Государство и общественные объединения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство и общественные объединения

Содержание

Введение

. Теоретические основы деятельности общественных объединений

.1 Необходимость существования общественных объединений

.2 Понятие и конституционно-правовые основы законодательства РК об общественных организациях

. Современное состояние и пути совершенствования общественных объединений РК

.1 Основные тенденции развития общественных объединений в РК

.2 Перспективы развития гражданского общества в Республике Казахстан

Заключение

Список литературы

Введение

Общественные объединения являются неотъемлемым атрибутом современного гражданского общества. Еще немецкий философ ХVII века Гегель считал корпорации неотъемлемой частью гражданского общества наряду с семьёй, составляющей нравственный корень государства. "В наших современных государствах, - говорил он, - граждане лишь в ограниченной мере принимают участие во всех общих государственных делах, однако необходимо предоставить нравственному человеку, кроме частной цели, ещё и всеобщую деятельность. Это всеобщее, которое государство не всегда ему дает, он находит в корпорации" [1, с. 233].

Понимание гражданского общества как "системы внегосударственных общественных отношений и институтов, дающей возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающей различные потребности, интересы и ценности членов общества" позволяет определить место и оценить роль общественных объединений в формировании "общества граждан" в современном государстве [2, с. 89].

Из Послания Президента страны народу Казахстана: "Неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности, через систему грантов, на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане" [3].

В Казахстане общественный сектор начал образовываться в 1988 году. Первые движения "Мемориал", "Невада-Семипалатинск", "Ассоциация Независимых Общественных организаций Казахстана". В Казахстане открыли свои представительства и филиалы международных организаций и демократических государств, которые осуществляют поддержку НКО в Казахстане в таких сферах как права человека, экологии, культуры, прав человека, гендера, профилактики СПИД, образования, здравоохранения и т.д. Наиболее интенсивно разворачивают деятельность правозащитные, экологические, молодежные, детские, женские и благотворительные организации, а также объединения инвалидов [4, с. 3].

Правозащитные организации оказывают юридическую помощь уязвимым категориям населения (заключенные, инвалиды, ветераны, беженцы и пр.), а также людям, столкнувшимся со всевозможными нарушениями прав, защищают их в суде в качестве общественных защитников, организуют просветительские и общественные кампании, содействуют реформе уголовного правосудия, разработке и установлению механизмов гражданского контроля.

Экологические организации защищают право граждан на здоровую окружающую среду, осуществляя очистку территорий, охраняя границы заповедников и национальных парков, сохраняя исчезающие виды, проводя общественную экологическую экспертизу, организуя акции протеста против строительства и эксплуатации, угрожающих здоровью людей объектов, ведя разъяснительную и воспитательную работу среди населения по предупреждению экологической опасности и пр.

Молодежные и детские организации посвящают себя разрешению проблемы структурирования свободного времени подрастающего поколения, создают кружки и клубы по интересам, развивают творческий потенциал детей и юношества. Часть из них внедряют оригинальные образовательные проекты и продвигают реформу образовательной системы, приобщают подростков к техническому прогрессу, воспитывают детей и молодежь в духе гражданственности, помогают детям с отклонениями в развитии, содействуют социализации "трудных" подростков и маленьких инвалидов, оказывают психологическую помощь и пр.

Женские организации реализуют программы по защите репродуктивного здоровья и материнства, уделяют много внимания вопросам социального обеспечения нуждающихся женщин, ищут возможности переквалификации безработных женщин, поддерживают семьи и семейно ориентированные ценности. Также они играют большую роль в формировании позитивного общественного мнения к эмансипации, участию женщин в управлении и пр.

Объединения инвалидов отстаивают права людей с ограниченными возможностями, занимаются социальной реабилитацией, образованием и трудоустройством, организацией досуга, а также поддерживают родственников и семьи больных.

В несколько меньшей степени, чем перечисленные категории, активны гуманитарные, ветеранские, спортивные НКО, организации беженцев и военнослужащих, объединения чернобыльцев, потребительские союзы. Деятельность всех этих организаций чаще всего не имеет аналогов ни в государственном, ни в частном секторе и рассчитана специально на категории населения, особо нуждающиеся в ней и не имеющие иных возможностей воспользоваться подобными услугами.

Экономическую основу деятельности сектора составляет целевое финансирование и неприбыльность работы. Для своих программ некоммерческие организации привлекают частные взносы и пожертвования, гранты, собственные средства участников.

Актуальность изучаемой темы определяется тем, что сегодня в неправительственном секторе государство видит надежного партнера по решению проблем социального, экономического, правового характера, так как основным требованием текущего этапа развития является преодоление автономности компонентов политической системы и налаживание равноправного сотрудничества.

Итак, цель данной курсовой работы - исследовать роль общественных объединений в структуре государства.

Задачи работы:

изучить теоретические основы функционирования общественных объединений;

рассмотреть процесс развития общественных объединений в Республике Казахстан и их правовое регулирование;

изучить основные проблемы функционирования общественных объединений Республики Казахстан.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию

Объектом работы является политическая система современного общества в РК.

Предметом исследования являются общественные объединения и правовые формы их взаимоотношений с государством.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты систематизируют и углубляют некоторые аспекты понимания гражданского общества и роли общественных объединений в государств..

Методологическая и теоретическая базы исследования. Настоящая работа основана на использовании диалектического (законы "единства и борьбы противоположностей", "отрицания отрицания", "перехода количественных изменений в качественные"), логического (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.), исторического, сравнительно-правового, системного и других методов научного исследования.

конституционный казахстан общественный организация

1. Теоретические основы деятельности общественных объединений

.1 Необходимость существования общественных объединений

Анализ национального законодательства показывает, что Казахстан взял курс на посторонние демократического общества, о чем заявил в пункте 1 статьи 1 своей Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы" [4]. Основы "рыночной демократии" заложены в статьях 5, 6, 10-39 Конституции (о равенстве государственной и частной собственности, о признании частной собственности на землю, о свободе предпринимательской деятельности и т.д.). Курс построения "рыночной экономики" в Казахстане неоднократно подчеркивался в посланиях главы государства нашей республики.

В идеологии "рыночной демократии" гражданское общество представляется прежде всего как экономическое общество, в котором государство ограничено в своих возможностях регуляции экономической жизни и контролируется гражданским обществом. То есть в соответствии со стратегией развития государства как демократического государства с рыночной экономикой на передний план выступает необходимость развития социальной организации гражданского общества, так как гражданское общество и рынок неразделимы. Полагается, что демократическое общество с рыночной экономикой делится на три сектора: государственный, рыночный и некоммерческий [5, с. 28].

Государство может способствовать развитию социальной деятельности гражданского общества, создавая благоприятные условия для функционирования его структур, поощряя их и фактически превращая в свою социальную инфраструктуру. В конечном счете это приводит к становлению гражданской социальной политики в качестве базовой (как, например, в США). Кроме того, государство включает в деятельность, связанную с социальной политикой, самих ее объектов, т.е. социальные группы и институты, поощряя неформальную и формальную социальную деятельность отдельных лиц и их организаций, напрямую стимулируя социальные институты через различные трехсторонние механизмы.

Экономическая выгода некоммерческих неправительственных организаций, организаций так называемого "третьего сектора" для государства состоит в возможности привлекать благотворительные финансовые средства и дополнительные человеческие ресурсы к решению социальных проблем.

Определение методов максимально взаимовыгодного сотрудничества всех социальных групп в обществе с целью не просто выживания, но и улучшения качества жизни, как показывает опыт западных стран, во многом связано с повышением роли добровольных объединений граждан в формулировании и реализации социальной политики, развитием демократии за счет расширения самоуправления и обеспечения плюралистических форм социального обеспечения.

Одной из основных особенностей развитой демократии является широкая возможность участия различных социальных, политических и идеологических групп в выработке государственной политики и ее осуществлении. Управление опирается на государство и его институты, однако помимо этого оно активно привлекает гражданское общество и частный сектор.

Гражданское общество охватывает широкий спектр человеческой деятельности помимо государственного или частного сектора, несмотря на то, что оно в конечном итоге воздействует или испытывает воздействие как того, так и другого. Существуют две формы первоначального объединения граждан: а) организованные собственно членами для оказания взаимной поддержки и б) организованные для того, чтобы оказывать поддержку другим посредством предоставления товаров или услуг.

Объединения граждан представляют собой группы и ассоциации, в которые входят, но не ограничиваются ими, неправительственные организации (НПО), общественные движения, профсоюзы, кооперативы, группы защиты прав потребителей и прав человека, женские ассоциации, молодежные клубы, пресса, организации по месту жительства, религиозные группы, научные и исследовательские организации и организации коренных народов [6, с. 51]. Они рассматриваются в гражданском праве как некоммерческие организации.

Среди множества объединений граждан наиболее приемлемы для деятельности в социальной сфере объединения граждан, организованные для того чтобы оказывать поддержку другим посредством предоставления товаров или услуг. Как показывает практика, очень мало организаций, занимающихся только социальным обеспечением, либо оно (соцобеспечение) является доминирующим уставным положением. Как правило, в большинстве некоммерческих организаций фиксируются несколько основных уставных направлений деятельности. Кроме того, в социальной сфере может быть задействована не одна организационно-правовая форма НКО (например, в Казахстане в рамках государственного социального заказа согласно новому законопроекту могут участвовать общественные объединения, общественные и корпоративные фонды).

Взаимоотношения между государством и некоммерческими организациями в сфере социальной политики строятся на принципе субсидиарности (от латинского subsidium - поддержка, опора, защита), который подразумевает поддержку в проявлении индивидуальных возможностей, самоопределении и собственной ответственности людей (в узком смысле), поддержку деятельности НКО в социальной сфере (в широком смысле). Принцип субсидиарности определяет первоочередную роль независимых организаций в практической работе [7, с. 33].

Таким образом, укрепление государственности и развитие Казахстана как демократического правового государства сегодня необходимо требует развития гражданского общества, так как выбранная модель общественного развития может быть основана только на идее взаимного влияния и сотрудничества между государством и гражданским обществом.

Поэтому неслучайно с первых дней обретения Казахстаном независимости встал вопрос о создании условий для становления и последующего развития институтов гражданского общества. Решение этого вопроса нашло свое параллельное воплощение в реализации другой базовой идеи о построении в Казахстане правового государства.

Общеизвестно, что в правовом государстве должны не только соблюдаться права и свободы человека и гражданина, но и должны функционировать развитые институты гражданского общества. К числу таких институтов традиционно относятся в первую очередь политические партии, профсоюзы, общественные объединения, средства массовой информации, а также семья, церковь, бизнес и т.д., включая даже кооперативы собственников квартир.

Все это ознаменовало принципиально новый подход к регулированию общественных отношений. В рамках первых конституционных реформ, которые были проведены в Казахстане в 1993 и 1995 годах, были кардинально пересмотрены принципы отношений между государством и обществом. Приоритет в этих отношениях был направлен на усиление правовой защиты граждан и их законных интересов.

Действительно, в условиях перехода к рыночным отношениям постановка вопроса о человеческом потенциале, подход к оценке роли человека в обществе и обеспечение его конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, - это совершенно новое явление общественно-политической жизни нашего государства. Человек сегодня не может рассматриваться в качестве средства реализации лишь политических целей государства, который нужен ему только в период выборных кампаний как простой электорат (и то нужен не сам человек, нужен его голос). Настоящее социально-правовое положение человека таково, что он является непосредственным и социально активным участником как политических, так и рыночных отношений. Следовательно, человек и как гражданин, и как личность требует к себе уважительного отношения со стороны государства в лице его уполномоченных государственных органов и их должностных лиц. Такой подход к человеку продиктован нормой Конституции 1995 года, где сказано, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

Государство и гражданское общество имеют тенденцию делить общее пространство - общественную сферу. Они оба работают в области политики, законодательства, охраны окружающей среды, социального обеспечения, здравоохранения, образования, защиты интересов инвалидов, ветеранов, национальных меньшинств, и прочих вопросов, затрагивающих интересы граждан. Однако ими используются различные методы и подходы для обеспечения деятельности в этих направлениях. В зависимости от системы общественного устройства государство может играть доминирующую и направляющую роль в определении основных направлений жизни или более ограниченную, предоставляя возможность другим участникам процесса внести существенный вклад в разработку и формирование национальной государственной политики. При этом конкуренция услуг и разрешение индивидуальной инициативы в сочетании с защитой частной собственности, а также хорошо функционирующая правовая, банковская и страховая система являются гарантом стабильной экономической системы и благосостояния населения.

Социальная политика любого государства формируется как объект целенаправленного воздействия трех субъектов: государства, гражданского общества и частного бизнеса, соответственно которым складываются модели взаимоотношений между ними. Она также учитывает активность или пассивность населения в решении вопросов собственного самообеспечения. Такой механизм взаимодействия в научной литературе обозначают термином "социальное партнерство". Он также стал базовым элементом социальной политики Республики Казахстан.

Основным инструментом социальной политики государства является перераспределение средств, формирующихся главным образом за счет налогов. Помимо этого, государство через законодательную деятельность имеет возможность стимулировать социальную активность как гражданского общества, так и частного предпринимательства, например, координируя социальные инициативы частного бизнеса и превращая их в общенациональные.

Государство может способствовать развитию социальной деятельности гражданского общества, создавая благоприятные условия для функционирования его структур, поощряя их и фактически превращая в свою социальную инфраструктуру. В конечном счете это приводит к становлению гражданской социальной политики в качестве базовой (как, например, в США). Кроме того, государство включает в деятельность, связанную с социальной политикой, самих ее объектов, т.е. социальные группы и институты, поощряя неформальную и формальную социальную деятельность отдельных лиц и их организаций, напрямую стимулируя социальные институты через различные трехсторонние механизмы.

Между тем следует отметить, что на современном этапе построение в Казахстане гражданского общества носит еще переходно-промежуточный характер, суть которого состоит в том, что он, с одной стороны, сочетает в себе императивно-административные, категоричные, обязательные черты, а с другой - признаки и отдельные элементы либерально-демократического характера с преобладанием первых. Практически это выражается в том, что, несмотря на закрепление в Конституции Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина, осуществлять отдельные из них можно лишь через разрешение, полученное от государственных органов. Например, гарантированное Конституцией право на проведение митингов и демонстраций можно реализовать лишь после получения в местном исполнительном органе разрешения на проведение того или иного мероприятия. В качестве другого примера приведем факт, когда государство, напротив, пытается искусственно, без учета готовности к этому общества, активизировать некоторые его институты.

В этой связи считаем, чтобы принципы и положения, закрепленные в Конституции, носили действенный характер, государство должно стимулировать общественно-политическую активность граждан путем создания необходимых условий для полноценного функционирования его институтов.

Институтами гражданского общества, как уже отмечалось выше, считают политические партии и общественные объединения, средства массовой информации, органы местного самоуправления и т.п. Негосударственные, некоммерческие и добровольческие объединения принято также называть организациями "третьего сектора". Сочетание в их деятельности трех признаков - независимость, добровольность и неприбыльный характер деятельности - образует то своеобразие, которое позволяет отличить их от некоторых похожих организаций, принадлежащих государственным и коммерческим институтам. Некоммерческий сектор выступает важным элементом демократического устройства общества, базирующегося на принципах рыночной экономики. Название "третий сектор" призвано подчеркнуть его значимость наряду с двумя другими, представляющими государство и чисто рыночные структуры.

Сущность гражданского общества проявляется в том, что оно является обособленной сферой социума, которая возникает на стадии индустриального развития и создает культурные, личностные и институциональные предпосылки для сбалансированного взаимодействия системного и жизненного миров общества. Гражданское общество способствует проявлению социально-политической активности граждан посредством осуществления гражданских прав и свобод и реализации частных интересов. В структурном отношении гражданское общество представлено совокупностью добровольных самоуправляющихся ассоциаций и объединений граждан, взаимоотношения между которыми носят горизонтальный, координационный характер.

Таким образом, общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством.

Если государство - это суверенная политическая организация всего народа, то партии, другие общественные организации - только участники осуществления политической власти. Они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества, действуют в рамках закона и не обладают государственно-властными полномочиями.

.2 Понятие и конституционно-правовые основы законодательства РК об общественных организациях

Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности, отчетности и гласности деятельности [8, с. 39].

Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.

Законодательство Республики Казахстан об общественных объединениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона РК от 31 мая 1996 г. "Об общественных объединениях" и других законодательных актов, не противоречащих им. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией политических партий, профессиональных союзов и других отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться иными законодательными актами.

Если международным актом, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе, применяются правила международного акта.

Не допускается деятельность незарегистрированных общественных объединений.

Не допускается слияние общественных и государственных институтов, незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов и государственное финансирование общественных объединений. Общественные объединения могут сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и могут по договорам с государственными органами выполнять для них определенные работы, предусмотренные законодательством.

Пункт 2 статьи 5 Конституции устанавливает основополагающие принципы взаимоотношений между государством и общественными объединениями, а также определяет, какие отношения между ними недопустимы.

Общественные объединения равны перед законом. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государств к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращении их деятельности. Они все равны во взаимоотношениях, как между собой, так и с государственными органами при осуществлении своих прав в общественно-политической и хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 21 Закона РК "Об общественных объединениях" [10], денежные средства общественных объединений формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований, и других, не запрещенных законодательными актами поступлений. Это гарантирует получение средств для их деятельности, а также предотвращает подчинение посредством материальной зависимости интересам отдельных физических и юридических лиц.

Любое финансовое вмешательство государства во внутренние дела общественных объединений в форме прямого или косвенного государственного финансирования, как из республиканского, так и местного бюджета, оказание материальной поддержки тому или иному общественному объединению ставит их в материальную зависимость от государственных структур.

Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его регистрации. Граждане-инициаторы после государственной регистрации общественного объединения становятся такими же членами объединения, что и другие граждане, вступившие в организацию позднее.

В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные общественные объединения. К республиканским общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан. К региональным общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан. К местным общественным объединениям относятся объединения, действующие в пределах одной области Республики Казахстан.

Общественные объединения приобретают права и принимают на себя обязанности через свои руководящие органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных уставом и законодательством Республики Казахстан. Высшим органом общественного объединения является съезд (конференцию, собрание) членов организации. Первый руководитель (председатель), члены коллегионального органа управления (правления, совета) и члены контрольного органа избираются на съезде. Исполнительные органы и штат обычно назначаются правлением или председателем в зависимости от их полномочий согласно уставу организации.

Гражданское общество включает те организации и структуры, которые отделены от законодательной, исполнительной и судебной власти государства, но взаимодействуют с ними различными способами. Под гражданским обществом понимается совокупность тех организаций и структур, которые находятся вне ведения государственного аппарата.

Многие политические обозреватели высказывали мнение о влиянии гражданского общества на качество правления. Алекс де Токвиль приписывал силу демократии в США росту числа и мощи "тысяч различных ассоциаций граждан, преследующих общую цель". Недавнее изучение связи между участием общества и управлением обнаружило, что в гражданских сообществах, активно участвующих в общественных делах, граждане "ожидают от своих правительств следования высоким стандартам и сознательно подчиняются правилам, которые они сами себе предписали" [11, с. 211].

Повышение роли общественности в требовании подотчетности правительства "составляет главный вопрос о власти, гласности, участии и демократии".

Построенная снизу до верху и закрытая структура автократических, контролируемых государством правительств, во многих странах в прошлом сдерживала рост гражданского общества и позволяла гражданским служащим действовать в атмосфере отсутствия подотчетности и гласности. Однако неспособность коммунизма и военных диктатур в Латинской Америке, Азии и Африке обеспечить эффективное правление, защиту гражданских свобод и социально-экономическое развитие повлияла на изменение политико-экономической ситуации в странах по всему миру. В государственном секторе возникли конституционные правительства и многопартийные демократии с надеждой на то, что демократия и рыночная экономика, в конечном итоге, приведут к решению различных застарелых проблем.

В этих новых демократиях однако, даже те политики, которые действительно ищут решения, не всегда применяли основные принципы демократии. Применение этих принципов, по определению, требовало бы здоровых общественных дебатов, удовлетворения запросов граждан и восприимчивости к общественному мнению при выработке решений. Вместо этого государство неохотно воспринимает общественность в качестве партнера. Некоторые правительства иногда видят в нем конкурента как в плане власти и влияния, так и в плане помощи извне, которую они отвлекают от каналов, традиционно считавшихся прерогативой правительства. Такие правительства, игнорируя общественность, не смогли осуществить механизмы, которые создали бы институт подотчетности и укрепили общественное доверие.

Однако один наблюдатель опыта Мексики заметил: "...никто не оспорит утверждения, что плюралистические дебаты по вопросу государственной политики наиболее значимы для самого существования демократического процесса. Развитие дебатов по вопросу государственной политики в обществе, постепенно возводящем демократические институты, однако, представляет собой более сложную проблему".

Тот факт, что общественность также находится в переходной стадии развития усложняет дело. За последние два десятка лет произошел огромный количественный рост общественных организаций, работающих в низах и на уровне политики в развивающемся мире, содействуя демократии, правам человека, развитию и другим целям", что было названо "беспрецедентным феноменом в мире".

Международные финансовые институты и политики начали понимать, что нарождающиеся демократические институты на переходном этапе хрупки, а рыночные силы сами недостаточно крепки для обеспечения социально-экономической справедливости без участия общественности в процессе принятия решений. И все равно общественные организации в развивающихся странах часто сталкиваются с трудностями в обеспечении адекватного финансирования и доступа к информации, в то же время, сохраняя независимость и избегая обвинений в иностранном доминировании. Однако, поскольку граждане хотят участвовать в общественной жизни, не только опуская бюллетени в кабину для голосования раз в несколько лет, они хотят участвовать в жизни государства, общественность, как в развивающихся, так и в развитых странах, начинает занимать все более важное место в государственной системе по сравнению с прошлым.

Конституция Казахстана устанавливает, что в РК признаются идеологическое и политическое многообразие. Конституция предусматривает равенство всех общественных объединений перед законом и запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.

Конституционно-правовые основы деятельности НКО вытекают из таких конституционных положений, как:

признание и гарантии прав и свобод человека (ст. 12),

право защищать свои права и свободы всеми законными способами (ст. 13),

свобода слова и творчества, получения и распространения информации, запрет цензуры (ст. 20),

право свободного передвижения и свободного выбора местожительства (ст. 21),

свобода совести (ст. 22),

право на свободу объединений (ст. 23),

право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 24),

право частной собственности (ст. 26),

право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 32),

право на участие в управлении делами государства (ст. 33),

право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), а также и другие права.

Этот далеко не полный перечень конституционных норм позволяет наглядно представить широкий спектр НКО, действующих на их фундаменте.

Согласно ст. 34 Гражданского кодекса (ГК) РК юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация) [12]. По ГК РК юридическим лицом признается организация, имеющая свое обособленное имущество, которым она отвечает по своим обязательствам, приобретающая и осуществляющая от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могущая быть истцом и ответчиком в суде. Основополагающий признак юридического лица - его имущественная обособленность и вытекающая из этого самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.

Некоммерческие организации создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РК, и действуют на основании соответствующих учредительных документов. Юридическое лицо, являющееся НКО, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

Некоммерческими организациями являются также объединения юридических лиц (ассоциации или союзы), партии, профессиональные союзы, палаты аудиторов, нотариальные палаты, фондовые биржи, общества взаимного страхования и др. Некоммерческие организации могут быть имеющими или не имеющими членства организациями. Из интересующих нас форм некоммерческих организаций членскими организациями являются общественные объединения, включая профсоюзы и объединения юридических лиц. Остальные формы некоммерческих организаций (учреждения, фонды) не предполагают членства.

Гражданским законодательством допускается наличие у юридического лица представительств и филиалов, при этом каких-либо ограничений для создания этих структур некоммерческих организаций законом не предусмотрено. Представительством является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческих организаций, которое представляет её интересы и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческих организаций и осуществляющее все её функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшей их НКО и действуют на основании утвержденных этой некоммерческой организацией положений.

НКО отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций не отвечают по её обязательствам (кроме собственников учреждений), а НКО не отвечает по обязательствам учредителей (участников, членов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами некоммерческих организаций.

НКО может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников, членов) либо уполномоченного органа некоммерческих организаций по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который она создана, с достижением цели, ради которой она создана. По решению суда некоммерческая организация может быть ликвидировано в случаях:

признания недействительной регистрации некоммерческих организаций в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям;

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество НКО передается на цели, предусмотренное ее уставом, и распределению между учредителями (участниками, членами) не подлежит, за исключением случаев ликвидации учреждения.

2. Современное состояние и пути совершенствования общественных объединений РК

.1 Основные тенденции развития общественных объединений в РК

Согласно утвержденной 25 июля 2006 г. Указом Президента РК Концепции о развитии гражданского общества в Республике Казахстан [12] выполнение этой функции относится к прерогативам "политических партий, местных сообществ, профессиональных союзов, религиозных объединений, творческих, общественных и научных союзов и объединений, средств массовой информации, а также неправительственных организаций, реализующих широкий спектр услуг для общества, осуществляющих различные виды деятельности, созданных в виде негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов (ассоциаций) юридических лиц, других организаций и инициативных групп в целях решения общественно-полезных задач" [13, с. 103].

Количественные показатели институтов гражданского общества на сегодняшний день выражены следующими цифрами: в Казахстане зарегистрированы 10 политических партий, 5 820 НПО, 3 340 общественных фондов, 1 072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3 340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий, 6 646 средств массовой информации [14, с. 22].

Данные показатели отражают относительную репрезентативность в Казахстане общественных интересов, формализованно выраженных в многочисленных институтах гражданского общества. Одновременно эти данные свидетельствуют о достаточно либеральном отношении государства в части, касающейся права населения на свободу объединений (ст. 23 Конституции Республики Казахстан), свободу мнений, свободу совести, свободу информации и др. Следует отметить, что эти свободы выступают обязательным функциональным компонентом политической системы демократически организованного гражданского общества.

Их провозглашение и интегрирование в конституционную конструкцию непосредственно связаны с базовыми конституционными положениями. В их числе - приверженность народа Казахстана идеалам свободы, равенства и согласия (преамбула); характеристика государства и основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан (ст. 1); недопустимость присвоения и узурпации власти (ст. 3); признание идеологического и политического многообразия, размежевания функций общественных и государственных институтов и равенства общественных объединений перед законом (ст. 5).

Одним из проявлений гражданской активности является деятельность республиканских общественных движений (РД). В настоящее время наиболее крупными из них являются казахское национал-патриотическое движение (объединяет ряд более мелких общественных организаций - "Ұлт тағдыры", "Халық дабылы" и др.), славянское движение (Республиканское славянское движение "Лад", Ассоциация русских, славянских и казачьих общин (АРСКО), Фонд "Благовест" и др.), экологическое движение "Табиғат", РД "Болашақ", РД "Ақ орда" [15, с. 124].

Для этих движений характерны:

наличие выраженного радикализма своих требований;

опора на политически и социально маргинализированные слои населения;

дистанцирование от политических партий;

амбициозность лидеров;

склонность к силовому давлению на оппонентов, включая власть.

Слабыми сторонами казахстанских общественных движений выступают:

аморфность структуры;

низкая степень организованности;

спорадичность действий;

относительно узкая в пропорциональном отношении к общей численности населения социальная база;

отсутствие финансовой (за исключением РД "Ақ орда") и медийной поддержки.

Абстрагируясь от целей, выдвигаемых общественными движениями, следует отметить, что сам факт их существования свидетельствует об определенном потенциале самоорганизации общества, что, безусловно, важно для развития гражданского общества в Казахстане.

С другой стороны, учитывая, что побудительным мотивом возникновения общественных движений является наличие социально значимых проблем, не получивших адекватного отклика и решения со стороны государственных органов, есть все основания считать, что ситуация в области межнациональных отношений (особенно ее этнолингвистический аспект), охраны окружающей среды, образования, социальных и религиозных отношений в республике далеко не безоблачна. Определенное беспокойство при этом вызывает тот факт, что большинство общественных движений не выказывают доверия к государственным структурам, а также существующей системе политического представительства (т. е. партиям) в решении обозначенных проблем. В данной связи намерения этих движений в будущем перерегистрироваться в партии и таким образом политизировать свою проблематику являются признаком радикализации тех общественных групп, которые представляют данные движения.

Подтверждением существования такого рода тенденции выступает также и то, что контекст методов решения существующих проблем, выдвигаемых общественными движениями, особенно по национально-языковому вопросу, зачастую прямо угрожает стабильности и социальному миру в стране. С этой точки зрения парадокс развития общественных движений в Казахстане заключается в том, что в своих крайних проявлениях они могут выступать деструктивным фактором, препятствующим реализации принципов гражданского общества, а не способствующим его становлению [16, с. 129].

Базовым элементом структуры гражданского общества выступают неправительственные (некоммерческие) организации. Как и повсюду в мире, в Казахстане они отражают практически весь спектр общественных интересов - от правозащитных до благотворительных. В то же время особенностью казахстанского "третьего сектора" является заметное преобладание общественных организаций социальной направленности, что подтверждает актуальность социальных проблематики, оказавшейся на втором плане государственной политики в период экономических реформ 1990-х гг.

Масштабные экологические проблемы, доставшиеся в наследство от военной и хозяйственной деятельности бывшего СССР, а также новые техногенные угрозы, возникшие в последнее время, привели к возникновению многочисленных экологических НПО. Заметную долю среди отечественных НПО составляют организации, занимающиеся вопросами здравоохранения, культуры, искусства, науки и образования, также испытывающие перманентный кризис.

Отражением недостаточной правовой защищенности граждан и несовершенства судебно-правовой системы стало относительно широкое распространение в Казахстане правозащитных организаций. Формой защиты предпринимательских интересов являются многочисленные бизнес-ассоциации и союзы.

Одновременно слаборазвитым на этом фоне выглядит сегмент политических НПО, что говорит об их слабой востребованности ввиду политического абсентеизма населения. Из-за отсутствия экономических стимулов крайне мало также количество благотворительных и меценатских организаций.

Таким образом, развитие казахстанских НПО отражает факт существования ряда проблем в сфере внутренней политики, от решения которых до недавнего времени государство по тем или иным причинам самоустранялось. Не удивительно поэтому, что деятельность большинства НПО была нацелена на самовыживание общества, а финансировалась в основном на зарубежные гранты. Недостаток источников финансирования сказывался также и на количественном росте отечественных НПО. В этом плане пока отставание по количеству НПО на душу населения наблюдается не только от стран Запада [17], Восточной Европы, но и от ряда стран СНГ (России, Украины, Грузии, Азербайджана, Армении, Кыргызстана).

Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы наблюдается резкий сдвиг количественного роста НПО в Казахстане.

В частности, за последние четыре года количество НПО в стране возросло с 1 767 до 5 820. Это свидетельствует о существенном расширении возможностей для развития неправительственного сектора, а также их растущей роли и востребованности в общественной жизни. Кроме того, коренным образом начинает меняться качественное положение НПО. В связи с серьезным усилением внимания государства к вопросам сотрудничества с неправительственными организациями, началом масштабного финансирования государством социально значимых проектов [18, с. 37].

НПО все более приобретают характер системно интегрированных общественных структур, выполняющих функции социальной стабилизации и продвижения гражданских интересов.

Данная тенденция позволяет говорить о том, что по большинству своих параметров уровень развития казахстанских НПО начинает приближаться к международным стандартам. В то же время следует выделить недостатки, присущие НПО. Наиболее характерными из них являются недостаточная активность (из 5 820 НПО активно работающими являются только около 2 000), непрозрачность финансовых потоков, слабый охват населения, информационная закрытость, сильные патерналистские настроения.

Вместе с тем развитие неправительственного сектора в Казахстане сталкивается и с рядом проблем. С точки зрения самих экспертов из среды НПО, к ним относятся:

слабость информационного обмена между госструктурами и НПО;

несовершенство нормативно-правовой базы деятельности НПО;

слабая социальная ответственность бизнеса;

неравномерность развития НПО в разрезе регионов (почти половина всех НПО сосредоточена в Алматы, в то время как на сельском уровне они практически отсутствуют);

организационные проблемы внутри самих НПО.

В целом, учитывая субъективный характер изложенных проблем, думается, что при рациональном подходе к их разрешению сектор НПО сможет показывать достаточно высокую динамику развития и в будущем. Соответственно ввиду относительной массовости и организованности НПО степень их влияния на общественные процессы, в том числе и в плане развития гражданского общества, будет постепенно возрастать.

Спецификой формирования гражданского общества в Казахстане выступает полиэтнический и поликонфессиональный характер структуры казахстанского социума. В этой связи особо важную роль приобретают национально-культурные и религиозные организации, призванные осуществлять содействие в сохранении и развитии многообразия культурных традиций и обычаев, языка и религиозных убеждений граждан нашей страны. Главная их значимость для развития гражданского общества заключается в реализации на практике таких основополагающих принципов демократической культуры, как межнациональное и межрелигиозное согласие и толерантность, а также недискриминационное отношение государства к своим гражданам*.

Деятельность национально-культурных и религиозных организаций в Казахстане характеризуется следующими моментами:

формирование по национальному и конфессиональному признаку;

репрезентативность национальных и религиозных интересов;

неполитическая направленность.

С учетом того, что межнациональное и межрелигиозное согласие и толерантность выступают одним из краеугольных камней политической стабильности в Казахстане, вполне закономерной является существенная государственная помощь и поддержка этим организациям.

С другой стороны, определенная двойственность интересов диаспор (например, курдской, уйгурской), распространяющаяся на сферу внешнеполитических отношений, риски внутрисекторальных конфликтов (на национальной или религиозной почве), а также усиление угрозы международного религиозного экстремизма требуют контроля за их деятельностью со стороны государственных органов. Возникающая отсюда дилемма соотношения прав и свобод граждан и интересов национальной безопасности хотя и повышает внутриполитические риски, но одновременно формирует более гибкий механизм регулирования взаимоотношений государства и гражданского общества.

Процессы демократизации и становления гражданского общества неразрывно связаны с развитием средств массовой информации, удовлетворяющих прежде всего критерию объективной и полной подачи информации, основанному на наличии свободы слова, мнений, получения и распространения информации. Для сферы казахстанских СМИ характерно:

большое количество изданий (около 6 700);

разнообразность направлений;

достаточно широкая представленность зарубежных изданий, телерадиоканалов;

общетерриториальный охват (центральные, региональные, районные СМИ);

полиязычность;

развитие новых форм распространения информации (Интернет-издания);

наличие оппозиционной прессы.

В то же время, оценивая современное состояние казахстанских масс-медиа с точки зрения их соответствия демократическим принципам, следует отметить, что ситуация в этой сфере пока характеризуется, скорее, проблемностью, чем ее отсутствием.

В ряду этих проблем на одном из первых мест стоит недостаток правовой защищенности журналистов, а также препоны в осуществлении ими своей деятельности, возникающие по причине несовершенства законодательства и субъективного отношения чиновников к СМИ. Это, в частности, выражается в некоторых процессуальных ограничениях деятельности средств массовой информации, случаях незаконного отказа представителей госорганов в предоставлении информации, административном давлении в отношении независимых и оппозиционных СМИ.

Требованием к демократической организации СМИ выступает отсутствие их монополизации. В этом плане можно отметить, что в Казахстане СМИ находятся как в государственной, так и негосударственной (частная, смешанная) собственности. Определенный уровень монополизма в теле- и радиовещательной сфере на общереспубликанском уровне частично компенсируется деконцентрацией распределения телерадиочастот среди других вещателей на местном и региональном уровнях. Гораздо более низкой степенью монополизации отличается сфера печатных и электронных СМИ.

По мере развития системы независимых СМИ государство, а с другой стороны - общество, получают сигнал для концентрации своего внимания на той или иной проблеме. Независимые СМИ выступают также весьма эффективным средством гражданского контроля за властью, формируя общественное мнение по тому или иному вопросу. Несмотря на то, что пока видимого прогресса во взаимоотношениях госорганов с независимой прессой не наблюдается, имеющиеся планы создания Общественного телевидения говорят о том, что взаимодействие между сторонами все же возможно. Выдвигаются также предложения о привлечении независимых СМИ к работе над социальными проектами в рамках выполнения государственного социального заказа. В свою очередь, государство заботится о том, чтобы шире освещать деятельность НПО в решении социально значимых проблем на страницах газет, телевидения и радио. Например, в рамках выполнения Программы государственной поддержки НПО на 2003-2005 гг. информирование населения об опыте работы неправительственных организаций осуществлялось 53 печатными изданиями, агентствами "Хабар" и "Казинформ", НТК "Казахстан".

На объективности ряда СМИ сказывается их аффилированность с ФПГ и группами политического влияния, что, как показывает опыт России, может служить источником угрозы манипулирования общественным мнением.

Еще одной проблемой в развитии СМИ выступает слабость их материально-технической и профессионально-кадровой базы, сильная зависимость от источников финансирования (учредителей, рекламного рынка, спонсоров), что особенно характерно для региональных и местных медийных структур. Как тревожный симптом журналистский корпус расценивает усиление государственного регулирования информационной сферы.

В этой связи существует опасение, что дальнейшее администрирование медийного пространства может привести к нарушению конституционных свобод, лежащих в основе деятельности СМИ, и воспрепятствовать процессам демократизации.

Не соответствующими целям гражданского общества являются периодически повторяющиеся факты оказания давления на оппозиционную прессу, усиливающегося в периоды проведения электоральных кампаний. Особую тревогу вызывает при этом использование силовых и судебных структур.

С точки же зрения эффективности выполнения СМИ своих функций к числу их недостатков можно отнести однобокость освещения событий, тенденциозность подбора материалов (особенно у оппозиционной прессы), политические пристрастия и как следствие неспособность выступить в качестве "коллективного проводника" общественного диалога. Явно занижена также функция представительства в СМИ различных общественных групп. Кроме того, некоторая "недоработка" присутствует при выполнении казахстанскими СМИ коммуникативной функции в отношениях между обществом и властью, однако корень этой проблемы лежит в большей степени в особенностях функционирования государственной системы власти и менталитете чиновников, чем в работе самого журналистского корпуса.

Тем не менее в целом уровень развития информационного пространства в Казахстане можно оценить как достаточно высокий, а сами СМИ - как один из наиболее развитых на сегодняшний день институтов гражданского общества в республике.

Крайне неразвиты в Казахстане органы местного самоуправления. Такое состояние обусловлено тем, что вследствие несовершенства принятых и предложенных в свое время нормативно-правовых актов система местного самоуправления до сих пор не получила своего законодательного закрепления. Основной причиной несовершенства предпринятых до настоящего момента законодательных инициатив по урегулированию деятельности органов местного самоуправления стало неадекватное понимание их институционального статуса и, следовательно, неопределенность их полномочий.

На текущий момент формами самоорганизации населения выступают только кооперативы собственников квартир (КСК, с 1996 г.) и комитеты территориального самоуправления (КТС, существуют не везде). Однако и их деятельность может считаться формой самоуправления в большей степени лишь условно. Будучи созданными в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) 1990-х гг. "сверху", КСК и КТС заменили прежние ДЭУ и ДЭЗ и разъяснять цели и ценности общества"; (5) предоставлять "полный доступ к текущей информации", содействуя этим осуществлению права граждан на получение информации. Комиссия определила три общих задачи, без выполнения которых пресса не может играть свою политическую роль: предоставлять информацию, просвещать общество, с тем чтобы оно было способно осуществлять самоуправление, и строго следить за действиями властей. Можно добавить, что есть еще одна функция прессы, а именно внедрять в различные слои общества сознание того, что они представлены в общественной сфере [19, с. 14] только формально, почти полностью сохранив прежнюю структуру, формы и методы деятельности. Ввиду социальной пассивности, правовой и финансовой малограмотности, общего патерналистского настроя населения практически бездействует механизм общественного контроля за деятельностью данных организаций, хотя законодательно он и прописан.

В сельских территориях самостоятельно образовывались сельские потребительские кооперативы. В рамках деконцентрации власти проводились эксперименты по выборам сельских акимов (в 2001 г.) и акимов районов и городов областного значения (в 2006 г.). Однако их "встроенность" в вертикаль исполнительной власти вкупе с особенностями выборной системы (косвенное избирательное право) не дает возможности относить их с полным основанием к органам местного самоуправления.

Нововведением в направлении формирования органов местного самоуправления могут стать предложения, содержащиеся в презентованном 2 декабря 2008 г. Министерством юстиции РК законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления".

Согласно данному законопроекту местное самоуправление будет осуществляться в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа. Органами местного самоуправления являются представительные органы - маслихаты области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) и исполнительный орган - аким области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), района в городе, города районного значения, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села).

Сельские акимы, кроме выполнения государственных функций, получат возможность легитимно решать задачи местного самоуправления.

В целом, несмотря на имеющиеся проблемы, гражданское общество в Казахстане имеет прочную базу и хороший потенциал для дальнейшего развития.

2.2 Перспективы развития гражданского общества в Республике Казахстан

Перспективы развития гражданского общества в Казахстане, прежде всего, определяются причинной обусловленностью этого процесса. Основными движущими причинами необходимости развивать гражданское общество при этом выступают:

объективная потребность в устранении растущего противоречия между рыночными основами экономики и чрезмерной регламентирующей ролью государства;

необходимость создания современной структуры производительных сил, деформированной в настоящее время засильем бюрократически-олигархического капитала, в том числе и в сфере властных отношений;

долгосрочные задачи обеспечения национальной безопасности, политической и экономической стабильности, социального благополучия.

Анализ социально-экономических, политических и правовых отношений, а также институциональной среды в Казахстане позволяет утверждать, что предпосылки становления гражданского общества в республике уже заложены.

Следует также отметить, что зрелое гражданское общество предполагает наличие достаточно высокого уровня образованности, политической культуры, правового сознания и социальной активности населения.

Важное значение имеет, кроме того, готовность и способность общества к самоорганизации, самостоятельным действиям без участия или вмешательства государства. В этом плане гражданское общество в республике институционально представлено различными организациями типа партий, общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, НПО, религиозными и национально-культурными организациями.

Наконец, одним из главных базовых условий существования гражданского общества является гласность, которая обеспечивается через СМИ.

На развитие гражданского общества в Казахстане влияет ряд объективных и субъективных факторов как позитивного, так и негативного плана.

Позитивными факторами можно считать следующие:

самосознание и политическая активность масс;

политическая воля руководства страны к либерализации и демократизации;

совместная ответственность государства и институтов гражданского общества за обеспечение общенациональных интересов;

государственная поддержка деятельности институтов гражданского общества;

усиление социальной направленности государственной политики;

внешняя открытость Казахстана.

К числу факторов торможения развития гражданского общества относятся:

В политической сфере:

несовершенство правовой базы для развития и функционирования институтов гражданского общества;

- ограниченность возможностей публичного влияния на сферу государственной политики;

вертикальная, а не горизонтальная форма общественного договора;

чрезмерное государственное вмешательство в "ткань" общественных отношений, бюрократизм;

заинтересованность бюрократического аппарата и аффилированного с ним финансово-промышленного и торгового капитала в консервации сложившегося статус-кво и связанное с этим сопротивление установлению над ними гражданского контроля;

В экономической сфере:

кланово-олигархический характер экономики;

препятствия на пути развития среднего и малого бизнеса;

слабая финансовая база институтов гражданского общества;

нерешенность вопроса окончательной легитимации частной собственности.

В социальной сфере:

в социальной структуре слабо представлен средний класс;

социальная поляризация общества;

низкая социально-политическая (гражданская) активность населения;

нерешенность проблем в сфере социально-трудовых отношений;

низкий уровень социальной ответственности бизнеса.

В идеологической сфере:

неразвитость демократического сознания населения;

отсутствие общенациональной идеи, опирающейся на демократические ценности;

духовная и культурная деградация.

Факторами неопределенного плана, т. е. могущими оказать влияние на общую ситуацию как в положительном, так и отрицательном смысле, являются:

усложнение структуры общественных отношений и задач развития, в том числе под влиянием процессов глобализации;

рост геоэкономического и геополитического интереса к нашему региону.

Большинство из указанных проблем достаточно четко осознаются органами государственной власти и представителями гражданского сектора. В этой связи дальнейшими мерами по развитию гражданского общества, по их мнению, должны стать:

- совершенствование и гармонизация национального законодательства с учетом международных договоров и пактов, подписанных Республикой Казахстан;

укрепление инструментов сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества и создание благоприятных условий для эффективной реализации государственного социального заказа;

создание условий для высокой политической, правовой и гражданской культуры населения;

усиление роли политических партий через расширение прав партийных фракций и их представительства в Парламенте Республики Казахстан и маслихатах;

повышение роли институтов гражданского общества в защите прав человека;

демократизация законодательства, регулирующего деятельность СМИ;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность религиозных объединений в соответствии с международными стандартами;

совершенствование трудовых отношений;

модернизация социальной политики;

повышение социальной ответственности бизнеса;

развитие других институтов гражданского общества;

развитие международного сотрудничества институтов гражданского общества [13].

Их осуществление согласно Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 гг. должно пройти в три этапа.

Первый этап - 2006-2008 гг. В этот период планировалось создать благоприятные условия для развития институтов гражданского общества. В частности, в этот период разрабатываются законопроекты, направленные на дальнейшее развитие институтов гражданского общества; укрепляются механизмы сотрудничества госорганов, бизнеса и институтов гражданского общества; формируются отраслевые и региональные постоянно действующие системы сотрудничества в виде общественных советов; создаются рабочие группы по законотворческим проектам, формированию государственных отраслевых и региональных программ и др. По мнению разработчиков, реализуемые на первом этапе мероприятия приведут к росту численности общественных организаций.

Второй этап рассчитан на 2009-2010 гг. На этом этапе планируется достичь качественного роста гражданского общества. В частности, в стране предусматривается развитие социального партнерства в области трудовых отношений, что обеспечит реализацию прав казахстанских работников; формируются культура и механизмы благотворительности и меценатства; образуются местные фонды поддержки гражданских инициатив; закрепляются механизмы гражданского контроля за деятельностью органов госвласти и принимаемыми ими решениями, связанными с защитой прав и интересов граждан; утверждаются модели отчета властных структур перед общественностью; внедряются механизмы внесудебных разрешений конфликтов и др.

На третьем этапе, который начинается с 2011 г., "развитие институтов гражданского общества обретет системный и необратимый характер", что позволит закончить транзитный период трансформации казахстанского общества и перейти к режиму его демократического функционирования.

Инновационным инструментом взаимодействия государства и гражданского общества являются социально-предпринимательские корпорации (казахстанское ноу-хау). Их основное предназначение - институциональное повышение социальной ответственности бизнеса, которому государство отдает в управление свою собственность, а в ответ требует решения в сотрудничестве с органами власти социально-экономических проблем. Ввиду незначительного времени существования социально-предпринимательских корпораций дать точный анализ перспектив сотрудничества и характера взаимоотношений власти и гражданского общества (его экономической части) касательно этого инструмента пока не представляется возможным. Будут ли они отвечать интересам всего бизнес-сообщества или станут "хозяйственным придатком" исполнительной власти, покажет время.

В целом, подводя итоги, следует отметить, что Казахстан идет в русле общемировых тенденций развития гражданского общества, внося свой вклад в обогащение международного демократического опыта.

Таким образом, поэтапность развития гражданского общества предусматривает решение следующих главных задач: на первом этапе - создание усовершенствованной правовой базы для развития гражданского общества, повышение уровня демократического сознания и самоорганизации населения, т. е. создание благоприятной среды для развития гражданского общества; на втором этапе - создание механизмов саморегуляции общественных отношений, определение их оптимальной формы работы с учетом национальной специфики; на третьем этапе - приведение институтов гражданского общества в системный вид, превращение гражданского общества в довлеющую основу организации общественных отношений.

К недостаткам Концепции относятся: общий, размытый характер многих положений; отсутствие мер по развитию экономической основы гражданского общества, а именно частной собственности. В целом в настоящее время основными тенденциями развития гражданского общества в Казахстане выступают:

безальтернативность демократического выбора;

усиление роли институтов гражданского общества в структуре общественных отношений;

расширение круга задач, выполняемых институтами гражданского общества, их количественный и качественный рост;

усиление взаимодействия структур гражданского общества с государством;

расширение масштабов помощи со стороны государства институтам гражданского общества;

неравномерность развития институтов гражданского общества (как в структурном, так и территориальном плане);

укрепление международных связей институтов гражданского общества.

Основываясь на анализе данных тенденций, можно сделать вывод о том, что формирование гражданского общества в республике отражает объективность логики перемен, нацеленных на переход казахстанского общества на современные экономические и политические отношения, обеспечивающие устойчивость государственного развития.

Заключение

Итак, конституционные положения о праве граждан на объединение имеют достаточное развитие в текущем законодательстве.

Институтами гражданского общества считают политические партии и общественные объединения, средства массовой информации, органы местного самоуправления и т.п. Негосударственные, некоммерческие и добровольческие объединения принято также называть организациями "третьего сектора". Сочетание в их деятельности трех признаков - независимость, добровольность и неприбыльный характер деятельности - образует то своеобразие, которое позволяет отличить их от некоторых похожих организаций, принадлежащих государственным и коммерческим институтам. Некоммерческий сектор выступает важным элементом демократического устройства общества, базирующегося на принципах рыночной экономики. Название "третий сектор" призвано подчеркнуть его значимость наряду с двумя другими, представляющими государство и чисто рыночные структуры.

Общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством.

Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.

Отметим также, что казахстанское законодательство об общественных объединениях в целом соответствует положениям документов международного права, в частности в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Республике Казахстан.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решении органами государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан: осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти: участвовать в избирательных кампаниях.

Поскольку определенные общественные объединения (профсоюзы, религиозные объединения) имеют специфические особенности, их деятельность регламентируется специальными законами. Тот факт, что в действующем законодательстве отсутствует закон о политических партиях, представляется упущением законодателя. Поскольку политические партии оказывают особо значимое влияние на ситуацию в стране, их статус должен иметь особое закрепление в законодательстве.

Развитие гражданского общества в Казахстане имеет в целом позитивную динамику. Его становление происходит по пути постепенного заполнения "ниш" в деятельности государства, которое сознательно уступает часть своих функций в целях обеспечения адресной помощи в реализации интересов граждан.

В то же время формат взаимодействия государства и институтов гражданского общества говорит об усилении роли государства в формировании социальной направленности структуры гражданского общества. С другой стороны, то обстоятельство, что власть адекватно учитывает и своевременно реагирует на вызовы, связанные с развитием гражданского общества, серьезным образом повышает ее авторитет и легитимность (с точки зрения общественного доверия).

За последние несколько лет количество официально зарегистрированных неправительственных организаций в Казахстане значительно увеличилось. Характерными чертами, сопровождающими развитие "третьего сектора" в Казахстане, являются: значительная активность, вовлеченность в жизнь общества, возрастающее признание того факта, что неправительственные организации могут оказывать важное положительное влияние на развитие общества в целом.

Важным шагом в укреплении позиций неправительственного сектора в Казахстане стала конституционная реформа, одно из следствий которой - снятие запрета на государственное финансирование общественных объединений. Этот шаг должен привести к более широкому вовлечению неправительственных организаций в процесс реформ, более тесному взаимодействию и сотрудничеству с государством.

Список литературы

1.Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. - с.. 233.

.Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития. Вестник Московского ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1998. № 4. С. 89.

.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. "К свободному, эффективному и безопасному обществу". Астана, 24.10.2000 г.

.Ильясова Г. Развитие НПО: реальность и перспективы//Казахстанская правда. 2002. 29 октября. с. 3

5.Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02. 02. 2011 г. )

6.Мухамеджанов Э., Сафарова Т. Общественные объединения как институт гражданского общества//Юрист, № 7, 2009. - с. 28

.ПРООН и организации гражданского общества. ПРООН, 1977.

.Оразбаева А. А. О взаимодействии политических партий с органами власти и общественными объединениями//Экономика и право Казахстана.-2005.-19.-33-34

.Мамбетова Ж. О понятии общественного объединениЯ//Закон и время. 2005. №1. - с. 39-40

.Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях" от 31 мая 1996 г. N 3 //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 8-9, ст. 234

.А. Токвиль. О демократии в Америке. - М., 1992. - 560 с.

12.Кодекс Республики Казахстан от 27. 12. 1994 года "Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18. 02. 2011 г. )

13.Указ Президента РК "О Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 гг.". 25 июля 2006 г. № 154 // www.akorda.kz.

.Сейлеханов Е. Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы: монография. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. - 296 с.

.НПО и государство: курсом эффективного партнерского сотрудничества // Национальный доклад о деятельности и развитии НПО в условиях современного этапа модернизации государства и гражданского общества в Республике Казахстан. - Астана, 2006

.Жакупова Г. тенденции развития неправительственных организаций современного Казахстана //Евразийское сообщество. 2007. №3. - с. 124-127

.Казахстан сегодня: монография / Под общ. ред. Б.К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. - 416 с.

.Паин Э. А. Общество без традиций перед вызовами современности // Россия в глобальной политике. - М., 2008. - № 3.

.Прайс М., Круг П. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации. - М., 2000

21.Хропанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений . М. 1995. - с.78

.Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления). Утверждена Постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. // Казахстанская правда. 1994. 24 марта.

Похожие работы на - Государство и общественные объединения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!