Институт гражданства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,72 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институт гражданства

Министерство Образования и науки РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ








Курсовая работа по Конституционному праву РФ

на тему Институт гражданства



Выполнил:

студент 1 группы 2 курса

Заочного отделения

Бакалавриат ( 5лет обучения)

Неупокоев Дмитрий




Воронеж 2014г

Содержание

Введение

Глава 1. Конституционно-правовые основы института гражданства

в Российской Федерации

.1 Понятие и основания конституционно-правового института гражданства

.2 Конституционные гарантии реализации права на гражданство в Российской Федерации

Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Особенности приобретения двойного гражданства

.1 Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

.2 Особенности приобретения двойного гражданства

Заключение

Список используемых источников

гражданство конституционный российский

Введение

Возможность осуществления всего перечня гражданских и политических прав человека непосредственно зависит от разрешения ключевых проблем регламентации отношений гражданства. Право на гражданство - это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, возникающих в связи с приобретением, изменением и выходом из гражданства.

По существу правовое состояние гражданства является ключом к реализации всего многообразия прав и обязанностей, которые осуществляет гражданин в силу своих особых связей с государством. Помимо этого гражданство подразумевает активную включенность гражданина в многочисленные структуры гражданского общества и через них - в функционирование политических институтов и, в конечном счете, - участие в осуществлении государственной власти. Однако наличие ряда противоречий в системе правового обеспечения российского гражданства, недоработок и сложностей в формировании и развитии института гражданства не только затрудняет реализацию в полной мере конституционных прав и свобод граждан РФ, но и в ряде случаев оказывает негативное воздействие на обеспечение основ российской государственности, их защиту и укрепление.

Актуальность исследования. Гражданство как самостоятельный конституционно-правовой институт, направленный на реализацию прав и свобод человека и гражданина, выполнение их обязанностей, является важнейшим составляющим элементом правового статуса личности. В процессе развития российского государства понятие, сущность и проблемы этого института изменялись и постепенно расширялись. Данные вопросы всегда привлекали внимание многих ученых как в России, так и за рубежом. Однако проблематика гражданства и сегодня далеко не исчерпана, несмотря на многообразие высказанных мнений и точек зрения о сущности и правовой природе гражданства, поэтому изучение конституционно-правового регулирования гражданства на современном этапе, вопросы его приобретения и прекращения представляют теоретический и практический интерес, что свидетельствует об актуальности проблем, обусловившей выбор темы данного исследования.

Целью исследования являются изучение понятия и принципов гражданства с точки зрения их связи с личностью; исследование вопросов приобретения и прекращения российского гражданства; выявление особенностей становления и развития института двойного гражданства.

Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:

изучение понятия гражданства, его содержания, основных особенностей;

анализ принципов гражданства и их значения для современного статуса личности;

исследование вопросов приобретения и прекращения гражданства как исключительно правовых отношений;

анализ проблемы двойного гражданства в России.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, составляющих содержание института гражданства.

Предметом исследования является нормативно-правовая основа института гражданства в РФ.

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как: С. А. Авакьян, Н. В. Витрук, О. Е. Кутафин, А. А. Мишин, В. И. Шкатулла, А. А. Богославский, Ч. А. Сагов, Е. В. Понизова и др.

Наряду с научными разработками указанных авторов основой исследования послужил нормативный материал: Конституция РФ, федеральное законодательство, документы международных конвенций, договоры и соглашения по вопросам гражданства, а также двойного гражданства.

Глава 1. Конституционно-правовые основы института гражданства в Российской Федерации

.1 Понятие и основания конституционно-правового института гражданства

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 15 закрепила принцип, согласно которому «каждый человек имеет право на гражданство». Данный принцип означает, во-первых, безусловное признание права на гражданство за каждым человеком, находящимся в сфере юрисдикции данного государства - на его территории или вне ее, а, во-вторых, то, что каждое государство должно принимать меры к сокращению случаев безгражданства.

Конституция Российской Федерации в гл. 1, посвященной основам конституционного строя, содержит статью 6, в которой установлено, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Именно эти положения позволяют утверждать, что конституционная трактовка гражданства Российской Федерации характеризует ее конституционный строй.

Однако это лишь исходный пункт конституционно-правового регулирования и юридической трактовки гражданства. В конституционном праве России гражданство теснейшим образом связано практически со всеми другими его институтами. При этом следует подчеркнуть, что по своему содержанию современный институт гражданства в большей мере соотносится с вопросами определения правового статуса личности, поскольку гражданство касается как отдельной личности, так и многонационального народа России в целом в их отношениях с государственной властью.

Современная правовая дефиниция российского гражданства отказалась от указания на политико-правовую связь лица с государством, что, по всей видимости, следует считать явлением положительным с точки зрения определения юридического содержания этого явления. В этой связи статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как «устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей», что соответствует положениям Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.), согласно которой «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица.

Гражданство в современном мире все более увязывается с достоинством личности, в результате чего международно-правовые акты и Конституция РФ исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект. Это обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности при реализации права на гражданство (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ).

Характер связей между государством и личностью в значительной мере зависит от руководящих начал, положенных в основу института гражданства, исходя из которых, права индивида могут ограничиваться, либо находить более широкое применение. Основные принципы гражданства показывают степень демократичности государства, его отношений к правам человека.

Принципы института гражданства представляют собой лежащие в его основе исходные начала, ведущие идеи и установки. Они определяют взаимосвязь элементов содержания гражданства, обеспечивают его стабильность, представляют собой одно из важнейших средств познания сущности гражданства.

Традиционно в науке выделяют общие (конституционные) принципы гражданства и специфические принципы гражданства. К общим (конституционным) принципам российского гражданства могут быть отнесены принципы, на которых основывается отечественная правовая система: народовластие, демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д. Эти принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.

К специальным принципами российского гражданства можно отнести: единое и равное гражданство, свободу и добровольность выбора гражданства, гарантированность защиты государством своих граждан за границей, недопустимость выдачи гражданина иностранному государству, недопустимость лишения гражданства, непризнание автоматической утраты российского гражданства.

Принципы гражданства важны не только как выражение стройной концепции, но и как основания для практического применения. Для них характерно единство субъективного начала и объективной стороны, что находит выражение в единстве научных идей и тенденций практики. Принципы в своем роде выступают как руководящее начало для практики.

Первостепенное значение принципов российского гражданства определяется тем, что они:

отражают сущность института гражданства;

являются его исходными началами;

действуют непосредственно;

установлены Конституцией Российской Федерации;

выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства;

в принципах отражается поведение личности, степень ее свободы;

принципы являются показателем демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» законодательно определил и закрепил принципы российского гражданства. В части 1 ст. 4 установлено, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В статье 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» закреплены следующие принципы гражданства:

единство и равенство гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения;

сохранение гражданами Российской Федерации, проживающими за ее пределами, российского гражданства;

неотъемлемость гражданства, т.е. гражданин России ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;

запрет на высылку за пределы страны или выдачу иностранному государству гражданина России;

сокращение числа лиц без гражданства, т.е. поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Данные принципы напрямую вытекают из Конституции РФ и могут характеризоваться как принципы института гражданства.

Следует подчеркнуть, что современные принципы гражданства России согласуются с принципами, содержащимися в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

.2 Конституционные гарантии реализации права на гражданство в Российской Федерации

Под конституционно-правовыми гарантиями реализации права на гражданство в Российской Федерации следует понимать совокупность норм конституционного права, обеспечивающих фактическую реализацию интересов человека по поводу гражданства, а также их защиту от возможных нарушений.

Конституционные гарантии реализации права на гражданство в Российской Федерации можно классифицировать на следующие группы:

основополагающие принципы и нормы-гарантии, положенные в основу правового регулирования взаимоотношений личности и государства в Российской Федерации;

Основополагающим принципом и одновременно основной конституционной нормой-гарантией, положенной в основу взаимоотношений личности и государства в Российской Федерации, является провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Общим конституционным нормам-принципам, закрепленным в гл. 1 Конституции РФ, соответствуют другие общие нормы-гарантии, содержащиеся в гл. 2 и других конституционных нормах, к числу которых относятся: признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, их неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения, недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении собственных прав и свобод.

Известно, что сам процесс реализации прав и свобод осуществляют, конечно, их субъекты - человек и гражданин. Заключенные в нормах международного и внутригосударственного права основные права и свободы человека, относятся, как известно, к так называемому объективному праву. Всякое же право или свобода, принадлежат лицу, и они представляют собою его субъективное право.

Механизм реализации права на гражданство состоит из комплекса мер по соблюдению, исполнению и применению ими как субъектами права, предписаний правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по поводу правовой связи лица и государства в виде гражданства, определению границ субъективного права граждан, правового положения субъектов исследуемых правоотношений, блока регулятивных и охранительных правовых средств различного уровня, при помощи которых объективное и субъективное право претворяются в жизнь, воплощаются в фактическом поведении субъектов.

Связь между физическим лицом и государством специфическая, так как выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Обладание гражданством влечет за собой, во-первых, постоянное и полное нахождение лица под воздействием суверенной государственной власти, а во-вторых, наделение его всей полнотой прав и обязанностей, в том числе важнейших - политических.

Каждое лицо независимо от того, является ли оно гражданином данного государства, иностранцем или лицом без гражданства, находясь на территории этого государства, попадает под воздействие этой суверенной власти, что означает наличие определенной юридической связи с данным государством. Правовое положение иностранца определяется не только правовой связью со своим государством, но и с собственным законодательством государства пребывания. Гражданство можно рассматривать как связующее звено между суверенитетом и свободой человека.

Наиболее важным правовым последствием, вытекающим из факта обладания гражданством, является конституционная возможность участия гражданина в осуществлении государственной власти. Гражданин вправе влиять на ее осуществление, а также принимать непосредственное участие (избирать и быть избранным во все органы власти данного государства.

Содержание гражданства в конституционно-правовом смысле составляет совокупность взаимных прав и обязанностей субъектов этой двусторонней связи: гражданина и государства. Каждый обладает правами и обязанностями в отношении другого. Каждому конкретному праву гражданина соответствует обязанность государства гарантировать его осуществление, и каждой конкретной обязанности гражданина соответствует конкретное право государства требовать ее исполнения последним.

К особой группе юридических гарантий права на гражданство относятся гарантии судебной защиты нарушенных интересов.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» содержит ряд правил относительно возможности обжалования решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Общая норма состоит в том, что решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст. 39 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации).

Особое значение в обеспечение конституционных гарантий прав и свобод личности, режима законности, имеет Конституционный Суд Российской Федерации.

Важно отметить, что не менее эффективным внутригосударственным средством обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданин является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, являющегося независимым от каких-либо органов государства публичным должностным лицом, назначаемым Государственной Думой Федерального Собрания РФ и наделенным надзорными функциями по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина.


Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Особенности приобретения двойного гражданства

.1 Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Приобретение и прекращение гражданства являют собой основное содержание института гражданства. Содержательно эти вопросы регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» и основанными на нем нормативными правовыми актами. Такой порядок регулирования основных процедур института гражданства определен самой Конституцией, в силу чего нормы Федерального закона о гражданстве должны рассматриваться как содержательная часть конституционно-правового института гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 45) признает гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.

Согласно статье 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором РФ.

Для определения гражданства по рождению применяются два принципа: а) принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и б) принцип «права почвы», означающий, что гражданство в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории, независимо от гражданства родителей. Принцип «права крови» является приоритетным в странах Западной Европы, принцип «права почвы» - в США и некоторых других странах.

Некоторые государства, в том числе Россия, применяют смешанную систему приобретения гражданства, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается со значением «права почвы». Следует отметить, что волеизъявления лица здесь не требуется.

Однако Верховный Суд РФ в своем определении от 01 февраля 2012 г. № 34-В11-6, отметил, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей является основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению:

«…Проверив материалы дела по надзорной жалобе Х.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила, что Х.М.,19 июня 1984 года рождения, родилась на территории Союза Советских Социалистических Республик (ныне территория Республики Украина), в 1993 году в несовершеннолетнем возрасте прибыла на постоянное жительство в Российскую Федерацию, с 1993 по 1994 год была зарегистрирована по месту пребывания, а с 1994 по 1997 год - по месту жительства в Мурманской области. Находясь на территории Мурманской области, заявитель окончила среднюю школу, в настоящее время осуществляет трудовую деятельность. В связи с достижением 14-летнего возраста в апреле 2000 года Х. М. на основании свидетельства о рождении был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

В марте 2010 года старшим инспектором УФМС проведена проверка по факту принадлежности Х.М. к гражданству Российской Федерации, по ее результатам 4 марта <#"justify">Заключение

Исходя из проведенного мной в данной работе исследования, можно сделать следующие выводы:

) статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как «устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей», что соответствует положениям Европейской конвенции о гражданстве.

Принципы института гражданства представляют собой лежащие в его основе исходные начала, ведущие идеи и установки. Они определяют взаимосвязь элементов содержания гражданства, обеспечивают его стабильность, представляют собой одно из важнейших средств познания сущности гражданства.

В части 1 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

) Приобретение и прекращение гражданства являют собой основное содержание института гражданства. Содержательно эти вопросы регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» и основанными на нем нормативными правовыми актами. Такой порядок регулирования основных процедур института гражданства определен самой Конституцией, в силу чего нормы Федерального закона о гражданстве должны рассматриваться как содержательная часть конституционно-правового института гражданства Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором РФ.

В ст. 18 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» перечислены основания прекращения российского гражданства:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

) В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. В этой норме закрепляется основа правового статуса личности в России.

Однако законодатель предусматривает возможность изменения данной нормы посредством принятия международного договора или соответствующего федерального закона. Кроме того, законодатель закрепляет важнейшую норму - гарантию сохранения прав и обязанностей гражданина РФ при наличии второго гражданства: «приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

Рассматривая в Российской Федерации граждан, имеющих двойное гражданство, только как российских граждан, Российская Федерация не отрицает факт наличия у них и иностранного гражданства, а значит, и не должна препятствовать иностранному государству в осуществлении защиты и покровительства над лицами, которые имеют связь с этим государством.

Список используемых источников

. Нормативные документы

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. - 05 апреля.

. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 21 января 2009. - № 7.

. Европейская конвенция о гражданстве ETS № 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс»

. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс»

. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 2 ноября 2013 г. № 299-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс»

. Общая и специальная литература

1. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. 2. - М.: Деловой двор, 2009. - 866 с.

. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М.: Эксмо, 2009. - 703 с.

. Бердникова К. Понятие, содержание и структурные элементы механизма реализации права на гражданство Российской Федерации // // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2010. - № 7. - С. 55-59.

. Богославский А. А. Реализация правового статуса лиц с множественным (двойным) гражданством: конституционно-правовые аспекты: дисс ... к.ю.н. - Владикавказ, 2011. - 220 с.

. Витрук Н. В. Конституционное право. - М.: Юристь, 2009. - 527 с.

. Киселева А. В., Нестеренко А. В. Конституционное право. - М.: Деловой двор, 2010. - 692 с.

. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник . - М.: Юристъ, 2009. - 783 с.

. Комментарий к Федеральному Закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы. - М.: Гардарики, 2011. - 182 с.

9. --Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Деловой двор, 2010. 461 с. <http://base.garant.ru/5697462/>

. Кутафин О. Е. Российское гражданство. - М.: Эксмо, 2010. - 182 с.

. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2010. - 691 с.

. Понизова Е. В. Возникновение и развитие института гражданства в России: автореф. дисс… к.ю.н. - М., 2008. - 28 с.

. Сагов Ч. А. Институт гражданства в Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дисс… к.ю.н. - М., 2011. - 27 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!