Государство, личность, общество

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    563,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство, личность, общество

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Права и финансов»

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Теория государства и права»

Государство, личность, общество


Руководитель работы

канд. юр. наук, доцент

Е.А. Киреева

Автор работы

студент группы ПФ-125

Р.Ф. Ганиев


Челябинск 2013

ЕФЕРАТ

Курсовая работа выполнена с целью анализа понятий государство, личность и общество, которые влияют друг на друга с момента появления человека, а так же их взаимоотношения.

Объектом исследования в курсовой работе являются нормативные акты, которые отражают и регулируют статус общества, личности и государства, устанавливают их взаимоотношения.

Предметом исследования является отношение государства и личности, изучаемые в объекте государства и права, то есть выявление общих закономерностей этих взаимоотношений с целью выработки государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук и применяемых в юридической практике.

В работе исследованы понятия общества, личности и государства, проанализирована их сущность. Рассмотрены виды прав и свобод, конституционные гарантии прав и свобод личности. Охарактеризовано фактическое положение личности.

Теоретические выводы обоснованы на законодательстве Российской Федерации и практических примерах.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика категорий «государство», «личность», «общество»

.1 Понятие и содержание категории «государство», «личность», «общество»

.2 Формы взаимодействия общества и личности: ретроспективный анализ

Общая характеристика положения личности в современном обществе и государстве

.1 Государство и правовое положение личности

.2 Личность в гражданском обществе и правовом государстве

.3 Личность и общество. Социальные типы личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

УКАЗАТЕЛЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношение человека и государства как важнейшего социального института всегда было в центре внимания мировой политико-правовой мысли. Более того, содержание, формы и характер этих взаимоотношений в определяющей степени дают основания для оценки состояния обеспечения и гарантий прав и свобод человека в конкретном обществе, конкретном государстве. Анализ методологических оснований познания этих составляющих, всего комплекса взаимоотношений государства и человека, имеет большое значение для более аргументированных суждений о правах человека.

Актуальность данной темы заключается в том, что государство, личность и общество тесно связаны между собой. Вопрос взаимоотношения этих категорий достаточно велик и изучается рядом дисциплин, таких как философия, политология, социология и другие.

Из вышеизложенного понимается практическая значимость научных работ и исследований, посвященным вопросам реализации прав и свобод личности. Проблема прав личности и ее отношений в государстве с различными его институтами и другими субъектами политической системы является центральной в науке теории государства и права.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

· дать понятие обществу, личности и государству;

· рассмотреть правовой статус личности;

· изложить, что является фактическим положением человека;

· описать систему прав и свобод личности;

· раскрыть вида прав и свобод.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые отражают и регулируют статус личности и государства, устанавливают их взаимоотношения.

Предметом исследования является отношение государства и личности, изучаемые в объекте государства и права, то есть выявление общих закономерностей этих взаимоотношений с целью выработки государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук и применяемых в юридической практике.

В работе исследованы понятия общества, личности и государства, проанализирована их сущность. Рассмотрены виды прав и свобод, конституционные гарантии прав и свобод личности. Охарактеризовано фактическое положение человека.

В основу работы положены, во-первых, Конституция Российской Федерации; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная литература.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, две главы с разделами к ним, заключение, библиографию. Курсовая работа выполнена на 28 страницах компьютерного текста.

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВО, ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

1.1    Понятие и содержание категорий государство, личность, общество

государство личность общество

Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами.

Признаки общества: а) сложная организация, являющаяся упорядоченным целым, состоящее из совокупности элементов, индивидов, общностей, социальных институтов, социальных норм; б) элементы, составляющие систему, находятся друг с другом в соотношениях взаимовлияния и взаимозависимости, поэтому изменения в одном из элементов целостности порождает изменения в системе в целом; в) развитие общества как системы осуществляется путем ее реагирования на изменения внутри системы ее элементов, а также изменений во внешней среде; г) отношения взаимозависимости между элементами и получаемая в результате целостность подчиняются определенным правилам.

Структура общества: 1) социальные общности; 2) социальные нормы и ценности; 3)социальные институты и организации.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

Правовые отношения постепенно вытесняют из социальной деятельности все, что относится к не правовой сфере. Модель правового государства включает в себя правовые формы и государственные учреждения. Любая идея государства находит свое выражение в государственном праве и государственном порядке. Но не во всех государствах преобладает естественно-правовая концепция прав человека, например, в Германии и Австрии выстроена по Конституции позитивистская модель. Права человека, безусловно, ограничивают власть. Защиту этим правам придает сама же законодательная, особенно процессуальная форма, заключающая в себе идею правовой справедливости. Справедливость предполагает равенство, то же, что и равенство в правах. Правовая власть должна обеспечивать защиту прав и свобод личности. Важным является положение Конституции о непосредственном действии прав и свобод человека, определяющих смысл законодательства и деятельности различных ветвей власти. Права и свободы обеспечиваются правосудием, процессуальное законодательство в этой сфере необходимо постоянно совершенствовать. Необходимо совершенствовать и другие конкретные механизмы защиты прав человека.

Для характеристики правового государства и всякого государственного устройства необходимо использовать понятие «правомерности». В правомерно устроенном государстве предполагается надлежащее соответствие между правами и обязанностями граждан, личными или общественными. Нарушение между правами и обязанностями ведет к нарушению общественного равновесия, уничтожению взаимных связей, основанных на общем интересе и уничтожению совместной политической деятельности. Правовая политика должна обеспечивать свободу личности и уравнение всего общества перед законом. В правовом государстве необходимо постоянное расширение социальной функции государства, закрепление социальных программ на уровне законодательства. Социальные расходы в развитых странах составляют значительную долю расходных ассигнований бюджета. Но, несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает государство социальным, эта декларация остается юридической фикцией. Поэтому при отсутствии социальной государственности можно говорить и об отсутствии правового государства. Социальные права человека выступают содержанием современной формы права.

В правовом государстве частные интересы не подавляются, в противном случае общество не может выработать правильных целей, вариантов развития. Они преобразовываются в новые общественные союзы, которые являются основой гражданского общества и народного представительства. Правовое государство только внешне связано с системой учреждений (институциональный аспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов. Складывающаяся горизонтально-вертикальная модель интеграции общественных интересов и отношений в государстве есть модель самоуправления. Государственная власть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренции частных интересов элементы правопорядка. Правовое государство проявляется на практике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянное движение общества к утверждению новых юридических начал.

Ограничение государства правом происходит постоянно в современных условиях. Государственная форма должна отвечать конкретным потребностям, выраженным в этих ограничениях. Государство и личность соответственно обладают правом на ограничение друг друга в их действиях, если они выходят за пределы очерченных верховной нормой рамок и правил. Здесь недопустимо тотальное подчинение государством личности или, наоборот, в противном случае нарушается соответствие между правами и обязанностями и теряется ценность декларируемой свободы. Взаимная ответственность государства и личности в правовом государстве обеспечивается с помощью независимого положения суда. Ограничение прав личности или государства одновременно предполагает разграничение их интересов, выраженных в отношениях или в юридических способах защиты нарушенного права, в способах его охраны.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же права периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.

Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.

Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются, как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

.2 Формы взаимодействия общества и личности: ретроспективный анализ

Общий ретроспективный взгляд на историю предыдущих «перемен центров жизни» и соответствующих изменений в развитии национального духа позволяет выделить их одну общую черту, касающуюся взаимодействия с западноевропейской традицией, культурой, системой ценностей. Допетровская Русь развивалась вне сколько-нибудь значительных контактов с Западом, ориентируясь в большей степени на Византию. Когда возникла необходимость усиления индивидуализации общественной жизни, эти контакты возникли через «прорубленное Петром I окно в Европу. Россия снова вернулась от индивидуализации к приоритетам общинности и коллективности, к господству государства над частной жизнью граждан.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в основе своей предыдущая история развития нашей национальной идеи - это периоды колебаний между устройством жизни на принципах индивидуальной свободы (характерной для европейской традиции), и общинным духом, понимаемым и как соборность, и как коллективность. В связи с этим есть смысл попытаться ближе рассмотреть первоосновы этих принципиально разных систем ценностей, но находящихся в диалектическом взаимодействии в рамках единой социальной системы, основанной на понятии интереса.

Интерес, понимаемый как совокупность долговременных желаний и устремлений, можно сказать, лежит в первооснове любой социальной системы человеческого общества. Причем, интерес общества в целом, государства складывается из сочетания разнородных интересов социальных слоев и групп и все, в конечном итоге, спускается до самого фундамента, в основании которого лежит интерес отдельного человека или индивида.

Любой интерес, лежащий за пределами личного, не только соотносится с личным, но и в известной мере противостоит ему. Следовательно, он как бы имеет даже совершенно иную природу, чем личный, он не вытекает из личного, а задан извне, подкреплен действием объективного закона, независимого от воли отдельного человека.

Каждый человек, таким образом, существует в двух ипостасях:
 - внутри себя, когда он обитает только в рамках собственной души и личных интересов;
 - в мире, когда он актуализируется в отношениях с социальной средой, со всей окружающей его реальной действительностью.

Общество, основанное на приоритете индивидуальной свободы, в своей основе имеет человека, отличающегося от человека, составляющего основу общества общинного, коллективистского. Отличие это вовсе не в том, что первый имеет ярко выраженную индивидуальность, а у второго она растворена в общинных формах. Индивидуальное начало и свобода его выражения изначально присущи каждому человеку. Но индивидуальная свобода предполагает более высокую степень независимости индивида от окружающей социальной среды, большую степень замкнутости, изолированности той жизни, которой живет его собственное «я» от жизни общества. На Западе, существуя в рамках собственной духовной сущности, человек ничем не ограничивает собственные устремления, желания, мечты, они могут принимать самый смелый, самый дерзкий характер. Иное дело, когда эти устремления и желания реализуются в социальной среде, здесь пределы возможного определяют объективные законы существования этой самой среды, здесь личный интерес человека встречается с интересами других людей и от этого взаимодействия (на Западе - на сугубо рационалистической, прагматической основе) рождается некая социальная роль, которую исполняет индивид.

Грань, отделяющая жизнь индивида внутри себя от жизни вовне, есть результат диалектического противопоставления личного интереса и интереса общественного. Чем сильнее выражено в обществе индивидуальное начало, тем более жесткой и четкой является эта грань, тем более отличается внутреннее «я» человека от социальной роли, которая предполагает подчиненность неким стереотипам сознания и стандартам поведения.

С прагматической точки зрения именно эта социальная роль является наиболее рациональным способом реализации личных интересов каждого индивида.

Следует еще раз подчеркнуть, что в обществах восточной культуры индивидуальность у людей выражена не менее, а может быть, более ярко, поскольку не стеснена рамками узкой замкнутости, но упомянутая грань, отделяющая личное «я» от социальной среды, как бы размыта, прозрачна. Пределы души, как например, в нашей национальной традиции, раздвинуты до границ социальной среды, которая чаще всего предстает в виде общины.
Именно этим община (у нас в последнее историческое время она может приобретать форму трудового коллектива) отличается от аналогичного западного социального образования, чаще всего именуемого понятием «команда». В команде индивидуальная замкнутость не нарушается, члены ее объединены только в рамках решения деловой задачи. В общине же душа человека предполагает открытость, и даже не интегрированность, а некую совместную жизнь.

Два важных следствия вытекают из этого основополагающего отличия традиционного для Запада национального духа и, скажем, российского. На Западе равенство понимается как равенство возможностей (т. е. только предполагаемое, существующее в известной мере только теоретически) при сложившемся для реализации этих возможностей фактическом неравенстве, при разветвленной градации социального статуса. В России равенство - это то равенство, которое существует между членами одной семьи несмотря на разницу в возрасте, жизненном опыте. В общине люди равны по отношению к некоей внешней среде, к обществу в целом, т. е. в фундаментальных своих правах, но могут быть неравны, в соответствии с заслугами, внутри самой общины.

Таким образом, главное отличие западного человека от нашего в том, что его жизнь «внутри себя» и его социальная роль четко разграничиваются, причем основное противоречие индивидуализированного западного общества - это противоречие между многообразием и неповторимостью личностных характеристик индивидов и типизированностью, стандартностью социальных ролей. Только на протяжении последнего времени, скажем, полувека, это противоречие находило выражение в различных антиконформистских социальных движениях - битников, хиппи и др.

Общество постоянно находится в сомнении относительно пределов своего вмешательства во внутреннюю жизнь индивида, оно никак не может определиться, где заканчивается личное и начинается общественное, до какой степени должна быть ограничена свобода личности общественными, государственными институтами и механизмами. В частности, отсюда - особая роль государства для российского общества, которое на протяжении всей истории стремилось регулировать не только общественную, но и частную жизнь граждан, и даже личную, вплоть до интимной, либо шарахалось в противоположную крайность и демонстрировало полную отстраненность при защите прав рядовых граждан.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

.1 Государство и правовое положение личности

Место и роль личности в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.

Концепция правового статуса человека и гражданина включает в себя два основных понятия. Первое состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек. Это моральные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию концепции правового статуса человека и гражданина относятся юридические права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок. Многообразие характеристик отдельных сторон правового статуса человека и гражданина если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного объединения их важнейших сущностных признаков. В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях.

Наиболее распространенное определение правового статуса человека и гражданина было дано в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы и ответы». «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой».

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего основного закона: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах, в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного института закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в основном законе Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

Конституционно-правовой институт гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства.

В соответствии с этими нормами состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивой эта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.

Правовой эта связь называется:

во-первых, потому что закреплена в нормативных актах;

во-вторых, потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства;

в-третьих, потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан: свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.

Для России как федеративного государства очень важен принцип единого гражданства. На какой бы территории ни проживали его граждане, они, прежде всего, являются гражданами России. Важно также равенство граждан, независимо от основания его приобретения.

Гражданство является предпосылкой наиболее полного содержания право- и дееспособности личности, в частности их политического аспекта. Именно гражданин имеет политическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данных конституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупность возможностей, предоставленных государством гражданину.

Политическая дееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способность гражданина своими действиями вызвать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.

Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, например, права человека на гражданство; запрета на лишение его гражданства; признания права на изменение гражданства, а в некоторых случаях права на двойное гражданство (бипатриды); запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собой обязательного изменения гражданства.

Несмотря на то, что в Российской Федерации права граждан равны, независимо от оснований приобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которые касаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так и процедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляется это приобретение.

Способов приобретения гражданства Российской Федерации стало меньше, и требования предоставления этого гражданства несколько усложнились. Этот закон признает следующие способы приобретения российского гражданства:

А) Приобретение гражданства по рождению.

Субъектами этого способа признаются:

. Дети, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации. Они получают гражданство независимо от места рождения (так называемый принцип крови), которое оформляется путем регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) или консульских органах России за рубежом.

. Дети, находящиеся на территории России, родители которых неизвестны, теми же органами ЗАГСа регистрируются в свидетельстве о рождении как граждане Российской Федерации, если родители не объявятся до истечения шести месяцев с даты обнаружения ребенка.

. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства либо признан безвестно отсутствующим, становятся гражданами РФ независимо от места рождения (по документу о регистрации рождения ребенка).

. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой - иностранец, становятся гражданами России при условии, что ребенок родился на территории России либо если иначе он стал бы лицом без гражданства, что отмечается в свидетельстве о рождении. Спорные между родителями вопросы решаются судом.

. Дети, которые родились на территории России, если их родители не имеют никакого гражданства (апатриды); дети, родители которых иностранцы, приобретают гражданство Российской Федерации, если они родились на ее территории, а государство, гражданами которого являются их родители, не предоставляет им своего гражданства.

Как уже было сказано, приобретение гражданства оформляется соответствующими органами путем выдачи свидетельств о рождении.

Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности только с государством, а не с обществом в целом. В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Выделяют личные, политические и социально-экономические права человека. Причем все эти группы прав одинаково значимы.

Говоря о международной защите прав человека, следует отметить, что существует определенный набор документов, определяющий предмет и содержание в данной области. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся, прежде всего, Международный Билль о правах человека.

Уважение и защита правового статуса человека и гражданина - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы.

.2 Личность в гражданское обществе и правовом государстве

Важнейшим элементом, скрепляющим гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность.

Для зрелой правоспособной личности, радеющей об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина. Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции "государство - гражданское общество".

Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность за свои поступки как перед гражданами, так и перед государством и его законами. Статус гражданина позволяет самосознанию отдельной личности возвыситься с уровня частного лица до уровня "государственного человека", "юридического человека", имеющего представление о разнице между законом и правом и знающего цену тому и другому.

Гражданское общество не только исповедует философию и мораль частной жизни, но и активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру. Помогая гражданину осознать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, способных активно влиять на жизнь государства.

Гражданин, сознающий ценность собственной личности, находит для своей потребности в сохранении личной автономии юридическое выражение в доктрине либерализма, в идее гражданских свобод и естественных прав человека на социальное самоопределение.

Гражданин - это лицо, которое имея возможность жить для себя, обладая правом вести приватное существование в кругу близких, тем не менее принимает сознательное решение активно участвовать в практике налаживания и совершенствования консенсуально-конструктивных отношений между гражданским обществом и государством.

Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан (правовое государство). Связь «гражданское общество - правовое государство» основана на взаимовлиянии: государство посредством законодательства, политики социализации личности и т. п. формируют высокоразвитое в гражданском отношении общество. И наоборот. Гражданское общество влияет на развитие демократизации в законодательстве, на поведение институтов власти. Гражданское общество «отнимает» у правового государства некоторые его функции (например, разрешение конфликтов на местном уровне). Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу, созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.

Гражданскому обществу присуща высокая степень развития таких характеристик, как политическая культура и политическое сознание. Здесь наличествует активная политическая жизнь, плюрализм мнений и идеологий. Наконец, основным методом решения спорных вопросов является компромисс, консенсус, поиск национального согласия. Важной проблемой гражданского общества является взаимопонимание общества и личности, коллектива и личности. В гражданском обществе, правовом государстве этническая, идеологическая, политическая, классовая, культурная, религиозная и любые другие общности не должны подавлять индивидуальность. Здесь индивид, ставший личностью, может выделяться, не порывая с общей ментальностью, идеей, общностью судьбы, истории, присущей данной коллективности. Здесь имеется новая основа для самореализации личности, проявления её индивидуальности: самостоятельность, самоценность, гражданская ответственность человека, способного и желающего рассчитывать на свои собственные силы, самодеятельность соревнования. Условием и результатом такого развития становится всё более полное превращение общества в гражданское целое, а государства - в правовое политическое единство.

Демократизм гражданского общества предопределит в будущем и демократизм всей политической системы, в т.ч. и государства. Государство, которое на деле станет правовым (т.е. справедливым), утвердит цивилизованные, гуманистические начала в жизни людей, создаст надежную основу для реализации прав и свобод всех граждан.

Итак, гражданское общество и правовое государство представляют собой

два самостоятельных субъекта существования и деятельности и вместе с тем неразрывное целое, при котором одна часть не может существовать без другой.В этом заключена диалектическая взаимосвязь первого со вторым.

.3 Личность и общество. Социальные типы личности

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Личность может быть свободной лишь в свободном обществе. Личность свободна там, где она не только служит средством для осуществления общественных целей, но и выступает самоцелью для общества. Только высокоорганизованное общество создаст условия для формирования активной, всесторонней, самодеятельной личности и сделает именно эти качества мерой оценки достоинства человека. Именно высокоорганизованное общество нуждается в таких личностях. В процессе созидания такого общества люди формируют в себе чувство собственного достоинства.

В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка. Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.

Влияние на личность в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.

На раннем этапе развития личности индивида используется принцип похвалы, в случае успешного и адекватного поведения, и наказания, в случае неудачи. В первую очередь взрослые, точнее родители и педагоги, прививают ребенку правильную модель поведения, культурные традиции, нормы этики и правила получения новых знаний. Самоанализ индивида возникает уже после сравнения собственных поступков с известными ему шаблонами поведения. Например, негативная оценка ребенку в школе снижает мотивацию работать на результат.

Большое влияние на личность оказывает индивидуальный опыт индивида, который определяется также физическим окружением. К физическому окружению относится природа, окружающая нас, особенно климат. Люди, которые живут в разных климатических условиях, отличаются друг от друга. Природа, хотим мы этого или нет, влияет на личность, манеру поведения и формирование личностной структуры.

Культура оказывает влияние на личность, её формирование. Культура является носителем определенных социальных норм и ценностей, которые вносят свои коррективы в формирование личности. Стоит проявлять лояльность и терпимо относиться к представителям разных культур, чего и следует учить еще не сформировавшуюся личность.

Взрослые, проявляя терпимость, оказывают благоприятное влияние на личность, её формирование, тренируют самодостаточность и самостоятельность, учат манерам и моделям поведения в социуме.

Социальный тип - это обобщенная целостная социальная характеристика личности. Однако все это лишь идеализированные модели: в реальности встречаются личности, которые обладают лишь некоторыми признаками того или иного типа(Приложение 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из целью, поставленной автором в процессе написания курсовой работы, являлась попытка раскрытия и анализа отношений между личностью, обществом и государством. Используя монографии и статьи ряда учёных, автор пришёл к выводу, что понятие личности относятся к числу «вечных тем», которыми занимались мыслители различных эпох: от древнейшего мира до настоящего времени. Проблема прав человека сравнима лишь с проблемой экологии. Как в центре внимания охраны и защиты окружающей среды находится человек, его жизнь, здоровье, его права на нормальные, благоприятные условия обитания, так и в системе ценностей гражданского общества человек - высшая ценность, нуждается в охране и защите от произвола государственной власти.

В РФ на сегодняшний день нет глубокого осмысления концепции обеспечения прав человека и гражданина, системы правозащитной деятельности. В любом случае на соблюдении прав человека отрицательно сказывается отсутствие теоретической разработки, подобной механизму осуществления прав и свобод личности.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства или подданства. Суть гражданства и подданства, несмотря на некоторые различия между ними, едина. Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею представляемой, и юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перевода».

Также в заключении хочется сказать о международном сотрудничестве в области прав человека которое не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по правам человека продолжается и сейчас.

Все сказанное выше не означает, того что права личности непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительно права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в решении проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

В то же время в современном мире резко возросла взаимосвязь и взаимозависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законодательно-нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года.// Российская газета от 25 декабря 1992 г. --№ 237

. Конституция РСФСР 1978 года (в редакции 1992 года)//Часть вторая. --Ст. 56

Книги и статьи

. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 386 с.

. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 203 с.

. Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998. --

с.

. Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.

7. Заблоцкий Г.А.Западно- европейская социология XIX - начала XX веков/ Под ред. В.И. Добренькова. --1996, -- С. 425.

8. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. II. -- М.: Юридлит., 1982.

. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР». -- 2001.

10. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990. С. 44.

11. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. -- М., 1962.

12. Бекназар-Юзбалев Т.Б. Право человека и международное право., --

М., 2003. -- 167 с.

. Глущенко П.П. Конституционные права и свободы граждан в РФ: теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты. -- С.-Пб., 1998. -- 59 с.

. Лукашева Е.А. Правовое государство: замысел и реальность// Полис. -1995. - № 2.

. Зеленков М.Ю. Политология для юристов. - М., 2004.

. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство// Полис. - 1992. - № 2.-С.459.

. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999.

. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 464 с.

. Кучинский В. А. Личность, свобода, право.- М., 1978.- С. 115.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1


УКАЗАТЕЛЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

В данной работе были использованы следующие сокращения:

РФ - Российская Федерация

ГК - Гражданский кодекс

ст. - статья

ред. - редакция

Похожие работы на - Государство, личность, общество

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!