История развития института опеки и попечительства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития института опеки и попечительства

Содержание

Введение

Глава 1.Общая характеристика опеки и попечительства

.1 История развития института опеки и попечительства

.2 Понятие и цели опеки и попечительства

.3 Опекуны и попечителя как субъекты института опеки и попечительства

Глава 2.Особенности установления опеки и попечительства

.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства

.2 Прекращение опеки и попечительства

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Одним из самых приоритетных направлений политики государства, устанавливающей на данный период времени реформы в административной и экономической сфере, считается забота о формировании здорового поколения и общества, которое гармонично развивается.

Совершенствование государственности в объективной форме подразумевает необходимость существенных преобразований в механизме российского права, в т. ч. в части модернизации такого правового института, как опека и попечительство, значимость которого устанавливается потребностью восполнения недостающей либо отсутствующей дееспособности у определенных категорий граждан, защиту их прав и интересов.

В настоящее время, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране актуальной является проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними.

На фоне общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Сложившаяся практика социальной работы с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Губительный для судьбы ребенка разрыв семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, а наоборот порождает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии, ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка - воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Опека (попечительство) представляет собою одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с установлением опеки и попечительства.

Предмет исследования - процедура установления опеки и попечительства по российскому гражданскому законодательству.

Цель данной работы - комплексное исследование института опеки и попечительства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

)изучить историю развития института опеки и попечительства;

)рассмотреть понятие и цели опеки и попечительства;

)исследовать опекунов и попечителей как субъектов института опеки и попечительства;

)изучить основания и порядок установления опеки и попечительства;

)провести исследование порядка прекращения опеки и попечительства.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

Глава 1.Общая характеристика опеки и попечительства

.1 История развития института опеки и попечительства

попечительство сирота опекун

Необходимость установления опеки в качестве способа замены родительской власти известна во все времена, даже в период господства большой патриархальной семьи и у любого народа.

На Руси первое упоминание в летописи об опеке следует отнести к 879 году. Оно звучит следующим образом: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми». Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника.

Таким образом, после смерти родителей опекунами признавались ближайшие родственники, занимавшие место умерших.

Довольно скудные сведения об опеке далекого прошлого имеются в статье 99 такого исторического памятника права, как «Русская Правда», где сказано, что «Если после смерти отца в семье остаются малые дети, а мать выходит повторно замуж, то опекуном признается один из близких родственников либо может быть отчим .

Постепенно круг вопросов, который образуется при опеке над лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста, начал обозначаться все более четко. Формируется опека при жизни родителя по его завещанию, в том числе по определению церкви, которая обладает властной компетенцией, так как на нее уже возложено ведение наследственных, семейных и опекунских дел. Однако родственники подопечного продолжают смотреть за опекуном. Его обязанность нравственного характера по возврату имущества опекаемого, когда он будет признан полностью независимым и самостоятельным, превращается в сугубо юридическую.

Реформу Петра Великого также коснулись и опеки. В период его правления обязанность смотреть, чтобы сироты не остались без опекунов, была возложена на магистратов, которым вменялось в обязанность определять опекунов и наблюдать за ними, то есть опека была признан учреждением государства, которое контролирует опекунскую деятельность. При Петре Великом опекун мог быть определен или по завещанию, или согласно закону, или по непосредственному распоряжению органов правительства.

Во время правления Екатерины II отношения в сфере опеки были подвержены существенным преобразованиям, юридическим основанием которых стал Указ 1775 года «Учреждения для управления губерний». Теперь основной отличительной особенностью опеки стала ее сословность. С учетом принадлежности к определенному сословию ребенка-сироты опека находилась в ведении различных учреждений. Особо тщательно была подвержена регламентации так называемая опека дворян. При каждом верхнем суде в земствах существовала опека дворян для соответствующих представителей дворянства (малолетних и вдов), о которых опеку должен был осуществлять каждый предводитель дворянства.

Достаточно подробно статья 209 Указа 1774 года определяла требования, которые предъявлялись в отношении будущего опекуна - человеку порядочного и честного поведения из категории родственников, посторонних либо свойственников. Его честь, добродетель, не зазорное поведение должны подавать пример для воспитания малолетнего в «пристойном и здравом содержании». В качестве опекунов не могли выступать: расточители имущества собственного имения, если «ничего от оного не осталось»; находящиеся либо которые ранее находились в явных и главных пороках либо под судебным наказанием; совершающие строгие и суровые поступки, которые известны представителям дворянского сословия; находящиеся в ссоре с родителями опекаемого.

В дальнейшие годы опекой начали ведать разнообразные учреждения, в т. ч. «департамент городского правления гражданских дел». Однако, по своей сущности опека оставалась прежней и до начала 20 века и была подчинена сословному принципу, который сохранил собственную силу безотносительно к характеру формирования опеки - по назначению либо по завещанию. Несмотря на то, что родитель-завещатель был свободен в выборе своего опекуна по закону, конкретные родителями в их завещании опекуны могли быть определены в данном звании.

В конце 19 и начале 20 века в России деятельности опекуна, а также комплексу его прав и обязанностей было уделено большое внимание. Однако, по-прежнему их основу формировали положения, которые были аналогичны тем, что были определены в период правления Екатерины II.

Однако положение дел с опекой, в особенности над детьми-сиротами из представителей крестьянского сословия, не соответствовало реальным потребностям. В сельской местности, если ребенок был признан сиротой, сельский сход определял, не окажется ли в том же сельском обществе надежный человек, который захотел бы усыновить сироту либо в добровольном порядке принять его на воспитание.

Зачастую таких не находилось, поэтому дети, которые были оставлены без надзора, побирались и бродяжничали до тех пор, пока не был найден добрый человек - «презритель», принимавший сироту на попечение. Подобное случалось не только с детьми крестьян. Случаи уклонения от опеки обладали частным характером, отчего значительное количество несовершеннолетних росло без каких бы то ни было опекунов или под безответственной властью лиц, которые взяли ребенка на собственное попечение. Одной из причин несовершенства института опеки того периода времени являлось отсутствие четкости в правоотношениях между опекуном и опекунским учреждением, в том числе определением юридических границ в деятельности опекуна.

Процесс формирования института опеки и попечительства в Российском государстве по факту был завершен в 19 веке. Порядок и основания устройства детей, которые остались без родительского попечения, оставались неизменными вплоть до 1917 года. Последняя попытка проведения преобразования опекунского права была предпринята в 1915 году Межведомственным совещанием, где председателем признавался министр юстиции И. Е. Ильяшенко, завершившаяся созданием нового проекта устава опеки. По проекту высшими опекунскими начальниками признавались участковые мировые судьи, а высшими опекунскими установлениями признавались съезды мировых судей.

Новацией проекта было признано осуществление опеки над малолетними до достижения ими совершеннолетнего возраста, а также отобрания детей от порочных родителей для того, чтобы поместить их на воспитание в порядочную семью, приют либо другое соответствующее учреждение. Проект так и не был принят, а соответственно, и не оказался воздействия на формирование института опеки и попечительства над лицами, не достигшими совершеннолетия, в России.

После Октября 1917 года опека вместо сословного получила общегосударственный характер. Правовой основой данного института стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, Семейном, Опекунском и Брачном праве 1918 года, который имел соответствующий раздел «Опекунское право». Таким образом, можно прийти к выводу, что институт опеки и попечительства, оставаясь по собственности сущности одинаковой во все периоды времени, на каждой стадии развития истории России обладала характерными чертами, которые были продиктованы общественными потребностями.

.2 Понятие и цели опеки и попечительства

Опека и попечительство - это, в первую очередь, институт права, то есть комплекс положений, которые регулируют соответствующие правоотношения, во-вторых, деятельность определенных органов, опекунов и попечителей, связанная с защитой прав и законных интересов подопечных (то есть лиц, над которыми определена опека либо попечительство).

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует общие положения: цели опеки и попечительства, комплекс прав и обязанностей опекунов и попечителей, органы опеки и попечительства, определение опекунов и попечителей, в том числе освобождение либо отстранение их от собственных обязанностей, выполнение опекунами и попечителями собственных обязанностей, доверительное управление имуществом подопечных, а также прекращение опеки и попечительства.

Статья 31 Гражданского кодекса РФ устанавливает базовые цели института опеки и попечительства - это защита прав и интересов граждан, которые по состоянию здоровья либо возрасту не могут самостоятельно принимать участие в гражданских правоотношениях и нуждаются в специализированных мерах юридической помощи и содействия, в том числе специальные цели относительно несовершеннолетних (граждан, которые не достигли 18 летнего возраста), оставшихся без родительского попечения.

К таким лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, действующее законодательство относит детей-сирот, у которых умерли каждый родитель либо единственный родитель; детей, оставшихся без попечения единственного либо обоих родителей по причине отсутствия родителей либо лишение или ограничением их в родительских правах; официальное признание родителей отсутствующими без вести, недееспособными или ограниченно дееспособными; пребыванием в учреждениях, которые исполняют уголовное наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей либо от защиты их законных прав и интересов; отказом взять собственных детей из лечебных, воспитательных учреждений, учреждений соцзащиты населения и иных подобных учреждений и в других случаях признания ребенка оставшимся без родительского попечения в определенном законодательством порядке. На опеку подлежат передаче как здоровые, так и больные дети. Однако, если ребенок болен, опекун должен знать о состоянии здоровья ребенка и о предстоящих трудностях его воспитания, которые вызваны существующим недугом. Притом в заявлении будущего супруга определяется, что его предупредили о болезни ребенка и ее последствиях.

Опека и попечительство представляет из себя одну из форм семейного воспитания детей, которые остались без попечения родителей. Опека и попечительство определяются:

)для воспитания детей, которые лишились попечения родителей;

)для защиты имущественных и личных неимущественных прав данных детей.

Данные цели обладают взаимосвязанным характером, т.к. условия благоприятного характера для воспитания в семье говорят о бережном отношении к праву каждом лица, не достигшего совершеннолетия, на надлежащее воспитание в семье. А там, где данное право соблюдается, как правило, не нарушаются интересы детей имущественного характера. отсутствие попечения со стороны родителей необходимо понимать широко. Основной его критерий: ребенок остался без поддержки и помощи родителей, его интересы страдают. В то время, когда лицо, не достигшее совершеннолетия, имеет обоих родителей, возможно сочетание нескольких причин попечения со стороны родителей, тяжелая болезнь матери и отеческий алкоголизм, продолжительная командировка отца и пребывание матери в исправительной колонии, т.е. отбывании наказания, проживание матери в новой семье, в другом городе, а также заболевание психического характера у отца.

Достаточно часто лицо, которое не достигло совершеннолетнего возраста, необходимо признать лишившимся попечения со стороны родителей по той причине, что один из родителей, в действительности отсутствует, а второй уклоняется от исполнения собственного долга в отношении детей. Однако, как бы то ни было, следует принимать во внимание тот факт, что в нашем государстве действует принцип: ни одно лицо, не достигшее совершеннолетия, не должно оставаться без лиц, которые несут ответственность за его воспитание, осуществляют защиты имущественных и личных неимущественных интересов ребенка. А подобным лицом признается, если не родитель либо усыновитель, то опекун (попечитель).

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что сущность опеки заключается в том, что вместо ребенка, который не достиг четырнадцатилетнего возраста, или вместо лица, которое признано по решению суда недееспособным из-за расстройства психики, весь комплекс прав и обязанностей должен осуществлять опекун.

Попечительство заключается в том, что специальное лицо - попечитель, оказывает помощь частично дееспособному или ограниченно дееспособному осуществлять принадлежащие ему права и выполнять обязанности путем дачи советов, а также предоставляет собственное согласие на совершение данными лицами сделок и иных правовых действий.

1.3 Опекуны и попечителя как субъекты института опеки и попечительства

Правовое положение опекунов и попечителей, а также процедура их назначения устанавливаются ФЗ «Об опеке и попечительстве», Гражданским Кодексом РФ, Семейным Кодексом РФ и другими актами нормативно-правового характера РФ и субъектов РФ.

Согласно статье 32 и 33 Гражданского кодекса РФ опекуны признаются представителями подопечных на основании закона и совершают от их имени и в их непосредственных интересах все сделки, а попечители предоставляют свое согласие на совершение тех сделок, которые граждане, которые находятся под попечительством, не имеют права совершать на независимой и самостоятельной основе. К тому же, попечитель в отличие опекуна - это определенный контролер деятельности подопечного, в то время как опекун полностью замещает собственной деятельностью действия опекаемого, которые связаны с образованием и практическим осуществлением им собственных прав и обязанностей. Попечитель не признается представителем опекаемого.

Опекуны и попечители выступают в качестве законных представителей собственных подопечных, они выступают в защиту комплекс их прав и законных интересов в правоотношениях с любыми лицами, в т. ч. в судах, без специализированного полномочия. Они осуществляют свою деятельность под непосредственным контролем органов опеки и попечительства, которыми в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса РФ признаются органы местного самоуправления.

Эти органы осуществляют избрание опекуна либо попечителя для подопечного по конкретным требованиям, закрепляемым в статье 35 Гражданского кодекса РФ:

1)в качестве опекуна или попечителя может выступать лишь полностью дееспособное и совершеннолетнее лицо;

)не может признаваться опекуном или попечителем лица, которые раньше дискредитировали себя в качестве воспитателя: лица, которые лишены прав родителей либо ограничены в данных правах; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; лица, которые были отстранены от исполнения обязанностей опекуна или попечителя, а также лица, которые вследствие состояния здоровья не могут осуществлять собственные обязанности.

Опека или попечительство определяются или по месту проживания лица, который подлежит опеке и попечительству, или по месту проживания опекуна или попечителя, и подлежит осуществлению на основе безвозмездности.

Опека или попечительство определяются на основании изъявления воли опекуна или попечителя, его личного заявления, т.к. успешная «охрана прав, законных интересов подопечного в большинстве случаев зависит от желания опекуна (попечителя) осуществлять заботу о нем, готовности сделать все требуемое для того, чтобы облегчить его судьбу». Опекуны и попечитель не может быть назначен кроме его воли.

Однако это вовсе не значит, что произойдет автоматическое назначение данного гражданина, так как в случае несоответствие его личных особенностей требованиям действующего законодательства, орган опеки и попечительства вполне обоснованно откажет в установлении подобной опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) выражает собственное желание выполнять обязанности в заявлении, которое адресуется органам опеки и попечительства, с соответствующей просьбой о назначении его опекуном или попечителем. В течение одного месяца после судебного решения о признании лица недееспособным либо об ограничении его дееспособности орган опеки и попечительства должен определить опекуна (попечителя) и если лицо, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем) соответствует по характеристике требованиям, то он подлежит назначению в соответствующем статусе. Назначение опекуна или попечителя подлежит обжалованию в судебном порядке со стороны заинтересованных лиц.

В том случае, если в течение одного месяца опекун или попечитель так и не были назначены, то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) на временной основе подлежит возложению на орган опеки и попечительства, или на соответствующее учреждение структуры органов образования, социальной защиты, здравоохранения на полное попечение государства навсегда либо на определенный срок.

В непосредственные обязанности опекуна или попечителя входят:

2)защита прав и законных интересов подопечных;

3)при установлении опеки над лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста, обязанности опекуна полностью совпадают с обязанностями родителей.

Однако довольно большой объем правомочий опекунов и попечителей может вызвать злоупотребление ими собственными правами, по этой причине в пункте 3 статьи 37 Гражданского кодекса РФ установлены ограничения прав опекунов (попечителей). Так, они не имеют права:

1)совершать сделки с собственными подопечными, за исключением случаев передачи подопечному в качестве дара либо в пользование на безвозмездной основе;

2)представлять подопечного во время заключения сделок либо ведении дел в судах между подопечным и супругом опекуна(попечителя), а также их близких родственников.

Контроль (надзор) над опекунами (попечителями) предполагает отчетность опекуна (попечителя). Они каждый год представляют в орган опеки и попечительства отчет в письменной виде за предыдущий год о применении, хранении имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением соответствующей документации (копий чеков по покупкам товаров, страховых сумм, квитанций по уплате налогов и иных платежных документов).

Также следует отметить, что опекуны (попечители) несут ответственность по сделкам, которые совершены от имени подопечных, в порядке, определенном действующим гражданским законодательством: отвечают за вред, нанесенный по их вине личности либо имуществу подопечного (возмещают убытки подопечному), несут административную и уголовную ответственность за собственные действия либо бездействие в порядке, регламентированном законодательством РФ и субъекта РФ.

Согласно статье 39 Гражданского кодекса РФ отстранение и освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими собственных обязанностей возможно в следующих случаях:

1)возвращение лица, не достигшего совершеннолетия, его родителями либо его усыновление, т.к. утрата попечения родителей не всегда обладает постоянным характером;

2)наступление срока прекращения временной опеки, постановление об освобождении опекуна или попечителя вместе с тем не является обязательным;

3)если имеются уважительные причины: болезнь, отсутствие взаимопонимания со своим подопечным, подопечный может помещаться в одно из учреждений государства (лечебное, воспитательное, соцзащиты и т.д.). Если такое устройство обладает временным характером, то опекун либо попечитель не освобождаются от собственных обязанностей;

4)по просьбе самого опекуна (попечителя), но только при наличии уважительной причины, к примеру нежелание второго супруга терпеть возникающие в семье трудности, потеря работы опекуном (попечителем) и другие серьезные экономические трудности у самого опекуна (попечителя) и членов его семьи, неумение справиться с проблемами подопечного, наличие более подходящего претендента на роль опекуна (попечителя).

Беспричинно отказаться от выполнения своих обязанностей опекун (попечитель) не может.

Необходимо отличать понятие «освобождения» и «отстранения» опекуна (попечителя) от собственных обязанностей. В первом случае полностью подлежат прекращению правоотношения, которые связывают опекуна и попечителя, а также его подопечного на основе его желания. Отстранение же не зависит от изъявления воли опекуна или попечителя, его планов и намерений.

При прекращении опеки либо попечительства, лицо, которое исполняет обязанности опекуна либо попечителя, не позже трех дней, должно представить в органы опеки и попечительства специальный отчет о собственных действиях. Договор об осуществлении опеки и попечительства подлежит прекращению.

Глава 2.Особенности установления опеки и попечительства

.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных <http://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/grazhdanskie-pravosposobnost-i-deesposobnost-grazhdanina-ponyatie-vozniknovenie-soderzhanie-ogranichenie-prekrashhenie.html> граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство <http://legalquest.ru/semejnoe-pravo/opeka-i-popechitelstvo-nad-detmi-ponyatie-prava-i-obyazannosti-opekuna-popechitelya-prava-detej-naxodyashhixsya-pod-opekoj-popechitelstvom.html> над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок <http://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/ponyatie-i-vidy-sdelok-usloviya-ix-dejstvitelnosti.html>, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

2.2 Прекращение опеки и попечительства

Основаниями для прекращения опеки являются: решение суда, вступившее в законную силу о признании подопечного дееспособным; достижение несовершеннолетним возраста 14 лет, при котором объем его дееспособности увеличивается (о гражданской дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет).

Для прекращения опеки в отношении совершеннолетних лиц, признанных дееспособными, необходимо специальное решение органа опеки и попечительства (принятия акта главой местной администрации).

Основаниями для прекращения попечительства являются:

- решение суда об отмене ограничений дееспособности подопечного;

- достижение несовершеннолетним подопечным полной гражданской дееспособности по законным основаниям: при достижении 18 лет или при вступлении несовершеннолетнего в брак, а также в случае его эмансипации. Условия и порядок, при которых возможно вступление в брак до достижения брачного возраста (18 лет), определены в Семейном кодексе. Об эмансипации несовершеннолетних говорится в ст. 27 ГК РФ.

При судебной отмене ограничений дееспособности попечительство прекращается соответствующим решением органа опеки и попечительства, а в случаях приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности - без такого решения.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна (попечителя) или подопечного (без вынесения решения органом опеки и попечительства). При этом подопечному может быть назначен другой опекун (попечитель) или органы опеки и попечительства могут избрать другую форму устройства недееспособного (душевнобольного), а также несовершеннолетнего подопечного (поместить его в детское государственное учреждение, передать на воспитание в приемную семью, на усыновление).

Прекращение опеки и попечительства в соответствии со ст. 39 ГК возможно также в форме освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей или отстранения его по решению органа опеки и попечительства.

Основанием для освобождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних являются: восстановление у родителей возможности самостоятельно их воспитывать, защищать их права и интересы (восстановление в родительских правах, отмена их ограничения, выздоровление родителей, освобождение из мест лишения свободы и т.д.); усыновление (удочерение) несовершеннолетнего; помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое учреждение на полное государственное попечение.

Основанием для освобождения опекуна недееспособного совершеннолетнего лица может послужить его перевод в лечебное учреждение или в учреждение социальной защиты. Опекун (попечитель) может быть освобожден и по его личной просьбе, мотивированной уважительной причиной.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, является по существу санкцией за виновное поведение и влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Опекуны (попечители) отстраняются от своих обязанностей, если они: уклонялись от выполнения обязанностей; злоупотребляли своими правами; использовали свои полномочия по опеке (попечительству) в корыстных целях; оставляли подопечных без надзора и необходимой помощи.

Заключение

В заключении отметим, что необходимость опеки и попечительства обусловлена тем, что право, как система норм общеобязательного поведения, непосредственно обращается лишь к людям, наделенным сознанием и волей. Когда такая возможность исключается недееспособностью лица, право ставит между ним дееспособного субъекта. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, т.е. выступают в защиту прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель же, напротив, не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за слабой укомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи и других проблем материального характера.

Несмотря на то, что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы не только несправедливо, но и незаконно. Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств из федерального бюджета.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты:

1)Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Российская газета, N 17, 27.01.1996.

2)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

3)Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) Об опеке и попечительстве (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета, N 94, 30.04.2008

Научная и учебная литература:

1)Антокольская М.В. Семейное право. Учебник - М.: Юристъ, 2010. - 366 с.

2)Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (постатейный). "Юстицинформ", 2012

3)Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения Российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. 2011. N 6.

4)Кирилловых А.А. «Опека и попечительство под охраной закона//»Законодательство и экономика», 2011, N 9.

5)Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» (постатейный)//под ред. Ю.А. Дмитриева. "Деловой двор", 2011.

6)Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2010.

7)Мейер Д.И. Русское гражданское право. - М., 1997. - Ч. 2. - С.628.

8)Михайлова И.А. Статья: Назначение опекунов и попечителей по новому Федеральному закону//"Гражданское право", 2013, N 2.

9)Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. - Томск, 2011. - С. 124.

11)Нечаева А.М. Статья: О Федеральном законе "Об опеке и попечительстве"//"Законы России: опыт, анализ, практика", 2012, N 7.

12)Полищук Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. - 2012. - № 1.

13)Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. Комментарий к ст. 121. - М., 2012. - С.392.

14)Рабец А. М. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2013.- 153 с.

15)Фетисова О.В. Виды и формы опеки (попечительства) //Право и политика, 2012, N 6.

16)Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула, 2001. - С. 602-603

Похожие работы на - История развития института опеки и попечительства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!