.
Таким образом, территориальное общественное самоуправление объединяет население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.
2. Нормативно-правовое обеспечение территориального общественного самоуправления
Правовой основой деятельности территориального общественного самоуправления являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», законодательство субъектов Российской Федерации о территориальном общественном самоуправлении, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и положения (уставы) органов ТОС.
Из этого следует, что в системе правового регулирования территориального общественного самоуправления можно условно выделить несколько уровней: федеральный, региональный и муниципальный.
Законом, обладающим высшей юридической силой является Конституция Российской Федерации, которая имеет прямое действие и применяется на всей территории государства. В качестве источника правового регулирования участия населения в территориальном общественном самоуправлении, Конституция имеет значение акта, который непосредственно гарантирует основные права граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно Конституции РФ, регулирование деятельности ТОС как составной части местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, роль Конституции состоит в обеспечении права граждан на собрание и объединение для защиты общих интересов, в том числе и права на создание территориального общественного самоуправления по месту жительства.
На федеральном уровне источником правового регулирования общественного самоуправления выступает федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором впервые вводится понятие территориального общественного самоуправления. Согласно федеральному законодательству, ТОС рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении.
В ст. 27 названного закона установлена иерархия правовых актов, регулирующих вопросы территориального общественного самоуправления. Данная статья закрепляет приоритет законов субъекта РФ по отношению к уставам муниципальных образований и иным нормативным правовым актам органов местного самоуправления, а также устанавливает, что вопросы правового регулирования ТОС находятся в совместной компетенции органов субъекта РФ и местного самоуправления.
Необходимо отметить, что в последнее время принимались неоднократные попытки принятия специального федерального закона об общих принципах организации территориального общественного самоуправления. Его авторы предлагают признать территориальное общественное самоуправление отдельным уровнем местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями в решении местных вопросов и считать органы ТОС самостоятельным уровнем власти на территории муниципального образования. Представленный проект закона был дважды отклонен Государственной Думой.
В результате отсутствия федерального законодательства о ТОС в большинстве субъектов Федерации принимаются собственные законы, регулирующие правовые основы организации и осуществления территориального общественного самоуправления в виду необходимости создания правовой базы для органов местного самоуправления и населения по созданию и функционированию органов ТОС.
Важная роль в организации и осуществлении деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования принадлежит органам местного самоуправления, которые обязаны обеспечить правовые, социальные и экономические условия для участия всех граждан в ТОС.
В уставе муниципального образования в обязательном порядке должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права и определение правового статуса органов ТОС.
Отсюда главной задачей органов местного самоуправления является создание нормативной правовой базы, регулирующей порядок организации, основные полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.
В этих целях необходимо разработать и принять на заседании представительного органа местного самоуправления положение о ТОС.
Необходимость правового регулирования ТОС органами местного самоуправления вызвано с одной стороны требованиями федерального законодательства и законами субъектов РФ, а с другой стороны более полного учета специфики и особенностей, связанных со структурой органов местной власти и территориального устройства муниципального образования, расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории.
Следовательно, устав муниципального образования и нормативные акты органов местного самоуправления составляют важный и необходимый элемент правового регулирования ТОС и, по своей юридической силе они следуют за законами субъектов РФ.
В Уставе ТОС устанавливаются:
территория, на которой оно осуществляется;
цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
порядок принятия решений;
порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности территориального общественного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в законодательных актах субъектов РФ территориальное общественное самоуправление рассматривается как составная часть системы местного самоуправления и включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан и другие территориальные формы непосредственной демократии, а также советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.
3. Механизм деятельности ТОС и пути его совершенствования
В соответствии с действующим законодательством ряда регионов Российской Федерации компетенция органов территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также уставами (положениями) органов ТОС.
В связи с этим в нормативных правовых актах местного самоуправления, как правило, устанавливается собственная компетенция органов ТОС для реализации своих полномочий.
Территориальное общественное самоуправление для осуществления своих целей и задач в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления исполняет следующие полномочия:
) защита прав и законных интересов жителей;
) содействие в проведении акций милосердия и благотворительности органами местного самоуправления поселения, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
) участие в поддержании общественного порядка на территории территориального общественного самоуправления;
) работа с детьми и подростками, в том числе:
содействие по организации отдыха детей в каникулярное время;
содействие по организации детских клубов на территории территориального общественного самоуправления;
) внесение предложений в органы местного самоуправления муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории территориального общественного самоуправления под детские и оздоровительные площадки, скверы, а также для других общественно - полезных целей;
) общественный контроль за санитарно - эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, состоянием благоустройства на соответствующей территории;
) участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
) информирование населения о решениях органов местного самоуправления муниципального образования, принятых по предложению или при участии территориального общественного самоуправления;
) вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, решениями собраний (конференций) граждан.
Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, имеет право также на:
) создание объектов коммунально - бытового назначения на территории ТОС в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований населения, юридических и физических лиц;
) осуществление функций заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств на объектах территориального общественного самоуправления;
) определение, в соответствии со своим уставом, штата и порядка оплаты труда работников органов ТОС;
4) осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством, Уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Основные направления хозяйственной деятельности ТОС приведены в приложении 5.
Таким образом, существующие функции органов ТОС можно подразделить на следующие основные группы:
1. Контрольные (контроль за деятельностью муниципальных служб, предприятий торговли, рынков).
. Информационные (информирование населения, проведение опросов, сбор предложений).
. Представительные (согласование от имени населения планов социально-экономического развития территорий).
. Распорядительные (определение направлений расходования средств, предусмотренных на благоустройство, социально-экономическое развитие территории и т.д.).
. Исполнительные (организация непосредственного выполнения работ по благоустройству, досугу подростков, пенсионеров, охране общественного порядка, содержанию и ремонту жилого фонда и т.п.).
. Благотворительные (организация благотворительной помощи инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям, одиноким престарелым, шефство над детскими домами, сиротами).
Эффективная деятельность органов ТОС в немалой степени зависит от создания необходимых условий со стороны местных органов власти. В этих целях следует принимать специальные планы мероприятий, муниципальные программы поддержки и развития ТОС, с указанием необходимых финансовых и материальных ресурсов, ответственных и сроков исполнения.
Планы, программы должны также предусматривать обеспечение органов ТОС служебными помещениями, средствами телефонной связи, необходимой мебелью и канцелярскими товарами для работы и проведения обучающих семинаров для руководителей и актива органов ТОС.
Для осуществления всего комплекса работ, связанных с функционированием органов территориального общественного самоуправления и обеспечения взаимодействия органов местной власти и органов ТОС целесообразно в исполнительных органах крупных муниципальных образованиях создание специальных подразделений. Основными задачами отдела ТОС является:
организационное, правовое, финансовое и методическое обеспечение деятельности органов ТОС на территории муниципального образования;
формирование и реализация единой политики органов городского самоуправления в развитии ТОС;
обобщение и внедрение в практику работы органов ТОС наиболее эффективных форм и методов работы с населением;
осуществление единого учета органов территориального общественного самоуправления.
Одним из важных направлений деятельности администрации города по развитию ТОС является проведение обучающих семинаров с целью повышения профессионального уровня председателей комитетов ТОС.
Практика показала, что после завершения выборов комитетов ТОС и их руководителей одной из серьезных причин слабой работы органов ТОС является отсутствие у них профессиональных знаний и практического опыта работы.
Обучающая программа должна включать в себя общие вопросы муниципального управления, практического опыта работы лучших комитетов ТОС, старших домов, подъездов и улиц, проведение практических тренингов и деловых игр для руководителей органов ТОС.
Таким образом, деятельность органов местного самоуправления по созданию и развитию территориального общественного самоуправления населения состоит из следующих основных функций:
создание нормативной правовой базы, регулирующей правовое положение территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования. При этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать законам субъекта РФ;
организация и проведение совместно с инициативными группами населения собраний (сходов), конференций по формированию органов и выборных руководителей ТОС;
создание организационных, финансовых, материальных, социальных условий для эффективной деятельности органов территориального общественного самоуправления, в том числе порядок и условия вознаграждения председателей комитетов (советов) ТОС и руководителей низовых органов (председателей домовых (уличных) комитетов, старших домов и улиц) исходя из реальных возможностей местного бюджета;
содействие в формировании позитивного мнения и информирование населения о территориальном общественном самоуправлении через СМИ;
проведение учебных семинаров руководителей и актива органов ТОС для повышения образовательного и профессионального уровня в области ТОС;
создание реального механизма участия руководителей органов ТОС на городском, районном и территориальном уровне в социально-экономическом развитии своих территорий.
Всю большую значимость приобретает деятельность комитетов ТОС по защите прав граждан при принятии градостроительных решений. Комитеты ТОС в обязательном порядке участвуют в согласовании землеотводов на территории микрорайонов, а также в работе согласительной комиссии при возникновении разногласий при застройке земельных участков.
Участие органов ТОС в согласовательных процедурах позволяет избежать многих социальных конфликтов между жителями, органами местной власти и застройщиками, но и улучшить условия их проживания. Сегодня практика заключения договоров комитетами ТОС со строителями по благоустройству придомовых территорий вошла в практику их взаимоотношений.
Одним из ключевых направлений работы комитетов территориального общественного самоуправления является взаимодействие с правоохранительными органами по обеспечению общественного порядка в микрорайонах и поселках. Эта деятельность состоит из организации народных дружин при комитетах ТОС, проведение совместных рейдов с работниками милиции по выявлению неблагополучных семей и подростков, уклоняющихся от учебы, профилактики наркомании среди молодежи, совместные приемы жителей с участковыми инспекторами. Одним из важнейших направлений является прием населения руководителями органов территориального общественного самоуправления.
Обращение жителей в комитеты ТОС позволяет им оперативно разрешать возникающие проблемы на месте, избегая процедур, связанных с рассмотрением в администрации города и районов.
В рамках своей деятельности органы территориального общественного самоуправления, прежде всего, активно взаимодействуют с органами местного самоуправления и управляющими компаниями (ТСЖ), хотя по отдельным вопросам взаимодействие осуществляется и с органами государственной власти субъекта, и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, органы местного самоуправления взаимодействуют с руководителями учреждений различной формы собственности, в интересах развития территории ТОС. Выгоды от территориального общественного самоуправления представлены в приложении 6.
В целях становления органов ТОС необходимо создание необходимых экономических и социальных условий, участия в них населения, создание механизма финансирования субъектов ТОС, обеспечение правовых гарантий осуществления их деятельности органами местного самоуправления.
Заключение
В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятым в 2003 году, была осуществлена унификация системы местного самоуправления.
В настоящее время территориальное общественное самоуправление получило широкое развитие в городских муниципальных образованиях Российской Федерации. Территориальное общественное самоуправление является формой городского социального движения, в которой рождается гражданская инициатива, непосредственно реализуются общественные начинания, осуществляются решения конкретных проблем населения по месту жительства.
Конкретный порядок организации, функции и полномочия ТОС определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ, которые по-разному определяют и трактуют данный институт. В одних субъектах Федерации территориальное общественное самоуправление входит в систему органов местного самоуправления, в других они зарегистрированы в качестве некоммерческой общественной организации, поэтому полностью независимы от муниципальных властей и работают без их поддержки.
Указанные различия в статусе определяют и различия в способах финансирования и функциях. В ряде субъектов за органами ТОС закреплены конкретные налоговые доходы и обязательства по содержанию определенного жилого фонда и, они взяли на себя функции жилищных организаций. В других регионах практикуется заключение договоров органов ТОС с администрациями на выполнение отдельных муниципальных полномочий. Имеется практика наделения органов общественного самоуправления правами юридического лица и организации их деятельности за счет доходов от торговли и строительной деятельности, участия в коммерческих обществах и т.д. В последнем случае весьма вероятна ситуация их постепенной трансформации в коммерческие структуры.
С момента своего создания органы ТОС практически стали единственной и наиболее массовой формой самоуправления граждан деятельность, которых направлена на удовлетворение насущих потребностей в интересах жителей на своих территориях.
Огромное значение имеет участие органов ТОС в осуществление социальной помощи нуждающимся инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям.
Органы ТОС в большей степени осведомлены о наиболее нуждающихся в социальной поддержке семьях и отдельных лицах на своих территориях, поэтому они предоставляют информацию о них в органы местной власти и принимают меры по оказанию помощи в уборке квартир, доставке продуктов, лекарств, организации отдыха детей, шефство над сиротами.
Значение территориального общественного самоуправления заключается в первую очередь в создание форм самоуправления населения для осуществления эффективного механизма совместного сотрудничества муниципальных органов власти с жителями. Он позволяет не только наладить плодотворное сотрудничество и избегать серьезных социальных конфликтов, оперативно доводить до органов местной власти мнение жителей, но и помогает горожанам осознать себя хозяевами в своих дворах, микрорайонах, научить их решать возникающие проблемы, опираясь на собственные силы и возможности.
Список использованной литературы
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [электронный ресурс]. - Режим доступа: [#"justify">2. Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под редакцией И.В. Бабичева - М.: ТК Велби, 2008. -368 с.
3. Акмалова A.A. Актуальные проблемы муниципального права России: курс лекций / A.A. Акмалова - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 79 с.
. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2005. - 584 с.
. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие / Р.В. Бабун - СПб.: Питер, 2005. -192 с.
. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник для вузов / М.В. Баглай - М.: НОРМА, 2002. - 784 с.
. Башилов В.М. Роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления / В.М. Башилов // Проблемы местного самоуправления. - 2003. - №1. -36-41 с.
. Васильев A.A. Территориальное общественное самоуправление: пособие для практических занятий (в схемах и таблицах с вопросами) / A.A. Васильев - Н. Новгород: ВВАГС, 2001. - 15 с.
. Гайдуков, Р.И. Механизм интеграции территориального общественного самоуправления в систему управления муниципалитетом / Р.И. Гайдуков // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №2. - С. 206-212.
. Гайдуков, Р.И. Социально-экономические и правовые основы функционирования территориального общественного самоуправления / Р.И. Гайдуков // Социальные технологии в современном управлении - 2009: Сборник научных работ / Под ред. В.П. Бабинцева, К.В. Харченко. - Белгород: Константа, 2009. - С. 36-41.
. Житников М. Территориальное общественное самоуправление как одна из основ устойчивого развития гражданского общества в Российской Федерации: правовой аспект и проблематика. // Социальная сеть для юристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [#"justify">. Кутафин O.E. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 326 с.
. Максимова Н.В. Самоорганизация населения как важнейший фактор эффективности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - №6. - С. 25-31.
. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой - СПб.: Питер, 2007. - 185 с.
. Совранская О.Г. Так что же такое «ТОС» // Муниципальная власть. - 2002. - №2. - С. 56.