Государственное устройство в Древнем Риме

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное устройство в Древнем Риме

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

Гуманитарный факультет

Кафедра земельного права и государственной регистрации недвижимости







Курсовая работа

Государственное устройство в Древнем Риме


Выполнила:

студентка группы ЮС 1-1Б

Курочкина Валерия Сергеевна

Проверил:

Марьин Евгений Владимирович

доцент, к.юр.н.

Москва

год

Содержание

Введение

Глава 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

Глава 2. Государственное устройство Древнего Рима

.1 Государственное устройство в период правления Ромулы

.2 Государственное устройство в период правления Сервия Тулия

.3 Общие сведения о государственном аппарате

.4 Правление Тарквиния Гордого, установление республики

Глава 3. Государственное устройство Древнего Рима в период Римской республики (509-31 до н.э.)

.1 Возникновение республики

.2 Способ осуществления власти

.3 Территориальное устройство

.4 Реформы

.5 Государственное устройство Древнего Рима во время правления Суллы (83-80 гг. до н.э.)

.6 Государственное устройство в период правления Цезаря

.7 Падение Республики

Глава 4. Государственное устройство Древнего Рима в период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

.1 Период принципата (27 г. до н.э. - 235 г. н.э.)

.2 Государственное устройство в период принципата

.3 Период домината (284-476 гг. н.э.)

.4 Государственное устройство в период домината

Заключение

Список литературы

Введение

Во времена возникновения античности, зародившегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря, сформировались, по истине, великие державы - Древняя Греция и Древний Рим. Каждое из этих государств оставило свой отпечаток в истории, не только ныне существующих стран, Греции и Италии, но и в истории всего мира. Культура и философия государств поражает своей многогранностью и фантастическим происхождением. Люди обязаны временам античности. Именно в этот период появились шедевры литературы и искусства (Колизей, Пантеон, Храм Портуна, Храм Антонина и Фаустины, Триумфальная арка Константина), многочисленные достижения науки и философии, которые уникальны образцами демократической государственности. На базе Римского права строится нынешняя судебная система и государства мира в целом. Римское право-это основа всех существующих правовых систем наших дней, без него не было бы структурированного и функционального развития государств. Неоспоримый и существенный импульс, для становления и развития, ныне существующих государств, дали именно древний Рим и древняя Греция.

В моей работе я буду исследовать Древний Рим. Древний Рим возник в 753 г. до н.э. По преданию, он был основан на семи холмах и за свою тысячелетнюю историю его территории разрослись до небывалых размеров. В состав Древнего Рима входили такие провинции как: Италия, Испания, Галлия, Британия, Германия, Дунай. Выделялись такие города как: Александрия, Эфес, Антиохия, Пергам, Сарды и др.

В начале своего возникновения Древний Рим занимал площадь всего в 0,15 тыс. кв. км, а к началу 390 г. н.э. его площадь составляла 4 400 тыс. кв.км. Из маленького городка, Рим превратился в великую державу, насчитывающую более 7000 тыс. человек.

История Древнего Рима делится на несколько периодов:

Царский период (753-509 г. до н.э.)

Республика (509-27 г. до н.э.)

Империя (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

Каждый из периодов ознаменован своими величайшими достижениями, победами и успехами.

Для античного государства характерна полисная система, т.е. город-государство, представлявшее ранее общину, где граждане владели землей.

Полис обладает специфическими чертами:

) Полисная собственность на землю т.е. землей может обладать только гражданин, проживающий на территории государства и никто иной..

) Активное участие граждан в вопросах управления государством.

) Развитое товарное производство. Римляне были известны своей предприимчивостью и активностью в торговых отношениях. С развитием товарных отношений появляется классическое рабство. Раб лишался всех прав и привилегий, появляется усиленная степень эксплуатации человека. Устанавливается более четкая грань между свободным населением и рабами.

Задачи:

) Раскрыть сущность государственного устройства, посредством выявления характерных черт, присущих каждому из периодов.

) Формирование полного представления о государственном аппарате Древнего Рима.

) Исследование эволюции государственного строя и государственного механизма с начала возникновения Рима и до его распада.

) Рассмотрение выполнимых преобразований и их последствий в царский период, период республики и период империи.

Цель моего исследования, показать, как развивалось и реформировалось государственное устройство Древнего Рима в царский период, в период республики, в период империи. Как влияли преобразования правителей на государство и общество.

Объектом исследования является история Древнего Рима, становление и развитие государственного устройства в каждый из периодов.

Предметом исследования является государственное устройство Древнего Рима от Ромулы и Рема, до Феодосия Первого.

Глава 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

Древний Рим возник в 753 г. до н.э. Территориально он был расположен на болотистой местности между Капитолием, Палатином и Квириналом.

Историческое становление Рима, связывается с именами Romulus и Remus. Romulus и Remus братья, произошедшие от дочери царя Numitor , Rhea Silvia. По преданию, законного царя, сверг с престола его младший брат, Amulius. Amulius не хотел правления ни брата, ни его детей, поэтому позаботился о том, что бы этого не произошло. Он инсценировал пропажу сына Numitor на охоте, а младшую дочь, Rhea, обрек на пожизненное становление весталкой. Четыре года спустя Rhea явился Мars от которого она родила двух малышей, Romulus и Remus. Разгневанный Amulius посадил Rhea в темницу, а малышей сплавил по течению реки Тibr. Младенцев вскормила волчица, а впоследствии их нашел пастух, который взял их в свою семью. Повзрослевшие братья узнали о своем происхождении и отомстили Amulius. На трон взошел их дед Numitor. Через четыре года Romulus и Remus отправились к реке Тibr, для основания колоний. Выбирая место, братья поссорились, и Romulus убил Remus. Кающийся брат на Palatinus холме основал город и дал ему свое имя - Рим (лат. Roma).

Глава 2. Государственное устройство Древнего Рима

Царский период (753-510 гг. до н.э).

Царский период дал основу для зарождения и развития Римского государства и римского общества. Благодаря началу царской эпохи начал развиваться и совершенствоваться государственный аппарат и страна в целом. Расширялись границы государства, что благотворно повлияло на возвеличивание Римского государства.

.1 Государственное устройство в период правления Ромулы

Первоначально Рим был основан как община, где отношения между населением строились на основе землевладения. Все люди, входившие в состав общины, назывались patricii. Впоследствии в состав общины перестали включать новопришедших граждан и таким образом, община стала закрытой. Новопришедшие не могли участвовать в народных собраниях, не имели права голоса, не получали земельных участков в распоряжение. Позже их именовали plere.

Все население было поделено на три большие части и на тридцать малых. Большие части носили название - tribus, а малые - cūria. Кто состоял в tribus, именовались трибунами, а те, кто в cūria - курионами. Каждая cūria была разделена на декады, которые возглавлял декурион. Каждой cūria был присвоен земельный участок. Прежде всего, деление на cūria, было необходимо для упрощения военной обороны государства и организации войска. Именно из 30 cūria состояло пешее войско. А по трем tribus-конница. С течением времени внутри cūria стали формироваться отдельные фамилии. Членов cūria именовали patricii. У них строилась внутренняя дисциплина, сакральные культы. Все cūria на равных правах принимали участие в народных собраниях и войске. Зародилось деление общества по классам. Выделяются знатные семьи, у которых привилегии владения наилучших земельных участков, военной добычи.

Во главе римской общины стоял вождь - Rex. Его полномочия основывались на решении военных, жреческих и судебных задач. Так же особая роль предоставлялась Senate - совету старейшин. Вопросы общего характера решались на народных собраниях, но по воле рекса или сената время рассмотрения вопроса могли изменить или отменить вовсе.

.2 Государственное устройство в период правления Сервия Тулия

plere включили в состав римского народа, но уравнивать в правах с patricii не собирались.

plere имели право участвовать в народных собраниях.

всех мужчин (не зависимо patricii или plere) разделили на шесть имущественных частей. Каждый должен был предоставлять одинаковое число centuria. Не зависимо от этих реформ Сервий Тулий провел еще ряд преобразований для развития и укрепления государства. Он установил ценз, для определения Cicero. Так же произвел перепись населения и разделил на пять разрядов, в зависимости от количества имущества и способности носить оружие.

Первый разряд: имущество составляло 100 тыс. Ass

Второй разряд: имущество составляло 75 тыс. Ass

Третий разряд: имущество составляло 50 тыс. Ass

Четвертый разряд: имущество составляло 25 тыс. Ass

Пятый разряд: имущество составляло 11-12,5 тыс. Ass.

Население, не сумевшее набрать 11-12,5 тыс. назывались proletarii. Каждый разряд, должен был предоставить необходимое количество пехотинцев. Первый разряд - 80 centuria, второй, третий, четвертый - 20 centuria и пятый - 30 centuria.

Реформа Сервия Тулия предполагала так же территориальное деление страны. Рим делился на территориальные tribus. По новой реформе объединялись все жители региона.

В период правления Сервия Тулия росли отношения именовавшиеся Patronus - clientēla. Их особенность заключалась в том, что Patronus принимал на себя обязанность заботиться о своем clientēla. А clientēla в свою очередь, следовал за своим Patronus на войну, выплачивал ему долю сельскохозяйственной продукции.

.3 Общие сведения о государственном аппарате

Носителем патриархальной власти считался - царь, как известно из первоначальных источников он был выходцем из знатного рода. В выборе главы государства участвовали: сенаторы, старейшины и граждане. У царя было право созывать Сенат и народ. Так же во время собраний у него было законное основание устанавливать и принимать законы. Царь, как верховный главнокомандующий, мог набирать войско, быть предводителем, объявлять войну и заключать мир. Правитель так же имел полномочия наказывать и судить своих подданных, устанавливать на места помощников.

Существовали светские военные, которые делились на:

Трибун всадников. Они помогали правителю принимать правильные решения относительно военных действий.

Трибуны конницы

Трибуны пехоты.

Наряду со светскими военными существовали светские гражданские - во время отсутствия правителя, его заменял мэр. Существовали так же:

Дуумвиры (два лица, рассматривающие совместно, по поручению государства, какое-либо дело)

Квесторы (следователи, рассматривающие преступления уголовного характера и в определенных случаях по факту обвинения в убийстве)

Духовные лица:

Понтифик (главный жрец, управлявший делами религии)

Авгуры (в структуру его деятельности входили такие обязанности, как осуществление предсказаний по данному ему вопросу)

Фециалы (коллегия, состоявшая из 20 представителей, они избирались пожизненно и выполняли такие функции как, хранение и применение сакральных знания. Некий образ посредников между людьми и богами)

Эта классификация духовенства имела непосредственное отношение к государству. Следующее подразделение духовенства являются представителями жречества:

Фламины

Салии

Луперк

Весталки и др.

В царский период существовали определенные сословия, а именно:

patricii (аристократия), полноправные граждане Рима, исходившие из рода Сенаторов и представителей родовой общины.

plere (свободные), класс свободных граждан, с ограниченными правами. В структуру их общественной жизни входили такие функции как: земледелие, скотоводство, различные ремесла, торговля. Их права были ограничены в сфере участия управления общиной, но они имели право собственности.

cliens (свободные, но бесправные). Они зависимы от patricii, patricii выполняют роль патронатов. У cliens нет политических прав.

servus (раб). Они не имели никаких прав, были полностью зависимы от своего господина и олицетворяли собой вещь, которой пользовались по своему усмотрению. Их жизнь не представляла никакой ценности.

2.4 Правление Тарквиния Гордого, установление республики

Последний (седьмой) царь Тарквиний Гордый, пытался установить авторитарный режим. Он подверг наказанию родовую знать и в 510 году до н.э. был изгнан из города. На смену царском периоду пришел период Римской республики.

Царский период, дал основу для формирования и дальнейшего развития республиканской формы правления. Для республики были созданы необходимые основы, как центральной власти (с ее органами), так и других институтов. Военная организация способствовала органичному развитию и последующему присоединению отдельных территорий.

Глава 3. Государственное устройство Древнего Рима в период Римской республики (509-31 до н.э.)

Римская Республика включает в себя несколько периодов:

Период Ранней Республики (509-287 год до н.э.)

Период Поздней Республики (287-31 год до н.э.)

Республика в Риме совмещала в себе несколько форм государственного правления. Это и монархия, и олигархия и демократия. Элементы этих форм способствовали формированию уникальной политической системы, которая удерживалась на протяжении нескольких веков.

Установление республики в древнем Риме способствовало усиленному развитию производства, изменению правового положения граждан. Немаловажную роль в формировании республики сыграли успешные завоевания, которые расширили границы государства и превратили его в мировую державу.

В период Римской республики сенат становится высшим органом власти. В него входят бывшие магистраты, а высшие посты занимают консулы. Консул избирался на год посредством народного собрания. В полномочия консула входили такие функции как: созыв сената, созыв народного собрания, представительство в сенате и народном собрании, наблюдение за выполнением принятых решений и во время военных действий обязан командовать армией.

Происходит окончательное установление античной формы собственности. В 326 г. до н.э. отмена долгового рабства сыграла огромную роль в переходе от патриархального рабства к классическому. Активно развивается ремесло, торговля, зарождается строительство дорог.

Усиливается борьба между plere и patricii. Права plere охраняли народные трибуны, которые сформировались в 490 г. до н.э.

В функции трибунов входили такие действия как: созыв собраний, по воле и необходимости имели право наложить вето на решение должностных лиц и сената. Борьба между двумя классами закончилась только в 287 г. до н.э. Именно тогда решения plere на собрании получили законодательную силу.

В начале 3 в до н.э. plere и patricii перестали быть разными сословиями, они сформировались в нобилитет. В нобилитет входили патриции и верхушка плебеев. Так же выделяются другие сословия, всадники (обеспеченное население страны, такие как крупные землевладельцы, крупные торговцы и ремесленники) и плебс (остальные граждане, крестьяне и мелкие землевладельцы). Разорившиеся свободные крестьяне сформировали класс пролетариев. Они не занимались производством, а жили за счет государственных раздач хлеба и других продуктов.

Во втором веке до н.э. возникает неустойчивая внутриполитическая ситуация. Экономика страны падает и возникает потребность в решении аграрного вопроса. Решение аграрного вопроса пало на плечи братьев Тиберия и Гая Гракх. Реформа Тиберия заключалась в том, чтобы ограничить землевладение на одну семью, а остатки распределять между людьми не имеющих земельных наделов, на правах наследственной аренды. Аристократия встретила эту реформу с резким негодованием и сформировалась коалиция против Тиберия. Тиберий был убит во время драки с противниками его реформ, а сами реформы так и воплотились в жизнь. Брат Тиберия Гай продолжил реформы через 10 лет, но уже старался учитывать желания всех классов.

.1 Возникновение республики

Основной причиной становления республика стали разногласия между патрициями и плебеями. Весомая разница в социальном положении и привилегиях не устраивали плебеев. Независимо от того богат ты или беден, если ты вырос в плебейской социальной среде, то ты не имел никаких прав. Вся власть была сосредоточена в руках патрициев. Заседать в Сенате могли только патриции.

В свою очередь у плебеев существовал ряд ограничений:

запрещена носка оружия

непризнание браков

запрет на пользование общинной землей,

запрет на принятие участия в религиозных обрядах

они не считались "римлянами" и прочее.

Нарастающая агрессия привела к восстанию плебеев, ведь эта среда была социально незащищенной и не имела никаких прав. Борьба за уравнивание в правах с патрициями принесла свои плоды. Плебеи выставляли такие требования как: право заседания в сенате, право занимать высшие должности (магистратуры), получение земель из общего резерва, отмена долгового обязательства, установление ограничений на занимаемый процент и другие правовые привилегии. Посредством усиления ратной способности плебеев, патрициям пришлось пойти на уступки и сформировать для них отдельный орган, который назывался народные трибуны. В этот орган избирались исключительно плебеи. Привилегия этого органа состояла в том, что они могли повлиять на решение других магистратур. Они налагали вето на решение патрициев и так же могли признать их недействительными, привлекать их к ответственность. В 452 г. до н.э. плебеи просили патрициев создать комиссию составом в десять членов и учредить им право создания законов. В 421 году до н.э. у плебеев появилось право, согласно которому они занимали должность квестора, но в силу это право вступило только в 409 году до н.э. В 337 году до н.э. плебеи получили право на должность претора, а уже в 300 году до н.э. благодаря законам братьев Огульниев, плебеи получили право занимать должности в жреческих коллегиях, потификов и авгуров.

С течением времени магистратуры стали доступны для плебеев и борьба с патрициями пришла в упадок. В 287 году до н.э. победа плебеев дала сильный толчок для формирования совершенно другого общества в Римском государстве. Уравнивание в правах патрциев и плебеев, дало новую верхушку из зажиточных родов, которые именовались нобилитетом. По мнению Н.С Елманова: "такие преобразования положительно сказали на внутреннем строении и формировании государства, а так же помогли в расширении и улучшении территориальных и межгосударственных отношений".

.2 Способ осуществления власти

В республиканский период осуществление власти немногим отличалось от власти, установившейся в период возникновения государства. За время существования республики, территории государства увеличились в несколько раз, и это осложнило государственное осуществление власти. Снизилась эффективность управления, что в конечном итоге стало причиной падения республиканской формы правления.

Римская республика имела черты как аристократического, так и демократического способа осуществления власти, но значительно преобладал первый. Это устройство отразилось на компетенции государственных органов: народного собрания, сената и магистратуры.

Власть осуществлялась только привилегированными органами, сенатом и магистратурой.

Действовали три вида народных собраний, которые именовались комициями:

- Comitia curiа

Comitia centuriata

Comitia tribute

Comitia curiа были основаны в 8 веке до н.э. В их полномочия входило обнародование решений войны и мира, так же могли избирать царскую власть. В период республиканской формы правления, с появлением других комиций, они потеряли свое значение в политической сфере, но имели вес в решении религиозных и семейных отношений. Так же они формально вводили права и обязанности должностных лиц. С течением времени они были заменены на собрание 30 curia.centuriata была основана в 6 веке до н.э. Ее основателем считается Сервий Туллий. Первоначально в планах Сервия это было собрание войнов, но в последствии их полномочия и состав, входивших туда лиц, стал разрастаться. Собрание решало вопросы войны и мира, избрания на должности вышестоящих лиц. Так же в их полномочия входили судебные функции.tribute делились на plere и patricii-plere. Это собрание граждан с областей государства. В 287 г. до н.э. произошел конфликт между плебеями и патрициями в ходе которого плебеи получили право на избирательную, а затем и на судебную власть. Так же они получили право избирать низших магистратов. В состав комиции входило 35 триб. В республиканский период собрание имело право на принятие законов и проведение выборов.

На Comitia tribute выбирали kvester, plere tribunus , plere aedilis. Так же выбирали главного понтифика, рассматривали жалобы и штрафы.

Созывали народные собрания исключительно по желанию и политической необходимости высших лиц. Они имели право прервать, перенести или вовсе прекратить собрание. Голосование было открытым и тайным.был, чуть ли, не главным механизмом всего Римского государства. Сенаторов избирали Censor (цензоры), лица составлявшие списки граждан, они же распределяли по centuria и tribus. Сенаторы избирались из богатых семей, представителей знатных родов. По структуре своей сенат был консультационным органом, но его полномочия разрастались. Органы специального назначения, цензоры, распределяли граждан по центуриям, раз в пять лет они выбирали из списка сенаторов, которые представляли нобилитет, сенаторов уже прежде осуществлявших свои полномочия на местах государственного значения. В распоряжении Сената находилась государственная казна. Сенат мог устанавливать налоги, рассчитывать и распределять финансовые расходы. Так же Сенат должен был обеспечивать общественную безопасность, следить за благоустройством страны, а так же за религиозным культом. Во внешнеполитические обязанности Сената входили такие полномочия как: утверждение мирного договора и договора о союзе, в крайних мерах Сенат имел право на установление диктатуры в стране.

выборность

иерархичность

безотлагательность

коллективность

бескорыстность

надежность.

Членов магистратуры избирали сроком на один год, не считая диктаторов, которых избирали сроком на 6 месяцев. Магистратуры по своей структуре были коллегиальным органом. На один пост, как правило, отбиралось небольшое количество людей. Их особенность состояла в том, что магистрат имел право осуществлять собственное заключение, но заключение могло быть аннулировано другим членом магистратуры. Так же особенность Римского магистрата заключалась в том что, магистрат стоящий выше по должности, мог снять предложение магистрата ниже него.

По структуре власть магистрата разделялась на:

высшую

общую

В наивысший магистрат входили такие привилегии как: осуществление военных полномочий и право на заключение перемирия. Так же они имели право на созыв Сената, народного собрания и представление в качестве их участников. Право на публикацию законов, их исполнение, судопроизводство. Высшая власть принадлежала Dictator, Konsul и Рotest.

Магистратуры делились на:

ординарные (кonsul, рotest, сensor, quaestor, aedilis)

экстраординарные

Следует отметить, что немаловажное место среди магистратов занимали плебейские трибуны. Они имели право вето в разрешение вопроса за равноправие плебеев. С течением времени, увеличилась роль сенаторов, и активность плебейских трибунов пошла на убыль.

Если вести речь об экстраординарных магистратурах, то следует отметить, что они создавались в чрезвычайный период, в период особой опасности и грозящего наступления врага. Война с другими государствами, восстание рабов или же отягощающие беспорядки внутри страны.

Так же в период республики кардинально меняется роль жреческих коллегий. Их функции и роль утрачиваются. Так же утрачивает свои функции верховный понтифик. Он перестает быть верховным судьей, но с появлением плебейских трибун к ним перешло право запрета, а к преторам перешли их судебные функции.

В период Поздней Республики особенно развиваются рабовладельческие отношения. Окончательно сформировавшееся классическое рабство (в 2 веке до н.э.), где рабы выступали главной производственной силой. Осуществлялся переход от мелких земельных территорий к более обширным, таким как латифундии, виллы и прочее. Так же наблюдался активный рост ремесла. Ремесленниками выступали как рабы, так и свободные граждане. Активно возводятся мосты. Развивается водопровод. Возникает мода на строительство многоэтажных домов, которые назывались инсулы.

Развивается обширная сеть дорожной магистрали.

3.3 Территориальное устройство

Территория Рима в период начального формирования республики была невелика. После завоевания городов Габий и Фидены, площадь Рима составляла 870 кв.км. Активные завоевания дали свои плоды. Римлянами было установлено несколько колоний в порте Цирцеи и городе Сигния. Так же им удалось взять под свой контроль устье Тибра и соорудить через него мост. Наблюдается несколько масштабных завоеваний и расцвет Рима как государства.

Особенно крупными войнами считалась война с Италией и Пунические войны.

Война с Италией (340-268 гг. до н.э.)

Причиной разгоревшегося конфликта являлся отказ латинянам на место в римский сенат. Побуждение латинян вызвалось тем, что плебеи отвоевали себе место в сенате, хотя патриции и главные члены сената были против.

За отказом римлян последовал ряд вооруженных набегов на латинскую федерацию.

Давним врагом Рима были этруски. Они желали подавить и взять в свои владения: побережье южной Италии и Неаполь. Разгорелась война, в которой Рим, со своим прекрасным вооружением и обученной армией, взял победу. Территория и границы Рима расширились на тысячи километров.

Пунические войны (264-146г. до н.э.)

Пунические войны, включают в себя серию войн. Первая Пуническая война началась в 264 г и продолжалась 24 года. Причиной войны послужили плодородные и красочные земли Сицилии. Так как Рим был полноправным хозяином Италии, он не мог оставить Сицилию, за которые в то время велись ожесточенные бои, в стороне. Самым главным противником Рима был Карфаген. Хорошо вооруженная и обученная армия Карфагена являлась достойным противником. Понимая трудность овладения Сицилией и победы над Карфагеном, Рим придумал ряд мер. Так как Карфаген был морской державой, победа была вероятнее всего только на море. Чтобы превратить морскую битву в сухопутную, римляне придумали абордажные мосты, благодаря которым разгромили флот Карфагена. Результатами побед стало превращение Сицилии в римскую провинцию, захват Корсики и Сардинии.

Вторая Пуническая война началась в 218 г. до н.э. и окончилась в 202 году до н.э. Усиление власти и обороноспособности стран Рима и Карфагена, благодаря первой Пунической войне, разграничило и сферы влияния. Италия была полностью подвластна Риму, а Испания Карфагену. Двадцатишестилетний юноша, по имени Ганнибал, взял в свои руки руководство над Карфагеном. В первую очередь он принялся объединять свои владения, дабы усилить мощь государства. Для объединения Испании ему пришлось завоевать Сагунт, но Сагунт попросил помощи у Рима. Так как дипломатическим путем решить вопрос не удалось, разгорелась война. Молодой полководец Ганнибал, совершил переход через Альпы с многочисленной армией, слонами и всяческим военным оборудованием, что казалось на тот момент, действием невозможным. Рим был настолько шокирован, что под натиском карфагенской армии были разбиты две колонии на реке Тицин и на реке Требия. Из-за многочисленных поражений в Риме было объявлено чрезвычайное положение. Диктатором становится Фабиус. Не давая главного сражения, Фабиус изматывал противника мелкими войнами и тем самым ослабил армию Ганнибала. С течением шести месяцев консула меняют и правление переходит к Теренцию. Он необдуманно и скоропостижно дал бой при Каннах и понес страшные жертвы. Многие крупные города были повержены, и перешли под власть Карфагена. Рим был готов пасть. В 211 году до н.э. был переломный момент, благодаря которому римское войско оправилось и перешло в наступательные действия. Римляне захватили город Капуя. В 212 году до н.э. они одержали ряд побед при Лукания и Апулия, захватили крупный порт Тарент. В 209 году до н.э. был взят Новый Карфаген. В 207 году до н.э. римляне разбили галльское войско у Сены. В 206 году до н.э. была провозглашена полная капитуляция Карфагена.

В результате войны, Рим возрос и стал, по истине, великой державой. Величие Рима распространилось на все Западное Средиземноморье, а Карфаген, в свою очередь, утратил все привилегии и статус могущественной державы. государство древний рим власть

Третья Пуническая война продлилась три года с 149 г. до н.э. до 146 г. до н.э. Карфаген был разрушен и выполнял все пункты, которые были предусмотрены в договоре. Но со стороны Массиниссы были постоянные набеги, разорение земель Карфагена. Жители просили защиты и помощи у римлян, но в ответ ничего не получили, тогда решили действовать сами. Они выставили войско против нумидийцев, но Рим увидел в этом нарушение договора. Военные действия были свернуты и Карфаген окончательно разрушен.

Активная внешняя политика, проводимая Римом, увеличила численность рабов. Они постепенно начали вытеснять мелкие землевладения крупными. Из-за разорения итальянского населения стали пополнятся ряды римских пролетариев. Они не занимались какой-либо деятельностью, жили за счет раздачи хлеба и других продуктов. По причине разорения крестьян, нужны были кардинальные меры.

.4 Реформы

Второй век отличается эпохой реформ и преобразований. Вся эпоха была разделена на два настроения и периода. Первому присуще больше восполнение старого, возвращение прошлых нравов и идеалов. Такой консервативный характер поддерживал Катон Старший. Второй период отличался нововведениями, экономическими и политическими преобразованиями и представлял эти идеи Тиберий Гракх. Он хотел перенести все основные заботы и решения из сената в трибунат.

Реформы Катона были направлены на ликвидирование роскоши в быту женщины и семьи в целом:

женщинам запрещалось носить изделия из золота

количество средств на обед было определено законом

если женщина была единственной в семье, ей запрещалось получать наследство больше чем в половину.

Помимо реформ, ущемлявших права женщин, так же были осуществлены реформы направленные на улучшение отношений среди полководцев, на ликвидацию взятничества, обваровывания государственной казны и прочих нарушений.

Начало серьезных преобразований принято считать с 149 года до н.э. В этот период были изданы законы по защите прав провинциалов. По законам их обещали оберегать от грабежа, вымогательства и прочих неправомерных действий в их сторону. По реформам Пизона был назначен постоянный судебный орган, комиссия, которая контролировала рассмотрение жалоб со стороны провинциалов, а так же защиту их интересов. Отдельно шли разбирательства, по факту вымогательства, для них создавалась отдельная комиссия. В комиссию входило 32 человека, которых избирал сенат. Главным назначался претор. Он следил за исполнением всех должностных обязанностей и правил организацией судебного процесса.

Заметно улучшилось денежное положение государства и населения. Функции самого суда стали расширятся и трансформироваться. Теперь круг обязанностей судей расширялся, так как можно было подавать жалобы не только на взятничество, но и на ожесточившееся отношение, так же можно было обвинять в неэффективном управлении провинцией.

Реформы Гракха заключали в себе ряд мер, по улучшению земледелия среди крестьянства. Так как свободный земли для граждан не было, он предложил воспользоваться землей, которая принадлежала гражданам на праве владения, а не частной собственности. Как пишет И.В. Алферова: "мнения по поводу реформ Гракха разделились. Одни считали, что в стране поднимется аграрное хозяйство, другие считали, что действия Гракха несправедливы, ведь он отнял, путем купли- продажи, частные земли граждан, которые затрачивали многие годы, средства и труда, на восстановление плодородности земель". Сенат встретил реформы с негодованием. Но впоследствии, преодолевая все преграды, реформы вышли в свет.

Брат Тиберия продолжил ряд реформ. Будучи уже в должности трибуна, реформы были воплощены и действовали в стране.

Первый закон: если последовала устранение с должности магистрата, путем народного решения, то человек, занимавший эту должность, не имел права занимать верховные места.

Второй закон: наличие гарантий против неправомерных действий со стороны консулов и сената.

Третий закон: первоначально, до избрания консулов, избирались провинции, дабы не пугать, а заранее предупреждать людей об их предстоящей работе.

Четвертый закон: судебная власть, осуществлявшаяся против провинциалов магистратов, была отдана всадникам. Так же против Сената была выдвинута аристократия.

.5 Государственное устройство Древнего Рима во время правления Суллы (83-80 гг. до н.э.)

Сулла захватил власть в Риме, с помощью многочисленного войска. В Римской истории это первый случай, когда армия и люди перестали подчиняться народному собранию, а были подчинены только власти диктатора. Его преобразования основывались на том, что бы возвысит роль Сената и отделить трибунов от управления и решения государственных вопросов. Трибуны зависели полностью от Сената и не могли решать прежние вопросы, без его одобрения. Трибуны не имели права вносить свои идеи на рассмотрение в народном собрании без дозволения Сената. Фактически они утратили былое значение. Сам Сулла был членом Сенатской партии и считал, что необходимость в трибунах отпала. Сами трибуны избирались исключительно из числа сенаторов и не имели права после занимаемой должности трибуна, занимать иные должности, а именно претора и консула. Так же были лишены права, наравне с трибунами, трибутные комиции. Сам сенат тоже претерпели некоторые изменения: число сенаторов было увеличено до 600 человек, они имели право следить за судебным процессом провинциальных магистратов, деятельность Сената была расширена, в связи, с расширением деятельности судов.

Так же потерпели преобразования консулы. Для того, чтобы привлечь людей на эту должность, было решено, что консулы будут проводить год в Италии на отведенных им, по должности, местах.

Было увеличено число преторов до 8 и квесторов до 20. Этими действиями Сулла ослабил власть среди государственного аппарата и возвысил свою роль, как властителя и диктатора. Сами реформы действовали и после смерти диктатора, но сравнительно не долго. Трибуны недовольные своим положением, решили направиться к консулам с просьбой о восстановлении их власти. Их просьба была удовлетворена. И уже в 75 году до н.э. власть трибунов была возобновлена.

Реформы и преобразования Суллы оставили огромный след в государственном аппарате Рима. На протяжении долгих 50 лет, трибуны провоцировали войны и создавали напряженную ситуация в стране. Сулла это понимал, и его решение ограничить полномочия трибунов было взвешенным и необходимым. Во-первых, для возвышения своей роли и статуса среди граждан государства, а во-вторых, для уменьшения столкновений и агрессии со стороны других стран.

3.6 Государственное устройство в период правления Цезаря

Власть в руках Цезаря оказалась, благодаря гражданской войне, возникшей в 49 году до н.э. Цезарь объявил себе пожизненным диктатором. Наряду с этим Сенат наделил Цезаря званием военачальника, впоследствии императора, и позволил это право передавать по наследству.

Власть Цезаря была неограниченной, для полной свободы действий, он применил ряд мер:

он обеспечил себя властью диктатора на 10 лет

взял на себя право консульства

присвоение цензорской власти

присвоение трибунской власти

предоставление места между консулами

право высказывать свое мнение первым.

Наряду с этим, Цезарь имел право носить лавровый венок, распоряжаться началом игр.

Стремление укрепить государство заставило Цезаря несколько облегчить положение плебса, так же он оказывал поддержку военным ветеранам, упорядочил налоговые сборы и без особых затруднений наделял римским гражданством. Усилился рост колоний. В основном, появление колоний было в провинциях. Был заново заселен Карфаген и Коринф. Так же было ограничение выезда из страны:

обычный гражданин мог въезжать за пределы страны не больше чем на три года

дети магистратов право выезда не имели.

Но были исключения:

сын магистра имел право въехать за границу, только в составе армии правителя.

Были приняты меры по борьбе с безработицей:

1/3 часть пастухов Италии, должна была набираться из свободных людей

увеличение строительных работ

собственные колесницы

редкие фрукты

изделия из золота превышающий установленный стандарт

Многие свои реформы Цезарь так и не успел осуществить. В 44 году до н.э. Цезаря убили на одном из заседаний. Заговорщики окружили его и нанесли ему двадцать три ножевых ранения. Цезарь пытался сопротивляться, но когда увидел среди заговорщиков своего близкого друга, Брута, который был ему как сын, он перестал противиться.

Согласно распоряжению, оставленному Цезарем, любой гражданин Рима получал от бывшего властителя денежную сумму, сады Тибра переходили в общее обращение, так же по завещанию Юлий усыновил своего племянника Октавиана и передал ему 3/4 своего имущества.

.7 Падение Республики

В Риме возникают противоречия социально-классового характера. Нарастающий конфликт между группировками, которые пытались захватить власть, сильно обострял ситуацию в стране. Так же возникали разногласия среди имущего и малоимущего населения. Так как в период республики территории Рима значительно увеличились, а на период падения республики как таковой централизованной власти не было, то возникал вопрос, как подавить завоеванное население. Из-за ряда еще более существенных проблем, возникает острая необходимость к переменам. Продолжение государственного и социального устройства такого рода недопустимо. Рим входит в период кризиса. Двадцать седьмой год до н.э. считается датой падения Республики и началом нового периода, периода империи.

Глава 4. Государственное устройство Древнего Рима в период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

г. до н.э. принято считать началом империи. Римская империя делится на принципат и доминат.

Принципат- это форма государственного образования, при котором сочетаются республиканские и монархические особенности.

Доминат - форма государственного устройства, близкая по сходству с монархией.

.1 Период принципата (27 г. до н.э. - 235 г. н.э.)

Октавиан, племянник Цезаря, становится первым императором и наделяет себя полномочиями принципса, т.е право стоять первым в списке сенаторов. Его власть становится неограниченной, и он выполняет все функции полноправного властителя. Власть принципса передавалась по наследству. С возникновением периода принципиата меняется и роль Сената. Из народных собраний сохраняются лишь трибутные, но и их созыв становится чрезвычайно редким. Сенат утратил все свои привилегии, и в его задачу входило подтверждать решения принципса. Наряду с этим, создается аппарат чиновников, где главой является совет и канцелярия самого принципса. На эти должности назначает сам глава государства из приближенных к нему лиц. В задачи канцелярии входили финансовое ведение дел, прошения, распоряжение императорским имуществом, распоряжение императорским судом и прочее.

Главные чиновники делились на:

префект претория (командование гвардией)

префект города Рима (распоряжался полицейским отрядом)

префект анноны (контролировал поставки пшеницы в Рим)

префект вигилов (ведал пожарной охраной Рима и отвечающее за порядок в ночное время)

префект лагеря (комендант легионного лагеря в ранге военного трибуна)

Так же наблюдалось видоизменение территориального устройства. Провинции были разделены на императорские и сенатские. Императорскими провинциями управлял наместник, которого избирал глава государства. Сенатскими провинциями управлял выбранный сенатор, который подчинялся и сенату и принципсу. Прибыль с сенатских провинций поступала в государственный резерв, который именовался эрарием, а доходы с императорских провинций поступали в индивидуальное распоряжение императора - фиск.

Принципат делился на несколько этапов:

Правление династии Юлиев-Клавдиев (27 г. до н.э. - 68 г. н.э.)

Год четырех императоров (68 -69 н.э.)

Правление династии Флавиев и Антонинов (69-192 гг. н.э.)

Правление династии Северов (193-235 гг. н.э.)

Кризис 3 века (235-284 гг. н.э.)

.2 Государственное устройство в период принципата

Период принципата начинается с начала правления Октавиана и заканчивается правлением Юлиана Первого.

Каждый император в период принципата внес свои преобразования в государственное устройство Рима.

Октавиан (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) - сформировал бюрократический аппарат, укрепил границы Рима, благодаря внешней политике, период его правления можно назвать периодом расцвета живописи и искусства.

Последующие правители (Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон) продолжали укрепление своей власти, единоличной и неотчуждаемой. При них окончательно перестали созываться народные собрания, бюрократический аппарат достиг своего пика, одобрялись наветы и прочие доносы разного характера, насилие над врагами не являлось чем-то осуждаемым, а наоборот поощрялось, и было неотъемлемой частью жизни. Положение провинций становилось хуже, так как увеличились налоги и произвол вышестоящей власти.

Нормализация ситуации пришлась только на конец первого века. Прекратились необоснованные доносы и положение провинций заметно улучшалось.

В 98 году н.э. к власти пришел император Троян. Благодаря императору были расширены границы Римской империи. Велось активное строительство, а так же строились укрепления и сооружения на случай войны. Заметные изменения происходят и в других сферах жизни. Вводится такое понятие как латифундия, до этого крупными, а тем более собственными, владениями никогда не пользовались. Латифундии арендовывали колоны (мелкие землевладельцы).

Из-за недостатка рабочей силы, рабов начали наделять некоторыми привилегиями:

им разрешалось заводить семью

для них выделялось некоторое имущество

На годы правления Марка Аврелия (161-180 гг. н.э.) выпала участь защищать границы государства от частых набегов со стороны германских племен. Начавшийся в третьем веке внутренний кризис, обуславливался отсутствием и ослаблением центральной власти. Провинции стремились к независимости от Рима, как к политической, так и экономической. Частая смена императоров, ухудшило положение населения государства. Как следствие кризиса, наблюдается ослабление границ государства, ослабление войска, ослабление экономических и политических связей между граничащими государствами, упадок культуры. На смену периоду принципиата приходит период домината.

4.3 Период домината (284-476 гг. н.э.)

После правления династии Северов, начинается династическая борьба. Борьба за власть. Наступление полувековой эпохи отсутствия централизованного управления отрицательно сказалось на обороноспособности страны, а так же жизни населения. Необходимость в преобразованиях и другой системы управления стала неизбежной. Период принципата заменяется доминатом.

В период домината приходит к упадку рабовладельческий строй. Крупные землевладельцы усиливают свое влияние. Пропадет полисная система. В религиозной сфере тоже происходят преобразования, культ богов уходит на второй план, ему на смену приходит христианство. В третьем веке рабы учиняют восстания, с требованиями уравнять их в правах со свободным населением.

Рим становится монархическим государством, с абсолютной властью в руках правителя.

Государственный совет превращается в консисториум. Чиновничий аппарат делится по иерархической системе. Римом управляет префект. Префекта назначал император, и префект полностью подчинялся ему. Так же меняется и военная структура. Армия подразделяется на: подвижные и пограничные войска.

.4 Государственное устройство в период домината (284-476 гг. н.э.)

Первым императором в пору домината является Диоклетиан (284-305 гг. н.э.). В его заслуги входит упрочнение государства. Он реформировал систему управления. Было изменение территориального устройства страны. Так же реформы коснулись и экономической сферы. Реформа налогообложения положительно повлияла на бюджет страны и населения в целом. Налоги взимались больше не натуральным продуктом, а валютой. В округах был введен размер землевладения и количество лиц, которые могут обрабатывать землю. Административная реформа тоже положительно повлияла на государственное устройство. Империя была разбита на две части: западную и восточную. Диоклетиан назначил себе управляющего- цезаря. А цезарь назначил, в свою очередь, управляющего себе. Родилась система четырехвластия.

В период абсолютной монархии происходит возвеличивание правителя. К нему обращались, начиная со слов "господин". Так же было неотъемлемой частью жизни, приближенного к правителю общества, величие и пышность придворных церемоний.

Во время правления императора Константина (306-337 гг. н.э.) окончательно закрепилась абсолютная власть правителя. Именно в это время начиналось заложение основ христианства, как государственной религии. Христианство было принято наравне (равноправной) с другими религиями. Центром Римской империи становится Византия. В честь себя Константин переименовал город в Константинополь. Благодаря денежной реформе, валюта стабилизировалась, и денежный оборот набирал силу. В военной сфере тоже наблюдался ряд преобразований: военная профессия становилась наследственной. Административная реформа, которую начинал Диоклетиан, была закончена.

Было ликвидировано четырехвластие. В двух участках Рима были образованы префектуры, которые управлялись префектами. Военная власть осуществлялась военными магистрами - два руководителя пехоты и два руководителя конницы. Префектуры в свою очередь делились на диоцезы, которые возглавлял викарий. А в провинциях диоцезами управлял ректор. На смену старым традициям пришли новые, что повлияло на гармоничное развитие эпохи домината. Доминат опирался на: армию, бюрократический аппарат и христианство.

Последним императором становится Феодосий первый (379-392 гг. н.э.). Он официально провозгласил христианство государственной религией. Осуществлялось гонение неверующих, разрушение иных храмов, запрет на проведение Олимпийских игр. На смену Феодосию пришли два его сына. Они разделили римскую империю на две части - Западную и Восточную. Раздел империи носил спасительный характер. Братья подразумевали, что благодаря, разделу государства они предотвратят падение рабовладельческого строя, который так был необходим для землепользования. Но восстания не прекратились, а только ожесточились, что особенно коснулось Западной части Рима.

Восточная часть империи именовалась Византией. Западная часть Рима постепенно распадалась, под влиянием набегов. Многочисленные вторжения варварских племен окончательно подавили величие Западного Рима и в 476 г. разрушили его.

Заключение

На протяжении нескольких веков Рим испытывал и взлеты, и падения. Как и каждое государство, Рим переживал и междоусобицы, и казнокрадство, и всяческого рода ошибки. Но наряду с этим, с каждым годом величие Рима росло. От маленького городка, его территории разрослись до целой империи. Благодаря реформам и преобразованиям великих правителей и политиков: Цезаря, Сулла, Братьев Гракх, Сервия Тулия и многих других, возросла роль Рима на международной арене. С каждым из периодов происходили свои переустройства и в военной сфере, и экономической, и политической, и сословной, и культурной.

Аграрные реформы, дали некоторую свободу для порабощенного населения. Крестьяне могли возделывать земли и жить за счет своего натурального хозяйства. Что касается роли Сената, то с каждой эпохой, ее ждали и величие и падение. В эпоху республики его влияние существенно возросло и функции, которыми наделялся Сенат охватывали все сферы жизни общества. После борьбы патрициев и плебеев, роль Сената была несколько ограничена, но своего весомого значения он не терял. В эпоху империи роль Сената уменьшается, и необходимость в Сенате отпала, власть полностью переходит в руки одного правителя.

С каждой осуществленной реформой Рим делал шаг к укреплению государства и его границ. Военная мощь государства была практически непоколебима. Рим не только присоединил к своим границам Италию, но и полностью разрушил великую державу-Карфаген.

В период существования Рима были возведены прекрасные строения: Святилище Фортуны Перворожденной, Колизей, Пантеон, Базилика Константина и многие другие прекрасные строения. Некоторые сооружения сохранились и по наши дни. Рим отличался своим новаторством в техники, строительстве и прочих областях. Именно мастера Рима придумали: бетон, освещаемые туннели, зебру, центральное отопление, дороги и прочие гениальные сооружения.

Организация государственного устройства Древнего Рима была структурирована и высокоорганизованна, его сплоченность и военная мощь, помогали в расширении территорий и возвеличивании страны среди других государств.

Список литературы

1. Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова "Всемирная истории: учебник для студентов вузов". "ЮНИТИ-ДАНА", 2009 г.

. Попова Г.Н "Экономическая история". "ОмГУ", 2006 г.

. Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидков " История государства и права зарубежных стран", "НОРМА", 2004 г.

. Алферова И.В. Римские Древности: краткий очерк. - Смоленск: Русич, 2000, - 384 с.

. Бадак А.Н. и др. История древнего мира. Древний Рим. - Мн.: Харвест, 2000. - 864 с.

. Елманова Н.С. Энциклопедический словарь юного историка. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 448 с.

. Ковалев С.И. История Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. - 744с.

. Крушило Ю.С. "Хрестоматия по истории древнего мира" Москва 1980 г.

. Струве В.В. "Хрестоматия по истории древнего мира" Москва 1975 г.

. Третий том истории древнего мира. Москва 1980 г.

. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Москвы Высшая школа 1987 г.

. Немировский А.И. "У истоков исторической мысли" Воронеж 1979 г.

. Утченко С.Л. "Политические учения древнего Рима III-I вв. до н.э." Москва 1977 г.

. Кузищин В.И. "История Древнего Рима" Москва, Высшая школа 1982 г.

. https://ru.wikipedia.org

Похожие работы на - Государственное устройство в Древнем Риме

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!