Дефицит и профицит федерального бюджета как условие экономического развития

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дефицит и профицит федерального бюджета как условие экономического развития

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

.1 Сбалансированность федерального бюджета

.2 Дефицит федерального бюджета. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

.3 Государственные заимствования как источник финансирования дефицита федерального бюджета

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С 2008 ПО 2013 ГОД

.1 Анализ сбалансированности федерального бюджета

.2 Анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета

.3 Анализ государственных заимствований

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

.1 Мировой опыт обеспечения сбалансированности государственного бюджета

.2 Проблемы обеспечения сбалансированности государственного бюджета

.3 Пути решения проблем обеспечения сбалансированности государственного бюджета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Дефицит и профицит федерального бюджета как условие экономического развития» связана с тем, что Федеральный бюджет Российской Федерации - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Кроме того, через федеральный бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения, направляющиеся на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов.

Федеральный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. С помощью государственного бюджета правительство аккумулирует денежные средства через финансовые механизмы, осуществляя выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач. Федеральный бюджет является планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Дефицит или профицит федерального бюджета является показателем выполнения государством расходных обязательств, а также эффективность налоговой системы. В целом данное явление является показателем состояния экономики государства.

Объектом исследования служит федеральный бюджет. Предмет - дефицит и профицит федерального бюджета. Целью работы является выявление основных проблем обеспечения сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации.

Задачами выпускной квалификационной работы служат:

Раскрыть экономическую сущность дефицита федерального бюджета и источников его финансирования.

Проанализировать сбалансированность федерального бюджета.

Проанализировать источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Выявить основные проблем обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

Разработать рекомендации по решению проблем обеспечения сбалансированности дефицита государственного бюджета.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовались такие методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, дедукция.

При написании работы использовались: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год», Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год», Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов», нормативные данные Министерства Финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Отчеты Федерального Казначейства об исполнении федерального бюджета, иные нормативно-правовые акты, а также учебные материалы по экономической теории и финансам, статьи экономических журналов, в частности о федеральном бюджете, таких авторов как Поляк Г.Б., Ковалев В.В., Мысляева И.Н., Виноградов В.В.

Дипломная работа содержит три главы. В первой главе отражаются теоретические основы федерального бюджета Российской Федерации и его составляющих. Вторая глава содержит непосредственный анализ федерального бюджета с точки зрения его доходной и расходной части, анализ сбалансированности федерального бюджета, анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета. Содержание третьей главы заключается в рассмотрении мирового опыта обеспечения сбалансированности государственного бюджета на примере стран с федеративной формой правления, выявлении проблем, возникающих при обеспечении сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации, а также пути их решения.

ГЛАВА 1. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

.1 Сбалансированность федерального бюджета

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта для образования и использования особого централизованного фонда денежных средств в целях удовлетворения потребностей общества [21, 154c].

Федеральный бюджет содержит доходную и расходную классификацию средств, которая представляет собой бюджетную классификацию. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [1].

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти, формирующиеся в соответствии с бюджетной классификацией и закрепленными Бюджетным Кодексом и иными нормативно-правовыми актами нормативами зачисления средств в федеральный бюджет, за исключением источников финансирования дефицита федерального бюджета [1].

К доходам федерального бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [1].

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, в том числе казенных

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы [1].

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования [1].

В состав доходов бюджетов также включаются:

часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

безвозмездные поступления: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями

средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении [1].

Нормативы распределения доходов в федеральный бюджет согласно Бюджетному Кодексу представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Отдельным видом доходов федерального бюджета являются нефтегазовые доходы федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния [1].

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета [1].

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые в целях исполнения расходных обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения задач и функций государства.

Едиными для бюджетов бюджетной системы разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются

Общегосударственные вопросы.

Национальная оборона.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Национальная экономика.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Охрана окружающей среды.

Образование.

Культура, кинематография.

Здравоохранение.

Социальная политика.

Физическая культура и спорт.

Средства массовой информации.

Обслуживание государственного и муниципального долга.

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1].

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, представляющие собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета [14, 24c.].

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Также законодательством может быть предусмотрено исполнение расходных обязательств за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов представляет собой бюджетную систему Российской Федерации, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации [1].

Федеральный бюджет формируется на основе принципов бюджетной системы:

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип самостоятельности бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.

Принцип прозрачности (открытости).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип подведомственности расходов бюджетов.

Принцип единства кассы.

Принцип сбалансированности бюджета [1].

Рассмотрим более подробно принцип сбалансированности бюджета как один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Сбалансированность федерального бюджета даже при наличии дефицита федерального бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета [11, 132c.].

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета государству приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса [10, 156c.].

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;

сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе приватизации государственной собственности;

жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков [11, 167c.].

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов [19, 209c.]

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов [19, 214c.].

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение [25, 309c.].

В случае если расходы федерального бюджета превышают доходы федерального бюджета, возникает дефицит федерального бюджета, в обратном - профицит федерального бюджета.

Профицит федерального бюджета предполагает превышение доходов федерального бюджета над его расходами. Глава 12 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, посвященная профициту бюджета и регламентирующая порядок его использования исключена Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ.

1.2 Дефицит федерального бюджета. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами. Статья 92.1 Бюджетного Кодекса регламентирует порог размера дефицита федерального бюджета, предполагающий тот факт, что дефицит федерального бюджет не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. посмотреть БК РФ [1].

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году [1].

Дефицит федерального бюджета имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, то в будущем рост производства и прибыли в инвестируемых государством отраслях возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает субсидирование нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. Причиной возникновения бюджетного дефицита могут быть также кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение [17, 56c.].

В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусмотрено финансирование дефицита федерального бюджета источниками, не являющимися согласно законодательству доходами федерального бюджета. Источники финансирования федерального бюджета утверждаются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на два последующих за финансовым годами при принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом.

Классификация источников финансирования дефицита федерального бюджета включает группы "Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов" и "Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов":

Группа "Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов" детализирована следующими подгруппами:

«Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации»:

Похожие работы на - Дефицит и профицит федерального бюджета как условие экономического развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!