Государственная служба занятости и ее функции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная служба занятости и ее функции

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Факультет экономики, управления и права

Кафедра менеджмента и государственного и муниципального управления






Курсовая работа

на тему: «Государственная служба занятости и ее функции»

Выполнила: Слугина И.А.

Руководитель: Торсукова Е.Ю.






г. Биробиджан 2014 год

Содержание

Введение

. Государственная служба занятости в России

.1 История государственной службы занятости в России

.2 Задачи, функции и полномочия Федеральной службы по труду и занятости

. Деятельность Управления трудовой занятости населения Правительства Еврейской автономной области

.1 Полномочия и функции Управления трудовой занятости населения Правительства Еврейской автономной области

.2 Мероприятия, проводимые Управлением трудовой занятости населения Правительства Еврейской автономной области за 2013 - 2014 годы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема занятости населения является одной из острейших проблем нашего общества. Последствия безработицы отрицательно влияют на человека, приводят его к бедности, вызывают рост уровня заболеваний, а также способствуют появлению других проблем. Также безработица приводит к недоиспользованию такого важного ресурса, как человеческий капитал, ухудшению материального положения людей, росту количества людей с девиантным поведением, усилению нестабильности развития общества. Вывод человека из кризисной ситуации, его реализации, достойная жизнь в обществе лежит в основе деятельности государственной службы занятости.

Государственная служба занятости создана для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.

Забота государства о достижении в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

Объект исследования - государственная служба занятости и ее функции. Предмет курсовой работы - выявление полномочий и функций Управления трудовой занятости населения Правительства Еврейской автономной области

Цель - изучить деятельность государственной службы занятости

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

-охарактеризовать законодательство в области занятости населения;

-рассмотреть историю развития государственной службы занятости в России;

-раскрыть основные задачи, полномочия и функции Федеральной службы по труду и занятости;

-раскрыть специфику деятельности государственной службы занятости на примере Управления трудовой занятости населения Правительства Еврейской автономной области.

Для исследования темы данной работы были использованы:

-анализ научной литературы;

-изучение нормативно - правой документации;

-систематизация информации.

. Государственная служба занятости в России

.1 История развития государственной службы занятости в России

«Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им трудовой доход.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как именно от нее зависит уровень жизни людей, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, их дальнейшее трудоустройство, а также материальная поддержка безработных. Она раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.»

В России 19 апреля 1991 года был принят Закон «О занятости населения», в котором сформулированы основные принципы занятости, которые придают отношениям занятости рыночный характер:

. Обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного и обязательного труда. Человек сам вправе выбирать участвовать ему либо нет в общественном труде.

. Создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту и материальной поддержке при безработице, на помощь в трудоустройстве в соответствие с Конституцией Российской Федерацией.

Также закон закрепил и основные принципы государственной политики в области содействия занятости:

. Обеспечение равных возможностей всем гражданам России не зависимо от их национальности, пола, возраста, политических убеждений и отношения к религии права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

. Развитие трудовых ресурсов;

. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

. Обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

. Сочетание местных мер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.

Необходимо определить статус занятости для экономически активного населения. Обычно различают пять статусов:

. Наемные работники - это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме заработную плату;

. Работающие на индивидуальной основе - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок;

. Работодатели - лица, управляющие собственным либо уполномоченные управлять государством, акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия;

. Неоплачиваемые работники семейных предприятий - лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник;

. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, - это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.»

«Государственная служба занятости является основным институтом, способствующим регулированию рынка труда и решению проблем безработицы граждан. За годы своего развития данная структура накопила достаточный опыт решения подобных проблем и наработаны формы решения различных проблем рынка труда, некоторые из которых со временем ушли из практики осуществления государственной политики занятости, однако в современных условиях могут рассматриваться как оптимальные пути решения проблем безработицы. Это обуславливает необходимость изучения истории развития государственной службы занятости. В настоящее время существует следующая периодизация:

этап: 1991 год - середина 1995 года;

этап: середина 1995 года - 2001 год;

этап: 2001 год - 2005 год;

этап: начался в 2006 году и по настоящее время.»

А теперь разберем каждый этап наиболее подробно.

«Первый этап с 1991 до середины 1995 года - так называемый период «бурного развития». Он характеризуется сокращением занятости, снижением продолжительности рабочего времени, резким падением заработной платы, ростом открытой безработицы. Данный этап являлся «отражением глубокой трансформационной рецессии, которая растянулась на целое десятилетие. Многие специалисты службы занятости, работающие с момента ее создание, говорят об этом этапе как о «смутном времени», когда служба занятости выполняла определенную роль, сдержав натиск безработицы и предоставив гражданам, лишившимся работы, хотя бы минимальную защиту, гарантированную Конституцией Российской Федерации. В первые два года шло создание инфраструктуры системы защиты от безработицы. Был принят Закон о занятости населения, учрежден внебюджетный государственный Фонд занятости, создана самостоятельная Федеральная государственная служба занятости России, была сформирована ее вертикаль: Федеральный центр, как координирующий орган на общефедеральном уровне, региональные службы занятости, как координирующие органы на уровне субъектов Федерации и районные службы занятости, реализующие политику занятости на местах. Быстрое становление государственной службы занятости проходило в условиях, имеющихся в наличии значительных финансовых ресурсов в Фонде занятости, кроме того, данный период характеризуется большими объемами внешнего финансирования (прежде всего, кредиты Всемирного банка). Средства направлялись на техническое оснащение служб занятости, наем персонала и его обучение. Федеральная служба занятости России в первые годы своего существования была образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, пришедших из Министерства труда (бывшего Госкомтруда СССР), с энергией и энтузиазмом молодых специалистов, пришедших на государственную службу из небюрократических структур, прежде всего, из научных центров.

Однако, уже к концу первого периода ситуация изменилась: «на смену энтузиазму молодых чиновников первых лет пришла умиротворенность, уверенность в своей незыблемости и эффективности своих действий, привычкой к использованию удобного показателя регистрируемой безработицы.»

«Второй этап с середины 1995 до 2001 года - самый противоречивый этап в развитии государственной службы занятости. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы, а с другой реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся Государственный Фонд занятости, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал - обесцениваться. Мировой опыт свидетельствовал о том, что при снижении влияния государства на сферу занятости, проблемы безработицы обостряются. Уровень регистрируемой в органах государственной службы занятости безработицы, самый значительный в 1996 году (40%), резко упал уже в следующем году (до 24,7%). В дальнейшем он продолжал снижаться, достигнув к началу 2000 года - 19,7 %. Данный период характеризовался и увеличением продолжительности безработицы, формированием очагов высокой безработицы во всех субъектах РФ. Во второй половине 90-х годов практически каждый регион по показателям безработицы представлял собой мини Россию с таким же десятикратным разбросом соответствующих показателей между районами. Местные органы службы занятости были не в силах изменить ситуацию. Государство в лице федерального центра постепенно отстранялось от политики защиты безработных, переложив практически всю ответственность на регионы, но без соответствующей ресурсной подпитки (финансами и кадрами). В чем это выразилось?»

. В 1996 году Федеральная служба занятости как самостоятельная государственная структура, осуществляющая политику защиты от безработицы, была упразднена, а ее сотрудники и функции переданы Министерству труда и социального развития РФ и координирующая роль Центра при этом была утеряна. Структурное подразделение Минтруда, в ведение которого перешло управление национальной сетью органов службы занятости, вместо целостной, стратегически выверенной политики фактически занялось закрытием Финансовых дыр в отдельно взятых регионах. Общение Центра с регионами стало избирательным, а межрегиональная координация и вовсе приостановилась вследствие нехватки средств. Прекратилось изучение не только передового зарубежного опыта, но и отечественного.

. Несмотря на рост безработицы и усиление потребности в услугах государственной службы занятости, численность ее сотрудников за 1997-1999 гг. сократилась на 3,9 тыс. человек (с 39,1 тыс. до 35,2 тыс.). Это увеличило и без того чрезмерную нагрузку на ее работников, что, естественно, привело к снижению качества оказываемых услуг. 3. Система мониторинга рынка труда развивалась изолированно от деятельности государственной службы занятости, которая при анализе рынка труда и формировании программ содействия занятости оперировала показателями собственной административной статистики, не отражающей реальной ситуации. Результаты государственного мониторинга социально-трудовой сферы открыто не обсуждались и, главное, не использовались при разработке мер государственной политики занятости. Была потеряна самостоятельность при принятии решений на региональном и местном уровнях. Эффективность программ никем не отслеживалась, и не оценивалось, каким образом выполнялась главная функция данного института, хотя именно от этого зависело эффективность использования человеческого капитала (в случае успешного решения данной задачи у безработных сокращается период незанятости, а у работодателей ускоряется процесс заполнения вакансий; выигрывают обе стороны трудовых отношений и экономика в целом). Эффективность выполнения этой функции зависит от множества факторов:

-от установленного законодательством порядка регистрации безработных;

-системы и сложившейся практики регистрации вакансий, рекламы услуг;

-методов подбора кандидатов для заполнения вакансий из числа безработных;

-соотношения индивидуальных методов работы с безработными и самопомощи.

В России с учетом ограниченности информации, получаемой по официальным каналам, эффективность данной функции можно определить лишь самым приблизительным образом - по доле безработных, регистрируемых в органах государственной службы занятости, количеству вакансий, сообщаемых работодателями в органы службы занятости, и уровню трудоустройства претендентов на рабочие места.»

«В 2001 году впервые удалось обеспечить регулярность и своевременность выплат пособий всем безработным вне зависимости от места их проживания и семейного положения. Реформирование затронуло лишь финансовую составляющую системы государственной службы занятости и не коснулось содержания и качества работы ее институтов, не привело к переориентации от пассивных форм поддержки безработных к активной политике занятости.

Новый порядок финансирования внес еще большую неопределенность, а статус государственной службы занятости, что вызвало отток квалифицированных кадров, усложнив работу оставшихся сотрудников. Оплата труда работников районных и городских центров занятости, непосредственно обслуживающих безработных, уменьшилась в два и более раза. Если во времена существования государственного фонда занятости их заработок был сопоставим с заработком государственного служащего, то с 2001 года оплата их труда стала устанавливаться по Единой тарифной сетке, а поощрительные выплаты отменили. По этой причине объявленное в 2001 году сокращение аппарата государственной службы занятости на практике обернулось добровольным уходом около 1,5 тысячи высокопрофессиональных кадров, многие из которых оказались востребованными в органах исполнительной власти своих регионов. Можно было предположить, что в перспективе государственной службы занятости столкнулось бы с нехваткой квалифицированных кадров, усилением текучести персонала, поскольку далеко не каждый желающий работать в службе сможет выдержать колоссальную физическую и психологическую нагрузку. Чтобы восстановить потери такого рода, государству потребовалось немало времени и средств.»

«Представлялось возможными два варианта развития государственной службы занятости:

Первый вариант - дальнейшая деградация службы занятости, перевод ее в разряд "конторы", оказывающей социальную помощь безработным (выплаты пособий по безработице) и обслуживающей любые категории населения, которые государство объявит уязвимыми, а выплаты им - "горящими" и приоритетными. В настоящее время такие категории уже обозначились. Это - подростки, призывники альтернативной военной службы, трудоустройство которых государство уже готово возложить на службу занятости и финансировав за ее счет. В перспективе к ним могут присоединиться лица без определенного места жительства и бывшие заключенные. Главный контингент службы занятости - безработные переходят на второй или третий план из-за того, что численность сотрудников органов государственной службы занятости будет по-прежнему сокращаться вследствие административной реформы и оттока кадров из-за низкой заработной платы. Оставшиеся кадры объективно окажутся не в состоянии обслужить все категории населения и приоритет в работе отдадут тем, за которыми будет стоять административный ресурс.

Второй вариант - укрепление позиций государственной службы занятости как института рынка труда, развитие и модернизация главных функций при работе с ее основными клиентами - безработными, как это, делается в развитых странах, взятых за образец при создании отечественной системы защиты от безработицы в начале 90-х годов. Тогда необходимо воссоздать государственную службу занятости в качестве самостоятельного государственного института и придать ее сотрудникам, в том числе в региональных и районных структурах, статус государственных служащих, выполняющих задачи общенационального значения.

На федеральном уровне государственная служба занятости должна стать основным разработчиком политики защиты от безработицы и координатором деятельности государственных и общественных институтов, участвующих в формировании полной и эффективной занятости в стране; соответствующий орган государственной службы занятости на уровне субъекта Федерации - распорядителем выделенных бюджетных средств и основным разработчиком региональных программ содействия занятости, тесно взаимодействующим с местными органами власти, работодателями и общественными организациями на данной территории.»

«Четвертый этап начался в 2006 году и по настоящее время. В 2006 году остановившееся в середине 90-х годов развитие данного института получило новый толчок. Проводимая в России административная реформа по улучшению качества и доступности государственных услуг коснулась и службы занятости. Кроме того, в виде административных регламентов предоставления общественно значимых услуг государства населению проводились на базе четырех служб: Федеральной миграционной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы по труду и занятости. В службе занятости, с июля 2006 года были приняты и введены в действие 11 административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения. Со второй половины 2006 года проводится их внедрение в деятельность территориальных органов службы занятости населения - центров занятости. Одновременно с этим система службы занятости претерпела кардинальные изменения - полномочия в области содействия занятости из федерального ведения переданы в регионы, что нарушило четкие вертикальные связи построения службы.»

«Предложение об отказе поддержки безработных на государственном уровне было представлено экс-министром здравоохранения и социального развития М. Зурабовым в «Концепции действий на рынке труда в 2007-2010 годах». Согласно этой концепции федеральный центр должен определять только минимальный и максимальный размер пособия по безработице, заниматься выработкой профессиональных стандартов и профессиональных систем оплаты труда, которые заменят единую тарифную сетку. На тот момент она критиковалась, высказывались мнения о нежизнеспособности многих положений, однако, в настоящее время, многие предложения по реформированию в сфере занятости осуществились. Так, в настоящее время за Федеральной службой по труду и занятости остаются только функции нормативно-правового регулирования в сфере труда и контроль за соблюдением трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости передаются с федерального на региональный уровень. Результаты реформы службы занятости носят противоречивый характер: с одной стороны, это жесткая поддержка реформы института представителями органов государственной власти, а с другой стороны - сами специалисты службы занятости населения отмечают неоднозначность проведенных изменений, многие из которых значительно осложнили работу центров занятости и во многом бюрократизировали предоставление услуг населению.»

Таким образом, можно утверждать, что 2006 год - является новым этапом эволюции службы. Данный этап является наиболее сложным.

«По мнение В. Понизова, ответственного секретаря Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, «цель разработки регламентов - повышение качества услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям, сокращение сроков их оказания, повышение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти, исключение избыточных административных действий и процедур, упрощение всей процедуры предоставления услуги для получателя.» «По итогам проведения реформы возникло множество трудностей, главным образом организационного характера, непреодоление которых зачастую приводит к снижению качества предоставляемых населению услуг. Кроме того, в части «исключения избыточных административных действий и процедур» и как следствия «упрощения всей процедуры предоставления услуги для получателя» внедрение административных регламентов на практике приводит к прямо противоположному результату: увеличиваются время оказания услуги, количество необходимых документов. Негативное влияние оказала и децентрализация структуры службы занятости. Федеральная служба по труду и занятости передала все полномочия по оказанию услуг населению в регионы, оставив за собой лишь контролирующие функции. На региональном уровне бывшие управления службы занятости населения, подчинявшиеся министерству, были включены в областные структуры (администрации, правительства и т.д.) в виде региональных министерств, департаментов и т.п., однако чаще всего главой подобного структурного подразделения был назначен представитель губернаторской администрации, не знакомый с направлениями работы службы и проблемами, возникающими при ее функционировании. Как показывает опыт, подобные решения значительным образом осложнили работу ведомства, более того - многие противоречия в некоторых регионах не разрешились и по настоящий момент.»

Подводя итоги, можно сказать, что дальнейшее изучение государственной службы занятости видится необходимым, так как без данного института не представляется оптимальное функционирование российского рынка труда.

.2 Задачи, функции и полномочия Федеральной службы по труду и занятости

«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:

) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;

) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

) регистрировать безработных;

) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;

) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»

Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.

«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Функции Федеральной службы по труду и занятости:

.Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;

.Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

.Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

.Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

.Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

.Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»

Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:

-осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

-осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;

-осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

-регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

-регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

-рассматривает дела об административных правонарушениях;

-информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;

-анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;

-реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

-реализует меры активной политики занятости населения;

-осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

-содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

ведет базы данных по учету трудовых арбитров;

информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

осуществляет государственную экспертизу условий труда;

формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»

Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»

Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.

занятость население труд государственный

. Деятельность Управления трудовой занятости населения Правительства Еврейской автономной области

.1 Полномочия и функции Управления трудовой занятости населения Правительства Еврейской автономной области

Управление трудовой занятостью населения Правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым Правительством Еврейской автономной области, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, и входит в систему государственной службы занятости населения.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и распоряжение Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерств здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также иными нормативно правовыми актами Еврейской автономной области.

Управление является юридическим лицом, имеет лицевой счет в управление федерального казначейства по Еврейской автономной области.

Также имеет печать с изображением государственного герба РФ со своим наименованием, соответствующие штампы, бланки, и т.п.

Имущество управления является государственной собственностью Еврейской автономной области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.

Осуществляет свою деятельность непосредственно через государственные службы занятости во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами, с государственными органами ЕАО, органами местного самоуправления ЕАО.» «Управление трудовой занятостью населения Правительства Еврейской автономной области обладает следующими полномочиями:

. Осуществляет надзор и контроль за реализацией права гражданина на защиту от безработицы и свободно избранную занятость.

. Осуществляет надзор и контроль за реализацией права гражданина на защиту от безработицы и свободно избранную занятость.

. Обеспечивает оказание государственных услуг, предусмотренных действующим законодательством в сфере занятости населения.

. Осуществляет разработку и реализацию областных целевых программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости населения граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

.1. разработку и реализацию мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.

. Участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы.

. Обобщает практику применения, анализирует причины нарушений и готовит предложения по совершенствованию законодательства о занятости населения в Еврейской автономной области.

. Организует работу и контролирует деятельность центров занятости населения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области.

. Обеспечивает разработку, внедрение, контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем, их обслуживание и ремонт технических средств, внедрение и сопровождение информационно-телекоммуникационных средств, исполнение требований по защите информации, создание единой информационной системы органов службы занятости на территории Еврейской автономной области.

. Приобретает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

. Обеспечивает мобилизационную подготовку управления, а также контроль и координацию деятельности центров занятости населения по их мобилизационной подготовке.

. Осуществляет в пределах своей компетенции реализацию мер по противодействию экстремизму на территории Еврейской автономной области.

В целях реализации предусмотренных полномочий управление выполняет следующие функции:

. Обеспечивает регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрацию безработных граждан.

. Обеспечивает оказание следующих государственных услуг по:

.1 содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

.2. информированию о положении на рынке труда в Еврейской автономной области;

.3. организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

.4. организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

.5. психологической поддержке безработных граждан;

.6. профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;

.7. организации проведения оплачиваемых общественных работ;

.8. организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

.9. социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

.10. содействию самозанятости безработных граждан, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

.11. содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

.12. осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

.13. выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

. Осуществляет:

.1. принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

.2. формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в Еврейской автономной области, а также своевременное представление их в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере занятости населения;

.3. организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

.4. организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).

. Принимает решение об организации общественных работ и определяет объемы и виды общественных работ.

. Проводит мониторинг состояния и разработку прогнозных оценок рынка труда Еврейской автономной области.

. Принимает решение об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

. Формирует и представляет в правительство Еврейской автономной области предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения, содержанию управления и центров занятости населения.

. Подготавливает и обеспечивает представление в установленном порядке статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности управления и центров занятости населения.

. Организует работу по формированию, ведению и использованию банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

. Осуществляет в установленном порядке работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности управления.

. Организует и осуществляет контроль за выполнением работы по защите информации в подведомственных центрах занятости населения.

. Осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.»

Таким образом, Управление трудовой занятости населения осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, принимает инвалидов на работу в установленной квоте и регистрирует их в качестве безработных. А также регистрирует граждан в целях поиска им подходящей работы и оказывает государственные услуги.

.2 Мероприятия, проводимые Управлением трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области за 2013-2014 годы

В течение 2013 года в областные государственные казенные учреждения Центры занятости населения за предоставлением государственных услуг в поиске подходящей работы обратились 3 227 человек, с учетом граждан, состоящих на учете на начало года, статус ищущих работу имели 4 382 человека, или 84,5 процента к уровню соответствующего периода 2012 года. В первом полугодии 2014 года ситуация на регистрируемом рынке труда области оставалась стабильной и характеризовалась снижением числа граждан, обратившихся в областные государственные казенные учреждения центры занятости по вопросу трудоустройства, численности зарегистрированных безработных и напряженности на рынке труда. В течение отчетного периода за содействием в поиске подходящей работы обратилось 3,0 тыс. человек, что составляет 94,2 процента к аналогичному периоду 2013 года. Признано безработными 1,4 тыс. граждан против 1,6 тыс. человек в первом полугодии 2013 года.

Основными категориями, формирующими рынок труда, в 2013-2014 гг. являются граждане:

.Уволенные по собственному желанию - 23,9% по состояние на 2013 год и 22,8% на 2014 год.

.Выпускники и впервые ищущие работу в 2013 году составил 24,9%, а на 2014 год данный показатель увеличился до 29,0%

.Длительно не работающие граждане (с 18,3% на 2013 и 29,0 % на 2014 год).

.Молодежь среди граждан, обратившихся в поиске работы, составляет 35,3% на 2013, а на 2014 год 35,9%

.Женщины - 48,1% в 2013 году и 49,3% в 2014 году

.Проживающие в сельской местности за 2013 год составило 40,8%, а на 2014 год данный показатель уменьшился и составил 40,3%

.Инвалиды - 2,9% в 2013 году и 2,1% в 2014 году.

Тенденция снижения среди обратившихся в поисках работы в 2013-2014 годах характерна для таких категорий, как:

-длительно не работающие граждане,

-ищущие работу впервые;

-уволенные по причине текучести кадров;

-освобожденные из мест лишения свободы.

Анализ предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу показал, что в составе обратившихся граждан уменьшилась доля ранее работавших по профессии рабочего с 50,1 до 44,4 процента, должностях служащего с 18,4 до 17,2 процента и, соответственно, увеличилась доля ранее не работавших, ищущих работы впервые (с 31,5% до 38,5%).

В течение 2013 года были признаны безработными 1 585 человек, что на 20,6 процента меньше, чем в прошлом году.

Оказано государственных услуг по содействию в трудоустройстве 2,1 тыс. человек. Из них, в рамках мероприятий активной политики занятости, организована временная занятость 62 безработных граждан в 3013 году, а в 2014 году 58, испытывающих трудности в поиске работы, 196 человек участвовало в общественных работах. За 2014 год из числа нашедших работу граждан 50,9 процента трудоустроены на постоянную работу, 49,1 процента - на условиях временной занятости.

За 2013-214 года на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда, направлено 84 человека из числа безработных граждан. Государственные услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, социальной адаптации и психологической поддержки безработных граждан на рынке труда получили 6,2 тыс. человек.

В течение 2014 года в областное государственное казенное учреждение Центра занятости населения за информацией о положении на рынке руда обратилось 3,1 тыс. граждан и 1,3 тыс. работодателей.

В течение этих двух лет в данное учреждение было проведено 67 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 2017 человек.

В течение первого полугодия 2013 года в службу занятости населения области заявлено 11,4 тыс. вакансий. На долю вакансий по рабочим профессиям приходится 83,1 процента. Анализ заработной платы по предлагаемым вакансиям показал, что в отчетном периоде в целом по области 64,8 процента вакансий, поступивших в областное государственное казенное учреждение Центра занятости населения области, имеют оплату труда выше прожиточного минимума.

По состоянию на 01 июля 2013 года, число свободных рабочих мест (вакантных должностей), заявленных в органы службы занятости населения, составило 10,1 тыс. единиц.

На реализацию мероприятия «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места» областной целевой программы предусмотрено средств субсидии из федерального бюджета в размере 1006,2 тыс. руб. и 65,8 тыс. руб. из средств бюджета субъекта. По состоянию на 01 июля 2013 года освоено 602,98 тыс. руб., или 80,9 процента поступивших средств, в том числе средств федерального бюджета в размере 565,97 тыс. руб. (80,4 процента предусмотренных средств), средств областного бюджета в размере 37,01 тыс. руб. (90,0 процентов предусмотренных средств).

За отчетный период оказано содействие в трудоустройстве 9 незанятым инвалидам на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

В целях повышения возможности безработных инвалидов в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия), доступной им по состоянию здоровья, в рамках программы дополнительно предусмотрены средства бюджета субъекта на организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации 6 безработных инвалидов по профессиям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда области, в размере 109,24 тыс. руб., в том числе на 1 полугодие в размере 23,3 тыс. руб. По состоянию на 01 июля 2013 года освоено 13,8 тыс. руб., или 59,2 процента поступивших средств. Профподготовку прошли 4 инвалида.

На 01.07.2013 на учете в службе занятости состоит 1387 граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в том числе 1231 человек - не занятых трудовой деятельностью, из них 1079 человек официально признаны безработными. На 2014 год данный показатель уменьшился, состоявшие на учете граждане составило 1266 человек, из них 1118 - не занятых и 947 человек официально признаны безработными.

Исходя из анализа структуры безработных, женщины составляют 42,3 процента, молодежь в возрасте от 16 до 29 лет - 22,0 процента, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей - 35,4 процента, одинокие и многодетные родители - 4,4 процента.

Средняя продолжительность периода безработицы в 2013-2014 годах по области составила 3,7 мес. Анализ средней продолжительности безработицы по отдельным категориям населения показал, что она ниже среднеобластного показателя у молодежи (3,5 месяца), выше - инвалидов (4,4 месяца).»

Подводя итоги, можно сделать вывод, что уровень регистрируемой безработицы в 2013 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения, по сравнению с 2014 годом данный показатель уменьшился и составил 1,1 %. В г. Биробиджан, Облученском районе этот показатель ниже среднего по области. Самый высокий уровень регистрируемой безработицы сложился в Октябрьском районе так как в нем нет предприятий и организаций, которые обеспечивают достойный заработок гражданам.


Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами, локальными и нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

В истории развития государственной службы занятости можно выделить 4 этапа развития.

Первый этап с 1991 до середины 1995 года - так называемый период «бурного развития». Он характеризуется сокращением занятости, снижением продолжительности рабочего времени, резким падением заработной платы, ростом открытой безработицы; данный этап являлся «отражением глубокой трансформационной рецессии, которая растянулась на целое десятилетие.

Второй этап с середины 1995 до 2001 года - самый противоречивый этап в развитии государственной службы занятости. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы, а с другой реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся Государственный Фонд занятости, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Третий этап, начавшийся в 2001 году, характеризуется кардинальным изменением финансирования, как самого института, так и всей системы защиты от безработицы.

Четвертый этап начался в 2006 году и по настоящее время. В 2006 году остановившееся в середине 90-х годов развитие данного института получило новый толчок. Была проведена административная реформа по улучшению качества и доступности государственных услуг.

К функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.

В области содействия занятости населения, и входящий в систему государственной службы занятости населения является Управление трудовой занятостью населения правительства Еврейской автономной области. Оно обладает следующими полномочиями:

. Осуществляет надзор и контроль за реализацией права гражданина на защиту от безработицы и свободно избранную занятость.

. Осуществляет надзор и контроль за реализацией права гражданина на защиту от безработицы и свободно избранную занятость.

. Обеспечивает оказание государственных услуг, предусмотренных действующим законодательством в сфере занятости населения.

Ситуация на рынке труда по ЕАО в 1 полугодии 2014 года оставалась стабильной. За январь - июнь 2014 года численность граждан, обратившихся в областные государственные казенные учреждения Центры занятости населения за предоставлением государственных услуг в поиске подходящей работы, с учетом 1201 гражданина, состоящего на учете, на начало года, составила 4,2 тыс. человек, что составляет 96,8 % от уровня аналогичного периода прошлого года.

В 2014 году статус безработного имели 2,3 тыс. человек против 2,6 тыс. человек 2013 года.

За этот же период потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости населения выросла на 25,7%. В целом в отчетном периоде оказано содействие в трудоустройстве 2,16 тыс. граждан, обратившихся в областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения в поисках работы, против 2,11 тыс. человек в январе - июне 2013г.

Из числа граждан, имеющих статус безработного, трудоустроено 0,9 тыс. человек, что на уровне 2013г.

Таким образом, деятельность службы занятости призвана оказывать помощь в трудоустройстве безработным гражданам, а также работодателям, закрепленное и защищенное правовыми нормами и обеспечивают социальную поддержку социально - уязвимым слоям населения.

Список использованной литературы

1.Федеральный Закон « О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС « Консультант плюс».

.Постановление от 19 июня 2012 г. N 293-пп. Об Управлении трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области

.Положение о Роструде. Правительство Российской Федерации Постановление от 30 июня 2004 г. № 324 об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости

.Бородин Ю. Как рассчитать экономическую эффективность трудоустройства /Ю. Бородин. Человек и труд, 2005. - №7. - 40с

.Горина Е.Е. Служба занятости как объект социологического анализа / Е.Е. Горина. Труд и социальные отношения. - 2009. - №6. - 270с

.Горина Е.Е. Исследование рынка труда: междисциплинарный подход / Е.Е. Горина. Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2011. - № 5. - 7с

.Горина Е.Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования / Е.Е. Горина. 2010, №2. - 186с

.Горина Е.Е. Инспекция по труду в современных социально-экономических условиях //Е.Е. Горина. Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №2. - С.3 - 450с

.Гимпельсон В.Е. Нестандартная занятость в российской экономике/ Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И.. под ред.: Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ; 2006. - 400с

.Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование / О.В. Заяц. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. 153с

. Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России / А. Котляр. Человек и труд. - 2001. - № 9. - 44с

.Остапенко Ю.М. Экономика труда./Ю. М. Остапенко - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272с

.Понизов В. О работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в январе 2008г. / В.О. Понизов. Человек и труд. - 2008. - №3. - 30с

.Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс/ Т. Четвернина. Человек и труд, 2004. - №3. - 75с

.Служба занятости, ее задачи и функции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Управление трудовой занятостью населения правительства Еврейской автономной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.eaozan.ru/home/info/analitika.aspx

. Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostrud.info/

Похожие работы на - Государственная служба занятости и ее функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!