Функции государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функции государства

ВВЕДЕНИЕ

Исследование развития государства как единого института со всей очевидностью свидетельствует о том, что деятельность государства фокусируется в определенных направлениях. Эти направления называются функциями государства. Широкое распространение категория "функции государства" получила лишь в советский период истории отечественной юриспруденции. Однако основы теоретического знания о функциях государства были заложены гораздо ранее.

Понятие "функция государственной власти" появилось в литературе в XIX столетии. Отчасти данное обстоятельство было вызвано становлением теории государства и права, а также расцветом науки международного права. Кроме того, именно в XIX веке Наполеоном I была предпринята попытка завоевать Россию, после побед и подчинения большого числа государств Европы. Военные, экономические и иные формы взаимодействия государств выступили дополнительным фактором ускорения развития целого ряда разделов юридической науки - общей теории государства и права, науки международного права, теории административного права.

Объект исследования: функции государства.

Предмет исследования: процесс реализации функций государства и их классификация на современном этапе.

Целью исследования является изучение функций государства и их классификация.

Согласно поставленной цели исследования необходимо обозначить ряд практических задач:

-рассмотреть понятие функций государства;

-рассмотреть реализацию функций государства на примере современной России;

-охарактеризовать классификацию функций Российского государства.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:

сравнительный метод;

- изучение нормативно-правовой базы;

изучение монографических публикаций и статей;

аналитический метод.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие и природа функций государства

Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Понятие функции применительно к государству означает его действие, функционирование.

Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что предписано, задано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не должно и не может отказываться. В функциях проявляется представительный характер государства, которое является не природным организмом, а специфической социальной организацией, представляющей и реализующей общую волю и общие интересы свободных людей - членов государства (B.C. Нерсесянц). У государства поэтому нет каких-то своих (помимо этих общих) интересов.

Функции конкретизируют и предметно воплощают сущность государства. Содержанием функций является деятельность государства в определенной сфере общественной жизни, т.е. то, чем призвано заниматься государство и его органы в конкретно-исторических условиях.

Содержание функций выражает интересы тех, кого представляет государственная власть. В принципе содержанием функций должны охватываться общие интересы. В функциях реализуется государственная воля, власть государства, его деятельность.

Важной особенностью функций государства является их объективность. Объективный характер функций указывает: во-первых, на объем и характер деятельности государства; во-вторых, на то, чем не должно заниматься государство, какие сферы общественной жизни объективно не являются объектом его воздействия. Объективный характер функций указывает на то, что государство не может отказаться от выполнения предписанных его природой и назначением тех или иных видов деятельности. Отказ от их осуществления, анемия государственных структур всегда пагубны для общества и самого государства. Так, все ранние государства вынуждены были выполнять функцию обороны своих рубежей от порабощения, чтобы не стать добычей других государств и не утратить контроль над своей территорией. Все современные государства обязаны заниматься экологической деятельностью, т.е. обеспечивать охрану окружающей среды, осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов. Охрана правопорядка, прав и свобод граждан от преступных посягательств - в этом же ряду. В ином случае государство и его легитимные структуры рискуют утратить контроль над территорией, чем не преминет воспользоваться преступность. Объективный характер функций проявляется также в том, что, будучи зависимыми от сущности государства, они в то же время первичны по отношению к его структуре. Именно функции и являются определяющими критериями структурирования государства, его подразделения на определенные части [16].

Объективность функций отличает их от целей и задач государства, которые имеют субъективную природу. Их формулирование является предметом политики государства. Так, цели и задачи современного Российского государства вытекают из ежегодного Послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ.

Функции носят конкретно-исторический характер. Они формируются и изменяются с развитием общества, подвержены эволюции. Это влияет:

) на систему функций государства на конкретном этапе его развития. Так, социальная функция возникает лишь в середине XX в. Под воздействием факторов планетарного характера возникает экологическая функция;

) на содержание функций. В частности, функция охраны правопорядка, финансовая и экономическая функции были присущи государству на всех этапах его развития. Однако для современных государств их содержание принципиально иное;

) у современных государств принципиально иные методы, способы осуществления функций и соответственно - их результат.

Как и сущность государства, функции характеризуются двойственной природой: в зависимости от сочетания тех или иных факторов в них превалируют классовые или общесоциальные начала. В этом смысле характер функций напрямую зависит от приверженности государства классовым или общесоциальным интересам. Известны периоды истории, когда государство всецело выступало организацией политически и экономически господствующего класса (буржуазные государства второй половины XIX - начала XX в., постреволюционный период в нашей стране и др.). Современное государство призвано строить свою деятельность таким образом, чтобы подчинить классовое общесоциальному. Пренебрежение этим обстоятельством неизбежно ввергнет общество в пучину социальных и политических потрясений. При этом усиливается агрессивность государства, его приверженность силовым методам, ущемлению прав и свобод граждан, поиску внутреннего врага, подавлению им классовых противников и т.п.

Напротив, чем в большей степени выражено общесоциальное в деятельности государства, тем весомее его роль как инструмента обеспечения социального мира и согласия в обществе, гаранта утверждения правовых начал во взаимоотношениях между различными группами населения, властью и личностью. Общесоциальная направленность придает государственной власти характер легитимной, цивилизует ее, делает гуманной и демократической по своей природе [18].

Функции государства характеризуются устойчивостью, т.е. они неизменны и постоянны при неизменяющихся политических и социально-экономических условиях. С изменениями в характере государственного и общественного строя функции государства также изменяются. Например, этатизация (огосударствление) общественной жизни сопровождается усилением вмешательства государства в экономическую жизнь, духовную область, сферу личной свободы и частной инициативы. Деэтатизация (разгосударствление) общественной жизни освобождает общество от государственных пут, сужает сферу государственной деятельности, одновременно отпадает надобность в одних функциях, а содержание других (экономической, охранительной) существенно изменяется.

На объем и характер функций оказывает влияние социальная природа государства, существующий политический режим. Так, функция подавления определенных групп населения отличает всякое тоталитарное государство: функция подавления эксплуататоров была присуща государству диктатуры пролетариата; подавления неарийцев - фашистской Германии; борьбы с цветным населением - рассистской ЮАР во время режима апартеида. Социальная природа Советского государства диктовала необходимость осуществления функции охраны социалистической собственности (известно, что И.В. Сталин считал эту функцию главной для всякого социалистического государства). Кроме того, тоталитарное государство отличается развитой идеологической деятельностью.

Особенность функций заключается и в том, что в их осуществление так или иначе вовлечены все органы государства. Тем самым они отличаются от специфических функций органов государства. Очевидно, что социальная деятельность государства не исчерпывается той деятельностью, которую осуществляет отдельное ведомство - Министерство социального обеспечения. Социальная функция реализуется множеством других государственных структур, осуществлением финансово-бюджетной политики и др.

Каждая функция имеет свой объект - ту сферу общественных отношений, на которые воздействует государство: экономика, финансы, социальные права граждан, правопорядок, права и свободы граждан, международное сотрудничество и др.

Наконец, еще одна особенность заключается в том, что функции, имея объективный характер, возникают и развиваются сообразно целям и задачам государства. Это значит, что разные государства имеют не только сходство, но и различие в выполняемых функциях. Государственная власть (а не только объективная реальность) определяет характер и содержание функций государства, результативность его деятельности. Политика, таким образом, - это важнейший фактор, влияющий на осуществляемые государством функции. В то же время ни социальные, ни иные цели не могут повлиять на выполнение тех функций, которые вытекают из общих дел [20].

Специфика функций государства заключается и в том, что все они осуществляются в специальных организационно-правовых формах - законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной и контрольно-надзорной. Это означает, что круг предметов ведения государства, его полномочия исчерпывающе определены в законе (ином нормативном акте), а сами эти полномочия реализуются в специфической юридической форме.

1.2 Правовые формы и методы осуществления функций государства

К правовым формам относят определенные законодательством формы деятельности государства, его органов и должностных лиц, направленные на реализацию функций государства. Без юридически определенных форм не могут быть достигнуты цели и задачи государственной деятельности. Обычно к таким формам относят следующие виды деятельности: правотворческую, исполнительно-распорядительную, правоприменительную и правоохранительную.

Правотворчество. Посредством правотворчества устанавливаются общие нормы права (правила), в соответствии с которыми государство осуществляет свое управляющее воздействие, реализует ту или иную функцию государства. Так, чтобы обеспечить свободу конкуренции на рынке товаров и услуг и борьбу с монополизмом, государство вынуждено четко обозначить комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг. Такие меры находят отражение в законодательстве. В частности, этой цели служат федеральные законы: О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. (с изменениями и дополнениями), О защите конкуренции на рынке финансовых услуг от 23 июня 1999 г. Они устанавливают, кого следует считать монополистом, какие меры можно применять к лицам и организациям, занимающим монопольное положение на рынке и др.

Исполнительно-распорядительная деятельность (государственное управление). Этот вид деятельности связан с организацией исполнения действующего законодательства. Так, очевидно, что само по себе антимонопольное законодательство не способно обеспечить достижение тех целей, для которых оно принято. Достижению этих целей служит создание Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющего свои территориальные управления [21].

Правоприменительная деятельность. Реализация любой функции сопряжена с тем, что государственный орган должен давать соответствующее разрешение гражданам, организациям. Такие действия предполагают правоприменительную деятельность государства и его разнообразных структур. Так, в приведенном выше примере в качестве правоприменителя выступает федеральный антимонопольный орган, который вправе давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, защите конкуренции; направлять в Правительство РФ, Банк России предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, если таковые противоречат антимонопольному законодательству; вносить предложения о лишении финансовых организаций лицензий; устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг; издавать (в том числе Центральным Банком РФ, федеральными органами исполнительной власти) нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

Нарушение антимонопольного законодательства влечет применение соответствующих санкций. Их применение - сфера правоохранительной деятельности полномочных органов государства.

Наряду с правовыми формами реализация функций возможна и посредством неправовых форм (точнее сказать, юридически не оформленных). Властные структуры могут совершать только те действия, которые прямо предписаны им законом. Поэтому всякие действия, помимо указанных в законе, есть незаконная, правонарушающая деятельность государства. В то же время некоторые организационно-технические действия, очевидно, могут совершаться и помимо прямого указания в законе, если они не порождают правовых последствий. Это текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий и др.

Основные методы осуществления функций государства. Это способы, приемы осуществления государственной деятельности. Принято различать экономические и административные методы.

Экономические методы связаны с использованием экономических рычагов в государственном управлении (снижение налогов на производство определенных товаров для их увеличения, инвестиции денежных средств в те или иные отрасли экономики, соответствующее распределение доходов о преференциальной торговле - для товаров разных стран взаимно устанавливаются более благоприятные условия импорта и экспорта).

Выполняя экономическую функцию, государство использует такие методы, как прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Административные меры связаны с подчиненностью, обязанностью выполнять законные указания госорганов. Наиболее распространенными методами являются:

метод стимулирования (поощрения). Например, для стимулирования иностранных капиталовложений государство на несколько лет освобождает предприятия с иностранным капиталом от уплаты налогов; стимулирование иностранного туризма для пополнения казны;

метод дозволения. Так, государство не запрещает создание тех или иных объединений, видов деятельности и тем самым выражает свое публичное позитивное отношение к учреждению подобного рода объединений и осуществлению тех или иных видов общественно полезной деятельности;

метод запретов, напротив,- форма отрицательного отношения государства к тем или иным видам деятельности. Таким образом государство препятствует осуществлению нежелательной, вредной для общественных интересов деятельности. Например, государство прямо запрещает производство оружия, сбыт наркотиков и др. Запреты выражены в форме уголовно-правовых, административно-правовых запретов.

Кроме того, государство может применять и принудительные средства - репрессии для достижения тех целей, которые обусловлены выполняемым им функциями. Для тоталитарных государств массовые репрессии - типичный метод деятельности (достаточно вспомнить проходившие в нашей стране сопровождавшееся ссылками и высылками крестьян в 1920-1930 гг. раскулачивание во время проведения коллективизации; лишение избирательных прав цветного населения - около 5-6% населения - в ЮАР до 1990-х гг. и др.) [25].

Репрессии в правовой форме возможны и в демократическом государстве: разгон демонстрантов, нарушающих правопорядок, с помощью водометов и слезоточивого газа; ликвидация партий, разжигающих национальную рознь или совершающих иные антиконституционные действия.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

государство правовой исполнительный административный

2.1 Внутренние функции Российского государства

Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

Это, прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных решениях;

) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества.

Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага [29].

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности государства.

Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

) выработка экономической политики, в масштабе общества;

) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей [18].

При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффективность.

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало - снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всём мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей; чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, учебных учреждений, учреждений культуры [22].

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем, очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека.

В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль [23].

Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой, системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» характер, тем не менее, демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и формами и методами осуществления: проведение ревизий, проверок, установление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех, сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка [24].

Обеспечение прав человека и гражданина - главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходят интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека, как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

2.2 Внешние функции Российского государства

Рассмотрение вопроса о формах и способах осуществления внешних функций государства предполагает более детальное исследование механизма их реализации. При этом традиционно в юридической литературе под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государственной власти по реализации его функций. Большинство авторов сходятся во мнении относительно деления форм осуществления функций государства на две группы: правовые и организационные (или фактические).

Следует признать верным суждение о том, что проводимая грань между правовыми и организационными формами имеет достаточно условный характер. Так, М.И. Байтин отмечал: "Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные ни в коей мере не означает какого-либо умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. В этом смысле правовые формы всегда являются организационными.

Однако далеко не все организационные формы - правовые" В качестве критерия такого разграничения выступают последствия государственно-властной деятельности и ее связь с изданием правовых актов. Если функция государства осуществляется посредством вынесения или принятия правового акта, вызывая те или иные юридически значимые последствия, то имеет место правовая форма реализации функции государства. В противном случае форма осуществления функции государства признается организационной или фактической. На практике подобное разделение наблюдается крайне редко, но в теории оно признается необходимым и оправданным. Наиболее часто в литературе встречается следующая классификация правовых форм осуществления функций государства:

) правотворческая деятельность;

) оперативно-исполнительная;

) правоохранительная.

Схожей позиции придерживался и С.С. Алексеев, заменяя лишь правоохранительную форму на правообеспечительную деятельность, которую, в свою очередь, он подразделял на организационную, контрольно-надзорную и собственно правоохранительную. В одной из последних диссертационных работ, специально посвященных исследованию правовых форм деятельности государства, в их числе названы: законодательная; управленческая (т. е. административная, исполнительно-распорядительная); судебная и контрольно-надзорная. Налицо преемственность в освещении данного вопроса [19].

В качестве организационных форм различают:

) организационно-регламентирующую деятельность;

) организационно-идеологическую деятельность;

) организационно-экономическую деятельность.

В настоящий момент отдельные авторы предлагают дополнить классификацию форм реализации функций государства, выделяя наряду с правотворческой, правоприменительной, правообеспечительной также договорную и распорядительную формы.

К числу неправовых форм относят: организационную; экономическую; политическую; информационную; идеологическую. В числе нововведений особо обратим внимание на все чаще звучащие доводы в пользу необходимости выделения именно договорно-правовой формы деятельности государственной власти. Это предложение неоднозначно оценивается в науке конституционного права по отношению к внутренним задачам государства. Но в свете исследования именно внешних функций государства обозначение договорной формы ее реализации имеет особое значение. Договор как важнейший способ ведения внешней политики государством представляется неотъемлемой частью структуры любой внешней его функции. Вопрос же заключается в следующем: договор есть форма, метод, способ или содержание деятельности государства? Однозначного ответа на него современная юридическая доктрина не предоставляет.

Приведенная классическая теоретическая концепция форм осуществления функций государства имеет свою логику и определенное научное значение. Однако она содержит, на наш взгляд, и определенные противоречия. Так, бросается в глаза при определении понятия "форма осуществления функций государства" указание на деятельность государства. При этом сама категория "функция государства" понимается как основное направление деятельности государства по реализации целей и задач государства. Получаем тавтологичное суждение следующего вида. Государство реализует свою деятельность (функции) в форме деятельности. В данном случае необходимо четко определиться с ответом на вопрос: деятельность органов государственной власти является содержанием функции или формой ее осуществления? В обоих качествах она одновременно рассматриваться не может. В противном случае понятие "форма осуществления функций государства" является излишним. К примеру, реализация большинства внешних функций государства предполагает подготовку и проведение переговоров с представителями иностранных государств-партнеров, организацию дипломатических встреч и приемов, подготовку и принятие различного рода международных правовых документов и т. д. Все это есть содержание внешнеполитических функций или же форма их осуществления? М.И. Байтин указанные мероприятия относил к организационно-регламентирующей форме осуществления внешней функции государства. Подобная позиция заслуживает внимания, но все же не дает точного ответа на вопрос о том, как провести грань между содержанием и формой осуществления функций государства. Поэтому, на наш взгляд, ряд авторов далеко не случайно допускали и допускают смешение правовых и организационных форм с содержанием функций государства, а иногда и с механизмом государства в целом [21].

Необходимо указать еще на одно противоречие между понятием правоохранительной формы осуществления функций государства и выделением в теории такой внутренней функции государства, как функция защиты прав и свобод граждан и охраны правопорядка. Опять возникает вопрос: правоохранительная деятельность государства есть отдельная функция или все же это общая форма осуществления всех функций государства? Системный характер деятельности всего сложного механизма государства предопределяет тесную взаимосвязь ее отдельных направлений. Все внутренние и внешние функции современного государства находятся во взаимной связи, реализуются совместно, взаимно дополняют и обеспечивают друг друга. Выделение из системной деятельности государства отдельных частей, из которых одни играют роль функций, а другие выступают в качестве форм их осуществления, весьма проблематично. Ряд трудностей вызывает и выделение такой организационной формы, как идеологическая деятельность государства. Весьма точно всю сложность ситуации отражает следующее утверждение: "Идеологическая работа в одних случаях выступает как элемент содержания (например, в культурно-воспитательной функции), в других - как элемент формы или метода осуществления функций (например, хозяйственно-организаторской; охраны социалистического порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан; борьбы за мир, за мирное сосуществование; помощи развивающимся государствам и народам, освободившимся от колониальной зависимости и ведущим борьбу против империализма)". Здесь справедливо обращается внимание на то, что идеология является инструментом реализации всех направлений деятельности государства, в этом смысле речь идет о его конституционно отражаемой функции. Однако то, что является формой, не может быть одновременно и содержанием одного и того же явления. В данном случае идеологию, работу с ней следует рассматривать как средство, входящее в структуру той или иной функции государства, наряду с основным деятельностным содержанием.

В литературе высказан еще один весьма веский аргумент против традиционной концепции понимания форм осуществления функций государства. Критики не без оснований указывают, что организационная, фактическая деятельность, если она связана с осуществлением властных полномочий, не может не принимать юридических форм. При этом чисто организационная деятельность в действительности является содержанием правовой и не является самостоятельной формой осуществления функций государства. Признание за государством возможности действовать вне рамок закона противоречит идее правового государства, режиму: "Чиновнику разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом". Выделение внеправовых форм деятельности государства в теории будет справедливым в отношении недемократических государств, которые значительную часть своей деятельности осуществляют, не прибегая к праву, опираясь на внутрипартийные инструкции и иные негласные организационные нормы. Для советской юридической науки обозначение наряду с правовыми организационных форм осуществления функций государства было обусловлено политическим режимом и единой государственной идеологией. В современных условиях такой теоретический шаг вряд ли отвечает демократическим установкам, обозначенным в нормах Конституции Российской Федерации [24].

Сохраняя преемственность в развитии научного знания, современные исследователи, как правило, не пересматривают основополагающие идеи по вопросу форм осуществления функций государства. Однако некоторые приводимые уточнения заслуживают внимания. Так, М.А. Бухтерева дает определение форм осуществления функций государства не через понятие деятельности, а посредством указания на способы таковой: "Формы реализации функций государства можно определить как способы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач". Указание на способы деятельности в дефиниции форм осуществления функций государства, на наш взгляд, следует признать продуктивным, ибо позволяет провести более четкую грань с категорией "функция государства".

Исходя из общенаучного и философского значения категории "форма", в юриспруденции ее используют либо для отражения внутренней структуры того или иного явления, либо для изучения внешнего способа выражения, закрепления определенного феномена. К примеру, под формой права традиционно понимают:

) внутреннюю структуру права;

) способы внешнего выражения, закрепления норм права на материальных носителях. Форма государства трактуется как единство трех составляющих: способа организации высших органов государственной власти и их взаимодействия; внутреннего территориального устройства государства; доминирующего способа взаимодействия государства с населением.

Представляется, что в отношении теоретического понимания функций государства также требуется определенная унификация используемой научной терминологии. На наш взгляд, более точно определять формы осуществления функций государства в качестве системы средств и способов, применяемых государством в ходе реализации им своих органических и конституционно закрепляемых функций. При этом указанные средства и способы являются неотъемлемым важным элементом структуры функций государства наряду с самой деятельностью. Подобный шаг не свидетельствует об отрицании имеющейся традиционной концепции форм осуществления функций государства, но лишь направлен на ее уточнение и развитие. Определять же форму какого-либо явления через его содержание методологически неточно. Диалектика категориальной пары "содержание - форма" в таком случае сводится к их отождествлению. Понятие "форма осуществления функций государства" призвано отражать внутреннюю организацию той или иной функции государства, порядок совершения определенных действий и операций, а также используемые при этом государственными органами средства и способы. При этом не следует сложную форму осуществления функций государства сводить лишь к какому-либо одному средству. В подобном качестве не могут выступать взятые по отдельности идеология, материально-техническое обеспечение, организация переговоров, консультаций и т. д. Сложность и системный характер самих функций государства обусловливает и системность форм их осуществления. С учетом изложенного можно предложить следующее видение проблемы соотношения понятий "форма осуществления функций государства", "способ реализации функций государства", "средство реализации функций государства" и "структура функции государства". Способ осуществления функций государства представляет собой единый комплекс взаимосвязанных средств, используемых государством при осуществлении властной деятельности. А форма осуществления функций государства, в свою очередь, есть система способов и методов государственной деятельности. Для каждой отдельно взятой функции государства характерна своя особая форма реализации, которая представляет собой неповторимую комбинацию способов и средств осуществления деятельности государственной власти именно в данном направлении. Специфика формы реализации функции государства преимущественно детерминирована объектом (сферой общественных отношений), на который направлено государственно-властное воздействие [22].

В этой связи заслуживает внимания вопрос о соотношении форм осуществления государственной власти и форм реализации функций государства, который поднимает Е.Е. Тонков. Однако ответа на него автор так и не дает. Безусловно, понятия "государство" и "государственная власть" не тождественны, но близки по своей смысловой нагрузке. На наш взгляд, термин "формы осуществления государственной власти" предпочтительнее использовать при характеристике разделения власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В случае же с анализом функций самого государства надлежит использовать понятие "формы реализации функций государства".

Таким образом, форма осуществления внешней функции государства есть неотъемлемый элемент ее структуры, характеризующий организацию содержания деятельности государства на международной арене и представляющий собой комплексное единство методов, способов и средств реализации государственной деятельности во внешних сношениях. Проанализировав общие аспекты форм осуществления функций государства, необходимо обратиться к вопросу о специфике процесса реализации именно внешних направлений деятельности государственного аппарата. У внешних функций государства в составе объекта воздействия наличествуют особые субъекты внешнеполитических отношений - иностранные государства-партнеры и их официальные представители. Это, в свою очередь, требует соответствующих специальных средств и способов реализации внешних функций государства. К числу последних можно отнести: заключение и исполнение двусторонних и многосторонних международных договоров; создание и обеспечение деятельности надгосударственных органов управления (совместных правительств, комиссий и т. д.); проведение совместных консультаций по наиболее важным вопросам сотрудничества; обеспечение надлежащего процесса унификации законодательства; участие официальных представителей Российского государства в международных саммитах, конференциях; ратификация подписанных ранее международных договоров; участие (членство) в международных организациях и т. д. При этом особое значение в процессе реализации внешних функций государства имеет договор и международное право в целом, включающее в себя и общепризнанные нормы и принципы. Все способы внешнеполитической деятельности можно поделить на договорные и внедоговорные. Наиболее продуктивным и часто используемым на международной арене является все же договор. Односторонние действия государств в мировой практике, как правило, вызывают осуждение и ответную негативную реакцию со стороны других государств - участников международного взаимодействия. Однако в сложных условиях прямой конфронтации современные государства прибегают и к иным внедоговорным способам воздействия, включая различного рода санкции и ведение военных действий. Баланс средств в форме осуществления внешних функций государства зависит от целого ряда факторов: международной политической обстановки; уровня социально-экономического развития государства; геополитических условий и др.

При этом общепризнанные нормы международного права требуют от государства использования односторонних императивных мер в отношении других государств лишь в крайних случаях, например при отражении военной агрессии. Следовательно, императивно-властный метод при осуществлении внешних функций государства по праву уступает главенствующее место договорному. Характеристика формы реализации внешних функций государства должна строиться по следующей схеме: определение доминирующего метода государственной деятельности; установление комплекса основных взаимосвязанных способов реализации функций государства; рассмотрение отдельных наиболее важных средств деятельности государства на международной арене. Причем все это подлежит отражению в ключевых моментах в конституции государства, далее более подробно - в актах, посвященных как органам государственной власти, так и отдельным международным документам. Доминирующий метод нами определен - это договорно-правовой. Последний включает в себя целый ряд договорных способов государственной деятельности во внешних отношениях: разработка и подписание договоров, конвенций и соглашений; их ратификация; создание двух - и многосторонних комиссий по разрешению различного рода конфликтов и разногласий; участие в международных организациях и союзах; организация и проведение встреч официальных представителей государств; организация работы дипломатических служб на территории иностранных государств и др. В рамках договорного метода преобладают меры стимулирования - дозволения, льготы, поощрения, особые режимы благоприятствования и др.

Межгосударственное взаимодействие в рамках рассматриваемого метода строится на принципе взаимовыгодного сотрудничества. Императивно-односторонний метод реализации внешней функции государства имеет вспомогательное, подчиненное значение и включает в себя следующие способы деятельности: наложение в одностороннем порядке на другое государство экономических, военно-политических и иных санкций; осуществление военных операций в одностороннем порядке на территории иностранного государства; объявление войны; запрет на осуществление того или иного вида внешнеэкономической деятельности для предприятия и др. В целом в рамках этого метода используются преимущественно ограничительные средства - обязанности, запреты и наказания [22].

Одним из наиболее значимых инструментов реализации внешних функций государства согласно Концепции внешней политики Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

Данный ряд способов и средств реализации внешних функций государства можно продолжить, что объясняется неисчерпаемостью и многогранностью самой внутренней и внешней деятельности современного государства, а также постоянной трансформацией внутригосударственных и внешнеполитических, внешнеэкономических и иных условий его функционирования и развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. Исчезают одни функции, возникают другие. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства также изменяется.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов остаётся вопрос об аспектах связанных с реализацией роли государства. Роль государства в современной общественной жизни постепенно увеличивается не смотря на кризис 90-х годов и как некогда актуально звучит вопрос о теоретических подходах к изучению функций государства.

Определение понятия государства даётся у ряда теоретиков, однако делая из них выборку и производя синтез можно остановиться на следующем общепринятом определении: государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, что и понимается под функциями государства.

Подводя общий итог можно выделить следующие направления, в частности внешние и внутренние функции а также основанием для классификации может служить так называемые постоянные и временные, основные и не основные функции.

В сегодняшних Российских реалиях функции государства приобретают следующую окраску, в частности в процессе реализации они столкнулись с такими сложностями, как отсутствие чёткой структуры исполнительной власти и исполнения законодательства, отсутствие правосознания у населения и т. д. Возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают правопорядок и законность и позволяют стабилизировать ситуацию в стране, тем самым, обеспечивая реализацию таких стратегически важных функций государства, как внешняя оборона и экономическое развитие страны.

Подводя общий итог можно сказать, что цель, поставленная для этой работы была достигнута, однако стоит отметить, что данная работа является лишь первым шагом на пути углублённого изучения этой темы, которое должно способствовать уяснению того, как правовое регулирование связано с тем социальным эффектом, на который оно направленно.


1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 20 сентября 2010 г. - Новосибирск : Сиб. Унив. Изд-во, 2010. - 478 с.

."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014)

.Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи" N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"

.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями и дополнениями)

.Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан: Федеральный закон РФ от 31.12.2002 года № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2003 - № 1 - ст. 5.

.Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2014 - №1(1ч) - ст. 18.

.О внесении изменений в положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду: Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 года № 475 // Собрание законодательства РФ - 2014 - № 31 - ст. 4092.

.Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию: Постановление Правительства РФ от 15.06.2014 года № 375 // Собрание законодательства РФ - 2014 - № 25 - ст. 3042.

.О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2014 года № 514 // Рос.газ.-2014 - 17 ноября.

.Об утверждении перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2014 года № 74 // Рос.газ.-2014 - 15 марта.

.Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1282 "Об утверждении Правил использования в 2014 году бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

.Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 11.11.2013) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"

.Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

Основная литература

16.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2009. - 636, [1] с.

.Морозова Л.А. Теория государства и права:/ Л.А. Морозова. - М., 2010. - 477 с.

.Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов. - М., 2010. - 379 с.

.Енгибарян Р.В. Теория государства и права: учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России, Междунар. ин-т упр. - М., 2007. - 575 с.

.Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. - М., 2009. - 607 с.

Дополнительная литература

21.Грухин Ю.А. Практикум по теории государства и права. Ч. 1 : учебное пособие / Ю.А. Грухин, Е.А. Сидорова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2008. - 67 с.

.Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. - М., 2009

.Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие : / Т.В. Кашанина. - М., 2009. - 357 с.

.Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие / М.Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2008. - 759 с.

.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права : учебник / М.Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2011. - 755 с.

.Потапов М.Г. Теория государства и права. [В 2 ч.]. Ч. 1 : учебное пособие / М.Г. Потапов ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2006. - 438 с.

27.Рассолов М. М. Теория государства и права : учебник для вузов / М. М. Рассолов. - М., 2010. - 635 с.

28.Сорокин В.В. Юридическая глобалистика : учебник / В.В. Сорокин ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2010. - 915 с.

Периодические издания

29.Марченко М.Н. Миф о формировании мирового государства и права в условиях глобализации / М.Н. Марченко // Образование и общество. - 2008. - № 5. - С. 82-88.

.Фролова Е.А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е.А. Фролова // Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 63-73.

Похожие работы на - Функции государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!