Источники финансового права. Валютные правоотношения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,95 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Источники финансового права. Валютные правоотношения

Содержание

Задачи

1. Конституционные нормативные акты как источник финансового права

2. Валютные правоотношения

3. Особенности финансового права как отрасли права

Задача №1

Задача № 2

Список используемой литературы

Задачи

1. Правительство Российской Федерации запросило у Центрального банка кредит на три года в целях покрытия дефицита федерального бюджета в размере 720 млрд. руб., обеспечив его выпуском трехгодичных государственных облигаций. Данные облигации должны быть размещены среди кредитных организаций, а доход, полученный от их продажи должен погасить кредит и проценты по нему.

В каких случаях и в каком порядке Правительство РФ может запросить подобный кредит?

Чем и как должен быть обеспечен такой кредит?

По условию задачи определите, каков будет ответ Центрального банка России на запрос.

. ООО "Тантал" в течение предшествующего года осуществляло торгово-посреднические сделки (оптовая торговля карманными календарями). По итогам года у ООО "Тантал" согласно бухгалтерскому учету накопилась сумма налога НДС (налога на добавленную стоимость) подлежащая возмещению в размере 60 млн. руб. Пользуясь своим правом руководитель ООО "Тантал" направил соответствующие документы в налоговую инспекцию, которая после проведения камеральной проверки вынесла отказ в возмещении НДС за весь прошедший финансовый год на основании того, что среди всех операций ООО "Тантал" по одной, совершенной в четвертом квартале с ООО "Микрасовт" в счет-фактуре адрес местонахождения организации не совпадает с юридическим адресом и соответственно документ не имеет юридической силы и по этому ООО "Тантал" не имеет право на возмещение НДС за четвертый квартал, а за первые три, в силу того, что за возмещением налога следует обращаться поквартально, а налогоплательщик этого не произвел. ООО "Тантал" обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении налога, пригласив представителей ООО "Микрасовт" которые доказали в суде, что сделка между ними - реальна т.е. она состоялась и все налоги были уплачены и так же требовали признать право ООО "Тантал" на возмещение НДС в полном объеме.

Опишите порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

Дайте правовую оценку действиям налоговой инспекции.

Какое решение должен принять суд?

. Руководство ООО "Тантал" для осуществления внешнеэкономической деятельности приняло решение открыть валютный корреспондентский счет в банке в одном из коммерческих банков Швейцарии и Малайзии на острове Лабуан. Копии уставных документов, заполненные анкеты, заявки, и договоры о намерении открытия счета были отправлены в указанные банки.

Раскройте порядок открытия и ведения валютных счетов.

Какие требования действующего законодательства не выполнила фирма?

Какое решение должны принять указанные банки по заявкам об открытии счета?

1. Конституционные нормативные акты как источник финансового права

В Российской Федерации к конституционным источникам финансового права относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

1) В Конституции РФ содержатся нормы, являющиеся основополагающими

принципами финансового права. Она гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности, содержит нормы, которые закрепляют формы собственности, признаваемые и гарантируемые государством (ст. ст.8, 9, 36). Конституция РФ закрепляет и ряд других норм, непосредственно регулирующих финансовые отношения:

каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы,

устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст.57);

ст. ст.71 - 73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере публичных финансов;

денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (п.1 ст.75) Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (п.2 ст.75); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (п.3 ст.75); государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (п.4 ст.75);

для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет

Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Конституция РФ закрепляет также компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации (например, ст. ст.106, 114).

2) Федеральные законы как конституционные источники финансового права. Характерной особенностью российского финансового законодательства является отсутствие единого отраслевого кодифицированного нормативного правового акта. В то же время существуют кодифицированные акты по отдельным подотраслям финансового права, составившие основу бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах - Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Основной массив нормативных правовых актов, регулирующих публичные

финансовые отношения, составляют некодифицированные акты (например, Федеральные законы "О Счетной палате Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.).

Следует обратить внимание на следующие особенности законодательного процесса в финансовой сфере:

. Согласно п.3 ст.104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

. Согласно ст.106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете

Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Особые требования предъявляются к налоговому законодательству, которое,

отчуждая часть имущества налогоплательщиков в виде налогов и иных обязательных публично-правовых платежей, должно одновременно служить защитой их прав и законных интересов и обеспечивать их эффективную защиту от произвола налоговой администрации.

Принудительный, односторонний, безвозмездный и безэквивалентный характер налогового изъятия требует закрепления всех основных элементов налоговой обязанности в форме закона.

Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом - этот юридический принцип налогового права закрепляется в тексте большинства конституций зарубежных стран. Краткая характеристика федерального финансового законодательства по предмету правового регулирования. Федеральное бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год и иных федеральных законов, принятых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Таким образом, определяющую роль в регулировании бюджетных отношений играет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующий бюджетные отношения. БК РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Ежегодные законы о федеральном бюджете на соответствующий год рассматриваются в качестве актов бюджетного законодательства, несмотря на то, что они имеют особую правовую природу. Данные акты не обладают всеми признаками, присущими закону. Однако мировая и российская практика сложилась таким образом, что ежегодные законы о бюджете утверждаются законодательным (представительным) органом государственной власти в форме закона, вне зависимости от того, содержит он или нет статьи нормативного характера. Такой подход обосновывается той исключительной ролью, которую бюджет играет в жизни любого государства. Все же следует иметь в виду, что в ежегодных законах о федеральном бюджете на соответствующий год нередко содержатся нормы, устанавливающие общие правила или рассчитанные на многократное применение, но действующие лишь в пределах ограниченного срока - бюджетного года. Помимо БК РФ в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующих те или иные сферы бюджетных отношений (например, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и др.). Федеральные законы от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 25 сентября 1997 г.

№ 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определяют роль местных бюджетов, бюджетные права органов местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти. Большинство положений этих Законов подлежат конкретизации в законодательстве субъектов РФ и в нормативных актах органов местного самоуправления.

Федеральное законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов о налогах и сборах.

Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их

должностных лиц.

Часть вторая НК РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ содержит нормы,

непосредственно определяющие порядок уплаты отдельных налогов и сборов: - федеральных, региональных и местных, а также специальные налоговые режимы

единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Среди других актов федерального законодательства в налоговой сфере следует упомянуть Федеральный закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 (ред. от 02.04.2014)"О налоговых органах Российской Федерации".

Валютное законодательство в Российской Федерации формируется только на

федеральном уровне и объединяет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного

контроля и агентов валютного контроля.

Для регулирования отношений фискального характера могут применяться нормы таможенного законодательства - Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, иных федеральных законов, принятых в соответствии с Таможенным кодексом РФ (например, Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе"). Принципы соотношения таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах при регулировании фискальных отношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, установлены в ч.2 ст.2 Налогового кодекса РФ.3) Указы Президента как конституционный источник финансового права (ст.90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля" от 25 июля 1996 г., "О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации" от 14 мая 1998 г.

4) Постановления Правительства РФ как конституционный источник финансового права. Также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

2. Валютные правоотношения

Валютные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей. Специальными субъектами валютных правоотношений выступают резиденты и нерезиденты.

физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением российских граждан, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

постоянно проживающие в России на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц - резидентов;

дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные российские представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования в случаях, когда вступают в валютные правоотношения.

Нерезидентам относятся:

физические лица, не являющиеся резидентами;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

аккредитованные в России дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в России;

находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами; иные лица, не являющиеся резидентами.

Объектами валютных правоотношений являются валюта или валютные ценности.

Термин "валюта" используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются следующие понятия: "необратимая (неконвертируемая) валюта", т.е. валюта, используемая в пределах только одного государства; "обратимая (конвертируемая) валюта", т.е. валюта, обмениваемая на иностранную валюту и являющаяся, таким образом, средством платежа на международном рынке; "частично обратимая (конвертируемая) валюта", т.е. используемая не во всех внешних валютных операциях и в отношении не всех субъектов.

Определение и классификация валюты содержатся в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2014)"О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) .

К валюте РФ относятся: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах.

К иностранной валюте отнесены: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности - ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ и выпущенные на территории РФ.

финансовое право валютное правоотношение

3. Особенности финансового права как отрасли права

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. Взаимосвязь между финансовым правом и финансами очевидна, поэтому изучение финансового права традиционно начинается с рассмотрения понятий финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансы представляют собой экономическую категорию, сущность которой, закономерности развития, сфера охватываемых товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Государству необходимы денежные средства для выполнения им своих целей и задач, поставленных обществом. Возникновение финансовых отношений, как и их отмирание, не является результатом произвольной деятельности государства, его волеизъявлением. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое выражается в выполняемых ими функциях - распределительной и контрольной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов проявляется в слежении за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, распределением валового внутреннего продукта в ходе формирования соответствующих фондов денежных средств и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

В целом же, социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в определении источников образования фондов денежных средств государства и муниципальных образований и направлений расходования средств данных фондов, то есть в решении вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев, каждое из которых представляет собой определенную сферу финансовых отношений (финансовый институт) и имеет свою специфику. Различные финансовые институты в своей совокупности образуют финансовую систему страны.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Как в юридической, так и в экономической литературе высказываются различные мнения о содержании финансовой системы.

Наиболее распространенным является подход, при котором в финансовую систему Российской Федерации включаются:

бюджетная система, включающая федеральный, региональные и местные бюджеты, а также государственные (федеральные, региональные) и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;

фонды имущественного и личного страхования;

кредит (государственный, муниципальный и банковский);

финансы организаций различных форм собственности, отраслей народного хозяйства.

Использование государством и муниципальными образованиями финансов происходит путем осуществления ими специфической (финансовой) деятельности. Финансовая деятельность - это процесс образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды в целях выполнения стоящих перед ними задач и реализации своих функций.

Более правильно рассматривать финансовую деятельность государства как особый вид государственной деятельности, включающий в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (принятие законов по финансовым вопросам, установление и введение, например, налогов и сборов, утверждение бюджетов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, посредством которой реализуются на практике нормативные правовые акты в сфере финансовых отношений.

При этом органы исполнительной власти следует разделить на обладающие общей компетенцией (Правительство Российской Федерации, Государственный таможенный комитет и др.) и специальной компетенцией в финансовой сфере (Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, государственные внебюджетные фонды).

Особый статус имеет Банк России, который является федеральной экономической службой. Его статус, полномочия и функции как участника финансовой деятельности государства, определены в Конституции Российской Федерации и в федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления в ходе формирования и исполнения местных бюджетов, установления местных налогов и сборов, получения финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации и т.д.

Финансовое право - публичная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают и реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовое право имеет свой предмет и метод правового регулирования, что и позволяет отграничить его от иных отраслей российского права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований, необходимых для выполнения их функций и задач.

Названным отношениям присущи определенные особенности, которые:

возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

представляют собой одну из разновидностей имущественных, так как возникают по поводу денежных средств;

одной из сторон в них всегда выступает государство или орган местного самоуправления, наделенные властными полномочиями.

Основным методом финансового права является императивный, или метод властных предписаний. Использование данного метода при регулировании финансовых отношений не требует наличия между их субъектами подчинения "по вертикали". Наиболее часто рассматриваемый метод используется органами, специально созданными для осуществления финансовой деятельности - финансово-кредитными органами, которым иные участники финансовых правоотношений подчинены лишь в сфере финансовой деятельности.

В основе структуры финансового права как отрасли лежат финансово-правовые нормы. Финансово-правовую норму можно определить как установленное компетентным органом правило поведения в общественных отношениях, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, закрепляющее юридические права и обязанности их участников, и обеспеченное мерами государственного принуждения.

Финансово-правовым нормам присущи определенные особенности, обусловленные, прежде всего, особенностями предмета и метода финансового права в целом.

Особенностью финансово-правовых норм является их преимущественно императивный характер, то есть содержащиеся в них требования не могут быть изменены по соглашению участников общественного отношения.

Что же касается финансово-правовых санкций, то к ним относятся штраф, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и др. Особенностью в данном случае является то, что меры принудительного воздействия носят экономический (денежный) характер, поскольку направлены на денежные средства (фонды) нарушителя.

В процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают разного рода общественные отношения. Ряд таких отношений не требует правовой регламентации (например, проведение государственными органами аналитической, разъяснительной и иной деятельности такого рода), большинство же возникающих в сфере финансов отношений урегулировано нормами права, именно они и выражают основное содержание финансовой деятельности.

Финансовое правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, возникающее в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств, участники которого обладают соответствующими правами и обязанностями.

Важным для более полного рассмотрения финансового правоотношения является изучение круга его участников (субъектов). Субъект финансового правоотношения - реальный участник конкретных финансовых правоотношений.

Субъекты финансового права могут быть подразделены на следующие три группы:

общественно-территориальные образования - Российская Федерация;

субъекты Российской Федерации;

муниципальные образования;

коллективные субъекты - государственные и общественные организации (органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; организации, основанные на разных формах собственности);

индивидуальные субъекты - физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства).

Объектом финансового правоотношения является то, на что направлено проведение его участников, осуществляемое в рамках их субъективных прав и обязанностей и определяемое их интересами.

В качестве объектов финансового правоотношения могут выступать финансовые ресурсы государства и муниципальных образований (бюджетные ассигнования, субсидии, дотации, налоги, штрафы и т.д.); нормативно-правовые акты, плановые акты и их проекты (законы о бюджете и их проекты, сметы бюджетных учреждений и т.д.), а также результаты деятельности субъектов финансового правоотношения (финансовый контроль).

Как уже отмечалось, одним из институтов финансового права является государственный финансовый контроль, на рассмотрении которого следует остановиться подробнее.

Финансовый контроль - урегулированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. В результате его осуществления предупреждается бесхозяйственность и расточительность, выявляются факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Его значение особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Важным шагом в развитии правовой базы финансового контроля стало утверждение Бюджетного кодекса Российской Федерации. В сферу его действия входят, в том числе, правоотношения, возникающие в процессе контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ч.1 ст.1 Бюджетного кодекса РФ) . Вопросы контрольных органов нашли отражение в главе 18 Бюджетного кодекса РФ "Полномочия участников бюджетного процесса", а также в специальной главе 26 - "Основы государственного и муниципального контроля".

Задача №1

Правительство Российской Федерации запросило у Центрального банка кредит на три года в целях покрытия дефицита федерального бюджета в размере 720 млрд. руб., обеспечив его выпуском трехгодичных государственных облигаций. Данные облигации должны быть размещены среди кредитных организаций, а доход, полученный от их продажи должен погасить кредит и проценты по нему.

В каких случаях и в каком порядке Правительство РФ может запросить подобный кредит?

Чем и как должен быть обеспечен такой кредит?

По условию задачи определите, каков будет ответ Центрального банка России на запрос.

Решение:

По первому и второму вопросу задачи: Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 № 1567 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год"

Бюджетный кредит предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации:

а) для частичного покрытия дефицита - в случае, если прогнозируемые расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году превышают доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (с учетом источников финансирования дефицита бюджета), а также в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

б) для покрытия временного кассового разрыва - в случае, если прогнозируемые расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением расходов капитального характера и расходов на поддержку организаций производственной сферы), планируемые в месяце, в котором предполагается выдача бюджетного кредита, превышают прогнозируемые доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета безвозмездных перечислений на бюджетные инвестиции) в этом месяце (с учетом источников финансирования дефицита бюджета);

в) для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, - в случае недостаточности имеющихся средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации следующих обязательств:

а) утверждение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации долговой политики субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

б) недопущение принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне, утвержденном на 2015 год, по состоянию на 1 января 2015 г. и его поэтапное снижение к 1 января 2017 г. до 10 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений за 2016 год;

д) поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъекта Российской Федерации к 1 января 2017 г. до уровня 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год;

е) согласование с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Приказ Минфина России от 24.02.2015 № 41 "О предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций"

Предложение о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации бюджетного кредита из средств федерального бюджета готовится в следующих случаях:

если кредит, полученный субъектом Российской Федерации от кредитной организации в 2015 году, предоставлен субъекту Российской Федерации на срок свыше 1 года по переменной ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России, увеличенной не более чем на 1,5 процентных пункта с условием обязательного изменения ставки по кредиту не позднее, чем через 10 календарных дней после изменения ключевой ставки Банка России. При этом целью привлечения кредита должно являться погашение долговых обязательств (в том числе погашения государственных ценных бумаг) субъекта Российской Федерации;

при прогнозируемом в силу независящих от субъекта Российской Федерации причин дефиците консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, который приведет (может привести) к невозможности своевременного осуществления в текущем квартале (текущем финансовом году) выплат по кредиту, полученному субъектом Российской Федерации от кредитной организации, удовлетворяющему условиям, указанным в абзаце втором настоящего пункта;

если объем выплат в текущем финансовом году по кредиту, полученному субъектом Российской Федерации от кредитной организации, не превышает предельного лимита, определенного на текущий финансовый год в соответствии с Приложением 2 (для служебного пользования) к настоящему приказу.

Задача № 2

ООО "Тантал" в течении предшествующего года осуществляло торгово - посреднические сделки (оптовая торговля карманными календарями). По итогам года у ООО "Тантал" согласно бухгалтерскому учету накопилась сумма налога НДС (налога на добавленную стоимость) подлежащая возмещению в размере 60 млн. руб. Пользуясь своим правом руководитель ООО "Тантал" направил соответствующие документы в налоговую инспекцию, которая после проведения камеральной проверки вынесла отказ в возмещении НДС за весь прошедший финансовый год на основании того, что среди всех операций ООО "Тантал" по одной, совершенной в четвертом квартале с ООО "Микрасовт" в счет-фактуре адрес местонахождения организации не совпадает с юридическим адресом и соответственно документ не имеет юридической силы и по этому ООО "Тантал" не имеет право на возмещение НДС за четвертый квартал, а за первые три, в силу того, что за возмещением налога следует обращаться поквартально, а налогоплательщик этого не произвел. ООО "Тантал" обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении налога, пригласив представителей ООО "Микрасовт" которые доказали в суде, что сделка между ними - реальна т.е. она состоялась и все налоги были уплачены и так же требовали признать право ООО "Тантал" на возмещение НДС в полном объеме.

Опишите порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

Дайте правовую оценку действиям налоговой инспекции.

Какое решение должен принять суд?

Решение:

Начиная с 1 января 2001 года вступила в действие глава 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 вышеназванного Кодекса, на установленные налоговые вычеты.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщиком и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами, могут быть приняты к вычету при соблюдении следующих условий: товары (работы, услуги) приняты к учету на баланс налогоплательщика, оплачены, используются для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и при наличии счета - фактуры с выделенной отдельной строкой суммой налога.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств и (или) нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Таким образом, при приобретении основных средств (нематериальных активов) в собственность, в том числе предметов лизинга, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при их приобретении, подлежат вычетам в соответствии с вышеуказанным порядком, то есть после принятия на учет основных средств (нематериальных активов), используемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и при наличии счета - фактуры с выделенной отдельной строкой суммой налога.

Что касается вопроса о порядке и сроках возмещения сумм налога на добавленную стоимость, то в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

В соответствии с пунктом 3 вышеназванной статьи Налогового кодекса РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства налогоплательщику. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Задача № 3

Руководство ООО "Тантал" для осуществления внешнеэкономической деятельности приняло решение открыть валютный корреспондентский счет в банке в одном из коммерческих банков Швейцарии и Малайзии на острове Лабуан. Копии уставных документов, заполненные анкеты, заявки, и договоры о намерении открытия счета были отправлены в указанные банки.

Раскройте порядок открытия и ведения валютных счетов.

Какие требования действующего законодательства не выполнила фирма?

Какое решение должны принять указанные банки по заявкам об открытии счета?

Решение:

Порядок открытия и ведения валютных счетов юридических лиц в России устанавливает Центральный банк РФ. Валютные счета резидентов открываются только в валютах, указанных Центральным банком РФ, Для открытия валютного счета в банк представляются необходимые документы: заявление, копии документов о государственной регистрации и Устава, документы о постановке на учет в налоговом органе и в Пенсионном фонде, карточка с образцами подписей. Валюта счетов определяется резидентами по договоренности с банком.

Для контроля за валютными операциями юридических лиц, в том числе за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, уполномоченные банки открывают своим клиентам параллельно следующие виды счетов

транзитный валютный счет для зачисления почти всех поступлений в иностранной валюте в пользу резидента;

текущий валютный счет, где отражаются валютные средства, остающиеся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки (10%) через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке РФ и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.

Транзитный валютный счет должен соответствовать каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах).

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением следующих, зачисляемых на текущий валютный счет:

денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;

денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;

денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.

С транзитного валютного счета денежные средства списываются:

для осуществления продажи иностранной валюты, включая обязательную продажу части валютной выручки;

для оплаты транспортировки, страхования и экспедирования грузов; уплаты вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов; выплаты комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплаты исполнения функций агентов валютного контроля;

для зачисления на текущий валютный счет резидента в этом уполномоченном банке или на текущий валютный счет этого резидента (с предварительным зачислением на транзитный валютный счет), открытый в другом уполномоченном банке, поступлений иностранной валюты, не подлежащих обязательной продаже; части валютной выручки, превышающей размер обязательной продажи 10%; валютной выручки в сумме ранее оплаченных с текущего валютного счета резидента расходов и иных платежей (оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов; уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов; выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля);

для возврата ошибочно поступивших в пользу резидента денежных средств, если до их списания с транзитного валютного счета резидента в уполномоченный банк поступил один из следующих документов:

распоряжение резидента - владельца счета о переводе этих денежных средств на другой транзитный валютный счет этого резидента, в том числе в другом уполномоченном банке, либо о возврате этих денежных средств плательщику ввиду их ошибочного перечисления;

сообщение от банка-корреспондента о возврате этих денежных средств плательщику ввиду их ошибочного перечисления, если в договоре банковского счета, заключенном уполномоченным банком с резидентом - владельцем счета, предусмотрены соответствующие условия списания денежных средств с транзитного валютного счета.

На текущий валютный счет зачисляются:

суммы в иностранной валюте, поступившие в качестве экспортной выручки;

перечисления с текущих валютных счетов других российских предприятий;

перечисления с текущих валютных счетов предприятий с иностранным участием, зарегистрированных на российской территории, в оплату купленных у владельцев счетов товаров;

взносы и паи в иностранной валюте на оплату доли участников в капитале акционерного общества (АО) или совместного предприятия (СП);

другие суммы в иностранной валюте, используемые и получаемые в рамках валютных операций, разрешенных банку лицензией.

Средства текущего валютного счета могут быть использованы по распоряжению владельца счета для:

перечисления на счета внешнеторговых организаций для последующего перевода за границу в оплату импортируемых товаров;

перечисления на текущие валютные счета других российских и совместных предприятий за оплату товаров и услуг, производимых этими предприятиями;

оплаты задолженности по кредиту в иностранной валюте, банковских комиссий и почтово-телеграфных расходов, командировочных расходов и других целей, не противоречащих лицензии банка.

Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах является коммерческий банк. Предприятие открывает в коммерческих банках следующие счета:

. Расчетные счета, предназначенные для осуществления текущих платежей по распоряжению предприятия и зачисления поступлений денежных средств в адрес предприятия.

Количество расчетных счетов, открываемых предприятию различными коммерческими банками, законодательно не ограничено. Однако если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет, то оно должно выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый "счет недоимщика"), на который должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес этого предприятия во все другие банки.

Для открытия расчетного счета требуется разрешение налоговой инспекции, которое выдается по заявлению предприятия.

. Текущие счета, открывающиеся для некоммерческих учреждений и организаций, не являющихся юридическими лицами (например, филиалов). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.

. Специальные счета, применяемые для хранения средств строго целевого назначения.

. Валютные счета, предназначенные для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального банка РФ на ведение валютных операций. Счета могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, причем на каждый вид валюты - отдельный счет. Кроме того, предприятие может иметь счета в замкнутых (национальных) валютах в пределах установленных квот на экспорт товаров (работ, услуг) или в валюте клиринговых расчетов. В соответствии с валютным законодательством предприятию открывается одновременно с валютным счетом и транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета предприятие в обязательном порядке продает на внутреннем рынке 75% валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет предприятия.

Статья 856 ГК РФ предусматривает ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету клиента. Ответственность банка состоит в основном в выплате процентов и убытков в соответствии со ст.395 ГК РФ. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования, действующей на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения предприятия клиента. Если удержанные банком суммы выражены в иностранной валюте, то взыскание с него процентов производится по ставке валютного депозита банка должника. Проценты взимаются по день уплаты суммы кредитору.

Список используемой литературы

Нормативно - правовые акты:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998);

. "Гражданский кодекс российской федерации" (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

. "Налоговый кодекс Российской Федерации" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015);

. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2015 г. № 41 "О предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций";

. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1567 (Москва)"Об утверждении правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год";

. "Таможенный кодекс российской федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1);

. Указ Президента РФ от 14.05.1998 № 554 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства российской федерации";

. Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001)"О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации";

. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014)"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014)"О Счетной палате Российской Федерации";

. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ (ред. от 28.12.2004)"О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";

. Федеральный закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 02.04.2014)"О налоговых органах Российской Федерации";

. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 № 173-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

Список учебной литературы:

1. Тедеев А.А., Парыгина В.А. "Финансовое право" // М., 2004 г.

Похожие работы на - Источники финансового права. Валютные правоотношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!