» определяется ст.2 Закона об информации как «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ». Помимо персональных данных к разряду конфиденциальной информации, согласно Перечню сведений конфиденциального характера (утвержден Указом Президентом РФ от 6 марта 1997г. № 188), отнесены, в том числе коммерческая и служебная тайна.
Разглашение информации, содержащей:
государственную тайну;
коммерческую тайну;
служебную тайну;
персональные данные;
и иные тайны
является основанием для увольнения.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указан в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». В основном к ним относятся определенные сведения из военной области, области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Под коммерческой тайной в силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) понимают режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Коммерческую тайну составляет информация любого характера (производственного, технического, экономического и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые неизвестны третьим лицам и к которым у них нет свободного доступа на законном основании, также относятся к коммерческой тайне, если их обладателем введен в отношении к ним режим коммерческой тайны.
Под разглашением коммерческой тайны следует понимать следующее. На основании ст. 3 Закона о коммерческой тайне это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
К служебной тайне на основании ст. 1470 ГК РФ относятся секреты производства, которые стали известны работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.
Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну
должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
к ней нет свободного доступа на законном основании;
обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст.139 ГК РФ).
К иным видам тайн, за разглашение которых предусмотрена ответственность, причем не только трудовым законодательством, относится информация, связанная с профессиональной деятельностью.
Чтобы секретные сведения не повлияли на взаимоотношения с деловыми партнерами, не привели к потере выгодных сделок, снижению цен и объемов продаж, необходимо заранее позаботиться об охране конфиденциальной информации. В частности, согласно ст. 10 Закона о коммерческой тайне работодатель должен:
определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
установить правила доступа к тайной информации (исключить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя);
вести учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
определить порядок использования тайных сведений работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
наносить на документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф "Коммерческая тайна" (или "КТ") с указанием обладателя этой информации.
Только после принятия данных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным. Лучше всего разработать локальный нормативный акт (например, положение о коммерческой тайне и ее защите), в котором необходимо учесть все виды информации и сведений, не подлежащих разглашению, а также порядок их обработки, хранения и передачи.
Если уже при заключении трудового договора известно, что работник будет иметь дело с такой информацией, соответствующее условие включить в трудовой договор необходимо. В противном случае нельзя будет впоследствии заставить работника принудительно исполнять данное условие. Он вправе вовсе отказаться выполнять работы, не определенные трудовым договором.
Только при соблюдении работодателем вышеуказанных условий работник обязан:
выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
В свою очередь, трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности. Ограничение в трудоустройстве на работу в коммерческие организации допустимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами и только в отношении отдельных категорий граждан. Например, на основании ст. 64.1 ТК РФ такое ограничение установлено в отношении бывших государственных гражданских служащих. Для лиц, трудящихся в коммерческих организациях, таких ограничений не установлено, поэтому подписание работником соглашения о запрете трудоустройства в аналогичные организации не будет иметь никакой юридической силы.
В отношении защиты персональных данных действует Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Главой 14 ТК РФ установлены правила обработки персональных данных, гарантии их защиты.
Можно назвать следующие документы, персональные данные из которых не подлежат разглашению:
документы, предъявляемые при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ);
справки медицинского обследования (ст. ст. 69, 213 ТК РФ);
документы, подтверждающие право работника на определенные гарантии, компенсации и льготы, установленные трудовым законодательством, например справка об инвалидности и др.;
документы о составе семьи, возрасте ребенка, беременности, представляемые для улучшения условий труда; сведения о членстве работника в профессиональных союзах.
Работник, который по роду своей деятельности получил доступ к секретной информации, в случае умышленного или неосторожного разглашения таковой может нести дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную и уголовную ответственность.
Глава 2. Анализ состояния проблемы
Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере предусмотрена ст.183 раздела VIII «Преступления в сфере экономики» и ст.ст.272, 273 и 274 раздела IX «Преступления против общественной безопасности» УК РФ.
Субъектом преступлений, предусмотренных названными статьями, может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени их совершения шестнадцатилетнего возраста. Юридические лица, в отличие от законодательства ряда других стран (например, США и Франции), не могут быть привлечены к уголовной ответственности по УК РФ.
Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ2. Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий - до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.
Непосредственный объект преступления - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентированные Законом РФ «О государственной тайне».
Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. Это понятие было раскрыто при анализе состава государственной измены (§ 2 настоящей главы) и полностью применимо для характеристики предмета рассматриваемого преступления. Если те или иные данные по формальному признаку (включение в специальный перечень) отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, то их содержание не влияет на квалификацию преступления.
Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если такие сведения стали достоянием других лиц. Приведенная формулировка содержит явную тавтологию, поскольку разглашение сведений как раз и означает противоправное предание их огласке, т.е. они тем самым становятся достоянием посторонних лиц.
Объективно разглашение состоит в предании огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.), в результате чего эти сведения становятся достоянием лиц, не имеющих к ним доступа. Тем не менее законодатель в качестве условия наступления уголовной ответственности включает оговорку: «если эти сведения стали достоянием других лиц». Тем самым состав преступления сконструирован как материальный: ознакомление других лиц со сведениями, составляющими государственную тайну, выступает в роли общественно опасного последствия. Именно с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, оказались реально разглашенными, т.е. стали достоянием других лиц, и возникла опасность их использования в ущерб безопасности и другим важным интересам России, преступление считается оконченным.
Разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям). Поэтому следует воспринимать как недоразумение ссылку в современной специальной литературе на то, что «по неосторожности совершаются преступления, если об этом прямо указано в диспозиции конкретной нормы» (ст. 24 УК).
При наличии умысла преступление может совершаться с различными мотивами: стремление показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане и т.п., что не влияет на квалификацию деяния. Субъект преступления - специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена либо стала известна по службе или работе. Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с нею при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).
Ответственность наступает по достижении лицом возраста 16 лет. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. Это оценочный признак, он устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела. К тяжким относятся такие последствия, как поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д.
Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.
Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, может производиться с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.
Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является наличие лицензии на такую деятельность.
Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Обязательным условием при этом является наличие у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведении соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В договоре на проведение совместных работ должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при совместных работах возлагается на их заказчика.
Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).
Субъекты, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. Носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются соответствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством о государственной тайне.
Уголовная ответственность за разглашение конфиденциальных сведений (ст. 183 УК РФ) предусматривает наказание для лиц, незаконно получивших и разгласивших сведения, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Наказание в соответствии со статьей - штраф, исправительные работы или лишение свободы, которые определяются в зависимости от совершённых противоправных действий.
Статья 183 («Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну») УК РФ содержит два состава преступлений.
Первый состав содержится в пункте 1 указанной нормы: собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (в дальнейшем сведения), путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений. Следует отметить, что за совершение аналогичных деяний в отношении служебной тайны уголовная ответственность согласно УК РФ не наступает.
Объективная сторона выражается в сборе сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем активных противоправных действий (похищение документов, подкуп, угрозы и т.д.) со стороны лица, не являющегося обладателем этих сведений и не имеющего возможности получить их на законном основании. Состав данного преступления является формальным и считается оконченным с начала сбора сведений. Субъективную сторону характеризует прямой умысел и цель разглашения либо незаконного использования информации. Только при наличии доказательств именно этих целей, совершенное деяние может быть квалифицированно по ч.1 ст.183 УК РФ.
В п.2 ст.183 УК РФ содержится второй состав преступления: незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб (преступления средней тяжести).
Потерпевшим может быть физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Потерпевший - не обязательно именно владелец информации. Поэтому, «согласие владельца не может устранить незаконность разглашения или использования коммерческой или банковской тайны, если такое разглашение или использование запрещены действующими нормативно-правовыми актами или затрагивают законные права и интересы других лиц». Состав данного преступления материальный, то есть преступление считается совершенным с момента причинения крупного ущерба. Таким образом, объективная сторона преступления включает в себя противоправное действие (действия), наличие крупного ущерба и причинную связь между данным действием и крупным ущербом. Субъективная сторона этого состава преступления включает в себя помимо прямого умысла корыстную или личную заинтересованность лица, совершающего преступление.
Право каждого на производство информации, которую можно отнести к коммерческой информации, закреплено в ч. 4 ст. 29 и ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. Указанные нормы получили развитие в ст. 139 Гражданского кодекса РФ.
) Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
) Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с коммерческой тайной. Эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и иных лиц соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной. Законодательного акта прямого действия, регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, нет.
Основные направления правового регулирования информационных отношений в области коммерческой тайны, предусмотренные принятым во втором чтении проектом Федерального закона № 310378-3 "О коммерческой тайне", следующие.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 ноября 2003 г. № 4541-III ГД "О проекте Федерального закона № 310378-3 "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2003. № 48. Ст. 4621.
В ст. 1 проекта отмечается, что Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Положения этого Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована, и не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В ст. 3 проекта Федерального закона № 310378-3 "О коммерческой тайне" определяются следующие основные понятия. Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании ограничило доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны.
Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.
Передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности. Контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.
Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.
Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Согласно ст. 4 проекта Федерального закона № 310378-3 "О коммерческой тайне" право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.
Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная самостоятельно лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то, что ее содержание может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с преодолением мер по охране конфиденциальности этой информации.
Меры уголовной ответственности установлены также за преступления в сфере компьютерной информации. Под «компьютерной информацией» УК РФ понимает информацию, содержащуюся на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети.
Уголовно наказуемыми признаются следующие деяния, совершаемые в отношении такой информации:
) неправомерный доступ к компьютерной информации, при условиях, что:
данная информация является конфиденциальной;
последствиями неправомерного доступа явились уничтожение, блокирование, модификация или копирование этой информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;
доказана причинная связь между неправомерным доступом и указанными последствиями (ст.272 УК РФ);
) создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или носителей с такими программами (ст.273 УК РФ);
) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию конфиденциальной информации, если это деяние причинило существенный вред (ст.274 УК РФ).
Как видно, УК РФ не перечисляет возможные виды преступлений в сфере информационного обмена, а дает лишь их основные характеристики. Данный подход законодателя, с учетом постоянного развития науки и технологий, представляется правильным. Что же касается вопросов классификации преступлений в рассматриваемой сфере, то следует отдать должное опыту зарубежных стран. Кодификатор Генерального Секретариата Интерпола делит компьютерные преступления на 5 групп, включающих в себя подгруппы:
) QA - Несанкционированный доступ и перехват (сюда входят: QAH - компьютерный абордаж; QAI - перехват; QAT - кража времени; QAZ - другие виды несанкционированного доступа и перехвата);
) QD - Изменение компьютерных данных (QDL - логическая бомба; QDT - троянский конь; QDV - компьютерный вирус; QDW - компьютерный червь; QDZ - прочее); QF - Компьютерное мошенничество (QFC - мошенничество с банкоматами; QFF - компьютерная подделка; QFG - мошенничество с игровыми автоматами; QFM - манипуляции с программами ввода-вывода; QFP - мошенничества с платежными средствами; QFT - телефонное мошенничество; QFZ - прочее);
) QR - Незаконное копирование (QRG - компьютерные игры; QRS - другое программное обеспечение; QRT - топология полупроводниковых устройств; QRZ - другие виды незаконного копирования);
) QS - Компьютерный саботаж (QSH - с аппаратным обеспечением; QSS - с программным обеспечением; QSZ - прочие виды саботажа);
) QZ - Прочие компьютерные преступления (QZB - с использованием компьютерных досок объявлений; QZE - хищение информации, составляющей коммерческую тайну; QZS - передача информации, подлежащая судебному рассмотрению; QZZ - прочие компьютерные преступления).
Знак «Z» используется в приведенном кодификаторе с учетом возможности появления новых видов компьютерных преступлений.
Российские правоохранительные органы также используют в своей деятельности и данный кодификатор и различные рекомендации Интерпола. Начало этому положил Указ Президента РФ № 1113 «Об участии РФ в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола» от 30 июля 1996 года.
Глава 3. Пути решения проблемы
Согласно статье 20 Закона «О государственной тайне» к органам защиты государственной тайны относятся:
межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;
органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.
Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерства обороны РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ.
Разглашение государственной тайны влечет наступление уголовной ответственности. Она наступает за умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены. Разглашение окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.
Часть 2 ст. 283 предусматривает повышенную ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности (в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 г.) тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.
Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены, квалифицируется по ст. 275 УК РФ: «Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений <#"justify">Заключение
Права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной.
Субъекты - потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации - авторами произведений или собственниками информационных объектов.
При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.
Информация ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, а также персональные данные и т.п.) создается разными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности.
В информационных процессах по обращению такой информации возникают следующие права и обязанности:
обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;
обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;
ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;
обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;
обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;
ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.
Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.
Так, разглашение государственной тайны влечет наступление уголовной ответственности.
Разглашение государственной тайны есть предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, вследствие чего они становятся известны посторонним лицам.
К посторонним следует относить тех лиц, которым соответствующие сведения не были доверены и не стали известны по службе или работе.
Разглашение может быть как устным (например, в ходе публичного выступления), так и письменным (опубликование в средствах массовой информации, сообщение в письме).
Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие, осознание посторонним лицом фактического смысла полученных им сведений).
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. Правила и порядок допуска должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне определяются Законом РФ 1993 г. "О государственной тайне".
Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну; предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает либо сознательно допускает это, относится к этому безразлично.
Право установления режима коммерческой тайны имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся и договоре, заключенном с обладателем коммерческой тайны. В других случаях конфидент коммерческой тайны обязан соблюдать режим коммерческой тайны, установленный ее обладателем. При этом на носителе информации или на сопроводительном документе устанавливается гриф «Коммерческая тайна».
Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайны и совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации, в том числе постановку и снятие грифа коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну.
Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение соглашений о конфиденциальности или иных договоров, подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Дополнительные меры по обеспечению режима коммерческой тайны обладатель и конфидент коммерческой тайны устанавливают по Собственному усмотрению. Дополнительными мерами могут быть установление специального порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, проставление специального грифа на документах, содержащих указанные сведения, ограничение круга физических лиц, имеющих доступ к указанным сведениям.
Обладатель коммерческой тайны имеет право изменить или отменить режим коммерческой тайны, если это не нарушает обязательства, принятые им на себя при заключении соглашения о конфиденциальности или иных договоров. При изменении или отмене режима коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение.
При ликвидации юридического лица - обладателя коммерческой тайны ликвидационная комиссии (ликвидатор) принимает решение о возможности и порядке дальнейшего использования и охраны информации, составлявшей коммерческую тайну ликвидируемого юридического лица.
Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или в результате правопреемства, считается полученной правомерно. Информация, полученная лицом без использования неправомерных средств при проведении исследований по собственной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, считается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием коммерческой тайны другого лица.
Лицо, правомерно и самостоятельно получившее информацию, одновременно являющуюся коммерческой тайной другого лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми правами, предусмотренными законодательством.
Подводя итог, можно сделать вывод, что информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение - результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение.
Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов - участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.
Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.
Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.
Право в субъективном смысле - индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.
Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РФ, и обязанностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гарантий информационных прав и свобод.
Для информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой или распространяемой в правовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информации. Закрепляются же такие свойства и особенности в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях в особенностях поведения субъектов, в их правах, обязанностях и ответственности по фактам поведения.
Список используемой литературы
1.Боер В.М., Павельева О.Г. Информационное право: учебн. Пособие. Ч. 1; ГУАП. - СПб.
.Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.
.Копылов В.А.. Информационное право, 2002
4.Лапина М.А., А.Г. Ревин, В.И. Лапин. Информационное право - 2004 год <http://all-books.biz/pravo-informatsionnoe/informatsionnoe-pravo.html>
.Мэггс П. Б., Сергеев А.. П. Интеллектуальная собственность. - М.: Юрист, 2000.
.Пиляева В.В. Исполнительное производство - 2012 год <http://all-books.biz/pravo-informatsionnoe/ispolnitelnoe-proizvodstvo.html>
.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора Ю.И.Скуратова и доктора юридических наук, Председателя Верховного Суда РФ В.М.Лебедева. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001.
.<http://www.consultant.ru/>
.<http://www.trudkod.ru/> (ТК РФ)
.<http://www.ugolkod.ru/> (УК РФ)