Наказание и уголовная ответственность

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,55 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наказание и уголовная ответственность

Содержание

Введение

. Сущность, задачи и система уголовного права

. Характеристики действующего уголовного законодательства. Уголовный закон

. Действие уголовного закона в пространстве и во времени

. Характеристика и признаки наказания

. Общие начала назначения наказания

. Формы уголовной ответственности

. Амнистия и помилование. Погашение и снятие судимости

. Уголовная ответственность и ее цели

. Характеристика уголовного правоотношения

Литература

наказание уголовный ответственность право

Введение

Уголовный кодекс определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляет основания и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (согласно ч. 1 ст. 1 УК). УК является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в него. УК основывается на Конституции и общепризнанных принципах и нормах международного права.

1. Сущность, задачи и система уголовного права

Уголовное право представляет собой совокупность принятых государством правовых норм, которые устанавливают и регулируют определенные общественные отношения в соответствии с интересами и потребностями общества. Для него характерны признаки и свойства, присущие праву в целом (нормативность и системность выражения, общеобязательность, обеспеченность властью государства). Значение уголовного права состоит в реализации его функций: идеологической, регулятивной, воспитательной, предупредительной, охранительной.

Особенность уголовного права состоит в том, что оно призвано охранять от преступных посягательств позитивные общественные отношения, которые, по общему правилу, регулируются нормами иных отраслей права. Уголовное право запрещает под угрозой уголовной ответственности совершение деяний, которые представляют опасность для общественных отношений, поддерживаемых обществом и государством, в том числе и путем их позитивного правового регулирования нормами иных отраслей права.

Общественные отношения, которые охраняются нормами уголовного права, составляют предмет позитивно-правового регулирования соответствующих отраслей права либо вообще поддерживаются общепринятыми правилами человеческого общежития. Основу уголовно-правового регулирования составляют охранительные уголовно-правовые отношения, которые складываются между государством (охраняющей инстанцией) и гражданами по поводу соблюдения уголовно-правовых запретов и имеют общий (общеобязательный для всех граждан) характер [20].

Объектом уголовного права является применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении лиц, которые совершили запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также в отношении лиц, которые заболели психической болезнью после совершения преступления.

В качестве непосредственного метода правового регулирования в уголовном праве выступает нормативно закрепленная угроза уголовной ответственности за нарушение запрета, то есть несоблюдение вытекающей из него обязанности воздерживаться от совершения преступных деяний, и реальное применение мер уголовной ответственности в случае совершения лицом преступления.

В уголовном праве в качестве дополнительного, обслуживающего основной метод уголовно-правового регулирования, используется и метод правового дозволения. Указанный метод применяется, в частности, в уголовном праве для определения условий, при наличии которых поведение человека, объективно содержащее признаки запрещенного уголовным законом деяния, не является все же преступлением (причинение вреда при осуществлении акта правомерной обороны, при задержании преступника и т.п.).

Значительное место также отводится методу стимулирующего предписания. На указанном методе основывается регулирующее воздействие норм о добровольном отказе от доведения преступления до конца, об освобождении от уголовной ответственности виновного за деятельность, способствовавшую прекращению и раскрытию преступления.

Предметомуголовного права являются сами охранительные отношения. Таким образом, уголовное право представляет собой совокупность правовых норм, которые предусматривают с целью охраны общества и установленного в нем правопорядка запрет на совершение общественно-опасных деяний под угрозой уголовной ответственности за их совершение и в связи с этим определяют перечень и признаки деяний, которые являются преступными, и меры уголовной ответственности за их совершение, а также основания и условия освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания [17, 19].

Системауголовного права представляет собой структурное подразделение ее норм на относительно самостоятельные части. Правовые нормы, составляющие содержание уголовного права, подразделяется на две части -общую и особенную. Так, в УК нормы Общей части определяют принципы уголовного права, порядок действия УК во времени и пространстве, понятие преступления, определение вины, понятие уголовной ответственности и формы ее реализации, виды наказания, общие начала его назначения, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и т.п. В нормах Особенной части дается перечень и описание конкретных видов преступлений с указанием наказания и его пределов за каждое преступление в соответствии с его характером и степенью общественной опасности.

Социальное назначение уголовного права определяется его задачами, которые сформулированы непосредственно в уголовном законе. В ст. 2 УК указывается, что его задачей является охрана «мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств».

Причины, порождающие преступность, сохраняются и будут сохраняться в той или иной степени в любом обществе. При сохранении социальных причин преступных проявлений уголовное право может лишь способствовать предупреждению преступности посредством угрозы уголовной ответственности и применения мер ее воздействия в случае совершения преступления. Задачу предупреждения преступлений уголовное право решает двояким путем: во-первых, путем общепредупредительного воздействия на граждан фактом объявляемого в уголовном праве запрета на совершение соответствующего преступного деяния под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит такое деяние, и, во-вторых, путем предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осуждаемых за совершение преступлений к определенной мере уголовной ответственности. В последнем случае предупреждение осуществляется путем реального применения в отношении виновного мер уголовной ответственности.

Уголовное право объективно способствует решению задачи воспитания граждан общества, ориентируя их на правопослушное поведение, укрепляя общественные позиции нравственного осуждения преступного поведения. Эффективность воспитательной задачи уголовного права определяется адекватностью уголовно-правового запрета, социальным ожиданиям и интересам большинства членов общества, справедливостью и неотвратимостью уголовной ответственности за совершение преступления.

Конфликтные уголовно-правовые отношения возникают на основе общих охранительных уголовно-правовых отношений с момента совершения лицом деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовным законом. В соответствии с нормами уголовного права, государство в лице его правоохранительных органов вправе дать правовую оценку совершенному деянию и при признании его преступлением привлечь виновного к уголовной ответственности. В свою очередь государство обязано осуществлять правовую оценку совершенного деяния на предмет признания его преступным в строгом соответствии с уголовным законом и возложить на виновного лишь такую меру ответственности, которая предусмотрена санкцией статьи УК. Лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть возлагаемую на него меру уголовной ответственности и в свою очередь вправе требовать от государства соблюдения пределов применения мер ответственности, установленных уголовным законом за совершенное им преступление [19].

Уголовное право, реализуя охранительную, предупредительную и воспитательную задачи посредством установления и регулирования охранительных отношений, является в руках государства эффективным правовым средством борьбы с преступностью. По своему происхождению нормы уголовного права исходят от государства, являются выражением его политики в области борьбы с преступностью средствами уголовно-правового принуждения.

Уголовная политика- это выработанные государством стратегия и тактика, определяющие основные задачи, принципы и средства воздействия на преступность, посредством формирования уголовного законодательства, критериев и уровня криминализации, выбора и определения системы уголовных санкций за совершение преступления и их рационального применения. Уголовная политика подразделяется на уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, уголовно-процессуальную и криминологическую [19].

Характеристики действующего уголовного законодательства. Уголовный закон

Источниками уголовного права Республики Беларусь являются Конституция, УК, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Конституция, во-первых, очерчивает круг социально значимых ценностей, подлежащих уголовно-правовой охране; во-вторых, закрепляет принципы уголовной ответственности; в-третьих, предопределяет правовые основы применения уголовной ответственности.

Своеобразным источником уголовного права являются и отдельные нормы международного права. В ч. 3 ст. 21 Конституции сказано: «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства». Более того, в ч. 1 ст. 8 Конституции провозглашено: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства».

Только уголовный закон, а не какой-либо иной нормативный акт, регламентирует вопросы уголовной ответственности. Это объясняется тем, что уголовная ответственность - наиболее острая форма государственного принуждения, затрагивающая судьбы людей и в значительной мере ограничивающая права личности. Только законодательная власть должна определять принципы уголовной ответственности, круг деяний, признаваемых преступлениями, виды наказания и иных мер уголовной ответственности. Это вытекает из положений п. 2 ст. 97 Конституции.

Таким образом, вопросы уголовной ответственности не могут решаться в каких-либо особых законах, направленных на борьбу с теми или иными преступлениями. Во всех случаях нормы уголовно-правового содержания должны включаться в УК и применяться как соответствующие его статьи.

Уголовный закон − это юридическая основа осуществления борьбы с преступностью, фундамент уголовно-правовой политики государства. Уголовно-правовая политика определяет направления законотворческой и правоприменительной деятельности по выработке общих положений, принципов и целей уголовной ответственности, формированию системы наказаний и иных мер уголовной ответственности, дифференциации и индивидуализации ответственности, реализации целесообразных и справедливых мер воздействия на лиц, виновных в совершении преступлений, в целях эффективной охраны установленного правопорядка от преступных посягательств.

Уголовный кодекс- это систематизированный уголовный закон, который принят Палатой представителей Национального собрания 2 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года и подписан Президентом 9 июля 1999 года. УК введен в действие с 1 января 2001 года.

Структурауголовного закона. УК представляет собой логически и юридически обоснованную систему уголовно-правовых норм. Он делится на Общую и Особенную части, которые в свою очередь делятся на разделы и главы.

Общая часть УК имеет следующую структуру:

Раздел I. Уголовный закон.

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Действие уголовного закона в пространстве и во времени.

Раздел II. Основания и условия уголовной ответственности.

Глава 3. Преступное деяние.

Глава 4. Вина.

Глава 5. Условия уголовной ответственности.

Глава 6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Глава 7. Множественность преступлений.

Раздел III. Уголовная ответственность.

Глава 8. Общие положения об уголовной ответственности.

Глава 9. Наказание и его виды.

Глава 10. Назначение наказания.

Глава 11. Иные меры уголовной ответственности.

Глава 12. Освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Глава 13. Погашение и снятие судимости.

Раздел IV. Принудительные меры безопасности и лечения.

Глава 14. Принудительные меры безопасности и лечения.

Раздел V. Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет.

Глава 15. Наказание и его назначение лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет.

Глава 16. Освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет.

Особенная часть УК включает следующие разделы и главы:

Раздел VI. Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления.

Глава 17. Преступления против мира и безопасности человечества.

Глава 18. Военные преступления и другие нарушения законов и обычаев ведения войны.

Раздел VII. Преступления против человека.

Глава 19. Преступления против жизни и здоровья.

Глава 20. Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы.

Глава 21. Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних.

Глава 23. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Раздел VIII. Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Глава 24. Преступления против собственности.

Глава 25. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности.

Раздел IX. Преступления против экологической безопасности и природной среды.

Глава 26. Преступления против экологической безопасности и природной среды.

Раздел X. Преступления против общественной безопасности и здоровья населения.

Глава 27. Преступления против общественной безопасности.

Глава 28. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Глава 29. Преступления против здоровья населения.

Раздел XI. Преступления против общественного порядка и общественной нравственности

Глава 30. Преступления против общественного порядка и общественной нравственности.

Раздел XII. Преступления против информационной безопасности.

Глава 31. Преступления против информационной безопасности.

Раздел XIII. Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления.

Глава 32. Преступления против государства.

Глава 33. Преступления против порядка управления.

Глава 34. Преступления против правосудия.

Глава 35. Преступления против интересов службы.

Раздел XIV. Преступления против военной службы.

Глава 36. Преступления призывников и военнообязанных.

Глава 37. Воинские преступления.

Раздел XV. Заключительные положения.

Каждая глава УК состоит из статей, которые имеют сплошную нумерацию для всего кодекса. Статья содержит одну уголовно-правовую норму (ст. 32 УК) или несколько (ст. 16 УК). Отдельные правовые предписания выделяются в части. Частями статьи называют абзацы, которые начинаются с большой буквы и имеют нумерацию: цифра с точкой. В статье или в части статьи могут выделяться пункты, которые начинаются с малой буквы и имеют нумерацию: цифра со скобкой (например, ст. 63, ст. 139 УК). Разделам, главам и статьям УК могут быть предпосланы примечания, которые делятся на части (например, примечания к разделу X, к гл. 24, или к ст. 235 УК).

С помощью этой «системы координат» мы имеем возможность кратко сформулировать правовую оценку (квалификацию) содеянного виновным. Например, запись «ч. 6 ст. 16, ст. 14, п. 12 ч. 2 ст. 139 УК» означает, что лицо привлекается к уголовной ответственности за пособничество в покушении на убийство из корыстных побуждений.

Для того чтобы сохранить неизменную нумерацию статей, применяются специальные правила внесения изменений и дополнений в УК. Если пункт, статья, глава или раздел исключаются из УК, их номер сохраняется (например, ст. 150 или гл. 10 УК 1960 года). Если в УК включается новая статья, то она размещается с учетом системы кодекса, и ей присваивается номер предыдущей статьи с добавлением цифрового значка. Аналогичные правила применяются при дополнении статей пунктами.

Особенная часть УК является систематизированным исчерпывающим перечнем конкретных видов преступлений и предусмотренных за них наказаний. Статьи Особенной части называют преступление, раскрывают его признаки и указывают виды и размер наказания за это преступление. Этим объясняется своеобразная структура норм Особенной части УК, которые состоят из двух частей - диспозиции и санкции [17, 23].

Диспозиция- это часть уголовно-правовой нормы, в которой дается название преступления и раскрываются его объективные и субъективные признаки. Выделяют 5 видов диспозиций: простая, описательная, бланкетная, ссылочная, смешанная.

Простая диспозиция лишь называет преступление, но не указывает его особых признаков. Такая диспозиция встречается крайне редко, лишь в случаях, когда законодатель полагает, что значение слов в названии преступления понятно всем гражданам и нет необходимости в дополнительном разъяснении. Признаки такого преступления уясняются путем толкования. Примером простой диспозиции является ч. 1 ст. 431 УК, в которой сказано: «Дача взятки ...».

Описательная диспозиция не только дает название преступлению, но и раскрывает его признаки. Такая диспозиция является типичной. Примером описательной диспозиции может служить текст ч. 1 ст. 430 УК, в которой подробно характеризуются признаки получения взятки.

Бланкетная диспозиция для определения всех признаков преступного деяния отсылает к иным нормативным актам, не имеющим уголовно-правового характера (законам, декретам и указам Президента, постановлениям Правительства, положениям и другим нормативно-правовым актам). Так, для уяснения признаков преступления, предусмотренного ст. 306 УК «Нарушение правил охраны труда», следует обратиться к соответствующим нормативным актам, содержащим правила техники безопасности на производстве, иные правила охраны труда.

Ссылочная диспозиция адресует для уяснения смысла нормы к другой норме УК. Так, законодатель поступает, формулируя диспозицию ч. 1 ст. 149 УК, в которой даются признаки умышленного причинения менее тяжкого телесного повреждения.

Смешанной признается диспозиция, которая сочетает в себе черты названных ранее видов. Так, диспозиция ч. 1 ст. 321 УК «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта» содержит в себе черты описательной, бланкетной и ссылочной диспозиции.

Санкция- это часть уголовно-правовой нормы, в которой предусматривается вид и размер наказания за преступление, указанное в диспозиции.

По степени конкретизации вида и размера наказания выделяют три вида санкций: абсолютно неопределенную, абсолютно определенную, относительно определенную.

Абсолютно неопределенная санкция не называет вид и размер наказания. Такие санкции отсутствуют в действующем уголовном законе. Они были характерны для начального периода формирования советского уголовного права, когда вид и размер наказания определялись по усмотрению суда.

Абсолютно определенная санкция точно называет вид и размер наказания. Такая санкция, наоборот, лишает суд возможности индивидуализировать наказание с учетом обстоятельств дела и личности виновного. В новом УК таких санкций нет. В истории уголовного права Беларуси такие санкции встречались. Например, ст. 632 УК БССР 1928 года предусматривала, что измена Родине, совершенная военнослужащим, карается высшей мерой уголовного наказания - расстрелом.

Относительно определенная санкция называет вид наказания и определяет пределы, в рамках которых суд с учетом обстоятельств дела, тяжести содеянного и личности виновного избирает размер наказания. В санкциях не указываются минимальный и максимальный пределы для таких видов наказания, как общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Размеры наказания в этих случаях определяются в нормах Общей части соответственно в ст. 49, 50, 51 УК, а суд в указанных пределах избирает конкретную меру наказания.

Альтернативная санкция называет несколько видов наказания, размеры которых могут быть абсолютно или относительно определены. Альтернативная абсолютно определенная санкция предусмотрена ст. 253 УК БССР 1960 года, по которой добровольная сдача в плен наказывается смертной казнью или лишением свободы сроком на 15 лет. Альтернативная относительно определенная санкция наиболее типична для нового УК. Она позволяет суду избрать вид наказания, а затем и его размер. Примером является санкция ст. 185 УК, предоставляющая суду возможность назначить виновному в преступлении общественные работы или штраф, или исправительные работы, или арест, или ограничение свободы.

. Действие уголовного закона в пространстве и во времени

Выделяют четыре принципа, определяющие действие уголовного закона в пространстве: территориальный; гражданства; реальный; универсальный.

Территориальный принцип действия уголовного закона сформирован в ст. 5 УК. Общее правило таково: лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по УК. В данном случае не имеет значения, кем совершено преступление - гражданином Республики Беларусь, иностранным гражданином, лицом без гражданства. В ст. 52 Конституции сказано: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции».

Для правильного применения территориального принципа нужно уяснить два важных момента: что охватывается понятием «территория республики» и какое преступление признается совершенным на этой территории.

Юридическая трактовка понятия территории шире географической. Из содержания ст. 1 Закона Республики Беларуси от 4 ноября 1992 г. «О Государственной границе Республики Беларусь» следует, что это суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство, ограниченные вертикальной поверхностью, проходящей по линии Государственной границы. К территории Республики Беларусь приравниваются и иные объекты: военные, водные и воздушные суда под флагом Республики Беларусь или с опознавательными знаками республики независимо от их местонахождения; гражданские водные и воздушные суда под флагом или с опознавательными знаками страны, если они находятся в открытом море (нейтральных водах) или в открытом воздушном пространстве (если иное не предусмотрено международным договором).

Для применения территориального принципа необходимо точно определить место совершения преступления. В ч. 2 ст. 5 УК сказано: «Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, продолжалось или было окончено на ее территории, или совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства». Ответственность по УК будет наступать и в случае, когда организатор, подстрекатель или пособник действовали на территории республики, а исполнитель совершил преступление за ее пределами.

При совершении преступления вне пределов государства следует руководствоваться правилами ст. 6 УК, закрепляющей три принципа действия уголовного закона в пространстве: гражданства, реальный и универсальный.

Принцип гражданства сформулирован в ч. 1 ст. 6 УК: «Гражданин или постоянно проживающее в республике лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по УК, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве». Отсюда следует, что за общественно опасное деяние, совершенное вне пределов Республики Беларусь, гражданин будет отвечать по УК при наличии трех условий: данное деяние признается преступлением по УК; это деяние признается преступлением по уголовному закону страны, на территории которой оно совершено; гражданин не привлекался к уголовной ответственности за это преступление иностранным государством.

Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве сформулирован в ч. 2 ст. 6 УК, из которой следует, что иностранный гражданин или не проживающее постоянно в Республике Беларусь лицо без гражданства подлежат ответственности по УК в случаях совершения вне пределов республики особо тяжкого преступления, направленного против интересов Республики Беларусь, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории Республики Беларусь. В соответствии с этим правилом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в нашей республике, будут отвечать по УК за преступление, совершенное на территории иностранного государства, при наличии следующих условий:

а) совершенное общественно опасное деяние относится к категории особо тяжких преступлений по критериям ч. 5 ст. 12 УК;

б) это преступление направлено против интересов государства;

в) лицо, совершившее преступление, не было осуждено за него в иностранном государстве.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве вытекает из необходимости борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Государства мира объединяют свои усилия в борьбе с определенными категориями преступлений, участвуя в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями. Присоединившись к конвенции, государство обязано привлекать к уголовной ответственности преступников даже тогда, когда преступление совершено вне пределов страны иностранными гражданами и не причинило данному государству реального вреда, то есть тогда, когда ситуация не охватывается иными принципами действия уголовного закона в пространстве.

В ч. 3 ст. 6 УК дается перечень преступлений, которые могут караться по УК независимо от уголовного законодательства места совершения преступления на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора. В частности, Республика Беларусь является участницей международных конвенций «По борьбе с подделкой денежных знаков» (1929 год), «О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него» (1948 год), «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (1949 год), «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов» (1970 год) и др.

Осуществление принципа неотвратимости уголовной ответственности каждого, кто совершил преступление, в ряде случаев было бы не возможно без института выдачи преступника.

Выдача преступника (экстрадиция) -это передача для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора лица, совершившего преступление, тем государством, на территории которого находится преступник, государству, на территории которого было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

В ч. 3 ст. 10 Конституции сказано: «Гражданин не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами». Ст. 7 УК воспроизводит это положение и далее определяет: «Иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступление вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором».

Действие уголовного закона во времени характеризуется его правильным применением, а именно необходимостью точной установки времени совершения преступления и какой закон в этот момент действовал.

В ч. 1 ст. 9 УК формулируется общее правило: «Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Далее закон указывает: «Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Если убийство было совершено путем отравления, то временем совершения преступления будет день, когда виновный накормил жертву отравленной пищей, а не день смерти потерпевшего. Если преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного, день прекращения преступного поведения (хотя и неудавшегося) и будет временем совершения преступления. Для соучастников преступления (организатора, подстрекателя, пособника, исполнителя), действовавших в разное время, день (время) совершения преступления для каждого из них определяется раздельно с учетом времени выполнения ими своей роли в совместном совершенном преступлении.

Необходимым условием применения уголовного закона является точное установление времени введения его в действие. Момент вступления закона в силу связан с его обнародованием. В соответствии с ч. 5 ст. 104 Конституции и ст. 65 Закона Республики Беларусь «О нормативно-правовых актах», уголовные законы вступают в силу на всей территории государства одновременно по истечении 10 дней после их официального опубликования. В случае разновременного опубликования в нескольких официальных изданиях 10-дневный срок исчисляется с даты первоначального опубликования. Моментом истечения срока и вступления закона в силу будет наступление 24-00 часов десятого дня (день опубликования не считается).

Уголовные законы прекращают свое действие в результате их отмены или замены иными законами. Возможны ситуации, когда уголовный закон утрачивает силу в связи с истечением срока действия или в связи с нейтрализацией обстоятельств, вызвавших его принятие (в настоящее время таких законов нет).

Таким образом, вопрос о том, какой закон подлежит применению, решается путем сопоставления момента вступления уголовного закона в силу и времени совершения преступления. Если преступление совершено после вступления в силу нового уголовного закона, то применяется этот закон, если преступление совершено ранее, то применяется прежний уголовный закон.

Ч. 2 ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 года) гласит: «Правила настоящей статьи не препятствуют привлечению к уголовной ответственности любого лица за общественно опасное деяние, которое во время совершения являлось уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом». Это означает, что как бы ни менялось национальное уголовное законодательство, преступность и наказуемость таких деяний, как преступления против мира, человечности и военные преступления, остаются неизменными.

. Характеристика и признаки наказания

Уголовная ответственность в соответствии с п. 1 ст. 46 УК может выражаться в осуждении преступника с применением назначенного по приговору суда наказания. В ст. 47 УК имеется следующее определение понятия наказания: «Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав осужденного». Применение наказания как конкретно-опре-деленной карательной меры воздействия представляет собой наиболее суровую форму реализации уголовной ответственности.

Из содержания ст. 47 УК следует также, что принудительная мера уголовно-правового воздействия в отношении осужденного только тогда является наказанием, когда она выражается впредусмотренных законом (уголовно-правовой санкцией) лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Таким образом, сущность и содержание наказания сводятся к каре, применяемой в режиме уголовно-правового принуждения (в режиме осуждения).

Уголовно-правовое принуждение, основанное на режиме осуждения (ч. 1 ст. 45 УК) - это есть мера принуждения осужденного к претерпеванию назначенного ему наказания (определенной кары), в том числе и иных ограничений уголовно-правового характера, не связанных с применением наказания.

Известно, что кара- это не только свойство уголовного наказания. Она присуща и другим мерам правового воздействия на правонарушителя (например, таким мерам административного взыскания, как штраф, арест, исправительные работы). Ограничение и лишение осужденного определенных прав и свобод приобретают свойство кары и, следовательно, наказания за совершенное преступление, если их применение к преступнику основано на принципе соразмерного возмездия за причиненное зло.

Наказание- одно из важнейших средств в арсенале мер уголовной ответственности, посредством которого достигаются ее цели. Поэтому сущность уголовного наказания не может быть раскрыта в отрыве от самой уголовной ответственности. Без учета сущности и содержания уголовной ответственности невозможно отграничить уголовное наказание от иных правовых мер карательного воздействия, свойственных административной и дисциплинарной ответственности, если не считать, что уголовное наказание в целом обладает сравнительно большей степенью кары [17, 19].

Уголовное наказание отличается от мер карательного воздействия административной и дисциплинарной ответственности тем, что оно применяется на основе специфического режима -режима осуждения лица в качестве преступника, определяющего особое качество самой уголовной ответственности, ее сущность, а следовательно, и сущность кары как уголовного наказания. С осуждением связано и применение дисциплинарных и административных взысканий, но только в уголовной ответственности осуждению придается режимное состояние, сопровождаемое определенными ограничениями прав осужденного независимо от применения конкретного наказания (режим профилактического наблюдения). В этом проявляется высшая степень исключительности данной ответственности и тех мер (в том числе наказания), которые применяются на основе и в режиме осуждения преступника за совершенное преступление. В этом и состоит отличительная особенность уголовного наказания по отношению к иным видам карательного воздействия на правонарушителя.

С учетом изложенного существуют следующие характерные признаки уголовного наказания [19]:

- наказание применяется на основе уголовно-правового принуждения, основанного на режиме осуждения лица как преступника;

- наказание является принудительной мерой, реализуемой в отношении преступника на основе установленного для него режима осуждения;

- по своему содержанию наказание состоит в ограничении или лишении осужденного определенных прав и свобод;

- сущность наказания составляет кара преступника за содеянное преступление, то есть такое лишение или ограничение его прав и свобод, которое применяется по принципу соразмерного возмездия за совершенное преступление с целью вызвать у лица определенные страдания.

. Общие начала назначения наказания

В соответствии со ст. 3 УК уголовная ответственность основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Каждое лицо, признанное судом виновным в совершении преступления, подлежит осуждению на основе обвинительного приговора суда и наказанию в соответствии с санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицировано преступное деяние виновного. В предусмотренных уголовным законом случаях (ст. 77, 78, 79 и 117 УК) и при наличии соответствующих оснований к виновному в преступлении могут быть применены иные меры уголовной ответственности, не связанные с применением наказания. Освобождение от уголовной ответственности, а следовательно, от наказания и иных мер уголовно-правового воздействия допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. При отсутствии оснований для освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных в Общей или Особенной частях УК, суд обязан после установления в деянии обвиняемого состава преступления определить ему на основе осуждения по приговору суда конкретную меру уголовной ответственности.

В числе наиболее строгих (карательных) мер уголовной ответственности ст. 46 УК предусматривает осуждение с применением назначенного по приговору суда наказания.

Назначение наказания- это избрание судом при вынесении обвинительного приговора карательной меры уголовно-правового воздействия лицу, признанному виновным в совершении преступного деяния. Только обоснованное и справедливое наказание виновного в преступлении способствует эффективному осуществлению целей уголовной ответственности. Указанные критерии при назначении наказания конкретному обвиняемому в преступлении обеспечиваются на основе соблюдения судом требований общих начал назначения наказания, сформулированных в ст. 62 УК.

Общие начала назначения наказания -это базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции и установленные в уголовном законе основополагающие требования, которыми суд обязан руководствоваться при назначении наказания по каждому уголовному делу при определении виновному конкретной меры наказания. Общие начала указывают, что должен учитывать суд при назначении наказания и определяют объективно и субъективно пределы судебного усмотрения. Из содержания статьи, определяющей общие начала назначения наказания, следует, что в основе указанных требований лежат два начала - законность и индивидуализация меры наказания, определяемой виновному в преступлении.

В ст. 62 УК говорится: «Суд назначает наказание с учетом положений Общей части в пределах, установленных статьей Особенной части, предусматривающей ответственность за совершенное преступление». В цитируемой формуле общих начал выражен критерий законности при назначении наказания. При определении наказания суд исходит также и из требования индивидуализации наказания, т. е. «учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесенного вреда и размер причиненного ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, мнение потерпевшего по делам частного обвинения, мотивируя избранную меру наказания в приговоре».

Таким образом, в соответствии со ст. 62 УК общие начала назначения наказания в целом сводятся к следующим четырем положениям, взаимно дополняющим друг друга:

) суд определяет наказание в соответствии с положениями Общей частиУК;

) наказание назначается в пределах, установленных статьей Особенной части УК, предусматривающей ответственность за совершенное преступление;

) наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления и личности преступника;

) назначая наказание, суд должен учесть обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а равно обстоятельства, относящиеся к личности виновного, содержание мотива и цели преступления ит.д.

Хотя в ст. 62 УК достаточно четко формулируются только два принципа - принцип законности наказания и принцип индивидуализации наказания, в данной норме находят свое отражение и другие важнейшие принципы уголовной ответственности, имеющие непосредственное отношение к общим началам назначения наказания. К таковым следует отнести принципы справедливости и гуманизма, которые, вне сомнения, должны учитываются судом при назначении наказания.

Учет положений Общей части УК при назначении наказания состоит в том, что суд обязан руководствоваться теми принципиальными нормами уголовного закона, которые определяют основания и условия уголовной ответственности (раздел II УК), стадии совершения умышленного преступления, формы соучастия (ст. 13-20 УК), цели уголовной ответственности (ст. 44 УК), систему наказаний и их виды (ст. 47-61 УК), специальные правила назначения наказания, установленные ст. 65-76 УК, наконец, возможность освобождения лица от уголовной ответственности (ст. 82, 83, 86-89 УК).

Характер и степень общественной опасности преступления тесно между собой связаны. Эта связь прослеживается, прежде всего, по содержанию ценности объекта преступления.

Характер общественной опасности совершенного преступления, который учитывает суд, это признак, характеризующий все преступления конкретной группы или вида, определяемый, в первую очередь, значением и важностью объекта и предмета посягательства (их ценностью), конструктивными признаками объективной и субъективной стороны преступления. Характер общественной опасности (качественная оценка преступления) зависит от того, отнесено преступление к тяжким или же к иным категориям преступлений, например, не представляющим большой общественной опасности (ст. 12 УК), в какую группу (раздел, главу) оно включено в Особенной части УК.

Степень общественной опасности преступления, которую должен учитывать суд, назначая наказание, определяется обстоятельствами содеянного (индивидуальными особенностями конкретного преступного деяния), а именно: степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, характером нанесенного вреда, размером причиненного ущерба, обстоятельствами, смягчающими и отягчающими ответственность, другими обстоятельствами, характеризующими способ, обстановку и время совершения преступного деяния.

Требование закона об учете мотивов и целейсодеянного дополняет перечень субъективных признаков деяния, учитываемых судом при индивидуализации наказания. При этом необходимо иметь в виду, что мотив и цель могут выполнять различную роль. Не являясь признаками состава преступления, они могут не относиться непосредственно к совершенному преступлению и не влиять на его квалификацию. В этом случае мотивы и цели содеянного учитываются в соответствии со ст. 62 УК при назначении наказания. Второе их значение состоит в том, что они могут быть указаны в диспозиции статьи Особенной части УК в качестве обязательных признаков состава преступления, учитываемых при квалификации действий виновного. В этом случае они не могут учитываться судом при назначении наказания, поскольку уже учтены законодателем при конструировании санкции за данное преступление [17].В соответствии с законом суд учитывает личность виновного, поскольку обстоятельства, ее характеризующие, имеют важное значение при назначении наказания. Учет личности виновного предполагает оценку социального облика лица, степени его опасности для общества, проявившейся при совершении преступления, образа жизни, семейного и материального положения, поведения до и после совершения преступления, нравственного облика и других обстоятельств, не нашедших своего непосредственного выражения в преступлении. Выделяя личность преступника как самостоятельный критерий индивидуализации наказания, законодатель обязывает суд учитывать широкий круг данных о личности виновного, его полную социально-психологическую характеристику в целях обеспечения выполнения требований, вытекающих из ст. 62 УК, и достижения целей уголовной ответственности.

Также уголовный закон (ч. 1 ст. 62 УК) прямо указывает на необходимость обоснования судом избранной меры наказания в приговоре. Применительно к лишению свободы в ч. 2 ст. 62 УК сделана принципиально важная оговорка: наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты применением более мягкого наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.

. Формы уголовной ответственности

Наряду с назначением наказания уголовный закон предусматривает иные формы уголовной ответственности. Они применяются судом в двух случаях: 1) если суд придет к убеждению, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты без отбывания наказания лицом, впервые осуждённым к лишению свободы на срок до 5 лет; 2) если лицо допустило особо опасный рецидив или совершило тяжкое либо особо тяжкое преступление, то после отбытия наказания над ним устанавливается превентивный надзор или профилактическое наблюдение. Гл. 11 УК помимо назначения наказания предусматривает:

- осуждение с отсрочкой исполнения наказания (ст. 77 УК);

- осуждение с условным неприменением наказания (ст. 78 УК);

- осуждение без назначения наказания (ст. 79 УК);

- превентивный надзор за осуждёнными (ст.80 УК);

- профилактическое наблюдение за осужденным (ст. 81 УК).

Отсрочка исполнения наказания- это вынесение судом обвинительного приговора с назначением наказания и постановлением о неприменении наказания в течение испытательного срока с последующим освобождением осужденного от наказания при условии успешного прохождения им испытания, т.е. в случаях, когда осужденный:

- пребывает в состоянии судимости в течение испытательного срока;

- находится под угрозой реального применения наказания, если не докажет своего исправления;

- обременяется дополнительными обязанностями и контролем со стороны специально уполномоченных органов.

Основанием применения отсрочки наказания является убежденность суда в том, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты без отбывания назначенного судом наказания посредством возложения на осужденного определенных обязанностей и контроля за его поведением.

Условия применения отсрочки наказания- это те обстоятельства, при наличии которых суд может применить осуждение с отсрочкой исполнения наказания. Ими являются:

- совершение преступления, не представляющего большой общественной опасности или менее тяжкого;

- лицо впервые осуждается к лишению свободы;

- лицо осуждается к лишению свободы на срок до 5 лет.

При применении осуждения с отсрочкой исполнения наказания судом назначается испытательный срок, т.е. промежуток времени, в течение которого осужденный должен доказать свое исправление. Продолжительность испытательного срока равна промежутку от одного до 2 лет.

Основаниями отмены испытания являются: 1) если осужденный, несмотря на официальное предупреждение, не выполняет возложенные на него судом обязанности; 2) либо неоднократно нарушил общественный порядок, за что к нему дважды были применены меры административного взыскания. При наличии данных оснований суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, либо по ходатайству лица, которому было поручено наблюдение за осужденным, может отменить отсрочку и направить осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором.

Осуждение с условным неприменением наказания- это вынесение судом обвинительного приговора с назначением наказания и постановлением о неприменении данного наказания при условии несовершения осужденным нового преступления и выполнения им возложенных на него судом обязанностей в течение испытательного срока, т.е. если осужденный: пребывает в состоянии судимости в течение испытательного срока; находится под угрозой реального применения наказания, если не докажет своего исправления; обременяется дополнительными обязанностями и контролем со стороны специально уполномоченных органов.

Основанием осуждения с условным неприменением наказания является наличие возможности достичь цели уголовной ответственности без реального отбывания осужденным назначенного судом наказания посредством осуществления контроля за его поведением. При этом должны учитываться характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и иные обстоятельства дела (нанесенный ущерб, возможность его возмещения и т.п.). Условия осуждения с условным неприменением наказания: совершено преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление; лицо впервые осуждается к лишению свободы на срок до 5 лет или к направлению в дисциплинарную воинскую часть.

Основаниями отмены испытания при осуждение с условным неприменением наказания являются следующие обстоятельства:

) осужденный, несмотря на официальное предупреждение, не выполняет возложенные на него судом обязанности;

) осужденный неоднократно нарушил общественный порядок, за что к нему дважды были применены меры административного взыскания.

При наличии данных оснований, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, либо по ходатайству лица, которому было поручено наблюдение за осужденным, может отменить условное неприменение наказания и направить осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором.

Осуждение без назначения наказанияявляется самой мягкой формой реализации уголовной ответственности. Суд, осудив лицо и вынеся обвинительный приговор, не назначает ему наказание. Основанием осуждения без назначения наказания является наличие возможности достичь цели уголовной ответственности без применения наказания при совокупности следующих признаков:

- длительное безупречное поведение лица после совершения преступления;

- лицо доказало свое стремление к законопослушному поведению;

- учитывается характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

- учитывается личность виновного.

Все эти признаки должны давать уверенность в том, что дальнейшее исправление лица возможно без применения наказания, но в условиях осуществления за ним профилактического наблюдения.

Условия осуждения без назначения наказания:

- лицо впервые совершило преступление;

- совершено преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление.

Превентивный надзор-это основанное на судимости и осуществляемое по постановлению суда наблюдение за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия.Основанием для установления превентивного надзора является убежденность суда в недостаточной исправленности освобожденного из мест лишения свободы лица, его склонность к антиобщественному поведению. Превентивный надзор устанавливается судом за лицом, допустившим особо опасный рецидив, после освобождения из мест лишения свободы. Превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы может быть также установлен за лицом, судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление, либо судимым два или более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления:

если его поведение в период отбывания лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления;

- если оно после отбытия наказания систематически привлекалось к ответственности за административные правонарушения, за которые законом предусмотрено наказание в виде ареста.

Лица, в отношении которых устанавливается превентивный надзор, подвергаются определенным правоограничениям. Они обязаны: прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в ОВД; уведомлять этот орган о перемене места работы или жительства; выезжать за пределы района (города) по служебным и личные делам только с согласия органа, осуществляющего надзор.

Профилактическое наблюдение- это основанное на состоянии судимости лица осуществление контроля за его поведением со стороны уполномоченных органов. Оно является наименее правоограничивающим, чем превентивный надзор [19].

Основанием для установления профилактического наблюдения является осуждение лица:

- за тяжкое и особо тяжкое преступление;

- с отсрочкой исполнения наказания;

- с условным неприменением наказания;

- без назначения наказания;

- несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера.

Обязанности лица, находящегося под профилактическим наблюдением:

- предварительно уведомлять ОВД об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца;

- являться в ОВД по его вызову, но не чаше одного раза в два месяца;

- при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.


Согласно с УК Общей части акт амнистии принимается Национальным собранием и подписывается Президентом. Он принимается обычно в связи с важными событиями государства или приурочивается к славным датам истории государства. Актом амнистии предусматривается совместное освобождение от ответственности и наказания. Акт амнистии принимается в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц. Согласно акту амнистии определенная категория лиц может быть полностью или частично освобождена от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождена от наказания условно, либо неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ей может быть снята судимость.

При этом если лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в период неотбытого срока совершит умышленное преступление, а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, то суд назначает ему наказание по совокупности преступлений.

Как показывает опыт прошлых актов амнистии, в них не только предусматриваются категории преступлений, но и указываются данные о личности освобождаемых от наказания (заслуги перед государством, половые и возрастные признаки), а также устранены ли последствия преступления, возмещен ли ущерб и другие основания [17].

Акт помилования принимается Президентом в отношении индивидуально-определенного лица. На основании акта о помиловании лицо, которое осуждено за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость.

Президент кроме ходатайств о помиловании рассматривает: 1) материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, не ходатайствующих о помиловании; 2) представления Председателя Верховного Суда либо Генерального прокурора о применении помилования к лицам, осужденным судами к смертной казни; 3) заявления лиц, отбывших наказания, об освобождении от возмещения материального ущерба, подлежащего взысканию по приговорам судов, в пользу государства или государственных организаций, находящихся на республиканском и местном бюджетах, либо государственных организаций, находящихся в республиканском и местном подчинении.

Судимость как правовое последствие в отношении лица, осужденного к уголовному наказанию, виновного в совершении преступления, связана с правоограничениями после отбытия основного и дополнительного наказаний. Она автоматически погашается или снимается судом.

Судимость погашается после исполнения наказания - за преступления, совершенные по неосторожности; через 1 год после исполнения основного и дополнительного наказания - за умышленные преступления, не представляющие большой общественной опасности; через 2 года после исполнения основного и дополнительного наказаний - за умышленное совершение менее тяжких преступлений; через 5 лет после исполнения основного и дополнительного наказаний - за тяжкие преступления; через 8 лет после исполнения основного и дополнительного наказаний - за особо тяжкие преступления.

Судимость погашается в отношении иных мер уголовно-правового воздействия, например, по истечении испытательного срока, в отношении осужденного с условным неприменением наказания; в отношении осужденного с отсрочкой исполнения наказания - после окончания срока отсрочки (1-2 года) и решения суда об освобождении осужденного от наказания; в отношении осужденного без назначения наказания по истечении одного года, если лицо совершило преступление, не представляющее большой общественной опасности, и 2 года, если лицо совершило менее тяжкое преступление; в отношении осужденной женщины, которая была освобождена от наказания в связи с беременностью, или имеющей детей до 3-летнего возраста, и если после достижения ребенком 3 лет или его смерти суд освободит ее от отбывания наказания; в отношении осужденных за деяние, преступность которого устранена новым законом, - с момента вступления нового закона в силу.

Судимость не погашается, а снимается лицам, допустившим особо опасный рецидив: а) по истечении не менее половины срока до ее погашения, если доказана законопослушность лица; б) по истечении 5 лет лицу, допустившему особо опасный рецидив, если оно доказало, что является законопослушным гражданином; в) по истечении 8 лет этому же лицу, судимому за особо тяжкое преступление, если оно доказало, что является законопослушным гражданином.

В случае погашения или снятия судимости правовые последствия ответственности аннулируются. Это означает, что с правовой точки зрения лицо считается не совершившим преступление, не привлекавшимся к уголовной ответственности, не подвергавшимся наказанию и не отбывающим его. Погашенная или снятая судимость никак не влияет на квалификации вновь совершаемых преступлений, на назначение наказания и на иные вопросы применения мер уголовно-правового воздействия.

. Уголовная ответственность и ее цели

Уголовная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности и устанавливается в целях обеспечения правовой запрещенности совершения преступных деяний. Она возлагается только на лицо в случае совершения им преступления. Между преступлением и уголовной ответственностью существует правовая взаимосвязь: только совершение преступления является правовым основанием привлечения конкретного лица к уголовной ответственности. Совершившее преступление лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности и претерпеть неблагоприятные для него меры ее воздействия, а суд и уголовно-исполнитель-ные органы государства соответственно имеют право возложить на преступника уголовную ответственность и обязаны обеспечить ее реализацию в пределах и в порядке, предусмотренных уголовным и уголовно-исполнительным законом.

Уголовная ответственность, как и другие виды юридической ответственности, возлагается только после совершения преступления и поэтому имеет ретроспективный характер, применяется в отношении лица, которое вопреки правовому запрету и, несмотря на угрозу уголовной ответственности, совершило преступление.

В отношении преступника уголовная ответственность приобретает и правовой, и государственно-принудительный характер. Государственное принуждение - это специфическое правовое воздействие, которое основано на организованной силе государства. Уголовная ответственность, как и иные виды юридической ответственности, выражается в принуждении преступника на основе публичного осуждения его как виновного в преступлении к претерпеванию неблагоприятных последствий личностного и имущественного характера, которые установлены санкцией уголовно-правовой нормы. Уголовная ответственность выражается не просто в государственном принуждении преступника, а в принуждении к претерпеванию неблагоприятных (штрафных по своему содержанию) для него последствий, предусмотренных санкцией уголовного закона. Поэтому с позиций общей теории права уголовную ответственность можно определить как основанное на государственном принуждении применение предусмотренной уголовным законом штрафной санкции в отношении преступника за совершенное преступление.

Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо, которое достигло определенного законом возраста и своим деянием совершило преступление. Уголовная ответственность своими мерами непосредственно воздействует на лицо, совершившее преступление, в том числе и в тех случаях, когда она сопровождается ограничениями имущественных прав осужденного (например, в случае назначения наказания в виде штрафа или конфискации имущества). По своей функциональной направленности она носит штрафной характер и этим отличается от гражданской правовой ответственности, которая, прежде всего, выполняет компенсационную функцию. Привлечение лица к уголовной ответственности не исключает возможности гражданско-правовой ответственности за причиненный преступлением вред, в том числе моральный (ч. 3 ст. 44 УК).

Возложение уголовной ответственности - исключительная прерогатива суда. Процессуальный порядок возложения уголовной ответственности и условия ее реализации исчерпывающе регламентируются соответственно нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Однако сущность, содержание и пределы уголовной ответственности определяются нормами уголовного права. «Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с УК (ч. 1 ст. 44 УК)».

Уголовная ответственность в виде установленной уголовным законом системы мер воздействия на лицо, совершившее преступление, начинается с акта осуждения по приговору суда лица в качестве преступника. Вынесение обвинительного приговора с процессуальной стороны определяет процедуру и момент возложения уголовной ответственности, а с материальной - момент осуждения лица в качестве преступника на основе применения уголовно-правовой санкции. Актом осуждения для осужденного устанавливается особое правовое состояние, вводится режим его принудительной подверженности мерам уголовной ответственности. В ст. 45 УК сказано: «Осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором суда и УК». С погашением или снятием судимости уголовная ответственность прекращается полностью и окончательно.

Осуждение и судимость- понятия одного порядка, хотя они по-разному характеризуют одно и тоже состояние. Если термин «осуждение» выражает, прежде всего, содержание правового состояния осужденного, то термин «судимость» - продолжительность режима осуждения, его пределы. Продолжительность судимости в соответствии со ст. 97 УК зависит, по общему правилу, от классификационной тяжести совершенного преступления и формы вины.

Режим осуждения имеет вполне самостоятельное значение в содержании уголовной ответственности. Так, обеспечивая исполнение и отбывание назначенного по приговору суда наказания и иных мер уголовно-правового характера, состояние осуждения в установленных законом случаях продолжается известное время после его отбытия в целях осуществления необходимого профилактического воздействия на осужденного. Таким образом, осуждение, а равно наказание и иные специальные меры воздействия, которые применяются в режиме осуждения, и составляют содержание уголовной ответственности в целом и возможное ее проявление в каждом конкретном случае.

В зависимости от тяжести совершенного преступления, вины лица, особенностей личности преступника, иных обстоятельств суд в каждом случае определяет содержание и рамки уголовной ответственности в пределах допустимых форм ее реализации, установленных уголовным законом.

Общим для всех форм реализации уголовной ответственности является акт осуждения лица в качестве преступника, порождающий особое режимное состояние осужденного в течение всего срока судимости. Указанное состояние приобретает правовой характер, выражается в определенных ограничениях осужденного режимно-профилактического характера, что определяет качественную видовую определенность уголовной ответственности независимо от формы ее проявления, ограничивает ее от иных видов штрафной ответственности (в частности, от административной).

Уголовную ответственность как правовое понятие необходимо также отграничивать от наказания и иных конкретных мер воздействия, которые могут применяться на основе осуждения в соответствии с установленной системой форм реализации уголовной ответственности. Наказание, как и иные меры уголовно-правового воздействия, применяемые на основе осуждения, конечно же, составляют содержание уголовной ответственности, придают ей различный по степени воздействия на осужденного характер. Однако сами по себе ни наказание, ни иные конкретные меры уголовно-правового воздействия не выражают правовое понятие данного вида ответственности. Уголовная ответственность - более широкое понятие, чем наказание или иная конкретная мера уголовно-правового воздействия. Ответственность всегда связана с актом осуждения и возникающим в связи с этим режимом правовой подверженности осужденного мерам уголовно-право-вого воздействия в соответствии с уголовно-правовой санкцией, определенной осужденному по приговору суда. Наказание, равно как и иные меры уголовно-правового воздействия, которые применяются на основе осуждения, дифференцируют характер и степень воздействия уголовной ответственности на осужденного с учетом их разумной достаточности для достижения целей ответственности. Поэтому наказание в общей структуре мер воздействия на осужденного выражает всего лишь одну из возможных форм реализации уголовной ответственности, при этом в наиболее карательном ее проявлении.

Продолжительность осуждения определяется законом и зависит от тяжести совершенного преступления и формы вины, а не от вида и размера отбытого осужденным наказания. Осуждение первично, оно не может быть правовым последствием применения наказания, поскольку возникает вследствие акта осуждения лица в качестве преступника. Лицо имеет судимость в течение определенного времени, установленного законом, и в том случае, когда преступник осуждается за совершенное преступление без назначения наказания (п. 8 ч. 1 ст. 97 УК). В этом случае он также претерпевает уголовную ответственность, подвергается ограничениям, обусловленным режимом профилактического наблюдения, который, в свою очередь, основан на осуждении лица за совершенное преступление.

С учетом сказанного уголовную ответственность следует определить как акт осуждения лица в качестве преступника и осуществление в принудительном порядке в отношении осужденного правоограничений, обусловленных состоянием его осуждения, а равно применение на его основе иных мер уголовно-правового воздействия, назначенных по приговору суда в соответствии с санкцией уголовного закона [20].

Уголовная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности и по своим целям. В самом общем виде цель уголовной ответственности - это предупреждение общественно-опасных деяний, совершение которых запрещается под угрозой привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших. Угроза уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законом, реализует цель общего предупреждения преступлений уже с момента принятия и вступления уголовного закона в действие. Уголовная ответственность оказывает общепредупредительное воздействие на граждан, склонных к антиобщественному поведению, если они видят неотвратимость ответственности в каждом случае совершения преступления.

Наказание в структуре уголовной ответственности - эффективное и социально-необходимое средство уголовно-правового воздействия на преступника. Это воздействие осуществляется карой преступника с целью вызвать у него определенные страдания и таким образом предупредить его в желании вновь совершить преступление. Наказание воспитывает преступника карой. Целенаправленное покарание преступника за совершенное преступление направлено на достижение предупредительно-воспитательных целей уголовной ответственности.

УК, определяя уголовную ответственность, в ч. 2 ст. 44 УК устанавливает, что ответственность возлагается на лицо, совершившее преступление, в целях: а) исправления осужденного; б) предупреждения совершения новых преступлений осужденным (цель специального предупреждения); в) предупреждения совершения преступлений иными лицами (цель общего предупреждения).

Цель исправления осужденного- основная социально-ориентационная функция уголовной ответственности. Указанная цель достигается путем искоренения общественно-опасных взглядов и привычек, под влиянием которых было совершено преступление, выработкой устойчивого законопослушного поведения, привитием осужденному социально-полезных черт и навыков поведения. В целях повышения эффективности исправительного воздействия мер уголовной ответственности их применение соединяется с комплексом достаточно серьезных мер социальной реабилитации (привлечение осужденных к общественно-полезному труду, проведение с ними воспитательной работы, общеобразовательное обучение осужденных и т.д.).

Цель специального предупреждения преступлений достигается, прежде всего, исправлением осужденного, вследствие применения мер уголовной ответственности и мер социальной реабилитации. Наивысший социально-желаемый результат применения уголовной ответственности, когда осужденный не будет совершать новых преступлений по соображениям нравственного неприятия такого поведения.

Специальное предупреждение преступлений осуществляется и в процессе реализации мер уголовной ответственности путем исключения возможности осужденному совершать новые преступления. Как известно, осужденный находится под профилактическим наблюдением уголовно-исполнительных органов, а в случае лишения свободы вовсе изолируется от общества и фактически лишается возможности совершать новые преступления вне исправительного учреждения. Конечно, применение предусмотренных уголовным законом мер уголовно-правового воздействия в разной степени усложняет возможность совершать новые преступления. В своем единстве цель исправления осужденного и цель специального предупреждения преступлений направлены на ресоциализацию осужденного. Ресоциализация предполагает формирование у осужденного законопослушного поведения путем стимулирования, сохранения и развития социально-полезных качеств в период осуждения и после снятия судимости [17, 19].

Цель общего предупреждения достигается путем: а) установления достаточно строгих мер уголовной ответственности за совершение наиболее тяжких преступлений и их фактическим применением; б) неотвратимостью уголовной ответственности в каждом случае совершения преступления и независимо от того, кем оно совершено, - простыми гражданами или высшими должностными лицами государства; в) специфической и прозрачной процедурой возложения уголовной ответственности.

Указанные цели уголовной ответственности взаимосвязаны и реализуются одновременно в процессе ее реализации. В единстве они раскрывают социальную сущность и назначение уголовной ответственности в обществе.

. Характеристика уголовного правоотношения

Уголовное право выполняет охранительную задачу путем запрещения соответствующих действий как преступных под угрозой применения уголовной ответственности. Функция охраны общества от общественноопас-ных посягательств реализуется через установление и регулирование особых охранительных отношений.

Система правовых отношений, которые возникают на основе действия норм уголовного права и составляют общие охранительные уголовно-правовые отношения и конфликтные охранительные уголовно-правовые отношения [23].

Угроза уголовной ответственности за нарушение уголовно-правового запрета не исключает возможности возникновения конфликтных охранительных уголовно-правовых отношений. Указанные правоотношения производны от общих охранительных правоотношений и возникают в каждом случае, когда совершается запрещенное уголовным законом деяние. Возникают эти правоотношения между государством и лицом, совершившим запрещенное уголовным законом деяние. Конфликтные охранительные правоотношения имеют своей задачей урегулировать правовое разрешение вопроса о наличии или отсутствии оснований и условий уголовной ответственности в связи с совершением конкретным лицом запрещенного уголовным законом деяния. Комплекс правовых вопросов, которые должны быть разрешены в рамках конфликтного охранительного правоотношения в общем виде сводится к следующему: является ли совершенное лицом деяние преступлением; если да, то может ли виновный быть привлечен к уголовной ответственности; если да, то какой именно должна быть эта ответственность. С момента возникновения конфликтных охранительных правоотношений именно по этим вопросам разворачивается предметно-познавательная и оценочная деятельность государства в лице его органов дознания, следствия и правосудия, с одной стороны, и лица, совершившего объективно-запрещенное деяние, с другой.

В случае установления обстоятельств, исключающих возможность признания данного деяния в качестве преступления или привлечения данного лица к уголовной ответственности, возникшее конфликтное охранительное правоотношение прекращается с момента принятия органами следствия или судом соответствующего решения.

Если будет установлено, что соответствующее деяние является преступлением и нет предусмотренных уголовным законом препятствий для привлечения преступника к уголовной ответственности, конфликтное охранительное правоотношение развивается и переходит в стадию решения вопроса об уголовной ответственности. Содержание конфликтных охранительных правоотношений, в рамках и посредством которых в конечном итоге разрешается вопрос об уголовной ответственности лица, совершившего преступление, составляет достаточно объемный комплекс взаимных прав и обязанностей субъектов данного правоотношения.

С момента возложения на преступника уголовной ответственности в рамках конфликтных охранительных правоотношений возникают собственно правоотношения данной ответственности. Их возникновение не прекращает конфликтных охранительных правоотношений. Они продолжают обеспечивать реализацию уголовной ответственности, являясь ее своеобразным правовым «складом», и прекращаются одновременно с окончанием уголовной ответственности - с погашением или снятием судимости. Указанные правоотношения регулируют применение уголовной ответственности по-разному. В рамках конфликтных охранительных правоотношений в соответствии с нормами уголовного права определяются основания и условия, объем и характер уголовной ответственности, возможность освобождения виновного от ответственности, ее изменение и досрочное прекращение. Правоотношения собственно уголовной ответственности по своему функциональному содержанию ставят задачу правового урегулирования комплекса вопросов, связанных с исполнением мер ответственности в отношении осужденного, выражают динамику самой ответственности, механизм ее реализации и проявления.

Литература

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. реф. 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск :Амалфея, 2005. - 48 с.

Уголовный кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен СоветомРесп. 24 июня 1999 г.]. - Мн. : Акад. МВД, 2011. - 227 с.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобрен СоветомРесп. Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 1999 г.]. - Мн. :Амалфея, 2012. - 576 с.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : [принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобрен СоветомРесп. Национального собрания 2 апр. 2003 г.]. - Мн. : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. - 496 с.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 14 дек. 1999 г. : одобрен СоветомРесп. Национального собрания 22 дек. 1999 г.]. - Мн. : Акад. МВД, 2012. - 155 с.

Гражданский кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобрен СоветомРесп. Национального собрания 19 нояб. 1998 г.]. - Мн. :Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 548 с.

Закон Республики Беларусь «О нормативно-правовых актах Республики Беларусь»,10 января 2000 г. № 361-З : [принят Палатой представителей 14 дек. 1999 г. : одобрен СоветомРесп. Национального собрания 22 дек. 1999 г.]. // Эталон - Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.

Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»,18 июля 2011 г. № 300-З : [принят Палатой представителей 24 июня 2011 г.: одобрен СоветомРесп. Национального собрания 30 июня 2011 г.]. // Эталон - Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.

Закон Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах», 22 мая 2002 г. № 102-З : [принят Палатой представителей 17 апр. 2002 г. : одобрен СоветомРесп. Национального собрания 8 мая 2002 г.]. // Эталон - Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.

Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», 5 января 2008 г. № 313-З : [принят Палатой представителей 17 дек. 2007 г. : одобрен СоветомРесп. Национального собрания 20 дек. 2007 г.]. // Эталон - Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012.

Об утверждении Правил дорожного движения : Указ Президента Республики Беларусь, 28 нояб. 2005 г., № 551 // Консультант Плюс : Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр» / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2006.

Постановление Пленума Верховного Суда от 23 сент. 1998 г. № 8 «О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам». // Эталон - Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009.

13 Всеобщая декларация прав человека : [принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г.]. - Мн. :Амалфея, 2012. - 39 с.

Конвенция о дорожном движении: [принята в г. Вена 8 нояб. 1968 г.]. - Мн. : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. - 104 с.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. - Мн. :Дикта, 2012. - 53 с.

Международный пакт о гражданских и политических правах : [принят резолюцией 2200 А (XXI) <http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/2200%28XXI%29> Генеральной Ассамблеи от 16 дек. 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.]. // Эталон - Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009.

Бабий, Н. А. Уголовное право. Общая часть : учеб. / Н. А. Бабий, А. В. Барков, И. О. Грунтов. - Мн. : Тесей, 2002. - 496 с.

Бабий, Н. А. Уголовное право. Особенная часть : учеб. / Н. А. Бабий, А. В. Барков, И. О. Грунтов; под ред. В.М. Хомича. - Мн. : Тесей, 2002. - 494 с.

Борико, С. В. Уголовный процесс : учеб. / С. В. Борико. - Мн. :Амалфея, 2010. - 400 с.

Дятлов, О. М. Административное и уголовное право : учеб.-метод. пособие / О. М. Дятлов, Д. В. Капский. - Мн. : БНТУ, 2006. - 368 с.

Похожие работы на - Наказание и уголовная ответственность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!