ют решение о том, что он более не соответствует предъявляемым требованиям.
Суду помогает канцелярия, функции и организация которой определяются его правилами процедуры. Суд пользуется услугами юридических секретарей.
ГЛАВА II. Механизм и процедура рассмотрения жалоб на нарушение прав человека в Европейском суде по правам человека
Для того, чтобы добиться успеха при обращении в Европейский Суд по правам человека, заявитель должен соблюсти нескольких условий: во-первых, четко представлять, какое право заявителя является нарушенным и в чем выразилось существо нарушения; во-вторых, соблюсти формальные условия; в-третьих, обосновать свою жалобу, используя существующие доказательства; в-четвертых, мотивировать свою жалобу предыдущими прецедентами Европейского Суда.
Вышеназванные условия составляют, по существу, критерии приемлемости, перечисленные в Европейской Конвенции по правам человека. Для заявителя очень важно соблюсти все эти условия, так как, по статистике Европейского Суда, около 90% жалоб отклоняются именно по причине невыполнения всех условий. Эксперты в области защиты прав человека в Европейском Суде выделяют 10 условий приемлемости:
обращаться в Европейский Суд можно только в случае нарушения того права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией, так называемое ratione materiea (обстоятельства по существу) - об этом говорилось выше;
могут быть рассмотрены только те обращения, которые касаются обстоятельств, произошедших после того, как страна вошла под юрисдикцию Европейского Суда - ratione temporis;
нарушение права должно произойти на территории, которая находится под юрисдикцией Европейского Суда - ratione loci;
жалоба может быть подана только тем лицом, непосредственно чье право было нарушено - ratione persona;
заявитель обязан исчерпать эффективные средства правовой защиты, существующие в стране;
обращение в Европейский Суд должно быть направлено не позднее 6 месяцев с момента принятия последнего судебного решения;
жалоба должна быть обоснованной, то есть именно на заявителя возлагается обязанность доказать нарушение его права со стороны государства;
жалоба не может быть анонимной;
жалоба не может содержать оскорбительных высказываний;
нельзя подавать жалобы по одному и тому же поводу одновременно в два (и более) международных органа, например, в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН.
Условие обстоятельства по существу ratione materiea, предполагает, что жалоба, которая направлена в адрес Европейского Суда, касается именно тех прав, которые перечислены в Европейской Конвенции и протоколах к ней. Но для признания этого требования соблюденным недостаточно простого указания на нарушение той или иной статьи Конвенции. Практика Европейского Суда выработала определенные концепции в отношении каждого из прав, предусмотренных Европейской Конвенцией, поэтому нарушение права должно соотноситься с этой концепцией. Например, применительно к статье 10 Европейской Конвенции по правам человека следует помнить, что в тексте самой статьи предусмотрено право на свободу мнений и право на свободный доступ к информации, и право на свободное распространение информации. Следует также помнить и то, что право на свободу самовыражения не является абсолютным, то есть государство вправе при определенных условиях ограничить это право. Собственно говоря, вопрос о нарушении права на свободу самовыражения возникает именно тогда, когда государство каким-либо образом вмешивается и ограничивает осуществление этого права.
Условие обстоятельства времени ratione temporis означает, что государство принимает на себя обязательство исполнять тот или иной международный договор только с момента его подписания и ратификации. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и подчинилась юрисдикции Европейского Суда по правам человека с 5 мая 1998 года. Это означает, что Российская Федерация не несет ответственности за нарушения прав человека, допущенные до 5 мая 1998 года. Следовательно, совершенно бессмысленно обращаться в Европейский Суд, обжалуя события, которые произошли, например, в 1997 году, даже если они являются самым наглядным примером нарушения прав человека. Следует отметить, что в 1999-2000 годах огромное количество жалоб было признано неприемлемыми именно потому, что нарушение прав произошло до 5 мая 1998 года. (Сейчас это условие реже встречается, но не менее строго соблюдается).
Условие обстоятельства места ratione loci означает, что факт нарушения права должен произойти на той территории, которая находится под юрисдикцией одного из государств, являющихся членами Совета Европы и соответственно подписавшими и ратифицировавшими Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Иными словами, нарушение прав человека, и в частности нарушение свободы слова, должно произойти на территории РФ или любого другого государства-участника Совета Европы. Но обжаловать нарушение свободы слова, произошедшее, скажем, на территории Республики Беларусь, нельзя, так как РБ не является членом Совета Европы, и юрисдикция органов Совета Европы на эту территорию не распространяется. Этот вопрос поднимался в некоторых делах Европейского Суда, таких как «Лоизоду против Турции» (Loizidou v Turkey). Правительство Турции заявляло о том, что жалоба не соответствует этому критерию, так как нарушение прав человека произошло на территории Республики Северный Кипр, которая является независимым государством, но Европейский Суд не признал эти аргументы, так как фактически турецкие вооруженные силы осуществляют контроль этой территории. В деле «Илия Илиеску, Александру Ляшко, Андрей Иванточ и Тудор Петров-Попа против Молдавии и РФ» (Ilie Ilascu, Alexandru Lesco, Andrei Ivantoc and Tudor Petrov-Popa against Moldova and the Russian Federation) к ответственности привлечена РФ за события, которые происходили на территории Приднестровья.
Условие обстоятельства лица ratione persona устанавливают правила в отношении того, кто именно и против кого может жаловаться в Европейский Суд по правам человека. Ответчиком в Европейском Суде по правам человека всегда выступает государство, которое является членом Совета Европы. Заявителями могут быть любые частные лица: граждане одного из государств Совета Европы, иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства. Кроме того, Европейский Суд не ограничивает право на обращения критерием гражданской дееспособности, то есть человек, обратившийся в Европейский Суд по правам человека, может быть как нормальным так и душевнобольным, как совершеннолетним так и несовершеннолетним. В Европейский Суд по правам человека могут обращаться физические лица, группы граждан и юридические лица - коммерческие и некоммерческие, включая религиозные объединения.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает жесткое временное условие -- обращение в Европейский Суд по правам человека должно быть направлено в течение 6 месяцев. Момент, с которого отсчитывается этот 6 месячный срок, может определяться разными событиями:
с момента последнего внутреннего решения по делу по существу;
с момента нарушения права (если отсутствует внутригосударственный правовой порядок защиты этого права);
с момента, когда лицо узнает о нарушении своего права (хотя обязанность исчерпать внутренние средства с заявителя не снимается).
Необходимо различать условно две стадии подачи жалобы в суд. Первая связана с изложением жалобы гражданином, скажем так, в произвольной форме без особых формальностей, в которой Вы кратко излагаете суть жалобы. Секретарь суда ответит на Ваше письмо, возможно, попросит прислать дополнительные документы, сведения или разъяснения по поводу жалобы. Если переписка с Секретариатом суда покажет, что заявление может быть зарегистрировано судом, то по желанию гражданина Секретариат суда направит формуляр, для того, чтобы Вы могли представить официальную жалобу. После того, как будет заполнен и представлен формуляр, жалоба будет вынесена на рассмотрение суда.
Индивидуальная жалоба, поданная согласно ст.34 Европейской Конвенции по Правам Человека (ЕКЧП), оформляется на бланке (формуляре) предоставленном Секретариатом суда, если Председатель не решит иначе. Заполненный формуляр будет являться официальным юридическим документом и основой для рассмотрения дела в суде. В связи с этим необходимо заполнить формуляр полно и аккуратно, даже если это подразумевает повторное изложение информации, которая уже предоставлялась гражданином в Секретариат ранее.
Формуляр включает в себя 8 разделов и заполнить его нужно таким образом, чтобы жалоба содержала всю необходимую информацию, требуемую в соответствии с Регламентом Суда.
В формуляре должны быть указаны следующие данные:
ФИО заявитель, его дата и место рождения, гражданство, пол, род занятий, адрес местожительства и адрес местопребывания. Если заявитель действует через представителя, то дополнительно должны указывать и его данные - имя и фамилия, род занятий и адрес;
изложение фактов, на которых основывается жалоба;
краткое изложение предполагаемого нарушения ЕКПЧ и соответствующих доказательств;
подтверждение того, что соблюдены условия «приемлемости», жалобы (исчерпание национальных средств правовой защиты и «правило шести месяцев»). Дополнительно в жалобе может быть указано окончательное внутреннее решение (дата и орган его вынесший), а также другие внутренние решения, принимавшиеся по сути жалобы;
цель жалобы и общее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсации, которые заявитель вправе предъявить в соответствии со ст.41 ЕКПЧ.
Заполнение формуляра во многом отличается от подготовки судебных документов внутри РФ. При заполнении графы «описание фактов» заявитель должен кратко написать о тех событиях, которые связаны с нарушением его прав человека, соблюдая хронологический порядок повествования. Основная трудность заключается в том, что заявитель должен не комментировать эти события, а хронологически излагать.
Наиболее сложным для заполнения является раздел, посвященный описанию предполагаемых нарушений, так как в этом разделе необходимо мотивировать свое обращение, используя, главным образом, практику Европейского Суда. Остальные разделы более формальны и особых трудностей не вызывают. Секретариат Европейского Суда после получения формуляра регистрирует жалобу, которая ставится в очередь на рассмотрение дела.
К жалобе обязательно прилагаются копии любых относящихся к делу документов (судебных решений, документов из правоохранительных органов и др.), связанных с основаниями жалобы. Также, заявитель должен указать, подавал ли он аналогичную жалобу в какой-либо иной орган международного разбирательства или урегулирования.
Заполнение формуляра во многом отличается от подготовки судебных документов внутри РФ. При заполнении графы «описание фактов» заявитель должен кратко написать о тех событиях, которые связаны с нарушением его прав человека, соблюдая хронологический порядок повествования. Основная трудность заключается в том, что заявитель должен не комментировать эти события, а хронологически излагать.
Наиболее сложным для заполнения является раздел, посвященный описанию предполагаемых нарушений, так как в этом разделе необходимо мотивировать свое обращение, используя, главным образом, практику Европейского Суда. Остальные разделы более формальны и особых трудностей не вызывают.
Секретариат Европейского Суда после получения формуляра регистрирует жалобу, которая ставится в очередь на рассмотрение дела.
Рассмотрение жалобы в Европейском Суде по правам человека условно можно разделить на три стадии: предварительная стадия, рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу.
Под предварительной стадией понимается этап переписки заявителя с Секретариатом Европейского Суда вплоть до извещения заявителя о том, что его жалоба направлена Правительству РФ для предоставления его позиции по данному делу. Раньше данная стадия могла быть достаточно длительной, так как Секретариат Европейского Суда направлял заявителям письма с просьбой уточнить ту или иную позицию по жалобе. Но сейчас Секретариат отказался от этой практики, потому что она очень трудоемка. В настоящее время, заявитель после получения извещения о регистрации его жалобы получает либо решение, принятое Комитетом судей о том, что его жалоба является неприемлемой, либо уведомление о том, что его жалоба направлена Представителю РФ для представления его возражений по жалобе. Во втором случае жалоба будет рассматриваться Палатой судей.
Первая официальная стадия процесса в Европейском Суде -- стадия определения приемлемости обращения. Судья-докладчик готовит предварительное заключение по делу, затем Комитет из 3 судей решают вопрос о том, соответствует ли данная жалоба необходимым формальным критериям, установленным в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным. Большинство из решений на предмет приемлемости вынесено именно Комитетом. Заявитель уведомляется лишь о решении Комитета, но не может ознакомиться с его содержанием.
Вторая официальная стадия процесса - рассмотрение дела по существу. Именно на этом этапе Европейский Суд выносит свое решение о том, было ли нарушено какое-то из прав, перечисленных в Европейской Конвенции или нет.
Организационно Суд разделен на пять секций. Секции из числа судей, входящих в них, формируют органы Суда - Комитеты, Палаты и Большую Палату, которые непосредственно рассматривают жалобы. Основным органом Европейского Суда является Палата. Палата состоит из семи судей, одним из которых ex officio является судья той страны, против которой подана жалоба. Палата рассматривает жалобы на предмет приемлемости. Перед рассмотрением жалобы на предмет приемлемости Европейский Суд направляет жалобу заявителя Представителю РФ в Европейском Суде, который представляет в Суд свои возражения, касающиеся самого предполагаемого нарушения права, а также вопросов приемлемости. Иногда на данном этапе правоохранительные органы РФ по собственной инициативе пересматривают гражданские и уголовное дела в порядке надзора. Например, в деле «Никишина против РФ» гражданское дело заявительницы было направлено на новое рассмотрение, в результате которого она подписала мировое соглашение с ответчиком,. Европейский Суд установил, что данным мировым соглашением права заявительницы были восстановлены, и, таким образом, она больше не является «жертвой» предполагаемого нарушения ее прав. На этом основании жалоба была признана неприемлемой.
В соответствии с практикой Суда, заявитель лишается статуса жертвы при наличии двух обстоятельств. Во-первых, государство должно устранить или компенсировать предполагаемое нарушение прав заявителя. Во-вторых, в той или иной форме, государство должно признать сам факт нарушения прав заявителя. Например, если заявитель жалуется на то, что соответствующие государственные органы в течение длительного периода времени не исполняют судебное решение в его пользу о выплате определенных сумм денег, то для того, чтобы заявитель перестал быть жертвой, государство должно в какой-либо форме признать, что право заявителя на своевременное исполнение судебного решения (гарантированное ст.6 Конвенции) было нарушено. Далее, государство должно выплатить суммы, которое оно задолжало заявителю. Помимо этого, государство также должно предоставить определенную компенсацию за факт нарушения прав заявителя (например, моральный и материальный вред, причиненный в результате длительного неисполнения судебного решения в пользу заявителя). Только в подобном случае Суд может согласиться с тем, что заявитель больше не является «жертвой» нарушения его прав. Если же, например, государство выплачивает только задолженность заявителю, но не признает факт нарушения его прав и не предоставляет компенсации за данный факт (как это было в делах Тайкова, Соловьева, Бурдова). Суд может признать, что заявитель не лишился статуса «жертвы».
Возражения Представителя РФ Европейский Суд направляет заявителю для представления своих возражений на позицию Представителя РФ. Это очень ответственный этап для заявителя, так как государство показало свою линию защиты и заявитель должен попытаться опровергнуть возражения Представителя РФ.
Европейский Суд выносит решение на предмет приемлемости только после рассмотрения позиции Представителя РФ и заявителя. Как правило, рассмотрение жалобы происходит без участия заявителя и представителя государства.
Если жалоба признается приемлемой, то этот же состав Палаты рассматривает ее и по существу. В последнее время рассмотрение жалобы по приемлемости и по существу, как правило, происходит одновременно. В некоторых случаях Европейский Суд может назначить публичное слушание по вопросу приемлемости или по существу. В публичном слушании принимает участие адвокат заявителя, а также представитель государства, против которого рассматривается жалоба. Сам заявитель тоже может принять участие в слушании. Европейский Суд по правам человека может предоставить материальную помощь для проезда и проживания в Страсбурге заявителя и его представителя, если заявитель не может самостоятельно оплатить эти расходы. Следует отметить, что вопреки бытующему мнению о дороговизне обращения в Европейский Суд по правам человека, обращение является бесплатным, а в случае признания нарушения прав человека, Европейский Суд обязывает государство выплатить не только справедливую компенсацию, но и расходы заявителю на юридические услуги и переписку со Страсбургом.
В ходе рассмотрения дела по существу стороны представляют Европейскому Суду свою позицию в письменном виде на одном из двух официальных языков Совета Европы, то есть на английском или на французском. (Вся предыдущая переписка, ведется на русском языке.) Выступление в Суде также происходит на одном из официальных языков. Длительность выступления сторон в Европейском Суде жестко регламентирована и не может превышать 30 минут. Решение Европейского Суда не оглашается сразу после слушания, его подготовка может занять несколько месяцев. После вынесения решения оно направляется сторонам, передается в Комитет Министров Совета Европы, который будет контролировать исполнение данного решения, а также размещается на сайте Европейского Суда.
Как уже говорилось выше, если Палата признает нарушение прав человека, то она также может присудить взыскать со страны справедливую компенсацию в пользу заявителя, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального и общего характера.
Большая Палата - это высший судебный орган Европейского Суда. Она состоит из 17 судей, среди которых ex officio входят судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. Компетенция Большой Палаты ограничена исключительными случаями, которые четко определены. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим. Например, Большая Палата рассматривает жалобу «Илия Илиеску, Александру Ляшко, Андрей Иванточ и Тудор Петров-Попа против Молдавии и РФ», именно в связи с тем, что в ходе рассмотрения этой жалобы может быть изменена существующая практика Европейского Суда по правам человека. В-третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы.
Рассмотрение жалобы в Европейском Суде по правам человека -- процесс достаточно длительный. Он может продолжаться от двух до четырех лет. Как правило, с момента направления формуляра жалобы до его регистрации проходит около 2-3 месяцев, затем от одного года до двух лет до момента вынесения решения Комитетом судей о неприемлемости или направления жалобы Представителю РФ. В течение полугода может продолжаться обмен возражениями между Представителем РФ и заявителем. Решение на предмет приемлемости может быть вынесено через год-полтора после направления возражений заявителя, и еще через полгода может быть вынесено решение по существу.
Но заявитель может попросить Европейский Суд о внеочередном рассмотрении его дела или о досрочном извещении Представителя РФ о поданной жалобе. Первое осуществляется на основании 41 Правила Регламента Европейского Суда и, как правило, касается вопросов «жизни и смерти», то есть если речь идет о нарушении таких прав как право на жизнь и право на запрет пыток, включая запрет экстрадиции или депортации, в страну, где заявителя могут ожидать пытки или смерть. Второе осуществляется на основании 40 Правила Регламента Европейского Суда. Заявитель, который просит о досрочном извещении Представителя РФ, рассчитывает на то, что Представитель, зная, что такая жалоба подана в Европейский Суд по правам человека, может повлиять на решение этого дела в РФ.
Следует также отметить, что практика показывает, что более быстро проходят все стадии рассмотрения дела в Европейском Суде четкие и однозначные жалобы, которые касаются одной-двух статей Европейской Конвенции, а не затрагивают полный перечень прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Европейский суд по правам человека - это независимый международный орган по защите прав человека. Он не является апелляционной, кассационной или какой-либо иной вышестоящей инстанцией по отношению к национальным судебным и иным правоприменительным органам, и не вправе ни отменять, ни изменять их решения, ни отправлять дело на новое рассмотрение.
Европейский суд по правам человека принимает любые жалобы от практически любого лица чьи права нарушены, однако чтобы суд рассмотрел жалобу она должна быть зарегистрирована. Для того чтобы жалоба была зарегистрирована и была передана на рассмотрение судьям она должна соответствовать четко определенным критериям и условиям.
Решения Европейского Суда по правам человека являются обязательными для государств-участников. Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, который использует политические механизмы давления для достижения своей цели. Государства обязаны исполнять решения Суда в части выплаты справедливой компенсации в трехмесячный срок с момента принятия решения.
Кроме выплаты компенсации Европейский Суд может также рекомендовать применить меры общего или индивидуального характера. К мерам индивидуального характера относятся, например, новое рассмотрение дела во внутренних судах, отмена предыдущего окончательного судебного решения или какая-либо иная мера, которая может восстановить нарушенное право. К мерам общего характера относятся изменение внутреннего законодательства или судебной практики, существующей в стране, если законодательство или судебная практика не соответствует принципам Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. После многочисленных решений Европейского Суда против Италии по поводу неоправданно долгих сроков рассмотрения гражданских дел, Италия начала осуществлять судебную реформу, направленную на сокращения сроков судебных разбирательств. В Бельгии после рассмотрения «дела Маркс» было изменено законодательство в отношении внебрачных детей и их родственников.
Таким образом, Европейский Суд по правам человека стал правовой реальностью для стран-членов Совета Европы, и решения, вынесенные по жалобам против РФ, способны внести свой вклад в изменение правовой ситуации в нашей стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их защита в Европейском суде / Москва.- 2000. 142с.
. Карташкин В.А. Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека / М.: НОРМА.-2000. 108с.
.Конвенции Совета Европы и РФ. Сборник документов / Сост. Берестнев.- М.: Юридическая литература.-2000. 398с.
.Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
.Правила процедур Европейского Суда по правам человека (Регламент) (1998 год).
. Российская юстиция №4, 2002г.
. Российская юстиция №7, 2002г.
. Российская юстиция №12, 2002г.
. Статья: Зарубаева Е.Ю. , Койсин А.А. // Сибирский Юридический Вестник №1 2001год.
. Цыганков, П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2010, 455 с.