уголовный ответственность наказание несовершеннолетний
Предусмотренные статьями 93 и 94 УК РФ особенности освобождения от наказания несовершеннолетних могут применяться и к лицам, совершившим преступление в возрасте от 18 до 20 лет, при наличии оснований, предусмотренных ст. 96 УК РФ.
К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия (ст. 84 УК РФ) и помилование (ст. 85 УК РФ).
2.4 Специальные основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности в законодательстве, как уже говорилось выше, содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. Так ч. 1 ст. 90 УК РФ гласит: "Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия".
Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой альтернативные меры уголовно-правового принуждения, применяемые в рамках уголовного закона судом от имени государства к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжкие, когда исправление этих лиц возможно при помощи мер педагогического характера без назначения наказания или без привлечения к уголовной ответственности в целом.
Из приведенного понятия следует, что меры воспитательного воздействия обладают следующими основными признаками:
- являются мерами государственного принуждения;
назначаются как альтернатива наказанию;
применяются к лицам, не достигшим 18 лет;
назначаются за совершение преступлений небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжких;
- при наличии предпосылок для исправления (перевоспитания) несовершеннолетнего без применения к нему наказания.
Говоря об установлении полных данных об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних, установлении характеризующих данных о личности несовершеннолетнего, законодатель подразумевает, в первую очередь, влияние указанных данных на решение вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности либо наказания с применением мер воспитательного характера в соответствии с требованиями ст.ст. 90 и 92 УК РФ.
Действительно, решая вопрос об освобождении несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или о назначении наказания, не связанного с лишением свободы либо с условным осуждением, суд обязан учитывать не только возраст лица как смягчающее обстоятельство, но и все иные данные о совершенном деянии и личности подсудимого: тяжесть преступления и его последствия; признание вины; деятельное раскаяние; добровольное возмещение ущерба; первая судимость; законопослушное поведение до совершения преступления; положительная характеристика по месту учебы, работы и жительства; стечение тяжелых семейных и жизненных обстоятельств, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности и т.п.
Так, например, 16 апреля в дневное время несовершеннолетняя "Х", находясь в учебном кабинете заведомо зная, что в сумке ее одноклассницы "К" имеется мобильный телефон, решила совершить его кражу. С этой целью "Х", реализуя свой преступный умысел, воспользовавшись тем, что ее одноклассники заняты и не смотрят на нее, из корыстных побуждений, тайно, с целью личной наживы похитила из сумки "К" мобильный телефон, стоимостью 3290 рублей. Таким образом, "Х" совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ.
В содеянном "Х" чистосердечно раскаивается и сожалеет, ущерб ею полностью возмещен.
"К" обратилась в суд с письменным заявлением, где ввиду примирения сторон просит уголовное дело в отношении "Х" прекратить. Кроме того, "Х" является несовершеннолетней, ранее к уголовной ответственности не привлекалась, по месту жительства и учебы характеризуется удовлетворительно, воспитывается в неполной семье - без матери, совершенное ею преступление является малозначительным. В связи с данными обстоятельствами суд выносит постановление о прекращении уголовного дела.
При этом во всех случаях в приговоре должен содержаться мотивированный ответ на вопрос о том, реально ли исправление несовершеннолетнего без применения и отбывания наказания.
Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности уголовное законодательство связывает с рядом обстоятельств:
1) преступление несовершеннолетним должно быть совершено впервые;
2) деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;
3) положительная характеристика личности подростка, которая позволяет сделать вывод, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия.
Такая убеждённость должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершённости деяния, размер вреда причинённого именно несовершеннолетними, т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной или наркотической зависимостью).
При наличии данных обстоятельств, а также с учётом мотивов совершённого преступления и поведения виновного после совершения преступления, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.
Законодателем предусмотрен институт прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если будет признано, что исправление последнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Порядок прекращения уголовного дела по данному основанию аналогичен тому, который был предусмотрен ранее применительно к прекращению уголовного дела с последующим применением к лицу мер административного воздействия. Следователь с согласия прокурора либо прокурор самостоятельно принимал решение о прекращении уголовного дела, оформлял его постановлением и направлял уголовное дело с таким постановлением в суд. Институт прекращения уголовного дела с применением к лицу мер административного воздействия сейчас ликвидирован. А применительно к закрепленному в настоящее время в ст. 8 УПК основанию прекращения сказано, что следователь не только берет согласие на его применение, но и сам не может направить дело в суд для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия. Уголовное дело судье направляется прокурором.
На стадии судебного разбирательства суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности.
Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии, о чем гласит часть 2 ст. 90 УК РФ:
"Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего".
При этом подростку может быть назначено одновременно несколько из перечисленных принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения мер, указанных в п. "б" и "г", устанавливается органом, назначающим эти меры, в пределах от одного месяца до двух лет - при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при средней тяжести содеянного.
Далее, в ст. 91 УК РФ, законодатель разъясняет смысл каждой из указанных мер:
. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствие повторного совершения преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом.
. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействии на несовершеннолетнего и контроля за его поведением.
. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
. Ограничение досуга и установление особых требований поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использовании определенных форм досуга, в том числе связанных управлением механическим транспортным средством ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа несовершеннолетнему может быть предъявлено, также, требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
Рассмотрим подробнее каждую из указанных мер.
Первая мера предупреждение говорит сама за себя. Данная мера применяется к несовершеннолетним, впервые совершившим преступление небольшой тяжести, не представляющего большой общественной опасности, повлекшее минимальные последствия.
Передача под надзор предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора:
- родители (лица, их заменяющие);
специализированные государственные органы.
Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права: "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей".
Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребёнку, что предусмотрено семейным законодательством. Она лишь должна побуждать родителей к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служить предупреждением о необходимости усиления контроля за свободным временем подростка. Данная мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, ещё имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически такое согласие судом должно быть получено (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам несовершеннолетних"). Если указанные лица в силу ряда причин не имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка, не способны обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор государственному органу.
Уголовный кодекс предусматривает возложение обязанностей по воспитательному воздействию и контролю за поведением подростка на специализированный орган, каковым может быть комиссия по делам несовершеннолетних.
Обязанность загладить причиненный вред. Здесь законодатель не ставит цели вообще устранения вреда. Загладить - значит преуменьшить, смягчить вред, причинённый потерпевшему совершённым преступлением. Законом не определён и вид вреда. В преступлениях он может быть как материальным, так и моральным. Однако необходимо обратить внимание на содержащееся в Уголовном кодексе указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки, свидетельствует о том, что законодатель имеет в виду в первую очередь имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях:
подросток имеет самостоятельный доход (заработная плата, стипендия, пенсия, другие законные источники) либо соответствующее имущество;
несовершеннолетний обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причинённый вред (отремонтировать повреждённые вещи, привести в надлежащий вид помещение и т.д.).
Способ, которым заглажен причинённый вред, значения не имеет. Ущерб может быть возмещён деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. Возмещение ущерба в виде денежной компенсации следует применять крайне осторожно, чтобы не спровоцировать нового имущественного преступления, вызванного материальными затруднениями несовершеннолетнего. Возмещение ущерба производится добровольно через судебного исполнителя.
В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Также, несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Однако все эти ограничения преследуют позитивную цель - оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.
Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия. Это вполне обоснованно, поскольку по своему содержанию и направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться.
Примером применения к несовершеннолетним, совершившим преступление, принудительных мер воспитательного воздействия может служить следующий случай: пятнадцатилетний "Т" и семнадцатилетний "Н" в ночное время из хулиганских побуждений совершили поджог автомобиля, принадлежащего гражданину "У". В результате действий подростков, автомобиль сгорел полностью. Действиями несовершеннолетних гражданину "У" был причинен значительный материальный ущерб в сумме 38000 рублей. В ходе предварительного расследования несовершеннолетним было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ, т.е. подростки, совершили умышленное уничтожение чужого имущества из хулиганских побуждений путем поджога. Данное преступление относится к категории преступлений средней тяжести. При рассмотрении в суде данного уголовного дела, судья, учитывая возраст подсудимых, тот факт, что преступление подростками было совершено впервые, положительные характеристики с места учебы несовершеннолетнего "Т" и места работы несовершеннолетнего "Н", то, что подростки не вышли из-под контроля родителей, не страдают алкогольной или наркотической зависимостью, принимает решение, что исправление подростков может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Судья выносит постановление об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия: передачи под надзор родителей; ограничения досуга в виде запрета находиться вне дома без сопровождения законных представителей с 22.00 до 6.00; выплатой в пользу потерпевшего, в качестве компенсирования причиненного ущерба 38000 рублей солидарно. Несовершеннолетний "Н" имеет самостоятельный доход в виде заработной платы в сумме 4800, из которого, по исполнительному производству, будут удерживаться ежемесячно 5%, до полного погашения долга. Так как несовершеннолетний "Т" является учащимся средней общеобразовательной школы и не имеет самостоятельного источника дохода, вред возмещают полностью его родители.
По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения.
Принудительными они являются потому, что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственных органов, наделённых специальными полномочиями. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в уголовном законе.
Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их разную уголовно - правовую природу:
. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары.
. Они не влекут за собой судимости.
. Не делятся на основные и дополнительные виды.
. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела.
. Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности по представлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд.
В применении мер воспитательного воздействия существуют некоторые тонкости:
. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их назначения, достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.
. Применение принудительных мер воспитательного воздействия, которые ограничивают права человека и гражданина (названные в п.п. "в" и "г" ч. 2 ст. 90 Уголовного кодекса), в силу ст. 46 и 118 Конституции РФ допустимо только судом.
4. Не исключается освобождение несовершеннолетнего, совершившего преступление, от уголовной ответственности органом дознания, следователем с согласия руководителя следственного органа, а также судом, но назначение этих мер с учётом их принудительного характера исполнения возможно только судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Необходимо отметить, что в ч. 2 ст. 92 УК РФ идет речь о специфической мере принудительного воспитательного характера, которая по смыслу уголовного закона применяется как альтернатива лишению свободы.
Контроль над исполнением подростком назначенной ему меры воспитательного характера возлагается по постановлению судьи на специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетнего.
Также, в ч. 4 ст. 91 УК РФ, законодатель предусмотрел последствия неисполнения несовершеннолетними мер воспитательного воздействия: "в случае систематического неисполнения лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера, по представлению специализированного государственного органа, отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности". Этим подчеркивается фактически условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.
Глава 3. Особенности назначения наказания и освобождения от наказания несовершеннолетних
.1 Назначение наказания несовершеннолетним
Наказание, как указывалось ранее, являясь основной формой выражения и реализации уголовной ответственности, как совершеннолетних преступников, так и несовершеннолетних. Применительно к последней категории преступников наказание имеет свои существенные особенности, вытекающие из уголовной ответственности несовершеннолетних. Эти особенности наказания отличают его от другой формы ответственности несовершеннолетних, в частности от принудительных мер воспитательного характера.
Процесс уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетних, совершивших преступление, можно представить в виде следующей цепочки: "преступление - возраст - вменяемость - вина - ответственность - наказание - кара".
Особенности наказания обнаруживаются не только в ограничении применения к несовершеннолетним определённых его разновидностей, не только в формах его проявления и сроках, но и в объеме кары, заложенной в однородных наказаниях применительно к несовершеннолетним.
Система принципов уголовного наказания едина и для взрослых и для несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы законности, гуманности, индивидуализации, справедливости и соразмерности наказания. Однако применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определённые специфические черты и свойства, на которых следует остановиться.
Соблюдение принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних.
Применительно к несовершеннолетним гуманность как принцип назначения наказания проявляется особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство при назначении им наказания. Гуманизм в первую очередь служит интересам общества в целом, конечно, не противопоставляя их законным интересам отдельной личности.
В ряду принципов назначения наказания, имеющих весьма важное практическое значение при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, стоит принцип справедливости. Понятие справедливого наказания равнозначно понятию законного, обоснованного, гуманного, строго индивидуализированного наказания.
Однако, во-первых, ни один из названных принципов не существует сам по себе. Все они в комплексе образуют неразделимое единство и дополняют друг друга. Во-вторых, принцип справедливости имеет исключительно важное значение для несовершеннолетних.
Когда речь идёт об отдельном приговоре по конкретному делу, в первую очередь подчёркивается принцип индивидуализации ответственности, справедливости и соразмерности наказания. Требование же единообразия в применении наказаний связано с воспитательным воздействием главным образом всей судебной политики, карательной практики и её действенности в целом.
В процессе расследования по уголовному делу устанавливается роль каждого участника преступления, изучается личность преступника, цели и мотивы преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т.п. В результате этого индивидуализируется ответственность виновных, что является предпосылкой индивидуализации наказания.
Принцип соразмерности наказания теснейшим образом связано с принципами индивидуализации и справедливости наказания и заключается в том, что вид и размер предусмотренной законом меры воздействия соразмеряется с характером и степенью общественной опасности деяния и лица, его совершившего.
Наконец, специфика уголовного наказания несовершеннолетних в большей степени заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции. Свидетельством этому и является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания.
В настоящее время в России нет автономной системы, например, такой как ювенальная юстиция.
Ювенальная юстиция - специализированная система правосудия несовершеннолетних граждан до 18 лет, главным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних.
Еще в начале 90-х годов XX века началось радикальное реформирование российской правовой системы. Концепция судебной реформы, которая была одобрена нашим парламентом в 1991 году, содержит среди прочего и положение о необходимости создания ювенальной юстиции.
С середины 90-х годов началось довольно интенсивное движение гражданской и юридической ответственности за ювенальную юстицию. Предлагались различные законопроекты, но ни в теории, ни на практике не было выработано каких-то ясных моделей, которые имело бы смысл закрепить в законе.
Таким образом, ювенальная юстиция должна ориентироваться, прежде всего, на профилактическую и реабилитационную работу с детьми и подростками, нарушившими закон, на защиту их законных интересов.
Создание в России специализированных судов в отношении несовершеннолетних обеспечило бы всестороннее, полное и объективное рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних, с вынесением судебного решения, содержащего план реабилитации конкретного ребенка, решения, предоставляющего возможность корректировать деятельность и функции отдельных служб и ведомств. Такая деятельность предполагает выявление условий его жизни и воспитания, определение возможностей, при которых меры воспитательного воздействия либо условное осуждение оказываются более эффективными, нежели карательные санкции, выработку рекомендаций относительно самих некарательных санкций исходя из личности несовершеннолетнего, следовательно, выявление и анализ его личностных особенностей, возможностей поддержки ближайшего окружения и т.п.
Стремительно увеличивается число несовершеннолетних состоящих на учетах в органах внутренних дел и органов системы профилактики. Эти подростки, как правило, педагогически запущенные, характеризующиеся стойкой асоциальной направленностью, нуждаются в особых условиях воспитания.
Порядок и условия постановки несовершеннолетних на профилактический учет, а в ряде случаев постановка на учет их родителей регулируется Федеральным законом РФ от 24 июня 1999 года №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2006 года №569.
В соответствии с данными документами подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу: в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление осужденных может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, условно-досрочных освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения находятся в социально-опасном положении (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Кроме того, указанный орган обязан выявлять родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.
3.2 Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним
Законодатель не предусматривает каких-либо специальных наказаний для несовершеннолетних. Однако круг наказаний, которые могут быть им назначены, ограничиваются шестью видами в отличие от наказаний совершеннолетним. Исходя из целей наказания несовершеннолетних в ч. 1 ст. 88 УК РФ определены виды наказаний для них:
"а) штраф;
б) лишение права заниматься определённой деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы".
Сопоставление этих видов наказаний с наказаниями, установленными в ст. 44 УК РФ для лиц, достигших в момент совершения преступления совершеннолетия, показывает, что к несовершеннолетним не применяются:
лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград;
ограничение по военной службе;
ограничение свободы;
содержание в дисциплинарной воинской части;
пожизненное лишение свободы;
смертная казнь.
Таким образом, из 12 видов наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе для всех осужденных к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только шесть, которые в большей степени отвечают возрасту таких лиц, их статусу в обществе и реальным возможностям воспитательного и исправительного воздействия.
В соответствии со статьей 45 Уголовного кодекса Российской Федерации все перечисленные виды наказаний разделены на три группы: "в зависимости от порядка назначения наказаний:
. Основные наказания, к которым относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определённый срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Данные виды наказания применяются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям.
. Дополнительные наказания, к которым относится лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград. Оно может назначаться лишь в дополнение к основным видам наказания и не может назначаться самостоятельно.
. Наказания в виде штрафа и лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельность, могут назначаться как в качестве основных, так и дополнительных видов наказания".
Особенностями наказаний для несовершеннолетних является не только сокращение видов, но и ограничение сроков и размеров наказаний по сравнению с теми же видами наказаний для взрослых. Это относится, по существу, ко всем шести названным видам наказаний.
Из перечисленных выше видов наказания, назначаемых несовершеннолетним, первые два вида относятся к смешанным видам наказаний (они могут назначаться как основные, так и дополнительные в зависимости от того, в каком качестве они указаны в статьях УК РФ), а последние четыре относятся к основным видам наказаний. В связи с тем, что понятие отдельных видов наказания, условия их назначения и сроки для несовершеннолетних во многом совпадают с аналогичными видами, назначаемыми взрослым, преступникам, мы не будем на них заострять внимание, а остановимся лишь на особенностях, характерных для несовершеннолетних.
Штраф несовершеннолетнему "… назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия". Это первая из особенностей наказаний в отношении несовершеннолетних. Так же следует отметить, что в отличие от взрослых, которым штраф может быть назначен в размере от двух тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет, несовершеннолетним - может быть назначен штраф от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Все другие положения ст. 46 УК РФ о штрафе распространяются и на несовершеннолетних, поскольку ч. 2 ст. 88 УК РФ других изъятий не содержат.
Лишения права заниматься определённой деятельностью. Статья 88 УК РФ не предусматривает назначение несовершеннолетнему наказания в виде запрещение занимать определённые должности (ст. 47 УК РФ), поскольку несовершеннолетние какие-либо государственных должностей, в силу своего возраста, занимать не могут. Реально эта мера наказания может назначаться несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые фактически могут и юридически вправе заниматься легальной деятельностью, например, торговлей или кустарным промыслом (охотничий промысел, который в районах Крайнего Севера разрешён с 14 лет, торговля газетами, мороженым). Что же касается срока запрещения несовершеннолетнему заниматься определённой деятельностью, в ст. 88 УК РФ никакого исключения из правил ст. 47 УК РФ не предусмотрено, следовательно, и срок такой же как и для взрослых правонарушителей (от одного года до пяти лет для основного наказания и от шести месяцев до трех лет для дополнительного).
В ч. 3 ст. 88 УК РФ говорится, что "обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день" (для лиц, достигших восемнадцати лет, обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырёх часов в день). В случае уклонения несовершеннолетнего, как и взрослого, от исполнения обязательных работ последние могут быть заменены арестом. Это могут быть работы по благоустройству городов и посёлков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные работы и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Данный вид наказания должен исполняться только в районе жительства несовершеннолетнего.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года (лицам старше восемнадцати лет исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет). Что касается низшего предела исправительных работ для несовершеннолетних, то, очевидно, они не могут назначаться менее чем на два месяца, несмотря на то, что в ст. 88 УК РФ об этом ничего не говорится. В то же время надо иметь в виду, что возможность назначения исправительных работ также ограничена возрастом несовершеннолетнего и самим видом и характеристикой данной меры наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, поскольку приём таких лиц на работу ограничен. Суть исправительных работ заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства от 5 до 20%.
В ч. 5 ст. 88 УК РФ законодатель указывает, что "ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет".
Срок ограничения свободы исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. Такие осужденные остаются на воле, но для них установлен ряд ограничений: они не имеют права уходить из дома в определенное время суток, выезжать за пределы соответствующего муниципального образования, посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них, изменять место жительства, место работы и учебы без согласия инспекции. Подросток, отбывающий данное наказание должен являться в инспекцию от 1 до 4 раз в месяц для регистрации. Суд по представлению инспекции может частично отменить ограничения или дополнить их. Если осужденный уклоняется от отбывания ограничения свободы, суд может заменить не отбытую часть наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. Инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.
Лишение свободы может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств и данных о личности виновного, суд придёт к выводу о невозможности избрания несовершеннолетнему иного наказания. Главной особенностью данного вида наказания являются сроки лишения свободы, которые могут быть назначены судом в отношении несовершеннолетних. Минимальный предел лишения свободы для несовершеннолетних не может быть менее шести месяцев. Максимальный не может превышать десяти лет.
При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие законодательство выделено как обстоятельство, смягчающее ответственность. Но оно должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
Другой особенностью наказания несовершеннолетних, в виде лишения свободы, является последствие достижения подростками совершеннолетия. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально-технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 20-летнего возраста.
Кроме того, суд может указать исполняющему наказание органу на необходимость учёта при обращении с несовершеннолетним определённых особенностей его личности, которые стали известны при рассмотрении уголовного дела: уровень физического, психического и интеллектуального развития, свойства характера, взаимоотношения с родными, близкими, сверстниками. Обязательному учёту подлежат лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Необходимо иметь в виду также условия жизни и воспитания подростка, способность поддаваться чужому влиянию, как позитивному, так и негативному, его ориентацию при совершении преступления (насильственная, корыстная или смешанная).
Федеральным законом РФ №162 от 8 декабря 2009 года внесены большие изменения в Главу 14 УК РФ "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". Эти изменения касаются таких важных вопросов, как ограничение применения лишения свободы к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в возрасте до 16 лет, ограничение применения лишения свободы ко всем несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой тяжести, установление более мягких нижних санкций статей УК РФ о тяжких и особо тяжких преступлений, более широкого применения принудительных мер воспитательного характера как альтернативу уголовному наказанию.
В частности, в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 88 УК РФ в новой редакции наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
В соответствии же с ч. 61 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.
Целью этих изменений является более широкое использование для исправления осужденных мер наказания, не связанных с лишением свободы, менее жесткий подход к тем, кто не может быть исправлен без реальной изоляции от общества.
Если первоначально в судебной практике при применении правил, предусмотренных ч. 6 ст. 88 УК РФ, оставался спорным вопрос о том, кого следует считать лицом, впервые совершившим преступление, то в п. 21 принятого 11 января 2013 года Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" четко сформулировано, что впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести следует считать лицо, совершившее одно или несколько преступлений, не за одно из которых оно ранее не было осуждено, либо когда предыдущий приговор в отношении него не вступил в силу. К этим лицам, по смыслу уголовного закона, следует относить лиц, в отношении которых судимости погашены, поскольку погашение судимости аннулирует все правовые последствия судимости, а также лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено за примирением, вследствие изменения обстановки и т.п., поскольку в отношении них не выносились приговоры.
Стоит также отметить, что при назначении несовершеннолетнему правонарушителю наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан ссылаться в приговоре на требования ч. 61 ст. 88 УК РФ. Об этом уже указано в п. 23 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".
Еще одна из особенностей наказания несовершеннолетних это место отбывания несовершеннолетними, назначенного судом наказания. Наказание отбывается:
1. Несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима;
2. Несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, в воспитательных колониях усиленного режима.
Вместе с тем суд в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности виновного, а также других обстоятельств дела может отойти от общего правила и назначить для отбывания лишения свободы несовершеннолетним мужского пола колонию с более легким режимом, т. е. вместо колонии усиленного колонию общего режима. Усиление вида колонии несовершеннолетним законом не допускается.
Учёт всех индивидуальных особенностей подростка, находящегося в колонии, позволит сосредоточить усилия на коррекции его отклонений. Таким образом, цель исправления обретает чёткие параметры, достижение которых позволит ставить вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего.
Часть первая ст. 92 УК РФ предусматривает норму освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй ст. 90 УК РФ. Освобождение несовершеннолетнего от наказания в соответствии со ст. 92 УК РФ - безусловное освобождение от наказания, оно не может быть отменено иначе, как в уголовно-процессуальном порядке отмены незаконных и необоснованных актов.
Основанием освобождения от уголовного наказания, так же как и при освобождении от уголовной ответственности, является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая достичь целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами.
Освобождение от наказания делится на три вида:
а) освобождение до начала его отбытия с применением мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК РФ);
б) освобождение до начала его отбытия с помещением осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК РФ);
в) освобождение от дальнейшего отбытия наказания (ст. 93 УК РФ).
Первый вид применяется, когда преступник относится к категории небольшой или средней тяжести, а характеристика личности и обстоятельства его совершения показывают, что принудительных мер воспитательного воздействия в данном случае достаточно. Суд при наличии этих условий выносит обвинительный приговор по делу, но освобождает подсудимого от наказания, применив к нему указанные меры. Общий контроль за исполнением суд осуществляет самостоятельно. Фактом сохранения уголовной ответственности служит обвинительный приговор.
Второй вид освобождения от наказания следует применять, когда несовершеннолетний, хотя и осуждается за преступление средней тяжести, но в суде выясняется, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.
В настоящее время специальными воспитательными учреждениями для несовершеннолетних являются спецшколы и специальные профессиональные училища.
К лечебно-воспитательным учреждениям относятся школы-интернаты, и другие школы, находящиеся в системе органов здравоохранения, предназначенные для несовершеннолетних с физическими недостатками (глухонемых, слепых и др.) и с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающих иными заболеваниями и нуждающиеся в лечении и воспитательной работе. Лица, страдающие наркоманией, в специальные учебно- и лечебно-воспитательные учреждения не направляются.
В указанных учреждениях с несовершеннолетними осуществляется повседневная воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка, проводится необходимое лечение.
В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за совершенное им преступление (ч. 2 ст. 92 УК РФ). Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы - шести месяцам.
Закон допускает возможность как сокращения определенного судом срока пребывания виновного в специальном учреждении по достижении поставленных целей, так и его продления по причине необходимости завершения общеобразовательной и профессиональной подготовки (ч. 3 ст. 92 УК).
Условия применения одних и тех же мер воспитательного воздействия при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и при освобождении от наказания можно различать по следующим признакам:
а) освобождение от уголовной ответственности с применением к нему воспитательного воздействия возможно, если подросток впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК РФ). При освобождении от наказания этого условия не требуется (ст. 92 УК);
б) при освобождении от уголовной ответственности за преступление средней тяжести к подростку применяются меры воспитательного характера (ст. 90 УК РФ). При освобождении от наказания он должен быть помещён в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
Третий вид освобождения несовершенного от наказания именуется условно-досрочным и применяется в тех случаях, когда лицо уже отбывает наказание в виде исправительных работ или лишения свободы. Оно применяется судом, находящемся в месте дислокации воспитательной колонии, по представлению администрации и в соответствии со статьёй 93 УК РФ после фактического отбывания:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
В законе не указываются условия, необходимые для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних, так как они те же, что и для взрослых (ст. 79 УК РФ). Аналогично решается вопрос и о последствиях неисполнения условий досрочно освобожденным подростком (п. 7 ст. 80 УК РФ). В отличие от взрослых, (ст. 80 УК РФ) закон специально для несовершеннолетних не предусматривает возможность замены не отбытой части наказания более легким видом и освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ). Считается, что положения этих статей могут быть распространены и на несовершеннолетних. К особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних также относятся сокращённые сроки давности и погашения судимости (ст.ст. 94, 95 УК РФ).
Назначая наказание несовершеннолетнему, суд, кроме обстоятельств, предусмотренных в ст. 60 УК РФ, должен учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности его личности, а также влияние на него старших по возрасту.
При назначении наказания, в особенности несовершеннолетним, совершившим преступления, закон требует неукоснительно проводить в жизнь принцип индивидуализации наказания. Это положение обязывает суд учитывать не только данные о личности подростка, но и условия, в которых может осуществляться его перевоспитание. Для индивидуализации наказания большое значение имеет установление степени вины лица, а именно таких моментов, которые характеризуют психическое отношение виновного к своим действиям и наступившему результату. Например, при совершении корыстного преступления суд, назначая наказание, учитывает как его значительную общественную опасность, так и личные качества виновного.
В процессе расследования по уголовному делу устанавливается роль каждого участника преступления, изучается личность преступника, цели и мотивы преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т.п. В результате этого индивидуализируется ответственность виновных, что является предпосылкой индивидуализации наказания.
Данные Верховного Суда Республики Башкортостан о практике назначения несовершеннолетним наказания в 2013 году и за 6 месяцев 2014 года выглядят следующим образом:
Рассмотрено дел по ст. УК РФОсужденыПрекращеноК реальному лишению свободыК условной мере наказанияК другим видам наказания105 ч.1193--111377232131-132401442158172641451774161-162154491501291631092726213-933По другим ст. РФ103323122184Всего55416456401120удовлетворено:ОтказаноРассмотрено ходатайств о помещении в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РБ725297Рассмотрено ходатайств о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа536
Приведенные данные свидетельствуют о том, что при назначении наказания широко, к сожалению, используется такой его вид как лишение свободы. Хотя чаще стали применяться такие меры наказания, как исправительные, обязательные работы и штраф, необходимо отметить, что воспитательное значение этих видов наказания судами все еще недооценивается.
Заключение
Подрастающее поколение это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей должны стать объектом повышенного внимания и заботы. Это обусловлено еще и тем, что в настоящее время отмечается рост преступности несовершеннолетних.
В данной выпускной квалификационной работе на тему "Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних" были рассмотрены как общие вопросы уголовной ответственности и наказания преступников, так и особенности уголовного законодательства в данных направлениях относящиеся исключительно к несовершеннолетним.
Социально-бытовые проблемы жизни в нашей стране еще со времен становления СССР требовали решения вопросов уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним преступникам. И ввиду того, что окончательно, указанные вопросы не решены, и не найдены оптимальные пути их решения, до сих пор требуется от законодательной и исполнительной властей принятия исчерпывающих мер по усовершенствованию политики по отношению уголовного законодательства к несовершеннолетним.
В данной работе были рассмотрены основные понятия и сделаны следующие выводы:
Уголовная ответственность является неотъемлемой частью уголовно-правового отношения. Иными словами, между уголовной ответственностью и уголовно-правовым отношением существует неразрывная связь, проявляющаяся в том, что они порождаются одним и тем же юридическим фактом, возникают в одно и то же время и прекращаются одновременно.
Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом. Такое установление строго формализованной возрастной границы уголовной ответственности имеет важное предупредительное значение, является одним из выражений регулирующей функции права и служит гарантией против субъективизма и произвола.
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Таким образом, установление в Уголовном кодексе фиксированного возраста уголовной ответственности означает, что лицо, достигшее шестнадцатилетнего, а в определенных случаях четырнадцатилетнего возраста, может быть субъектом преступления и нести ответственность в уголовном порядке за свои общественно опасные действия.
Наиболее типичной и распространённой формой реализации уголовной ответственности является наказание. Наказание - есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных, настоящим Кодексом, лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Вышеназванные цели не вытекают из определения наказание, именно наказание с точки зрения юридической обязательности и социальной необходимости подчинено целям наказания. Закон направляет наказание на достижение целей, хотя и не может полностью гарантировать их достижение. Поэтому можно согласиться с тем, что определение возраста уголовной ответственности - вопрос не только социально-психологический или педагогический, но и вопрос уголовной политики. Чем цивилизованнее общество, чем выше в нем уровень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть и возраст уголовной ответственности.
Прежде всего, на данное направление должно оказывать влияние само общество через воспитание подрастающего поколения, прививание подросткам уважения к нравственным ценностям, законам и социальным нормам, развития самоуважения, умения ценить свои права и свободы и вместе с тем чувства гражданственности и общественного долга.
Не стоит отводить на задний план и роль самого государства. Повышение социально-бытового уровня жизни населения, обновление и увеличение образовательных и иных молодежно-адаптационных программ и т.п. Только при наличии этих компонентов иные несовершеннолетние будут правильно воспринимать наказания, которым подвергнуты конкретные правонарушители, и будут давать необходимый общепредупредительный эффект.
Очень важно также создание в России ювенальной юстиции, которая принципиально отличалась бы от действующей, и которая включала бы в себя сеть правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей; а также группы органов: разрабатывающих законодательство, направленное на обеспечение прав и интересов несовершеннолетних; осуществляющих правосудие; исполняющих решения (постановления, приговоры), вынесенные по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция - специализированная система правосудия несовершеннолетних граждан до 18 лет, главным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних, которая должна ориентироваться, прежде всего, на профилактическую и реабилитационную работу с детьми и подростками, нарушившими закон, на защиту их законных интересов.
Особое место при создании системы ювенальной юстиции заняли бы специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних. Эти суды могли бы взять на себя рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, административных правонарушениях, а также дел о преступлениях взрослых лиц против несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).
В условиях бедного, а порой и нищенского существования несовершеннолетние, иногда, как и их родители, оправдывают любой способ получения средств, в том числе и криминальный, более того, ввиду неспособности, отсутствия возможности достижения этого честным путем, такой способ остается, чуть ли не единственным. Многие семьи ведут нищенский образ жизни. Все чаще фиксируются преступления, совершаемые родителями совместно с детьми для того, чтобы просто прокормиться. Выявлены неединичные факты вовлечения несовершеннолетних в устойчивые преступные группы родственниками.
Таким образом, безответственность родителей, гуманность судебных решений, лояльность органов системы профилактики, привели не к перевоспитанию подростка, а лишь укрепили его убежденность в безнаказанности, что повлекло рецидив преступлений со стороны подростка.
"Опасный или трудный возраст" - так говорят порой о подростках, ещё не воспитавших в себе характера, некоторые родители, которые часто лелеют себя надеждой: "Повзрослеют - образумятся". Трудно поверить в силу только времени. Зрелость приходит не всегда с годами. Она наступает с пониманием ответственности перед людьми, обществом, законом.
Неотвратимость наказания имеет значение не только для борьбы с правонарушителями, но и для воспитания уважения к закону, укрепления законности в целом, воспитания у всех людей привычки соблюдать правовые предписания.
Подводя окончательный итог работы, будет уместным отметить, что перспектива улучшения Уголовного законодательства в рамках рассматриваемых в работе вопросов, будет так же меняться, как будут меняться социально - бытовые, морально - психологические, воспитательно-патриотические и иные условия жизнедеятельности нашего общества.
Список используемой литературы
Международные правовые акты
1. Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. / Международные акты о правах человека. // Международное право в документах. - М., 1984. - 430 с.
. Конвенция о правах ребенка (44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. П. 108 Повестки дня. Резолюция 44/25). // Международное право в документах. - М., 1984. - 430 с.
. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") утверждены резолюцией 40/33 Генеральной ассамблеи ООН от 29.11.1985. // Международное право в документах. - М., 1988. - 570 с.
. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде и утвержденных резолюцией 45/112 в 1990 году на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. // Международное право в документах. - М., 1999. - 630 с.
. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод// СЗ РФ. 2007. №2. Ст. 163.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (в редакции Указов Президента РФ №20 от 9.01.1996; №173 от 10.02.1996; №679 от 9.06.2007 и №841 от 25.07.2009). С комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш. Райзберг Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 128 с.
. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в редакции Федерального закона 04.03.2013 №23-ФЗ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 21.07.1997, №119-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2012 №313-ФЗ, вступивших в силу с 1 февраля 2013 года. Остальные изменения, внесенные указанным Законом, вступают в силу с 1 января 2014 года.
. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2007 №174-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.03.2013 №23-ФЗ (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации #"justify">. Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29.12.1995 (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.11.2012 №183-ФЗ) - опубликован в "Российской газете" - 14.11.2012
6. Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 №120 - ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 30.12.2012 №319-ФЗ.
Учебная и научная литература
1. Абземилова Р.З. Об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // "Вопросы ювенальной юстиции", 2012, №2.
. Авдеев В.А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания. - Иркутск, 1996. - 423 с.
. Астемиров И.И. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. - Минск, 1986. - 563 с.
. Астемиров З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних / Под ред. д.ю.н. Стручкова. Учебное пособие - М., 1970. - 125 с.
. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. - СПб., 1997. - 453с.
. Бокаев А.А., О мерах по совершенствованию правового обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. - 2009. - №5.
. Галкин А., Возвращение ювенальной юстиции в Россию, "Российская юстиция", №7, июль 2008 г.
. Ткачев В., Восстановительное правосудие и ювенальное уголовное право, "Российская юстиция", №5, май 2008 год.
. Гулякевич Д.Л. Международно-правовые подходы к ответственности несовершеннолетних: способы их реализации в уголовном законодательстве Республики Беларусь и других государств. // Российская юстиция. - 2009. -№1.
. Дуюнов В. Уголовное право. Общая и Особенная части. М., 2014. С. 656.
. Киреева Н. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних // "Уголовное право", 2012, №4.
. Лукьянов В.А. Ответственность (Уголовно-правовые аспекты) 1999 г., 166 с.
. Малинин В., Чапурко Т., Кашуба Ю. Энциклопедия уголовного права. Том 11. Уголовная ответственность несовершеннолетних. М., 2014. С. 47.
. Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М., 2009. - 272 с.
. Салева Н., Преступления, совершаемые несовершеннолетними, требуют особого рассмотрения в суде, "Российская юстиция", №2, февраль 2009 г.
. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части. М., 2014. С. 576.
. Уголовное право России. Общая часть / Под редакцией А.И. Рарога. М., 2009. С. 496.
. Уголовное право Российской Федерации / Под редакцией В.С. Комисарова. М., 2014. С. 432.
. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. / Под ред. М.П. Журавлева. А.В. Наумова. - М.: Проспект, 2009. - 375 с.
. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. / Н.Г. Иванов. - М.: Издательство "Экзамен" 2011. - 632 с.
. Уголовное право / Под редакцией академика В.Н. Кудрявцева, Общая и Особенная часть. М. 2011.
. Уголовное право / Под редакцией профессора д.ю.н. Л.В. Иногамовой-Хегай, М. 2012. Общая и Особенная части.
. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. А.С. Кобликова. - М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2011. - 542 с.
. Чапурко Т.М. Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних. - Ростов, 2012. - 420 с.
. Ширшов А.А. Проблемы уголовной ответственности 2010 г., 198 с.
. Шиян В.И., Гриб В.Г., Ильин И.С. Уголовное право России. Общая часть. М., 2014. С. 232.
Судебная практика
1. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по уголовным делам. - М., 1991. - 875 с.
. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2006 № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" (ред. от 06.02.2013) // "Российская газета", № 50, 14.03.2006.
. Результаты обобщения судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних, по плану работы судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан за 2 полугодие 2014 г.
. Уголовное дело в отношении несовершеннолетней "Х" по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Архив Караидельского районного суда Республики Башкортостан.
. Уголовное дело в отношении несовершеннолетних "Т" и "Н" по ч. 2 ст. 167 УК РФ. Архив Караидельского районного суда Республики Башкортостан.
. Уголовное дело в отношении несовершеннолетних "А" и "Н" по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Архив Караидельского районного суда Республики Башкортостан.
. Уголовное дело в отношении несовершеннолетних "К" и "И" по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Архив Караидельского районного суда Республики Башкортостан.
. Уголовное дело в отношении несовершеннолетних "В" и "Н" по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Архив Караидельского районного суда Республики Башкортостан.