Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Санкт-Петербургский Государственный Университет"

(СПбГУ)

Кафедра Мировой политики





КУРСОВАЯ РАБОТА

Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков











г. Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Организационные и правовые основы незаконного оборота наркотиков

1.1 Региональные объекты наркоугрозы

1.2 Документальное обеспечение борьбы с незаконной наркоторговлей

Глава 2. Международное сотрудничество государств как форма профилактики наркобизнеса

.1 Двустороннее сотрудничество

Глава 3. Многостороннее сотрудничество

.1 ООН в борьбе с наркоторговлей

.2 ШОС и ОДКБ в борьбе с наркотиками

.3 НАТО, ЕС в борьбе с наркотиками

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. Интеграционные процессы, как на глобальном, так и региональном уровнях, которые приводят к отмене торговых барьеров, делают мир как никогда единым и взаимосвязанным. Постепенное превращение мира в единое пространство, где беспрепятственно движутся капиталы, товары и услуги, создает реальные предпосылки для активного развития социально-опасных явлений.

К числу серьезных проблем XXI века можно отнести и незаконный оборот наркотиков. Уже с XIX в. потребление наркотиков стало приобретать масштабный характер. Люди значительно шире стали использовать возможности лекарственных средств, появившихся в аптеках для улучшения настроения и снятия напряжения. Распространение наркотиков и укоренение наркомании приобрели значительность в XX в. С наркотизмом произошло всё то, что смогло сделать эту проблему глобальной. Сеть наркодиллеров охватила весь мир и дошла до самых маленьких и отдаленных уголков планеты, стала печальной реальностью государств, превратилась в объект отторжения и непримиримой борьбы. Незаконный оборот наркотиков наряду с терроризмом является одним из источников угрозы миру и безопасности государств. Распространение наркотиков по всему миру вышло за рамки социальной и криминальной проблемы, стало достаточно активно внедряться в сферу международной политики. В настоящее время проблемы, связанные с незаконным оборотом наркоторговли приобрели глобальный транснациональный характер, и вошли в число вопросов, которые вызывают наибольшую озабоченность мирового сообщества. Наркобизнес разрушает структуру национальных экономик и имеет непосредственную связь с международным терроризмом.

Незаконный оборот наркотиков, в который вовлечена большая часть государств, входящих в мировое сообщество, приобрел крайне опасные масштабы в XX в. А сеть нелегального изготовления, производства и транспортировки наркотиков опутала своей паутиной практически всю планету. По данным ООН, продолжает расти экономическое и политическое могущество картелей наркобизнеса. По мере "глобализации" злоупотребления наркотиками получают расширение и международные связи наркобизнеса. Преступные организации контролируют наркотики на всех этапах - от выращивания и производства до хранения и распространения. Спрос и предложение наркотиков в той или иной точке мира постоянно меняется, но он динамичен и зависит от социально-экономической политики, нравственно-психологического настроя населения, вырабатываемых мер противодействия наркопреступности отдельных государств, а также объединенных усилиями мировых сообществ. Словом, речь идет не об угрозе, а о проблеме, которая уже существует во всем своем многообразии.

Негативные проявления этого явления настолько очевидны и многогранны, что государства ставят противодействие незаконному обороту наркотиков в один ряд с такими стратегическими вопросами, как защита прав человека и развитие демократии. Именно поэтому борьба с наркобизнесом во всех его проявлениях требует коллективной политической воли государств и совместных усилий в этой сфере, а вопросу форм сотрудничества государств уделяется немало внимания. К основным таким формам относятся международные организации и специальные органы, как универсальные, так и региональные.

Несмотря на принятие специальных международных документов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, и создание специализированных международных организаций, этот вопрос до сих пор остается нерешенным, что актуализирует постоянные научные исследования в этом направлении.

Создание региональной и глобальной системы противодействия незаконному обороту наркотиков является главным вектором международного сотрудничества. Эффективность такого сотрудничества повышается, если сотрудничество осуществляется на перманентных началах, прежде всего, в рамках региональных институтов.

Научные работы, которые тесно связаны с общетеоретическими вопросами по противодействию незаконному обороту наркотиков, нашли свое отражение в трудах Е. А. Бабаяна, Ю. В. Баулина, С. А. Бокерии, В. Н. Денисова, М. О. Дроздовой, Л. Н. Галенской, С. П. Гарницкого, В. А. Глушкова, А. В. Горкина, М. М. Кадырова, А .Н. Костенко, Н. Ф. Кузнецова, И. П. Лановенко, Г. А. Левицкого, И. И. Лукашука, П. И. Орлова, А. И. Перепелки, Б. А. Протченко, М .П. Селиванова, С. Я. Улицкого, В. В. Устименко т.п.

Отдельные аспекты данной проблемы освещены в работах зарубежных исследователей, таких как Г. Витткемпер (G. Wittkemper), К. Мюллер (K. Müller), П. Коген (P. Cohen), Р. Хаушильд (R. Hauschild), Т. Рен (Т. Wren) и т.д.

Не умаляя значения и научную ценность указанных работ, необходимо отметить, что комплексного исследования вопроса роли международных организаций в противодействии незаконному обороту наркотиков еще не проводилось.

Анализ научных исследований по международно-правовым аспектам в указанной сфере свидетельствует о том, что не в полной мере исследована роль организаций по противодействию незаконному обороту наркотиков, а также особенность выполнения Россией международных обязательств, которые возникают в связи с ее сотрудничеством с ними. Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности и своевременности исследования выбранной темы.

Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является установление роли международных организаций и их законодательной базы в противодействии незаконному обороту наркотиков, а также роли России в международной борьбе с наркоторговлей. Согласно поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие основные задачи:

) Выявить наиболее опасные регионы наркоугрозы;

) Определить этапы становления международно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков;

) Оценить влияние международно-правовых документов на состояние борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

) Изучить международное сотрудничество государств на двустороннем и многостороннем уровнях;

) Установить особенности выполнения Россией международных обязательств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Объект исследования - борьба с незаконным наркобизнесом как острейшая проблема современности.

Предметом исследования является деятельность международных организаций как субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков в современном мире.

Глава 1. Организационные и правовые основы незаконного оборота наркотиков

.1 Региональные объекты наркоугрозы

Растущий спрос на наркотики падкого до наслаждений человечества повлек за собой глобальный рынок, превратив производство наркотиков в прибыльную и прогрессирующую отрасль, которая не поддается особым кризисам и потрясениям. Изощренные способы наркоторговли и психоактивных веществ постоянно совершенствуются и достижение этих успехов говорит о значительных инновациях и наукоемкости наркобизнеса, который не признает ни моральных, ни политических границ. На сегодняшний день целые регионы планеты специализируются на производстве и торговле наркотиков.

Производство наркотиков традиционно было сосредоточено в трех районах: Золотой полумесяц - Афганистан, Пакистан и Иран; Золотой треугольник - Мьянма, Таиланд и Лаос; страны Андского треугольника - Колумбия, Перу и Боливия. В отличии от Центральной Америки, которая не играла лидирующей роли в производстве опиума и героина, а была сосредоточена на выращивании кокаина, куста коки и крэка, Золотой полумесяц и Золотой треугольник в течение второй половины XX в. оспаривали между собой первенство в объемах производства опийных наркотиков. В производстве опия лидирующие позиции уже долгие годы занимают Афганистан и Мьянма.

Афганистан занимает первое место в мире, производя почти 95% мирового производства героина. Стоит только озадачиться, 95% героина сосредоточено в столь маленькой стране. Это вообще само по себе геополитическая проблема. Ведь около 50-ти лет назад этого не было… Но Афганистан пару лет назад вышел на 1-е место в мире и по производству гашиша. Государства уже настолько адаптированы к данному способу обогащения и имеют все возможности, чтобы удобнее транспортировать наркотики на длительные расстояния. Наркотики в Афганистане обрабатываются в лабораториях, которые расположены в труднодоступных горных районах Бадахшана, часть которого находится в Таджикистане. Географически, это единый горный район. Учитывая, что граница Таджикистана слабо охраняется и контролируется, не имеется языкового барьера - созданы идеальные условия для наркодельцов, чтобы перемещать наркотики. Таким образом, возникает героиновый сквозняк, который дальше движется по государствам Средней Азии и через слабо оборудованную границу с Казахстаном очень легко инжектируется в Россию, а дальше уже веером, аэрозолем разлетается по всей стране.

Примерно до конца 70-х годов XX в. опиумный мак в Афганистане не был важной сельскохозяйственной продукцией. Он был использован в хозяйственных целях: производство мыла, изготовление красителей, скармливание скоту. По оценке экспертов, расцвет наркомании и производства наркотиков в Афганистане непосредственно связан с военными конфликтами в этой стране. Возникновение и продолжение внутреннего вооруженного конфликта (ВВК) сопровождалось возрастанием производства и торговли наркотических средств. Настоящий наркотический бум здесь начался в годы гражданской войны, когда отряды моджахедов поставили производство наркотиков на промышленную основу, а сам лидер Исламской партии Афганистана Г. Хекматьяр (ИПА) даже имел собственную фабрику по получению героина. Гражданская война в Афганистане и ослабление власти центрального правительства привели к гибели посевов крестьян в ходе сражения, тогда крестьяне стали прибегать к масштабному выращиванию более "рентабельной" культуры.

Периодизацию наркоторговли в Афганистане можно разделить на несколько этапов в соответствии с ВВК в этой стране:

)Начало гражданской войны в Афганистане (1970-1990 г.; этот период охватывает и присутствие советских войск в Афганистане);

)Переходный период (с середины 1990-х гг. по 1996 г., вооруженные конфликты и междоусобицы между различными местными группировками);

)Период правления талибов (с 1996 по 2001 г.);

)Постталибовский период (с конца 2001 г.).

В первый период наркобизнес в Афганистане развивался не очень активно. Все вооруженные антиправительственные силы финансировали США, а правительство во главе с президентом Наджибулы определенное время контролировало это негативное воздействие. Но в дальнейшем опийный бизнес стал одним из основных источников финансирования антиправительственных движений. Производство опия в Афганистане только с 1980 по 1983 г. возросло с 200 до 575 т. После начала ВВК в Афганистане, с 1980х годов, моджахеды приобретали сборы у лиц, которые выращивали мак и торговали наркотиками, опием, для подкупа или бартера оружия с целью дальнейшего сопротивления. "По некоторым данным, доходы моджахедов от сборов, производства и торговли опием в 1980-е гг. составляли до 20 млн. долларов в год (т. е. около 10 % от общего объема их финансирования)".

"За 1980-е гг. Афганистан стал одним из ведущих производителей опия в мире: за десять лет - с 1980 по 1990 г. производство опия возросло с 200 до 1570 т. в год, то есть почти в 8 раз. Соответственно доля Афганистана в мировом опийном производстве возросла с 19 % в 1980 г. до 42 % в 1990 г.".

В конце 1990-х годов к производству и торговле опием были причастны от 30 до 50 % населения Афганистана. При этом, объем доходов самих афганцев от производства и торговли наркотиками нельзя назвать колоссальным: с 1994 по 2000 г. общий среднегодовой доход составил около 150 млн. долл. Причины возрастания незаконного оборота наркотиков в Афганистане следующие:

)вывод советских войск из Афганистана и начало вооруженной борьбы между бывшими идеологическими союзниками за власть;

)сокращение финансирования бывших антиправительственных и антисоветских сил со стороны США;

)распад СССР и открытие новых "каналов" для реализации наркотиков из числа бывших Советских республик начиная с 1991 года.

Как только советские войска покинули Афганистан, в этом государстве начался новый этап ВВК. Бывшие антиправительственные силы стали непримиримыми соперниками и боролись за власть в Афганистане военным путем. В этот период торговля наркотиками была основным источником финансирования для содержания войск и закупки оружия, и потому расширялись производство и продажа наркотических средств. Кроме этого, после вывода советских войск интерес США к Афганистану относительно упал, т. е. если во время присутствия советских войск США выделяли моджахедам ежегодно в среднем 427 млн. долл., то после вывода советских войск эта сумма упала до 200 млн. долларов.

Страны Андского треугольника - Колумбия, Перу, Боливия, являются действительной кокаиновой империей. Их объединяет не только географическая близость, но, главным образом, полная мировая монополия производства коки, полуфабрикатов кокаина, его гидрохлорида и большей части рафинированного наркотика, и тесная кооперация между наркодельцами этих стран под эгидой колумбийской наркомафии, которая уже давно вышла за пределы американского континента. Среди этих стран Колумбия занимает ведущее место по производству наркотиков, в частности, коки и является крупным поставщиком героина и марихуаны на мировом рынке. Производство наркотиков в Боливии нацелено на экспорт в США и страны Западной Европы, где цены на героин выше, чем на североамериканских рынках. Колумбийский героин переправляется в Европу, главным образом, морскими путями через испанские порты. Мощности Колумбии по изготовлению кокаина оцениваются примерно в 350-500 т. Масштабы наркопроизводства внутри страны огромны: наркотики производятся в 23 из 32 департаментов. Несмотря на то, что в последнем десятилетии ХХ века на уничтожение посадок коки и мака было потрачено 625 млн. долларов, площадь их посевов увеличилась почти втрое.

Еще один активный участник Андского треугольника - Перу - до конца двадцатого столетия имела огромные площади под посадками коки и только к началу нового столетия уступила свое место Колумбии. Наркобизнес в Перу - теневая часть экономики, оказывающая влияние практически на все стороны социально-экономической жизни. Значительная часть экономически активного населения, а именно, жители сельскохозяйственных районов, в той или иной мере связаны с производством, переработкой и распространением наркотиков.

Согласно различным источникам, их численность в начале нового столетия превысила 1 млн. человек. Доходы крестьян, выращивающих на своих землях листья коки значительно превышают доходы тех, кто занимается производством продовольственных и технических культур.

Третьим в мире производителем листьев коки и кокаина после Колумбии и Перу является Боливия. Ее зависимость от наркодоходов значительно сильнее, чем в других странах Андского треугольника. В конце 90-х гг. наркоиндустрия приносила Боливии примерно 1 млрд. долларов, в то время как весь ВВП Боливии составлял 8 млрд. долларов. Доходы наркомафии в этот же период составляли в среднем 2,5 млрд. долларов в год.

Как известно, в "Золотой треугольник", включающий в себя, кроме Мьянмы, Лаоса и Таиланда входит также (с 1990-х гг.) гористый северо-восток Вьетнама и крайний Юг Китая (Юньнань). Именно из этих мест традиционные наркотрафики шли к побережью Сиамского и Тонкинского заливов, продвигаясь оттуда в другие континенты, включающие Южную

Азию, Среднюю Азию, и, затем, в Россию. Криминальной истории "треугольника" уже более 100 лет, ведя отсчет от конца XX в., когда западными державами страны Индокитая были превращены в весьма доходные источники опиумного сырья за счет так называемых опиумных налогов с крестьянских семей. В 1960-х-1970-х гг. Индокитай в буквальном смысле слова превратился в маковое сердце Азии, откуда самолетами США вывозили тонны сырца, который приобретали в обмен на оружие, амуницию и продовольствие у горских племенных вождей. Это и стало хорошей почвой для организации там внезаконных наркоструктур и лабораторий, являющихся связанными с ними по производству героина, марихуаны и других галлюциногенных средств. Таким образом, ЮВА в XX в. вошла в число крупных мировых поставщиков опиатов, пользующихся большим спросом на зарубежных рынках.

Сложность решения вопроса сокращения возделывания мака и использования наркотического сырья в том, что они превратились в один из самых прибыльных видов бизнеса в глобальном масштабе, поскольку природные условия гористых районов "треугольника" чрезвычайно пригодны для выращивания больших объемов опийной культуры. Среди других причин привлекательности индокитайского опиума на зарубежных рынках - его высокие качества, ибо по химическому составу этот продукт представляет собой соединение 20-ти алкалоидных веществ, пригодных для изготовления опасных галлюциногенных препаратов.

Вывод: современное состояние наркоситуации в мире характеризуется высокими темпами развития данной отрасли. Нелегальное производство и распространение наркотиков угрожает не только здоровью людей, но и социально-экономической стабильности. Основное их производство сосредоточено в странах так называемого "третьего мира" - Золотого полумесяца, Золотого и Андского треугольников. Возрастание темпов развития наркоструктуры в этих странах объясняется тем, что выращивание и обработка наркосырья обусловлена высокой прибылью и рентабельностью. Месторасположение стран Центральной Азии, транспортное сообщение между ними, безвизовый режим, в то же время слабость пограничного контроля на границах Таджикистана и Кыргызстана, бедность этих стран, превратили регион в главную наркотранзитную зону. Некоторые страны используют наркотики в качестве средства обмена. И что еще опаснее - афганский наркотрафик тесно связан с финансированием международного терроризма. Возможно правительствам государств следует повысить потенциал управления органов по вопросам борьбы с наркотиками, усилить таможенный контроль, воссоздать спецподразделения по уничтожению наркопосевов, эффективность которых была бы доказана на практике, иначе культивация опия в странах будет неуклонно расти. Необходима политика, которая поспособствовала возрастанию числа выращивающих сельскохозяйственную продукцию и уменьшила бы желание возделывать наркосырье.

1.2 Документальное обеспечение борьбы с незаконной наркоторговлей

Анализ международных нормативно-правовых актов, а также особенностей исторического формирования внутреннего антинаркотического законодательства отдельных государств дал возможность выделить следующие этапы формирования международной нормативной базы в сфере борьбы с незаконным обращением наркотических средств:

- 1925 гг. - начальный этап, в течение которого состоялось выделение и осознание проблемы борьбы с незаконным обращением наркотических средств как одной из самых актуальных, самых острых и таких, которые нуждаются в прикладывании совместных усилий для эффективного их решения. В это же время состоялись первые обсуждения данной проблемы на международном уровне, в результате чего был подписан первый многосторонний договор международного характера. Этот этап положил начало формированию общей системы международного контроля над наркотиками.

- 1988 гг. - третий этап, в течение которого были приняты наиболее важные международно-правовые акты в отрасли международного сотрудничества в борьбе с незаконным обращением наркотических средств и психотропных веществ. В этот период осуществлена кодификация международно-правовых норм контроля над наркотиками, применение международного контроля распространено на все аспекты производства, распространения и потребления наркотиков, дана квалификация состава преступлений, связанных с производством и распространением наркотических средств, созданы основные международные органы контроля над распространением наркотиков.

- 2012 гг. - четвертый или современный этап, который характеризуется принятием ряда международных нормативно правовых актов, преимущественно регионального характера, учитывающих особенности проблемы борьбы с незаконным обращением наркотических средств в том или ином регионе. Кроме того, характерным признаком этого этапа стало послабление границ, особенно между Европой и Азией, в результате чего состоялось заострение проблемы борьбы с нелегальной перевозкой наркотических средств в этом регионе, что привело к необходимости усиления межгосударственного сотрудничества на локальном уровне. В то же время, этот этап характеризуется активизацией преступной деятельности по легализации капиталов, полученных от незаконного обращения наркотических средств.

На международном уровне политика в области борьбы с наркотиками определена конвенциями ООН, касающимися контроля над наркотиками: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными Протоколом 1972 г.), Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., другие документы ООН, соглашения между государствами о сотрудничестве в указанной области.

Следовательно, анализ международных правовых норм свидетельствует о тенденции к внедрению международным содружеством более жестких мероприятий для преодоления наркомании - от установления международного контроля за правомерным делением и использованием наркотических средств к постоянному контролю за их незаконным обращением и "отмыванием" средств, которые получены от незаконного обращения НСиПВ. Четко прослеживается увеличение количества и разнообразия мероприятий, которые разрабатываются международными организациями для противодействия распространению наркомании.

Международные организации разрабатывают мероприятия для противодействия незаконному распространению наркотиков.

О разнообразии подобных мероприятий можно вести разговор, учитывая, что на Международной конференции по наркомании, которая состоялась в Вене в июне 1987 г., был представлен план деятельности по предупреждению распространения наркомании, насчитывающий более 400 статей и пунктов, содержащих рекомендации правительствам и организациям, разрабатывающим меры борьбы с этим негативным явлением.

Меры преодоления наркоторговли, которые осуществляются под эгидой ООН, Комиссией по наркотическим средствам Экономического и Социального совета ООН, Международным комитетом по контролю над оборотом наркотиков ООН и другими международными организациями, по их направленности можно классифицировать по группам: информационно-аналитические, организационные, учебно-образовательные, научно-исследовательские, технические, медицинские, экономические, финансовые, международно-правовые, предупредительные, правотворческие.

Сегодня международную политику можно определить приведенными соглашениями, влияющими на внутреннюю политику государств в этой области. Следовательно, эффективности такого сотрудничества можно добиться путем создания определенных общих принципов, которых должны придерживаться все участники. Поэтому положения международных документов учитываются национальными законодательствами стран, которые подписали Конвенции.

Благодаря анализу международных документов можно выделить два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского употребления:

. решительная борьба с незаконным распространением наркотиков и их нелегальным рынком.

. гуманизация отношения к лицам, страдающим наркоманией.

Представление о некоторых подходах к решению рассматриваемой проблемы, дают национальные законодательства отдельных стран. Отличительная черта законодательного регулирования общественных отношений во многих странах - соответствующие нормы содержатся в нормативных актах, относящихся к различным отраслям права:

нормы уголовных кодексов;

нормы кодексов здравоохранения;

специальные законы, регулирующие применение всех или отдельных видов наркотических средств;

профессиональные кодексы или инструкции, регулирующие поведение групп специалистов (врачей, фармацевтов и др.);

инструкции по оптовой или розничной торговле наркотическими средствами;

промышленные инструкции (в области химической и фармацевтической промышленности);

транспортные инструкции (перевозка наркотиков);

таможенные кодексы и инструкции.

Законодательства многих государств мира рассматривают страсть к наркотикам скорее, как патологическое явление, чем преступление, но последствия незаконного употребления наркотиков трактуют по-разному - от добровольного лечения к принудительному лечению или наказанию.

Международные конвенции оставили на рассмотрение сторон вопрос о необходимости привлечения к уголовной ответственности за употребление наркотиков.

Наиболее опасными и распространенными видами преступлений в соответствии с законодательством различных стран определяются следующие:

) нелегальное производство наркотиков;

) нелегальный оборот наркотиков (экспорт, импорт, доставка, контрабанда);

) хранение наркотических средств (владение ими);

) нарушение полномочий, предоставленных властями в области производства и оборота наркотиков в стране;

) сообщение ложной информации относительно обращения наркотиков в стране.

В последнее время приобретают распространение уголовно-правовые запреты, направленные на прекращение "отмывания" денег, добытых преступным путем.

Строгость санкций за преступления с наркотиками различна. Однако наиболее суровые наказания предусмотрены за производство наркотиков, их вывоз и ввоз без надлежащего разрешения властей и незаконную торговлю. Ведя разговор об обороте наркотиков, законодательство разных стран, конечно, использует широкое понятие, то есть, не только незаконную торговлю, но и любое предоставление наркотиков другому лицу, включая дарение, а также накопление наркотиков с целью их дальнейшего распространения. Как правило, среди обстоятельств, отягчающих ответственность, учитываются деятельность в преступных организациях, рецидив преступления, предоставление наркотиков несовершеннолетним.

Отличительной чертой предлагаемых концептуальных решений задач по предупреждению распространения наркотиков во многих странах на сегодня является стремление к разработке и реализации политики равновесия между репрессивными методами, с одной стороны, и профилактическими и лечебно-реабилитационными, с другой. При этом отмечается, что репрессии должны распространяться только на незаконный оборот наркотических средств и касаться лиц, которые в нем принимают участие, а по отношению к тем, кто страдает наркоманией, к группам риска - приоритетные профилактические мероприятия. Сегодня основные направления политики в отношении наркотических средств в некоторых странах отражены не столько в законодательстве, сколько в национальных программах предупреждения злоупотребления наркотиками и их распространения. Значение подобных программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, методов и возможностей ее решения, в разработке и комплексном проведении мероприятий, решении двух общих задач: снижения предложения наркотиков и уменьшения уровня потребности в них.

Международно-правовые акты нашли отражение и развитие в национальном законодательстве РФ. В русле положений, упомянутых Конвенцией, наряду с мерами уголовной и административной ответственности, Президентом и Правительством Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты, специально регулирующие эту сферу общественных отношений.

Указом Президента РФ была запрещена свободная реализация продукции (работ, услуг) и отходов производства, которые могли способствовать распространению наркотических средств и психотропных веществ.

Постановлением Правительства Российской Федерации устанавливались государственные квоты, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) НСиПВ. В соответствии с Постановлением их суммарное производство, ввоз (вывоз) для любых целей не мог превышать ранее установленного объема, а внесение изменений могло иметь место только по постановлению Правительства Российской Федерации.

Важным шагом в деле усиления борьбы с наркоманией стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 года "О наркотических средствах и психотропных веществах", в редакции от 25 ноября 2013 года, которым установлена государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров .

Согласно закону государственная политика в этой сфере отношений базируется на следующих принципах:

. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

. Лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических веществ;

. Координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

. Развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков на многосторонней и двусторонней основе;

. Государственная поддержка деятельности организаций, которые осуществляют мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

В организационном плане предусматривалось создание и функционирование по решению Президента и Правительства РФ специально уполномоченных органов исполнительной власти по решению задач в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Субъектам РФ предоставлялось право создавать такие органы на региональном уровне, осуществлять правовое регулирование и организовать исполнение законодательства РФ о наркотических средствах и психотропных веществах. Негосударственным организациям и объединениям запрещалось осуществлять такое регулирование.

Закон детально регламентировал особенности деятельности по производству, изготовлению и переработке наркотических средств и психотропных веществ, их хранению, перевозки и пересылки; определял порядок отпуска физическим лицам; использование в медицинских целях, ветеринарии, а также в научных и учебных целях.

Значительное место в законе уделено правовому регулированию противодействия незаконному обороту наркотиков. Проведение таких мер возлагалось на Генерального прокурора РФ, МВД, Федеральную службу безопасности, таможенную, пограничную и службу внешней разведки, а также на Министерство здравоохранения и другие государственные органы исполнительной власти.

Организация противодействия наркомании осуществлялась на основе соответствующих федеральных целевых программах, которые были признаны обеспечивать координацию деятельности всех причастных к их исполнению органов государственной власти. Финансирование целевых программ осуществлялось за счет средств федерального бюджета, а также путем создания специальных внебюджетных фондов.

Согласно закону противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ включало ряд мер, связанных со спецификой данной сферы общественных отношений. В их числе:

медицинское освидетельствование лиц, в отношении которых есть основание полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения или больны наркоманией. Такие меры проводятся на основании решения судьи, прокурора, по постановлению следователя или дознавателя;

установления ограничения на занятия отдельными видами профессиональной деятельности больных наркоманией. Перечень видов такой деятельности определяется Правительством РФ;

наркологические средства, психотропные вещества, инструменты или оборудование для их приготовления подлежат конфискации и обращению в доход государства или уничтожению;

пропаганда каких-либо преимуществ наркотиков или деятельности, направленной на их производство и распространение средствами массовой информации запрещалась и влекла ответственность, установленную законом;

ликвидация юридических лиц, осуществляющих финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств;

должностные лица органов, на которые возложена ответственность осуществлять противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ обязаны принять меры, обеспечивающие привлечения виновных к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон 1998 года регламентировал широкую палитру правовых мер, которые должны были осуществляться с целью борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В числе исполнителей перечислены практически все правоохранительные органы РФ. К недостаткам закона относится то обстоятельство, что стоящие перед ним задачи были сформулированы в общем виде, без их подразделения с учетом характера деятельности конкретных органов правоохраны.

Как показала почти пятилетняя практика, борьба с наркоманией не дала должного результата. В стране только официально зарегистрированных учтено около 500 тысяч наркоманов. Фактически, по оценке различных экспертов, их численность составляет не менее 3,5-4 млн. человек. Происходила консолидация организованных преступных наркогруппировок. Отмечалась попытка установления ими контроля над некоторыми отраслями экономики. Наркобизнес межрегионального и транснационального масштаба становился по существу политическим явлением, угрожающим целостности и безопасности России.

В этих условиях было принято решение о передаче Министерству внутренних дел дополнительных полномочий и создание своего рода центра, координирующего борьбу с наркопреступностью. Указом Президента от 20 сентября 2002 года при МВД было образовано новое структурное подразделение - Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, во главе с заместителем Министра внутренних дел.

На комитет и его органы на местах, созданные на базе главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, возлагалось исполнение законодательства Российской Федерации, регулирующего ответственность за незаконный оборот наркотиков, ведение банка данных по вопросам противодействия наркомании, координация с другими органами власти мер по предотвращению и пресечению наркопреступности.

Однако принятых мер оказалось недостаточно. Наркопреступность продолжала возрастать. За последние 10 лет уровень преступлений, связанных с наркотиками увеличился в 15 раз. По мнению специалистов одной из основных причин слабой эффективности работы в этой области являлась ведомственная разобщенность, поверхностное отношение к определению главных направлений воздействия на криминальную среду и, в первую очередь на ее экономическую составляющую.

Таким образом, в очередной раз встал вопрос о создании единого авторитетного правоохранительного органа по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, о чем шла речь и в Конвенциях ООН 1971 и 1988 годов и в Федеральном законе 1988 года. 11 марта 2003 года состоялось решение Президента РФ о создании Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Госкомитет по противодействию незаконному обороту наркотиков при МВД, был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России).

Госнарконтроль России - специально уполномоченный орган, обеспечивающий исполнение законодательства РФ в сфере борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических веществ. Общая численность вновь созданного правоохранительного органа определена в количестве 40 тысяч штатных единиц, в основном за счет перевода на новую службу сотрудников ранее упраздненной налоговой полиции Российской Федерации.

В связи с проведением административной реформы и в целях совершенствования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств Госнаркоконтроль России был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Вывод: сеть наркодельцов охватила весь мир и побудила мировое сообщество отнестись к этой проблеме с исключительной серьезностью и ответственностью, потому как преступность, связанная с наркотиками, дестабилизирует процесс формирования демократических правовых государств и больше проникает в различные сферы экономической и социальной жизни. Борьба с наркотиками - это задача всего общества, которая строится в соответствии с антинаркотическими Конвенциями. Поэтому совместные действия по решению проблемы борьбы с оборотом наркотиков в мировом масштабе является общей ответственностью, что требует комплексного и сбалансированного подхода, который также находит отражение в национальной политике государств. На основе этого удалось выявить 4 этапа формирования международно-правовой базы: от выделения проблемы незаконного оборота НС до принятия международно-правовых актов регионального характера. Прослеживается увеличение количества разнообразных мероприятий, разрабатываемых международными организациями и государствами для противодействия распространению наркотиков. В целом, международное сообщество принимает все необходимые меры противодействия, которые находят отражения в правовых документах и регулярно обновляются. Многие страны настоятельно пытаются остановить распространение наркотиков, а именно: вводят санкции за преступления с ними, разрабатывают и реализуют политику репрессивных и профилактических методов - эти концепции также немаловажны.

В связи с этим, в России был принят Федеральный Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", в котором отражается национальная политика в борьбе с наркоугрозой. На территории страны действует специально уполномоченный орган - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, которая обеспечивает исполнение законодательства РФ в сфере борьбы с этим "злом". Но за счет разобщенности уполномоченных органов, поверхностного отношения к определению главных направлений воздействия, политике не удается достичь желаемого результата.

Глава 2. Международное сотрудничество государств как форма профилактики наркобизнеса

2.1 Двустороннее сотрудничество

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск наркопреступников.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми государствам для борьбы с наркотиками.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной наркопреступностью. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью получило достаточно интенсивное развитие на трех основных уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

Среди данного рода соглашений можно указать следующие:

. Соглашение между министерствами внутренних дел Республики Беларусь и Итальянской Республикой по вопросу обмена компьютеризированной информацией о незаконных перевозках наркотических средств и психотропных веществ по "Балканскому пути" (1993 г.). В положения входит: создание общей компьютерной системы, для обмена информацией между Министерствами внутренних дел Беларуси и Италии через средства телекоммуникации. Каждая страна свободна действовать согласно национальному законодательству, учитывая собственные интересы.

. Двустороннее соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров между Россией и Киргизией (2011 г.). Антинаркотические ведомства Киргизии и России провели серию успешных совместных спецопераций, во время которых из незаконного оборота изъято более 53 килограммов наркотических средств, стоимость которых, по оценкам российских экспертов, составляет 4 млн 620 тыс долларов США. Возрастает количество перехваченных на территории Киргизии на пути в Россию.

. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в борьбе с международной организованной преступностью, международной нелегальной торговлей наркотиками и международным терроризмом (1996 г.).

. Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров между Службой безопасности Украины и Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков.

. Создание российско-американской рабочей группы по борьбе с наркотиками (2011 г.). Обсуждаются вопросы противодействия глобальной наркоугрозе, сокращения спроса на наркотики, профилактики наркомании и выработки механизма проведения совместных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков.

. Соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и МВД Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью (1998 г.).

. 5 мая 2007 г. Российской Федерацией и Республикой Пакистан был подписан Протокол о продлении (на 10 лет) действия Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и злоупотребления ими. Первоначально проект Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков был согласован в июле 1994 г.

Россия и Пакистан договорились о сотрудничестве в соответствии с законодательствами обоих государств, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г., Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Стороны обязались оказывать друг другу содействие в предотвращении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Компетентным органам поручалось проводить, по взаимной договоренности, консультации, а также обмениваться подробной информацией о лицах, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, и методах осуществления незаконного оборота наркотиков, о соответствующих случаях изъятий. Стороны договорились содействовать обмену информацией в этих областях и осуществлять обмен специалистами. Как было запротоколировано в заключительной части документа, "настоящее Соглашение заключается на десять лет, вступает в силу со дня подписания и будет действовать до истечения шести месяцев со дня уведомления одной из Сторон о своем намерении прекратить его действие".

За прошедшее десятилетие ни одна из сторон не заявила о намерении прекратить действие соглашения. После прихода к власти в Пакистане в октябре 1999 г. генерала Первеза Мушаррафа все соглашения, достигнутые ранее между Россией и Пакистаном, сохранили свою юридическую силу, однако формально срок действия данного соглашения должен был завершиться летом 2007 г. Особое значение вопросу о немедленном продлении соглашения на новый десятилетний срок придала кризисная ситуация в Афганистане. Нынешние власти Пакистана активно вступают в контакты с другими странами в общей борьбе с наркотиками и их производством. Ими уже подписаны соглашения о контроле за перевозкой наркотиков с девятью странами, с семью - меморандумы понимания и с 28 странами - договоры об экстрадиции наркокурьеров.

Естественно, что параллельно с участием в международных организациях и Пакистан, и Россия должны координировать свою борьбу с общим врагом и на двустороннем уровне. Видимо, в ближайшей перспективе именно двусторонние соглашения по своей эффективности и значимости будут существенно опережать различные международные программы.

Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируются вопросы сотрудничества отдельных ведомств (например, МВД, Прокуратуры, органов государственной безопасности), более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Вывод: международное сотрудничество государств осуществляется на нескольких уровнях, среди которых нашел свое распространение двусторонний. В последнее время ведущую роль в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Некоторые государства испытывают нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими технологическими средствами, необходимыми для борьбы с наркопреступностью. С этой целью государства прибегают к подписанию соглашений на двусторонней основе. Все двусторонние международные договоры схожи по характеру своей направленности, и об эффективности их выполнения можно судить по заинтересованности сторон в данной отрасли, но все они без исключения оказывают влияние на внутреннюю политику государств, практикующих данный вид сотрудничества и находят отражение в законодательных актах отдельных стран. Прослеживается эффективное взаимодействие стран на двусторонней основе, поскольку каждая из сторон извлекает индивидуальные интересы и в любом вопросе государства очень легко могут достичь консенсуса. Но не всегда можно заметить улучшение такого взаимодействия, потому как ни одна страна не готова отказываться от своих целей. Практика такой деятельности в будущем достигнет своей максимальной продуктивности. В частности, особо отражается эффективность совместных действий России, Пакистана и Киргизии.

Глава 3. Многостороннее сотрудничество

3.1 ООН в борьбе с наркоторговлей

Мировое сообщество не может мириться с таким негативным явлением, как наркоторговля, поэтому международные усилия на борьбу с ним были направлены еще с начала ХХ в. Накануне Первой мировой войны (в 1912 г.) была заключена Международная конвенция о делах, связанных с торговлей опиумом, а в 1931 г. она была заменена новой Конвенцией, которая ограничивала и регулировала производство и распределение в масштабе планеты медикаментов, содержащих наркотические вещества.

После Второй мировой войны инициативу борьбы с незаконным бизнесом взяла на себя Организация Объединенных Наций. В 1961 г. была утверждена Конвенция ООН о дурманящих веществах. В 1971 г. принята Конвенция о психотропных средствах, которая значительно расширяет сферу международного контроля над перечнем синтетических наркотиков. Этот документ ратифицировали более 140 государств. В 1988 г. в Вене была созвана Конференция ООН по борьбе с нелегальным оборотом наркотических и психотропных веществ. Конференция завершилась единогласным принятием текста международного договора, который известен во всем мире как Венская конвенция. К этой конвенции присоединилось большинство государств планеты, в том числе и такие поставщики наркотических веществ, как Африка, Афганистан, Пакистан, Индия, Иран, Мьянма, Боливия, Колумбия и др.

На международном уровне взаимодействие в борьбе против незаконного обращения наркотиков осуществляется в рамках ООН, ее специальных органов и учреждений, в первую очередь Экономического и Социального Совета (ЭКОСОР), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Международной морской организации (ИМО), Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной организации труда (МОТ) и некоторых других.

Весомый вклад в формирование международно-правовой базы сотрудничества государств, в организацию и проведение международных форумов и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам борьбы со злоупотреблением наркотиками внесли Комиссия ООН по наркотическим средствам и Международный комитет по контролю за наркотиками.

Вывод: сегодня можно говорить о целостности существующей системы международно-правового регулирования оборота веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков, которая в первую очередь призвана обеспечить формирование мер контроля, применяемых на национальном уровне.

Сформирована полноценная нормативно-правовая база, определяющая международные стандарты правомерного и незаконного оборота наркотиков. Многие государства мира, заключая двусторонние соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов, предусматривают в первую очередь сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. ООН стала отправной точкой развития международного сотрудничества через распространения обязательных мер контроля на источники наркотического сырья. Огромный вклад в сотрудничество государств по контролю за наркотиками внесли органы и учреждения ООН.

3.2 ШОС и ОДКБ в борьбе с наркотиками

ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) была создана в июне 2001 года. Особое внимание ШОС уделяет борьбе с транснациональным наркотрафиком. В связи с тем, что Афганистан, который является основным поставщиком наркотиков в Европу, граничит с несколькими странами Центральной Азии - членами ШОС, организация предоставляет активное содействие афганскому правительству в борьбе с наркотиками и быстрому достижению мирного обновления, создав в прошлом году контактную группу ШОС - Афганистан. Государства ШОС всегда внимательно следили за ситуацией в Афганистане и прилагают все возможные усилия для улучшения обстановки в этой стране. Распространение и наркотический трафик через центрально - азиатский регион наряду с терроризмом являются приоритетом деятельности Шанхайской организации сотрудничества.

Вопросы обеспечения безопасности не исчерпывают содержания сотрудничества Организации. Деятельность ШОС все больше охватывает разные стороны сотрудничества: обороны, торговли, культуры.

В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы - поясов безопасности по периметру границ Афганистана. На Ташкентском совете глав - государств членов ШОС в 2004 году было принято решение о создании Координационного совета Афганистан - ШОС для осуществления усилий по контролю границы и борьбы с наркотрафиком.

В 2004 году 17 июня было подписано Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества "О сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Исходя из взаимной заинтересованности в принятии эффективных мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, руководствуясь национальным законодательством и общепризнанными принципами, и нормами международного права, стороны:

) в соответствии с национальным законодательством сотрудничают в деле выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

) способствуют развитию международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту НС;

) стремятся выступать с согласованных позиций на международных форумах;

) могут устанавливать ответственность за немедицинское потребление наркотиков как превентивное средство предупреждения наркомании и снижения спроса на наркотики.

Стороны осуществляют сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками по следующим основным направлениям:

анализ состояния преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

установление строгого контроля за оборотом наркотиков и их прекурсоров;

осуществление согласованных мер для выполнения положений конвенций и других международных договоров, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

организация взаимодействия компетентных органов Сторон по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров.

Соглашение о борьбе с распространением наркотических веществ и Совет Афганистан - ШОС подтвердили особую озабоченность и готовность к борьбе с производством и распространением наркотиков в Центрально-азиатском регионе. Координационной работе способствует и работа Советов глав министерств обороны, иностранных дел.

В дни саммитов часто звучат слова о "шанхайском духе", духе взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к культурам и стремление к совместному развитию.

Организация договора о коллективной борьбе (ОДКБ) и ШОС очень похожи, в первую очередь составом участников (в них входят Россия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан). В состав ОДКБ также входят Армения и Беларусь, а в состав ШОС - Китай. ОДКБ и ШОС в последние годы разрабатывают эффективные инструменты и способы преодоления угроз глобальной безопасности, среди которых терроризм, экстремизм, торговля наркотиками, незаконная миграция и т. д.

Особенностью ОДКБ является то, что в мирное время этот контингент пребывает на территории своих стран под национальным командованием, объединяясь только для проведения учений или общих операций.

октября 2002 г. Странами-участницами Договора о коллективной безопасности был подписан Статут. Согласно этого Статута основными целями Организации являются сохранение мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим методам.

В рамках ОКДБ действует Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН). Призван осуществлять координацию взаимодействия компетентных органов государств - членов ОДКБ в антинаркотической сфере, создан в соответствии с решением Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. КСОПН осуществляет следующие основные функции:

рассматривает актуальные вопросы по совершенствованию и гармонизации национальных нормативных правовых актов, регулирующих оборот наркотиков, а также уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и административного законодательства;

координирует работу компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ, взаимодействует с соответствующими органами Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Центрально-азиатского сотрудничества, других государств;

разрабатывает предложения по вопросам, относящимся к компетенции соответствующих органов государств-членов ОДКБ, и вносит их в установленном порядке на рассмотрение органов ОДКБ;

рассматривает ход выполнения решений ОДКБ и договоров, заключенных в рамках ОДКБ, относящихся к компетенции КСОПН, а также собственных решений.

Вывод: ОКДБ и ШОС активно способствуют установлению мер борьбы с преступностью, в том числе злободневной темой для обсуждения является борьба с наркотиками, стратегии которой обе организации стараются успешно разрабатывать. Они заинтересованы в эффективной координации уполномоченных органов, согласованности мнений участников, обеспечении строго контроля границ. ШОС признает Афганистан опасным объектом наркоугрозы, прилагает все возможные усилия для улучшения обстановки в этой стране.

В условиях трансграничности борьбы с наркотрафиком и невозможности ее решения одними усилиями ШОС, не только включение Афганистана, как главного источника дестабилизации, в решении этой проблемы, позволит повысить эффективность борьбы с наркотиками, но и включение других "заинтересованных лиц" прежде всего стран Европы и в частности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Учитывая важность пресечения наркотрафика из Афганистана через страны Центральной Азии и Россию в Европу, представляется возможным включение в борьбу с наркотрафиком соседних стран: Китая, Индии, Пакистана, куда идет часть наркотиков, специальные органы и правительства которых заинтересованы в перекрытии этого канала поставки. Также помимо создания антинаркотических поясов по границам Афганистана, необходимо будет определиться с наркотрафиком внутри Центральной Азии, наладить механизм координации специальных ведомств для взаимного информирования по трафику наркотических веществ. Особое внимание следует уделить ситуации на границе Таджикистана и Кыргызстана, недостаточная охрана, которой способствует перевозке наркотиков. Принципиально важным будет привлечение к сотрудничеству даже вне членства в ШОС Туркменистана. Полезным будет привлечение Туркменистана в деятельность Совета Афганистан - ШОС, через дипломатию Афганистана, как наиболее близкую ей страну.

Весьма эффективным и перспективным представляется стремление членов ОКДБ к регулярному обмену информацией, оказанию экспертной помощи, взаимному участию представителей в работе органов согласно соответствующим регламентам организаций, противодействие наркотрафику сообща, совместное принятие мер, решение вопросов путем дипломатии.

3.3 НАТО, ЕС в борьбе с наркотиками

На сегодня все страны ЕС имеют национальные планы действий по наркотикам, и у половины из них национальная политика по этому вопросу структурирована в соответствии с планом действий ЕС. Кроме этого, понимая политическую важность проблемы наркотиков в сфере внешних отношений, члены ЕС, при поддержке Европейской комиссии, наработали общую позицию Евросоюза в сфере оборота наркотиков, в том числе и в контексте решений Специальной сессии ГА ООН 1998 года, которая заключается в необходимости всесторонней и сбалансированной политике.

Наркополитика Европейского союза строится на осознании того, что проблема с наркотиками в Европе является составной общемирового феномена, а изменения в ситуации с их потреблением в Европе оказывают влияние на ситуацию в других регионах. Соответственно, и программы в области наркоконтроля направлены на совершенствование сотрудничества на общеевропейском уровне в международной сфере. С этой целью Европа инвестирует существенные ресурсы в поддержку международных действий - на мероприятия в третьих странах в этом направлении ежегодно выделяется 750 млн. евро. ЕС также является крупнейшим международным донором Управления ООН по наркотикам и преступности.

Учитывая тот факт, что проблема наркотиков связана с рядом социальных и медицинских проблем, характерной чертой политики Евросоюза в этой сфере является координация его действий с институтами гражданского общества. С этой целью Европейской Комиссией основан Форум гражданского общества, а важность взаимодействия с негосударственными организациями и местными общинами признана Стратегией ЕС по наркотикам, отраженная в отчете Европейского парламента, принятом в марте 2008 года. В частности, Европарламентом признается ключевая роль гражданского общества в развитии, имплементации, оценке и мониторинге действий в области контроля над наркотиками. незаконный наркотик международный сотрудничество

Особое внимание в течение последнего десятилетия стало уделяться исследованиям в области оборота наркотиков, проводимых как на национальном, так и на общеевропейском уровнях.

Таким образом, сегодняшней тенденцией является снижение санкций для наркопотребителей при отсутствии в их действиях отягчающих обстоятельств и ужесточение наказания в отношении лиц, чья деятельность наносит ущерб другим членам общества. Последнее отражает общеевропейскую тенденцию к усилению использования уголовного права в целях общественной защиты.

Другой стороной этого процесса является тенденция к ужесточению санкций за серьезные преступления в сфере наркобизнеса: например, в Ирландии операции, связанные со сбытом наркотиков на сумму более 13 000 евро, наказываются заключением на срок не менее 10 лет. Также усилена ответственность за участие в организованной преступной группировке, действующей в сфере наркобизнеса, и введена регистрация лиц, осужденных за преступления в этой области.

В ряде стран введено законодательство, позволяющее регулировать тестирование на наличие в организме наркотиков для водителей, задержанных лиц и определенных других категорий. Выборочное тестирование на наркотики для водителей введено в Литве, Латвии и Люксембурге. При этом, в Латвии водителей, которые отказались пройти тестирование, привлекают к уголовной ответственности, которая предусматривает лишение свободы на срок до 1 года.

Основой политики ЕС в сфере контроля над наркотиками является профилактика наркомании, предусматривающая создание соответствующего климата в школах и других учебных заведениях, работа с родителями и т.д. Кроме этого, получила распространение концепция "структурного вмешательства" со стороны государства, направленная на формирование безопасного и упорядоченного общественного окружения, которое формирует негативное отношение молодежи к наркотикам. Этот подход включает широкий спектр мероприятий - от предотвращения курения табака и употребления алкоголя в учебных заведениях к улучшению дизайна школьных помещений и совершенствования учебного процесса.

Анализируя законодательную базу ЕС, регулирующую вопросы контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, следует отметить ее связь с нормативно-правовыми актами, формирующими собой основу законодательства Европейского союза.

Важнейшим среди этих документов, определяющих руководящие принципы функционирования ЕС, является Договор о Европейском союзе, подписанный в Маастрихте 7 февраля 1992 г. (в этой связи целесообразно отметить, что само понятие "Европейский союз" появилось еще во время Парижской конференции 1972 года).

Ст. 29 Договора определяет цель Европейского союза в предоставлении гражданам "высокого уровня защиты внутри пространства свободы, безопасности и правосудия путем наработки совместных действий государств-членов по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В рамках полномочий, определенных Договором, основан Европейский мониторинговый центр по наркотикам и наркомании. В дальнейшем ЕС взял на себя функции по снижению вреда для здоровья, связанного с употреблением наркотиков, и профилактику наркомании.

В ноябре 2004 года Совет Европейского союза принял Гаагскую многолетнюю программу по усилению сферы свободы, безопасности и правосудия. В предисловии к Плану действий на выполнение Программы указано, что Европейская стратегия по наркотикам на 2005-2012 годы, принятая в декабре 2004 года, является неотъемлемой частью Гаагской программы.

Во исполнение Гаагской программы в рамках общеевропейской стратегии в отношении наркотиков предусмотрено утверждение планов действий в отношении наркотиков на 2005-2008 и 2009-2012 годы. Кроме этого, в 2006 году издан "Зеленый лист" о роли гражданского общества в формулировании политики в отношении наркотиков, в 2007 году выдан отчет по имплементации и функционированию Рамочного решения по противодействию наркобизнесу. В 2008 году по результатам реализации Плана действий на 2005-2008 годы издан оценочный отчет.

Ключевым документом, регулирующим деятельность Евросоюза в сфере контроля над наркотиками, является Стратегия ЕС по наркотикам. Целью Стратегии определено улучшение благосостояния общества и личности, защита общественного здоровья, достижение высокого уровня безопасности общества и применения сбалансированного и интегрированного подхода к проблеме наркотиков, что предполагает адекватное внимание и согласование мероприятий по снижению как спроса на наркотики, так и незаконного предложения этих веществ. Учитывая глобальный характер этой проблемы, Стратегия определяет обеспечение международного сотрудничества - как между государствами-членами ЕС, так и с третьими странами - как одну из ключевых задач Евросоюза.

Организация Североатлантического договора, НАТО - это военно-политический альянс, преданный принципиальной коллективной обороне как основе для сохранения мира и обеспечения будущей безопасности. Согласно Североатлантическому договору, подписанному в Вашингтоне 4 апреля 1949 был создан союз 10 европейских и 2 североамериканских независимых государств, которые обязались защищать друг друга. Позже, в период с 1952 по 2009 год в Альянс присоединилось еще 16 европейских стран. Договор составлен в духе Устава ООН, Статья 51 которого подтверждает неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную или коллективную оборону.

Согласно Североатлантическому договору государства-члены Альянса берут на себя обязательство поддерживать и развивать как собственную, так и коллективную обороноспособность, всячески содействовать развитию мирных и дружественных международных отношений. Договор также требует от каждого государства-члена воздержаться от присоединения к любым международным обязательствам, которые ему противоречат.

Альянс помогает поддерживать мир и стабильность в географических границах территории стран Североатлантического договора через партнерство и операции по урегулированию кризисных ситуаций.

Среди современных вызовов евроатлантической безопасности одной из главных угроз называется терроризм и незаконный оборот наркотиков, которые имеют как внутренние, так и внешние источники, а также транснациональный характер. Все чаще такие угрозы исходят с периферии Евроатлантического региона.

Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) обеспечивает отношения со странами-партнерами общей политической структурой. В дополнение каждая страна может развивать индивидуальные отношения с НАТО через "Партнерство ради мира" (ПРМ) - программу двустороннего практического сотрудничества, из которой страны-партнеры могут выбирать мероприятия в соответствии с собственными приоритетами. НАТО развивает особые отношения с Россией, Украиной и странами Средиземноморского региона и расширенного Ближнего Востока. Сотрудничество с этими странами развивается на основе мер и механизмов, разработанных в рамках СЕАП и ПРМ - двух столпов, которые дополняют друг друга, и из которых состоит евроатлантическое партнерство.

Сотрудничество России и НАТО в Афганистане

В рамках сотрудничества между Россией и НАТО по Афганистану организовано обучение работников из Афганистана и стран Центральной Азии методам борьбы с наркотиками.

Чтобы помочь Афганским вооруженным силам более эффективно эксплуатировать вертолетный парк, лиссабонский саммит также наметил создание Трастового фонда СРН (2011) по техническому обслуживанию вертолетов.

Сотрудничество между НАТО и Украиной

Между Организацией Североатлантического Договора и Украиной 9 июля 1997 года была подписана Хартия о Партнерстве. Сотрудничество охватывает вопросы, предоставляющие общий интерес:

политические вопросы и вопросы безопасности, в частности на Украине;

регулирование кризисов, предотвращение конфликтов, поддержание мира с учетом роли ООН;

нераспространение химического и ядерного оружия;

экспорт вооружений, борьба с терроризмом и наркоторговлей.

В небезопасной от наркотиков среде международная стабильность и безопасность в большей степени зависит от внутренних реформ и долгосрочного международного сотрудничества. Партнерство играет ведущую роль в этом.

Вывод: существуют организации, имеющие механизм противодействия торговле наркотиками - международные договоры, акты и соглашения. В рамках такого сотрудничества происходит поддержка государств, укрепление правовой базы, защита безопасности на границах. Антинаркотическая политика Евросоюза проводится совместно Сообществом и государствами-членами; в некоторых областях, особенно в торговой политике, противодействии незаконному обороту прекурсоров, отмывании денег, государства-члены передали свои компетенции на наднациональный уровень. В то же время, хотя борьба с наркотрафиком продвигается вперед благодаря развитию сотрудничества, (в частности в рамках Европейского союза), не заметен особый оптимизм по поводу итогов борьбы с наркобизнесом: при снижении объемов производства в одном регионе происходит увеличение в другом.

НАТО сохраняет стабильность в регионах Североатлантического договора, развивает индивидуальные отношения со странами, практикует двустороннее сотрудничество. Организация делает упор в основном на принцип культурозамещения - этот подход является не самым эффективным, за счет этого темпы уничтожения наркосырья снижаются. Международному сотрудничеству мешают несовпадение интересов стран в том или ином регионе. Однако, совершенно очевидно, что сотрудничество в обмене информационными и разведывательными данными выходит на первый план в противодействии наркотрафику. Эффективность борьбы с наркоугрозой зависит от интеграции усилий партнеров, от степени взаимодействия в рамках специальных программ и стратегий. Но мировое сообщество осознает глобальность проблемы, создает современные подходы к ее решению, стремится к привлечению новых регионов мира - а это уже немаловажно.

Таким образом, следует делать упор на искоренение корней наркобизнеса, а не на поиск ответных реакций на постоянно прогрессирующие методы и тенденции незаконного оборота наркотиков.

Заключение

1) Анализируя правовую природу понятия "незаконный оборот наркотиков", как преступление международного характера, можно сделать вывод, что незаконный оборот наркотиков относится к преступлениям, посягающим на здоровье населения и общественную мораль и негативно влияющим на сотрудничество государств в экономической, социальной и политической сферах. Международное противодействие незаконному обороту наркотиков можно рассматривать как систему международно-правовых мер и механизмов, разрабатываемых субъектами международного права в целях борьбы с международной организованной наркопреступностью. Помимо роста незаконного производства наркотиков, расширяется и "география" возделывания наркосодержащих культур. Растут посевы опиумного мака и мало изменяется обстановка внутри производящих стран, которая могла бы сдержать эту угрозу.

) Основные периоды становления международно-правовой системы противодействия незаконной наркоторговле и их особенности:

) национальный этап характеризуется принятием на государственном уровне законов, программ и других законодательных актов, предметом которых стало искоренение такого общественно опасного явления как наркомания, употребление наркотиков, их производство, незаконный оборот и сбыт.

) межгосударственный (не институциональный) этап характеризуется неудержимым ростом оборота наркотиков, что превышает возможности сбыта наркотиков и их прекурсоров в пределах одной страны. Таким образом, объектом посягательства преступления незаконного оборота наркотиков перестают быть внутригосударственные правоотношения, а объектом становятся нормальные взаимоотношения между государствами. Таким образом, нелегальный оборот наркотиков приобретает признаки преступления международного характера. Путь решения проблемы заключается в подписании двух и многосторонних соглашений между несколькими государствами, которые прилагают совместные усилия для борьбы с указанной проблемой;

) глобальный (институциональный) этап характеризуется универсализацией проблемы и институционализацией механизмов противодействия незаконному обороту наркотиков путем создания специализированных международных (универсальных и региональных) институтов.

) Международно-правовые документы, подписанные государствами для развития политики в области борьбы с наркоторговлей обязуют стороны придерживаться принятых положений для эффективности сотрудничества. Все это находит отражение и во внутренней политики государств, которые разрабатывают меры противодействия. Сегодня же их эффективность крайне невелика: они не приспособлены для противодействия международным преступным организациям, которые плывут на волне глобализации, коррумпируют администрации бедных стран, быстро адаптируются к любым бюрократическим препятствиям и не уважают ни границ, ни законов. Несмотря на направленные на борьбу с наркотрафиком значительные усилия, рынку наркотиков сейчас абсолютно ничего не угрожает.

В контексте исследования механизмов сотрудничества правоохранительных органов государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ можно обозначить направления их сотрудничества, а именно: введение общих пилотных программ распространения позитивной пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, программ добровольной сдачи наркотических средств, социальных программ медицинской и психологической реабилитации наркозависимых. Кроме того, сотрудничество правоохранительных органов в данной сфере основывается, прежде всего, на обмене практикой по борьбе с этим деструктивным явлением.

) Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями глобального характера осуществляются на различных уровнях, в данном случае рассмотрено сотрудничество на двусторонней и многосторонней основах. Подобное сотрудничество регламентируется главным образом многосторонними соглашениями (конвенциями), каждая из которых посвящена определенному преступлению. В конвенциях, в основном, содержится: а) нормативное определение состава преступления; б) обязательство государства-участника закрепить норму конвенции в национальном законодательстве; в) обязательство государств-участников распространить свою юрисдикцию на соответствующие преступления.

Международное сотрудничество малопродуктивно в сравнении с функционированием незаконного бизнеса как на региональном уровне, так и в глобальном масштабе. Обмен информацией между сотрудничающими преступными группировками также налажен лучше, чем между правоохранительными органами. Получается, что обширным сетям, руководимым международным преступным сообществом и транснациональными корпорациями, противостоят полицейские и судебные структуры национальных государств - именно государства, а не международные организации до сих пор определяют порядок международного сотрудничества в борьбе с наркотиками. Однако, совершенно очевидно, что сотрудничество в обмене информационными и разведывательными данными выходит на первый план в противодействии наркотрафику, оно может сочетаться с оперативными действиями на уровне национальных государств при координирующей роли международных организаций.

) Проблема борьбы против незаконного оборота наркотиков весьма актуальная для Российской Федерации. Россия присоединилась ко всем основным многосторонним международным договорам относительно наркотических средств и психотропных веществ, борьбы с ними. Угрожающее распространение наркомании и нелегального наркобизнеса в нашем государстве обусловливают необходимость систематического и непрерывного изучения и отслеживания ситуации в этой сфере, с целью дальнейшей оптимизации эффективных мер противодействия указанному явлению, и в конце концов приведения всей системы противодействия в соответствии с общецивилизованными нормами, с учетом реалий и международного позитивного опыта противодействия незаконному обороту наркотиков. В современных условиях решение проблем наркотизации и наркобизнеса в России должно строиться на понимании основных мировых тенденций, с одной стороны, и на опыте различных стран мира, оказавшихся в сходных негативных условиях, - с другой.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что мировое сообщество наработало значительные достижения в сфере противодействию НОН, и важная роль в этой борьбе принадлежит международной институционально-правовой системе, которая развивается именно благодаря активному сотрудничеству.

Но сегодня срочно необходим новый подход к соглашениям по сокращению рисков, отдельное рассмотрение проблемы марихуаны и других веществ, разработка программ с учетом экономических аспектов этого огромного рынка.

Список литературы

Источники:

. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=995_096.

. Регламент Совета "Об учреждении Европейского центра по мониторингу наркотиков и наркомании" № 302/93 от 8 февраля 1993 г. / Официальный вестник Европейских Сообществ. - № L 36.

. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации".

. ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 года (новая редакция от 25 ноября 2013 г.). (Электронный ресурс) - Режим доступа:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147329

. Североатлантический договор, Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_17120.htm

. План действий на 2005-2008 годы в рамках "Стратегии ЕС по борьбе с наркотиками 2005-2012", принятый в июне 2004 г.(Электронный ресурс) - Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/justice_freedom_security/combating_drugs/c22569_en.htm

. Соглашение ШОС "О сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 17 июня 2004 г. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=6907

. План действий на 2009-2012 годы в рамках "Стратегии ЕС по борьбе с наркотиками 2005-2012", принятый в 2008 г. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-10-1483_en.htm

. Договор о Европейском союзе, подписанный в Маастрихте 7 февраля 1992 г. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30073459

. Конвенция ООН от 20 декабря 1988 "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1007493

Литература:

. Бандурка С. А., Слинько С. В. Наркомафия: уголовно-правовые средства борьбы: Учеб. пособие. - М.: РИФ "Арсис, ЛТД", 2001.

. Большой юридический словарь /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2-е изд. перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2001.

. Гриненко И. Международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом наркотиков - перспективное направление реализации политики евроинтеграции / Гриненко И. / / Новости медицины и фармации 6 (312). - 2010.

. Договору о коллективной безопасности 20 лет. Организации Договора о коллективной безопасности 10 лет. 2012 г.

. Европейский Союз: справочное издание / Днепропетровская областная универсальная научная библиотека. Центр европейской информации. - 2009.

. Иванов В.П. О причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии // Наркоконтроль. - 2009. - № 1. - С. 2-3.

. Казем С. А. Афганистан в чарах дьявольского круга несчастий. Пешавар, 1997. С. 47.

. Кирсанов А. И. Мировые производители и поставщики наркотиков, 2009. С. 201.

. Международное право: Основные отрасли: учебник / Под ред. В. Г. Буткевич. - М.: Просвещение, 2004.

. Музыка А. А. Ответственность за преступления в сфере оборота наркотических средств / Музыка А. А. - М.: Логос, 1998.

. Никитина Ю. Перспективы эволюции ОДКБ и ШОС в сфере безопасности/Обозреватель. - 2008, № 2.

. Официальный вестник Европейских Сообществ. - 1992.- L 370.

. Панов В. П. Международное уголовное право: учеб. пособие / В. П. Панов. - М.: ИНФРА-М., 1997.

. Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовным преступлениями / Панов В. П. - М.: Просвещение, 2003.

. Саленик Л. В. Оперативно-розыскная деятельность: международное сотрудничество: Учеб. пособие. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2000.

. Скрильник А. А. Классификация преступлений в международном праве: теоретико-правовой аспект / А. А. Скрильник, А. В. Слатвицкяа / Форум права. - 2011. - № 2.

. Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. - М.: Весь мир, 2005. - С. 49.

. Тимошенко В. А. Наркобизнес: национальное и международное противодействие новым вызовам: Монография / Тимошенко В. А. - К., 2006.

. Транснациональный наркобизнес: Новая глобальная угроза. -С.90.

. Фесенко И. В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве / Фесенко И. В. - М.: "Тесей", 2000.

. Хруппа М. С. Понятие наркомании: спорные вопросы / Хруппа М. С. / Право. - 1992. - № 12.

32. Drug abuse and Drug - Related Crimes: some unresolved legal problems by SK Chatterjee, Ph. D (London). Reader in Law. City of London Polytechnic. 1999.

Интернет-ресурсы:

33. Международная наркополитика. URL: http://svpressa. Ru/politic/article/65341.

. United Nations Office on Drugs and Crime. Afghanistan Opium Survey 2007. (Электронный ресурс): - Retrieved 2008-01-27. - Режим доступа к журн.: Www.unodc.org/pdf/research/AFG07_ExSum_web.pdf.

Похожие работы на - Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!