Исторические аспекты происхождения государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исторические аспекты происхождения государства

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Становление Республики Казахстан как независимого государства породило необходимость переосмысления многих вопросов, в том числе и в отношении государства.

Таким образом, научная актуальность связана с тем, что в работе анализ проблем, составляющих содержание данной разработки, проводится в контексте обращения к современной социокультурной, государственно-правовой и политической ситуации в Республики Казахстан и странах СНГ.

Особенностью данной ситуации является то, что в течение 20 лет Казахстан, как и другие республики бывшего СССР, впервые реально и в полную силу свидетельствует в своей истории и на мировой арене начало активного, целенаправленного формирования гражданского общества и правового государства. Осуществление такого строительства стало для нашей страны совершенно новым, наполненным серьезными проблемами и сложными задачами, процессом, требующим последовательного и многопланового исследования, подразумевающего вполне определенные качества новизны метода, подхода к постановке проблем и выделения самого предмета изучения.

В настоящее время перед Казахстаном и другими постсоветскими государствами стоят комплексные проблемы возрождения культуры, реформирования и переориентации экономико-хозяйственных, политических и право созидательных процессов, правового и политического образования, проведение осмысленной социокультурной и правовой политики. Комплексный характер проблем означает, что явления, происходящие в одних сферах общественной и государственной жизни, приводят к значительным последствиям в других областях. И это требует принципиально нового - комплексного - подхода к их постановке и решению, расширение рамок экономического, прагматического или иного сходного взгляда на общественные отношения, воссоздания и развития в новых условиях такого мышления об институциональном регулировании совокупности социальных, культурных, экономических и политических процессов, которое предстает как созидание принципиально новой духовной парадигмы, новой социальной ментальности. В качестве концептуальной базы избрана модель социокультурной институционализации права и государства в сфере права. Актуальность институционального похода, основанного на социокультурной парадигме исследования политико-правовых процессов в обществе, обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, в правовых и политических исследованиях до недавнего времени доминировала картина общества, основанная на марксистской методологии «классового подхода». В условиях коренной трансформации общественных отношений, происходящей в Казахстане и других постсоветских странах, эта картина социального мира была лишь «отодвинута» в сторону, причем средствами преимущественного политико-идеологического, а не содержательно-критического характера. Взамен зачастую не предлагалось ничего, кроме заимствований и электрики. В итоге поиск актуального теоретико-методологического подхода к исследованию политико-правовых реалий постсоциалистических стран стал проблемой, связанной с перспективами развития теории - и главное - практики современного государственно-правового и политического строительства на постсоветском пространстве. Во-вторых, институциональный подход, базирующийся на социокультурной парадигме, позволяет актуализировать в исследованиях государства принципиальные положения, являющиеся фундаментом классической теории и философии государства и выступающие базовыми принципами построения правого и гражданского государства в странах развитой демократии [1, с.38]. Отсюда исходит возможности построения последовательной аргументации в пользу столь привлекательной для Казахстана концепции либерального демократизма и социально-ориентированного государства.

Все это вместе взятое обуславливает актуальность и правомерность выбранной темы курсовой работы.

Историография курсовой работы. Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. В дальнейшем, в период Средневековья в разработку теории правового государства и его основных принципов внесли свой вклад Г.Гроций, Т.Джефферсон, Дж. Локк, Ш.Монтескье, Б.Спиноза, И.Кант [2, с.55].

Российские правоведы М.М.Ковалевский, Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шершеневич, С.А.Котлеровский, В.М.Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали более современную концепцию правового государства, применимую и к казахстанской действительности [2, с.56].

Вопросы государства рассматриваются с точки зрения тех проблем, которые включены в предметное поле исследования. Так, например, фундаментальные государственно-правовые, конституционно-правовые, философско-правовые аспекты современного процесса правового обустройства государственности общественной жизни, проблемы построения государства исследованы в работах К.Нугмановой [3], С.С. Алексеева [4], М.Т. Баймаханова [5], С.З. Зиманова «В.И. Ленин и Советская национальная государственность в Казахстане» [6], В.Д. Зорькина, Д.А. Керимова [1, с.62], А.К. Котова [7], В.Н. Кудрявцева, О.Э. Лейста [1, с.63], Е.А. Лукашева [8], Дулатбекова Н.О. [9], М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца [10], Г.С. Сапаргалиева [11], С.В. Полениной, В.А. Туманова, С.Ф. Ударцева [12, с. 44].

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в правовом государстве, сущность и структура государства.

Предметом исследования служат основные элементы и признаки государства.

Теоретико-методологической основой курсовой работы: являются принципы, традиционно относящиеся к методологическому аппарату социогуманитарных, политико-правовых исследований, реализуемых, в том числе и в государственно-правовой теории, такие, как: принцип диалектичности, конкретности и историзма, как самого предмета исследования, так и концепций, его отражающих и воспроизводящих; принцип системности, предполагающий осуществление комплексного подхода к анализу темы исследования, в сочетании с принципами синергетического анализа, являющегося основополагающим элементом системного исследования, ориентированного на анализ предмета как открытой, динамичной системы и рассматривающего саму государственно-правовую теорию как динамичную, подвижную систему знания; принципы юридико-герменевтического исследования текстов законодательных актов, базирующихся на анализе и синтезе, исторической аналогии. Значимым полем теоретизации выступили нормы действующего законодательства (Конституции, кодексы) Республики Казахстан, Российской Федерации и некоторых других государств; политико-правовые доктрины, являющиеся неотъемлемой частью современной правовой культуры, как в нашей стране, так и за ее пределами; концепции социально-экономического, государственно-правового развития РК и аналитические исследования, моделирующие перспективы устойчивого развития и социального порядка и т.д.

Целью курсовой работы является всестороннее и углубленное изучение понятия государства, а также их соотношения правового государства и гражданского общества.

Для достижения цели работы обозначены следующие задачи:

·раскрыть сущность и значение основных теорий происхождения государства;

·выявить принципы организации и деятельности аппарата государства;

·дать характеристику типологии и формам государства;

·определить пути становления правового государства в Республике Казахстан;

·изучить идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли;

·определить место и роль правового государства в развитии гражданского общества;

·проследить взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

Cтруктура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.

1.Исторические аспекты происхождения государства

1.1 Основные теории происхождения государства

Государство - явление исключительно разносторонне, многогранное, обладающее разнообразными чертами и признаками.

Вопрос о происхождении государства на сегодняшний день является дискуссионным. Существуют множество теорий, пытающихся объяснить феномен зарождения и развития государства. Таких теорий множество и в каждой посеяно рациональное зерно. Существование такого плюрализма теорий происхождения государства и права Т.В. Кашанина в своей работе «Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы» объясняет рядом причин. Во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, дававшие объяснение этому процессу жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы земли; в-четвертых, зачастую, мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая подчас это так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить того, что на взгляды авторов теории очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. В.Н. Марченко считает, что каждая из теорий отражает различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той им социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения государства и права. В основе этих взглядов и суждений находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы [20, с.31].

В современной юридической науке выделяют, как уже упоминалось, множество теорий происхождения государства. Однако к наиболее известным относят такие теории, как социально-экономическая, теологическая, патриархальная, органическая, договорная, психологическая и теория насилия.

Социально-экономическая теория происхождения государства. Основоположниками этой теории были К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. В свое время вопросам происхождения государства Ф. Энгельс посвятил известную работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где он писал, что «государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития...» [20, с.32]. Исходя из этих слов, государство является результатом социально-экономического развития общества. По мнению авторов этой теории, становлению государственности способствовал переход от присваивающей экономики к производящей, который сопровождался тремя крупными разделениями труда (от земледелия отделилось скотоводство, появились ремесла). Человеческая цивилизация, пройдя три крупных разделения труда, перейдя от присваивающей экономики к производящей, усовершенствовав орудия труда, добилась избыточного продукта, что, в конечном счете, привело к появлению частной собственности. Частная собственность расколола общество на противоположные социальные группы: класс имущих и класс неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Как следствие всего этого выступает выделение публичной власти, которая не совпадает с обществом и выражает интересы экономически господствующего класса. Следовательно, властная функция переходит к богатым людям. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит, прежде всего, как инструмент проведения воли имущих [20, с.33].

Достоинства данной теории в том, что ее идеологию подвергли глубочайшему анализу, социально-экономический аспект развития общества рассматривался как один из факторов становления государственности. Недостатки теории состоят в упущении из поля зрения анализа таких немаловажных факторов, как этнические, религиозные, психологические, военно-политические и другие.

Теологическая теория. Как утверждают представители данной концепции - государство сотворил Бог, государство является феноменом божественной воли. Исходя, из этого они считали, что государственная власть вечная и непоколебимая, непобедимая и несокрушимая, она, прежде всего, зависит от церкви и ее служителей. Отсюда каждый должен беспрекословно подчиняться государю, ибо государь - это наместник бога на земле, его ставленник. Функции правителя считались священными, ибо он выполняет их от имени Всевышнего. Доктрина призывала всех к покорности, ибо непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему [21, с.15].

А существующее в обществе социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю их на земле - власти Бога. Особое место в концепции уделяется церкви и религиозным организациям, так как именно они, согласно теории, являются единственными посредниками между Богом и государством.

Достоинства данной теории в том, что для верующих людей, возможно, это и есть ответ на вопрос о происхождении государства. Слабые стороны теории состоят в том, что недооцениваются социально-экономические и иные факторы, и сама теория на современном этапе существования считается научно необоснованной.

Патриархальная теория. Основоположником этой теории был древнегреческий философ Аристотель. Далее его дело продолжили такие последователи как английский мыслитель XVII века Р. Фильмер, русский социолог Н.К. Михайловский [21, с.16].

Эти ученые первостепенным в своей теории ставят тот факт, что человек - существо биосоциальное. «Био» - значит живое, социально-общественное, коллективное. Человек стремится к общению, которое приводит к возникновению семьи. В процессе эволюции семьи, т.е. в процессе ее развития и разрастания образовывается государство. Таким образом, как считают авторы концепции, государство - это продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Государство строится на семейных принципах. Власть правителя в государстве идентична с властью отца (патриарха) в семье, поэтому она безгранична и абсолютна. В таком государстве должно быть беспрекословное подчинение государю, ибо государь - это отец. Согласно теории, его власть признается божественной. Отца в семье не выбирают, следовательно, и монарха в государстве также. По теории монарх не избирается и не смещается подданными, ибо они признаются его частью, которая должна лишь подчиняться его воле. Только отеческая забота и любовь монарха к своему народу (детям) порождают необходимые условия и обстоятельства для нормального существования жизни, как отдельного человека, так и общества в целом [21, с.17].

Достоинства этой теории: действительно, можно сравнивать семью с государством, так как модель современного государства произошла от простейших форм, которые вполне могут быть сопоставимы с первобытной семьей. Кроме того, данная теория создает некий символ святости и уважения к государственной власти и родственности всех в единой стране. Слабые стороны теории в том, что авторы концепции слишком упрощают процесс становления государства. По сути дела они произвели подмену понятий, то есть заменили категорию «семья» - категорией «государство», аналогично с понятиями «отец» - «государь», «члены семьи» - «подданные». К тому же, по мнению многих ученых-историков, процесс возникновения государства шел практически параллельно с процессом возникновения семьи как социального института [21, с.18].

Договорная теория. Содержание договорной теории происхождения государства можно прочесть в трудах Г. Греция, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Эта теория получила свое распространение в ХVII-ХVIII вв. По мнению авторов этой концепции государство возникает на базе договора, который заключают между собой люди, находившиеся до этого в естественном состоянии, то есть в состоянии первобытности. По данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора. Государство здесь - рациональное объединение людей, свободная консолидация общества. Заключая договор, люди передают часть своих прав, свобод государству, в результате чего и у правителей, и у общества четко возникает политика взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за их невыполнение. Изолированные до этого отдельные индивиды общества становятся единым и полноправным народом государства [22, с.10].

Согласно данной теории, функции государства заключались в принятии законов, собирании налогов, наказывании преступников, защите своей территории, прав граждан и их собственности. Граждане, в свою очередь, должны были соблюдать законы, платить налоги, они имели право на защиту свободы и собственности. У граждан даже было право расторжения договора, в случае злоупотребления правителями власти, вплоть до свержения.

Достоинство теории: договорную теорию можно считать одной из прогрессивных теорий, объясняющих возникновение государства в том классе, что теория раскрывала процесс становления государственности, и она переплетается с религиозными догмами. Эта концепция имеет демократическое содержание, так как закрепляет за народом право выбора правителя.

Теория насилия. Главными идеологами этой теории были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Причину происхождения и главную основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях общества, не в божественных началах и не в общественных договорах, а в завоевании, насилии, новых военно-политических факторах. Объясняя процесс становления государства, авторы, прежде всего, ссылались на порабощение одних племен другими. Для управления порабощенными племенами создается государство с его институтами принуждения.

Один из представителей этой доктрины, Л. Гумплович утверждал, что в результате насилия образуется единство противоположностей - государство: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Гумплович писал, что войны и насилие - вот родители государства. Столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, борьба, войны, опустошение, словом насилие, являются основными факторами становления государственности [22, с.13].

В советское время, в период господства марксистской идеологии считалось, что эта концепция служит для оправдания угнетения одного класса другим в капиталистических государствах. Таким образом, государство -организация, возникшая путем насилия. Это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войны племена преобразовывались в определенные социальные группы - пасты, сословия, классы. Завоеванные племена приобретали статус рабов. Следовательно, государство - это не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне система.

Достоинства теории заключаются в том, что действительно военные действия играли немаловажную роль в формировании государства. К примеру, становление древнегерманского государства напрямую сопровождалось военно-политическими факторами.

Органическая теория. Авторами органической теории считаются Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. Их труды получили широкое распространение в XIX веке, когда Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора. Воодушевленные открытиями Ч. Дарвина, вышеуказанные ученые разработали концепцию, согласно которой, государство - это большой организм. Отношения, происходящие в государстве, идентичны процессам, происходящим в живом организме. По мнению авторов, государство есть продукт социальной эволюции, который является лишь разновидностью эволюции биологической. Государству характерны все черты и особенности живого организма: оно имеет те системы, которые способствуют жизнедеятельности организма. Государство имеет нервную систему - мозг (правителей) и иные системы живого организма (подчиненные), которые выполняют сигналы мозга. Как в сфере биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее сильные и выносливые, так и в социальных организмах в процессе войн и борьбы формируются политические администрации - государства со своими органами управления. Таким образом, органическая теория практически уравняла государство с биологическим организмом [23, с.40].

Достоинства теории заключаются в том, что, естественно, влияние биологических факторов на происхождение государства было очевидным, ибо люди - существа не только социальные, но и биологические. Слабые стороны. Ошибкой авторов концепции было то, что они поставили на один уровень сознательные и биологические организмы. Нельзя распространять закономерность и функции биологического организма на социальное. Естественно, это связанные между собой категории, которые подчиняются различным закономерностям, имеют в корне различные причины возникновения.

Психологическая теория. Основателями и наиболее яркими представителями психологической теории происхождения государства являются Л.И. Петражицкий, Г. Гард и 3. Фрейд (основоположники психоанализа). Эти люди видели происхождение государства в психических особенностях человека: потребности людей во власти над другими людьми, стремлении подчиняться, подражать. Психологическая теория ищет основу государства в сфере иррационального, чувственного начала, в инстинктах, волевых актах, которые якобы первичны по отношению к разуму и господствуют над ним. Государство рассматривается как продукт психики, а не классовых отношений [23, с.41].

Авторы теории объясняют причины происхождения государства теми способностями, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, шаманам, колдунам. Их магическая энергия, которая якобы делала охоту удачной, исцеляла болезни, предсказывала будущее, создавала условия для зависимости сознания человека от вышеназванной элиты. Из этой зависимости (власть одних над другими) возникает государственная власть, однако даже в первобытном обществе существуют люди, которые не желают подчиняться подобной власти, и для удержания таких «послушных граждан» в узде, и для поддержания в них «послушного» психического состояния формируется государство.

Достоинства теории: нельзя отрицать тот факт, что психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, и есть та важная причина, оказывающая воздействие на все социальные институты. Слабая сторона теории заключается в преувеличении роли психологических свойств личности в процессе становления государства. Психика - это один из многих факторов государствообразования, и, в конечном счете, она формируется под влиянием социально-экономических институтов, военно-политических и иных внешних условий.

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Мыслители древности и современности давали различные трактовки понимания государства [23, с.42].

Так по Л. Дюги: «Государство - всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть». По Г. Кельзену: «Трудности в определении понятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления» [23, с.43].

По Г.Ф. Шершеневичу: «Государство- союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти» [23, с.44].

Марксизм-ленинизм рассматривал государство как «машину подавления одного класса другим», «государство есть продукт непримиримости классовых противоречий» [23, с.45].

Современные ученые чаще всего сходятся во мнении, что государство есть организация политической власти для управления делами общества (В.К. Бабаев, Л.И. Спиридонов, В.В. Лазарев). Интересно определение известного профессора М.И. Байтина, который отмечал, «что государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» [23, с.46].

Действительно, отойдя от догм марксизма-ленинизма, которые утверждали, что государство есть орудие политической власти экономически господствующего класса. То есть сегодня, мы говорим о качественно новом понимании государства.

Само понятие государства принято определять через его сущность. Сущность - это главное, определяющее в данном явлении. В этой связи сущность государства определяется как единство двух его сторон - общечеловеческой и классовой. То есть существуют два подхода к пониманию сущности государства: общеклассовый и общесоциальный.

Общесоциальный подход означает, что государство должно быть инструментом социального компромисса, смягчения противоречий, поиска сотрудничества различных слоев общества. Вместе с тем демократическому обществу, как никогда необходимы правопорядок, соблюдение режима законности, неотвратимости наказания для тех, кто нарушил закон.

Государство отличается от других элементов политической системы общества рядом признаков: государство выступает официальным представителем общества; государство - единственный носитель суверенной власти, т.е. важным признаком является суверенитет (верховенство на своей территории и независимость ее в международных отношениях); территория (суша, воздушное, водное пространство), находящаяся под юрисдикцией государства; государство имеет сложный механизм (аппарат управления обществом - законодательные, исполнительные, правоохранительные органы, вооруженные силы, органы безопасности и др.); тесная связь государства с правом, которая придает государственной власти легитимный характер; налоги и займы, необходимые для содержания государственного аппарата, и различные образовательные, социальные, воспитательные программы государства [23, с.47].

Государство - политическая организация общества, обладающая публично-политической властью, регулирующая важнейшие общественные отношения посредством права и имеющая для целей аппарат принуждения и управления в пределах одной страны. Типология государств. Государство - явление многогранное, что является следствием многочисленных классификаций государств. Одним из оснований для классификации является типология государства. Тип государства - это взятые в единстве, наиболее общие черты различных государств, их важнейшие свойства и стороны, порождаемые соответствующей эпохой, характеризующиеся общими сущностными свойствами [24, с.37]. В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Определений цивилизации существует несколько, это и синоним культуры, и степень развития или упадка государства. В результате множественности определений цивилизации существует и множественность типов государств. Тойнби выделяет египетскую, китайскую, арабскую, православную, всего 21 цивилизацию. Кроме того, различают: восточные, западные и смешанные государства; древние, средневековые, современные и т.д. [24, с.38].

Достоинством данной типологии является то, что выделяются факторы культуры, а недостаток в том, что типология не указывает на властные отношения, по сути, это типология не столько государства, сколько общества.

В основе формационного подхода лежит понятие исторического типа государства. Главный критерий - общественно-экономическая формация. Тип государства связывается с принадлежностью государственной власти определенному классу. В зависимости от этого выделяют: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства.

В результате переосмысления формационного подхода ныне выделяются два основных типа - западный и восточный типы государства, соответствующие уникальности европейского и азиатского путей естественного исторического развития.

Функции государства. Теория функций государства в юридической науке решалась неоднозначно, имелись спорные точки зрения относительно деления функций на внутренние и внешние (В.С. Афанасьев, С.С. Алексеев). Но, несмотря на это, в теории государства под функциями государства понимают основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается общечеловеческая сущность и социальное назначение. Условно функции государства можно подразделить по сферам жизни общества: экономика, политика, социальная, духовная (идеология) сферы [24, с.39].

Объектом государственного воздействия выступают разнообразные общественные отношения. Функции устремлены не на объекты как таковые, на решение коренных задач, стоящих перед государством. Государство же в процессе своей деятельности, то есть в процессе осуществления своих функций, воздействует на определенных участников общественной жизни.

В этой связи функции подразделяются на: политическую - обеспечение государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия; охрана суверенитета государства от внешних посягательств; экономическую - обеспечение нормального функционирования и развития экономики; социальную - охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществления мер по удовлетворению социальных потребностей людей;

·идеологическую - поддержка определенной, в том числе религиозной идеологии, организующей образование, поддержание науки и культуры [24, с.40].

Функции государства можно подразделить по такому критерию: разрешению, каких задач они служат - внутриполитических или внешне политических. В этой связи функции подразделяются на внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства Республики Казахстан - это основные направления деятельности государства.

·обеспечение народовластия (реализация волеизъявления народа в виде законодательства; обеспечение суверенитета; официальное представительство общества; защита конституционного строя);

·экономическая (выработка экономической политики; управление предприятиями, организациями государственного сектора, государственной собственностью; установление правовых основ рынка и ценовой политики);

·экологическая функция - охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; обеспечение экологической безопасности; улучшение окружающей среды;

·функция налогообложения и взимания налогов (содержание этой функции составляет формирование и положение казны государства, государственного бюджета Казахстана за счет всех налогов (налогов на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан, налога на прибыль предприятий и т.д.);

·правоохранительная функция или функция охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка [24, с.41].

Ст. 12. ч.2 Конституции Республики Казахстан (1995 г.) гласит: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативно-правовых актов». Сегодня возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, профилактика правонарушений [25].

Внешние функции государства:

·функция обороны страны, направленная на обеспечение безопасности государства, защиту ее рубежей.

·вооруженные силы Республики Казахстан предназначены для отражения агрессии, направленной против Республики Казахстан;

·функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Это, прежде всего обеспечение мира - недопущение новой мировой войны, проведение политики по уничтожению ядерного, химического, бактериологического оружия и другого оружия массового уничтожения;

·функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической;

·функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций [26, с.77].

Внешние функции Республики Казахстан зависят от проводимой внешней политики государства, основанной на принципах миролюбия, уважения суверенитета других государств, открытости и сотрудничества в международных отношениях. Функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

1.2 Понятие и элементы форм государства

Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также ее методологическое значение. Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы устройства, формы политического режима [26, с.78].

Функционирование механизма государства связано с его формами. Форма государства - это внешнее выражение его сущности, которое следует рассматривать в единстве трех элементов: формы правления; формы государственного устройства; политического режима.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По форме правления государства делятся на монархии и республики. Монархия (единовластие) - это такая форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках главы государства (короля, шаха, императора). Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от волеизъявления населения [26, с.79].

Различают неограниченные (абсолютные) монархии и ограниченные. Неограниченные монархии - это такие виды монархии, где отсутствуют представительные учреждения народа, носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия и др.). Ограниченные монархии (конституционные монархии, где наряду с монархом, носителями суверенитета выступают высшие государственные органы, которые ограничивают власть одного человека в государстве (Великобритания, Япония). Ограниченные монархии можно подразделить также на следующие виды: сословно-представительная монархия; конституционная монархия; дуалистическая монархия; парламентарная монархия. Сословно-представительная монархия - власть монарха ограничена сословно представительным органом (собранием: духовенства, дворянства, купцов).

Конституционная монархия - власть монарха значительно ограничена представительным органом. Ограничение определяется конституцией.

Парламентская монархия - власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах фактически отсутствует, являясь символической.

Дуалистическая монархия - государственная монархия, носящая двойственный характер. Практически и юридически разделена между правительством, формируемым парламентом и монархом [26, с.80].

Республика - это такая форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; ограничение срока полномочий; зависимость от избирателей.

В теории государства существуют различные классификации республик. Так, например - единовластные республики, которые подразделяют на идеократические и неидеократические. Единовластные республики формально похожи на республики, основанные на разделении властей, им всегда присущ антидемократический режим. В идеократической республике отсутствует идеологический и политический плюрализм. Примером может служить СССР, где формально вся власть принадлежала Советам, а фактически - Коммунистической партии.

Неидеократические республики распространены в Африке. В них нет государственной или общеобязательной идеологии, и отсутствует политический плюрализм [26, с.81].

Большинство современных республик основано на разделении властей.

Президентская республика. Президент является главой государства. Правительство несет ответственность перед Президентом, а не перед парламентом. Президент избирается всенародно или выборщиками. Президент имеет право «вето» на законы, принимаемые парламентом. Президент формирует правительство, назначает, перемещает и отстраняет членов правительства. Президент обладает полномочиями парламента и т.д.

Парламентская республика. Верховенство парламента. Формирование правительства на парламентской основе лидером победившей на выборах партии. Ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед Президентом. Президент (глава государства) избирается парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром.

Обладает правом роспуска парламента. Президентские республики (США, Бразилия, Сирия). Парламентские республики (Германия, Италия, Турция).

Смешанные (Франция, Финляндия, Польша). Характерной чертой смешанных республик является двойственная ответственность правительства и перед Президентом, и перед парламентом [26, с.82].

Форма государственного устройства. Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

По форме государственного устройства государства подразделяется на унитарные и федеративные. Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками государственности.

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве во главе местных органов власти стоят назначенные центром чиновники (Норвегия, Дания, Румыния). В децентрализованном государстве существует определенная самостоятельность местных выборных органов власти в решениях региональных вопросов (Испания, Франция). Федеративное государство - это государство, состоящее из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти (США, Мексика, Индия, Российская Федерация, Австралия) [27, с.12].

Федерации по способу образования делят на договорные, конституционные и договорно-конституционные. Договорные федерации образуются путем слияния ранее независимых государств в одно федеративное государство на основе договора между ними. К примеру, Танзания. Конституционные федерации образуются путем разделения ранее единого государства на составные части - субъекты (Германия, Индия, Российская Федерация). Национальные федерации включают в себя субъекты, образованные по признаку национального состава населения (Чехословакия, Югославия). Территориальные федерации образованы без учета национального признака или в мононациональных государствах (США, Германия, Австрия). Смешанные (национально-территориальные) федерации характеризуются тем, что одна часть субъектов образована по национальному признаку, а другая без учета такового (Индия, Канада). Конфедеративные государства - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Конфедерация - это: временный союз, создаваемый для определенной цели; подлежит либо распаду, либо превращается в федерацию; государства - члены конфедерации полностью суверенны; существуют лишь некоторые общие органы власти. В современном мире конфедераций не существует. Существовавшие ранее конфедерации либо распались, либо превратились в федерации. Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР, не является конфедерацией.

В проблеме формы государственного устройства отчетливо проступает сторона конституционная, структурная, идет ли речь об унитарном или федеративном государстве. Однако есть и сторона также конституционная, но «неформальная», функциональная, связанная с политическим режимом.

Политический режим - это совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающая ее содержание и характер. Политический режим, будучи одним из характеристик формы государства, непосредственно влияет на форму государственного устройства и форму государственного правления. Понятие политического режима является ключевым для формирования представления об основных системах власти. Исходя из политического режима, господствующего в том или ином государстве, судят о политическом устройстве общества, о механизме и эффективности власти, и институтах, участвующих в политической жизни общества. Политический режим является своего рода экраном политической жизни общества, который отражает политическую действительность, реалии, ту атмосферу, конкретный период ее исторического развития (признаков), которые в совокупности составляют ее содержание [27, с.14].

В зависимости от субъектов, реализующих политическую жизнь общества, различают два диаметрально противоположных решения - демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» происходит от латинского слова, что в переводе означает власть народа. На сегодняшний день в мире нет ни одной страны, где весь народ осуществлял бы политическое властвование. Однако есть ряд государств, где политическая активность граждан в управлении государством находится на высоком уровне, и это приветствуется государством и поддерживается рядом правовых норм. Например, данная тенденция наблюдается во Франции, США, Германии, Швейцарии.

В демократическом государстве признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, существует многопартийная система (политический плюрализм), существует свобода экономической деятельности, необходимый порядок и организованность в обществе поддерживается за счет внутренних духовных и экономических факторов, а не силой государства.

В демократическом государстве свободно функционирует гражданское общество, которое не нуждается в опеке государства. Государственный строй основан на принципе разделения властей.

Полной противоположностью демократического режима является антидемократический режим. Его подвидами являются авторитарный, тоталитарный, фашистский, деспотический режимы.

Авторитарный режим. Характеризуется «мягкостью», чем фашистский и тоталитарный. Он является как бы промежуточным между демократическим и антидемократическим. В авторитарных государствах может существовать многопартийность, но она часто формальная. Вмешательство государства в дела общества значительно, но не тотально. Необходимый порядок и организованность существует в основном за счет государства и его органов, слабо развито унитарное общество.

Тоталитарный режим характеризуется следующими признаками: насильственное навязывание населению общественных порядков; наличие единой идеологии; монопольный контроль над политикой, экономикой, бытом, культурой; обеспечение идеологического организованного единства политическим господством партии, возглавляемой вождем; государство, печать, средства массовой информации подчинены партии; методы управления основаны на политическом и физическом насилии, полицейском терроре.

Примерами тоталитарных государств могут быть СССР, сегодня Северная Корея. Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и антисемитизма, теория порабощения народов и «низшей» расы. Фашистский режим называют также радикальным тоталитаризмом. Этот режим также характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом, культе вождя, господстве, авторитарной партии (фашизм в Италии и Германии, период 1922-1933 г.г. XX века).

Механизм государства - это система специальных органов, посредством которых государство осуществляет свои функции. Элементами механизма государства являются: сам государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие.

Поскольку государственный орган является основным элементом механизма государства, целесообразно рассмотреть орган государства.

Прежде всего, орган государства - это часть механизма государства, обладающая определенными признаками. Признаки органа государства: Властные полномочия означают: что он выступает от имени государства и от его имени осуществляет свои функции; издает нормативно-правовые акты; осуществляет контроль за строгим соблюдением требований, содержащихся в данных актах; обеспечивает защиту этих требований от нарушений путем применения мер государственного принуждения и убеждения. Компетенция - это система полномочий по осуществлению государственной власти. С точки зрения ее содержания, она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) осуществлять определенного рода государственные функции.

Элементами компетенции являются право и обязанность осуществлять возложенные на орган функции применительно к определенного рода объектам. Другой элемент компетенции - его право осуществлять предусмотренные законом формы властной деятельности. Орган государства образуется и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции Республики Казахстан, законов и подзаконных актов Республики Казахстан). Орган государства состоит из государственных служащих и подразделений (управления, отделы, департаменты, канцелярии и т.д.). Имеет финансовые и материальные средства (материальные придатки) для выполнения функций государства. Например, Министерство обороны Республики Казахстан имеет материально-техническую базу (учебные полигоны, лагеря, склады боеприпасов, здания и т.д.).

Рассмотренные признаки раскрывают понятие органа государства, что позволяет дать определение. Орган государства - это часть механизма государства, обладающая государственно-властными полномочиями, юридически определенной компетенцией, необходимыми материальными «придатками» для осуществления определенных задач и функций государства.

В юридической науке долгое время спорным был вопрос о соотношении понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Ряд ученых (М.Ш. Байтин) предлагают понятие «государственный аппарат» употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В «широком» смысле - это совокупность всех государственных органов. В узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.

Другие ученые отождествляют «аппарат государства» и «механизм государства». Механизм государства имеет такие существенные признаки: Это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, Законе Республики Казахстан «О государственной службе» (2000 г.) и других нормативно-правовых актах; Механизм (аппарат) государства имеет сложную структуру, основанную на принципе разделения властей; Аппарат государства имеет «материальные придатки» (материально-финансовую базу), без которых невозможно осуществление функций государства.

Таким образом, под механизмом государства понимается система взаимосвязанных между собой органов государства, основанных на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства [28, с.12].

Между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так монархическая форма правления федерального государства периода абсолютизма тяготели к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

гражданский общество идея правовой

2. Государство и общество: политико-правовые основы взаимодействия

.1 Гражданское общество и его политическая организация

Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество-мать государства, и соответственно государство - дитя общества, продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе или напротив сокрушает общественный организм. Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые общества различных стран. Общество - сложная динамическая система связи людей объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Понятие «гражданское общество» столь же древнее, как и знания о политике. Упоминания о гражданском обществе, размышления о его смысле и предназначении, механизме становления возникли уже две с половиной тысячи лет назад. Гражданское общество - это сложное и многофакторное явление человеческого бытия. Оно является продуктом длительного исторического развития и начинает формироваться с разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой деятельности [29,c.197]. Понятие «гражданское общество» на разных этапах мирового исторического развития и в зависимости от интерпретации этого термина различными мыслителями имело различную трактовку. Оно берет свое начало в Древней Греции и Риме, где развитию политической мысли содействовало углубление философского и социологического анализа проблем общества, государства, политики и права. Так, у Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, государство, законодательство созданы искусственно, а не даны природой. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены на улучшение его устройства и управления. Для сохранения государственного единства Демокрит требует единения граждан, их сочувствия, взаимопомощи, взаимозащиты и братства. С этим положением о единении граждан в социально-политическом мире в полисе Демокрита созвучны идеи Платона. Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства. По определению Платона, государство может быть таковым, чтобы не кто-либо отдельный был в нем счастлив, но чтобы оно - государство - было счастливо в целом [30,c.22]. Аристотель писал, что, прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть нечто иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Вместе с тем Аристотель анализирует жизнь граждан и в других, негосударственных сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной и др.

Общественный договор, договор между властью и народом, государством и обществом есть ключевой момент в понимании понятия «гражданское общество». Договор нельзя рассматривать в реальном историческом ракурсе, как акт исторического и объективного характера, но как абстрактное и интуитивное прозрение сущности гражданского общества, взаимоотношения гражданского общества и государства. Само наличие гражданского общества подразумевает под собой договор между ним и властными институтами. Договор - это глубинная подоплека сущности гражданского общества, его фундаментальная основа и природа. Исходя из этих основополагающих установок, философы приходят к совершенно определенному выводу: чрезмерно разросшееся государство мешает свободному волеизъявлению отдельного индивида и реализации его потенциальных возможностей. Более того, расширение государства идет за счет уменьшения пространства общества. Государство делает своей прерогативой те общественные отношения, которые ранее исполнялись без его на то вмешательства и посредничеств. Теория гражданского общества стала мощным фундаментом для идей будущего устройства общественной системы, обеспечивающей социальное равенство и гражданские свободы. В наиболее радикальной концепции тема противостояния государства и гражданского общества становится центральной. Государство есть необходимое зло. Чем оно меньше, тем лучше для общества, поэтому власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества. При нормальном эволюционном процессе развития процесс перераспределения функций между гражданским коллективом и государством является обычным делом. Чем совершеннее гражданское общество, тем больше оно регулирует общественные отношения и тем меньше оно нуждается в государственном управлении и вмешательстве. Традиция, занявшая другую позицию, образована группой ученых - И. Вентам, Ж. Сисмонди, П. Пфицер и др. Завершенная форма - Л. фон Штейн, Г. Гегель, К. Маркс. Эти мыслители увеличение степени свободы в развивающемся гражданском обществе рассматривали как фактор, приводящий к общественному коллапсу, поскольку он неизбежно приводит к «интенсификации конфликтов». Приоритет в разработке темы взаимодействия гражданского общества и государства принадлежит Гегелю. Систематизируя наследия французской, английской, немецкой общественно-политической мысли, Гегель пришел к выводу о том, что гражданское общество являет собой особую, предварительную стадию диалектического развития абсолютной идеи от семьи к государству. Существуют три мира, три жизни внутри человеческого общества - гражданское общество представляет развитую социальную жизнь, существует отдельный и независимый этический мир семьи и необходимая для общества публичная жизнь государства. В гражданском обществе, по Гегелю, его индивиды рассматривают друг друга как конкуренты, поэтому многочисленные элементы гражданского общества несопоставимы и подвержены серьезным конфликтам. В гражданском обществе одни частные интересы сталкиваются с другими. И только власть государства, конституция способны ограничить несправедливость, сплавить конкретные интересы в «универсальное политическое сообщество». Но в современной ситуации индивиды, составляющие сферу гражданского общества, отнюдь не рассматривают друг друга как конкуренты; направленность социальных отношений внутри гражданского коллектива расставляет их по конкурирующим направлениям развития. Это является основной «уловкой» существования гражданского общества, мерой эффективного формирования его системных связей. Конкурентную борьбу элементов гражданской сферы нельзя назвать ее недостатком, это основной фактор эволюционного развития, который обеспечил выживание гражданского общества и становление на его основе капиталистической формации. Гегель указывал, что в отношении частного права, семьи, гражданского общества в целом государство выступает одновременно и как внешняя необходимость, и как имманентная цель. Вслед за Гегелем К. Маркс рассматривал гражданское общество как исторический феномен, результат исторического развития. Государство и гражданское общество, по К. Марксу, имеют преходящий характер. Он строил свой анализ на способе производства и не уделил должного внимания добровольным ассоциациям, профессиональным организациям, средствам массовой информации. В его концепции государство выражает общий интерес, гражданское общество - частный интерес. Гражданское общество относится к материальной сфере - базису, государство и правовая система - это надстройка.

По Марксу, в гражданском обществе чеовек имеет значение действительного индивида, в государстве человек признается родовым существом, он лишается своей действительной индивидуальности. Социальные структуры гражданского общества не являются самостоятельными структурами, которые порождают буржуазное общество, но есть формы, в которых это общество возникает. Поэтому социальные структуры гражданского общества - это результат, а не причина буржуазного строя. Таким образом, К. Маркс лишает гражданское общество приоритета в становлении буржуазного общества. Для Маркса гражданское общество - сфера действия частного интереса, производства, потребления и обмена, и поскольку это основополагающая структура всякого социума, то соответственно он делает вывод: гражданское общество - это система отношений, существующая на всех этапах развития человечества. Вывод нисколько не противоречит формационной концепции развития, выдвинутой Марксом. Более того, он логически необходим для целостности марксистской теории. У Маркса экономика определяет политику, именно на этой проблеме он концентрирует свое внимание. Для того чтобы обосновать свою теорию, он упростил организацию гражданского общества, сведя к сфере труда, производства и обмена. Гражданский коллектив у него - это пространство исключительно экономического развития. Таким образом, Маркс свел все социальные отношения к экономическим, политическим и идеологическим - к элементам базиса и надстройки. Классический марксизм предусматривал снятие разделения между государством и гражданским обществом посредством отмирания государства и права. Проблема отношения государства и гражданского общества автоматически решалась в коммунистическом обществе. Нет государства - нет правовых отношений и правовых институтов. Освобождение человека придет посредством уничтожения классовой организации общества, ликвидации базиса и надстройки, различий между гражданским обществом и государством, между личным и общественным существованием. Однако логика истории привела к гипертрофированному росту государства за счет общества. Гражданское общество как таковое было уничтожено, сфера действия частного интереса ликвидирована. В условиях реального социализма, в идеологии, созданной И. Сталиным, государство стало рассматриваться как выразитель и гарант всеобщего интереса, и, по сути, оно полностью поглотило общество. Поэтому из советского обществознания вообще исчезло понятие «гражданское общество». Западный марксизм в лице А. Грамши считал, что гражданское общество принадлежит не к сфере структуры, а к сфере надстройки и охватывает не «все материальные отношения», как понимали Маркс и Энгельс, а только идеолого-культурные. По мере своего развития гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством, вынуждает последнее создавать в обществе некоторый консенсус на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека [31,c.67].

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства.

При этом надо иметь в виду, что «гражданское» не просто прилагательное к термину «общество». Оно возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономической, политической, духовной. Гражданское общество в современном его понимании представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Гражданское общество - сфера самопроявления интересов свободных индивидов и их ассоциаций, основанная на признанных, предметных, узаконенных демократических принципах, определяющих взаимоотношение государства и общества, экономики и политики, личных и общественных интересов, прав и обязанностей граждан.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова; самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур [32, c.119]. Социально-политическим ядром такового выступает гражданин, принимающий активное участие в решении важнейших вопросов общественной жизни. Гражданское общество характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом, свободным развитием общественных организаций и движений, высокой духовностью, основанной на общечеловеческих ценностях. Оно должно способствовать стабилизации экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан, т. е. на установление социальной справедливости в обществе. В этом аспекте гражданское общество как бы выражает цели и задачи правового государства.

В теории государства и права гражданское общество характеризуется как система самостоятельных и независимых институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи из поколения к поколению [33,c.90].

Гражданское общество - это такое общественное устройство, при котором вмешательство государства в дела граждан сведено к необходимому минимуму, а функции его ограничены теми сферами, в которых граждане отдают государству часть своих свобод, и имеют право и возможность контролировать их выполнение, решая задачи самоуправления. Как видим, гражданское общество тесно переплетается с экономическими и политическими институтами, и это наблюдается не только в зрелом, оформившемся, их состоянии, когда они на определенном этапе разграничиваются, образуя самостоятельные взаимодействующие системы, но и в стадии формирования.

2.2 Гражданское общество: перспектива формирования и развития в Казахстане

Обретя государственную независимость и полный государственный суверенитет, Казахстан провозгласил курс на построение гражданского общества и правового государства. Тем самым, была выражена решимость, покончить с произволом и беззаконием, характерными для недавнего тоталитарного прошлого, считать приоритетными гуманистические правовые ценности, соблюдение прав и свобод личности [34,с.18].

Проблема формирования гражданского общества в Казахстане связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права человека. Данная проблема прямо смыкается с идеей модернизации, т.е. построения современного общества.

Гражданское общество - это более высокая ступень в развитии социальной общности, особый образ жизни, мышления и общения, особый экономический уклад и многочисленный средний класс. Пока в Казахстане, политические процессы которого носят переходный характер, они в полной мере не сложились. Тем не менее, предпосылки формирования гражданского общества уже проявились.

И все же, казахстанское гражданское общество - реальность XXI века. Однако многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Но, несмотря на эти сложности, и различного рода катаклизмы, формирование гражданского общества в Казахстане идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. Формирование гражданского общества в Казахстане имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс. Во-первых, в социальной психологии граждан Казахстана сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Во-вторых, в казахстанском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность. В-третьих, основная часть населения Казахстана никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. Формирование гражданского общества в Казахстане происходит поэтапно.

Формирование первых институтов гражданского общества у нас в стране относится к концу 80-х - началу 90-х годов. Начавшиеся в то время коренные реформы в экономической, политической, социальной сферах стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп. На постсоветском пространстве одними из первых в Казахстане появились свободные профсоюзы по поддержке и развитию негосударственного сектора экономики, защите прав и интересов предпринимателей. В этот период заявили о себе социал-демократическая партия, партия «Алаш», филиал общественно-просветительского общества «Мемориал», Алма-Атинская Хельсинская группа, движения «Азат», «Единство», историко-просветительское общество «Адилет», движение пенсионеров «Поколение», объединение «Лад» и др. Второй этап развития гражданское общество в Казахстане можно отнести к середине 90-х годов, когда обозначилась профильная направленность деятельности общественных формирований. В условиях острого экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня населения общественные организации стремились к консолидированной работе по защите прав и интересов населения. Президентом Н. Назарбаевым в декабре 1994 года было подписано Постановление о создании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству в сфере социально-экономических и трудовых отношений. В этот период активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана. Сохраняемое и укрепляемое межэтническое согласие стало тем фундаментом, который позволил дальнейшее развитие реформ в стране.

Четвертый этап в развитии гражданских институтов имеет ключевое направление - создание системы эффективного взаимодействия неправительственного сектора с органами власти всех уровней. Начата работа по созданию долгосрочных устойчивых механизмов партнерства «власть - общество» на правах консультативно-совещательных органов на всех этажах управления. В апреле 2005 года принят Закон РК «О государственном социальном заказе», который открывает принципиально новую систему финансово-договорных взаимоотношений органов власти и НПО. Таким образом, можно сказать, что для сотрудничества власти и гражданских институтов в нашей стране созданы благоприятные условия, которые должны получить свое дальнейшее интенсивное развитие на основе системных подходов к формированию казахстанской модели гражданского общества. Развитие гражданского общества должно осуществляться эволюционно, постепенно, в координации с преобразованиями в других сферах, прежде всего в экономической и во взаимосвязи демократических реформ с процессом глобализации и модернизации мирового сообщества. При этом формирование гражданского общества должно стать особой составляющей государственной политики, доминируя среди прочих политических приоритетов страны. Государство должно стать основным инструментом и гарантом преобразований гражданского общества. Альянс - государство и гражданское общество - обязан гибко и пластично отвечать требованиям социально-политической и экономической ситуации. Для этого необходимо, предлагается в проекте Концепции развития гражданского общества, учреждение постоянно действующего Гражданского форума, который станет диалоговой площадкой для Правительства, бизнеса и гражданского общества [35,c.28].

Одной из особенностей современной социально-политической системы в Казахстане является то, что, несмотря на формирование и интенсивный рост различных институтов общественной самоорганизации, их совокупность до сих пор еще не стала действенной системой, стабилизирующей общество и способствующей его консолидации вокруг общих для него целей и задач. Пока что формирование гражданского общества в Казахстане идет по пути количественного роста и нарастания качественного многообразия, а не объединения соответствующих структур в сильные и представительные гражданские институты.

В связи с этим проблемы формирования гражданского общества в Казахстане связаны с решением следующих задач: Созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективной, социально ориентированной рыночной экономике. По своему характеру эта экономика будет многоукладной, сочетающей возможности, частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей - собственников. Достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Формированием «среднего класса», который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов. Радикальным демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни общества, развитием политического и идеологического многообразия. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры. За последние годы создаются необходимые условия для формирования гражданского общества в Республике Казахстан. Однако этот процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему со стороны государства.

Чем больше совпадают интересы личности, гражданского общества и государства, тем крепче единство страны. И если общество - арена частных или групповых интересов, то государство единая воля и интерес всех граждан. К сожалению, современная ситуация в Казахстане такова, что при наличии сильного государства институты гражданского общества остаются слабыми. Более того, некоторые политики и эксперты не способствуют их укреплению, утверждая, что борьба против государства является основным условием развития демократии. А ведь во время кардинальных преобразований необходима консолидация на базовых принципах, которая невозможна без развитых институтов государства и самоорганизации людей. В Республике Казахстан формирование правового государства и гражданского общества только начинается. Поэтому возникает множество проблем, решение которых зависит и от государства, и от общества, и конкретно от каждого человека [18,c.48]. С принятием Конституции Республики Казахстан процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Дальнейшее развитие гражданского общества в Казахстане зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Таким образом, гражданское общество - сообщество с развитыми экономическими, профессиональными, культурными, национальными, религиозными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимыми от государства, но взаимодействующими с ним. Это общество граждан, создающих совместно с государством политические и правовые отношения. В настоящее время в гражданском обществе регулируются собственность, труд, предпринимательство, общественные объединения, отправления религиозных культов, воспитание, образование, наука, культура, семья, средства массовой информации.

Таким образом, очерчиваются контуры гражданского общества как сферы негосударственных отношений. Индивид в гражданском обществе играет центральную роль. Вокруг него в обществе вращается вся жизнь. Он автономный субъект, наделенный от рождения естественными, неотчуждаемыми правами. Прежде всего, это право на жизнь, свободу и собственность. В гражданском обществе нет необходимости организовывать граждан через государство, партию, как это имело место в советском обществе. Члены гражданского общества сорганизуются сами, свободно вступая друг с другом в отношения в различных сферах жизни. Конечно, в формировании общественных отношений принимает участие государство. Настоящее правовое государство может утвердиться в стране только на базе развитого гражданского общества.

Современное понимание гражданского общества - мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которых внутренние интересы членов общества могли бы подменяться интересами государственного аппарата. Становление гражданского общества в Казахстане - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались определенные предпосылки. Несмотря на ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет, в конечном счете, к достижению указанной цели.

Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы - существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Из этого следует, что необходимо различать гражданское общество как, процессы как реальность, которой еще нет. В современном Казахстане процесс формирования гражданского общества осложняется нестабильностью общественно-политических структур, медленным переходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью правовой защиты населения. Но все, же медленно, но верно идет формирование гражданского общества. Строительство гражданского общества начинается у нас не на голом месте, есть ценное теоретическое наследие. Но нельзя слепо копировать западный опыт и механически переносить его на казахстанскую почву, на которой он не всегда приживается. Но, с другой стороны, многовековую практику других народов необходимо использовать. Важно лишь не допускать в этом процессе преемственности крайностей - ни бездумного подражательства, ни высокомерной замкнутости, ни поспешности. Итак, можно сделать следующие выводы: Гражданское общество - продукт исторического развития человечества, появившееся в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другим гражданами. Гражданское общество - это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом, диалектическом единстве. В XX веке в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет частной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного «среднего класса», высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выдающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки. В странах, вступивших на путь глубоких реформ, формируется переходный тип гражданского общества, в котором причудливо переплетаются некоторые свойства и черты как авторитарного, так и демократического. Очень трудно и невозможно сразу построить гражданское общество, да и сам народ еще не готов жить в гражданском обществе. Слишком долго он делал все, что считала нужным партия, слепо доверяя ей. Но важно то, что в нашей стране построение гражданского общества, пусть медленно, с большими преградами, но все же идет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Закон о государственном суверенитете Казахстана, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Казахстана, Договор об общественном согласии. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти.

Важным условием успешного функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества [36,c.12]. Проблема формирования гражданского общества в Казахстане связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права человека. Данная проблема прямо смыкается с идеей модернизации, т.е. построения современного общества.

Становление гражданского общества в Казахстане - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались определенные предпосылки. Несмотря на ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет, в конечном счете, к достижению указанной цели.

Необходимым условием развития правового государства в Казахстане является выработка механизма реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Конституционные нормы определяют особое место человека в системе общественных отношений, выдвигают защиту его прав и интересов в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. Законодательство Республики Казахстан закрепляет обязанность государства и его органов создавать необходимые юридические, организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Сосуществование гражданского общества и государства - сложный диалектический процесс взаимоконтроля и взаимоограничения, а также взаимной дополнительности. И эта взаимосвязь, взаимообусловленность в развитии личности, общества и государства, как видно, нашла выражение в концепциях правового государства и гражданского общества. Идея правового государства и гражданского общества остается ориентиром для политики и государственного строительства, главным образом, потому, что она отвечает всеобщему стремлению к такой политической системе, которая создавала бы возможности для неограниченного культурного развития посредством социального сотрудничества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бурьянов С.А. Проблемы совершенствования нормативно - правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации.// Государство и право.2010. №10. - 168 с.

2Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.: «Юридическая литература», 1996. - 377 с.

Нугманова К. Государство и гражданское общество в социальном аспекте.// Евразийское сообщество, 2003, №3, - 140 с.

Алексеев С.С. Философия права. М.: Издательство НОРМА.1998.- 280 с.

Баймаханов М.Т. Правовое государство. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы: 2005. - 355 с.

63иманов С.3. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане, Алма-Ата.: Наука. 1970.-260 с.

7Котов А.К. Восхождение к национальному. Алма-Ата.: Рауан, 2002.-389 с.

8Лукашев Е.А. Права человека. Москва, 2004.-398 с.

9Дулатбеков Н.О. Амандыкова С.К. Турлаев А.В. Основы государства и права современного Казахстана. Астана, 2000. - 255 с.

10Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998. - 370 с.

11Сапаргалиев Г.С.Конституционное право Республики Казахстан.Алматы, 2010.- 250 с.

12Сабикенов С.Т. Теория государственного суверенитета. Как она воплощается в проекте Конституции Республики Казахстан.//Казахстанская правда, 2010, 25 сентября.

13Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. - Алматы, Атамұра, 2003. - С.287.

14Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алматы, Дәуір, 1992. - 362 с.

Бижанов А.Х. Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода. - Алматы, 2009. - 337 с.

16Зиманов С.З. Конституция и Парламент Республики Казахстан.- Алматы:.1996. - 300 с.

17Султанов Б.К., Аяган Б.Г. Современная политическая история Казахстана. Алматы, 2010.

18История государства и права Казахской ССР. Т. 1. / Под ред. С.С.Сартаева. Алма-Ата.: Мектеп, 1982.-450 с.

19Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права. - Алматы: Жеті Жарғы, 2003. - 432 с.

20Дулатбеков Н.О. Хрестоматия по истории государства и права Республики Казахстан. Караганда: КарГУ, 1994. - 344 с.

21Дулатбеков Н.О., Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и права Республики Казахстан: Караганда: 1997. - 290 с.

Кашанина Г.В. Происхождение государства и права:- М.:Юрист ,1999. - 370 с.

Коваленко А.И. Теория государства и права: М - Новый Юрист .1997. - 290с.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник М.:Юрайт, 1998. - 425 с.

25Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК от 7 октября 1998 года № 284-1, от 30.05.2007г.).

26Общая теория права и государства: Учебник /под ред. В.В. Лазарева. Юрист,1996. -378 с.

27Основы государства и права./ Под ред. Сапаргалиева Г.С.-Алматы:,1997. -267 с.

Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск,1994. - 250 с.

Теория права и государства: Учебник для вузов.// Под ред. Н.М.Манова-М.: Издательство БЕК,1996. -400 с.

Теория права и государства. Схемы и комментарии: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000. - 287 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.,1996. - 256 с.

Кутнякова Н.В., Сатиев Х.Х., Ипатова Н.А. Основы права. Алматы «Данекер» 2006. - 289 с.

Гражданское право Республики Казахстан: Учебное пособие. Алматы: Институт международного права и международного бизнеса «Данекер»,1999. 260 с.

Дулатбеков Н.О. Дополнительные материалы по курсу «Основы государства и права».-Караганда:КарГУ.1995. - 270 с.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.: Закон и право,1997. - 360 с.

Марача В.Г., Матюхин А.А. Гражданское общество и государство в Казахстане: основные понятия и особенности становления. Алматы:,1994.- 290 с.

Похожие работы на - Исторические аспекты происхождения государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!