Конституция как основной закон государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституция как основной закон государства

Оглавление

Введение

Глава 1. Правовое состояние законов. Виды законов

.1 Понятие закона

.2 Основные признаки закона

.3 Виды законов

Глава 2. Конституция как основной закон государства

.1 Виды источников конституционного права

.2 Понятие конституции, ее черты и юридические свойства

.3 Общая характеристика Конституции РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современном обществе люди, различного рода их объединения постоянно соприкасаются с нормами, зафиксированными в законах и подзаконных актах с требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

Основной целью курсовой работы является исследование подходов к пониманию закона как источника права, а также рассмотрение Конституции как основного закона государства.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

дать определение понятию закон;

раскрыть основные признаки закона;

определить виды законов;

изучить виды источников конституционного права

раскрыть понятие конституции

рассмотреть основные черты и юридические свойства конституции

выявить функции конституции

дать общую характеристику Конституции РФ

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области конституционного права, теории государства и права российских юристов - ученых, таких как: Баглай М.В., Васильев А.В., Венгеров А.Б., Закревская О.В., Каллагов Т.Э., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Лазарева В.В., Ларин А.Ю., Лившиц Р.З., Лучин В.О., Мазаев В.Д., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Нерсесян В.С., Никитин А.Ф., Приголкин А.С., Шершеневич Г.Ф. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов, классификация.

Курсовая работа состоит из двух глав: «Правовое состояние законов. Виды законов» и «Конституция как основной закон государства», каждая из которых подразделяется на три параграфа.

Глава 1. Правовое состояние законов. Виды законов

.1Понятие закона

Закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

Закон может рассматриваться в самом «широком» смысле, как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть нома права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».

Из этого суждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержаться в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

Но понятие «нормативно-правовой акт» гораздо шире понятия закона. Под нормативно-правовыми актами, согласно Ларину А.Ю., понимаются «выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права». Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

По мнению Марченко М.Н., «в числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления Правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления».

В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие:

Закон - это принятый в особом порядке «первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой».

Закон - это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны».

«В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

.2 Основные признаки закона

Закон как любой нормативно-правовой акт обладает признаками:

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием - в России) представляющими в формально - юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума.

Данный признак закона является широко признанным исследователями многих стран и довольно устоявшимся, однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам. Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). Следующая причина состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (в Швеции) референдум имеет не законодательный, а лишь совещательный характер. Утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственно власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно;

Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы: «федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом федерации»;

все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией. Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом, либо отменен. «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»;

закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти. Например, Конституционный Суд может признать закон принятый Парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган;

Закон, как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, «должен отражать волю и интересы всего общества или народа»;

Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.;

«законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке». Законодательная процедура закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

.3 Виды законов

В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают конституционные и обыкновенные законы.

К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

. Конституция - «это основной закон государства (республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства». Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

принимается народом или от имени народа (12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которого был одобрен проект новой Конституции);

имеет учредительный характер (в Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства);

обладает высшей юридической силой. Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньшей юридической силой, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции;

является основной для всех иных источников права (особенностью Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений);

имеет прямое действие и всеохватывающий. Конституция устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.

отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специальной процедурой внесения. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»;

Конституцию РФ отличает и специальный, усложненный порядок внесения поправок и пересмотра ее содержания. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

. Федеральные конституционные законы - законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 от голосов депутатов парламента.

Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами, «на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента».

Россия является федеративным государством, поэтому существует деление законов на федеральные и законы субъектов Федерации.

. Федеральные законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральные законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территории Российской Федерации.

. Законы субъектов Федерации (законы краев, республиканские законы, законы областей, автономных округов и областей) принимаются в соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

. Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизни общества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической силой, но не могут противоречить Конституции и конституционным законам. Так обеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательное проведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в Конституции и конституционных законах. Основная задача органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и других нормативных - юридических актов и тем самым претворение в жизнь во всех актах конституционных начал законов.

. Еще одно деление закона - по отраслям права, оно имеет важное значение. В связи с этим следует разграничивать отраслевые законы.

Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы, уголовные законы; законы о труде, земельные законы; гражданские законы; финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальному обеспечению.

Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права).

Например - законодательство России. Правительство Российской Федерации издает постановления, которые влияют на законы и развитие в них содержащихся положений. Они принимаются наиболее важным вопросам социального, хозяйственного и культурного строительства. В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ст.115 п.3Конституции РФ). В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также Указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила всеобщего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны на всей территории Российской Федерации» (ст.90 п.2Конституции РФ). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента РФ.

Глава 2. Конституция как основной закон государства

.1 Виды источников конституционного права

Объективные причины (источники) возникновения и существования

конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества.

Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права, согласно Кутафину О.Е., «являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры».

Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти - монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах. Как выделяет по степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычны.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности

государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах. В Чехословакии, например, было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органические законы в ряде стран (обычно романской системы права) определяют статус органов государства на основе бланкетных статей конституций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосудия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65).

К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.

Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Чаще всего эти правила представляют собой определенный способ реализации конституционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом случае не защищаются.

Международные договоры служат источниками конституционного права в случае, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.

.2 Понятие конституции, ее черты и юридические свойства

Конституция как «основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др».

Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом, согласно Баглаю М.В., конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писаные, т.е. составленные в виде единого документа и неписаные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.

. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).

. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Главы 1 (Основы конституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и главы 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены парламентом России - Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть, принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей от более чем 50% всех принявших участие в голосовании.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства).

Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести:

Верховенство

Итоговый характер предписаний

Преемственность

Реальность

Легитимность

Стабильность

Фундамент системы права.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества. Но к сожалению, если объективно оценивать содержание нашей Конституции, то мы увидим, что итоговый характер ее предписаний, не соответствовал уровню развития общественных отношений на момент ее принятия.

Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. конституция закон легитимность

Важной чертой конституции правового государства является её реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

Таким образом, можно сделать вывод; юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом.

.3 Общая характеристика Конституции РФ

Конституция Российской Федерации - основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

Первый раздел из девяти глав содержит:

. Основы конституционного строя.

. Права и свободы человека, и гражданина.

. Федеративное устройство.

. Президент Российской Федерации.

. Федеральное Собрание.

. Правительство Российской Федерации.

. Судебная власть.

. Местное самоуправление.

. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации занимают основные права и свободы человека и гражданина (статья 2, глава 2). В Конституции Российской Федерации перечислены не только "негативные права и свободы", которые признаются как естественные и неотъемлемые права человека, но и "позитивные права и свободы", к которым относятся политические и социальные права, их обеспечение возложено на государство. Также в Конституции обозначены права "третьего поколения": право на благоприятную окружающую среду, на неприкосновенность частной жизни, на добровольное согласие подвергаться медицинским, научным или иным опытам, право на ознакомление с материалами и документами, непосредственно затрагивающими права и свободы и т.д.

Права и свободы человек реализует в обществе. Поэтому далеко не все права могут быть абсолютными: неизбежно их ограничение, прежде всего в тех случаях, когда реализация свободы одних сводит на нет реализацию свободы других. Именно в Конституции должны быть сформированы пределы ограничения прав человека и гражданина.

В Конституции Российской Федерации (статья 55) предусматривается, что основаниями ограничения прав человека и гражданина может служить защита прав и законных интересов других лиц (а не интересов других граждан). Таким образом, права и интересы государства (как правило, государственных юридических лиц) могут быть основанием для ограничения прав других участников гражданско-правовых отношений.

Впервые в Конституции в сжатой форме раскрывается полновластие народа, который "осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3).

Очень важные положения закреплены в статье 4 Основного Закона, которая призвана предотвратить распад Российской Федерации.

В Конституции наше государство провозглашено социальным, чему посвящена достаточно объемная статья 7, которая гласит, что государство берет на себя обязательство создать необходимые условия для всестороннего удовлетворения потребностей личности во всех социально значимых сферах.

Действующая Конституция Российской Федерации исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Согласно статьи 80 Конституции, он "является главой государства". У нас не просто сильный, а очень сильный Президент. Президент не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской Федерации (статьи 80, 85). Президент в целом независим от других органов государственной власти. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. У Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы (если они вообще появятся). Правительство Российской Федерации является Правительством Президента Российской Федерации. Президенту как Верховному главнокомандующему подчиняются все Вооруженные Силы страны. Президент объявляет военное и чрезвычайное положение, начинает и прекращает военные действия.

Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, так как регулирует в общих чертах лишь наиболее важные сферы общественных отношений. В любой Конституции возможны явные и скрытые пробелы, действительные и мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация осуществляется правовыми способами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.

Этим обусловлена значимость толкования Конституции Российской Федерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение так и разъяснение смысла интерпретируемых норм.

Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты, собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение; они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.

С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании ранее обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, которая явилась основанием для обращения в Конституционный Суд, считается преодоленной. Официальное толкование, даваемое решением Конституционного Суда, обязательно на всей территории Российской Федерации, для зарубежных органов внешних сношений Российской Федерации, а также отечественных юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.

Конституция любой страны со временем подвергается изменениям - их требует сама жизнь. Конституция Российской Федерации одна из самых сложных в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Для принятия поправок требуется не менее двух третей субъектов федерации. Не во все главы Конституции российский парламент может вносить изменения.

В части 1 статьи 135 сказано, что положения глав 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это согласно части 2 статьи 135 относится к компетенции Конституционного Собрания. Если Конституционное Собрание не подтверждает неизменность Конституции, то двумя третями голосов его членов принимается проект новой Конституции. Новая Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей. Также порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1,2,9 Конституции устанавливаются в соответствии с федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации".

Таким образом, парламент с участием субъектов федерации может вносить поправки лишь к главам 3-8 Конституции Российской Федерации. Поправки к этим главам Конституции принимаются в соответствии со статьей 136 Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции устанавливается в соответствии со статьей 137 Конституции и Федеральным законом от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Заключение

В результате проведённого исследования по теме «Закон: понятие и виды. Конституция как основной закон государства» можно сделать ряд выводов.

Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону.

Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Закон обладает следующими признаками: принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума, ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права, должен отражать волю и интересы общества в целом, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

Далее в работе рассмотрены основные черты, юридические свойства основного закона государства - конституции, а также исследована общая характеристика Конституции Российской Федерации.

Основной Закон государства - Конституция - это фундамент законодательства, регулирующий взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан; это основание, стержень и одновременно источник развития всего права.

Конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также в силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и как политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве. На базе нее происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации: по состоянию на 2012 год: с комментариями юристов. - М.: Эксмо, 2012. - 79с

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)

Алексеев С.С. Общая теория права. - М.: Проспект, 2008. - 219с

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - М.: Норма, 2011. - 767с

Васильев А.В. Теория права и государства. М.: Издательство РАГС, 2010. - 198с

Венгеров А.Б. Теория государства и права - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2008. - 457с

Закревская О.В. Правоведение. М.: Равновесие, 2008. - 203с

Каллагов Т.Э. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Волтерс Клуверс, 2009. - 258с

Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов. М.: Проспект, 2008. - 603с

Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2010. - 348с

Лазарева В.В. Общая теория права и государства: учебник. - М.: Юристъ, 2009. - 387с

Ларин А.Ю. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. - М.: Книжный мир, 2005. - 355с

Лившиц Р.З. Современная теория права - М.: Юристъ, 2010.- 192с

Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 297с

Мазаев В.Д. Конституционное право Российской Федерации. М: Айрис Пресс, 2010. - 144с

Марченко М.Н. проблемы теории государства и права - М.: Проспект, 2008. - 567с

Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2008. - 504с

Нерсесян В.С.Право и правовой закон: становление и развитие. М.: Норма, 2009. - 383 с

Никитин А.Ф. Политика и право: учебник. - М.: Просвещение, 2009. 312с

Приголкин А.С. Общая теория права. - М.: Проспект, 2008. - 181с

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.: Юрист, 2012. - 381с

Похожие работы на - Конституция как основной закон государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!