Совершенствование транспортного обеспечения внутренних туров

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    612,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование транспортного обеспечения внутренних туров

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА»

Институт экономики и управления

Кафедра социального управления





Выпускная квалификационная работа

На тему: Совершенствование транспортного обеспечения внутренних туров










Санкт-Петербург

Оглавление

Введение

Раздел 1. Теоретические основы обеспечения транспортного обслуживания в туризме

.1 Классификация видов транспортных услуг и их роль в обеспечении туризма

.2 Трансферные услуги в сервисной системе туристской индустрии

.3 Анализ состояния транспортного обслуживания внутренних туров в РФ

Раздел 2. Исследование системы обеспечения туризма авиатранспортными услугами

.1 Становление и современное состояние отрасли авиационного транспорта в России

.2 Особенности взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм

.3 Проблемы функционирования и развития авиатранспортного обеспечения туризма

Раздел 3. Проектно-практические рекомендации по содействию процессу развития транспортному обслуживанию внутреннего туризма в РФ

.1      Общее обоснование проекта разработки сайта скидок на транспортные услуги

.2 Описание механизма работы сайта, обеспечивающего взаимодействие перевозчиков, турфирм и потребителей услуг

.3 Социально-экономическая эффективность проекта

Заключение

Источники и литература

Приложения

Введение

Актуальность исследования транспортного обслуживания как неотъемлемого элемента отрасли «Туризм» определяется рядом обстоятельств. Во-первых, современное развитие туристского транспорта не соответствует требованиям, которые предъявляет потребитель к качеству путешествия. Складывающийся в России рыночный механизм оказался неспособным усовершенствовать перевозки туристов до должного уровня и обеспечить конкурентоспособность отечественных перевозчиков на международном рынке. Этому препятствуют как условия, в которых находятся отечественные производители транспортных услуг, так и неразвитость методических подходов к комплексному системному управлению их деятельностью. Поэтому, наряду с осуществлением Федеральной программы развития туризма в России, необходимо уделять специальное внимание развитию транспортной составляющей туризма. Тем более, что транспортные услуги пользуются большим спросом в ряду прочих услуг туристской сферы.

Можно утверждать, что «без транспорта нет туризма», как полагают специалисты в данной области М.Э. Немоляевой и Л.Ф. Ходорков. Развитие транспорта послужило предпосылкой развития туризма, оно же оказывает регулирующее влияние на уровень удовлетворения потребностей населения в туризме. Поэтому закономерно выполнение исследования важного элемента туризма, так как будущее туризма требует соответствующего транспортного обеспечения.

Другими словами, в Российской Федерации сохраняется неразвитым рынок въездного, внутреннего и социального туризма. На его состоянии сказываются как экономические, так и социальные факторы. Резкое снижение объема этих видов туризма является следствием не только низкого уровня благосостояния основной массы населения, но и несоответствия качества при высоких ценах на отечественный туристский продукт. В структуре цены тура наиболее высокие темпы прироста имеют транспортные затраты, достигая уровня в 30-50%. Даже при падении цен на нефть темпы роста стоимости туристской транспортной услуги не снижаются и остаются достаточно высокими. В ряде случаев число посредников между туристом и перевозчиком достигает трех - четырех, что влияет на себестоимость тура. Для повышения конкурентоспособности российских туристских услуг и стимулирования широкого доступа к ним граждан необходимо, в первую очередь, оптимизировать транспортные затраты в структуре тура и качество перевозки.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами и отсутствие реальной координации деятельности в этой сфере. Эти недостатки выражаются в высоких тарифах на туристские перевозки, низком уровне безопасности на туристских маршрутах, невысоком качестве туристско-транспортных услуг. Для решения данных проблем требуются новые подходы к совершенствованию организационно-экономического механизма туристских перевозок.

Объект исследования выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) - система обеспечения туристскими ресурсами внутренних туров.

Предмет исследования - транспортное обеспечение внутренних туров.

Целью работы является разработка проекта, направленного на совершенствование транспортного обеспечения внутренних туров.

Задачами ВКР, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:

·        выявить особенности классификации видов транспортных услуг и их роль в обеспечении туризма;

·        рассмотреть трансферные услуги в сервисной системе туристской индустрии;

·        проанализировать состояние транспортного обслуживания внутренних туристов в РФ;

·        рассмотреть становление и современное состояние отрасли авиационного транспорта в России;

·        выявить особенности взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм;

·        определить проблемы функционирования и развития авиатранспортного обеспечения туризма;

·        разработать и обосновать проект, содействующий развитию российской авиаотрасли;

·        рассмотреть механизм создания и работы проекта по повышению эффективности коммуникаций туристских фирм и транспортных компаний;

·        установить социально-экономическую эффективность проекта.

Соответственно последовательности решения задач выстраивается структура дипломного проекта. В первой (теоретической) главе предполагается обсуждение теоретических основ обеспечения транспортного обслуживания в сфере туризма. Во второй (аналитической) главе исследуются системы обеспечения туризма авиатранспортными услугами и в третьей (проектной) предлагается по совершенствованию транспортного обслуживания внутреннего туризма в РФ.

Дипломный проект строился на методологии теоретических исследований, которые служат основанием рассмотрения проблем транспортного обслуживания в сфере туризма. Это, прежде всего, системный анализ реализации теоретических материалов в условиях современного туристского рынка. В первой главе преобладает системно-комплексный подход, отвечающий за целостное представление системы знаний и опыта, уже имеющихся к настоящему времени, специалистами в сфере туризма. Во второй главе проводится анализ специфики авиатранспорта на рынке турбизнеса, а также применяется ситуационный подход, учитывающий принципы обслуживания авиаперевозок в современных условиях туристского сервиса. В третьей главе идет разработка проекта совершенствования транспортного обслуживания на базе сайта

В процессе написания ВКР были задействованы научные и методические труды российских и зарубежных авторов, опубликованные в периодических изданиях и сети Интернет.

Также следует отметить, что большое количество работ по исследованиям в области транспортного обслуживания в туризме можно найти и в электронном виде в Интернете.

Теоретическая значимость работы состоит в дополнении предлагаемого системного подхода к изучению проблем разработки эффективной стратегии взаимодействия авиатранспорта и турбизнеса в условиях современного рынка. После летнее-осеннего кризиса российского турбизнеса и «громкого» дела, связанного с банкротством «Оренбургских авиалиний», необходимо рассмотреть вопросы содействия развитию российской авиаотрасли и выявить методы наиболее эффективных коммуникаций между транспортными компаниями и туристскими фирмами.

Практическая значимость проводимых исследований характеризуется возможностью принятия разработанных рекомендации на практике, что должно способствовать более безопасному и эффективному взаимодействию авиатранспорта и сферы туризма. Это достигается путем целостного рассмотрения сложившейся ситуации и дискретного анализа данной отрасли хозяйствования.

Итак, автор вкратце рассмотрел цель и задачи, объект и предмет, методы, которые нам предстоит изучить и применять при написании дипломного проекта. Приступим к раскрытию содержания темы с теоретического фундамента современного транспортного обслуживания в туристкой отрасли.

Раздел 1. Теоретические основы обеспечения транспортного обслуживания в туризме

.1 Классификация видов транспортных услуг и их роль в обеспечении туризма

туризм авиационный транспорт услуга

В международных рекомендациях по статистике туризма, которые были подготовлены в соответствии с решением, принятым Статистической комиссией Организации Объединенных Наций на ее тридцать пятой сессии, проходившей 2-5 марта 2004 года, и которые представляли собой пересмотренный вариант Рекомендаций по статистике туризма, одобренных Комиссией в 1993 году и опубликованных в 1994 году была приведена стандартная международная классификация транспортных средств. Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма. Она состоит из двух уровней - категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство (табл. 1.).

Таблица 1.

Основные категории транспортных средств

Категории

Разряды

1.Воздушный транспорт

1.1. Рейсы подчиняющиеся расписанию 1.2. Рейсы не подчиняющиеся расписания 1.3.Частные воздушные суда 1.4. Прочие виды воздушного транспорта

2.Водный транспорт

2.1. Пассажирские линии и паромы 2.2. Круизы 2.3. Яхты 2.3. Прочие виды водного транспорта

3.Сухопутный транспорт

3.1. Железнодорожный транспорт 3.2. Междугородные и городские автобусы и прочие виды общественного автотранспорта 3.3. Прокат автотранспортных средств с водителем a) такси, лимузины и аренда частных автотранспортных средств с водителем б) прокат транспортных средств на мускульной и животной тяге 3.4. Транспортное средство, находящееся в собственности (вместимостью до 8 человек) 3.5. Арендованное транспортное средство без водителя (вместимостью до 8 человек) 3.6. Прочие виды сухопутного транспорта: верховые лошади, велосипеды, мотоциклы и т. д. 3.7. Пешее передвижение


По категориям транспорт подразделяется: на воздушный, водный и сухопутный. На воздушном транспорте существуют авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам: рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем и прочие виды воздушного транспорта. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов. Особенностью воздушного транспорта, которая отличает его от наземных видов, является скорость перевозки пассажиров, учитывая все время, какой нужно тратить пассажиру от момента вылета с места отправления к месту назначения. Авиационные перевозки в мире осуществляют почти 400 авиакомпании. Наиболее известны среди них такие большие международные авиакомпании: АА - «American Airlines», DL - «Delta Airlines«, США; AF - »Air France«, Франция; ВА - »British Airways«, Англия; LH - «Lufthansa«, Германия.

Особенности эксплуатации воздушного транспорта обязывают перевозчика оказывать пассажирам надлежащие услуги без дополнительной оплаты, например: доставка багажа с аэродрома до самолета, и наоборот; размещение пассажиров на отдых в гостинице, если есть перерыв в перевозке по вине перевозчика; хранение багажа пассажира за вынужденного задержания рейса; доставка пассажиров автотранспортом из аэродрома к гостинице, и наоборот; питание пассажиров во время длительного полета; информацию о расписании отправления самолетов; правила перевозки; движение наземных видов транспорту между городом и лстовищем.

В зависимости от условий, комфорта, питания и других факторов, места в самолетах разделяют на классы:

• первый класс (F);

• бизнес-класс (С);

• экономический класс (Y);

В пределах национальных перевозчиков или отдельных авиакомпаний установлены разные льготы для туристов:

• сезонные;

• корпоративные;

• для пассажиров с детьми;

• групповые;

• для семейных пар и тому подобное.

Водный транспорт включает морской и каботажный , а также внутренний водный транспорт. На морском транспорте особый интерес представляют круизные суда. Основной целью при организации круизов является получение положительных впечатлений от пребывания туристов на борту судна, а не от скорости прибытия туриста в пункт назначения. В ряде случаев для привлечения туристов используются также и паромные суда, перевозящие не только самих туристов, но и их личные автомобили (транспортные средства). Последние несколько десятилетий услуги пассажирского флота значительно расширились. Рядом с обычной доставкой пассажиров в межпортовом соединении разные типы пассажирских судов используют:

• для перевозки пассажиров, которые осуществляют деловые поездки, и туристов из автомобилями на коротких и дальних маршрутах;

• для разных круизов, как сугубо морских, так и комбинированных;

• для доставки организованных пассажирских контингентов (участников фестивалей, олимпиад и тому подобное);

• для проведения конгрессов, симпозиумов в условиях морского путешествия.

Особенной формой морских туристических путешествий являются круизы.

• оздоровительныекруизы;

• лечебные круизы;

• образовательные круизы;

• комбинированные круизы.

Пассажиры могут в любых широтах и в любое время года пользоваться услугами открытых и закрытых бассейнов, теннисных кортов, соляриев, ресторанов и казино.

Сухопутный транспорт подразделяется на железнодорожный, автобусный и автомобильный. (вместимостью до 8 человек) Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный) и класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, а также в спальном вагоне прямого сообщения 1 класса).

В Европе принята следующая классификация поездов:- межконтинентальный экспресс:- международный экспресс:- скоростной суперэкспресс;- фирменный экспресс:

ЕС - скоростной экспресс:- региональный поезд.

Железнодорожный транспорт России является важным связующим звеном между Западной и Центральной Европой, с одной стороны, и Азией - с другой, и, следовательно, обладает большими транзитными возможностями. Особое значение имеет Транссибирская железнодорожная магистраль, электрифицированная на всем протяжении (10 тыс. км). Техническая оснащенность позволяет перевозить по ней до 100 млн т грузов - в 2-3 раза больше, чем в настоящее время. Есть реальная возможность перевозки грузов с гарантированным сроком доставки в 12-13 суток, т. е. вдвое быстрее, чем при морской перевозке из Европы на Дальний Восток. Однако с середины 1980-х гг. и по настоящее время объем транзитных контейнерных перевозок на Транссибе снизился с 240 тыс. до 24 тыс. единиц. В более отдаленной перспективе (2015 г.) значение железнодорожного транспорта будет сокращаться, следуя общим тенденциям на мировом транспорте.

К сухопутному транспорту относится также автобусный и автомобильный (с количеством мест меньше 8).

В России создана Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), объединяющая около 1000 экспедиторских и автотранспортных предприятий России. Ассоциация является активным членом Международного союза автомобильного транспорта, оказывает практическую помощь в организации международных перевозок грузов и пассажиров, проводит работу по классификации российских автобусов, работающих на международных перевозках туристов.

Многие автобусы категории «люкс» имеют буфеты, столы для переговоров с возможностью размещения 26 пассажиров, каждый стол оборудован микрофоном. В автобусе находятся видеосистема (VHS), эпидиаскоп и факс.

Автобусы полутуристского класса предназначены для переездов на небольшие расстояния, трансфера и т. д. Они вмешают до 54 пассажиров и оснащены неоткидными сиденьями туристского класса.

Движение сухопутного транспорта должно подчиняться расписанию регулярных перевозок, но могут осуществляться перевозки и вне расписания (специальные туристские поездки, дальние чартерные или экскурсионные автобусные поездки). Существует также и специализированный автодорожный транспорт, перевозящий туристов по маршрутам «аэропорт - город», «вокзал - город» (трансфер). Широко распространены прокат автомобилей в стране пребывания, а также эксплуатация собственного средства передвижения. При организации активного путешествия популярно использование следующих средств передвижения: верховая лошадь, велосипед, мотоцикл и прочее. Как правило, эти транспортные средства применяются при передвижении туристов на маршруте (например, услуга 061306 «Туристский поход выходного дня с использованием верховых, вьючных и упряжных животных» согласно Общероссийскому классификатору услуг населению) .

Пешее передвижение обычно рассматривают при спортивном туризме. Основной целью является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности.

В приложении 1 представлена классификация видов транспорта по признакам и их разрядам.

Классификация видов транспорта и их идентификация позволяют более квалифицированно осуществлять экономический анализ деятельности предприятий и организаций различных видов транспорта, выполняемый на уровне транспортного комплекса страны, ее регионов, видов транспорта и их структурных составляющих - железных дорог, морских и речных судовых компаний и портов, авиакомпаний и др.(Прил. 1)

По способу передвижения (по виду транспорта) на маршруте транспортные туры подразделяются: на авиационные, автобусные, железнодорожные, теплоходные и комбинированные (Рис. 2).

Рис.2 Классификация транспортных туров по виду транспорта

туризм авиационный транспорт услуга

Теплоходные туры - туры, организованные на борту теплоходов. Такие туры, в свою очередь, подразделяются на морские (по морям и океанам) и речные (по рекам, озерам и шлюзовым сооружениям).

И морские, и речные туры могут иметь две разновидности: прогулочные (в пределах акватории порта, продолжительностью менее 24 часов) и круизные (туры с маршрутами продолжительностью более 24 часов). Для организации круизных рейсов используются в основном комфортабельные теплоходы крупных проектов. Для организации прогулочных рейсов могут использоваться как теплоходы небольшого водоизмещения, так и суда малого флота (речные трамвайчики, ракеты, кометы, катера, яхты, катамараны и пр.).

Авиационные туры - это путешествия организованных туристов по разработанным маршрутам с использованием авиационного транспорта. Они могут быть:

• чартерными - это арендованные самолеты, перевозящие туристов по специально разработанному расписанию;

• регулярными - перевозка туристов регулярными рейсами авиакомпаний.

Автобусные туры - это путешествия организованных групп туристов по разработанным маршрутам с использованием автобуса в качестве основного средства передвижения между пунктами маршрута. Они могут быть:

• маршрутными (или туристско-экскурсионные) - перемещение на автобусе по заранее спланированному тематическому маршруту (например, «Золотое кольцо России»);

• прогулочными - однодневные поездки на автобусах в пригородные зоны с целью отдыха, прогулок, купания и прочее.

Железнодорожные туры - это путешествия организованных туристов с использованием железнодорожного транспорта. Они включают:

• туристско-экскурсионные поезда - специально арендованные составы поездов под туристские цели, совершающие поездки по определенным маршрутам и служащие туристам не только в качестве средства передвижения, но и средства размещения и питания (туристы постоянно проживают в купе поезда и питаются в вагонах-ресторанах);

• прогулочные поезда - однодневные туры на специально сформированных составах поездов (электропоезда или поезда, состоящие из вагонов-ресторанов и т. д.)

с целью отдыха, прогулок по окрестностям. Очень часто такие поездки включают в себя питание и напитки во время движения поезда;

• графиковые поезда - использование регулярных (графиковых) поездов для перевозки туристов во время путешествия (на правах пассажиров).

Комбинированные туры - это путешествия с использованием двух и более видов транспорта. Например, по маршруту в направлении «туда» туристы едут поездом, а «обратно» -самолетом. Существуют специально разработанные пакеты «авиа-море» - к месту начала теплоходного круиза и от места его завершения туристы летят авиарейсами, включенными в пакет тура, и т. д.

Экономическое благополучие туризма сильно зависит от вида транспорта. Нет совершенно одинаковых туристских маршрутов, каждый маршрут имеет только ему присущие особенности. Поэтому очень важно правильно соотносить вид транспорта к тому или иному маршруту.

По построению трассы маршрута туры подразделяются (рис. 2) на:

• линейные - с посещением нескольких пунктов обслуживания и несовпадением точек начала и завершения обслуживания (например, Санкт-Петербург - Москва - Казань);

• радиальные (стационарные) - как правило, с посещением одной точки обслуживания - одного города или места (например, Москва - Санкт-Петербург - Москва);

• кольцевые - с посещением нескольких точек обслуживания и совпадением точек начала и завершения обслуживания (например, маршрут Москва - Тверь - Санкт-Петербург - Новгород - Москва или тур по «Золотому кольцу России», также начинающийся и заканчивающийся в Москве) .

Рис.2 Классификация туров по построению маршрута

Таким образом, представляется важным рационально развивать и эффективно использовать все элементы транспортной системы, чтобы не возникало диспропорций как внутри каждого вида транспорта, так и на стыках, не образовывались "пробки", а, следовательно, и сбои в работе, которые порой подрывают всю систему. Для этого и нужна четкая координация как в планировании капитальных вложений, так и в организации перевозок.

Такое согласованное развитие всех видов транспорта как единой транспортной системы и совершенствование взаимодействия между ними обеспечивают освоение возрастающих пассажирских перевозок с минимальными материальными, трудовыми и энергетическими ресурсами и рассматриваются как генеральное направление развития транспорта.

.2 Трансферные услуги в сервисной системе туристской индустрии

Трансфер - термин, пришедший из английского языка (to transfer - перемещать). Сегодня он активно используется для обозначения перевозок туристов от места прибытия (от вокзала, порта, аэропорта) до отеля, гостиницы, коттеджа.

Индивидуальный трансфер - это комфортный способ добраться из аэропорта до отеля или в аэропорт, потому что:

·        Вас встречают в аэропорту на выходе из зоны прибытия

·        Вас провожают к специально зарезервированной только машине с водителем;

Туристический трансфер пользуется большим спросом, так как это очень удобно и комфортно. Трансфер для туристов может быть как индивидуальным, так и групповым. Для перевозки 1-3 пассажиров обычно можно выбрать автомобили различных классов: от авто эконом-класса до предствительских марок со всеми «бонусами» вроде бара и кожаных кресел. Группы от 4 человек могут забронировать мини-вэн или просто вместительный легковой автомобиль. Забронированный туристический трансфер гарантирует своевременное прибытие к месту проживания в кратчайшие сроки без всяких мелких неприятностей.

Что касается автобусов, то они наиболее часто используются при организации трансфера, а также внутримаршрутных передвижении туристов в стране пребывания. Автобусный транспорт делится по классам размещения. Скоростные автобусы-экспрессы высокого класса имеют спальные места, туалеты, буфетные стойки, аудио-видеотехнику и др. Так, «HAGA Reiser», крупнейшая в Скандинавии туристская фирма, занимающаяся организацией автобусных туров, имеет собственный парк из 100 туристских автобусов категории «люкс» с числом мест от 10 до 80. Автобусы оборудованы:

·        системами принудительной вентиляции или кондиционирования воздуха с возможностью индивидуальной регулировки;

·        широкими тонированными панорамными окнами;

·        стереомагнитолами с выводом на систему салонного оповещения;

·        мобильными телефонами в салоне, допускающими исходящие и входящие международные звонки;

·        откидными сиденьями с подставками для ног;

·        индивидуальным освещением для чтения;

·        системами салонного оповещения;

·        туалетами;

·        вместительными багажными отделениями.

Аренда автомобилей как услуга туристской отрасли широко распространена в большинстве мест прибытия. Туристам предлагается широкий выбор автомобилей различного класса. Особенно успешно этот вид услуг применяется в местах коллективного владения отдыхом (таймшер) и спортивного отдыха (гольф-клубах). В 2014 г. на первое место среди крупнейших компаний по прокату автомобилей вышла американская компания «Hertz». Успех этой компании во многом объясняется наличием пунктов проката во всех крупнейших европейских аэропортах, также она имеет свои представительства или филиалы в 142 странах мира и включает в себя несколько дочерних компаний - Hertz Rent A Car, Hertz Equipment Rental Corporation, Hertz Local Edition® (HLE), Hertz Car Sales®, Hertz Truck и Hertz Leasing, а также таким нововведением компании, как клубная система отдыха «Hertz-club». Членство в клубе позволяет получить напрокат автомобиль без лишних формальностей.

Железнодорожные, судоходные и автобусные компании активно внедряются в туристский бизнес. Судоходные компании организуют круизы и экскурсии, железные дороги осуществляют туристские поездки по льготным тарифам, а автобусные компании самостоятельно организуют автобусные экскурсии и путешествия. Автомобильные компании проникают в сферу туризма, представляя главным образом услугу проката автомобилей в стране пребывания. В Германии для удобства пассажиров создана специальная услуга для путешествия автомобильным транспортом. Клиент может заранее обратиться в службу перевозок, которая обычно расположена на авто или железнодорожном вокзале, которая предложит ему поездку на частном автомобиле в качестве пассажира-попутчика. Клиент оплачивает небольшую сумму за предоставленную ему услугу (от 10 евро) и на автомобиле, который порекомендовала ему фирма, отправляется в поездку. За эту услугу он оплачивает хозяину автомобиля половину (или часть), в зависимости от договоренности стоимости бензина.

В отношении распределения транспортных средств по странам мира ожидается, что относительная доля, приходящаяся на развитые государства, уменьшится за счет более быстрого роста количества транспортных средств в развивающихся государствах, прежде всего в России, Китае, Индии, Бразилии. Предполагается, что в перспективе до 2012 г. парк грузовых автомобилей, в частности в Европе, будет увеличиваться на 1,5-3% ежегодно.

Примерно то же прогнозируется и в отношении удельного веса протяженности автомобильных дорог по странам мира. По качеству транспортных средств и автомобильных дорог промышленно развитые страны до 2015 г. сохранят свое лидерство. В остальных странах быстрое увеличение количества транспортных средств и протяженности автомобильных дорог будет характеризоваться качественными показателями.

Сегодня в наиболее развитых странах 75-80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок выполняется автомобильным транспортом. Вместе с тем, с учетом серьезности негативных аспектов процесса автомобилизации, транспортная политика стран ЕС, США и других развитых стран направляется не на прямое ограничение этого процесса, а на его регулирование в целях снижения потерь от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), недопущения необратимых экологических последствий автомобилизации и предотвращения коллапса в наиболее загруженных сегментах автодорожных сетей. Эта политика реализуется в рамках так называемой концепции устойчивого развития транспорта, предусматривающей сбалансированное развитие различных видов транспорта, повышение роли общественного автотранспорта, введение ряда ограничений движения личных легковых автомобилей в крупных городах и на наиболее напряженных автомагистралях (платный проезд, ограничения времени движения, выделение приоритетных полос движения автобусов, проведение парковочной политики и т. д.) .

В связи с высокими темпами развития водных путешествий, а также популярностью круизов в нашей стране особое значение приобретают сервисные услуги.

В стоимость круиза (basic rales) обычно не включены специальные мероприятия или виды спорта в портах захода, например плавание с аквалангом или трубкой: экскурсионное обслуживание на берегу в портах захода; алкогольные и др. напитки; дополнительные блюда на заказ, не включенные в меню: массаж, пользование сауной и т.д.; дополнительные услуга, такие, как стирка, медицинское обслуживание, телефонные звонки на берег, чаевые обслуживающему персоналу; портовые и государственные сборы и налоги в иностранных портах захода - если таковые есть. В случае участия в мероприятиях на берегу, пассажиры также обязаны вернуться обратно на судно к объявленному времени. На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными) .

Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным, читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия: оказание первой медицинской помощи в медпункте.

Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет:

·        прием заказов на подачу такси к причалу;

·        бронирование мест в гостиницах речных вокзалов:

·        предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время меж рейсовых стоянок в качестве гостиниц;

·        бронирование билетов на смежные виды транспорта:

·        переноска багажа:

·        продажа товаров в киосках и буфетах (барах):

·        пользование гладильной и услугами парикмахерской;

·        прием радиотелеграмм;

·        пользование сауной (душем) и камерой хранения.

Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д.

По скорости движения судов и условиям проезда линии бывают экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские.

Пассажирские линии, в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионные.

Транспортные линии - это линии, обеспечивающие транспортные связи между пунктами и работающие по заранее опубликованным расписаниями. Они обслуживаются судами речного флота.

Туристские линии - линии, обслуживаемые судами речного флота. Они обеспечивают перевозки туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 час.

Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов.

Специфика положения внутреннего водного транспорта в России определяется как природными предпосылками, так и конкретно сложившейся хозяйственной ситуацией. По мнению специалистов, внутренние водные пути в России могли бы использоваться достаточно интенсивно до 2018 г .

Другой специфической чертой является возможность эксплуатации судов типа река - море, которые позволяют поддерживать прямую бесперегрузочную транспортную связь между речными пристанями внутри европейской части России и пунктами в бассейнах Рейна, Дуная и даже за пределами Европы. Можно ожидать, что намечающаяся тенденция повышения роли государства в экономике будет способствовать возрождению внутреннего водного транспорта.

Большинство туристских перевозок осуществляется международными или национальными авиакомпаниями-перевозчиками, которые имеют сокращенные названия - коды («Аэрофлот - Российские международные авиалинии» - SU, некоторых других крупных международных авиакомпаний; АА - «American Airlines», DL - «Delia Airlines», США; AF - «Air France» - Франция и др.).

В России и странах СНГ действует около 500 авиакомпаний и авиапредприятий (из них 300 только в России), в том числе «Внуковские авиалинии», авиакомпания «Россия»; Украинское объединение ГА - Авиалинии Украины», авиакомпании «Белавия», «Узбекистан», «Кыргызстан» и др. В мире функционирует около 100 международных компании - авиаперевозчиков.

На практике (в зависимости от скидок и некоторых других показателей) существует около 20 разновидностей классов обслуживания - от челночных рейсов (коды - Е, U) до перелета на сверхзвуковом самолете (код - R) .

В зависимости от продолжительности полета меняются и формы питания на борту судна: В (breakfast) - завтрак, L (lunch) - обед, D (dinner) -ужин, S (snack) - легкое питание, X (More then one, meal) - многоразовое питание. На всех рейсах «Аэрофлота», независимо от продолжительности полета, туристам предлагаются прохладительные напитки (300 г воды и 100 г сока). Большинство авиакомпаний придерживается следующей схемы при полетах продолжительностью:

2-2,5 ч. - холодные закуски;

от 2,5 до 6 ч. - горячее питание;

- свыше 6 ч. - два горячих питания;

- сверхдальние перелеты (дольше 12 ч.) - два горячих питания, холодные закуски или стейк.

В последние 10 лет практикуется «специальное питание» в зависимости от состояния здоровья, привычек или национальной принадлежности пассажиров.

В любой авиакомпании мира существуют три основных класса, каждый из которых имеет свое буквенное обозначение в билете:

·        первый (F):

·        бизнес-класс (С);

·        экономический (Y).

Первый класс - самый дорогостоящий, экономический - самый дешевый. Главные отличия классов - комфортность кресла, качество питания и размер бесплатно провозимого багажа. Если в экономическом классе кресла узкие, расположенные близко друг от друга, то в бизнес- и первом классах они значительно удобнее и расстояние между ними больше. На многих авиакомпаниях в первом и бизнес-классах сейчас устанавливаются кресла, которые раскладываются в кровать, что создает дополнительные удобства для дальнего перелета. В первом и бизнес-классах к креслу часто присоединен специальный рабочий столик.

Питание в престижных классах более обильное, чаще предлагаются блюда на выбор, столовые приборы не одноразовые пластмассовые, а металлические. В первом и бизнес-классах неограниченный выбор спиртных напитков. Некоторые авиакомпании делают в самолете открытый бар - пассажир может в любое время подойти и налить себе любой напиток из имеющихся в наличии.

Обычно в аэропортах регистрация пассажиров первого и бизнес-классов ведется отдельно от остальных. В некоторых аэропортах для пассажиров первого класса оборудованы специальные залы ожидания, где можно в комфортной обстановке дождаться рейса и даже выпить бесплатный аперитив.

Пассажирам первого класса большинство авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», дарит в конце полета сувениры, часто дорогостоящие. На дальних направлениях пассажирам салонов престижных классов выдаются тапочки. В целом фантазия авиакомпании неограниченна - набор дополнительных услуг, которые предлагаются пассажирам, зависит от конкретной авиакомпании, направления и т. п.

Поскольку авиакомпании жестко конкурируют и одним из главных факторов конкурентной борьбы служит улучшение качества обслуживания, то трудно сформулировать иные отличительные черты того или иного класса. На многих направлениях первого класса нет вообще - только бизнес- и экономический классы. При этом обслуживание в бизнес-классе соответствует уровню первого класса. На цену билета влияют направление и класс, размещение в самолете.

Таким образом, трансфер Термин «трансфер» имеет несколько значений, применительно к туризму это перевозка туриста или группы путешествующих лиц из какого-то места в другое в сопровождении представителей турфирмы или отеля, пансионата, здравницы. Чаще всего, под трансфером понимают доставку из аэропорта или вокзала в гостиницу и обратно, но иногда в трансфер включаются и другие виды перевозок, например, внутри гостиничного комплекса, в другое место отдыха, в парк развлечений и так далее.

1.3 Анализ состояния транспортного обслуживания внутренних туров в РФ

Несмотря на положительные сдвиги в развитии въездного туризма России, существует ряд проблем, среди которых: острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры; для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров; низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и ее регионов на мировом рынке; существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста; не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль; во многих регионах не создана предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли; недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках и др.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог. Также в России существует проблема недостаточного развития туристической территории.

В настоящее время общую транспортную систему России образуют крупные и мелкие организации, относящиеся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующиеся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг. Часть перевозочной работы выполняется индивидуальными предпринимателями.

В количественных оценках транспортная система страны объединяет сегодня около 600 тыс. организаций и порядка 10 миллионов единиц коммерческих транспортных средств. В ней занято 4,4 млн. человек, что составляет 6,3% от общей численности занятых в экономике. Доля услуг транспорта в валовом внутреннем продукте непрерывно снижается и в последние годы составляет 9-10 процентов.

Анализ пассажирских перевозок по видам транспорта позволил выявить следующие тенденции:

Рост железнодорожных пассажирских перевозок. Так в 2011 году, всеми видами железнодорожного сообщения отправлено 1 млрд. человек пассажиров (+5% к 2010 году) В 2011 году пригородные железнодорожные перевозки обслуживало 26 государственных компаний. Успешно реализуются совместно с французскими и немецкими железными дорогами перевозки пассажиров по таким маршрутам, как Москва - Ницца, Москва - Берлин - Париж.

На воздушном транспорте в период с 2012-2013 гг. наблюдается рост пассажиропотока как на международных линиях так и на внутренних. Пассажирооборот увеличился с 195,75 до 225,15 млн пассажиро-километров.

В 2012 году в Москве и Московской области началось беспрецедентное в современной истории России обновление подвижного состава наземного транспорта. В Москве обновлено около 50% подвижного состава городского пассажирского транспорта. Закуплен 3171 новый автобус и троллейбус, за счет чего возросла скорость движения и увеличился объем перевозок. В Московской области в 2012 году будет закуплено более 700 автобусов. К 2025 году поставлена амбициозная цель: добиться снижения среднего времени поездки на общественном транспорте в час пик в Москве с 67 до 50 мин., в Московской области - с 80 до 70 мин.; сократить ежедневный трафик личного автотранспорта в Москве и Московской области на 30-35 тыс. и 20-25 тыс. автомобилей соответственно. Для достижения этой цели в 2011-2012гг. введены в действие 13 км новых линий метро, построены 6 новых станций, закуплены 546 метровагона нового поколения. В планах - расширение московского метро практически на 50%, это еще 150 км новых линий. Уделяется огромное внимание развитию пригородного железнодорожного сообщения. Так например, стоимость проекта по развитию Московского железнодорожного транспортного узла, на который сегодня приходится более 50% всех пригородных перевозок, составляет около 1 трлн.рублей.

Несмотря на перечисленные достижения в отдельных регионах страны в целом за годы экономических реформ график происходит падение перевозок пассажиров (Рис.3).

Рис. 3 График пассажирских перевозок внутри России 2007-2014

Еще одним важным элементом, влияющим на эффективность транспортной системы и качество перевозки, являются парки подвижного состава, в которых преобладает морально и физически устаревшая техника, работающая во многих случаях за пределами нормативного срока службы.

Несмотря на значительный рост транспортных тарифов за последние годы, финансовое положение большинства транспортных организаций остается сложным. Убыточными или низкорентабельными остаются в целом автомобильный, городской электрический, и речной.

Помимо указанных выше общих проблем транспортной системы имеются также специфические проблемы развития отдельных видов транспорта:

·        в городах практически отсутствуют магистрали скоростного и непрерывного движения

·        технический уровень производимых в Российской Федерации автобусов не отвечает требованиям экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду;

·        система правовых и экономических отношений в области пассажирского транспорта общего пользования не упорядочена и не стимулирует технического обновления и привлечения частного капитала;

·        отсутствует правовая основа развития городских транспортных систем в связи с исключением в 2004 году из Градостроительного кодекса раздела о транспортной инфраструктуре.

Что касается перспективы, то объемы перевозочной работы пассажирского транспорта, как и прежде, будут определяться общими тенденциями социально-экономического развития, состоянием материально-технической базы предприятий-перевозчиков, динамикой платежеспособного спроса населения.

Кроме того, от качества транспортного обслуживания туристов зависит формирование вторичного спроса, а значит и развитие рынка внутреннего и въездного туризма (Рис. 4).

Рис. 4 Схема взаимосвязи спроса и развития внутреннего и въездного туризма

Таким образом, между развитием туризма, транспорта и экономики в регионе имеется сложная прямая и косвенная зависимость и при определенных условиях транспорт, будет играть роль мультипликатора, как для развития туризма, так и экономики в регионе. Но для того, чтобы транспортная система стала фактором развития туризма, ей нужно развиваться опережающими темпами.

Для опережающих темпов развития туристской транспортной системы можно выделить три основных стратегических направления:

·        повышение взаимодействия транспортных и туристских предприятий, а в перспективе - сращивание туристского и транспортного бизнеса;

·        всемерное развитие информационных технологий и информационных систем на транспорте (система резервирования перевозок, информационно-справочное обеспечение и управление ресурсами мест);

·        комбинированное транспортное обслуживание туристов различными видами транспорта.

Рис. 5 Структура и взаимосвязи стратегических направлений

В связи с тем, что основные транспортные коммуникации России расположены по направлениям Север - Юг, Запад - Восток, то и развитие внутреннего туризма целесообразней осуществлять вдоль этих направлений. А учитывая, что международная транспортная инфраструктура будет строиться по принципу транспортных коридоров, то и в области туристических перевозок необходимо идти по пути применения совместных технологий перевозки, используя транспортные коридоры.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

·        развитие туризма в значительной степени зависит от развития транспортной системы в стране;

·        формирование туристских пассажиропотоков в общем пассажиропотоке транспортной системы будет зависеть от тарифной политики;

·        в перспективе будет происходить сращивание туристского и транспортного бизнесов на базе развития информационных транспортных систем и интермодального транспортного обслуживания туристов;

·        развитие транспортных систем будет происходить на основе повышения качества, безопасности и снижения расходов на перевозку;

·        современная система управления рынком транспортных услуг должна строиться на базе государственного регулирования;

Выводы по главе

Таким образом, для развития туризма как отрасли, услуги которой тесным образом связаны с транспортной составляющей, важно правильно развивать и рационально использовать все составляющие транспортной индустрии. Для этого и нужна четкая система как в распределении капитальных вложений, так и в процессе реализации перевозок.

Согласованное развитие всех видов транспорта как единой транспортной системы и совершенствование взаимодействия между ними обеспечивают увеличение пассажиропотока.

Транспорт жизненно важен как для экономики, так и для социального благополучия. Он необходим для производства и распределения товаров и услуг, также как и для регионального развития. Развитие транспорта сделало возможным достижение больших масштабов производства товаров и услуг и привело к увеличению конкуренции на рынке туристских транспортных ресурсов.

Трансфер играет значительную роль с точки зрения транспортного обеспечения туристких поездок. Под трансфером понимают доставку из аэропорта или вокзала до места размещения и обратно, либо доставку туриста до места отдыха.

Комплексное развитие и совершенствование транспортной отрасли на основе решения задач повышения безопасности, улучшения качества сервиса и снижения расходов на перевозку будет способствовать развитию туристской отрасли в целом. Положительную роль в этом процессе может сыграть и государственное регулирование рынка транспортных услуг.

Раздел 2. Исследование системы обеспечения туризма авиатранспортными услугами

.1 Становление и современное состояние отрасли авиационного транспорта в России

Рамки ВКР не дают возможности проанализировать все виды транспортного обслуживания в туризме ввиду их большого количества его видов. Авиатранспорт выбран автором ВКР в качестве основного предмета исследования, так как авиаперелеты пользуются у туристов наибольшим спросом за счет следующих преимуществ: высокой скорости, быстрого сервиса, комфорта и безопасности.

Авиационный транспорт - понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Для более полного рассмотрения выбранной отрасли необходимо классифицировать подвижной состав воздушного транспорта.

Рис.6 Классификация видов воздушного транспорта

На рис.5 можно увидеть, разделение воздушного транспорта на две стороны: аппараты легче воздуха (к ним относятся дирижабли, воздушные шары и др.) и аппараты тяжелее воздуха, это как правило, самолеты и вертолеты. Самолеты классифицируются по способу взлета и посадки, назначению, типу двигателя и условиям базирования. Также на рис.5 показано, что аппараты тяжелее воздуха разделяются на специальные, спортивные, санитарные, поисково-спасательные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные и другие.

Гражданская авиация России - это многоцелевая и сложная отрасль с большим и разнообразным парком воздушных судов, широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий, научных и учебных заведений, системой управления воздушным движением и другими структурами, обеспечивающими ее жизнедеятельность.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. В 2013 году пассажиропоток из Московского авиационного узла (МАУ) составил 70,9 млн. пассажиров. А в 2014 76,3 млн.
По словам экспертов, доля туристического потока <http://www.trn-news.ru/tags/418> в общем пассажиропотоке на международных воздушных линиях МАУ равнялась в 2012 году 42% (16,1 млн.), в 2013 - 44% (18,1 млн.). в 2014 увеличилась до 19,8 млн. Санкт-Вторым по значению после Москвы является Петербург (Пулково), затем Уфа. Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные Воды, Сочи - в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово)- в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск- в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток - на Дальнем Востоке.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Уровень развития воздушного транспорта является бесспорным показателем степени научно-технического потенциала страны.

Рынок авиаперевозок является высококонкурентным. Государственному регулированию подвергаются лишь тарифы на услуги аэровокзалов. Цены на остальные виды услуг воздушного транспорта складываются под воздействием спроса и предложения.

Изменения в структуре гражданской авиации, происшедшие в связи с переходом страны к рыночной экономике, также повлекли за собой создание вместо единой авиатранспортной системы сотен отдельных авиакомпаний и предприятий. А вместе с тем к образованию большого количества собственников авиатехники и многообразию экономических методов ведения ими своих хозяйств В этих условиях экономическая эффективность эксплуатации авиатехники, разумеется, при соблюдении безопасности полетов, обретает решающее значение.

Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Таким образом, для зарубежных авиакомпаний российский рынок становится все более привлекательным, особенно сегмент международных перевозок Можно утверждать, авиационный транспорт России остается по-прежнему на достаточно высоком уровне, и, исходя из этого потенциальные клиенты готовы платить больше за качественные услуги и хороший сервис. С каждым годом число пассажиров и грузов растет, но вместе с ними растут и цены, на топливо, авиа билеты и т.д.

.2 Особенности взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм

В рамках организации туристских путешествий существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

·        бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании;

·        бронирование мест и выкуп авиабилетов через системы бронирования;

·        договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиалиниях;

·        агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

·        организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.

Важнейшим этапом сотрудничества авиаперевозчика и турбизнеса является заключение агентского соглашения с авиакомпанией. Многие авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако, в классической форме, агентское соглашение - это работа со стоками авиабилетов (массивами бланков, выделенными авиакомпанией), т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как представитель (дилер) авиакомпании по продаже авиабилетов (как для своих туристов, так и «на улицу»), что упрощает и ускоряет процедуры бронирования и оформления проездных документов.

Туристская фирма в данный момент, выступает в качестве отдела по продаже билетов одной авиакомпании или всех авиакомпаний мира, т.е. непосредственно на месте оформляются авиабилеты с помощью доступа к онлайн системам бронирования. Таким образом, авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи. Иногда одним из условий агентского соглашения является преимущественная продажа под туры билетов именно этой авиакомпании.

Агентское соглашение с авиакомпанией предусматривает решение следующих вопросов:

обеспечение доступа для оформления электронных авиабилетов, бланков авиабилетов;

подготовка специалистов для обслуживания клиентов с помощью систем бронирования;

минимальные объемы продаж, которые как правило устанавливаются индивидуально, - по количеству билетов в месяц (например, не менее определенного количества билетов в месяц) или по выручке от продаж (от 10 до 200 тыс. дол. США и более в разных авиакомпаниях);

по какой цене продаются авиабилеты, размер рекомендуемого сервисного сбора и основные положения тарифной политики;

подготовка кадров для обслуживания оборудования;

пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);

размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или IATA (от 20 тыс. дол. США);

размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9% от проданного тарифа);

сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма, необходимая документация, обычно подекадно;

условия оплаты авиабилетов - депозит или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);

членство в IATA (Международной ассоциации Воздушного Транспорта).

Организация чартерных рейсов - это аренда туроператором или турфирмой самолета какой-нибудь международной авиакомпании для выполнения необходимого количества рейсов по согласованному маршруту и датам. При этом фирма-турорганизатор полностью берет на себя риск по заполнению пассажирами всех мест в авиачартере. Договоры заключаются, как правило, на год, квартал, месяц, сезон. При этом турфирма целиком нанимает самолет и распоряжается его маршрутом. Направления выбираются в зависимости от сезона. Также следует отметить, что билет на чартерный рейс стоит дешевле, чем на регулярный. Он, чаще всего, входит в стоимость турпакета, приобретаемого клиентом.

При организации чартерных авиаперевозок заказчик определяет маршрут, с ним оговариваются обязанности сторон, выясняется соответствие арендного договора международным правилам, определяется стоимость рейса. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются: вид (марка) самолета; число мест к продаже; стоимость аренды самолета; маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия; срок действия договора (сезон, год и др.); регулярность совершения авиарейсов; возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.

Регулярные авиаперевозки оплачиваются по международным авиационным тарифам, опубликованным и неопубликованным. Опубликованные (сквозные) тарифы - это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Неопубликованные тарифы - это тарифы, которые при отсутствии опубликованного (сквозного) тарифа между данными пунктами образуются двумя способами: путем прибавления к опубликованному (сквозному) тарифу дополнительной суммы; при отсутствии пропорционального тарифа - путем сложения участковых тарифов отдельных сквозных участков перевозки с соблюдением соответствующих правил построения тарифов. В зависимости от класса обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса и тарифы первого класса. Применяется 2 вида тарифов - полный и льготный. Применение льготных тарифов не снижает качества сервиса на борту самолета. Пассажир, купивший билет по льготному тарифу, получает обслуживание, соответствующее эконом классу.

Все регулярные рейсы любой авиакомпании не могут выполняться без аккредитации Международной ассоциации Авиаперевозчиков (IATA). Каждому авиаперевозчику присваивается уникальный код ИАТА (первые три цифры на международном билете, например у “Аэрофлота” - 555). Международные тарифы, регулируемые ИАТА - базовые тарифы, независящие от авиакомпании. К этим тарифам применим термин - “опубликованные тарифы”, т.е. информация о них занесена в печатные и электронные справочники и системы бронирования. Опубликованные тарифы Авиакомпаний. Здесь речь идет о тарифе на определенное направление и на определенного авиаперевозчика. Подобные тарифы совпадают с тарифами IATA и изменяются только с учетом согласия международной ассоциации авиаперевозчиков. Как правило, такие тарифы имеют высокую стоимость и используются при длительных перелетах c несколькими пересадками с участием многих авиакомпаний. Необходимо отметить, что существуют и конфиденциальные тарифы, которые определяются популярностью направлений. Такие тарифы продаются исключительно самой авиакомпанией или ее агентами.

Таким образом, чтобы правильно выбрать наиболее удобный и выгодный участок туристских перевозок, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо знать все особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с авиакомпанией. Турагенту также необходимо знать правила бронирования авиабилетов, работы со стоками, тарифы и скидки, предоставляемые авиакомпаниями.

.3 Проблемы функционирования и развития авиатранспортного обеспечения туризма

Затраты на авиабилеты составляют большую часть стоимости турпакета, поэтому развитие транспортной отрасли как важнейшего элемента индустрии туризма представляет особый интерес.

Анализ подтверждает, что в последние десятилетия российская индустрия перевозок претерпела значительные изменения. Большинство транспортных перевозчиков стали государственными. Вместе с изменением структуры собственности начал формироваться конкурентный рынок транспортных услуг. Только на рынке авиаперевозок в настоящее время работает более 200 авиакомпаний. Большинство ранее единых авиационных предприятий разделились на авиакомпании и аэропорты. Большинство частных авиапредприятий это бывшие региональные подразделения Аэрофлота, за исключением созданной «с нуля» компании «Трансаэро». Вначале приватизации их было более 260. С ужесточением конкуренции и требований к сертификации авиапарка количество предприятий сократилось.

В последнее десятилетие тенденцией функционирования индустрии авиаперевозок стало снижение их общих объемов (некоторая позитивная динамика имеется за счет чартерных рейсов). Проблемы физического и морального износа основных средств, старение парка могут вывести отечественных перевозчиков из международного рынка авиауслуг.

Повышение конкурентоспособности авиакомпаний связано с решением самой актуальной проблемы гражданской авиации - проблемы скорейшего обновления парка воздушных судов. Низкие темпы обновления привели к тому, что в эксплуатации у авиакомпаний находится примерно 1,7% судов нового поколения отечественного производства. Конечно, определенные меры для исправления сложившейся ситуации принимаются. Поскольку воздушные суда являются дорогостоящим имуществом (стоимость одного самолета составляет 10-50 млн долл. США), а у авиакомпаний зачастую нет таких средств для их покупки, то в качестве варианта рассматривают схему приобретения авиатехники по лизингу . За рубежом 70% воздушных судов приобретаются авиационными перевозчиками по лизинговым схемам. При этом средний срок лизинговых операций составляет 10-15 лет, а средние ставки - 6-7 % годовых.

По мнению специалистов, в авиационном лизинге имеются проблемы, которые нельзя решить путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, потому что это нарушить концепцию законодательства о лизинге. Вследствие этого авиационный лизинг нуждается в специальном регулировании. Цель законопроекта - государственная поддержка авиационной промышленности.

В сложившейся ситуации проблема является очень актуальной. Для ее решения за последние годы было разработано немало вариантов законопроекта «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним», а также новой редакции Воздушного кодекса РФ. Все участники обсуждения этих законопроектов осознают значимость такого закона, ведь его отсутствие существенно осложняет как деятельность лиц, владеющих воздушными судами, так и их отношения с контрагентами. Закон позволил бы создать эффективный механизм государственного оборота воздушных судов, обеспечение легитимности залоговых, арендных, лизинговых и других сделок с воздушными судами. Он способствовал бы повышению национальной безопасности за счет фиксации достоверных сведений о собственниках и пользователях воздушных судов и создал бы условия для привлечения инвестиций в гражданскую авиацию путем снижения рисков на рынке недвижимости. Однако каждый раз в законопроектах находят какие-то недостатки и они возвращаются на доработку.

В октябре 2014 года в Москве был проведен ежегодный международный авиационный форум «Крылья России», в котором приняло участие около 400 участников, среди которых - руководители и специалисты 50 российских и зарубежных авиакомпаний, представители органов государственного регулирования, аэропортов, ведущие эксперты финансовых и страховых компаний, а также члены туристического сообщества. Главной целью данного мероприятия было приглашение туроператоров к участию в дискуссиях, а также презентация участниками докладов на тему актуальных проблем развития рынка авиаперевозок в России, таких как:

         девальвация рубля,

         рост стоимости топлива,

         необходимость учета сложности пролета над территорией Украины, причем, - на популярных туристических маршрутах,

         30-50% падения выездного турпотока в условиях кризиса, напоминающего аналогичные события в немецкой тур/отрасли, которые наблюдались лет 15-18 назад, в результате которых туроператорский рынок Германии реконструировался, оставив в этом бизнесе несколько крупных игроков.

При рассмотрении современного состояния авиатранспорта в условиях кризиса, а также анализе взаимодействия авиакомпаний и туроператоров на современной туристической арене необходимо выделить несколько тенденций дальнейшего развития событий. Основными из трансформаций станут: уменьшение количества тур/организаций и «чистка» авиа/отрасли. В первую очередь с рынка уходят те компании, которые сиюминутную прибыль ставит выше интересов своих клиентов. В данный момент вносятся поправки в проект нового закона, регулирующего изменения в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации. Также начнут развиваться новые регионы России, а с ними будет расширяться авиамаршрутная сеть. Данные обстоятельства дают надежду на то, что рынок внутреннего туризма и авиатранспортных услуг будет расширяться и пополняться новыми, добросовестными организациями.

Также одной из важных проблем остается загрязнение атмосферы. И в мире еще не придумали такого топлива для самолетов чтобы не загрязнять воздух которым мы дышим. Следствие развитие авиации - грязный воздух, кислотные дожди, различные болезни. Также одной из наиболее актуальных проблем экологии современных мегаполисов является шумовое загрязнение. К примеру, учёные доказали, что повышенный уровень шума от самолётов крайне опасен рано утром: в это время суток он становится причиной ускорения частоты сердечных сокращений у человека.

Из-за старения самолетов происходят частые авиакатастрофы, так как государству не хватает денег для закупки новых самолетов. В таком случае следует обратить внимание на то, что в России множество заводов, соответствующих данной отрасли.

Таким образом, можно говорить о несовершенстве авиационного обслуживания и методах решения проблем. В связи с ужесточение конкуренции на рынке авиауслуг происходит обновление воздушных парков. В связи с дороговизной и низкими темпами обновления воздушных судов авиакомпании вынуждены прибегать к приобретению техники по лизингу, в чем есть свои минусы. Поэтому специалисты выступают за государственную поддержку авиационной промышленности и использование отечественной авиатехники. Что касается проблем взаимодействия авиакомпаний и турфирм, здесь идет речь о влиянии внешних факторов, таких как падение покупательной способности населения, девальвации рубля, роста стоимости топлива и др., а также внутреннего несовершенства закона на обе отрасли, приведшим к кризису.

Выводы по главе

Таким образом, на современном этапе развитии отрасли авиатранспорта можно говорить о высоком уровне сервиса и качественных услугах. Российский рынок в глазах зарубежных авиакомпаний набирает обороты и считается элитным. Это дает соответствующие перспективы для дальнейшего развития и сотрудничества, с учетом увеличения пассажиропотока.

Для более эффективного сотрудничества авиакомпаний и турбизнеса необходимо учитывать все особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия, также это касается знания турагентом правил бронирования авиабилетов, работы со стоками, а также тарифами и скидками, предоставляемые авиакомпанией.

В сложившейся в условиях высокой конкуренции авиакомпаний, низкими темпами обновления воздушного парка, несовершенстве лизинга, а также кризиса турбизнеса и его взаимодействия с отраслью воздушного транспорта ситуации определяются следующие позитивные тенденции дальнейшего развития:

·        возможное принятие законопроекта по государственной поддержке авиационной промышленности;

·        обновление воздушного парка отечественной авиатехникой;

·        уход с рынка недобросовестных туристских организаций и чистка «авиаотрасли»;

·        совершенствование нового закона, регулирующего изменения в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации.

·        развитие новых регионов России, а также расширение авиамаршрутной сети.

Раздел 3. Проектно-практические рекомендации по содействию процессу развития транспортному обслуживанию внутреннего туризма в РФ

.1 Общее обоснование проекта разработки сайта скидок на транспортные услуги

В связи с сложившейся экономической ситуацией в мире на современном туристском рынке России осуществляется переориентирование на внутренний туризм. Согласно общемировым тенденциям большинство путешественников, более 57% - это молодые люди. Именно поэтому разработка проекта ориентирована на рынок молодежного туризма, который является самым быстрорастущим в мире. В России молодежный туризм начал развиваться относительно недавно, поэтому необходимо разрабатывать методы вовлечения в индустрию путешествий молодого поколения россиян.

Всем известно, что, например, для владельцев студенческой карты ISIC действуют скидки на авиабилеты "Аэрофлота", которые могут составлять от 5% до 40% в зависимости от маршрута. Данный подход демонстрирует стимулирование спроса потенциальных клиентов на определенные направления.

Другими словами, снижение стоимости транспортного обслуживания, в частности авиа и ж/д транспорта является одним из ключевых методов и способов привлечения молодежи для путешествий по России. Инициаторами данного проекта могут выступить Российский союз туриндустрии (РСТ), Ассоциация туроператоров России (АТОР), Ассоциация Агентов Воздушного Транспорта (ААВТ), Туристическая ассоциация «Мир без границ», Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и, наконец, сам Партнериат.

Идеей проекта является создание сайта для школьников и студентов с информацией о скидках и бонусах на транспортные услуги на внутренние направления РФ. Сайт создается на платформе Партнериата при сотрудничестве с транспортными компаниями и туроператорами. Авиакомпании и другие перевозчики получают доступ к размещению сведений о текущих акциях и выгодных предложениях. Туроператоры и турфирмы имеют возможность дополнительной рекламы своих туров на сайте.

Миссия - привлечение молодого поколения активнее путешествовать по России за счет снижения цен на транспортные услуги.

Видение - взаимовыгодное сотрудничество турфирм и транспортных компаний, а также стимулирование спроса на определенные направления перемещений.

Целью проекта является развитие молодежного туризма за счет скидок и бонусов на транспортные услуги с технической поддержкой в виде сайта. Предоставление скидок производится через турфирмы при покупке туров на внутренние направления студентам, а также школьникам. В случае несовершеннолетия указанных категорий потребителей - их родителям и учителям.

Процесс достижения цели можно разбить на ряд этапов, каждому из которых соответствует ряд задач:.     Аналитический этап.

·        Анализ стейкхолдеров транспортного обслуживания внутренних туров по РФ (См. 1.3.)

·        Анализ рынка приоритетного и наиболее рентабельного вида транспорта: современное состояние рынка авиационной отрасли (См. 2.1)

·        Анализ проблем и перспектив развития воздушного рынка (См. 2.3).         Подготовительный этап.

·        Исследование Интернет-рынка в соответствующей сфере.

Оно заключается в:

.        выявлении аналогичных сетевых ресурсов;

.        исследовании ассортимента предложений web-конкурентов;

.        оценке преимуществ и недостатков web-конкурентов;

.        выявлении соотношения спроса к предложению в сети в данной отрасли;

.        анализе основных посетителей подобных сайтов и их интересов.

·        Проведение исследования для выявления наиболее востребованных направлений внутреннего туризма РФ.

Для выявления приоритетных направлений автором было проведено исследование среди студентов Института экономики и управления при РГПУ им. Герцена, преимущественно старших курсов по профилю туризм.

Данное исследование было осуществлено с помощью анкетирования с целью выявления потребностей в сфере внутреннего туризма. Как показал анализ результатов опроса, особое внимание студенты уделяют развитым туристским маршрутам таким как: Золотое и Серебряное кольцо России. Предпочтительный интерес вызывают такие географические части как: Алтайский край, Краснодарский край, Камчатский край, Забайкальский край. В частности фигурируют такие города как: Тихвин, Великий Новгород, Ярославль, Казань, Сочи, Севастополь, Владивосток, Горно-Алтайск, Иркутск.

Исходя из данного опроса, можно сделать вывод о том, что молодежь заинтересована в путешествиях внутри своей страны. Поэтому предложенный автором сайт будет пользоваться спросом.

·        Поиск сотрудников (web-дизайнер, маркетолог и др.)

·        Подготовка к участию в Петербургском Партнериате - отправка заявки на электронную почту или запись по факсу.

Участие в бирже деловых контактов - индивидуальные встречи по заранее согласованному графику в переговорной зоне на площадке мероприятия. Это даст возможность опубликовать информацию о проекте на сайте Партнериата с целью продвижения идеи в профессиональной среде, также найти деловых партнеров среди тех, кто планирует участие в мероприятии и заранее запланировать встречи в рамках Партнериата, согласовав все вопросы для обсуждения. Подготовить и выступить с презентацией проекта.

·        Проведение SWOT и SMART-анализа проекта.      Координационный этап.

·        Поиск источников финансирования проекта - собственные и заемные и заемные средства.

·        Обращение в финансовые кредитные организации.

·        Налаживание каналов сбыта среди школ и образовательных учреждений. (Предоставление информации о сайте с турами и скидками на транспорт).         Организационный этап.

·        Мониторинг цен на авиа и ж\д транспорт

·        Предоставление доступа турбизнесу и транспортным компаниям к загрузке своих туров и тарифов на сайт

·        Разработка дизайна сайта..  Осуществление (практическая реализация)

·       

Похожие работы на - Совершенствование транспортного обеспечения внутренних туров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!