Конституционные принципы правосудия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,47 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционные принципы правосудия

Введение

Правосудие является одним из направлений государственной деятельности, называемой правоохранительной. Правосудие относится к числу важнейших полномочий судебной власти, поэтому и в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает основное место.

В отечественной юриспруденции различные аспекты проблемы организации и осуществления правосудия затрагивали в своих трудах учёные: Ванюхин В.Н., Галахова А.В., Гуценко К.Ф., Дмитриев Е.А., Гранкин И.В., Смирнова Н.Н., Тонков Е.Е., Фурсов Д.А., Чечина Н.А. и д.р.

Актуальность темы обусловлена тем, что функционирование государственного механизма, обеспечение прав и законных интересов граждан невозможно без осуществления правосудия. Эффективность правосудия возможна лишь при условии строгого соблюдения закона самими представителями судебной власти, а также другими должностными лицами, вовлеченными в эту деятельность.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правосудия.

В качестве предмета исследования рассматриваются основные факторы, определяющие место правосудия в системе государственной деятельности. Цель исследования заключается в осуществлении характеристики института правосудия в качестве одного из видов государственной деятельности.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:

1.Рассмотреть понятие правосудия, дать характеристику термину;

2.Охарактеризовать конституционные принципы осуществления правосудия;

.Обобщить полученные сведения и сделать соответствующие выводы.

1. Правосудие как вид правоохранительной деятельности

Юридический энциклопедический словарь А.Я. Сухарева, определяет правосудие как «форму государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, гражданских спорах и др.». [14, с. 436]

Рассмотрим признаки правосудия:

. Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): «правосудие осуществляется только судом». [1] Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа - суда.

. Реализация правосудия осуществляется в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

Сформулируем определение правосудия учитывая рассмотренные признаки. Правосудие - это деятельность специальных государственных органов - судов - по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

Правосудие, осуществляется только двумя способами:

а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных.

. Принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как «осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений». [12, с.13]

В.Н. Петухов, заслуженный юрист РФ, выделяет следующие виды правосудия: «конституционное, арбитражное, гражданское, уголовное, административное судопроизводство», различающиеся предметом и процессуальной формой осуществления. [13, с. 34]

Конституционное производство - осуществляется Конституционным судом РФ и Конституционными уставными судами в субъектах РФ в пределах своей компетенции.

Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" определены основные задачи Конституционного суда РФ: «проверяет федеральные законы, нормативные акты президента РФ, правительства РФ и некоторые другие акты на их соответствие Конституции РФ, разрешает споры и разграничивает компетенциями между органами государственной власти» и т.д. [7]

Правосудие по уголовным делам осуществляется только судами общей юрисдикции в связи с совершением преступлений.

Правосудие по гражданским делам осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными судами и дисциплинарным судебным присутствием: арбитражные суды рассматривают экономические споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; Дисциплинарное судебное присутствие рассматривает жалобы на решение квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков; Все остальные категории гражданских дел рассматривают суды общей юрисдикции.

Правосудие по административным делам осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, направленными при рассмотрении жалоб на действие или бездействие различных государственных организаций, должностных лиц и т.д.

2. Конституционные принципы осуществления правосудия

Правосудие осуществляется сообразуясь с определенными принципами. В.В. Черников, начальник Правового департамента МВД России, характеризует конституционные принципы осуществления правосудия как «закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия».

1. Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ). Законность - соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

. Равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора.

Важный элемент презумпции невиновности - запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности - толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.

. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

. Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

. Обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ). Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». [4] Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе задержанных, заключенных под стражу, и обвиняемых участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.

. Обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ). Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы).

. Состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ). Принцип состязательности - один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.

Данный принцип подразумевает:

·Равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде.

·Равенство защиты и обвинения;

. Открытое разбирательство дел в суда (п. 1 ст. 123 Конституции РФ). Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и прочие имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

. Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ). Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

. Национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ). По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. При не владении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

. Участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ). Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.

Гражданин РФ, обладающий установленными законодательством требованиями и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей. Основные положения о статусе мировых судей содержаться в Федеральном законе «О мировых судьях в РФ». [5] Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ». [6]

. Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ). Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, посягать на его жизнь, здоровье, половую свободу, честь, достоинство, духовную, нравственную свободу, против воли воздействовать на психику, осуществлять за ним наблюдение, охрану.

. Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). В Конституции и законодательстве не содержится четкого понятия частной жизни. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза, тайну диагноза СПИДа и тайну психического заболевания. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.

. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. «Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц» влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса. [3] Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: «установка видеокамер, звукозаписывающих устройств». [3] Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Заключение

Правосудие - это деятельность специальных государственных органов (судов) по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия.

Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач

Проанализировав конституционные принципы правосудия можно сделать вывод о том, что - принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

конституционный судебный законность правоохранительный

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

.Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

.Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О мировых судьях в Российской Федерации"

.Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"

.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Специальная литература:

8.Автономов А.С. Международные стандарты в сфере отправления правосудия.- М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2007. - 650 с.

9.Гранкин И.В. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2012. - 320 с.

10.Гравина А.А., Кашепов В.П., Макаров О.В. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2011. - 298 с.

.Зорькин В.Д., Лазарева Л.В. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2012. - 706 с.

12.Морщакова Т.Г. Российское правосудие в контексте судебной реформы. Сборник статей.- М.: Р.Валент, 2004. - 264 с.

13.Петухов Н.А. Правоохранительные и судебные органы России. Под редакцией Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. - М.: Эксмо, Российская академия правосудия РАП, 2010. - 432 с.

.Петухов, Н.А., Загорский, Г.И. Правоохранительные органы: учебник текст Н.А. Петухов, Г.И. Загорский - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 576 с.

.Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. Под ред.: А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских: - М.: ИНФРА-М, 2001. - 1035 с.

.Черников В.В. Судоустройство и правоохранительные органы РФ. - М.:Проспект,2006. - 534 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!