Основы организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,7 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ















Реферат

Основы организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Содержание

. Содержание и этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)

Литература

. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ

качество новый товар рыночный

Промышленное производство объединяет в единое целое науку и практику. Зарождение новых товаров происходит на основе научных открытий, результатах исследований и опытов, и составляют комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Научно-исследовательские работы (НИР) можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (табл. 1).

Таблица 1. Научно-исследовательские работы

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Ø Расширение теоретических знаний. Ø Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований

Поисковые

Ø Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Ø Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные

Ø Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Ø Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик и т.д.


Фундаментальные и поисковые НИР обычно не входят в комплекс работ по созданию и освоению новых товаров.

Основные этапы НИР:

I. разработка технического задания (ТЗ) НИР;

II.      выбор направления исследования;.        теоретические и экспериментальные исследования;.    обобщение и оценка результатов исследований.

Конкретный состав этапов и работ на них определяется спецификой НИР. Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в табл. 2.

Таблица 2. Этапы и состав НИР

Этапы НИР

Состав НИР

Разработка ТЗ НИР

Ø Научное прогнозирование. Ø Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований. Ø Изучение патентной документации. Ø Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

Ø Сбор и изучение научно-технической информации. Ø Составление аналитического обзора. Ø Проведение патентных исследований. Ø Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и сравнительная оценка. Ø Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач. Ø Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов. Ø Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции. Ø Разработка общей методики проведения исследований (программы работ, план-графики, сетевые модели). Ø Составление промежуточного отчета

Теоретические и экспериментальные исследования

Ø Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений. Ø Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов. Ø Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования. Ø Проведение экспериментов, обработка полученных данных; сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями. Ø Корректировка теоретических моделей объекта. Ø Проведение при необходимости дополнительных экспериментов. Ø Проведение технико-экономических исследований. Ø Составление промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Ø Обобщение результатов предыдущих этапов работ. Ø Оценка полноты решения задач. Ø Разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР. Ø Разработка проекта ТЗ на ОКР. Ø Составление итогового отчета. Ø Приемка НИР комиссией


После завершения прикладных НИР при условии получения положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющих фирму с точки зрения ее целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР) (табл. 3).

Таблица 3. Примерный перечень работ на этапах ОКР

Этапы ОКР

Основные задачи и состав работ

Разработка ТЗ на ОКР

Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта)

Ø Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ: - проработка результатов НИР - проработка результатов прогнозирования; - изучение научно-технической информации; - предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ

Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования)

Ø Разработка принципиальных технических решений: - выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не выполняется; - выбор элементной базы разработки; - выбор основных технических решений - разработка структурных и функциональных схем изделия - выбор основных конструктивных элементов; - метрологическая экспертиза проекта; - разработка и испытание макетов

Техническое проектирование

Ø Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и по его составным частям: - разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем; - уточнение основных параметров изделия; - проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте; - разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия; - испытание макетов основных приборов изделия в натурных условиях

Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца

Ø Формирование комплекта конструкторских документов: - разработка полного комплекта рабочей документации; - согласование ее с заказчиком и заводом-изготовителем серийной продукции; - проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию; - изготовление в опытном производстве опытного образца; - настройка и комплексная регулировка опытного образца

Предварительные испытания

Ø Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и возможности предъявления его на государственные (ведомственные) испытания: - стендовые испытания; - предварительные испытания на объекте; - испытания на надежность

Государственные (ведомственные) испытания

Ø Оценка соответствия ТЗ и возможности организации серийного производства

Отработка документации по результатам испытаний

Ø Внесение необходимых уточнений и изменений в документацию. Ø Присвоение документации литеры "". Ø Передача документации организации-изготовителю


ОКР - важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР. На основе полученных результатов исследований создаются и отрабатываются новые товары.

Основные этапы ОКР:

I. разработка ТЗ на ОКР;

II.      техническое предложение;.   эскизное проектирование;.   техническое проектирование;.         разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца;.     предварительные испытания опытного образца;.         государственные (ведомственные) испытания опытного образца;.     отработка документации по результатам испытаний.

. РЫНОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ТОВАРОВ (ПРОБНЫЙ МАРКЕТИНГ)

При успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Проблема проведения рыночных испытаний новых товаров зависит от многих факторов, главные из которых следующие:

Ø  вид товара, предполагаемый объем выпуска и тип рынка;

Ø  степень достоверности маркетинговой информации и исследований;

Ø  степень уверенности фирмы в конкурентном успехе нового товара на рынке;

Ø  политика фирмы в отношении к риску;

Ø  оценка временной задержки полного комплекса работ по созданию и освоению нового товара.

Решение вопросов о проведении (или не проведении) рыночных испытаний, а также решения, по какой конструкторской документации (опытного образца, серийного производства) и в каком производстве (опытном или серийном) будет изготовлена опытная партия нового товара для пробного маркетинга и следует ли приостановить или продолжить работы по подготовке производства до получения результатов рыночных испытаний, зависят от конкретных условий функционирования фирмы, ее целей, ресурсов, методов работы и политики.

Цель рыночных испытаний - испытания товара в условиях реального использования, выявление мнений, замечаний потребителей и торговых работников об особенностях его использования и проблемах продаж, а также определение размеров рынка и общий прогноз сбыта, т.е. производственной программы. Испытания в рыночных условиях дают руководству информацию для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма будет приступать к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы на окончание подготовки производства, затраты на капитальное имущество и освоение производства, затраты на каналы распределения и стимулирование сбыта нового товара. При этом она должна решить следующие главные вопросы - когда, где, кому и как продавать новый товар.

КОГДА. Первым принимается решение о своевременности выпуска нового товара на рынок. Если новый товар будет подрывать сбыт других подобных товаров фирмы или в его конструкцию можно внести дополнительные усовершенствования, вероятно, выпуск нового товара на рынок будет отложен.

ГДЕ. Принимается решение о реализации товара на определенных географических, общенациональном или международном рынках. При отсутствии достаточных уверенности, средств и возможностей для выхода с новым товаром на общенациональный рынок устанавливается временной график последовательного освоения рынков.

КОМУ. Выбираются наиболее выгодные рынки в группе осваиваемых, и для их освоения сосредотачиваются усилия по стимулированию сбыта.

КАК. Разрабатывается план действий для последователь-ного вывода нового товара на рынки - план маркетинга.

Ответы на эти простые по форме, но чрезвычайно сложные по своей сути вопросы оказывают влияние на дальнейший ход подготовки производства и промышленное освоение новых товаров, так как определяют:

Ø  производственную мощность фирмы;

Ø  тип производства;

Ø  производственную структуру;

Ø  график производства по годам.

Литература

1. Акмаева, Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 541 c.

. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2013. - 220 c.

. Вишняков, Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. - М.: КноРус, 2013. - 326 c.

. Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 461 c.

Похожие работы на - Основы организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!