Институты и организации, регулирующие права женщин

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институты и организации, регулирующие права женщин

Содержание

Введение

Глава 1. Международные организации по защите прав женщин

.1 Возникновение и развитие института международной защиты прав женщин

.2 Роль международных организаций в урегулировании защиты прав женщин, на примере участия их в Десятилетии женщин

Глава 2. Роль женских организаций в Японии

.1 Роль женских неправительственных организаций Азиатско-Тихоокеанского Региона

.2 Женские организации в Японии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В наши дни неуклонно возрастает роль женщин в общественном производстве, их интеллектуальный и духовный потенциал, личная причастность ко всему тому, что происходит в современном мире. Стоит отметить, что не во всех регионах мира решён вопрос равенства женщин с мужчинами в правовой, экономической, социальной и политической сферах. Общественное положение женщин, которое К.Маркс считал мерилом общественного прогресса, совершенно не сходно во многих странах, поскольку существуют глубокие коренные различия между их социально-политическим строем и уровнем экономического развития. Для защиты прав женщин было создано огромное количество женских государственных и неправительственных организаций, борющихся с половой дискриминацией и воплощающих свои идеи, по изменению мира в целом, в жизнь.

Степень изученности проблемы.

В зарубежной литературе вопросу женских организаций уделяется достаточное не значительное внимание, большинство работ посвящено движению феминизма, которое лишь частью данной проблемы. Стоит отметить таких авторов, которые являлись основоположниками в его изучении: Бетти Фридан, Сиомон де Бовуар, а так же современных авторов В. Брайсон и А. Коллонтай.

Что касается работ, посвященной исследованию данной проблемы, то они появились значительно позже, чем на западе. Однако со второй половины ХХ века публикуется достаточно много изданий, анализирующих данный вопрос, такие как: В.В.Любимова, Г.К.Дмитриева, так же сборники работ Альтернативные продвижения женского лидерства, Ислам и женщины востока. В этот период появляются различные периодические издания, освещающие данный аспект, как в отечественной, так и в зарубежной литературе: Женщины мира, Всемирное профсоюзное движение, Wall-Street journal. Проблема женских организаций в Японии в отечественной и зарубежной историографии, к сожалению, пока не получила комплексной разработки в конкретном исследовании.

В основном исследователей интересовало отдельные аспекты формирование и зарождение женского движения на восток. Это обусловлено тем, что для того, чтобы освятить эту проблему целиком требуются очень хорошие знания психологии, ментальности японской нации, и, конечно же, истории. Среди оточественных авторов можно отметить Тамгинского И.И. В статье «Женское движение в Японии» он акцентирует внимание на деятельности женских организаций, которые появились после окончания второй мировой войны. Однако данный исследователь не ставит целью проанализировать особенности женского движения в Японии, и его специфику, а так же совсем не затрагивает вопрос, касающийся деятельности женских организаций на современном этапе.

Вся информация о работе современных женских организаций, размещена на их сайтах в интернет ресурсе. Стоит отметить, что в настоящее время, не сделано никаких глобальных оценок их действиям и роли в формировании нового демократичного общества, к которому стремиться всё человечество. Организациями ведущими активную деятельность, как в азиатском регионе, так и во всем мире являются: Азиатско-Японский Женский Центр (AJWC), Международное движение против всех форм дискриминации (IMADR). Общая информация о деятельности женских организаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о влияние женщин на политическую жизнь отражена в работе немецких учёных Бирте Роденберг и Криста Вихтерих. Данная книга посвящена анализу работы международных женских проектов.

Таким образом, подводя итог степени изученности проблемы женских организаций в юго-восточной Азии в целом и в Японии в частности, стоит отметить, что этот вопрос остается до сих пор практически не изученным. Небольшое количество исследователей занимаются её, анализируя лишь отдельные аспекты, но охватывая всей сущности.

Целью данной работы является проследить оформления правовой защиты женщин на мировом уровне, этапы формирования международных женских движений, определить их вид активности на примере японских женских организаций.

Объектом данной работы являются международные и местные женские организации, существующие в Японии.

Предметом роль женских организаций в развитии современного мира.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и дальнейшее решение ряда задач:

1.Изучить этапы формирования международной защиты прав женщин

2.Оценить роль международных организаций в урегулировании защиты прав женщин, на примере участия их в Десятилетии женщин

.Определить роль неправительственных женских организаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе развития человечества

.Обозначить круг японских женских организаций, ведущих активную деятельность и дать им краткую характеристику

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1945 до настоящего времени. Выбор именно этого временного отрезка обусловлен тем, что итоги второй мировой войны внесли существенные коррективы в мировое сознание человечества. После окончания второй мировой войны вопрос дискриминации и защиты прав женщин стал особенно остро, по этому была проделана огромная работа по преодолению социального неравенства между мужчинами и женщинами. В послевоенной Японии происходят глубокие внутренние процессы, существенно меняющие мировоззрение японок и их отношение к традициям. Именно в этот период в мире начинаются процессы (в частности, феминизация общества), которые не могли обойти Японию стороной.

Теоретическую основу данной работы составили исследования в области установления равноправия и ликвидации гендерной неравности и формирование женских организаций, как формы борьбы с дискриминацией.

Предоставление женщинам политических прав и обеспечение гарантий их осуществления приобрело особо важное значение в настоящее время. Этот вопрос стал предметом обсуждения многочисленных международных и региональных женских конференций и семинаров: 1-го Латиноамериканского женского конгресса (Чили, ноябрь 1959 г.), конгресса женщин Африки (Гана, июль 1960 г.), конференции женщин стран Азии и Африки (Египет, январь 1961 г.) и др. На ежегодных региональных семинарах ООН, например в мае 1959 г. в Боготе и в декабре 1960 г. в г. Аддис-Абебе, также обсуждался вопрос о роли женщин в общественно-политической жизни. На семинарах и конференциях отмечалось активное участие женщин в национально-освободительном движении, в борьбе за завоевание независимости и в строительстве новой жизни. Документы этих многочисленных встреч женщин стали программой борьбы трудящихся за предоставление женщинам политических и других прав. Они еще раз свидетельствуют о том, что трудящиеся женщины являются величайшим резервом в борьбе за освобождение от капиталистической эксплуатации, что успех этой борьбы зависит от участия в нем женщин.

Положение женщин в различных эксплуататорских государствах неодинаково, поскольку оно определяется совокупностью факторов политического, экономического и культурного развития каждой страны. Тем не менее все капиталистические страны в этом вопросе можно разделить на две основные группы. В одних странах (а их большинство) в конституциях и других законодательных актах, в коллективных договорах, в судебных и арбитражных решениях признается принцип равноправия женщин с мужчинами. Однако тяжелые экономические условия, отсутствие эффективного контроля за соблюдением норм о равноправии женщин с мужчинами в области найма и увольнения, оплаты и других условий труда создают на практике благоприятную обстановку для наступления предпринимателей на права женщин. В этих странах женщины вместе со всеми трудящимися мужчинами борются за соблюдение установленных в законодательстве норм.

В другой группе стран (Швейцария, Афганистан, Иордания, Иран, Ирак, Йемен, Ливия, Лихтенштейн, Нигерия и Саудовская Аравия) законы о равноправии женщин, например в политической области, вообще отсутствуют, а в семи других странах политические права женщины существенно ограничены. В таких странах прогрессивная общественность ведет большую кампанию за признание правительством принципа равноправия женщин с мужчинами. Особой формой дискриминации женщин в капиталистических странах является отсутствие государственной охраны материнства. В странах, где в результате упорной борьбы удалось добиться принятия законов об охране материнства, помощь, оказываемая матери и ребенку, далеко не достаточна. Медицинское обслуживание матери и ребенка, как и вся медицинская помощь, как правило, является платным и мало доступным для трудящихся-женщин. Предприниматели нарушают законодательство об охране материнства или просто увольняют женщину, если она выходит замуж. В Италии, например, при поступлении на работу, женщина нередко подписывает обязательство, согласно которому она будет уволена, если выйдет замуж. Особенно тяжелое положение женщин-крестьянок. Законы об охране материнства либо не соблюдаются предпринимателями, либо пособия устанавливаются такие ничтожные, что женщины вынуждены работать на плантациях до самых родов. Все это вызывает большую смертность детей. Женщины капиталистических стран не мирятся с дискриминацией. Они хотят быть равноправными с мужчинами в политической, экономической и культурной жизни своих стран, а также в области семейно-брачных отношений. Женщины всех стран ведут активную борьбу за мир, за всеобщее и полное разоружение. Самая массовая женская организация мира - Международная демократическая федерация женщин, объединяющая в своих рядах свыше 200 млн. женщин более чем 100 стран, вносит неоценимый вклад в борьбу народов за установление прочного мира на земле, за улучшение условий жизни женщин и детей.

Для достижения целей данной работы были использованы следующие общенаучные методы: описание, сравнение, метод статистического анализа. Использование описания - позволило создать базу первичной информации, и дать наиболее полную характеристику, предмету изучения. Метод сравнения позволил выявить сходства и различия в отношении к женщинам на довоенном и современном этапе развитии общества. Метод статистического анализа способствовал обработке количественной информации, собранной из различных источников для отражения полной картины, касающейся деятельности международных женских организаций, борющихся за защиту прав женщин.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обозначаются цели, задачи и актуальность выполняемой работы, а так же используемые научные методы. Ещё одной составляющей введения является освящение проблемы гендерной дискриминации женщин и способы борьбы с нею.

В первой главе: в первом параграфе описываются этапы формирования института международной защиты прав женщин, во втором параграфе говориться о роли международных организаций в урегулировании защиты прав женщин, на примере участия их в Десятилетии женщин.

Во второй главе: в первом параграфе анализируется роль женских неправительственных организаций Азиатско-Тихоокеанского Региона, во втором параграфе обозначаются круг женских организаций в Японии и даётся краткий анализ их деятельности.

В заключении подводиться итог проделанной работы.

право женщина неправительственный

Глава 1. Международные организации по защите прав женщин

.1 Возникновение и развитие института международной защиты прав женщин

Международная защита прав женщин появилась после второй мировой войны одновременно с возникновением института международной защиты прав человека, что было обусловлено всем ходом мирового общественного развития. Однако известным фактом является, то, что отдельные нормы косвенно, касающиеся защиты прав женщин, существовали в международном праве. В большей степени, все эти нормы были созданы для защиты иных целей государства: политических, экономических и т.д. Международное сотрудничество государств, имеющее отношение к правам женщины, осуществлялось в трёх направлениях: борьба с преступностью (например, борьба с проституцией); разрешение коллизий внутреннего права государств по различным вопросам (например, по вопросам гражданства); международное регулирование труда (например, особая охрана женского труда). Все эти нормы лишь частично служили для защиты прав женщин, так как государства не ставили перед собой такой цели при подписании такого рода международного соглашений.

Широкое развитие торговли женщинами, принявшей в различных странах размеры организованного международного промысла, побудило буржуазные государства принять некоторые меры для совместной борьбы с этим видом преступной деятельности. Правительства капиталистических стран вместо того, чтобы искоренять социальные условия, которые породили проституцию, подписали несколько международных конвенций и соглашений, направленных на борьбу с таким правонарушением, как торговля женщинами. Ярким примером является, Парижское соглашение 18 мая 1904г. И Парижский договор от 4 мая 1910г. о мерах борьбы с торговлей женщинами.

Государства, подписавшие данные документы обязались установить уголовное наказание за торговлю женщинами и девушками, даже при условиях, что отдельные действия, входящие в состав преступления, были совершены в разных станах.

Между тем, анализ данных конвенций показывает, что борьба с проституцией не связывалась с защитой прав женщин. Но нельзя отрицать, тот факт, что в этих международных соглашениях присутствовали попытки создания прав защиты женщин: права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, защите её человеческого достоинства, её права на равноправие с мужчиной.

Следующим вопросом, в международном сотрудничестве, было разрешение коллизий внутригосударственного права по вопросам гражданства. Так как эти коллизии часто приводили к таким явлениям, как двугражданство и безгражданство, а государства в свою очередь пытались их устранить, или уменьшить их появление. Прежде всего, это относилось к такому весьма распространённому случаю, как вступление в брак женщины с иностранцем.

К завершению первой мировой войны был подписан целый ряд международных соглашений, как многосторонних, так и двусторонних, которые косвенно относились вопросы гражданства замужней женщины. Это- мирные договоры между странами Антанты и их противниками; договоры о защите меньшинства; акты регулирующие обмен населением при территориальных изменениях и т.д. Все эти договоры решали вопросы гражданства на основе господствующей буржуазной концепции семьи, где муж являлся «главой семьи». От суда гражданство жены всегда определялось по гражданству мужа.

Стоит отметить, что и в более поздней международной конвенции, регулирующей эту проблему - Гаагской конвенции 1930г, цель обеспечения признания прав женщин не ставилась. Согласно статьям 8 и 9 этого документа, женщина, выходя замуж за иностранца, лишается своего гражданства лишь в том случае, если она приобретает гражданство мужа. Если же муж меняет своё гражданство в период состояния в браке, то жена лишается гражданства, если она приобретает новое гражданство мужа. Стоит признать, что, несмотря на направленность конвенции в определении гражданства жены, через гражданства мужа, в целом она предлагала некоторые действия по улучшению статуса женщин. Применение этой конвенции на практике, могло защитить женщин от такого состояния, как безгражданство, которое ставило её в унизительное и бесправное положение в её собственной стране или в стране мужа. Но эта цель не была достигнута, так как конвенция не получила широкого распространения: на 10 июня она была ратифицирована лишь 12 государствами.

Одним из основных направлений сотрудничества государств, служащего защите прав женщин, было сотрудничество в Международной Организации Труда (МОТ), образованной после первой мировой войны. Главными требованиями трудящихся капиталистических стран были: регламентация 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы и страхование от безработицы, а так же охрана труда женщин, подростков и детей, что было впоследствии отражено в уставе МОТ. Но что касается вопроса о достижения равноправия между женщинами и мужчинами не был целью работы данной организации. Речь шла лишь о защите узкого, отдельного, хотя и весьма важного, права- права женщин на особую охрану её труда, связанную с материнством.

Исходя, из всего выше сказанного следует, что до второй мировой войны международная защита прав женщин только зарождалась и затрагивала лишь отдельные стороны положения женщин в обществе. Кроме того, в это время в международном праве ещё не ставился вопрос о равноправии полов как принципе, согласно которому женщины и мужчины имеют равные права во всех областях общественной жизни. При решении конкретных проблем государства в международных соглашения исходили не из равноправия полов, а наоборот, закрепляя неравноправие женщин, ярким примером является вопрос о гражданстве. Следовательно, международной защиты прав женщины, как системы международноправовых норм, охватывающих основные вопросы правового положения женщины в обществе, не существовало. Для её создания нужны были социальные предпосылки, которые и сложились к концу второй мировой войны.

В результате изменений, происшедших в мире под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции и второй мировой войны, в международном праве утверждается новый институт международной защиты прав человека. Этот институт представляет собой совокупность международноправовых норм, регулирующих сотрудничество государств, направленное на всеобщее соблюдение и уважение прав человека и основных свобод независимо от расы, пола, языка и религии. Следовательно, одновременно с возникновением с этим институтом возникла и международноправовая защита прав женщин.

Международноправовая защита прав женщины - это сотрудничество государств, направленное на всеобщее соблюдение и уважение прав женщин во всех областях общественной жизни: политической, социально-экономической, культурной и в области образования. Создание такого института говорит о том, что международное сообщество «созрело» для переоценки человеческих принципов и моралей, в результате чего появился институт по защите прав человека, который по своим задачам, форме, и содержанию направлен на защиту прав женщин.

Основным принципом международной защиты прав женщин является принцип равноправия во всех областях общественной жизни. Принцип равноправия был закреплён в уставе ОНН и стал принципом института международной защиты прав человека. Теперь вопросы о гражданстве замужней женщины, о минимальном брачном возрасте, об оплате труда и т.д. решаются, исходя из равноправия полов.

В результате стремительного развития института международной защиты прав человека, он был разделен на более конкретные правовые институты, в том числе и международная защита прав женщин; обособление совокупности международноправовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области к созданию института международной защиты прав женщин.

Институт международной защиты прав женщин основывается на тех же принципах, что и институт международной защиты прав человека. Однако, включает в себя большую совокупность норм международного права, регулирующих исключительно правовое положение женщин. Для достижения поставленных целей, основанных на основных принципах института, было закреплено большое количество норм в международном праве. Благодаря чему, женщины получили следующие права:

1.В политической области - право избирать, быть избранной и занимать все общественно государственные должности, право на гражданство (Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.);

2.В экономической области - право на равную оплату труда, право на особую оплату женского труда (Конвенция о равной оплате за равный труд 1951г., Конвенция относительно дискриминации в области найма и работы 1958г., Конвенция об охране материнства 1952г.);

.В области образования - равное право с мужчинами на приём в учебные заведения, равные условия и программы обучения (Конвенция относительно дискриминации в области образования 1960 г.);

.В области семейных отношений - равные права женщины с мужчиной в отношении вступления в брак, в частности полное и свободное согласие сторон (Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962г.).

Кроме того, в 1967 г. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, которая провозглашает необходимость в интересах общественного развития обеспечить всеобщее признание принципа равноправия мужчины и женщины и по своему содержанию охватывает практически весь правовой статус женщины в обществе.

Таким образом, значение, специфика, а так же объём международноправовых норм, направленных на защиту прав женщин, позволяют прийти к выводу, что они представляют собой не простую совокупность, а систему обособленных, внутренне взаимосвязанных норм, обусловленных единством регулируемых общественных отношений, формируя тем самым институт. Благодаря его принципам, осуществляется урегулирование и контролирование взаимоотношений между женщинами и мужчинами.

.2 Роль международных организаций в урегулировании защиты прав женщин, на примере участия их в Десятилетии женщин

Ко второй половине ХХ века был сформирован международный институт, регулирующий защиту прав женщин. С его помощью неравноправие полов было устранено, и в истории взаимоотношений всего мирового сообщества начался качественно новый период со своими положениями и принципами.

Контроль за соблюдением норм международного права стали осуществлять международные организации, которые вносили поправки и способствовали изменению отношения общества к социальному, политическому и экономическому статусу женщин.

Организация Объединенных Наций провозгласила в качестве одной из первоочерёдных целей «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин», указала на необходимость международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважении к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Тем самым принцип равноправия женщин и мужчин был официально закреплён в уставе ООН. Этот факт свидетельствует о большой значимости этой проблемы для международного сообщества. Интересы дальнейшего развития человечества требуют, чтобы женщина стала полноправным членом общества и всесторонне развивала свои способности, как личность.

Благодаря этим предпосылкам, на ХХХ сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1976-1985гг. были провозглашены Десятилетием женщины под девизом: равенство, развитие и мир. Следует отметить, что инициатива проведения в 1975 г. Международного года женщины, за которым последовало Десятилетие, была выдвинута Международной демократической федерацией женщин (МДФЖ) в 1972 г. на заседании комиссии ООН по положению женщин, а затем одобрена Генеральной Ассамблей ОНН.

В период международного года женщин в Мехико в 1975г. состоялась Всемирная конференция ООН, в работе которой приняли участие делегации из 133 стран, а так же представители национально-освободительных движений и около 100 международных неправительственных организаций. Их участие немало способствовало тому, что конференция приобрела антиимпериалистический и антимилитаристический характер. Это нашло отражение в принятых ею документах, в частности в «Декларации о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир» и во «Всемирном плане действий». Анализ обоих документов, даёт представление о том что, мировым сообществом проблема дискриминации женщин была осознана, а так же условия при которых она может быть разрешена. Это в первую очередь проведения ряда социально-экономических преобразований прогрессивного характера, без радикальных изменений во всех областях жизни общества невозможно достижение полного равенства женщины с мужчиной, повышение её роли во всех сферах общественно-политической жизни своих стран и в укреплении международного мира.

Следующим шагом к разрешению поставленных проблем было создание в 1977 году Фонда развития для женщин ООН (ЮНИФЕМ), поддерживающие инициативы, с которыми выступают неимущие женщины в развивающихся странах. Это событие произошло при поддержке международных неправительственных организаций (МНПО). Средства ЮНИФЕМ образуются из добровольных пожертвований, поступающих от правительств, неправительственных организаций и частных лиц, поддерживающих его деятельность. С момента начала операций и до 1985 года Фонд предоставил 30 млн. долларов на 400 проектов, направленных на оказание помощи нуждающимся женщинам Африки.

В 1980г. в Копенгагене была проведена Всемирная конференция по итогам первой половины Десятилетия женщины ООН. В работе конференции приняли участие делегации 145 стран, 27 специализированных учреждений ООН и межправительственных организаций, секретариаты 5 региональных экономических комиссий ООН, значительное число неправительственных организаций имеющих консультативный статус при экономическом и социальном Совете ООН (ЭКОСОС). На этой конференции был дан анализ проведенным мероприятиям, оказанным мерам поддержки, деятельности созданных организаций за прошедший период десятилетия. Согласно которому, был отмечен значительный прогресс в области разрешения поставленной проблемы- искоренения всех видов дискриминации над женщинами, в частности в области законодательства. Но вместе с тем подчеркивалось, что положение женщин в развитых капиталистических станах и развивающихся странах за этот период не улучшилось, а наоборот только ухудшилось вследствие роста безработицы и сокращения расходов на социальные нужды, что в первую очередь было вызвано гонкой за вооружение. В значительной мере под влиянием международной общественности Всемирная конференция в Копенгагене продемонстрировала успех сил прогресса, внесла крупный вклад в решение задач укрепления мира, развития сотрудничества между народами, обеспечения прав женщин.

Что касается деятельности международного сообщества в период второй половины Десятилетия женщины, то стоит отметить, что во многих станах удалось добиться принятия ряда законов относительно трудовой деятельности женщин, их доступа к образованию, охраны материнства и младенчества. Состоялись так же важные всемирные неправительственные форумы: Всемирная конференция «За мирное и счастливое будущее всех детей» (Москва, 1979г), Всемирная конференция трудящихся женщин (Никосия, 1979г.). Важнейшим итогом Десятилетия женщины является возрастание политического сознания женщин, что выразилось в усилении их действий направленных на обеспечение всеобщего мира. Это нашло своё отражение в принятии ООН в 1982 году Декларации об участии женщин в содействии международному миру и сотрудничеству.

В июле 1985г. в столице Кении Найроби состоялась Всемирная конференция для обзора и оценки проделанной работы Десятилетия женщины ОНН. В работе конференции приняли участие делегации 157 стран-членов ООН, представители национально-освободительных движений, различных учреждений системы ООН, а так же 160 неправительственных организаций. Конференция критически проанализировала результаты и дала оценку трудностей, возникавших на пути осуществления целей Десятилетия - занятости, здравоохранения, и образования: выработала перспективную стратегию в области продвижения женщин, рассмотрела конкретные меры по преодолению препятствий в реализации задач Десятилетия.

Итоги Десятилетия показали, что неравноправие женщин с мужчинами в подавляющем большинстве стран мира представляет собой острую социальную проблему, решение которой является задачей всего сообщества в целом, а не только женщин и женских организаций. Одним из главных итогов является то, что во многих странах удалось добиться сдвигов в достижении равноправия женщин с мужчинами, признания важности их растущей роли в укреплении международного мира, обеспечения полного участия женщин в развитии общества, тесной связи борьбы женщин за эмансипацию с борьбой всех сил мира и прогресса против войны и реакции, против расизма и любой формы дискриминации, за улучшение отношений между народами и государствами. В ходе Десятилетий укрепилось и расширилось сотрудничество международных неправительственных организаций, активизировались их выступления, направленных на сохранение мира, на осуществление экономических, социальных и политических прав женщин. В результате работы Десятилетия женщины ООН возрос авторитет женского движения, возросло количество женских организаций, которые стали активным и мощным двигателем прогресса. Возросло понимание того что борьба женщин является неотъемлемой частью борьбы народов за улучшение условий жизни. Повсеместно укрепилось осознание того, что эмансипация женщин является одним из основных требований установления демократии и обеспечения прав человека. Именно поэтому идея Десятилетия женщины ООН получила такой широкий отклик и поддержку неправительственных организаций различной направленности.

Глава 2. Роль женских организаций в Японии

.1 Роль женских неправительственных организаций Азиатско-Тихоокеанского Региона

Подъём современного женского движения характеризуется не только количественным составом, но и целым рядом качественным изменений. Новые черты современного женского движения - небывалый размах, расширение социальной базы, но и «политизации» требований, разнообразие методов борьбы. Ещё одним критерием к типологизации женских организаций является географическое расположение. То есть цели и требования представительниц организаций, отстаивающих защиту прав женщин, напрямую зависит от региона, в котором они находятся. Так как все известным фактом является то, что женщины запада и востока на протяжении развития всей истории имели разные социальные условия, права и обязанности. Поэтому, несмотря на общность предъявляемых требований, всё же существуют качественные региональные различия в роли и масштабности женских организаций.

Многие неправительственные организации в юго-восточной Азии и Африки вышли из новых женских движений. В первой половине 1980-х гг. возникли MEMCH в Чили, "Coditano Mujer" в Уругвае, "Aurat" в Пакистане, "Korea Women,s HotLine" (KWHL) в Корее, "Women's Action Group" (WAG) в Зимбабве и "Women in Nigeria" (WIN). "ISIS"/Уганда и "ISIS"/Чили, все они - дети западного женского движения: основанное в середине 1970-х гг. в Риме, оно затем переместилось на Юг.

Женские движения прошли ряд преобразований, меняя свою направленность от протестной до проектной, параллельно этим действиям движения входили в состав неправительственных организаций. Большую помощь этому процессу оказывало финансирование извне. Кроме того внешнее финансирование стало причиной улучшения качества работы организаций, так как это является одним из главных условий предоставления денег. Большинство небольших женских коллективов пытаются достичь этого путём улучшения профессионализма и квалификации сотрудников, повышая уровень и качество знаний.

Многие неправительственные женские организации состоят из 15-20 человек, имея при этом достаточно простую иерархическую структуру. Исключения составляют крупные неправительственные организации в Пакистане и Бангладеш - 65 и 150 сотрудников. Исключением является и организация WIN/Нигерия, национальный женский союз с 3000 членов, новую программу которого ("Grassroots") поддерживает Фонд им. Генриха Белля.

Женщины, занимающие руководящие посты данных неправительственных организаций, в основном являются их основательницами. Ярким примером является городское белое женское движение в Латинской Америки. Структура и цели организации скопированы с образа западного движения, которое стояло у истоков образования всего женского движения, борющегося за защиту прав женщин.

В последнее время в странах Африки и Азии, многие молодые и образованные женщины вступают в неправительственные организации для того чтобы найти работу. Выпускницы университетов работают в проектах как практикантки, накапливают профессиональный опыт перед повышением. Но некоторые, наряду с чисто профессиональным интересом, имеют и мотивацию политической работы по продвижению интересов женщин, а большинство работает с истинным воодушевлением. При этом текучка кадров на среднем уровне довольно высока, поскольку для таких сотрудниц работа в женских неправительственных организациях является промежуточным этапом, и через несколько лет они начинают искать другую работу или более высокую оплату.

В Латинской Америке, наоборот, участницы проектов обеспокоены отсутствием смены и жалуются на разрыв поколений. Дочери второй волны феминизма больше не налагают на себя феминистскую миссию с целью улучшить мир. ISIS в Чили жалуется, например, что многие молодые женщины, посещающие документационный центр, приходят только за информацией и фактами, "но не за идеологией". Но даже если молодых женщин и не вдохновляет политика по продвижению интересов женщин и ее радикально-феминистский дух, работа проектов им все же интересна. Деидеологизация женской политики, с одной стороны, и открытый интерес молодого поколения к женским проектам, с другой, встречается и в других регионах.

Такая установка не только не снижает нагрузку и не способствует расширению небольшого коллектива, но и в перспективе препятствует содержательному обновлению, необходимость в котором для некоторых исследованных проектов выше, чем потребность в стабильности штата сотрудниц.

Диапазон женских неправительственных организаций ограничен, с одной стороны, привлечением новых кадров и усилением солидарности, а с другой, изоляцией и узким профилированием. Неправительственные организации колеблются между кооперацией и конкуренцией, а внешнее финансирование скорее усиливает напряжение, нежели ослабляет его. Политика союзов, разделение труда и деятельность по образованию сети проходят везде, но их необходимо сделать более интенсивными.

В ходе деятельности проектов в 1990-х гг. роль большинства партнеров в гражданском обществе и их деятельность изменились. Они часто расширяют тематические сферы, географию и стратегию. Как правило, участницы проектов все активнее работают с общественностью, ищут выход на национальную, региональную, а иногда и на международную политику. Женские неправительственные организации демонстрируют способность к политическому вмешательству и сотрудничеству и, тем самым, преодолевают прежнюю отчужденность автономного женского движения от государства. Они пытаются взять на себя роль связующего звена между местными группами и государством и часто выступают в роли посредника между основными интересами, с одной стороны, и общественным сознанием и государственными институтами, с другой. От государства они требуют (иногда успешно) институализации женских прав и женской политики и тем самым придают - как и в их работе с общественностью - импульсы для изменения. Одновременно этой своей деятельностью они заполняют содержание социального пространства и такие сферы общественных усилий, как недопущение насилия и обучение демократии. Нужно признать, что в этих сферах государство практически еще либо недостаточно работает, либо не работает совсем (во многих случаях этого не предвидится и в обозримом будущем). Некоторые организации при этом становятся достаточно эффективными инструментами выполнения правительственных программ.

Все это означает усиление общественного влияния на политическое руководство общества и "осуществление демократии" снизу. В обществах с сильными консервативными или религиозными фундаменталистскими течениями неправительственные организации представляют собой необходимый эмансипационный противовес и заполняют и удерживают оппозиционное пространство. Все эти новые формы открывают возможность политического вмешательства и поступательного осуществления общественной реформы. Однако сохраняется опасность удаления от базиса (организаций "низового" уровня). Установить баланс между такой работой ("внизу") и деятельностью на макро-уровне, между автономными позициями и институциональной политикой - перед такой задачей стоят в настоящее время женские неправительственные организации, которые являются продуктивной силой гражданского общества.

Ярким примером, женских организаций, борющихся за защиту прав женщин, на современном этапе развития истории, является Южно-азиатский женский фонд. Согласно статистике в южно-азиатском регионе сосредоточено 22% от всего мирового населения, при этом число женщин составляет менее 100 человек на 1000 мужчин. Так же, женская смертность в данном регионе составляет 45%, высокий процент женской неграмотности и огромное количество девочек, не посещающих общеобразовательных школ. Основными целями работы южно-азиатского женского фонда - это устранение половой дискриминации в отношении женщин, и осуществления общественного правопорядка, путём мобилизации финансов и технических ресурсов. Южно-азиатский женский фонд поддерживает женские объединения, как на локальном, так и на региональном уровне. Ключевыми действиями данного фонда являются: улучшения уровни жизни женщин и искоренение нищеты, защита их прав, а так же свободы слова и участия в политической жизни страны, равноправное использование ресурсов, а так же организация движений, целью которых является законодательное изменения статуса женщин в обществе.

.1 Женские организации в Японии

После подписания в 1980г. Конвенции ОНН об уничтожении всех форм дискриминации по признаку пола в Японии развернулась острая полемика вокруг проекта закона о равных правах, особенно это затронуло область рабочего найма. Данные преобразования должны были привести японское трудовое законодательство в соответствии с принципами Конвенции. Практика показала, что предоставление женщинам одинаковых с мужчинами прав сталкивается с большими трудностями. Правительственная комиссия, созданная при министерстве труда для выработки закона, признав необходимость равенства женщин при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности, одновременно выступила за ликвидацию ряда особых льгот для женщин, касающихся условий труда и зафиксированных в трудовом законодательстве. Этот пункт проекта закона подвергся резкой критики со стороны представителей общественности, группы женщин парламентариев от оппозиционных партий, юристов, а так же деятелей женских организаций и профсоюзных объединений. Тем не менее, парламент принял вариант, предложенный комиссией. Выступления, организованные представительницами женских организаций Японии против принятия закона в таком виде, являются ярким примером их работы. Несмотря на то, что проект не был пересмотрен, сам факт борьбы со стороны этих организаций является большим прогрессом в изменении статуса женщин в обществе, а так же их собственного самоопределения.

В послевоенный период в Японии усиливается борьба женщин за свои законные права. В рядах Всеяпонской федерации женских организаций и других национальных женских объединений насчитывалось сотни тысяч человек, свыше трёх миллионов женщин являлись членами японских рабочих профсоюзов. Женщин активно участвовали в борьбе за мир между народами. Как следует из выступления Елизо Масуа, председателя совета связи Всеяпонского конгресса матерей, женщины Японии выступали и выступают против японо-американского договора безопасности, в поддержку борьбы вьетнамского народа, за полное запрещение ядерного оружия и против его завоза, тем самым дальнейшего укрепления сил мира во всём мире. Они являлись инициаторами кампаний по сбору подписей под многочисленными воззваниями за мир и разоружение. Наибольшую поддержку японцев получило воззвание «Из Хиросимы и Нагасаки». К концу Десятилетия Женщины ООН японская организация Комитет по расширению движения женщин за уничтожение ядерного оружия и за разоружение передала в ОНН воззвание, собравшие десятки миллионов подписей. Важной составной частью антивоенной кампании в этой стране является движение японских матерей. Ежегодно они проводят свои конгрессы, которые приурочивают к годовщине бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. В августе 1987г. состоялся 33-й конгресс под девизом «Мать, дающая жизнь, взрастит и защитит её», собравший 13 тысяч участников. О растущей роли японских женщин в борьбе за мир свидетельствует и следующий факт: председателем Социалистической партии Японии, вносящей важный вклад в антивоенную кампанию в стране, впервые в истории Японии избрана женщина - Такако Дои.

В современной Японии женские организации продолжают отстаивать права женщин своего государства и во всё мире, такие как: Национальный совет женских организаций сельскохозяйственных кооперативов; Женская организация в Токио; Все права женщин Японии; Ассоциация домохозяек; Азиатско-Тихоокеанский культурный центр ЮНЕСКО; Международное движение против всех форм дискриминации; Институт для женского образования; Азиатско-Японский женский центр; Национальный совет федерации региональных женских клубов; Японская федерация женских клубов; Лига женских голосов; Интернациональное объединение феминисток в Японии; Женская Активная группа; Окинава женский центр против жертв войны; Совет: Женские проблемы в японском обществе; и многие другие.

Наиболее активную деятельность ведёт Международное движение против всех форм дискриминации (IMADR). Это движение является не коммерческой, неправительственной организацией по защите прав человека, направленная на уничтожения дискриминации и расизма, предоставление поддержки и помощи общественным меньшинствам, а так же продвижение идей международной системы по защите прав человека. Это организация была образована в 1988 году самым большим японским меньшинством - Бураки, и впоследствии стала огромной организацией социальных меньшинств с региональными комитетами и партнёрами в Азии, Европе, Северной и Латинской Америки. Международный секретариат IMADR находится в Японии, а так же основной офис ООН в Женеве. Международное движение против всех форм дискриминации имеет такой же совещательный статус, как и Экономический и социальный совет (ООН).

Ещё одной организацией борющейся за права женщин является Азиатско-Японский женский центр (AJWRC). Эта организация была сформирована в 1995 году. Однако свои истоки берёт из Азиатской Женской Ассоциации (AWA), которая являлась первой организацией защищающей права женщин от гендерной дискриминации, а так же занималась развитием общественных движений в Японии в целом и женскими в частности. Создание AJWRC - это попытка разрешения проблем нового общества 21 века; общества, которое основывается на гендерном равноправии, экологическом устойчивом развитии, а так же демократизации, как на местном уровне, так и на глобальном. В своей работе данная организация занимается анализом экономического, политического положения Японии в Азиатском регионе и во всем мире, и какое это оказывает влияние на женщин всей Азии. Япония является не только крупнейшим экспортёром сырья внутри региона, но страной с самым большим количеством женщин, пострадавших от насильственной проституции.

Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что количество существующих женских организаций в Японии, говорит о значительном изменение в структуре японского общества, а конкретно социального статуса женщин. Но в тоже время, их существование ещё раз подтверждает присутствия определенного ряда проблем, требующих разрешения.

Заключение

Анализируя гендерную дискриминацию женщин в Японии и формирование женских организаций, как способ борьбы с нею и отстаивания их прав и свобод, можно сделать некоторые выводы.

После окончания второй мировой войны мировое сообщество в серьёз задумалось над проблемой неравенства полов и преступило к активным действиям разрешения проблемы. Формирование института правовой защиты женщин говорит о большой значимости этого вопроса и готовности общества пойти на перемены. Но теория не всегда реализуется на практике, не смотря на то что на законодательной уровне все проблемы были практически разрешены, воплощение идей равенства в жизнь столкнулось с большими трудностями, В-первую очередь это связано с различием в экономическом развитии, а так же ментальными особенности исторически сложившихся у многих наций.

Такие проблемы затронули и Японию, как яркого представителя восточной культуры. С одной стороны в настоящие дни, в Японском государстве существует множество неправительственных женских организаций, отстаивающих права женщин. Но с другой стороны, они не играют важной роли в трансформации современного японского общества. Преодоление традиционных взглядов, сложившихся за многие столетия развития страны, очень сложно, по этому потребуется большое количество времени для того чтобы, дискриминация по половому признаку в Японии была устранена.

Список использованной литературы

1.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г. Генеральной Ассамблеи ООН

2.Азиатско-японский Женский центр

.Альтернативные продвижения женского общества М.: Наука. 2004.- С.158.

.Брайсон В. Политическая теория феминизма М.: Идея-Пресс. 2001.-С. 265.

.Всемирное профсоюзное движение.-1985 №3.-С. 20-26.

.Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщин М.: Вица-школа. 1975.-С.167.

.Женщины востока Ташкент: Фан Узбекской ССР.1977.-С.216.

.Женщины мира.- 1985 №4.- С.15-17.

.Ислам и женщины востока М.: Наука. 1990.- С.189.

.Коллонтай А. Феминизм в общественной мысли и литературе М.: Грифон. 2006.-С.229.

.Коршунова Е.Н. Дискриминация женщин в капиталистических странах

.Любимова В.В. Женщины в современном мире М.: Наука.1989.-С.360.

.Международное движение против всех форм дискриминации

.Симон де Бовуар Второй пол М.: Наука.1949.-С.267.

.Роденберг В. Вихтерих К. Влияние женщин на характер власти Берлин: 1999.-С.329.

.Фридан Б. Загадка женственности М.:Наука.1994.-С.213

17.Wall-street journal.-1987.№5.-С.23-25.

18.Japan Womens Organisation

19.South-Asia womens fund

Похожие работы на - Институты и организации, регулирующие права женщин

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!