Банкротство: понятие, признаки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банкротство: понятие, признаки

Введение


Развитие рыночных отношений подталкивает частный бизнес к пониманию того, что государство не гарантирует устойчивого положения предприятия. На современном этапе экономические субъекты в большинстве своем являются самостоятельными, что означает не только возможность определять свою производственную и финансовую политику, но и одновременно означает нести ответственность за риск убытков и банкротства. Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными финансовыми рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. При этом риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. И современный бизнес невозможен без риска.

Эволюция институционализации процедуры внешнего управления, как в зеркале, отражает эволюцию самого законодательства о банкротстве. Прослеживается все большая детализация в подходах законодателя к правовому регулированию данной процедуры, равно как и всего спектра отношений, связанных с правовой регламентацией банкротства.

В то же время динамика судебно-арбитражной практики, выраженная в данных правовой статистики, свидетельствует о том, что эффективность реабилитационных процедур банкротства, к сожалению, невелика и чаще всего процесс банкротства заканчивается проведением ликвидационной процедуры - конкурсного производства.

Исследование вопроса банкротства играет огромную роль для предприятия, поскольку современное предприятие должно постоянно контролировать собственные финансовые показатели и свое положение на рынке во избежание развития кризиса и финансовых потерь на предприятии.

Отсутствие системы контроля за финансовыми показателями ведет к повышению риска банкротства. На сегодняшний день риск банкротства постоянно возрастает, на рынке растет конкуренция и каждый предприниматель должен вкладывать максимальные усилия в развитие собственного дела.

Целью курсовой работы является исследование вопроса банкротства в предпринимательском праве.

Задачами работы стали:

.        изучить сущность категории банкротства;

.        представить правовые основы организации банкротства;

.        проанализировать порядок организации процедуры банкротства;

.        охарактеризовать методы стабилизации предприятия в случае возникновения риска банкротства.

Предмет исследования - банкротство.

В работе использованы графический, табличный, монографический и прочие методы исследования.

1. Сущность правовой категории «банкротство» и ее признаки

 

1.1 Сущность и признаки банкротства


Гражданский кодекс (статья 65) устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявления о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

На сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с банкротством хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон <garantF1://85181.0> от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». [2]

Закон о банкротстве выполняет следующие функции:

·        устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);

·        регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

·        устанавливает порядок и условия проведения процедуры банкротства;

·        регулирует прочие отношения, которые возникают при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Отдельные положения, касающиеся банкротства ИП, содержатся в Гражданском кодексе <garantF1://10064072.0> (ГК РФ), однако Закон все же имеет перед ним преимущество, поскольку напрямую посвящен вопросам банкротства.

Согласно статье 2 <garantF1://85181.20101> Закона, несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. К примеру, расплатиться по гражданско-правовым договорам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, взносы и т.д.). Исходя из данного определения, Закон устанавливает понятие банкротства именно для ИП, которое несколько отличается от того, что предусмотрено ГК <garantF1://10064072.0> РФ.

Порядок применения процедур банкротства установлен Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действие которого распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.[2]

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. [5, c. 109]

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами, то есть из-за неудовлетворительной структуры баланса. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами и является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию.

Признаками банкротства приведены на рисунке 1

Рисунок 1 - Признаки банкротства юридического лица

Закон устанавливает требования и для граждан. В силу пункта 1 статьи 3 <garantF1://85181.301> Закона, гражданин считается не способным погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Поскольку к предпринимателям применяются правила, предусмотренные для юридических лиц, а не для простых граждан, превышение суммы обязательств ИП над стоимостью его имущества не является признаком банкротства индивидуального предпринимателя.

При наличии признаков банкротства порядок проведения его процедур выглядит следующим образом:

-       предприятие-должник добровольно объявляет о банкротстве;

-       затем назначается конкурсное производство, по результатам которого либо дело о банкротстве может быть прекращено через мировое соглашение, либо предприятие может быть признано банкротом и ликвидировано;

-       заинтересованные лица подают заявление в арбитражный суд;

-       по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя вводится наблюдение;

-       по результатам наблюдения назначается либо внешнее управление, либо конкурсное производство, либо мировое соглашение;

-       по результатам мирового соглашения дело может быть прекращено сразу;

-       по результатам внешнего управления дело может быть прекращено либо сразу, либо через мировое соглашение;

-       по результатам конкурсного производства либо предприятие может быть признано банкротом и ликвидировано, либо дело может быть прекращено через мировое соглашение. [8, c. 77]

Временный управляющий утверждается арбитражным судом. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации его имущества при их наличии, и анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

 

1.2 Правовое регулирование банкротства


Схематически основные документы, регулирующие порядок банкротства, приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Порядок регулирования вопроса банкротства

банкротство регулирование государственный финансовый

Российское законодательство о банкротстве содержит два очень важных момента. Во-первых, оно отдает приоритет интересам кредиторов. Тот факт, что в результате реализации дел о несостоятельности (банкротстве) кредитор в первую очередь имеет возможность получить те средства, которые он вложил в предприятие-должника, сам по себе знаменателен для нынешней экономической ситуации в России. Практическая реализация этого факта означает создание важного условия решения проблемы всеобщих неплатежей. Во-вторых, в отличие от действующего законодательства о приватизации, в Законе о несостоятельности (банкротстве) значительно уменьшено влияние органов государственного и административного управления на принятие соответствующих решений. Здесь заложен весьма демократический подход: либо хозяйствующие субъекты договариваются о проведении процедур друг с другом, либо обращаются в арбитражный суд для решения спорных вопросов на законодательной основе.
Сегодня конкретную ситуацию определяют не положения Закона о банкротстве, а взаимодействие реальных интересов должника, кредиторам собственника предприятия. Если должник начнет активно удовлетворять требования своих кредиторов за счет своего имущества, то на практике это может привести к свертыванию его бизнеса. С другой стороны, если кредитор согласен начать варианты реорганизационных процедур, то по закону объявляется мораторий на 18 месяцев на долги этого кредитора. При этом действующее законодательство не решает вопрос о начислении штрафных санкций на эти долги. Таким образом, законодательство ориентирует интерес кредитора на ликвидацию предприятия-должника. Этому способствует и топ факт, что сегодня реализация недвижимости осуществляется по рыночной стоимости, которая на несколько порядков выше, чем стоимость недвижимости предприятия-должника, отраженная у него на балансе.

Для усиления роли государства по регулированию и управлению процессом банкротства создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, основной задачей которого является организация мер по предотвращению банкротства государственных предприятий. [7, c. 109]

Важнейшая функция, которая вменена Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом - контроль за целевым расходованием средств, выделяемых в форме государственной финансовой поддержки, в том числе и возвратностью средств, предоставленных на контрактной основе.

Отправным моментом в осуществлении полномочий перечисленных органов управления является принятие решений:

.        о признании структуры баланса предприятий неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным:

.        о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

.        о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Установлено, что анализ баланса предприятия производится на основании: баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых руководством предприятия и заверенных в установленном порядке; баланса предприятия за последний отчетный период, представляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

Важнейшим элементом формирующейся системы государственного регулирования отношений несостоятельности является оказание государственной финансовой поддержки предприятиям по восстановлению их платежеспособности.

2. Порядок организации процедуры банкротства

 

2.1 Процедура признания индивидуального предпринимателя банкротом


Согласно ст. 6 <garantF1://85181.601> и 33 <garantF1://85181.331> ФЗ «О банкротстве» ст. 224 <garantF1://12027526.224> Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) дело о банкротстве индивидуального предпринимателя рассматривает арбитражный суд по месту жительства гражданина.

Если статус индивидуального предпринимателя утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу не подлежит прекращению. Если же гражданин утратил статус индивидуального предпринимателя до подачи заявления в суд о признании его банкротом, то заявление подлежит возвращению на основании ч. 1 ст. 44 <garantF1://85181.441> ФЗ «О банкротстве» (постановление <garantF1://21597158.0> ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2009 N А10-2093/08-Ф02-440/09).

В соответствии с ч. 1 ст. 215 <garantF1://85181.2151> ФЗ «О банкротстве» заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами.

Сам должник (индивидуальный предприниматель) вправе подать в арбитражный суд заявление о признании банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Кроме того, ст. 9 <garantF1://85181.901> ФЗ «О банкротстве» обязывает должника обратиться в суд с соответствующим заявлением, например, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами, обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника, в иных случаях. В указанных примерах заявление индивидуального предпринимателя должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 215 <garantF1://85181.2151> кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом только в том случае, если его требования возникли именно из отношений, связанных с осуществлением должником предпринимательской деятельности. Однако иные кредиторы также вправе предъявить свои требования при рассмотрении судом дела о несостоятельности.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитора и уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. По обязательным платежам право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия решений налоговыми, таможенными органами о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо с даты вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда о взыскании с должника обязательных платежей.

При подаче заявления в суд необходимо учитывать, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Статьи 37-41 <garantF1://85181.37> ФЗ «О банкротстве» устанавливают требования к заявлению о признании предпринимателя банкротом и прилагаемым к нему документам в зависимости от того, каким субъектом подается соответствующее заявление. Согласно ст. 42 <garantF1://85181.421> закона судья принимает к производству арбитражного суда заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК <garantF1://12027526.0> РФ и ФЗ «О банкротстве». О принятии заявления о признании должника банкротом суд выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом суд проводит заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 <garantF1://85181.483> ФЗ «О банкротстве» по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;

об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

При признании обоснованным заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения, а также определение об утверждении временного управляющего. В таком случае, согласно ст. 51 <garantF1://85181.51> ФЗ «О банкротстве» дело о несостоятельности индивидуального предпринимателя должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

При введении наблюдения арбитражный суд принимает меры к сохранности имущества индивидуального предпринимателя, также могут быть приняты меры, направленные на упрощение расчетов с кредиторами должника. Например, одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении должника суд налагает арест на его имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Однако по ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 207 <garantF1://85181.2073> ФЗ «О банкротстве» на основании заявления индивидуального предпринимателя суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве для осуществления должником расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения, но не более чем на месяц. Но если в указанный срок индивидуальный предприниматель не представил доказательство удовлетворения требований кредиторов и мировое соглашение не заключено, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По результатам рассмотрения дела в период процедуры наблюдения суд принимает одно их следующих судебных актов:

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

решение об отказе в признании должника банкротом;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

определение об утверждении мирового соглашения.

2.2 Организация конкурсного производства


Согласно ст. 124 <garantF1://85181.1241> ФЗ «О банкротстве» при принятии решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом суд открывает конкурсное производство. Данная процедура вводится на срок до шести месяцев, который может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства для должника наступают следующие последствия:

сроки исполнения обязательств считаются наступившими;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам;

прекращается взыскание с должника по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.

В соответствии со ст. 216 ФЗ «О банкротстве» с этого же момента утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Исходя из буквального толкования ст. 216 <garantF1://85181.2161>, статус индивидуального предпринимателя должник утрачивает именно с момента принятия решения о признании его банкротом, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРИП. Такая позиция имеет место и на практике, например, в постановлении <garantF1://32844224.0> ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2010 N Ф03-1525/2010.

Согласно требованиям ФЗ <garantF1://85181.0> «О банкротстве» арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также всем известным кредиторам с указанием срока предъявления кредиторами требований, который не может превышать двух месяцев. Кроме того, решение о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства и исполнительный лист об обращении взыскания на его имущество направляются судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника. Продаже подлежит все имущество, за исключением имущества, не включаемого в конкурсную массу в соответствии с ФЗ «О банкротстве». При необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина арбитражный суд утверждает для указанных целей конкурсного управляющего и определяет размер его вознаграждения. В этом случае продажа имущества гражданина осуществляется конкурсным управляющим. Денежные средства, вырученные от продажи имущества, а также денежные средства, имевшиеся в наличии, вносятся в депозит арбитражного суда, принявшего решение о признании индивидуального предпринимателя банкротом.

Из положений ст. 2 <garantF1://85181.20015> и 131 <garantF1://85181.131> ФЗ «О банкротстве» вытекает, что целью проведения процедуры конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника за счет конкурсной массы, сформированной из выявленных активов должника. Требования кредиторов и уполномоченных органов удовлетворяются согласно установленной законом очередности.

В соответствии со ст. 147 <garantF1://85181.1471> и 149 <garantF1://85181.1491> после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

.3 Мировое соглашение

Согласно ч. 1 ст. 150 <garantF1://85181.15001> ФЗ «О банкротстве» на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве индивидуальный предприниматель, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Соглашение должно в обязательном порядке содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Однако условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством <garantF1://10800200.0> о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям такого законодательства.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. При этом необходимо отметить, что мировое соглашение может быть утверждено судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. При утверждении мирового соглашения суд обязан проверить не только соответствие мирового соглашения требованиям, обычно предъявляемым законодательством с такого рода документам, но и установить отсутствие оснований для отказа в утверждении мирового соглашения, предусмотренных ФЗ <garantF1://85181.158> «О банкротстве».

Согласно ст. 159 <garantF1://85181.1591> ФЗ «О банкротстве» утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, со дня утверждения мирового соглашения решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению. При этом индивидуальному предпринимателю следует иметь в виду, что в случае неисполнения мирового соглашения кредиторы вправе без расторжения этого документа предъявить свои требования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленном законодательством. А в случае возбуждения производства по новому делу о банкротстве должника объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется условиями, предусмотренными этим соглашением.

3. Пути финансовой стабилизации работы предприятия

Кризис на предприятии означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах.

Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана) неплатежеспособной организации содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов. Представим данные в форме таблицы.

Таблица 1 - Этапы и порядок реализации финансового оздоровления

Порядковый номер раздела

Содержание раздела

1

общая характеристика организации

2

срок реализации плана; суммы, условия предоставления и сроки погашения государственной финансовой помощи; финансовые результаты реализации плана и др.

3

анализ финансового состояния

4

перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, оценку потребности в финансовых ресурсах и их реализацию, аналитические обоснования перечисленных мероприятий и выводы.

5

Описание товарных рынков

6

Выбор и описание стратегии

7

производственная программа предприятия

8

прогноз финансовых результатов, обоснование потребности в дополнительных инвестициях и источников финансирования


Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) - наиболее простая и понятная часть формулы. ТФП определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями. [4, c. 67]

Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой.

Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. [8, c. 53]

Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее время до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами).

Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется по трем этапам:

.        Устранение неплатежеспособности;

.        Восстановление финансовой устойчивости;

.        Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

Устранение неплатежеспособности может и должна осуществляться мерами, не приемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери, ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня.

Сущность данного этапа стабилизационной программы заключается в маневре денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением.

Решением проблемы может быть осуществление и увеличение поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Проанализируем мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи.

Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Методы определения приемлемого уровня потерь (дисконта) в данной работе не рассматриваются, однако отметим, что потери неизбежны.

Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и привлекательный шаг для мобилизации денежных средств.

Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия.

Продажа запасов готовой продукции сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами.

Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами. [4, c. 70]

Продажа инвестиций может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. Восстановление финансовой устойчивости. Сущность - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов. Остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде

Основной целью антикризисного управления является «реабилитация» предприятия, т.е. возврат предприятия в ряд нормально хозяйствующих субъектов экономики. Основными задачи на данном этапе является:

-       повышение конкурентных преимуществ продукции;

-       увеличение денежного компонента в расчетах;

-       увеличение оборачиваемости активов.

Заключение

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в Российской Федерации <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> под «несостоятельностью» («банкротством») - понимается признанная арбитражным судом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4> неспособность должника <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA> в полном объёме удовлетворить требования кредиторов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80> по денежным обязательствам <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&action=edit&redlink=1> и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаками банкротства должника являются:

-       невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;

-       требования кредиторов к должнику должны превышать сумму более 100 тысяч рублей.

Основными задачами проведения процедур являются:

-       восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Профессиональным ведением процедур банкротства организаций-должников занимаются арбитражные управляющие, назначенные арбитражным судом. Деятельность управляющего необходима, прежде всего, для координации под контролем арбитражного суда всей хозяйственной деятельности должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника

Этапы процедуры банкротства включает в себя следующие этапы.
1. Наблюдение (3-4 месяца): проводит временный управляющий.

На данном этапе проводятся следующие мероприятия:

-       комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия; обеспечение сохранности имущества предприятия;

-       меры по взысканию дебиторской задолженности;

-       собрание акционеров;

-       собрание кредиторов.

. Финансовое оздоровление - процедура вводится на основании решения арбитражного суда. Решение принимается после рассмотрения плана финансового оздоровления, графика погашения задолженностей и протокола общего собрания учредителей и кредиторов. Процедуру проводит административный управляющий, который назначается арбитражным судом. Текущее руководство отстраняется от деятельности. Процедура вводится сроком на 6-18 месяце, в отдельных случаях может быть продлена до 24 месяцев.

. Внешнее управление - вводится арбитражным судом на срок не более 18 месяцев.

. Конкурсное производство - срок не более 18 месяцев. Процедуру осуществляет конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. Цель - удовлетворение требований кредиторов в порядке их очередности путем реализации имущества предприятия и формирования конкурсной массы. Реализация имущества осуществляется в ходе открытых торгов.

Список использованных источников

1.      Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.06.2013) «О бухгалтерском учете»

.        Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О несостоятельности (банкротстве)»

.        Алексеева Д.Г. Российское предпринимательское право. - М.: Велби,2014 - 863 с.

.        Артемьева И.Д. Антикризисное управление. - М.: Дело и сервис, 2014.

5.      Бабушкина У.О. Сущность кризисных явлений в экономике России//Экономист. - 2014 - №5. - с. 67 -74

6.      Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. - М.: Проспект,2014 - 432 с.

.        Беляева О.В. Предпринимательское право: курс лекций. - М. Проспект,2013 - 354 с.

.        Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - М.: «Герда», 2010.

.        Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2012. 302 с.

.        Негашёв, Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка - Москва: Высшая школа, 2012.

11.    Остапенко, В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М: Омега - Л, 2013. 304 с.

.        Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. - М.: Проспект,2014 - 315 с.

Похожие работы на - Банкротство: понятие, признаки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!