Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Введение

Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее - НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Наиболее благоприятная ситуация - это когда в НПА указана точная дата либо установлен порядок его вступления в силу. Но во многих нормативных актах такие нормы отсутствуют. В этом случае для применения документа дата его вступления в силу рассчитывается по определенным правилам, установленным законодательством, и о таком документе обычно говорят, что он вступает в силу в общем порядке. Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы), а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Актуальность проблемы обусловила появление множества научных работ, посвященных рассмотрению вопроса действия нормативных правовых актов и их пределов.

Целью работы является исследование особенностей и современного направления развития действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Задачами работы в соответствии с поставленной целью являются следующие вопросы:

определить понятие и признаки НПА;

провести классификацию НПА;

рассмотреть понятие действий НПА во времени;

исследовать порядок вступления в действие, обратную и переживающую силу НПА, прекращение действия НПА;

провести анализ понятия и особенностей действия НПА в пространстве;

рассмотреть действия НПА по кругу лиц.

Объектом работы являются исследования в области теории государства и права.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов как Бахрах Д.Н., Малько А.В., Мелехина А.В., Тихомирова Ю.А., Юртаевой Е.А. и иных.

Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика нормативного правового акта

.1 Понятие и признаки нормативного правового актов

В Конституции Российской Федерации встречается и термин "нормативные правовые акты" (ч. 3 ст. 15, п. "а" ч. 1 ст. 72, ч. 2, 4 - 6 ст. 76), и термин "нормативные акты" (п. "а", "б" ч. 2 ст. 125), то есть конституционный текст не делает между ними различий, считает их синонимами.

Логично было бы предположить, что для реализации конституционных терминов появится (хотя и не предусмотренный Конституцией РФ напрямую) федеральный закон о нормативных актах (о нормативных правовых актах).

Проект Федерального закона № 96700088-2 "О нормативных правовых актах Российской Федерации" (далее - ПФЗ № 1) был внесен депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе. 04.06.1996 проект был принят к рассмотрению Протоколом заседания Совета Государственной Думы № 29, 11.11.1996 проект принят Государственной Думой в первом чтении Постановлением № 778-II ГД, а 12.05.2004 - отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения Постановлением Государственной Думы № 491-IV ГД.

Определение нормативного правового акта в ст. 1 проекта звучало следующим образом: "Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Федеральным законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение; нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предметам его ведения".

Названный проект базировался в основном на проекте, подготовленном научными сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее - ПФЗ № 2), где было предложено два варианта дефиниции нормативного правового акта: 1) официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права - общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение; 2) официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права.

В дальнейшем в литературе неоднократно появлялись инициативные проекты или, по крайней мере, концепции проектов подобного федерального закона. Один из последних проектов - "О правовых актах в Российской Федерации" (далее - ПФЗ № 3) - в ст. 3 говорит о нормативном правовом акте как о правовом акте постоянного или временного характера, содержащем общеобязательные правовые нормы (правила поведения), которые могут быть применены неоднократно неопределенным кругом лиц и действуют впредь до их отмены или признания утратившими силу в установленном порядке либо до фактической утраты силы.

Между тем РФ осталась на сегодняшний день единственной страной - республикой бывшего СССР, не сумевшей принять собственный закон о нормативных правовых актах. В то же время, например, п. 11 ст. 3 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I "О нормативных правовых актах" (с изменениями и дополнениями) дает следующее определение: "Нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие".

Отсутствие единого специального федерального закона о нормативных правовых актах не стало помехой для иных попыток представить официальное понятие, признаки нормативного правового акта.

Так, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - ФЗ об антикоррупционной экспертизе) говорит о предмете экспертизы - нормативные правовые акты органов, организаций, их должностных лиц, т.е. перечень остается открытым, нормативность актов определяется на усмотрение субъектов экспертизы. Обращаем особое внимание на то, что предметом такой экспертизы могут стать только именно нормативные правовые акты и их проекты, т.е. субъекты должны иметь официальное право на издание именно таких актов, а не каких-либо других.

П. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" с изменениями и дополнениями установил, что под функциями федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

П. 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2007 г., регистрационный № 9449), без какого-либо обоснования рекомендовано при подготовке соответствующих нормативных правовых актов использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" (обращаем внимание, что данное обращение является в чистом виде процессуальным документом: поводом для рассмотрения дела в указанном суде), в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".

По правилам гл. 24 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. (с изменениями и дополнениями) "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" подвергаются защите только (ч. 1 ст. 251) принятые и опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

По правилам гл. 23 "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов" АПК РФ от 24 июля 2002 г. (с изменениями и дополнениями) судебной защите подлежит только (ч. 1 ст. 192) нормативный правовой акт, принятый государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом.

Легко заметить, что АПК РФ разрешает судебный контроль актов, принятых иным органом (кроме государственного органа и органа местного самоуправления).

Акт имеет нормативный правовой характер, если:

) содержит официальные предписания, обязательные для исполнения;

) является актом общего действия, адресованным персонально неопределенному кругу лиц;

) рассчитан на многократное применение;

) содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила.

Н.А. Любимов считает, что нормативный правовой акт - это "акт уполномоченного государственного органа, направленный на установление, изменение, изменение сферы действия или отмену правовых норм, рассчитанный на неоднократное применение".

С.В. Никитин для целей судебного нормоконтроля определяет нормативный правовой акт как "...установленный формы правовой акт публичного характера, содержащий нормы-правила либо иные (специализированные) правовые нормы, принятый и введенный в действие в установленном порядке субъектом, обладающим соответствующей нормотворческой компетенцией...". "...В содержание нормативного правового акта как предмета судебного контроля могут входить: типичные (регулятивные или охранительные) правовые нормы-правила (общеобязательные правила поведения субъектов, определяющие их субъективные права, обязанности, юридическую ответственность); особые (специфические) нормы (нормативные предписания), в т.ч. оперативные, которые вводят в действие, изменяют или отменяют действие норм-правил...".

И.Н. Барциц и С.В. Бошно полагают, что нормативный правовой акт - "это письменный документ, который принят управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеет официальный характер и обязательную силу, выражает властные веления и направлен на регулирование общественных отношений".

В одном из новейших учебников по административному праву называются такие признаки нормативных правовых актов: 1) изданы в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) устанавливают правовые нормы (правила поведения); 3) обязательны для неопределенного круга лиц; 4) рассчитаны на неоднократное применение; 5) действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

1.2 Классификация нормативно-правовых актов

В основе системы правовых актов должна лежать определенная обобщающая классификация. Поэтому, прежде чем обратиться к систематизации правовых актов, определимся с их разновидностями.

В литературе выделяются различные классификации правовых актов. По форме внешнего выражения правовые акты можно разделить на письменные (акты-документы), устные (отдельные разновидности сделок, заключенных устно или по телефону; распоряжения и приказы должностных лиц) и конклюдентные (действия регулировщика; простой утвердительный кивок в аукционном зале, означающий согласие на данную цену; зеленый или красный сигнал светофора, представляющий собой административное решение, разрешающее продолжать движение или предписывающее остановиться, и т.д.).

В зависимости от субъектов все правовые акты можно обобщенно разделить на акты компетентных органов (государственных и муниципальных) и акты иных субъектов (физических и юридических лиц).

С точки зрения юридической формы Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская выделили следующие виды правовых актов:

) Конституция РФ, устав субъекта РФ;

) закон с подвидами - федеральный конституционный закон, федеральный закон, кодекс, общие (основные) принципы, основы законодательства, федеральный закон о ратификации международного договора, федеральный закон о поправках и изменениях Конституции РФ, закон субъекта РФ, модельный законодательный акт (в рамках Федерации и СНГ);

) постановление и иные акты законодательных органов;

) указ и распоряжение Президента РФ, высших должностных лиц субъектов Федерации;

) постановление, распоряжение и иные акты правительств Федерации и ее субъектов;

) ведомственные правовые акты с подвидами актов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

) правовые акты самоуправления с подвидами актов местного самоуправления и актов по итогам выборов и референдумов;

) локальные (корпоративные) акты;

) решения судов и контрольно-надзорных органов;

) публично-правовые договоры и соглашения;

) программы и декларации;

) положения и уставы;

) международно-правовые акты.

Надо иметь в виду, что данная классификация относится только к актам-документам.

К нормативным правовым актам в рассматриваемой классификации относятся, во-первых, законы, которые, в свою очередь, включают Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе и кодексы). Отдельной группой к законам примыкают конституции и уставы субъектов РФ, а также законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Во-вторых, подзаконные нормативные акты, куда отнесены акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также подзаконные акты субъектов РФ. В-третьих, международные договоры и внутригосударственные договоры.

К ненормативным актам специалисты отнесли:

правоприменительные акты, или акты применения права;

акты официального толкования (разъяснения).

Данная классификация, при всей ее логичности и согласованности с законодательством, не может устроить тем, что, во-первых, не признает нормативного характера актов официального толкования права, а во-вторых, не учитывает всех признанных разновидностей нормативных актов (например, муниципальных и локальных).

В зависимости от того, какие основные элементы правовой системы выражают правовые акты, С.С. Алексеев выделяет четыре их разновидности:

) нормативные акты;

) интерпретационные акты;

) акты применения права;

) акты реализации прав и обязанностей (в частности, договоры).

Определение критерия классификации является первоочередной задачей для построения системы правовых актов. Представляется, что неполнота различных классификаций связана не столько с недоработками их авторов, сколько с избранным критерием классификации.

Правовые акты - один из стыков правовой теории и практики. С одной стороны, налицо потребность в законодательном урегулировании вопросов издания правовых актов. Огромный массив правовых актов и документов, предусмотренных различными отраслями законодательства, возросший документооборот в деятельности как государственных, так и коммерческих структур, практика издания актов, сложившаяся в деятельности государственных органов, увеличившиеся возможности издания актов - все это настоятельно требует упорядочения, причем упорядочения законодательного, централизованного.

2. Действие нормативно-правовых актов во времени

.1 Понятие действий нормативно-правовых актов во времени

Любой нормативно-правовой акт (закон, указ, декрет, постановление, распоряжение и т.д.) должен иметь определенные критерии действия, такими критериями выступают действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта, на урегулированные им общественные отношения.

Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц).

Действие нормативно-правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени.

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое состояние, включающее в себя:

1.Момент вступления акта в законную силу;

2.Период, в течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права;

.Момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;

.Направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие);

Рассмотрим их на примере налогового законодательства.

Категория действия закона во времени является одной из фундаментальных в общеправовой теории, поскольку позволяет как "охарактеризовать субстанцию права", так и "вскрыть его нерасторжимую связь с интересами и приоритетами социального субъекта".

Особое конституционно-правовое значение категория действия закона (и в первую очередь действия закона во времени) приобретает в контексте истолкования статьи 57 Конституции Российской Федерации, что обусловлено правовой природой налога как установленного законом ограничения права собственности лица на принадлежащие ему денежные средства.

Предпосылки для взаимодействия конституционного правосудия и арбитражного судопроизводства при определении условий действия конкретных налоговых законов во времени предопределены исторически.

Правила действия российского налогового законодательства во времени первоначально формировались на уровне практики Конституционного Суда Российской Федерации при применении статей 8, 34, 57 Конституции Российской Федерации и впервые были систематизированы в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1999 г.

Обязательными элементами конструкции действия норм налогового законодательства во времени являются законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; момент их вступления в силу; тип их действия.

Установленные в Налоговом кодексе Российской Федерации правила действия во времени в силу прямого указания пунктов 1, 5 статьи 5 НК РФ распространяются на акты законодательства о налогах и сборах; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Как следует из правовых позиций, высказанных Конституционным Судом Российской Федерации, исходя из требований равенства и справедливости, правила статьи 5 НК РФ распространяются также на акты, которые устанавливают любые обязательные платежи, схожие с налоговыми по своей природе. Например, взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; но не взносы на обязательное пенсионное страхование.

Решение вопроса о действии статьи 5 НК РФ в отношении актов иной отраслевой принадлежности (в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности) имело своим результатом противоречия в практике Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражных судов.

2.2 Порядок вступления в действие

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 № 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования является "Вестник Банка России" (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 № 394-1). Для НПА ФКЦБ - "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 № 1263).

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 № 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 № 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Конструкция статьи 5 НК РФ увязывает момент вступления в силу закона или нормативного акта о налогах и сборах с видом последнего. Особенностью данной нормы является то, что она устанавливает более длительный срок вступления в силу актов о налогах в сравнении с иными отраслевыми нормативными актами. Это обусловлено спецификой налогово-правового регулирования: сложностью формулировок правовых норм; разницей во времени между моментами возникновения объекта налогообложения и исчисления суммы налога; длительностью формирования налогового обязательства. Изменение правил налогообложения до истечения разумного срока с момента его обнародования, а тем более не в начале налогового периода, фактически придавало бы корректировкам обратную силу, что не соответствовало бы конституционному принципу стабильности условий хозяйствования. Данный принцип обоснованно сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации путем истолкования норм статей 8 (ч. 1) и 34 (ч. 1) Конституции Российской Федерации в Определении от 1 июля 1999 г. № 111- О.

2.3 Обратная и переживающая сила нормативно-правовых актов

Обратная сила закона имеет большое значение для правильного применения законодательства.

Обострение вопроса об обратном действии закона и его пределах в немалой степени предопределено чрезвычайной изменчивостью законодательства. Достаточно распространенной является проблема временного разрыва между обращением за осуществлением своего права в орган государственной власти или местного самоуправления и принятием соответствующего правоприменительного акта. Период этот может продлеваться в случае принятия органом акта, незаконность которого установлена позже и он отменен судом. Суд выносит решение об устранении допущенного нарушения, но само законодательство, подлежащее применению, за это время изменилось. Неопределенность в вопросе о применимом в данном случае законодательстве может препятствовать осуществлению гражданами их прав и защите их интересов.

Таким образом, вопрос об обратном действии закона и пределах его применения не разработан в необходимой степени и актуализируется в современных условиях изменчивого законодательства и бюрократического правоприменения.

. Закон может приобрести обратную силу только при прямом указании закона. Гражданский кодекс РФ не имеет обратной силы, о чем прямо указано в п. 1 ст. 4 ГК РФ, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида.

. Для правильного решения вопроса о применимом законодательстве в отечественной правовой системе большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение гражданина, создает ли он права и обязанности или прекращает их. Именно в зависимости от содержания норм устанавливаются темпоральные правила Конституцией РФ. Дискуссионным является вопрос о том, является ли применение закона, прекратившего право гражданина на получение определенного блага (правомочия), ухудшением его положения.

В соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Так, ст. 54 Конституции РФ установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Содержание указанных статей многократно истолковано и применено Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Так, Президиум Верховного Суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что зафиксировано в том числе в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 г. № 249пв01.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, конституционная доктрина со ссылкой на ст. 54 - 57 Конституции РФ идет по пути признания умаления прав граждан издание закона, уменьшающего объем их прав. Именно из этого исходит положение о запрете применять законы, прекращающие правомочие, к отношениям, которые возникли до введения в действе нового закона. Действительно, если у гражданина в ранее действовавших нормах присутствовало какое-либо правомочие, то прекращение этого права сокращает его правоспособность на соответствующий период времени.

Большой практической значимостью обладает вопрос о том, можно ли применять закон к юридическим фактам, возникшим до его введения в действие. Казалось бы, ответ на указанный вопрос однозначный - нет. Тем не менее, важен следующий нюанс: в процессе рассмотрения заявления гражданина юридическим фактом, по которому устанавливается законодательство, будет: а) дата обращения с заявлением; б) дата начала рассмотрения вопроса или в) дата принятия правоприменительного акта? Решение этой временной проблемы имеет большое значение.

В юридической науке исследован вопрос о длящихся правоотношениях, которые переживают изменение законодательства. Решение вопроса о применении к таким отношениям более позднего закона напрямую зависит от того, был ли принят по ним правоприменительный акт. Если правоприменительный акт был принят, то недопустимо в дальнейшем применение к тем же отношениям более позднего закона. Это будет фактически означать пересмотр принятого правоприменительного акта.

Обратим в этой связи внимание на то обстоятельство, что даже признание акта неконституционным не ведет к пересмотру актов и отношений, которые произошли к моменту вынесения решения и вступления его в силу, что следует из ст. 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Решение Конституционного Суда Российской Федерации является материально-правовым основанием для пересмотра ранее принятых судебных решений лишь в отношении тех лиц, которые выступали заявителями в деле, рассматривавшемся Конституционным Судом Российской Федерации. В отношении иных лиц, в делах которых были применены нормативные положения, признанные неконституционными либо получившие конституционно-правовое истолкование, отличное от имевшего место в правоприменительной практике, решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет по обращениям управомоченных лиц пересмотр (изменение или отмену) в установленных процессуальным законом порядке и пределах основанного на таких нормативных положениях правоприменительного решения, не вступившего в законную силу либо вступившего в законную силу, но не исполненного или исполненного частично. Таким образом, возможности применения обратного действия судебного акта также ограничены в зависимости от того, состоялось ли правоприменение и было ли окончено его исполнение. Даже если действовал и применялся неконституционный закон, но его применение к моменту вынесения решения суда о его неконституционности окончено, это не дает возможности применить справедливую конституционную норму, так как это будет приданием закону обратной силы.

С учетом сказанного полагаем, что обращение гражданина за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению. Именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства. Данная позиция подтверждается юридической наукой и судебной практикой.

2.4 Прекращение действия нормативно-правовых актов

Прекращение действия НПА выступает эффективным средством внутреннего "очищения" правовых институтов и отраслей, выявления имеющихся пробелов и устранения всевозможных противоречий. Постоянный контроль за динамикой текущего правотворчества, согласованность его структурных элементов, их всевозможная обработка, технико-правовая унифицированность - основная цель прекращения. Это особая, специфическая форма учета актуальных общественных тенденций. В то же время данный инструментарий требует к себе пристального внимания на предмет недопущения злоупотреблений, необоснованности осуществления, нарушения прав и свобод граждан, а следовательно, выработки четких законодательных границ реализации.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

истечения срока, на который был принят юридический документ;

объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие это правило - необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия ("переживание закона"). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Прекращение действия нормативного правового акта - волеизъявление уполномоченного субъекта, легализованное в установленной законом правотворческой либо иной форме, о признании завершенности регулятивной функциональности акта и исключении его дальнейшей реализации либо отмене результатов предшествующей.

. Прекращение действия нормативного правового акта является" результатом познания и последующего признания того, что цель правового регулирования полностью достигнута, либо в ходе действия данного акта происходит "неисправимое" (неизбежное) отклонение (позитивное либо негативное) направленности развития правоотношений от изначально поставленной цели. В связи с этим требуется завершить действие такого нормативного правового акта, чтобы предотвратить неоправданную конкуренцию источников права, исключить неопределенность выбора адресатами необходимого юридического регулятора, рационально и точно использовать ресурсы обеспечения.

. Основания прекращения действия НПА - совокупность фактических и (или) сугубо юридических факторов, параметров и свойств, наличие которых объективно детерминирует данный процесс. В наиболее общем виде главным основанием прекращения действия НПА является такое снижение его регулятивного качества, которое не позволяет либо препятствует его реализации.

. Формально-юридическое прекращение действия НПА означает издание соответствующего НПА, которым признается утрата юридической силы конкретным НПА либо таковой объявляется недействующим.

Утрата юридической силы означает, что НПА более не является обязательным ввиду исчерпанности его мер принуждения (ответственность) и (или) стимулирования (поощрение).

. Юридические основания прекращения действия нормативных правовых актов зафиксированы на законодательном уровне и включают обстоятельства, исключающие продолжение его действия. Среди таковых выде-ляяются: отмена правового акта либо правового предписания или нормы, на основании которых издан акт; несоответствие вышестоящему по юридической силе акту; изменение состава адресатов правового акта, ликвидация либо реорганизация государственных органов, общественных институтов; бессрочное приостановление акта; нарушение процедуры принятия акта; злоупотребление должностной компетенцией при принятии акта; истечение сроков действия акта.

3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц

.1 Понятие и особенности действия нормативно-правовых актов в пространстве

Пространственное (территориальное) действие нормативных актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного государства. Иными словами, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определённой её части.

Понятие "территория государства" определяется нормами международного и внутригосударственного права. Согласно территориальному принципу действия нормативных актов, в унитарном государстве есть нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию страны, на территорию административно-территориальных единиц или территориальных автономий. В федеративном государстве, акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом, а акты субъектов федерации действуют в пределах их территориальных границ. В унитарном, федеративном государстве акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующих административных границ.

Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определённых внешнеторговых контрактов (арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства).

Регламентация границ муниципального образования определяется уставом муниципального образования. На практике данное положение реализуется следующим образом: например, в п. п. 1, 2 ст. 6 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края отмечается, что граница города Ставрополя установлена Законом Ставропольского края "Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края". Пункт 1 ст. 7 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края определяет, что изменение границы г. Ставрополя осуществляется законом Ставропольского края по инициативе населения г. Ставрополя, органов местного самоуправления г. Ставрополя, органов государственной власти Ставропольского края, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пункт 2 ст. 7 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края указывает, что изменение границы г. Ставрополя без учета мнения населения г. Ставрополя не допускается. Пункт 1 ст. 8 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края закрепляет положение, согласно которому территорию г. Ставрополя составляют все земли в границах г. Ставрополя независимо от форм собственности и целевого назначения. Пункт 4 ст. 8 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края закрепляет, что границы районов г. Ставрополя определяются решением Ставропольской городской Думы по представлению главы г. Ставрополя с учетом экономических, социальных, географических и демографических особенностей территорий, исторических традиций г. Ставрополя, порядка землепользования и градостроительной деятельности.


3.2 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с их территориальным действием. По общему правилу, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа. Некоторые нормативные акты могут быть адресованы только определённой категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.д.) и действуют только в отношении этих лиц. Адресность действия нормативных актов связана с различием лиц юридических и физических ("человек"). Среди последних различаются граждане, лица без гражданства, иностранцы. Среди иностранцев, находящиеся в стране пребывания ,официальные представители иностранных государств (например, дипломатический персонал посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности): вопрос об их уголовной, административной ответственности за соответствующее деяние, совершённое на территории страны пребывания, решается дипломатическим путём. нормативный правовой акт временной

Действие по кругу лиц, что означает распространение действия норм на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия органов местного самоуправления. Главное условие - чтобы эти субъекты находились на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления распространяют свое действие на всех лиц, находящихся или проживающих на территории муниципального образования. В данном случае стоит разделить понятия "находящиеся" и "проживающие" лица на территории муниципального образования. Действительно, можно выделить нормативные правовые акты, которые распространяют действие на любое лицо, находящееся на территории муниципального образования (например, акт, устанавливающий размер оплаты проезда в общественном транспорте, распространяет свое действие на любое лицо, пользующееся этим видом транспорта, независимо от того, является оно жителем данного муниципального образования или не является).

Рассматривая действие нормативных правовых актов местного самоуправления по кругу лиц, стоит обратить внимание, что лица в первую очередь должны находиться на территории данного муниципального образования. Если нормативные правовые акты органов местного самоуправления распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории муниципального образования, то их действие имеет силу как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Что же касается нормативных правовых актов органов местного самоуправления, распространяющихся на лиц, проживающих на территории конкретного муниципального образования, то в этом случае под их действие подпадают только граждане Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Уголовное право, в отличие от других отраслей права, ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. Уголовная ответственность сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать рядом признаков, к которым относятся: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями.

Несмотря на то что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства, уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково. Это связано со спецификой служебной деятельности.

Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Как правило, такие лица объявляются персонами нон грата (нежелательными лицами) и высылаются за пределы Российской Федерации. Однако дипломат, совершивший преступление на территории России, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял.

Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ к ответственности необходимо провести процедуру отрешения его от должности (импичмент) в соответствии с требованиями Конституции РФ.

Для при течения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей. Судьи Конституционного Суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного Суда. Действие уголовного закона по кругу лиц очень ярко проявляется и в правилах выдачи лиц, совершивших преступление. Эти правила гласят, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этом проявляется забота государства о своих гражданах. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, но совершившие преступление вне ее пределов, могут быть выданы иностранному государству для привлечения их к ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором.

Заключение

Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской (континентальной) правовой системе, в том числе и в России.

Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия (действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц).

Нормативно-правовые акты всегда содержат в себе общеобязательные правила, этим они отличаются от индивидуальных, или правоприменительных, актов, которые выражают решение по конкретному делу, адресованы конкретному лицу (приговор суда по конкретному делу, указ президента о награждении конкретного лица). В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать также от интерпретационных актов, или актов толкования норм права. Чаще всего это судебное толкование (в России - толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации).

Нормативно-правовые акты определенного государства распространяют свое действие на всей территории этого государства. Территория Российской Федерации включает в себя территорию всех ее субъектов, внутренние воды (реки, озера, внутреннее море, (например, Белое море) и территориальное море (25 морских миль), воздушное пространство над ними. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию, т. е. ее нормативно-правовые акты действуют также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, определяемыми ФЗ и нормами международного права (ст. 68 Конституции Российской Федерации). Согласно международным правовым нормам, юрисдикция государства распространяется на морские суда, находящиеся в открытом море под флагом этого государства, на военные морские суда независимо от места их нахождения. И наоборот, считаются находящимися на территории данного государства морские суда, совершающие рейсы в его территориальном море, в его внутренних водах и в порту (кроме военных), и воздушные суда, находящиеся в его воздушном пространстве (кроме военных).

По общему правилу действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или находящиеся на территории государства, пользуются всеми правами, кроме некоторых политических (избирательных прав, права равного доступа к государственной службе), и несут все обязанности, кроме воинской. Уголовно-правовые нормы и нормы законодательства об административных правонарушениях не распространяются на лиц, пользующихся экстерриториальностью (т. е. изъятием из юрисдикции данного государства) или дипломатическим иммунитетом. Это главы иностранных государств и правительств, члены иностранных государственных делегаций, дипломатические и консульские представители иностранных государств и члены их семей. Вопрос об ответственности лиц за совершение ими правонарушений решается дипломатическим путем. Чаще всего в таких случаях они объявляются персоной "нон грата", т. е. нежелательной персоной, и высылаются за пределы страны.

Нормативно-правовые акты данного государства, как правило, распространяется и на его граждан, находящихся за границей. Некоторые исключения предусмотрены для лиц, совершивших за границей правонарушение. Так, по Уголовному кодексу Российской Федерации (УК РФ) гражданин Российской Федерации может быть привлечен к уголовной ответственности за преступление, совершенное за границей, только в том случае, если совершенное им деяние признается преступлением в стране пребывания и если это лицо не было осуждено в стране пребывания. При этом при привлечении такого лица к ответственности в Российской Федерации ему не может быть назначено наказание, превышающее максимальный размер наказания по законодательству той страны, где было совершено преступление (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты:

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31.- Ст. 4398.

2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 46. - Ст. 4532.

3.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ. -2002.- № 30. - Ст. 3012.

4.Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3609.

5.Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- № 23.-2007.

2. Специальная литература:

.Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. - М.: 1982. - 634с.

2.Барциц И.Н., Бошно С.В. Источники служебного права: Учебник. - М.: 2013. - 158с.

3.Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. - Екатеринбург, 2011. - 62с.

4.Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). - М.: 2012. - 284с.

5.Джоусе-Иванина М. Закон о нормативных правовых актах: некоторые проблемы регулирования системы нормативных правовых актов РФ // Вестник Московского университета. Серия "Право". - 2013. - № 5. - 67 - 77с.

6.Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: 2013.

7.Исаков Н.В., Малько А.В., Шопина О.В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования // Правоведение. - 2012. - № 3. - 19

8.Козырин А.Н. Принципы законотворчества в сфере публичных финансов (на примере актов законодательства о налогах и сборах) // Финансовое право. - 2013. - № 2. - 15с.

9.Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013.

10.Малько А.В. Трансформация правовых и политических систем // Право и политика. - 2012. - № 6. -17с.

11.Малько А., Исаков Н. Правовые акты и юридическая жизнь // Право и жизнь. - 2012. - № 46(3). - 45с.

12.Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.

13.Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: Монография. - М.: 2014. - 365с.

14.Правовые акты: оценка последствий: научно-практическое пособие / А.В. Кашанин, Ю.А. Тихомиров, С.В. Третьяков и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. - М.: Юриспруденция, 2011. - 287с.

15.Тихомиров Ю.А., Рахманина Т.Н., Хабибулин А.Г. Закон о нормативных правовых актах - актуальная повестка дня // Журнал российского права. - 2012. - № 5. -17с.

16.Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. - М.: 2012. - 174с.

17.Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. - 2012. - № 5

Похожие работы на - Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!