Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,9 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом

Введение

Актуальность исследования. В условиях современного Кыргызстана возникновение такого явления, как терроризм, связано, прежде всего, с последствиями переживаемых страной радикальных социальных преобразований. Но это не единственная и далеко не главная причина. Одними из самостоятельных факторов, вызвавших волну терроризма в Кыргызстане, являются экстремизм, национализм, наркотрафик. Факты роста террористической деятельности кроются также в осознанном стремлении некоторых индивидов, групп и организаций использовать террор для преодоления своих проблем. Для них терроризм становится повседневной практикой решения территориальных споров, раздела сфер влияния, достижения иных противоправных целей. Серьезную угрозу представляют незаконные вооруженные формирования. В любом случае опасность терроризма очевидна. Отражая культ насилия и способствуя его развитию, терроризм дестабилизирует работу государственных структур, противостоит нормам Конституции и другим нормативно-правовым актам Кыргызской Республики, а также правам и законным интересам граждан. Криминогенная обстановка в Кыргызстане характеризуется развитием ряда опасных тенденций, в том числе и террористической направленности. Наряду с проведением террористических акций отмечается рост преступлений, связанных с применением взрывных устройств и взрывчатых веществ. Терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха, как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, он обесценивает человеческую жизнь и подавляет позитивную активность личности.

Сказанное предполагает проведение комплексного и объективного анализа проблем противодействия терроризму, прежде всего уголовно-правовых и криминологических аспектов. Обозначенные проблемы, требующие разрешения, и обусловливает актуальность темы настоящей курсовой работы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, которые обеспечивают деятельность государства и его государственных органов по противодействию терроризму.

Предметом исследования является отдельная часть названного объекта, которая подлежит непосредственному изучению. К ней относятся уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия терроризму со стороны государства и его органов.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей курсовой работы является выявление тех исторических аспектов, которые способствовали возникновению и развитию терроризма в мировом масштабе, выявление уголовно-правовых и криминологических аспектов противодействия терроризму и практики его применения в условиях современного мира, а также на территории Кыргызской Республики.

На достижение поставленной цели были решены следующие задачи:

поэтапное рассмотрение предпосылок возникновения терроризма;

определение правовой природы терроризма в контексте международного и национального подходов;

анализ состояния терроризма и развития правовой основы борьбы с ним в Кыргызской Республике;

рассмотрение особенностей государственной политики борьбы с терроризмом в Кыргызской Республике;

раскрытие содержания мер противодействия финансированию терроризма;

изучение проблем уголовно-правового и криминологического противодействия терроризму.

Методологическая основа. Методологическую основу составили соответственно, выработанные в мировой практике принципы выявления и познания тех аспектов, по которым характеризуется терроризм. А также комплексное использование исторического, сравнительно-правового, логико-юридического, формально-логического, статистического, социологического методов, способствующих достижению цели работы.

Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как Дьяконов И.М., Нурбеков Н.А., Курманов К.Ш., Рарог А.И., Тургунбеков Р.Л. Правовой основой работы являются международные нормативно-правовые акты в сфере борьбы с терроризмом, а также законы и правовые акты Кыргызской республики, в частности касающиеся политики в области противодействия терроризму.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Исторические аспекты возникновения терроризма. Зарубежный опыт в противодействии терроризму

.1 Исторические предпосылки возникновения терроризма

Нет сомнений в том, что тягостная актуальность реалий современного мира справедливо позволяет назвать терроризм чумой XXI в. Однако познать указанное явление, которое имеет глубокие социальные, политические, психологические корни, представляется достаточно сложной проблемой. И самой больной стороной в изучении терроризма является разработка его унифицированного и комплексного определения, поскольку только правильно выработанная дефиниция позволит разрешить весь спектр проблем: от споров по источникам возникновения до правильной и четкой позиции государств в эффективной борьбе с терроризмом, в первую очередь законодательной.

Итак, для того чтобы разобраться, что такое терроризм, необходимо рассмотреть источники его возникновения. По этому вопросу существует несколько крайних позиций. Первая позиция - возникновение этого явления как инструмента борьбы за власть связывают с момента возникновения цивилизации. Во многих работах, исследующих проблему терроризма, первым террористом в истории человечества символично считают Каина, убившего своего брата Авеля, так называемая "Каинова печать на человечестве". Приверженцы этой теории считают, что "террор - убийство человека человеком - является самым тяжким, противобожеским преступлением, сатанинским злом, которое подлежит такой каре, которую убийца должен нести на себе всю жизнь".

Вторая позиция относит истоки терроризма к временам Великой Французской революции как возникновение форм и методов борьбы за власть конкретных политических сил - "слово "террор" употреблялось самими лидерами революции в значении как метода борьбы жирондистской и якобинской оппозиции с правительством, так и самих действий. В сочинениях Марата изложена первая в истории терроризма программа захвата власти с помощью террора, создающего нервозность, возбуждение толпы".

Рассмотрев указанные подходы о времени возникновения терроризма, можно сделать вывод о том, что отыскать определенные хронологические рамки данного феномена действительно достаточно сложно, но поиски истоков терроризма в библейских сказаниях скорее можно отнести к предыстории терроризма, нежели к фактическим проявлениям, изучение которых позволит сформировать методологический механизм выявления необходимых составляющих элементов терроризма.

Терроризм как общественно-политическое явление возник и сформировался в течение длительного времени, испытывая трансформации в смысле обретения собственной идеологической платформы, независимой от мировоззренческих принципов, которых придерживались террористы, их организованные группы, а также от политических целей, для достижения которых проводилась такая деятельность. Поскольку изучение истории самого явления детерминирует дальнейшую систематизацию компонентов термина, целесообразно было бы не определять конкретный год или событие, которые могли бы ознаменовать зарождение терроризма, а изучить рассматриваемый феномен с учетом развития всех исторических этапов общества, более детально подойти как к самой предыстории терроризма, так и к его трансформации.

Исторический метод исследования позволяет выделить следующие стадии развития терроризма:

. В период Древнего мира терроризм обретает свою неизменную основу в виде устрашения и насилия.

Одними из ярких представителей этого периода являются Ассасины. Основателем Ассасинов был Хасан Ибн-Саббах, который собирал приверженцев, готовых умереть за веру по его приказу. Ассасины исполняли заказные убийства, практиковали набеги по всей Сирии, совершали грабежи, а также вели борьбу против крестоносцев.

В описанных действиях не прослеживается четкой политической мотивации, не в полной мере определен объект террористических посягательств. Скорее здесь прослеживаются иные виды преступной деятельности, например, шантаж, убийство, которые в дальнейшем в совокупности с политической подоплекой трансформируются в терроризм.

. В Средние века возрастает практика политических убийств, однако терроризм в то время еще не обрел своего идеологического обличия в виде учения и имел в основном экономическую подоплеку ввиду борьбы между классами. В условиях формирования рабовладельческой монархии с сильной центральной властью обычным явлением стало убийство политических противников. Фактов политических убийств можно привести великое множество, но назвать их террористическими можно лишь условно - они были лишь оружием политических интриг, основным способом устрашения противника в борьбе за власть.

. На стадии развития Нового времени во время Великой Французской буржуазной революции и после нее терроризм становится системной тактикой политической борьбы и обретает обличье в виде учений известных политических деятелей, однако носит выборочный характер. Первый опыт революционного массового террора связан с Великой Французской революцией (1789-1793 гг.). За неполные девять месяцев по приговору революционного трибунала было казнено 2607 человек. Вожди якобинцев, по существу, уже не видели иного способа спасти режим и укрепить свое личное положение, кроме как усилив террор. Максимилиан Робеспьер, первый теоретик терроризма и один из предводителей якобинцев, обосновал необходимость истребления врагов революции в особом судебном порядке: "Террор есть не что иное, как правосудие - быстрое, суровое и непреклонное".

Позднее организованная преступность и терроризм распространились в Европе. На короля Франции Луи Филиппа I (1830-1848) - последнего представителя из младшей ветви династии Бурбонов - было совершено семь покушений, во время которых погибли невиновные люди.

Важно отметить, что примечательной чертой терроризма того времени являлся его адресно-индивидуальный характер, и он становится исключительно политическим явлением жизни общества, а его применение начинает приобретать системный признак.

. В Новейшее время наблюдаются всплеск террористической активности, сращивание его с организованной преступностью, появление новых видов, массовый и транснациональный характер. В 1960-1970-х гг. происходят размывание границ национального терроризма и становление международного терроризма, объектами террористов становятся воздушные суда.

Передел сфер влияния после распада социалистического лагеря, СССР, Югославии, арабо-израильское, индийско-пакистанское противостояния, войны в Афганистане, Чечне, Ираке, процессы глобализации дали в конце прошлого века толчок к мощному всплеску терроризма, главным образом религиозно мотивированного. В рассматриваемый период терроризм претерпевает значительные изменения: происходит размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом, террористические акты потеряли свой репрезентативный характер, наблюдается переход к совершению крупных, резонансных террористических актов, терроризм начинает приобретать религиозно-мотивированный окрас; при сращивании с организованной преступностью происходит увеличение потенциального капитала, ужесточается тактика и методика террористов, что приводит к значительному повышению угроз террористических актов для всего мирового сообщества в целом.

Цель современных террористических акций - путем насилия, антигуманных действий достичь желаемого политического влияния на властные правительственные структуры, нужного психологического воздействия на социум в отдельном регионе и в государстве в целом. Учитывая это, суть идеологической платформы терроризма, по мнению ученых, может быть сведена к нескольким положениям:

) идеи необходимости революции;

) психологическая подготовка масс к будущему участию в актах политического насилия;

) разграничение устоев существующей государственности, ослабление власти, деморализация и запугивание правительства;

) принуждение государства, правительства ответить на террористические акты волной репрессий и тем самым спровоцировать массовые недовольства и выступления против власти.

Методологически верно подойти к определению терроризма с помощью двух подходов. Философский подход позволит рассмотреть терроризм с учетом спектра всех его общеопасных проявлений и последствий, так как терроризм имеет сложную структуру, которая предопределяется как экономическим, социальным, политическим уровнями развития общества, так и наличием исторически изменяющегося объекта преступного посягательства, форм, средств и методов террористических воздействий на разных исторических этапах. При помощи философского метода мы сможем синтезировать совокупность понятий о терроризме и рассмотреть его трансформацию с точки зрения закона, поскольку история самого явления терроризма насчитывает более длительную фазу развития, чем история его осмысления в рамках нормативных актов и попыток законодателя с точки зрения права подойти к эффективной борьбе с ним.

Основные познавательные категории философского метода, такие как "историческое и логическое", "конкретное и абстрактное", "содержание и форма", "анализ и синтез", "явление и сущность", позволяют выделить следующие особенности к определению термина "терроризм":

политическая характеристика терроризма. Еще Платон и Аристотель оправдывали насилие, используемое в политических целях. Идею низвержения неугодных правителей позднее поддержал и М. Робеспьер. Таким образом, терроризм на протяжении всех своих исторических этапов имеет политическую подоплеку, как метод и способ достижения политических целей, и это утверждение применимо как к внутреннему, так и к внешнему терроризму. Поэтому современный терроризм справедливо можно рассматривать как "один из наиболее агрессивных методов политической борьбы";

социальная характеристика терроризма. По мнению О. Белькова, как социальное явление терроризм представляет собой идеологию, политику и социальную практику общественных сил (индивидов, групп и институтов), ориентирующихся на нелегальные насильственные формы изменения государственного и общественного строя. Отсюда следует вывод, что социальная сущность терроризма характеризуется в первую очередь определенными идеологическими установками. Вообще идеология - это система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Но термин "идеология" следует рассматривать применительно к терроризму более широко, поскольку терроризм сам и является идеологией, при помощи которой разрабатываются тактика и методика совершения действий, направленных на насильственное изменение государственного, социально-экономического строя, общей политики государства путем совершения террористических актов;

психологическая основа терроризма - конфликт. Так, В.А. Соснин в своем исследовании пишет, что "необходимо выделить четыре категории мотивов и потребностей в качестве базовых оснований и структурных причин, способствующих возникновению терроризма: потребность в пище, в здоровье, крыше над головой; потребность в безопасности, неудовлетворение которой зачастую ведет к возникновению страха; потребность в самообороне.

Формально-юридический (технико-юридический) метод позволит определить юридические понятия, выявить их признаки, что позволит нам освободить термин от ненужных характеристик, которые являются второстепенными при точной формулировке такого сложного явления, как терроризм. Другими словами, формально-юридический подход поможет "облегчить" определение терроризма и привнести ясность с учетом включения в него уголовно-правовой характеристики терроризма.

Таким образом, к проблеме определения терроризма следует подходить исходя из комплекса всех трех выше обозначенных методов, соблюдая принцип их взаимности, применяя их с учетом сложной системы их взаимоотношений в познавательном процессе.

В качестве вывода могу сказать, что терроризм исторически (с середины XIX в.) был основан легитимно непризнанными в функционирующей системе государственной организации и общественной иерархии индивидами. Возникновение и распространение этого социально-политического явления - исторически следствие появления в обществе возможности применения насилия более "слабой" стороной относительно более сильной как проявление осмысленной формы протеста, как средство достижения определенных политических целей. Это в значительной степени подчеркивается эволюцией развития терроризма в течение последних двух веков, а также масштабностью совершенных террористических акций, переосмыслением, так сказать, ценностных ориентаций их исполнителями.

.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом

На сегодняшний день, несмотря на наличие разного рода конвенций и международных соглашений по борьбе с терроризмом, нет единого определения этого явления. Однако законодательный тупик, с которым столкнулась наука в поиске единого общепризнанного термина терроризма, отнюдь не предполагает, что любые попытки выработки такого определения обречены на провал. Наоборот, многоликость и многоплановость данного феномена, определенная социальными, экономическими, политическими истоками терроризма, настоятельно требует выявления цельного понятия, которое поможет сосредоточить международные силы по квалификации его как уголовного преступления и дальнейшего эффективного сотрудничества государств в борьбе с ним. Отсутствие такого определения будет играть только на руку террористам, которые, воспользовавшись юридическими разногласиями, смогут обратить их в свою пользу, что подтверждается следующим суждением: "...отсутствие договоренности относительно четкого и общеизвестного определения подрывает нормативные и моральные позиции в борьбе против терроризма".

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Террористические акты, такие как похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия, прямые угрозы и их реализация и т.д. представляют реальную угрозу национальной безопасности любого государства.

С учетом обобщения имеющейся практики координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1979); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) и др. Декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, определила, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государства.

На 49-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1994) принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой выражается убежденность в целесообразности более тесной координации и усиления сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием.

В свою очередь, на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 года) министры стран «большой восьмерки» приняли документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Одна из рекомендаций относится к «улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы». Особого внимания требуют поиск и разработка методов обнаружения и маркировки взрывчатки и других средств, которые могут привести к гибели или ранению людей. «Большая восьмерка» призывала все государства взять под свой контроль неправительственные организации (гуманитарной, культурной или социальной направленности), которые могут служить прикрытием для террористической деятельности. Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой. Подразумеваются, прежде всего, частные средства кодирования передаваемой информации. В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки. Документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении. Рекомендовано всем государствам препятствовать передвижениям групп террористов и их отдельных членов и в этих целях ввести более строгий пограничный контроль и правила оформления удостоверений личности и визовой документации.

Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм можно победить только совместными усилиями.

Группа экспертов по транснациональной организованной преступности на заседании в Париже 12 апреля 1996 года приняла следующие рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных преступлений, определить центральный орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся террактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях его искоренения, как на двусторонней основе, так и путем многостороннего сотрудничества.

Касаясь ситуации в постсоветских республиках, следует отметить, что криминальный мир, в отличие от мира политического, с разрушением единого правового пространства на территории бывшего СССР быстро консолидировался. Лишение правоохранительных органов и спецслужб бывших союзных республик единого стержня привело к раздробленности их усилий, чем незамедлительно воспользовались преступники. В последние годы отмечался рост числа тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер. Широкое распространение получили различные проявления терроризма, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники.

В целях координации усилий компетентных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными видами опасных преступлений начиная с 1991 года был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. В их числе Соглашение «О концепции военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств», представляющее собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств - членов СНГ от внешних угроз, обеспечение территориальной целостности и политической стабильности, а также Соглашение «О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В 1995-1996 годах принята Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, включившая совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации, а также Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности, провозгласившая международный терроризм в качестве одного из основных источников военной опасности для стран СНГ. Важнейшим этапом в кодификационной деятельности стало принятие в 2000 году Советом глав государств Программы совместных мер борьбы с преступностью на период до нынешнего года.

Однако положения, содержащиеся в вышерассмотренных международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях. В конце 1960-х - начале 1970-х годов США, Италия, Великобритания, ФРГ и другие страны, в которых данная проблема приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей приняли ряд законодательных актов, нацеленных на предупреждение и пресечение терроризма, следуя при этом собственной модели законотворческой деятельности.

Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом:

во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;

во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;

в-третьих, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;

в-четвертых, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в стране или регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности.

Из вышесказанного очевидно, что для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом, необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, усиление социальной несправедливости, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений.

Изживание терроризма - длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм одними только силовыми средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Для вытеснения терроризма из жизни требуется выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия. Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать усилия в превентивной деятельности. Необходимы меры по усилению охраны границ, повышению контроля за деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из других стран. Меры, направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем, способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы. Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах. Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.

Таким образом, одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах. Сегодня неэффективные методы борьбы с терроризмом силовыми, военными способами постепенно должны заменяться более продуманными политическими, организационным, дипломатическими и правовыми решениями, направленными не только на нейтрализацию уже действующих террористических организаций, но и на предотвращение появления новых. Фактов того, что антитеррористические нормы законов и действия правоохранительных структур не достигают желаемых результатов, достаточно, поэтому остается только надеяться на принятие новых либо совершенствование уже имеющихся норм и положений, основной задачей которых является предупреждение, противодействие и пресечение актов терроризма. В этой связи особую значимость приобретает проблема эффективности действующего антитеррористического законодательства, и успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами международного, федерального и регионального уровней с учетом построения правильной законодательной политики. Конечно, в масштабе научной статьи сложно выразить все неточности нынешнего законодательства о противодействии терроризму, и тема терроризма еще неоднократно будет поднята и доведена до сведения органов власти в целях предупреждения угрозы безопасности страны посредством реализации преступных террористических действий.

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма. Участие органов безопасности Кыргызской Республики в противодействии терроризму

.1 Объективные признаки терроризма

Состав данного преступления находится в Особенной части Уголовного кодекса Кыргызской Республики (далее именуемой УК КР), в разделе IX - «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в главе 24 - «Преступления против общественной безопасности». Основной статьей, характеризующей состав преступлений террористического направления, является ст. 226 «Терроризм» УК КР. Исследовать состав ст. 226 УК КР следует начать с определения понятия терроризм.

Признаками терроризма являются:

совершение общественно опасных деяний или угрозы таковыми, что порождает общественную опасность;

преднамеренное создание обстановки страха, напряженности на социальном уровне, направленное на устрашение населения или какой-то его части. Такая атмосфера представляет собой объективно сложившийся социально-психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий.

Игнорирование указанных обстоятельств приводит к тому, что к терроризму порой относят любые действия, породившие страх и беспокойство в социальной среде. Однако терроризм, тем и отличается от других, порождающих страх преступлений, что здесь он возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей, и служит своеобразным объективным рычагом воздействия. Причем воздействия целенаправленного, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели. Благодаря созданной обстановке страха террористы стремятся к достижению своих целей, причем не за счет собственных действий, а благодаря действиям иных лиц, на кого призвано оказывать воздействие устрашение; применение насилия в отношении одних лиц (невинных жертв) или имущества в целях склонения к определенному поведению других лиц.

Терроризм следует рассматривать как составную часть в системе преступлений террористического характера (террористической направленности). К категории этих преступлений относятся: терроризм (ст. 226 УК КР), финансирование терроризма (ст. 226-1 УК КР), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 226-2 УК КР), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 226-3 УК КР), и другие преступления (захват заложников, похищение человека, захват зданий, сооружений, водного или воздушного судна, железнодорожного подвижного состава и т.д.). Эти деяния совершаются публично и направлены на устрашение населения в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказ от него.

Таким образом, преступления террористического характера (террористической направленности) - это общественно опасные деяния, направленные на устрашение населения в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к совершению или отказу от совершения какого-либо действия. Преступления террористического характера (террористической направленности), в свою очередь, являются составной частью более широкой категории - преступлений с признаками (элементами) терроризирования, суть которых состоит в понуждении к совершению каких-либо действий или отказу от них путем устрашения.

Терроризм, преступления террористического характера и преступления с признаками терроризирования относятся к категории сложных преступлений, в которых одно действие (бездействие), направленное на устрашение, имеет вспомогательное значение по отношению к основному действию - понуждению к выполнению требований, выступая определенным способом основного действия. Состав преступления, предусмотренного статьей 226 УК КР, является: основным с квалифицирующими признаками, формальным составом, т.е. преступление считается оконченным с момента совершения действий, создающих опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба; наступления иных общественно опасных последствий.

В соответствии со ст. 2 УК КР одной из задач, стоящих перед уголовным законодательством, является охрана прав и свобод граждан, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, природной среды и конституционного строя, мира и безопасности человечества. Это указание представляет собой не что иное, как формализованный и обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны, или объектов преступления. Формализованным он является потому, что даже поверхностный взгляд на содержание Особенной части УК позволяет прийти к мысли, что в ст. 2 УК КР перечислены далеко не все объекты, охрана которых от общественно опасных посягательств является задачей уголовного права. Так, юридической защитой обеспечены интересы правосудия, отношения в сфере военной службы, нормальная управленческая деятельность в коммерческих и иных непубличных организациях и т.п. Иначе говоря, составить представление о полном перечне объектов преступления можно лишь на основе детального изучения и анализа всей совокупности уголовно-правовых норм.

Для понимания объекта преступления представляют интерес первые два значения этого термина. Первое значение показывает, что объект противостоит лицу, совершающему преступление (субъекту), на него, т.е. вовне по отношению к собственной персоне, виновный направляет свои противоправные усилия. Второе значение позволяет понять, что объект является сферой приложения этих усилий, именно он претерпевает отрицательные изменения (вред) или ставится под непосредственную угрозу причинения вреда. Поэтому, в самом общем виде, объектом преступления является то, на что направлена преступная деятельность лица, совершающего преступление, и чему объективно причиняется этим преступлением вред либо создается угроза причинения такого вреда.

Объектом преступления является общественная безопасность в широком смысле этого слова. Своим устрашающим воздействием терроризм обращен либо к широкому и, как правило, неопределённому кругу граждан, порой населению целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным лицам и органам власти, наделённым правом принимать организационно-управленческие решения. Дополнительными объектами могут быть собственность, жизнь, здоровье граждан, их имущественные и политические интересы и т.п.

Объективная сторона выражается в двух видах деяний:

совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий,

угроза совершения таких действий.

Терроризм выражается, согласно закону, в совершении «взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий» или в угрозе «совершения указанных действий».

Взрыв - это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.

Поджог, т.е. намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь, имеет в своей первооснове пожар, под которым понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Соответственно под «иными действиями» следует понимать совершение общественно опасных поступков, создающих опасность наступления последствий, указанных в законе.

Например, устройство обвалов, затоплений, камнепадов; аварий на объектах жизнеобеспечения населения водой, теплом, электроэнергией; блокирование транспортных коммуникаций, устройство аварий и крушений на транспорте; захват и разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений; заражение источников воды и продуктов питания, распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию, иное, радиоактивное, химическое, бактериологическое заражение местности. Разумеется, дать исчерпывающий перечень «иных действий, создающих…» невозможно, поскольку людская изобретательность по части злодейства неисчерпаема. Здесь приведены те, которые встречаются чаще других, а также те, которые наиболее вероятны.

Объектом посягательства для террористов является деятельность государственных органов, международных организаций, физических или юридических лиц, на которых они стремятся воздействовать путем устрашения населения вышеуказанными общественно опасными деяниями. Причем эти деяния выступают для террористов не в качестве основных, а в качестве вспомогательных, в качестве способа совершения основного действия в этом сложном преступлении - понуждения к принятию какого-либо решения или отказу от него. В результате совершения насильственных действий наступают, соответственно, последствия в виде реального причинения вреда жертвам, имущественного ущерба. Но этим последствия насильственных действий, входящих в структуру террористического акта, не исчерпываются, поскольку данные действия совершаются не ради них самих и таят в себе угрозу их повторения, а значит, опасность наступления новых подобных последствий. Последствие здесь имеет как бы две стороны - реальное наступление вреда и реальная опасность наступления такого же вреда в будущем. Именно эта двойственность последствий общественно опасных действий порождает последствие террористического акта - возникновение обстановки страха среди населения или социальных групп.

Иные общественно опасные последствия - это сопоставимые, со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; серьезное нарушение деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления, транспорта; заражение местности, распространение эпидемий и т.д.). Так как при терроризме способ совершения преступления носит общественно опасный характер, поэтому реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные общественно опасные последствия», следует рассматривать как элемент создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Часть 2 ст. 226 УК КР предусматривает ответственность за совершение тех же действий при наличии квалифицирующих обстоятельств, которые (по общему правилу) свидетельствуют о большей общественной опасности. Это следующие обстоятельства:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с применением огнестрельного оружия.

Для определения совершения преступления группой лиц по предварительному сговору нужно учитывать положения ст. 30 УК КР. Эта статья предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Если террористический акт уже начался, то последующее присоединение соучастников (соисполнителей) не влечет ответственности по п. 1 ч.2 ст.226 УК КР, если заранее не договаривались о совместном участии в совершении террористического акта, то есть не было предварительного сговора. Но вполне возможно, что такой сговор (уговор) - вступить в действие лишь на определенном этапе - вполне мог состояться ранее, а поэтому говорить о совместном совершении преступления есть все основания.

Под применением огнестрельного оружия следует понимать его фактическое применение с целью поражения лиц, подвергшихся нападению, или его использование как средство угрозы. Производство стрельбы, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий с целью запугивания граждан рассматривается как терроризм с применением огнестрельного оружия. В науке давно отмечается неудачность выделения в ч. 2 ст. 226 УК КР такого квалифицирующего признака. Из действующей редакции ч. 2 ст. 226 УК следует вывод, что законодатель счел использование огнестрельного оружия при совершении террористического акта более опасным, чем применение в тех же целях взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Однако осуществление взрыва, поджога, отравления водопровода и т.п. создает большую опасность наступления общественно опасных последствий, чем применение огнестрельного оружия. Само существование указанного квалифицированного признака на практике может привести к парадоксальным ситуациям, когда взрыв гранаты на площади, взрывного устройства, затопление населенного пункта или эпидемия, будут квалифицированы по ч. 1 ст. 226 УК КР, а единичный выстрел из винтовки на той же площади потребует вменения п. 2 ч. 2 ст. 226 УК КР.

Часть 3 ст. 226 УК КР предусматривает ответственность за совершение действий, предусмотренных частями первой и второй, если они совершены организованной преступной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека, или иные тяжкие последствия.

Под организованной преступной группой понимается два или большее число лиц, предварительно организовавшихся для совершения одного или нескольких преступлений. Этой разновидности соучастия свойственен профессионализм и устойчивость. Чаще совершаются преступления организованной группой в экономической сфере. Организованная группа характеризуется обязательными признаками, к которым следует отнести предварительный сговор и устойчивость. Под устойчивостью организованной группы понимается наличие постоянных связей между членами и специфических методов деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость организованной группы предполагает предварительную договоренность и организованность. Эта разновидность в отличие от соучастия с предварительным сговором группы лиц отличается большей степенью устойчивости, согласованности между участниками. Членами организованной группы могут быть лица, которые участвовали в разработке плана совершения преступления или же лица, которые знали о плане и активно выполняли его. Как правило, тщательная организация таких групп объединяет большое количество людей, работающих в органах государственного управления, руководителей предприятий, работников торговли и т. д. Все это обусловливает устойчивость организованной группы.

Под иными тяжкими последствиями понимается причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, эпидемии, невосполнимый ущерб природным объектам, гибель памятников истории и культуры, уничтожение важных народнохозяйственных объектов, отразившееся на экономической безопасности и обороноспособности страны, и т.д.

Примечание к ст. 226 УК КР предусматривает, что лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно:

. своевременным предупреждением органов власти (т.е. когда у органов власти имеется время, в пределах которого есть реальная возможность для предотвращения террористического акта);

. или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта (например, обезвредило взрывное устройство, воздействовало в какой-либо форме на других участников готовящегося акта терроризма, или дезинформировало соучастников, благодаря чему акт терроризма не был осуществлен, и т.д.);

. если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Например, если лицо совершило хищение взрывного устройства для совершения террористического акта, а затем добровольно сообщило органам власти об этом, и террористический акт был предотвращен, то такое лицо будет нести ответственность лишь за хищение взрывного устройства по ст. 245 УК КР.

Указанное примечание относится к террористическому акту, который подготавливался не одним лицом, а группой лиц (по предварительному сговору или организованной группой). Если же лицо планировало совершение акта терроризма не в составе группы, а самостоятельно, затем добровольно и окончательно отказалось от его совершения, то такое лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности в соответствии со ст. 29 УК КР. Следует иметь в виду, что если лицо участвовало в подготовке нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности лишь за тех из них, которые были предотвращены по его заявлению.

Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что объектом преступления, предусмотренного ст. 226 УК КР (Терроризм) является общественная безопасность и общественный порядок, как таковые. Объективная сторона, характеризуется действиями, направленными против объекта, либо же угрозой таких действий.

2.2 Субъективные признаки терроризма

Субъективная сторона терроризма - прямой умысел. Обязательно наличие особой цели - нарушение общественной безопасности; устрашение населения; оказание воздействия на принятие решений органами власти. При совершении терроризма виновное лицо осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит наступление многих последствий в качестве фактического вреда или реальной опасности его наступления и желает, чтобы эти последствия наступили. Осознание общественно опасного характера столь сложного деяния как терроризм включает в себя осознание многообъектности посягательства и общественно опасного способа исполнения первоначального действия, а также осознание того, что это действие может породить состояние страха среди населения на уровне социально-психологического фактора.

Предвидение общественно опасных последствий терроризма - это представление о тех событиях и тех последствиях, которые могут произойти в будущем с неизбежностью или с той или иной долей вероятности: возникновение общественно опасного вреда, могущего повлечь невинные жертвы или иные тяжкие последствия, либо создание реальной опасности его причинения. Желание, как волевой признак прямого умысла, состоит в стремлении к определенному результату, последствиям, т.е. с прямым умыслом могут достигаться лишь те результаты, последствия, которые выступают в качестве цели виновного. В качестве специальных целей терроризма, свидетельствующих о целенаправленном характере действий террористов, в ст. 226 УК КР названы: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти. Мотивы террористических акций могут быть самыми различными: месть на несправедливые решения, действия; мотивы, связанные с решением национальных, этнических, политических, экономических проблем и т.п.

В число обязательных элементов состава преступления входит субъект преступления - лицо, способное нести уголовную ответственность в случаях совершения умышленного или неосторожного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Категории «состав преступления», «субъект преступления», «уголовная ответственность» практически неразделимы и довольно часто отождествляются соответственно с понятиями «преступление», «лицо, его совершившее» и «ответственность». Если говорить условно, то фактически «общественно опасное деяние при определенных обстоятельствах может совершить любое лицо, но субъектом преступления может быть только обладающее признаками, установленными в законе, - вменяемостью и определенным возрастом (14-16 лет), с которого наступает уголовная ответственность».

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, являющееся гражданином КР, иностранцем или лицом без гражданства и достигшее четырнадцатилетнего возраста. Данное положение представляется чрезвычайно важным, так как в национальном и религиозном терроризме принимает участие довольно много подростков, которые в силу своего возраста легко попадают под влияние взрослых. Участие в террористическом акте требует для террориста внутреннего самооправдания, хотя бы вначале. Задача - вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любое преступление.

2.3 Участие органов безопасности в противодействии терроризму на территории Кыргызской Республики

Терроризм во всем многообразии его проявлений стал одной из самых острых проблем борьбы с преступностью на территории Кыргызской Республики. Не случайно еще в Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики 2001 года указывалось, что криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма являются основными угрозами национальной безопасности страны. Так, в течение трех лет (1999-2002 гг.) южный регион Кыргызстана подвергался незаконному вторжению международных террористов религиозного толка, одержимых идеей создания на территории Центральной Азии, так называемого государства «Исламский халифат». Последствия такого вторжения, которое повлекло за собой захват заложников, грабежи и убийства мирного населения, выявили существенные недостатки, связанные с правовыми и организационными аспектами противодействия терроризму. Произошедшая в последующем (2002-2003 гг.) серия взрывов в городах Ош и Бишкек Кыргызской Республики еще раз наглядно подтвердили опасность терроризма, создающего прямую угрозу безопасности страны, общества и личности.

В настоящее время деятельность террористических группировок все еще продолжает оставаться одним из факторов дестабилизации социально-политической ситуации в Кыргызской Республике. Ведь высокая общественная опасность терроризма обуславливается, прежде всего, тем, что способы насилия, при помощи которых они осуществляются, порождают атмосферу страха, неуверенности, нарушают общественную стабильность, вызывают панику среди населения и беспорядок в обществе.

Не так давно, в ноябре 2010 года на юге страны вновь прогремели взрывы, посеявшие панику среди населения. Позже правоохранительные органы разъяснили в СМИ, что 29 ноября в г. Ош была проведена спецоперация, в результате которой было уничтожено трое боевиков, еще один подорвал себя гранатой, установлена их причастность к террористической организации Исламского Движения Узбекистана (ИДУ). Со слов тогдашнего заместителя главы Государственного Комитета Национальной Безопасности (ГКНБ) Кольбая Мусаева, обезвреженная группа готовила 33 террористических акта: 8 взрывов - в г. Бишкек, 14 - в г. Ош и 11 - в Ошской области».

Утро следующего дня (30 ноября 2010 года) сотряс взрыв у столичного Дворца спорта, где проходил судебный процесс по так называемому «Делу 7 апреля». Обошлось без жертв, за исключением пяти человек которые были ранены осколками и взрывной волной.

Очевидно, что задачи борьбы с терроризмом приобретают характер острейшей государственной проблемы. Кыргызская Республика в целях решения таких задач заключила ряд международных договоров о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, приняла соответствующие нормативные правовые акты в рамках национального законодательства. В общих чертах уголовная политика в области борьбы с терроризмом была определена в Указе Президента КР от 18.02.2009 года №115 «О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики», которым обозначались задачи и меры по пресечению деятельности террористических организаций. Понятия «терроризм», «террористическая деятельность» раскрываются в Законе Кыргызской Республики «О противодействии терроризму», от 10.11.2006 года. Кроме этого, закон определил основные принципы противодействия терроризму, организационно-правовые основы профилактики и борьбы с ним, минимизации последствий терроризма, порядок координации деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, права и обязанности в связи с осуществлением противодействия терроризму, а также порядок международного сотрудничества в соответствующей области.

В соответствии с Законом КР «О противодействии терроризму», субъектами, осуществляющими противодействие терроризму являются:

. Основным субъектом обеспечения безопасности Кыргызской Республики от посягательств террористов является государство, осуществляющее свои функции в этой области через государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

. Противодействие терроризму осуществляют государственные органы, предусмотренные настоящим Законом, в пределах предоставленных им полномочий.

. Уполномоченным государственным органом, проводящим единую государственную политику в области противодействия терроризму в Кыргызской Республике и координацию деятельности других субъектов, осуществляющих противодействие терроризму, а также обеспечивающим их взаимодействие по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий, является Государственный Комитет Национальной Безопасности Кыргызской Республики (ГКНБ КР).

. Государственными органами, осуществляющими противодействие терроризму и взаимодействие с ГКНБ Кыргызской Республики в области противодействия терроризму, являются:

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;

Министерство обороны Кыргызской Республики;

Министерство юстиции Кыргызской Республики;

Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

Пограничная служба Кыргызской Республики;

Национальная гвардия Кыргызской Республики;

Служба государственной охраны Кыргызской Республики.

. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие государственные органы, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики.

. Органы местного самоуправления и местной государственной администрации оказывают соответствующую поддержку субъектам, осуществляющим противодействие терроризму.

. В случае ликвидации, реорганизации или переименования перечисленных в настоящей статье государственных органов их функции в области противодействия терроризму переходят к их правопреемникам.

. Государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Кыргызской Республики.

Компетенция ГКНБ КР в сфере борьбы с терроризмом:

координирует деятельность государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических актов. Председатель ГКНБ Кыргызской Республики несет персональную ответственность за координацию деятельности государственных органов;

осуществляет противодействие терроризму путем предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики проводит расследование по уголовным делам о таких преступлениях;

осуществляет сбор и анализ информации о деятельности террористов, террористических организаций (групп), оценивает степень исходящей от них угрозы национальной безопасности, предоставляет необходимую информацию соответствующим министерствам и ведомствам;

принимает меры по обеспечению безопасности деятельности органов государственной власти, предприятий, организаций, учреждений и граждан Кыргызской Республики, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся как на территории Кыргызской Республики, так и за ее пределами;

обеспечивает защиту особо важных объектов и государственных учреждений Кыргызской Республики, находящихся на территории Кыргызской Республики и за ее пределами, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики, а также сотрудников этих объектов и учреждений и членов их семей;

сотрудничает с соответствующими органами и специальными службами иностранных государств, а также международными организациями в сфере противодействия международному терроризму;

обеспечивает организацию работы антитеррористических подразделений по выявлению, нейтрализации и уничтожению террористов или террористических организаций (групп);

осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

по поручению Президента Кыргызской Республики разрабатывает основы государственной политики в области противодействия терроризму в Кыргызской Республике и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях террористической деятельности на территории Кыргызской Республики;

осуществляет мероприятия по планированию, организации и проведению антитеррористических операций;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента и Правительства Кыргызской Республики предложения о совершенствовании законодательства Кыргызской Республики в области противодействия терроризму;

принимает участие в подготовке международных договоров в области противодействия терроризму;

обеспечивает выполнение обязательств, принятых в рамках международных договоров в области противодействия терроризму.

Для реализации вышеуказанных компетенций и задач при ГКНБ Кыргызской Республики создается Антитеррористический центр. Порядок деятельности, полномочия и штатная численность Антитеррористического центра органа национальной безопасности Кыргызской Республики определяются положением, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики.

Таким образом, в качестве вывода могу сказать, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Она призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

правовой терроризм преступление политический

Заключение

Анализ некоторых теоретических положений уголовно-правовой науки, криминологии, а также международно-правовых документов и нормативных правовых актов национального законодательства КР, регламентирующих борьбу с терроризмом в целом, позволяет сделать следующие основные выводы:

. Рассмотрение современного терроризма с позиции международного и национального подходов выступает условием максимально всеобъемлющего осмысления данного социального явления, позволяющего выделить его формы: международный терроризм, выражающийся в совершении террористических актов, имеющих международный масштаб, т.е. выходящий за пределы интересов одного государства; внутренний терроризм как террористические действия, которые направлены против правительства одного государства, каких-либо политических группировок внутри страны или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки.

С указанной позиции терроризм представляет собой публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

. В настоящее время Кыргызстан настойчиво и последовательно выступает за коллективные усилия в области глобальной и региональной безопасности, активно участвует в коллективных формах межгосударственного взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом в Центральноазиатском регионе, который является объектом террористических атак исламских фундаменталистов. Состояние терроризма в Кыргызстане обусловлено его геополитическими, социально-экономическими и правовыми особенностями развития на современном этапе становления государственности. Коренные причины терроризма в Кыргызстане лежат в сохраняющемся социальном и политическом кризисе, в ослаблении правопорядка, что порождает новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и организации все чаще прибегают к террористическим действиям.

Кыргызская Республика преследует цель более активного интегрирования в международные процессы и финансово-экономические системы в интересах социально-экономического развития, укрепления демократических реформ в стране и эффективного противодействия терроризму.

. Причинный комплекс и состояние противодействия терроризму рассматривается в контексте более общей проблемы терроризма. Государственная политика борьбы с терроризмом в Кыргызской Республике основывается на реализации международных обязательств в данном направлении, правовом регулировании отношений, связанных с борьбой против терроризма, формировании у населения нетерпимости к любым его проявлениям, что в свою очередь, неразрывно связано с предупреждением, выявлением и пресечением террористической деятельности, устранением причин и условий, порождающих терроризм.

. Существенным фактором в эффективной борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, а также противодействия финансированию террористических групп и организаций является принятие следующих мер: запрет на финансирование экстремистских и террористических организаций и введение международных санкций за нарушение подобного запрета; отказ от предоставления политического убежища лицам, обвиняемым на родине или в третьей стране в совершении террористического акта; отказ от использования экстремистских организаций и групп в качестве орудия внешнеполитического давления; введение эмбарго на поставки оружия и боеприпасов экстремистским группировкам и террористическим организациям; осуществление тотального мониторинга распространения ядерного, химического и бактериологического оружия с жесткими международными санкциями в отношении государств, виновных в передаче подобного оружия или технологий его производства экстремистским группировкам и террористическим организациям.

Библиографический список

Нормативно-правовые источники:

.Устав Организации Объединенных Наций. Принят 26 июня 1945 г.

.Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола. Принят 13 июня 1956 г.

.Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Принята 9 декабря 1994 г.

.Европейская конвенция о пресечении терроризма. Принята 27 января 1977 г.

.Конвенция ООН о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Принята 16 декабря 1970 г.

.Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Принята 12 января 1998 г.

.Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. Принята 17 декабря 1979 г.

.Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята 9 декабря 1999 г.

.Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Принята 15 июня 2001 г.

.Конституция Кыргызской Республики. Принята всенародным голосованием (референдумом) 27 июня 2010 г. // Слово Кыргызстана. 2010

.Уголовный кодекс Кыргызской Республики. Принят 18 сентября 1997 г. Бишкек: Илим, 2009.

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят щ 22 ноября 2001 г.- М.: «ЭЛИТ», 2010.

.Закон Кыргызской Республики «О борьбе с терроризмом» №116 от 21 октября 1999 г. // «Эркин-Тоо». 2010. 29 октября.

.Закон Кыргызской Республики «О противодействии терроризму» №178 от 8 ноября 2006 года. // Эркин-Тоо. 2010.

Учебная литература:

.Курманов К.Ш. Уголовное право Кыргызской Республики. 2004. Бишкек. Илим 2007 год

.Курманов К.Ш., Тургунбеков Р.Л. Уголовно-процессуальное право КР. 2003. Бишкек. Илим 2006 год

.Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. М.: Кучково поле, 2011.

.Исаева Т.Б. Террористическая идеология в политических и правовых учениях российской оппозиции Смоленск: Универсум, 2010.

Научные статьи и диссертации:

.Валеева А.С. "Каинова печать" или "Наследие Робеспьера": методологические проблемы определения термина «терроризм». // История государства и права. - 2012. - №10.

.Оськина И.Ю. Лупу А.А. Возникновение и предпосылки распространения терроризма как социально-психологического явления: историко-правовой аспект. // История государства и права. - 2013. - №7.

.Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминологическое и уголовно-правовое исследование). СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.

.Бельков О. Международный терроризм - слова и смыслы // Власть. - 2002. №2.

.Более безопасный мир: наша общая ответственность. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. // Интерпол против терроризма: Сб-к межд. док-в. / Сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2010. 810 с. XVIII.

.Л.Р. Сурмава. Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1. / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

.Бузурманкулов // Сборник научных трудов. Юридический факультет КНУ им Ж.Баласагына, кафедра уголовного права и процесса. - Бишкек, 2007.

.Бузурманкулов, Б.Ж. Криминалистическая характеристика терроризма. // Казахстанский журнал международного права. Научно-теоретический и информационно-практический журнал. - Алматы, 2008. - Вып.3(31).

.Бузурманкулов, Б.Ж. Объект и субъект терроризма в уголовном праве. / Материалы республиканской научно-практической конференции посвященной 15-летию образования КРСУ. Кыргызско-Российский Славянский Университет. Юридический факультет. - Бишкек, 2008. С.37-47.

.Бузурманкулов. Б.Ж. Криминологическая классификация форм и видов терроризма. // Вестн. КНУ им. Ж. Баласагына. Научно-методический журнал. - Бишкек, 2012.

Похожие работы на - Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!