Структура педагогической деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,42 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура педагогической деятельности

Содержание

Введение

. Структура педагогической деятельности

.1 Мотивация

.2 Педагогические цели и задачи

.3 Предмет педагогической деятельности

.4 Педагогические средства и способы решения поставленных задач

1.5 Продукт и результат педагогической деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения (структуры), которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата.

Актуальность данной темы в том, что педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию. В процессе ее не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Человек, вставший за учительский стол, должен обладать всеми компонентами педагогической деятельности.

Цель данного реферата: раскрыть структуру педагогической деятельности.

Задачи:

рассмотреть сущность определения «педагогическая структура»;

определить основные компоненты педагогической культуры;

показать взаимосвязь всех компонентов структуры.

1. Структура педагогической деятельности

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

.1 Мотивация

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В настоящее время вопрос о мотивации педагогической деятельности в нашей стране стоит особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда значительно усилился отток молодых педагогических кадров из средних общеобразовательных учебных заведений. Средний возраст школьного учителя приближается к пенсионному, и у тех, кто продолжает педагогическую работу и не собирается ее оставлять, также имеются для этого значимые мотивы.

Как уже упоминалось, любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы, они же определяют каждое конкретное действие и поступок. Молодежь, поступающая в педагогические вузы, как правило, прекрасно осведомлена о нынешней сложной ситуации в системе образования, тем не менее конкурс при поступлении не снижается. Старшекурсники, прошедшие педагогическую практику в школе, в большинстве случаев выражают удовлетворение от самой педагогической деятельности и утверждают, что работать учителями им не позволяет только низкая оплата этого труда. В силу данных причин необходимо выделить в мотивации педагогической деятельности две составляющие: мотивацию выбора профессии педагога и мотивацию продолжения педагогической деятельности.

Выделяют внешнюю мотивацию:

1) позицию семьи;

) позицию сверстников;

) позицию педагогов;

) притязание на общественное признание;

Внутренняя мотивация:

) личные профессиональные и жизненные планы;

) способности и их проявления;

) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

) склонности.

Каждый из них в каждом конкретном случае профессионального выбора может оказаться решающим. Преобладающая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о большей личностной зрелости, об осознанности выбора и о подлинном интересе к выбираемой профессии. Если же при выборе профессии решающими оказываются внешние мотивы, такой выбор является случайным, не до конца осознанным и рискует не стать окончательным: у человека может быстро наступить разочарование в избранной профессии.

У тех же, кто реально начал осуществлять педагогическую деятельность и не собирается прекращать ее, структура мотивации несколько меняется. Главным внутренним мотивом по-прежнему остается получение удовлетворения от работы с детьми, к нему добавляются мотивы личностного и профессионального роста, самоактуализации.

Среди внешних мотив, фигурируют достижения успеха, мотив престижности работы в определенном образовательном учреждении и др. Кроме того, в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.

В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других: благодаря своей доминирующей позиции учитель оказывает детям помощь путем передачи знаний. Власть проявляется и в возможностях учителя поощрять и наказывать. Выделяют следующие виды мотива власти, соотносимые с педагогическими действиями учителя:

. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием того, в какой мере учитель может удовлетворить потребности и мотивы ученика и насколько он поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения ученика.

. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием ученика того, в какой мере учитель способен наказать его за нежелательное поведение и поставить неудовлетворение его потребностей и мотивов в зависимость от этого нежелательного поведения.

. Нормативная власть. Ученик принимает для себя норму, в соответствии с которой учитель имеет право контролировать соблюдение учениками определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

. Власть эталона. Ученик стремится быть похожим на учителя.

. Власть знатока. Ее сила зависит от приписывания учителю учеником особых знаний по изучаемому предмету, умения обучать этому предмету.

. Информационная власть. Она имеет место в случаях, когда учитель владеет информацией, способной заставить ученика увидеть последствия своего поведения в новом свете.

.2 Педагогические цели и задачи

Основная цель педагогики заключается во всестороннем развитии каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Педагогическая задача - осмысление педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Педагогическую задачу можно представить в следующем виде: осмысленная педагогическая ситуация + привнесенная в ней цель + необходимость познания и преобразования действий. Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы. К ним относятся:

·Изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе;

·Разработка методик педагогического познания;

·Создание общей научной картины педагогической действительности, которая будет удовлетворять потребности данного общества, жизни и деятельности членов этого общества;

·Проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики;

·Развитие педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической сферы в состоянии, которое обеспечит гармоничную жизнь каждого члена общества;

·Разработка развернутой многоуровневой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта новому поколению;

·Педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан;

·Разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени;

·Разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения;

·Разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп;

·Разработка актуальных тем разных видов воспитания, например гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

·Предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений;

·Разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью;

·Разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему;

·Участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ;

·Подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

При решении вышеперечисленных задач достигается главная цель педагогики. При этом реализуются ее основные функции: социальная, научно-развивающая, познавательная, диагностическая, прогностическая, проектно-конструктивная, организационно-методическая, практически-преобразовательная, интегрирующая, профессионально-педагогическая, воспитательно-просветительская, педагогически-организующая.

.3 Предмет педагогической деятельности

педагогический воздействие мотивация учащийся

Педагогическая деятельность - это деятельность <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> - культуру <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность - педагогическая.

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Так же предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социально-культурного опыта <javascript:void(0);> как основы и условия развития.

1.4 Педагогические средства и способы решения поставленных задач

При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть ориентирован, в первую очередь:

б) на свои личностные и профессиональные возможности и способности. Основными принципами самореализации учителя являются эмоциональная и личностная раскрытость, психологический «настрой» на оптимальную работу с данным классом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности, удовлетворенность собой в процессе совместной с учениками творческой деятельности;

в) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом, создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата. Для этого необходимо уважительное отношение учителя к личности ученика, диалогическое открытое общение, тепло и дружелюбие в отношениях с детьми, определение областей непонимания и стремление его устранить. Опираясь на сильное стороны ученика, его индивидуальный опыт, персонализированное ободрение и поддержку, поиск активных и разнообразных методов работы учащихся на уроке;

г) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материалов, направленных на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью.

Каждый учитель стремится правильно оценить и вовремя скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Особенность этих действий - направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной результативной стороны деятельности.

Средствами педагогической деятельности являются:

oнаучные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

o"носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

oвспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

)анализ результатов решения педагогической задачи.

Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач хранится в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения.

.5 Продукт и результат педагогической деятельности

Продукт педагогической деятельности - опыт, формируемый у ученика индивидуальный во всей совокупности, нравственно-этических, эмоционально-смысловых <javascript:void(0);>, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности <javascript:void(0);> как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

§его личностное совершенствование;

§интеллектуальное совершенствование;

§становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.

Продукт и результат педагогической деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Знания из разных областей, полученные разными способами и с разными мотивами и целями, могут оказать разное влияние на развитие ученика. Если, например, знания и умения по конкретному учебному предмету приобретались только с целью получения хороших оценок, а в реальной жизни совсем не использовались и быстро забылись, то их влияние на личностное развитие учащегося окажется минимальным. Но если педагог сумел увлечь учеников своим предметом, пробудить в них интерес и потребность в получении дополнительных знаний, то сама эта обстановка уже оказывает существенное воспитательное влияние. Во многих случаях ученики на всю жизнь остаются благодарны учителям за вложенный в них труд, даже если знания по преподаваемым ими предметам впоследствии не использовались. А если труд учителя оказался решающим фактором при выборе учеником будущей профессии, то получаемые по соответствующему предмету знания определят существенную часть дальнейшей жизни ученика и внесут несравнимый ни с чем вклад в его личностное развитие. Эта степень слияния продукта и результата педагогической деятельности определяет еще одну ее специфическую характеристику - продуктивность.

Заключение

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание: мотивацию, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат. Все компоненты педагогической структуры взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга. Только полное сочетание всех компонентов соответствует профессиональной пригодности, готовности к этой деятельности и высокой включаемости в межличностное общение обеспечивает возможность достижения наибольшей эффективности педагогической деятельности.

Список используемых источников

1.И.А. Зимняя. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. - 480с.

.А.Б. Орлов. Методы возрастной и педагогической психологии. М.:1982.-280с.

.Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения.М.: Акадедия - 2004.- 304с.

.Аминов Н.А. Диагностика педагогических особенностей. Воронеж: МДОЕ,1997. - 80с.

.Л.М. Митина. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия- 2004. - 320с.

.А.Н. Хузиахметов. Педагогика: Введение в педагогическую деятельность / Краткий конспект лекций. Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Казань, 2013. - 112 с.

7.В.А. Сластенин. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

8.Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.

.Мезинов В. Н. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Учебное пособие. - Елец , 2005 - раздел Педагогика, Министерство Образования И Науки Российской Федерации Федеральное Аг..

.Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юрайт-М,2001.-607с

.Сидоров С.В. Педагогические задачи // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - URL: http://si-sv.com/publ/1/pedagogicheskie_zadachi/14-1-0-513 (дата обращения:17.12.2015).

Похожие работы на - Структура педагогической деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!