Актуальные проблемы формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Актуальные проблемы формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации















Научно-исследовательская работа

Актуальные проблемы формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации









Чебоксары

Содержание


Ведение

. Сущность, роль и функции бюджета

. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации

. Управление доходами федерального бюджета: проблемы и направления совершенствования

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


Федеральный бюджет - это ведущее звено бюджетной системы, в котором учитываются все расходы и доходы страны. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств. С его помощью мобилизуются денежные средства, направляемые на различные государственные нужды. В частности, на усиление обороноспособности государства, укрепление народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, содержание государственных органов, погашение долгов страны, создание материальных резервов и многое другое.

Таким образом, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивая их на основных объектах, определить свое дальнейшее экономическое развитие, направить свои усилия не только на тактические, но и на стратегические вопросы.

Актуальность темы работы заключается в том, что в современных условиях возникает необходимость регулирования формирования и исполнения доходов федерального бюджета при помощи инструментов налоговой и бюджетной политики на федеральном уровне.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжения федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Они являются важнейшим макроэкономическим фактором, влияющим на состояние экономики и сбалансированность бюджетной системы. От рационального соотношения структуры доходов федерального бюджета зависит эффективность работы бюджетной системы.

Необходимость изучения доходов бюджетной системы России обуславливается тем, что эффективное использование макроэкономических регуляторов требует повышения ресурсных возможностей государства для оказания влияния на развитие экономики и социальной сферы.

Объект исследования в данной исследовательской работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.

Цель работы: рассмотреть понятие доходов федерального бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации в текущее время.

При написании исследовательской работы использовались положения Бюджетного кодекса РФ, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 201 годов" и другие законодательно-нормативные акты, учебники по финансам таких авторов, как Слепов В.А., Грязнова А.Г., Поляк Г.Б.

1. Сущность, роль и функции бюджета


Как экономическая категория бюджет <#"890682.files/image001.jpg">

Рис. 1 Ключевые показатели ВВП, утвержденные федеральным законом от 01.12.2014 №384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

Так же данным законом утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2016 год и на 2017 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 83208,0 млрд. рублей и 90063,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,5 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) и 4,0 процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года):

) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 15795504238,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 355802264,0 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 16547767744,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 359747628,0 тыс. рублей;

) общий объем расходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 16271781974,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 406794549,3 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 17088650116,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 854432505,8 тыс. рублей;

) нормативную величину Резервного фонда на 2016 год в сумме 5824560000,0 тыс. рублей и на 2017 год в сумме 6304410000,0 тыс. рублей;

) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 7733147445,4 тыс. рублей и на 1 января 2018 года в сумме 8514329368,3 тыс. рублей;

) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 71,5 млрд. долларов США, или 55,0 млрд. евро, и на 1 января 2018 года в сумме 77,0 млрд. долларов США, или 59,2 млрд. евро;

) дефицит федерального бюджета на 2016 год в сумме 476277736,0 тыс. рублей и на 2017 год в сумме 540882372,0 тыс. рублей.

Все эти данные наглядно представлены в таблице "Динамика доходов федерального бюджета"

Особенностью формирования доходной части бюджета на 2015 год и плановый период состоит в том, что объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, используется на замещение государственных заимствований Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2015-2017 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Вместе с тем, по мнению законодателей, конструкция бюджета обладает значительным запасом прочности в связи с корректировкой бюджетного правила, которая позволяет направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита.

Таблица 1

Динамика доходов федерального бюджета Российской Федерации на 2014-2017 годы. млрд. рублей

Показатель

2014 год Закон 201-ФЗ <#"890682.files/image002.gif">

Другим фактором, оказывающим влияние на снижение оценки ВВП, является существенное замедление роста производственных и торговых запасов предприятий на фоне ожиданий низкого внутреннего спроса.

Но данный документ составлялся еще в 2014 году и не учитывает современные реалии в полной мере. Именно по этой причине в бюджет на 2015-2017 годы вносились поправки. Так последние поправки принятые в марте 2015 года

Если раньше бюджет базировался на цене на нефть в 100 долларов за баррель, то теперь планка понижена в два раза.

Обновленный бюджет представил глава Минфина Антон Силуанов, объяснивший необходимость правки внешними вызовами. Пришлось урезать расходы на федеральные целевые программы, на 10 процентов сократились зарплаты государственных и военнослужащих. Урезали транcферты регионам. Раздел трат на здравоохранение съеживается на 25,1 процента, на образование - на 10,35, и даже оборонная сфера "проседает" на 4,8 процента. Впрочем, минфин, урезая в одном месте, прибавлял в другом. Так, правительство дополнительно выделило 160 млрд. рублей на замену дорогих коммерческих кредитов на более дешевые. Предусмотрены и другие суммы, которых ранее заложено не было. Например, 188 млрд. рублей дали на индексацию пенсий, 4,5 - на решение проблем ипотеки и т.п. За счет поправок наполняются реальным содержанием антикризисные меры.

В целом же расходы, несмотря на объявленный "жесткий подход", урезаются щадяще - номинально всего на 2 процента. Доходы бюджета падают куда значительнее - сразу на 17. В результате дефицит возрастает с 0,6 процента ВВП (версия в нынешней редакции бюджета) до 3,7. Дефицит будет покрываться в основном деньгами Резервного фонда - более 3 трлн. рублей.

Сохраняются и возрастают определенные риски развития экономики и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

В последние годы прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, применяемые для целей формирования проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и документов долгосрочного стратегического планирования, подвергались существенной корректировке как по причине изменения основных тенденций развития экономики, так и в связи с необходимостью подготовки более реалистичных оценок, используемых для расчетов и анализа долгосрочных перспектив и прогнозов основных характеристик федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Начиная с 2013 года, многократные корректировки прогнозируемых основных макроэкономических параметров, причем как среднесрочного характера, так и на период до 2030 года, осуществлялись в сторону ухудшения значений соответствующих показателей.

С учетом сложившейся тенденции риски новых корректировок, а следовательно, вызывающих их объективных факторов и условий следует оценивать как достаточно высокие.

Наиболее высокие риски дестабилизации состояния российской экономики, а значит, и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе, обусловлены геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины. Ужесточение санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры способны в значительной степени негативно повлиять на динамику ВВП.

Сценарием прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенным в основу бюджетного планирования, предполагаются относительно стабильные условия, при которых масштабные экономические санкции к России не применяются, допускается ослабление внешнеполитической напряженности во второй половине 2014 года и возобновление роста инвестиций в основной капитал.

Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики может привести к ухудшению их финансового состояния, условий заимствования, росту "премий" за риск и усилению оттока капитала. Это может привести к дальнейшему ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности. В условиях роста общей неуверенности и снижения экономической активности может продолжиться дальнейшее сокращение инвестиций в основной капитал.

Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также введения торговых санкций со стороны стран Евросоюза. В краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до 0,2-0,3% уже в 2014 году. В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик.

В части риска изменения прогнозируемой динамики цены на нефть, с одной стороны, существует вероятность снижения цены на нефть в связи с высоким предложением нефти, превышающим спрос, а с другой стороны, высока вероятность повышения цены на нефть в связи с сохранением растущего спроса на нефть и нестабильностью поставок.

В 2014 году размещение государственных ценных бумаг осуществляется в условиях ряда неблагоприятных рыночных факторов: сворачивания монетарных мер стимулирования экономики США, обострения геополитической ситуации вокруг Украины, что способствовало ослаблению российской национальной валюты. Действие данных факторов проявилось в росте доходности и повышенной волатильности цен государственных ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на влияние вышеуказанных неблагоприятных факторов, массового оттока нерезидентов с рынка государственных облигаций не произошло, присутствие инвесторов данной категории сохранилось практически в прежнем объеме - на уровне 22-23% от общего числа держателей облигаций.

В то же время существенное сокращение программы заимствований в текущем году снижает риски ее неисполнения. Кроме этого, вносимые изменения в программу заимствований предполагают отказ от государственных внешних заимствований в 2014 году в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой.

Невыполнение программы заимствований Российской Федерации, а также недополучение планируемых объемов поступлений от приватизации имущества могут быть актуальными и в 2015-2017 годах.

В среднесрочной перспективе могут также проявиться риски, связанные с ухудшением ситуации на долговом рынке Еврозоны, риски замедления китайской экономики, иные риски, которые могут привести к ухудшению ситуации на мировых финансовых рынках.

Большие сложности для российской экономики несут в себе инфляционные риски. В условиях высокой зависимости инфляции от ослабления обменного курса, форсированные меры по подавлению инфляции могут потребовать дальнейшего роста процентных ставок и сокращения банковского кредита, что негативно повлияет на экономическую активность. При этом реализация базового варианта прогноза предполагает сохранение высоких темпов роста кредитования на протяжении 2014-2017 годов, что позволяет поддержать восстановление инвестиций и снизить норму чистых сбережений населения с 2016 года. Риск ускорения инфляции также может быть связан с более высоким ростом цен на электроэнергию на оптовом рынке, а также цен на тепло и воду.

Требуют учета также риски, связанные с активами и обязательствами, в том числе с теми, которые в настоящее время не отражаются в балансе. В данном случае имеется в виду влияние изменений основных показателей денежно-кредитной политики на стоимость принадлежащих государству активов и обязательств.

Еще одним риском является риск будущих затрат, связанный с предоставляемыми Правительством Российской Федерации государственными гарантиями и гарантиями по страхованию вкладов, а также риски невозврата бюджетных кредитов.

Еще одна категория рисков обусловлена увеличением объемов и ухудшением условий обслуживания и погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при одновременном сокращении отдельных доходов консолидированных бюджетов субъектов и необходимости реализации приоритетных расходных обязательств (в том числе обусловленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года). На сегодняшний день общий объем субнационального долга превысил 2 трлн. рублей, то есть увеличился кратно за последнее десятилетие. При этом на сегодняшний день остается нереализованной концепция выработки и применения мер практического принуждения в отношении участников бюджетного процесса, допускающих нарушения ограничений в отношении долговой политики.

Перечисленные риски могут требовать при их наступлении разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий.

С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать меры в области налоговой политики, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования, которые предполагается реализовать в 2015-2017 годах.

Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является её диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства.

Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней. бюджет доход федеральный российский

В части акцизного налогообложения при установлении ставок акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости корректировки структуры потребления алкогольной продукции, предлагается проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта - на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных ниже ставок принимался прогнозируемый уровень инфляции на 2016 год в размере 5,4% к 2015 году).

Что касается нефтепродуктов, ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов, в том числе, прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых соответствующими нормативно-правовыми актами ограничений сроков производства и обращения нефтепродуктов 3-го и 4-го классов и необходимости формирования средств дорожных фондов.

В целях дальнейшего совершенствования налогообложения НДПИ добычи углеводородного сырья и создания более гибкой системы ставок, которые позволят уровню налоговой нагрузки реагировать на изменения внешней и внутренней ценовой конъюнктуры предлагается следующее.

Завершение работы по изменению системы налогообложения добычи газа горючего природного и газового конденсата путем установления порядка исчисления НДПИ при их добыче на основе формульного подхода, с привязкой соответствующих ставок НДПИ к стоимости корзины добытого углеводородного сырья.

При этом формульный подход должен основываться на следующих принципах:

         сохранение доходов федерального бюджета от НДПИ на газ на уровне, соответствующем уровню действующих ставок НДПИ на газ горючий природный и газовый конденсат в условиях принятого прогноза цен на газ;

         учет средних оптовых цен реализации газа горючего природного на внутреннем рынке, и средней экспортной цены за налоговый период;

         учет среднего за налоговый период уровня цен нефти марки "Юралс";

         учет при определении ставки доли добычи газа горючего природного и газового конденсата в общем объеме углеводородного сырья, добытого из газовых скважин.

Также предполагается применение к рассчитываемым по формуле ставкам НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата коэффициентов, характеризующих условия добычи и стадию разработки соответствующих месторождений, а также выравнивание ставок для организаций, входящих в группу ОАО "Газпром", и прочих производителей газа по мере достижения равнодоходности поставок газа на внутренний и внешние рынки. Проект федерального закона предусматривает применение к ставке НДПИ при добыче нефти специального коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти.



Заключение


В заключении еще раз отметим, что доходную часть бюджета страны формируют в основном законодательно установленные налоговые и неналоговые платежи. Это позволяет обеспечить стабильность поступлений, единые условия для субъектов хозяйствования и возможности для проектирования поступлений в бюджет и развития хозяйственной деятельности. Увеличение доходов может быть достигнуто за счет установления новых источников поступления или расширения действующей доходной базы.

Основы бюджетных доходов составляют налоговые платежи.

Основная проблема налогообложения заключается в том, чтобы обеспечить финансовые потребности государства и при этом не лишить налогоплательщиков стимулов к продолжению и развитию своей деятельности.

Система налоговых ставок и льгот должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать воспроизводственные процессы - расширение и обновление производства, создание новых рабочих мест, способствовать планируемым структурным изменениям. Рост производства и доходов предприятий и населения, в свою очередь ведет к увеличению поступлений в бюджет.

В части конкретных мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

. Совершенствование налогообложения недвижимости.

. Акцизное налогообложение.

. Изменение налоговой ставки НДС.

. Совершенствование налогового администрирования.

5. Совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов

Таким образом, основными направлениями решения проблемы повышения доходной части бюджета являются увеличение доходной базы и укрепление налоговой дисциплины. Основой укрепления доходной базы является экономическая и финансовая стабилизация, создание обстановки экономического роста, стимулирование инвестиционной активности и увеличение доли накопления в ВВП. Созданию условий для экономического роста способствует снижение налоговой нагрузки, сопровождающееся мерами по повышению уровня собираемости налогов.

Эти и многие другие предложенные меры могут повысить потенциал налоговой системы в целом и улучшить управление доходами бюджета Российской Федерации, в частности.

Список использованной литературы


1.      Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изм. и доп. от 26 декабря 2014 г.) // Справочно-правовая система "Гарант"

2.      О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (с изм. и доп. от 26 декабря 2014 г.): Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. №349-ФЗ // Справочно-правовая система "Гарант"

3.      О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 01.12.2014 №384-ФЗ  <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/>// Справочно-правовая система "Гарант"

.        Анохин П. Фискальные приоритеты / Анохин П. // Налоговая политика и практика. - 2014. - №4. - С. 4-11.

.        Березин М.Ю. Механизм образования государственных доходов / Березин М.Ю. // Право и экономика. 2014. - №12. - С. 5-11.

.        Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. - М.: Юстицинформ, 2011. - 124 с.

.        Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. - М.: Дело, 2011. - 137 с.

.        Воскобойников А. Налоговые поступления в бюджет: основные тенденции и перспективы / Воскобойников А // Вопросы экономики. 2014. - №12. - С. 5-12.

.        Евсеев П.И. Некоторые вопросы бюджетной политики/ Евсеев П.И // Журнал российского права. 2014. - №10. - С. 5-9.

.        Зуйков И.С. Проблемы налогообложения / Зуйков И.С. // Налоговый вестник. 2014. - №2. - С. 5-9.

.        Конюхова Т.В. Комментарий к бюджетному законодательству РФ - М.: Финансы, 2011. - 211 с.

.        Никитин С.М. Налоги в системе государственных финансов / Никитин С.М. // Деньги и кредит. 2014. - №11. - С. 3-7.

.        Фаидов Р.Ю. Финансовая стабилизация в России. - М.: Прогресс- Академия, 2012. - 129 с.

.        Юрасов Б.Ю. Планирование параметров федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. // Налоговый вестник. 2014. - №12. - С. 5-12.

15.    Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/.

16.    Официальный сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru/.

.        Официальный сайт Казначейства России http://www.roskazna.ru/.

Похожие работы на - Актуальные проблемы формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!