимости человека. В этих целях часть 7 статьи 3 УК устанавливает положение о запрещении таких наказаний, применение которых направлено на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденного.

Уголовный кодекс содержит значительный арсенал наказаний, существенно различающихся по характеру и тяжести карательного воздействия. Это позволяет суду избирать меру наказания с учетом не только общественной опасности совершенного преступления, но и с учетом особенностей личности осужденного [2, с. 119].

Система наказаний - это установленный законом исчерпывающий перечень наказаний, строго обязательных для суда и расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.

К числу общих свойств, определяющих систему видов наказаний, относятся следующие: каждый вид наказания выступает в форме определенной меры карательного воздействия; применяются наказания для достижения целей уголовной ответственности; перечень видов наказаний устанавливается только уголовным законом и носит исчерпывающий характер; индивидуальными свойствами каждого наказания являются различный объем ограничений прав и свобод осужденного и особый порядок его назначения, исполнения и отбывания.

По порядку назначения все наказания подразделяются на три группы: основные, дополнительные, являющиеся как основными, так и дополнительными (иногда их называют смешанными).

Основными являются наказания, которые назначаются самостоятельно и не присоединяются в дополнение к другим наказаниям.

Дополнительные наказания назначаются в дополнение к основному наказанию.

Являющиеся как основными, так и дополнительными (иногда их называют смешанными) могут назначаться в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания.

В УК Республики Беларусь система наказаний установлена в статье 48, согласно которой к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие наказания: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; арест; ограничение свободы; лишение свободы; пожизненное заключение; смертная казнь (10 видов).

Система основных наказаний представляет собой исчерпывающий перечень видов наказания, расположенных в порядке, отражающем сравнительную тяжесть одного наказания по отношению к другому.

Не включены в систему наказаний лишение воинского или специального звания и конфискация имущества (ч.2 ст.48 УК), поскольку они не могут применяться самостоятельно, применяются только в качестве дополнительных.

Наказания, применяемые в качестве как основного, так и дополнительного: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Система наказаний имеет важное значение для практической деятельности. Во-первых, при осуждении с применением наказания суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что способствует эффективности реализации целей уголовной ответственности. Во-вторых, система наказаний предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Наличие разных наказаний позволяет применять более строгие из них к преступникам, которые совершили тяжкие преступления, и ограничиться применением более мягких наказаний к лицам, осуждаемым за преступления небольшой общественной опасности. В-третьих, система наказаний дает представление о сравнительной тяжести и соотношении различных наказаний, поскольку тяжесть наказания определяется его местом в системе. Так, лишение свободы - более строгое наказание, чем исправительные работы. В-четвертых, система наказаний является необходимым условием для построения научно обоснованной и справедливой системы санкций статей Особенной части УК [3, с. 286].

К наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества в УК относятся: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; лишение воинского или специального звания; конфискация имущества.

Отметим, что назначая наказание несовершеннолетнему, суд должен учитывать, что определенные позитивные последствия его применения в то же время сопряжены с нежелательными его свойствами, такими как: отрыв осужденного от привычных для него условий жизни в обществе, разрыв имевшихся социально-полезных связей, отрыв или даже прекращение образовательного цикла, прекращение трудовой деятельности, занятий спортом, различными видами творчества и др. Но все это в первую очередь касается такого вида наказания, как лишение свободы, и поэтому суд должен назначать его несовершеннолетнему преступнику только в самом крайнем случае. На первое место должны выдвигаться уголовно-правовые меры, не связанные с изоляцией от общества, преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер воздействия, позволяющих исправлять подростков в условиях семьи, школы, трудового коллектива.

Основной целью законодателя и правоприменителя должна быть не изоляция лица, совершившего преступление, и особенно несовершеннолетнего, а применение к нему соответствующего наказания для осознания последним противоправности содеянного и предупреждения с его стороны совершения нового преступления [4, с. 163].

Согласно статистическим данным, судами общей юрисдикции за 2013 год было рассмотрено уголовных дел с вынесением приговора - 36615. С назначением наказания - 34313. Назначены наказания осужденным, не связанных с изоляцией от общества составили - 54,6 процента (16453).

В 2014 году было рассмотрено 39269 уголовных дел, из них с назначением наказания - 36790. Не связанных с изоляцией - 49,9 процентов (18366).

За первое полугодие 2015 года судами было рассмотрено 20620 уголовных дел с вынесением приговора, из них с назначением наказания - 19458. (9840).

Суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что способствует эффективности реализации целей уголовной ответственности. Данная система наказаний предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность.

2 Характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

.1 Общественные работы

Сущность наказания в виде общественных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время установленного приговором определенного количества часов бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ. Этот вид наказания может применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с частью 3 статьи 50 УК общественные работы могут назначаться также в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты.

Общественные работы устанавливаются для совершеннолетних осужденных на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день, а для несовершеннолетних, достигших ко дню постановления приговора шестнадцатилетнего возраста, - на срок от тридцати до ста восьмидесяти часов [5, с. 191].

Согласно статье 49 УК общественные работы не могут назначаться: лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; инвалидам I и II группы; военнослужащим; иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства; лицам, больным активной формой туберкулеза.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяются статьями 23-28 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее - УИК).

Срок наказания в виде общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный отбывал общественные работы.

Получив из суда копию вступившего в законную силу приговора, уголовно-исполнительная инспекция ставит на учет осужденного, разъясняет ему порядок и условия отбывания наказания, определяет вид общественных работ, согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы, контролирует их поведение, ведет суммарный учет отработанного времени и следит за своевременностью перечисления в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполнение осужденным работы.

Закон не определяет, какой формы собственности (частной или государственной) могут быть эти организации. По нашему мнению, осуществление контроля за исполнением наказания наиболее эффективно со стороны государства, т.е. когда наказание отбывается в организациях, полностью или частично основанных на государственной собственности. Во-первых, это обусловлено публичным характером реализации уголовной ответственности. Во-вторых, послужит предупреждению вероятного конфликта между интересами исполнения приговора и частными интересами учредителей соответствующей организации [7, с. 53].

За нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция официально предупреждает их об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный: не вышедший на общественные работы без уважительной причины более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания; совершивший более двух раз после предупреждения в течение отбывания наказания иные нарушения трудовой дисциплин во время выполнения общественных работ; скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания. Установление ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания призвано оказать предупредительное воздействие на осужденных, которые своим поведением могут ухудшить свое положение, что в итоге может привести к необходимости отбывать более строгое наказание.

Назначение судами наказания в виде общественных работ в последнее время увеличилось. По статистике за 2013 год к наказанию в виде общественных работ были приговорены 8,7 процента (3004 человек). В 2014 году - 9,4 процента (3467 человек), за первое полугодие 2015 года - 11 процентов (2164 человек) [8] [9] [10].

За уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ (ст. 419 УК) ежегодно осуждалось от 0,6 процента до 0,9 процента осужденных.

Осужденный своим трудом заглаживает ущерб, нанесенный им обществу, и делает это на глазах населения. У него есть возможность переосмыслить свой проступок, стать полезным обществу, в определенной степени восстановить свою репутацию; выполняя общественные работы, осужденный показывает свою готовность сотрудничать с обществом, что является одним из критериев его исправления.

Таким образом, необходимо отметить, что общественные работы - это наказание, при котором человек имеет возможность искупить вину, не теряя при этом работы, учебы, семьи, привычной обстановки.

2.2 Штраф

В соответствии со статьей 50 УК штрафом признается денежное взыскание, назначенное судом в пределах, предусмотренных уголовным законом, в размере, соответствующем определенному количеству базовых величин. Наказание в виде штрафа может применяться как в качестве основного, так и дополнительного наказания (ч.3 ст. 48 УК). В связи с этим возникает вопрос о том, когда может назначаться штраф в качестве дополнительного наказания. Статья 50 УК не содержит указаний по этому поводу, отмечая лишь в части 1, что штраф применяется «в случаях, установленных настоящим Кодексом». Назначение штрафа в качестве дополнительного вида наказания значительно возросло. Его удельный вес в структуре наказаний вырос с 0,4 процента в 2008 году до 7,1 процента в 2012 году. Общий удельный вес подвергнутых штрафу лиц в 2012 году (в качестве основного и в качестве дополнительного наказания) составил 16,4 процента [11, c. 54-56].

Полагаем, что в санкциях статей Особенной части УК следует прямо указать, в каких именно случаях штраф применяется дополнительно к основному наказанию (например, установить в ст. 50 УК критерии назначения штрафа как дополнительного наказания). Поэтому следует согласиться с теми учеными, которые предлагают эти вопросы особо оговорить в законе.

Размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленной на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин. За преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы штраф устанавливается в размере от трехсот до пяти тысяч базовых величин. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, предусмотренное содержащей административную преюдицию статьей Особенной части настоящего Кодекса, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Эффективность исправительного воздействия штрафа будет высокой тогда, когда он исполняется в пределах денежных доходов осужденного. Средний уровень денежных доходов населения в Республике Беларусь невысок. Для того чтобы штраф в системе уголовных санкций и судебной практике стал доминирующим наказанием, необходимо: снизить его минимальные пределы; закрепить в УК положение о том, что штраф назначается исключительно в пределах денежных доходов осужденного.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, штраф назначается в случае, если он имеет самостоятельный заработок или имущество в размере, не превышающем двадцатикратного размера минимальной заработной платны, установленный на день постановления приговора, а за корыстное преступление - стократного размера минимальной заработной платы. В отношении несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет назначение штрафа не имеет смысла, так как возможности заплатить его, как правило, ничтожны.

Практика применения уголовного закона показывает, что суды при назначении наказания не всегда соблюдают указанные в нем условия. Так, приговором суда Ленинского района г. Минска от 26 декабря 2001 г. С. 1987 года рождения и С-в 1987 года рождения были признаны виновными в неправомерном завладении автодорожным механическим транспортным средством и поездке на нем без цели хищения, совершенных повторно группой лиц по предварительному сговору. На основании части 2 статьи 214 УК с применением статьи 70 УК суд назначил каждому осужденному наказание в виде штрафа в доход государства в размере десяти минимальных заработных плат, несмотря на то, что оба они являлись учащимися девятого класса средней школы [12].

Исполнение наказания в виде штрафа регламентируется статьями 29 и 30 УИК Республики Беларусь и производится судебным исполнителем.

После оглашения приговора о назначении штрафа, суд разъясняет осужденному его обязанности уплатить штраф в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу и предупреждает его, что в случае неоплаты штраф будет взыскан принудительно.

В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить сумму штрафа, закон допускает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа сроком до одного года. В частности, по изученным делам рассрочка была применена лишь единожды. В этой связи, при назначении наказания в виде штрафа судьям целесообразно разъяснять обвиняемым в судебном заседании наряду со сроками добровольной уплаты штрафа возможность предоставления отсрочки либо рассрочки его уплаты при наличии к тому оснований.

При неуплате штрафа осужденным в установленный срок, взыскание производится принудительно. Судебный исполнитель принимает следующие меры: обращение взыскания на имущество осужденного путем наложения ареста и продажи имущества; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов осужденного; обращение на денежные суммы и имущество осужденного, находящееся у других лиц.

Взыскание может быть обращено на любое имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, ценные бумаги, иные ценности за исключением имущества, указанного в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Опись имущества производится в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа.

При неуплате осужденным штрафа и невозможности его принудительного взыскания в связи с отсутствием у осужденного необходимых средств и имущества, судебный исполнитель вносит представление о замене штрафа общественными работами в соответствии с частью 3 статьи 50 УК Республики Беларусь.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок и уклонение его от уплаты судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения. Если осужденный после официального предупреждения продолжает уклоняться от уплаты штрафа, судебный исполнитель направляет в суд представление о привлечении осужденного к уголовной ответственности.

Так, в 2012 году за уклонение от уплаты штрафа было осуждено 37 лиц, что составляет 1 процент от общего количества осужденных к штрафу. Практически такое же количество лиц осуждалось и в предыдущие годы.

По регионам наибольшее количество зарегистрированных уклонений от уплаты штрафа отмечается в Минской области.

Количество осужденных, которым судами республики было назначено наказание в виде штрафа остается на прежнем уровне. Так, за 2013 год наказание в виде штрафа получили - 12,4 процента (4559 человек). За 2014 год - 11,8 процента (4648 человек). За первое полугодие 2015 года - 12 процентов (2351 человек).

Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь отмечено, что при решении вопроса о назначении наказания в виде штрафа судам следует исходить из принципа индивидуализации наказания, его эффективности для реализации целей уголовной ответственности и отсутствия необходимости в применении к виновному более строгих мер наказания.

2.3 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Согласно статье 51 УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет. Рассматриваемый вид наказания может являться как основным, так и дополнительным.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может назначаться судом даже в случае, когда этот вид наказания не предусмотрен в Особенной части УК, если, исходя из характера совершенного лицом преступления, связанного с занимаемой должностью или с занятием определенной деятельностью, суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

По общему правилу, применение данного наказания возможно, если совершенное лицом преступление связано с занимаемой им должностью либо с выполняемой им деятельностью. Этот вид наказания применяется, когда виновное лицо использовало права и полномочия по своей служебной должности, профессиональной или иной деятельности для совершения умышленного преступления либо совершило преступление по неосторожности в связи с нарушением профессиональных или специальных обязанностей.

В указанном наказании объединены два схожих по степени правоограничения: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью [13, c. 53-55].

Лишение права занимать определенные должности заключается в освобождении осужденного от должности, которую он занимал во время совершения преступления, и лишении его права на срок, который определен в приговоре суда, занимать эту либо аналогичную должность в иных предприятиях или учреждениях. Применение данного наказания не означает абсолютного запрета осужденному работать в какой-либо отрасли хозяйства, учреждении либо на предприятии.

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении осужденному в течение срока, определенного в приговоре, осуществлять ту деятельность, в связи с которой было совершено преступление. При этом не имеет значение, являлась ли эта деятельность профессиональной (постоянной) или периодической (временной). Так, за незаконное производство аборта (ст. 156 УК) врач может быть лишен права заниматься врачебной деятельностью; нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 233 УК) наказывается лишением права осуществлять предпринимательскую деятельность.

Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 1996 года было дано определение, что при назначении этого вида наказания, суд в резолютивной части приговора обязан указать, какие конкретно должности лишен занимать осужденный либо каким видом деятельности заниматься.

апреля 2015 года суд Октябрьского района рассмотрел уголовное дело по обвинению бывшего председателя Волосовичского сельского исполкома по статье УК «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» (давал указания о составлении подложных административных протоколов, чтобы улучшить показатели в работе по благоустройству населенных пунктов; выносил незаконные постановления о наложении административных взысканий в отношении граждан за нарушение правил благоустройства). Суд приговорил к ограничению свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на пять лет [14].

В августе 2014 года обвиняемый А. был осужден по ч. 1 ст. 317-1 УК за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Суд назначил ему наказание в виде исправительных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет. Спустя два месяца он повторил это же преступление. Таким образом, обвиняемый совершил два преступления, предусмотренных статьями УК - уклонение от исполнения приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью, а также повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Суд Первомайского района Витебска назначил ему наказание в виде ограничения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет со штрафом в размере 250 базовых величин (37,5 млн. рублей по состоянию на ноябрь 2014 года) [15].

По резонансному уголовному делу в отношении частного медицинского центра «Экомедсервис» (гибель пациентки после пластической операции коррекции формы носа) 31 января суд Октябрьского района Минска признал виновным: анестезиолога Ш. в ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей медицинским работником, что повлекло по неосторожности смерть пациента (ч. 2 ст. 162 УК), и приговорил к лишению свободы с запретом заниматься врачебной деятельностью в течение пяти лет; главного инженера Л. в служебной халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (ст.428 УК) и приговорил к лишению свободы с запретом занимать должности, связанные с правом совершения юридически значимых действий в медучреждениях сроком на пять лет; главврача и генерального директора «Экомедсервиса» В. в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, повлекшего по неосторожности смерть человека. На основании ст. 428 УК ей назначено наказание в виде ограничения свободы с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком пять лет [16].

Исполнение этого наказания возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного.

Уклонение осужденного от исполнения приговора суда влечет ответственность по статье 417 УК. Должностные лица, не исполняющие вступивший в законную силу приговор суда несут уголовную ответственность по статьей 423 УК.

Как было отмечено коллегией Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, в среднем почти в пять раз чаще этот вид наказания назначается в качестве дополнительного [17].

Судами за 2013 год к наказанию в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью были приговорены 6,3 процента (2184 человек), за 2014 год - 0,6 процента (234 человек) и первое полугодие 2015 года - 0,4 процента (92 человека).

2.4 Исправительные работы

По действующему законодательству (ст. 52 УК) исправительные работы могут назначаться на срок от шести месяцев до двух лет (несовершеннолетним - от двух месяцев до одного года) и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. При этом из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно (несовершеннолетним от пяти до пятнадцати) процентов.

Исправительные работы применяются в отношении лиц, которые совершили преступление невысокой общественной опасности, занимаются общественно полезным трудом, и исправление которых возможно без изоляции их от общества. Поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то этот вид наказания не может быть назначен: лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; женщинам в возрасте пятидесяти пяти и мужчинам в возрасте шестидесяти лет; беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства; инвалидам I и II группы; лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы. Исправительным работам не могут быть подвергнуты военнослужащие и резервисты. Офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе. Военнослужащим срочной военной службы, а также резервистам вместо исправительных работ назначается арест на срок до трех месяцев.

Исполнение приговора суда, в соответствии с которым лицо обязано отбывать наказание в виде исправительных работ, возложено на уголовно-исполнительную инспекцию, а не достигших восемнадцатилетнего возраста, осуществляется также инспекциями по делам несовершеннолетних.

Достоинством рассматриваемой меры наказания является то, что осужденный к исправительным работам продолжает трудиться на той же должности, что и до осуждения. Если осужденный к моменту вступления приговора в законную силу не работает, ему предлагается устроиться на работу в двухнедельный срок по собственному желанию. Если он самостоятельно не устроился на работу по истечении указанного срока, он направляется в государственную службу занятости и трудоустраивается в принудительном порядке.

Сложнее обстоит дело, когда нанимателю «навязывают» работника при исполнении общественных работ или исправительных работ, назначенных судом лицу, не работавшему на момент постановления приговора. В подобном случае наниматель должен иметь право отказаться от заключения трудового договора с осужденным, исходя из интересов собственного предприятия [18, c. 53].

На наш взгляд, применять данное наказание к неработающему осужденному нежелательно. Такая практика создает в настоящее время ряд дополнительных проблем в процессе исполнения исправительных работ, связанных с трудоустройством осужденного и прежде всего его трудоустройством по специальности.

В случае возникновения в период отбывания осужденным исправительных работ обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 52 УК, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего наказания или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием. Осужденная беременная женщина освобождается от исправительных работ со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам.

Наиболее существенным имущественным последствием наказания в виде исправительных работ являются ежемесячные удержания из заработка осужденного в доход государства. Конкретный размер ежемесячных удержаний из заработка определяется судом с учетом обстоятельств дела, семейного и материального положения осужденного. Удержания производятся со всех видов заработка. В сумму, с которой производятся удержания, включаются все виды денежных выплат, в том числе за сверхурочную работу, все виды денежных премий. Удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера (компенсационные выплаты, возмещение командировочных расходов и др.).

Уголовно-исполнительная инспекция, осужденный или администрация по месту его работы вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний в случае ухудшения материального положения. Решение о снижении размера выносится с учетом всех доходов осужденного.

В срок отбывания наказания не засчитывается: время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам; время, в течение которого он официально был признан безработным; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо действиями, связанным с ним; время содержания под стражей в качестве меры пресечения по другому делу.

За хорошее и добросовестное отношение к труду к осужденному могут применяться меры поощрения: объявление благодарности, досрочное снятие ранее наложенного взыскания. Доказавшие свое исправление могут быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким или к условно-досрочному освобождению. Помимо поощрения могут применяться и меры взыскания [19].

Уклоняющиеся от отбывания наказания в виде исправительных работ несут уголовную ответственность в соответствии со статьей 416 УК.

Судами за 2013 год к наказанию в виде исправительных работ были приговорены 8,3 процента (2864 человек), за 2014 год - 7,7 процента (2847 человек) и первое полугодие 2015 года - 5,7 процента (1112 человек).

2.5 Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе назначается офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК за совершение воинских преступлений, а также вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления (ст. 53 УК).

По содержанию и степени правоограничений данное наказание схоже с исправительными работами. У военнослужащего, осужденного к ограничению свободы по военной службе, производятся ежемесячные удержания из денежного содержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах десяти до двадцати пяти процентов. Согласно статье 137 УИК размер удержания с военнослужащего исчисляется из окладов по должности и воинскому званию.

Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по воинской службе не может быть назначено: лицам, имеющим выслугу лет для назначения пенсии, либо достигшим предельного возраста состояния на военной службе, либо имеющим право на увольнение по состоянию здоровья; беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

В случае возникновения в период отбывания лицом наказания вышеуказанных обстоятельств, а также других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы в соответствии с законодательством, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Введение такого наказания аномально для любой системы комплектования армии. Осужденный офицер в Вооруженных силах уже не офицер, его авторитет подорван, он не способен быть начальником для подчиненных. Каждое воинское преступление посягает на безопасность общества в целом и военную безопасность государства в частности, дестабилизирует внутренний порядок в войсках, подрывает доверие людей не только к военной службе, но и к государству, поскольку именно государство выступает гарантом безопасности граждан при нахождении на военной службе в мирное время.

Исполнение рассматриваемого вида наказания возлагается на командование воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие. Если военнослужащий не может быть оставлен в прежней должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению командира воинской части перемещается на другую должность, как в пределах воинской части, так и с переводом с другую часть или местность.

Считаем целесообразным применять к лицам, совершившим воинские преступления, наказание в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Командиром организуется и проводится воспитательная работа с учетом характера преступления и личности осужденного, а также его поведения и отношения к военной службе.

Прекращение исполнения ограничения по службе объявляется приказом по воинской части с указанием срока прекращения отбывания данного наказания.

Из анализа этих правоограничений вытекает вывод, что данный вид наказания представляет собой эквивалент исправительных работ, трансформированный для применения к военнослужащим.

Можно сказать о том, что в настоящее время в Республике Беларусь создана дифференцированная и гибкая система уголовных санкций, позволяющая экономить карательные средства, достаточно широко применять наказания, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

В результате исследования на основе научных трудов ученых-юристов в области изучения системы наказания и анализа судебной практики, мы считаем необходимым внести следующие предложения для совершенствования законодательства:

.Организациям, учреждениям, предприятиям частной формы собственности, которые содействуют трудоустройству осужденных, в отношении которых назначено наказание в виде общественных работ, содействующих работе уголовно-исполнительной системе - предоставлять льготы: упрощенное налогообложение, льготное кредитование и др.

. Наказание в виде штрафа назначать в размере, посильном для оплаты в пределах доходов осужденного. Снизить его минимальные пределы и закрепить в УК положение о том, что штраф назначается исключительно в пределах денежных доходов осужденного. А также в санкциях статей особенной части УК следует прямо указать, в каких именно случаях штраф применяется дополнительно или установить в статье 50 УК определенные критерии штрафа как дополнительного наказания.

.Увеличить перечень статей, в санкциях которых к лицам, совершивших воинские преступления применяется наказание в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. На взгляд автора, данные лица не могут продолжать службу в Вооруженных силах Республики Беларусь и подлежат увольнению.

5.Военнослужащим срочной военной службы, а также резервистам вместо наказания виде ареста применять более мягкое наказание, а также такие меры, как увеличение срока службы или перевод на альтернативную гражданскую службу.

.Внести в УК статью, которая предусматривает ответственность за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения по военной службе.

3 Зарубежный опыт правого регулирования наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Международно-правовые документы содержат ряд основополагающих норм-принципов, касающихся регламентации гарантий соблюдении прав человека при назначении и исполнении наказания в национальном законодательстве государств.

VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности (Гавана, 1990) уделил особое внимание поиску альтернатив изоляции заключенных от общества. Большая часть стандартов сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, приняты 14 декабря 1990 года Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН). В «Токийских правилах» содержится свод основных принципов для содействия использованию минимальных мер, не связанных с лишением свободы, а также гарантии для лиц, в отношении которых они применяются. Так, согласно статье 2.3 Токийских правил «система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до после судебных мер». В соответствии со статьей 2.4, «следует поощрять разработку новых мер, не связанных с тюремным заключением, и внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения».

В процессе применения этих стандартов государствами - членами ООН предлагается руководствоваться следующими принципами: обеспечения активного участия общественности на всех стадиях реализации этих мер; создания надлежащего соотношения между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; использования стандартов с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; наличия широкого набора таких мер для того, чтобы гибко реализовывать их, исходя из характера и степени тяжести преступления, личности и интересов общества.

Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением: устные санкции: замечание, порицание, предупреждение; условное освобождение ответственности; поражение в гражданских правах; экономические санкции и денежные наказания; условное наказание или наказание с отсрочкой; постановление о выполнении общественно полезных работ и др. [20].

В законодательстве зарубежных стран не существует общего определения наказания, устанавливается только система наказаний.

По законодательству Германии существует два основных вида наказания - это лишение свободы и штраф. (§38,39 и §40-43 УК). Денежный штраф в Германии назначается в дневных ставках. Минимальное количество дневных ставок денежного штрафа составляет пять полных дневных ставок, а максимальное - триста шестьдесят полных дневных ставок. Размер дневной ставки суд определяет его с учетом личного и материального положения лица. Уплата денежного штрафа может быть рассрочена или отсрочена. В случае невыплаты денежного штрафа возможна его замена лишением свободы (§ 42).

Законом в УК Германии был введен новый вид наказания - имущественный штраф. Этот вид наказания служит для изъятия прибыли, получаемой в результате преступной деятельности. По УК ФРГ имущественный штраф применяется за совершение тяжких преступных деяний в области организованной преступности, в том случае связанной с наркотиками. Основное отличие имущественного штрафа от денежного штрафа состоит в том, что имущественный штраф не исчисляется системой дневных ставок. Он заключается в осуждении к выплате государству определенной денежной суммы, назначаемой судом. При определении размера имущественного штрафа суд исходит в первую очередь из стоимости имущества виновного. Поэтому верхний предел имущественного штрафа ограничивается только стоимостью всего имущества лица, совершившего преступное деяние.

К дополнительным наказаниям УК относит одно - запрет управлять транспортным средством (§ 44). Кроме того, существуют дополнительные последствия, т.е. это такие последствия, которые наступают для осужденного без самостоятельного вынесения таких последствий в приговоре. К дополнительным последствиям относятся лишение права занимать определенные должности, права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, права публично избирать или голосовать, права быть избранным и права голоса (§ 45) и другие.

Особенностью системы наказания во Франции является система наказания для юридических лиц. Основное место в системе наказаний занимает штраф. Юридическому лицу в качестве наказания может быть также назначено и помещение под судебный надзор сроком до пяти лет, что предполагает назначение судебного уполномоченного. В течение срока помещения под судебный надзор уполномоченный извещает судью по применению наказаний о выполнении данного ему поручения. Суд, принимая во внимание отчет уполномоченного, вправе освободить юридическое лицо от судебного надзора либо назначить иное наказание. Помещение под судебный надзор не назначается юридическим лицам публичного права, политическим партиям и профсоюзам (ст. 131-139 УК Франции) [21, c. 254-256].

Действующая система наказаний Англии не предусматривает классификации на основные и дополнительные, поэтому все наказания носят альтернативный характер и могут либо заменять, либо дополнять друг друга.

Современное английское законодательство предусматривает пять категорий наказания, в том числе наказания, не связанные с изоляцией: предоставление бесплатных услуг обществу; запрет покидать в определенные часы установленное место жительства; обучение по специальным реабилитационным программам (например, бесплатная работа в пределах от 40 до 300 часов) и др.; наказания финансового характера (штраф, компенсация, конфискация).

В американском законодательстве основными видами наказания являются лишение свободы и штраф. Также присутствует ряд дополнительных наказаний. К ним относятся: лишение избирательных прав; запрещение занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность; конфискация имущества; запрет пользования имуществом в течение установленного срока; принудительная распродажа имущества; возложение обязанности загладить причиненный вред и др.

Значительное место в американской системе уголовно-правовых санкций занимает пробация (испытание), т.е. направление осужденного, оставленного на свободе, под наблюдение чиновника специальной службы на определенный срок. Как правило, срок пробации не должен превышать пяти лет. Лицо, осужденное к пробации, обязано под страхом ее отмены соблюдать предписанные судом условия. В УК перечень условий пробаций очень большой. Среди них, например, такие, как: обязанность лица избегать вредных и порочных привычек; воздерживаться от посещения запрещенных мест или мест, пользующихся дурной славой, либо от общения с лицами, пользующимися плохой репутацией; добросовестно проходить курс учебы или профессионального обучения и др. (§ 65.10 УК штата Нью-Йорк) [22].

Известный российский криминолог Яков Гилинский (доктор юридических наук), отметил, что лишение свободы надо применять в исключительных случаях только в отношении тяжких преступников на срок не более пяти лет. «Чем больше отправляем в тюрьмы, тем больше получаем обозленных, жестоких преступников». Для снижения реального уровня преступности необходимо применять наказания, не связанных с изоляцией осужденного [23].

Количество преступлений на почве расовой нетерпимости значительно возросло на территории Европы в последние месяцы в связи с небывалым притоком беженцев из стран Африки и Ближнего Востока.

В условиях сокращения социальных программ в зарубежных странах применение наказаний не связанных с изоляцией осужденного - это один из главных аргументов поиска альтернативных тюрьме наказаний.

Заключение

Во всем мире политика государств в области уголовных наказаний склоняется в пользу альтернатив тюремному заключению. Все сообщество специалистов в сфере уголовного правосудия по ряду причин вновь выступило против наказаний в виде лишения свободы. Помимо гуманитарных соображений, которые высказываются уже на протяжении многих лет, приводятся и чисто прагматические доводы с точки зрения затрат на тюремное заключение и его последствий, которые в ряде стран вынуждают законодателей предпринимать шаги в направлении сокращения количества приговоров к немедленному лишению свободы. В сравнении с альтернативными лишению свободы видами наказания, лишение свободы в процентном соотношении уже становится почти равным.

Необходимы новые подходы при исполнении наказаний, где главными приоритетами должны стать гуманизация исполнения наказаний, социальная реабилитация осужденных, обеспечение условий содержания осужденных, не унижающих человеческого достоинства, усиление гарантий обеспечения прав и законных интересов осужденных, участие гражданского общества в деятельности уголовно-исполнительной системы, открытость и прозрачность исправительных учреждений.

В сложившейся ситуации необходимо при исполнении наказаний не связанных с лишением свободы координировать работу местных исполнительных органов и органов местного самоуправления, судов, уголовно-исполнительных инспекций и организаций, где непосредственно исполняется наказание; проводить работу по исполнению альтернатив лишению свободы под руководством органов правосудия и с привлечением общественности, органов социального обеспечения и других правительственных и неправительственных организаций.

В Республики Беларусь при осуждении лица с применением наказания суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что способствует эффективности реализации целей уголовной ответственности. Данная система наказаний предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Наличие разных наказаний позволяет применять более строгие из них к преступникам, которые совершили тяжкие преступления, и ограничиться применением более мягких наказаний к лицам, осуждаемым за преступления небольшой общественной опасности.

Отметим положительную тенденцию назначения наказаний в Республике Беларусь, не связанных с изоляцией осужденного. Так, за 2013 год этот показатель составил - 54,6 процента, за 2014 год - 49,9 процента, первое полугодие 2015 года - 50,5 процента. Поскольку в среднем они составляют 51 процент от всех судебных решений, то это в полной мере отвечает Минимальным стандартным правилам ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»).

Судами все больше назначаются такие виды наказаний, как общественные работы (18,8 процента от числа наказаний не связанных с изоляцией) и штраф (23,6 процента). Их количество постоянно растет.

Резко снизилось назначение наказания в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сегодня этот показатель не достигает и 1 процента. Тенденция снижения отмечается и в таком виде наказания, как исправительные работы. Ежегодно этот показатель падает на 1-2 процента.

В результате исследования на основе научных трудов ученых-юристов в области изучения системы наказания и анализа судебной практики, мы считаем необходимым внести следующие предложения для совершенствования законодательства:

.Организациям, учреждениям, предприятиям частной формы собственности, которые содействуют трудоустройству осужденных, в отношении которых назначено наказание в виде общественных работ, содействующих работе уголовно-исполнительной системе - предоставлять льготы: упрощенное налогообложение, льготное кредитование и др.

. Наказание в виде штрафа назначать в размере, посильном для оплаты в пределах доходов осужденного. Снизить его минимальные пределы и закрепить в УК положение о том, что штраф назначается исключительно в пределах денежных доходов осужденного. А также в санкциях статей особенной части УК следует прямо указать, в каких именно случаях штраф применяется дополнительно или установить в статье 50 УК определенные критерии штрафа как дополнительного наказания.

.Исключить в качестве наказания для несовершеннолетних исправительные работы, а также не назначать исправительные работы неработающим. Исправительные работы стоит сохранить в качестве разновидности штрафа.

.Увеличить перечень статей, в санкциях которых к лицам, совершивших воинские преступления применяется наказание в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. На взгляд автора, данные лица не могут продолжать службу в Вооруженных силах Республики Беларусь и подлежат увольнению.

.Военнослужащим срочной военной службы, а также резервистам вместо наказания виде ареста применять более мягкое наказание, а также такие меры, как увеличение срока службы или перевод на альтернативную гражданскую службу.

.Внести в УК статью, которая предусматривает ответственность за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения по военной службе.

Список использованных источников

Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 28 апреля 2015 г. - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. - 304 с.

Научно- практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка; под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. - Минск: ГУИСТ БГУ, 2007. - 1007 с.

Уголовное право. Общая часть: Учебник / Н.А. Бабий, А.В. Барков, И.О. Грунтов и др.; Под ред. В.М. Хомича. - Мн.: Тесей, 2002. - 496 с.

Лядов, Э. Особенности применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, к несовершеннолетним /Лядов Э.В. // Евразийский юридический журнал. - 2015.-№1. - С. 163-166.

Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть. Конспект лекций. - Мн.: Тесей, 2000. - 288 с.

Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие /А.В.Шарков.-Мн.: Тесей,2002.-176 с.

Шидловский, А.В. Проблемы эффективности наказания в современном уголовном праве Беларуси /А.В. Шидловский //Права человека и правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь: сб. науч. ст. / сост.: Л.Л. Зайцева, И.В. Кучвальская; науч. ред. Л.Л. Зайцева. - Минск: Тесей, 2003. - С. 53 - 72.

Краткие статистические данные о деятельности общих судов за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">Краткие статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">Дата доступа: 10.11.2015.

Статистические данные о деятельности судов за 1-е полугодие 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">Гуров, С.В. О практике назначения судами уголовного наказания в виде штрафа, а также рассмотрения уголовных дел об уклонении от уплаты штрафа/ С. В. Гуров // Судовы Веснік - 2013. - № 1. - С. 54-56.

Архив суда Ленинского района г. Минск за 2001 г. - Дело № 1/765.

Хомич В. // Судовы веснiк. - 2001. - № 4. - С. 53-55.

14В Октябрьском районе осужден председатель сельсовета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <#"justify">Приложение А

Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2013 год

Основные статистические показатели работы общих судов 2013 годРассмотрение уголовных делСудами рассмотрено дел с вынесением приговора36615Назначены наказания осужденнымОбщественные работы3004Штраф4559Лишение права заниматься определенной деятельностью2184Исправительные работы2864Арест6926Ограничение свободы6144Лишение свободы8912Число оправданных172Число лиц, дела которых прекращены судом I инстанции, в кассационном порядке2130

Приложение Б

Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2014 год

Основные статистические показатели работы судов общей юрисдикции2014 годРассмотрение уголовных делСудами рассмотрено дел с вынесением приговора39269Назначены наказания осужденнымОбщественные работы3467Штраф4648Лишение права заниматься определенные должности или заниматься определенной деятельностью234Исправительные работы2847Арест7312Ограничение свободы7110Лишение свободы10908Число оправданных99Число лиц, дела которых прекращены судом I инстанции, в кассационном порядке2380

Приложение В

Статистические данные о деятельности судов за первое полугодие 2015 года

Основные статистические показатели работы судов общей юрисдикции1-е полугодие 2015 годаРассмотрение уголовных делСудами рассмотрено дел с вынесением приговора2620Назначены наказания осужденнымОбщественные работы2164Штраф2351Лишение права заниматься определенные должности или заниматься определенной деятельностью92Исправительные работы1112Арест3440Ограничение свободы4121Лишение свободы6437Число оправданных53Число лиц, дела которых прекращены судом I инстанции, в кассационном порядке1109

Похожие работы на - Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!