Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    316,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Аннотация

Курсовая работа 34 стр; 2 рисунка; 1 таблица

Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Основная цель данной работы: изучить влияние государственного долга на функционирование экономики Российской Федерации.

Задачи:

Раскрыть понятие государственного долга РФ;

Рассмотреть формы и содержание государственного долга;

Выявить основные виды государственного долга;

Рассмотреть методы управления и регулирования государственного долга;

Определить социально-экономические последствия государственного долга.

Введение

Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных.

Государственный долг - это одна из наиболее актуальных проблем. Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

Актуальность темы определяется также важностью проблемы формирования государственного долга страны, как в теоретическом , так и в практическом аспектах. Это в равной степени относится как к периоду его формирования, так и проблематике настоящего времени. Проблема государственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России и уже этим заслуживает самого пристального внимания со стороны различных исследователей. Государственный долг - такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение - не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.


. Экономическое содержание государственного долга

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.

Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.

Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Понятие общегосударственный долг - более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. Бюджетный кодекс РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях

погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. Его состав зависит от форм государственного кредита, которые используются для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. Согласно статье 98 Бюджетного кодекса РФ - в объем государственного долга Российской Федерации входят только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно Бюджетному кодексу РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Причинами возникновения государственного долга являются:

чрезвычайные обстоятельства (войны, террористические акты, крупные стихийные бедствия), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям;

экономические спады, которые обусловлены автоматически достигнутой нестабильностью экономики. То есть в условиях экономического спада сокращается национальный доход, что ведет к уменьшению налоговых поступлений и возникает бюджетный дефицит, который погашается государственными займами;

кризисные явления в экономике - неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политик.

крупные государственные вложения в развитие экономики. В этом случае бюджетный дефицит отражает активное государственное регулирование экономики, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в ее структуре;

социально-экономическая политика государства. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов является снижение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации сбора налогов, уклонение от уплаты налогов);

социальные изменения.

Причины возникновения государственного долга на примере США и России:

в США государственная задолженность, накопившаяся к концу 1980-х - началу 1990-х гг. (около 5,5 трлн. долл.), связана, во-первых, с войнами, требовавшими огромных государственных расходов и приводившими к дефициту государственного бюджета. Финансирование же его происходило за счет выпуска государственных облигаций.

Во-вторых, периодические спады, во время которых налоговые поступления уменьшались и, при прочих равных условиях, увеличивался бюджетный дефицит. Особо неблагоприятными в этом отношении были

Великая Депрессия ,кризисы и увеличение расходов на оборону и борьбу с терроризмом в 2001-2003 гг.

В-третьих, результаты действия правительства, действовавшего в русле макроэкономической политики, называемой «рейганомикой». Одной из наиболее характерных ее черт было масштабное сокращение ставок налогов.

На начало 2013 г. общая сумма внешнего долга США составила более 6 трлн. долл. а дефицит федерального бюджета, по расчетам аналитиков, составит 520 млрд. долл. в 2013 финансовом году.

декабря 2014 года долг достиг 16,432 трлн долларов. Дефицит бюджета США по итогам 2014 финансового года составил 1,2 триллиона долларов.

Причины образования государственного долга в России (на начало 2013 г. сумма внутреннего и внешнего долга составляла около 11,8 трлн. руб.) имеют свою специфическую историю.

Поскольку российскому правительству не удавалось вплоть до 2000 г. реализовать сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с 1995 г, за счет внутренних и внешних займов.

Напомним, что до 1995 г. Министерство финансов покрывало дефицит за счет прямых заимствований у Центрального банка, т. е. осуществляло монетизацию государственного долга. Эта практика была прекращена в 1995 г.

Однако, прекратив финансирование за счет прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счет внутренних займов. Выпуская ГКО-ОФЗ, правительство стремилось покрыть дефицит бюджета неинфляционным путем.

Однако мобилизованные средства использовались неэффективно, т. е. направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, убыточных отраслей (угольная промышленность), на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата и т. п.

Структурной же перестройке экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политике не уделялось должного внимания.

Таким образом, расширения налогооблагаемой базы не происходило и, соответственно, собираемость налогов в госбюджет оставляла желать много лучшего. Тяжелое налоговое бремя, вообще отсутствие налоговой реформы способствовало «уходу в тень» многих предприятий, что также означало сокращение налоговых поступлений.

С другой стороны, финансовые структуры (коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды) приобретали ГКО в расчете на их чрезвычайно высокую (по меркам стран с развитой рыночной экономикой) доходность, составлявшую в отдельные периоды до 200% годовых.

Нерезиденты (на рынке ГКО к середине 1998 г. их доля составляла около 30%) также приобретали ГКО, привлеченные их высокой доходностью. Приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, но денег в бюджете на это не было, и государственный долг рефинансировался.

Рефинансирование долга - это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

.2 Виды и структура государственного долга.

Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав

государственного долга включаются:

кредитные соглашения и договоры, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Виды государственного долга.

В зависимости от срока и объема обязательств государственный долг делится на:

капитальный государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

текущий государственный долг - это расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

1.3 Управление государственным долгом

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга - это своевременный его возврат и процентов по нему. Однако намерения государства не всегда совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:

погашение внешних и внутренних займов;

предоставление гарантий;

изменение условий выпущенных займов;

определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение этих мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.

Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают:

процентное соотношение суммы долга и ВВП;

долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

на первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

на втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления, они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

.4 Классический подход

Классический подход к определению роли госдолга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отношением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.

Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами.

Понятие «снижение деловой активности» означает кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что имеет место экономический спад (Он сопровождается банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления).

В период экономического спада целесообразно снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.

Классический подход к определению роли госдолга в экономике состоит в ис­пользовании его в качестве субститута налогов и заключается в том, что объем госзаймов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

Классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода.

.5 Альтернативный подход к определению роли государственного долга

Альтернативный подход основан на прямо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом преимуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере госзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.

В рамках рассматриваемого подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг - это финансовый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.

Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие «сбалансированности» бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения - на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотребления, а это означает, что нужно строить новые электростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономического роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в условиях международной конкуренции за ресурсы, за условия международной торговли.

2. Понятие внутреннего и внешнего государственного долга

2.1 Внутренний государственный долг

По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.

В статье Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Рассмотрим состояние внутреннего долга на примере Российской Федерации: Доходы и расходы Федерального бюджета запланированы в объеме:

Доходы на 2012 год 5.828,5 млрд. рублей, расходы 4.892,4 млрд. рублей;

Доходы 2013 год 6.587,4 млрд. рублей, расходы 5.621,6 млрд. рублей;

Доходы на 2014 год 7.034,0 млрд. рублей, расходы 6.083,0 млрд. рублей.

В целом за 2012-2014 годы объем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая его внутренним, а с 2013 года будут браться займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.

Федеральным Законом о федеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2013 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн. рублей. И только за январь - март 2013 года было уже привлечено 44.542,246 млн. рублей.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

.2 Внешний государственный долг

Внешний долг (External Debt) - это задолженность правительства страны перед иностранными кредиторами.

Государственный внешний долг в РФ - это задолженность РФ и ее субъектов физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным финансовым организациям, выраженная в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. Программа государственных внешних заимствований РФ включает перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Наличие некоторого внешнего долга у каждой страны - это весьма заурядное явление современной экономической жизни, так как активное участие правительства страны в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для финансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширить возможности правительства по стимулированию спроса в экономике.

Немного обратимся к истории. Кредитная история России началась в 1769 году, когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. рублей Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 годов. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913года равнялась 38 млн. рублей. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX века: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

А теперь рассмотрим данные 2014 года: внешний долг России по итогам 2014 года снизился на 18 процентов до 599,5 миллиарда долларов. Соответствующие данные содержатся в предварительной оценке Банка России. К началу прошлого года внешний долг составлял 728,9 миллиарда.

Долг органов гос.управления снизился с 61,7 до 41,5 миллиарда долларов, долги бывшего СССР упали с 2,01 до 1,77 миллиарда. ЦБ должен 10,4 миллиарда (год назад - почти 16 миллиардов), банки - 171,1 миллиарда (годом ранее - 214,4 миллиарда). Долг российских компаний перед внешними кредиторами упал за год с 436,8 до 376,5 миллиарда долларов.

Ранее, 14 января 2014 года, бывший министр финансов России глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин выразил уверенность, что вероятность дефолта России исключена. «Я даже ни на секунду не сомневаюсь в возможности государства исполнять свои обязательства по долгам - и по внутренним, и по внешним. В этом смысле возможность суверенного дефолта исключена, ее не может быть в принципе», - заявил эксперт. При этом он не исключил, что отдельные компании могут допустить дефолт, поскольку долг частного сектора достаточно велик, а возможности привлечения капитала ограничены из-за санкций.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, также заявил, что Россия будет выполнять все свои международные обязательства. Глава правительства подчеркнул, что у государства есть резервы, которые гарантируют своевременное погашение долгов. «Наша страна - надежный заемщик, надежный кредитор, надежный поставщик», - сказал Медведев в ходе Гайдаровского форума.

Также хотелось бы сравнить внешний государственный долг России с другими странами, например с США.

Сравнение госдолга России и США - любимое дело россиян. Посматривая на госдолг США, говорят о том, что, Америка - это страна банкрот. Действительно, госдолг США на душу населения составляет около 53000 долларов, тогда как ВВП на душу населения - 52000 долларов. Свидетельствует ли это о вероятности дефолта в США? Безусловно. Однако, практически такая вероятность равна нулю.

Внешний долг России на душу населения составляет 5000 долларов. ВВП на душу населения - около 6000 долларов. Однако, по последним событиям, мы видим, что это у нас дефолт в России, а не в США.

Рассмотрим рисунок, на котором видны платежи России по внутреннему и внешнему долгу в период с 2004 по 2014 года:

Рисунок 1 - Платежи России по внутреннему и внешнему долгу в период с 2004-2014 года.

На сегодняшний день внешний долг Российской Федерации складывается из:

задолженности Парижскому клубу;

задолженности перед странами, не вошедшими в Парижский клуб;

задолженности перед странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи);

задолженности международных финансовых организаций;

коммерческой задолженности СССР ;

рыночных займов (еврооблигаций);

предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

.3 Анализ государственного долга России в период с 2010 - 2014 год

Внешний долг РФ вырос в 2010 году до 488,94 миллиарда долларов на 1 января 2011 года с 467,25 миллиарда долларов на 1 января 2011 года, свидетельствуют предварительные данные Банка России.

Таким образом, внешний долг страны увеличился на 15,7 миллиарда долларов, или 3,4%.

В 2010 году России удалось сократить внешний долг на 10,2 миллиарда долларов, или 2,1%.

Наибольший вклад в увеличение внешнего долга внесли банки, которые в прошлом году, напротив, сократили внешнюю задолженность на 24,4%. Способствовали росту долга и органы госуправления, которые в прошлом году возобновили заимствования на внешнем рынке после более чем десятилетнего перерыва.

Исходя из того, что на 1января 2011 года внешний долг РФ составлял $488,94 млрд, получается, что за год он увеличился на 11,5%.

Внешний долг России за прошедший год вырос на 15,4% - с 545,150 млрд долларов 1 января 2014 года до 623,963 млрд долларов на 1 января 2013 года. Об этом свидетельствуют данные Банка России.

Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2012 год на 83,408 миллиарда долларов, или на 15,4%.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2010 - 2014годах (на конец года) представлена в следующей таблице:


2010 г. Отчет

2011 г. отчет

2012 г. оценка

2013 г. проект

2014 г. Проект

Государственный долг Российской Федерации

3 233,1

4 158,2

5 699,3

7 743,0

9 624,7

% к ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

% к предыдущему году


128,6

137,1

135,9

124,3

% к 2012 году




135,9

168,9

в том числе:






Государственный внутренний долг

2 094,7

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

% к ВВП

5,4

6,6

8,5

10,8

12,1

% к предыдущему году


140,4

154,9

139,0

124,4

% к 2012 году




139,0

172,8

Государственный внешний долг

1 138,4

1 217,8

1 144,3

1 412,1

1 751,5

% к ВВП

2,9

2,7

2,2

2,4

2,7

% к предыдущему году


107,0

94,0

123,4

% к 2012 году




123,4

153,1

Таблица 1 - Динамика объема структуры государственного долга Российской Федерации в 2010 - 2014 годах

Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 - 2013 годы практически в 1,5 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 1,5 раза в 2013 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,1% ВВП.

Рисунок 2 - Динамика объема государственного долга РФ в 2010-2014 годах

В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2014 года предусмотрен в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долларов США, или на 19,8 %, больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка - 40,4 млрд. долларов США).

3. Пути сокращения государственного долга

3.1 Государственные программы

В контроле и регулировании нуждаются любые процессы, состояния и действия. Легко представить себе тот хаос, который творился бы в экономике, если бы государство не создавало долгосрочных программ, не проводило мониторинг, не осуществляло должного контроля. Легко, потому что этот хаос мы наблюдали в начале 90-х годов в области государственного долга, когда государство в лице правительство и министерства финансов бездумно брало долги, не имея даже среднесрочной программы, не говоря уже о каких-то перспективных проектах. Период первой половины-середины 90-х гг. характеризовался тесным сотрудничеством РФ с МВФ, ЕБРР, а также частными кредиторами и инвесторами. Согласно отчетам спецкомиссии палаты представителей США, в РФ было перекачано в виде кредитов и вложений несколько десятков миллиардов долларов. Нередко эти деньги использовались, как нам говорили «по нецелевому назначению», а попросту разворовывались. государственный долг обязательство

До 1998 года у аналитиков складывалось впечатление, что Российское правительство живёт одним днём. В подтверждение этим словам можно привести ситуацию с внутренним долгом, которая была рассказана в предыдущей главе. Августовский кризис 1998 г. переломил эту тенденцию - уже действовавшие программы кредитования были заморожены, финансовые организации стали требовать возврата долгов. Для РФ настали трудные времена, усугубившиеся резким уменьшением притока нефтедолларов из-за упавших цен на черное золото. К этому добавилась политическая нестабильность в стране, выразившаяся в смене менее чем за год четырех правительств, что дополнительно отпугивало кредиторов и инвесторов.

В 1999 году проблема платежей по государственным долгам достигла своего апогея. Нужно было выбирать из двух, как говорится, зол: не платить по долгам - что приведёт к ещё большему недоверию инвесторов и осуждению мировым сообществом, или платить, но так как свободных денег в экономике нет, то придётся выплачивать за счёт резервов Центробанка. Из двух зол правительство выбрало меньшее, а точнее вариант номер 2. Но, как мы помним, Центробанк истратил огромную часть своих золотовалютных резервов в 1998 году на погашение внутреннего долга, и к 1999 году они находились всего лишь на уровне $13 млрд. Ничего не оставалось делать, как «включить печатный станок», что привело к взлёту инфляционных процессов и удорожанию американской валюты. В 1999-2000 гг. Центробанк профинансировал $6,9 млрд. в качестве платы по долгам Российской Федерации.

Достигнутая в начале 2000 г. договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с Парижским клубом. В рамках осуществления такого плана в бюджет 2001 г. не были включены необходимые финансовые средства, а в начале 2001 г. была предпринята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому клубу в части долга, унаследованного от бывшего СССР. Угроза применения санкций со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти отказаться от дальнейшего осуществления этого плана. 19 января 2001 г. они официально заявили о проведении политики обслуживания и погашения долга в соответствии с официальным графиком платежей.

Таким образом, лишь в 2001 году правительство продекларировало официально о том, что составление программ и планов урегулирования долгов является первоочередной задачей. Разобравшись с дисбалансом на федеральном уровне, правительство принялось за субъекты и власти на местах. И до сох пор этот процесс продолжается. В частности в этом году счетная палата выявила нарушения бюджетного законодательства в ряде регионов РФ. Об этом сообщает управление информации и общественных связей Счетной палаты РФ по итогам коллегии, на которой рассматривались результаты проверки состояния долговых обязательств субъектов РФ на примере ряда регионов, в том числе Республики Карелия, Астраханской и Сахалинской областей. Так, при составлении бюджетов Астраханской области на 2002 и 2003гг. не составлялись программы государственных внутренних заимствований .

Официальная позиция Правительства РФ по вопросам долговой политики заключается в том, чтобы осуществлять все выплаты по внешнему долгу, во-первых, за счет бюджетных источников, а во-вторых, согласно, а при благоприятных обстоятельствах даже с опережением оригинального графика платежей. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени. С этой точки зрения цены большинства предлагаемых неклассических средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются весьма низкими, растущими в перспективе. Использование для обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании неоптимально и ведет к существенным экономическим потерям. Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг. При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими .

Бюджетный Кодекс даёт следующую характеристику государственным программам. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них :

для несвязанных (финансовых) заимствований:

источника привлечения;

суммы заимствования;

срока погашения;

для целевых иностранных заимствований:

конечного получателя;

цели заимствования и направления использования;

источника заимствования;

суммы заимствования;

срока погашения;

гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

В программе государственных внешних заимствований в обязательном порядке указывается верхний предел суммы заимствований. Таким образом, главным контролирующим органом по вопросам государственного долга выступает правительство Российской Федерации.

В 2013 году Минфином России на основании действующего законодательства продолжен процесс значительного увеличения объемов средств, направляемых на выплату отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации (компенсации) вкладов в Сберегательном банке РФ и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования, являющихся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

В 2013 году предоставлено государственных гарантий Российской Федерации на сумму 33,3 млрд. рублей или 94% от объемов, определенных Программой государственных внутренних заимствований .

Итак, необходимо отметить, что в 2013 году ситуация на рынке государственного внутреннего долга продолжила оставаться позитивной. В основном это связано с большим доверием частных инвесторов и с благоприятным фоновым окружением, хотя в какой-то мере эти показатели взаимосвязаны. Привлечение средств ниже установленной «нормы» говорит о меньшей потребности государства в заёмных средствах, связанных с увеличившимися поступлениями в страну нефтедолларов. Снижение доходности на рынке ОФЗ свидетельствует о большей оборачиваемости средств, что также является позитивным фактором. Продолжившиеся выплаты согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" говорят о строгой направленности государства выполнять взятые на себя обязательства перед населением.

Программа государственных внутренних заимствований на 2014 год формировалась в условиях активного расширения рынка государственных внутренних заимствований в 2012 году - первой половине 2013 года, обусловленного сложившейся макроэкономической конъюнктурой (большим положительным сальдо платежного баланса, увеличением национальных золотовалютных резервов и, соответственно, значительным рублевым предложением на внутреннем рынке), а также проводимой Правительством Российской Федерации политикой по замещению внешних источников финансирования внутренними.

Позитивные изменения, произошедшие на рынке государственных внутренних заимствований в 2013-2013 гг., создали предпосылки для значительного увеличения государственного внутреннего долга (при одновременном снижении внешнего долга) за счет удлинения сроков заимствований на внутреннем рынке и недопущения пиковых нагрузок на федеральный бюджет.

В январе - мае 2014 года, в рамках проведения политики удлинения сроков государственных заимствований, Минфин России продолжил размещение долгосрочных выпусков ОФЗ. В результате размещения указанных ценных бумаг значительно увеличилась дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, составившая на 1 июня 2013 года 1614 дней (на 5 января 2013 года - 984 дня).

Кроме того, деятельность Минфина России была направлена на увеличение объема в обращении существующих наиболее ликвидных выпусков государственных ценных бумаг в рамках курса на создание базовых выпусков.

В течение первого квартала 2014 года произошло снижение доходности по государственным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг. Сложившаяся ситуация в денежно-кредитной сфере в условиях высокого уровня рублевой ликвидности привела к значительному спросу на любые рублевые инструменты и падению доходности по государственным и корпоративным долговым обязательствам.

За первые пять месяцев 2014 года расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, составили 10, 75 млрд.рублей.

С такими данными правительство подошло к формированию Программы государственных заимствований на 2014 год. Она формировалась с учетом принятой в 2013 году Правительством Российской Федерации Долговой стратегии, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренними заимствованиями.

Позитивные изменения, произошедшие на рынке государственных внутренних заимствований в 2012 - первой половине 2014 г.г., создали предпосылки для сохранения государственных внутренних заимствований на достигнутом в 2014 году уровне за счет удлинения сроков заимствований, недопущения пиковых нагрузок на бюджет и улучшения структуры государственного долга.

В настоящее время ситуация на рынке ГКО-ОФЗ характеризуется стабильным спросом со стороны отдельных инвесторов и низкой стоимостью привлечения средств для федерального бюджета. Однако, существует риск того, что в случае изменения экономической конъюнктуры произойдет сокращение спроса на государственные ценные облигации со стороны традиционных покупателей и Минфин России может столкнуться с угрозой невыполнения плана заимствований на фоне роста стоимости обслуживания долговых обязательств.

В связи с этим, наряду с исполнением количественных показателей по привлечению средств и обслуживанию долга, изложенных в Программе, одним из основных приоритетов Минфина России и Банка России в части государственных внутренних заимствований является повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга инвесторов на рынке государственных ценных бумаг.

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2013 год на погашение иных долговых обязательств предполагается направить средства в сумме 35,72 млрд. руб., в том числе на погашение векселей Министерства финансов Российской Федерации - 3,37 млрд. рублей, на погашение государственных долговых товарных обязательств (для граждан, по различным причинам не успевшим погасить облигации целевых беспроцентных займов и целевые чеки на приобретение автомобилей) -1,0 млрд. рублей, прочее погашение - 0,05 млрд. рублей, исполнение государственных гарантий - 1,3 млрд. рублей.

Компенсационные выплаты по дореформенным сбережениям граждан подлежат исключению из проекта программы государственных внутренних заимствований и будут учтены в сумме 30 млрд. руб. в расходах федерального бюджета на 2013 год, в связи с введением с 1 января 2013 года новой бюджетной классификации. Указанные расходы, связанные с выплатой компенсаций по сбережениям, не могут быть учтены в структуре государственного внутреннего долга, поскольку из-за непринятия ряда федеральных законов в развитие рамочного Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" не может быть определена стоимость долговых обязательств по дореформенным сбережениям граждан, выраженная в рублевом эквиваленте, и, соответственно, определен объем государственного внутреннего долга по указанному виду задолженности.

На погашение задолженности по векселям Минфина России планируется направить 3,37 млрд. рублей, что позволит практически полностью рассчитаться с Банком России по этому виду долга. Оставшийся незначительный объем векселей будет погашен в 2014 году.

Теперь проанализируем программу внешних заимствований на 2013-2014 года . В предоставленном материале проведена сравнительная характеристика доходности к погашению еврооблигаций Российской Федерации, Бразилии и Турции. Исходя из них видно, что Россия, имеющая вместе с двумя другими странами кредитный рейтинг ВВ , возглавляет список своей группы. Это означает, что инвесторы на данный момент охотнее вкладывают деньги в долговые обязательства Российской Федерации, нежели других стран. Далее в материале Минфина говорится о снижении доходности по рублёвым заимствованиям. Программа заимствований на 2013-2014 года складывалась именно под влиянием этих двух факторов. В данном проекте сформулированы следующие принципы:

максимальное ограничение принятия обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций по новым проектам, финансируемым из федерального бюджета;

сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени;

максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения;

концентрация заемных ресурсов для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных проектов, решения по реализации которых в счет «связанных» кредитов и займов международных финансовых организаций уже принято Правительством.

Заключение

В настоящее время частым явлением для государственного бюджета большинства стран стал государственный долг. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Государственный долг может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

Существуют различные способы финансирования государственного долга. Если оно осуществляется за счет эмиссии денег, то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие долга за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный долг неразрывно связан с понятием бюджетный дефицит, который, в зависимости от источников займа. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению расслоения общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

Современное экономическое состояние Российской Федерации характеризуется дефицитным бюджетом. Основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходится на внутреннее финансирование. В результате сильно истощается Резервный фонд, который используется как один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Кроме того, постоянно увеличиваются суммы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. В перспективе ожидается дальнейшее увеличение задолженности, в особенности внутреннего.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом. Поэтому правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России.


Библиографический список

1.Анисимов А.С. Государственный долг России. М.: Экономика, 2009.234 с.

.Алехин Б.И. Государственный долг. М.: Юнити-Дана, 2010. 336 с.

. Борисов С. М. Внешние долги России. Деньги и кредит, 2010. № 2.

.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2012. 123 с.

.Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.: Университетская книга, 2007.56 с.

.Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Перспектива, 2008.256 с.

.Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: МАКС Пресс, 2008.10-55 с.

.Э.Х. Махмутова. Законодательная база управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы №5, 2009.127 с.

9. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11. 2011 г. №-371 -ФЗ.

Похожие работы на - Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!