Стилистические особенности жанра 'путевой очерк'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стилистические особенности жанра 'путевой очерк'














Стилистические особенности жанра «путевой очерк»

Введение

путевой очерк журнал литературный

Жанр путевого очерка, зародившийся в русской литературе в XVIII веке в работах А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника», прошёл длительный путь эволюции, чтобы стать таким, каким мы привыкли его видеть в современных периодических изданиях. На сегодняшний день материалы, написанные в этом, жанре пользуются большой популярностью, так как путешествия стали одним из излюбленных способов проведения досуга, и у людей возникает потребность в прочтении раннее подготовленных зарисовок о каком-либо месте. Поэтому журналисты всё чаще обращаются к этому сложному и трудоёмкому жанру.

Данная курсовая работа посвящена изучению стилистики жанра путевого очерка в современной журналистике на примере журнала «Русский репортёр».

Жанр путевого очерка достаточно широко изучен в работах З.С. Смелковой, Л.В. Ассуирова, Р.М. Савова, О.А. Сальникова «Риторические основы журналистики», Л.М. Пивоваровой «Русский очерк 80-90 гг. XIX века», В.А. Михельсона «Путешествия в русской литературе», Н.М. Масловой «Путевые заметки как публицистическая форма».

Объектом исследования данной работы является жанр путевого очерка в современной журналистике.

Предметом данного исследования является стилистика жанра путевого очерка в журнале «Русский репортёр».

Цель данной курсовой работы - изучения жанра путевого очерка с последующим выявлением его стилистических особенностей в современной журналистике.

Для достижения цели поставлены и реализованы следующие задачи:

1)изучить историю возникновения путевого очерка в России и рассмотреть этапы его эволюции до настоящего времени;

2)изучить сущностные характеристики и особенности путевого очерка;

)выявить типические художественные и стилистические элементы путевого очерка в журнале «Русский репортёр»;

)выявить специфические характеристики путевого очерка в журнале «Русский репортёр»;

)сравнить характеристики путевого очерка в журнале «Русский Репортер» и в географическом проекте компании НТВ «Их Нравы».

Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или частные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, в каждую из которых входить по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Основные понятия и определения, о которых идёт речь в курсовой работе:

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

Очеркист - писатель или журналист, специалист по очеркам.

Путевой очерк - один из самых старых разновидностей очерков. Его особенностями являются то, что объект изучения раскрывается через призму восприятия автора, он развёртывается постепенно, и от впечатлений очеркиста зависит то, как будут воспринимать текст читатели.

1.Теоретические основы изучению жанра путевого очерка

1.1История и эволюция жанра

Жанр путевого очерка в России имеет достаточно богатую историю. Люди всегда интересовались путешествиями, но, зачастую, не имея возможности поехать куда-либо самому, обращались к работам авторов-очеркистов, которые могли поведать о различных местах. Можно долго рассуждать на тему зарождения этого жанра в нашей стране, но нельзя отрицать того факта, что люди начинали описывать свои поездки вскоре после изобретения письменности. Нельзя утверждать, что различные «хождения» были источниками современного путевого очерка. Тем не менее, в возникновении этого жанра они сыграли определённую роль.

Путевой очерк, как самостоятельно оформившийся жанр, появляется в России XVIII века. Большой вклад в развитие очерка внесла западная литературная традиция. У истоков жанра стоят произведения таких авторов, как Д. Свифт, Т. Смоллетт «Приключения Родрика Рэндома», «Приключения Перигрина Пикля» и Л. Стерн «Сентиментальное путешествие».

Жанр путевого очерка появляется в России сначала как художественный жанр и только потом - как публицистический. Он становится неким ответом на потребность человека быть вездесущим. Первым его назначением стало знакомство русского читателя с зарубежной жизнью. С этой задачей успешно справляются Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника» и Д.И. Фонвизин «Письма из Франции».

Уже на этапе зарождения становится видно, какие разные задачи может решать произведение, написанное в жанре путевого очерка, в зависимости от поставленной цели. Так А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» через описание городов, деревень, пейзажей и людей смог донести до русского общества свои политические и философские взгляды. Несмотря на то, что он следовал манере изложения Л. Стерна, ему удалось интегрировать путевой и проблемный очерки в одной повести. Таким образом «путешествие» Радищева имеет не только этнографическую, политическую, но и пропагандистскую цели.

В целом же появление путевых очерков на страницах публицистических изданий связано с желанием русской интеллигенции привлечь внимание к нищете крестьян, безразличию правительства к своему народу и множеству других проблем, гложущих Россию того времени.

Период развития советского путевого очерка приходится на 1920-1990 гг. Наиболее известными писателями-очеркистами советского этапа истории являются Б. Кушнер «Сто три дня на Западе», В. Маяковский «Америка в Баку», «Моё открытие Америки», М. Горький «По Союзу Советов», М. Шагинян «По дорогам пятилетки», «Путешествие по Советской Армении», Г. Эмин «Семь песен об Армении», М. Кольцов и многие другие.

Бесспорно, советская идеология оказывает определённое влияние как на самих очеркистов, так и на характер путевых очерк этого времени. В частности книгу Б. Кушнера «Сто три дня на Западе» можно рассматривать как некое «рубежное» произведение. Это итоговый путевой очерк эпохи экспорта революции. В финале произведения транспортная тема практически сливается с революционной. Можно сказать, что сильный «стержень» Советской публицистики поддерживал власть и распространял партийную идеологию с помощью художественной силы путевого очерка. Нередко авторы интегрировали тему путешествия с другими, при этом сохраняя стилистику и особенности жанра. В очерк вдохнули новую жизнь, вложив в него новый смысл и дав ему новые цели. Жанр снова удовлетворил потребности своего времени.

Путевой очерк «Новой России» приурочен к периоду с 1991 года и по наши дни. Отныне тексты, написанные в этом жанре, перестают быть прерогативой художественной литературы и основательно переходят в журналистику. Написанием очерков занимаются сотни журналистов из различных изданий. Такое возрастание интереса прессы к путешествием связано с тем, что открывается множество турагентств, люди стремятся вырваться из страны всеми силами и посмотреть мир. Они боятся неопределённости и ищут всюду советов. Именно поэтому происходит активное включение путевого очерка в отечественную прессу.

Эти материалы печатаются в старейшей газете России «Комсомольская правда». Очерки прекрасно вписываются в формат издания, подчёркивая его прогрессивность. Ещё одной газетой, сразу оценившей место туризма в жизни современного человека, становится «Общая газета». Особенностью очерков этого издания является стремление уберечь туриста от необдуманных решений, рассказать об уже допущенных ошибках, заставить задуматься о серьёзности предпринимаемого путешествия.

Отдельным блоком появляются специализированные издания о путешествиях, такие как «Вокруг света», «GEO Traveler», «National geographic traveler». Их особенность в размещении ярких профессиональных фотографий, подкрепляющих текст. Путевые очерки здесь не навязывают какой-то маршрут, но дают рекомендации по организации поездки. Авторам удаётся стать глазами читателя и вести его за руку.

В 2007 году на отечественном медиа рынке появляется новый еженедельный общественно-политический журнал «Русский репортёр», которому достаточно быстро удаётся завоевать сердца своей целевой аудитории и прочно занять определённую нишу среди других изданий. Обозревая животрепещущие государственные и мировые проблемы, редакция уделила внимание и развитию кругозора читателей. В частности, в рубрике «Среда обитания», в разделе «Путешествия» публикуются качественные путевые очерки. Основными авторами выступают Павел Чукаев, Алёна Михалёва, Антон Кравцов, Дмитрий Соколов-Митрич, Артём Русакович и другие. Очерки «Русского репортёра» имеют ряд отличий от очерков других изданий. Главное - это то, что большинство материалов написано о местах в России. Это как города-миллионики, исторические города, города-герои, так и неприметные на первый взгляд населённые пункты. Авторам удаётся в каждом месте найти свою привлекательность. Интересно также и то, что путевые очерки не носят исключительно положительный характер. Здесь не руководствуются только коммерческим интересом. Все описания достаточно объективны и призваны показать как достижения города, так и его проблемы.

На современном этапе большинство путевых очерков направлены на развитие туризма в какой-либо местности, а самими очеркистами движут коммерческие цели. Именно поэтому, помимо субъективного видения автора, появляется и некая навязчивость, неприемлемая для данного жанра. Очень важной становится необходимость найти для себя издание, печатающее качественные путевые очерки, соответствующие как жанровым признакам, так и потребностям современного человека. Именно одним из таких изданий является рассматриваемый в данной курсовой работе журнал «Русский репортёр».

1.2Сущность и особенности жанра путевого очерка

Существует несколько определений жанра путевого очерка. Одно из них было дано советским писателем В.Я. Канторовичем: «Путевой очерк - как раз та форма литературы, которой, как и гражданской поэзии, свойственно выражать личность самого писателя, его видение мира, его отношения к общественным проблемам своей эпохи».

Другое определение гласит: «Путевой очерк - это поездки, встречи, путешествия, увиденные автором бытовые, социальные, ландшафтно-природные сцены и явления, пропущенные сквозь сито авторского «я», обработанные в его духовно-нравственном представлении».

Одно из последних определений было дано журналистом А.А. Тертычным: «Путевой очерк - художественно-публицистический жанр журналистики, представляющий собой описание важных и интересных событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия». (10)

Главная роль в любом путевом очерке отведена авторскому «я». Путешественник и его мысли - это наши проводники в мир приключений. Несмотря на то, что среди всех жанров публицистики очерк наиболее личностный, мысли автора всегда становятся понятны читателю. Он может писать одновременно о себе, своих переживаниях, эмоциях, но не для себя. Примечательно, что в пути людей часто посещают схожие мысли: о том, как разнообразен наш мир, быт и нрав народов, для некоторых скитания по местам сопряжены с жизненными скитаниями и необходимостью делать выбор. Поэтому даже личностные замечания автора часто находят живой отклик у читателей. Таким образом, важнейшая особенность жанра - это активная позиция автора в движении очеркового сюжета.

Функции авторского «я» многообразны, можно выделить следующие из них:

1)Автор-исследователь. Коммуникативные намерения: изучить, обдумать, прокомментировать, сделать вывод, оценка, обобщение. Способ выражения: рассуждение, размышление, умозаключение, комментарий;

Этот тип автора тяготеет к статистическим данным, историческим справкам. Как правило, он делает голословных предположений. Путешественник обращает внимание на детали, во всём ищёт логическую связь.

2)Автор-свидетель. Коммуникативные намерения: информировать, рассказать, показать, описать. Способ выражения: информация, повествование, описание;

У данного типажа автора мы чаще всего можем встретить пейзажные и портретные зарисовки. Герой преследует цель - нарисовать в воображении читателей наиболее яркую картинку местности. Речь такого автора полна эпитетов, сравнений.

3)Автор - лирический герой. Коммуникативные намерения: выразить собственное «я», придать эмоциональный характер изложению. Способ выражения: отступление, новелла, воспоминание, констатация эмоционального состояния. (9)

Данный тип повествователя часто указывает на своё присутствие посредством прямой речи или диалогов. Такой стиль изложения, на мой взгляд, делает текст максимально реалистичным и современным, но при этом сохраняется некий меланхоличный шарм.

Выражение авторского «я» в очерке тесно связано с наличием в нем функционально-смысловых типов речи. В путевом очерке происходит резкая смена типов речи, что связано с такими чертами очерка, как эскизность и ассоциативность.

Основным стилистическим приёмом жанра являются фрагменты-пейзажи. Их значение на первый взгляд может быть недооценено. Пейзажи - это не просто «скелет» повествования, но и некая форма, в которую автор помещает всё своё представление о месте, сопряжённое с эмоциональным состоянием. Не стоит отрицать тот факт, что форма нашего описания напрямую зависит от настроения. Так, зимний лес для кого-то будет холодным, хмурым, скудным, а для кого-то светлым, праздничным и волшебным. Ведь уже давно известен приём использования пейзажа как зеркала внутреннего мира. Автор даёт нам фрагменты увиденного, мы же составляем из этого единую картину.

Поскольку на пути автор встречается с людьми, то в путевых очерках содержатся портретные зарисовки, которые выполняют несколько иные функции, чем в очерке портретном. Для нас человек в данном жанре - это не просто личность, но и проводник в местную культуру, обычаи, «сын своей земли», которому не чужды её проблемы и достоинства.

В жанре путевого очерка есть несколько языковых особенностей. Так, например, «Я» героя выражается с помощью форм чужой речи. Но, тем не менее, самым распространённым способом включения чужой речи в путевой очерк остаётся прямая речь. Она должна быть законченной по смыслу, интересной по форме, характеологичной.

В плане лингвистическом путевой очерк отличается разнообразием использования языковых средств. Это связано с тем, что в очерке сочетаются элементы художественного и публицистического стилей.

В путевом очерке допускается использование диалектизмов, бытовых слов и выражений, профессионализмов - всего того, что передаст нам колоритность и самобытность места.

Особенности синтаксического характера - это наличие вставных конструкций, которые прочитываются быстрее, чем основное предложение и не перегружают текст. С их помощью автор выходит на прямой разговор с читателями. Чтобы была гипотетическая обратная связь, используются вопросительные предложения.

Кроме рассмотренных конструкций очерку свойственно использование неопределенно-личных предложений. Частое их употребление связано с введением образа автора, когда нет прямого указания на авторское присутствие (я, мы), но авторское присутствие ощущается очень явно. (9)

Этапы работы над созданием путевого очерка.

1.Инвенция.

На начальном этапе выбирается тематика будущего путевого очерка, она неограниченна. Предмет изображения в очерке - всегда современность, жизнь людей во всем ее разнообразии: труд, образование, семья, быт, отдых, международные связи. У тематики очерка есть некое своеобразие. Во-первых, на начальном этапе тема определяется в общих чертах, может корректироваться по ходу развертывания маршрута и даже изменяться в зависимости от наиболее сильных впечатлений автора. Во-вторых, тема путевого очерка обычно не ограничивается одним событием, а включает описание мест, событий, людей, с которыми автор знакомится на протяжении всего пути.

В общих чертах тему путевого очерка можно сформулировать следующим образом: описание наиболее ярких и интересных эпизодов и впечатлений за время маршрута.

Далее следует накопление материала, фактов, впечатлений. Следует заметить, что отбор материала в путевом очерке гораздо более свободный, чем, например, в информационных жанрах, и менее предсказуем, поскольку автор может выбрать наиболее яркий и выразительный материал.

Для эффективного раскрытия темы в путевых очерках есть такие топосы, как «общие места». К ним относятся:

·Род и вид. Всестороннее раскрытие темы в путевом очерке невозможно без указания данных отношений.

·Целое и части. Используется и при создании портрета героя, и при описании пейзажа, и при подробном изложении действий и поступков героев. Это дает возможность детально и ярко показать увиденное автором.

·Обстоятельство. Можно выделить следующие разновидности этого топоса: указание места, микротекст-пейзаж, указание времени. Указание места выражает суть и назначение путевого очерка. Это может быть конкретное географическое название. В очерке микротекст - пейзаж, несомненно, является и необходимым элементом содержания, и украшением жанра, поэтизирующим его. В каждом путевом очерке обязательно присутствует прямое или косвенное указание на время.

·Свойства. Данное «общее место» тесно связано с введением в любой очерк «публицистического героя», это понятие может быть представлено и «героем-человеком», и «героем-животным», и «героем-городом», и «героем-автором». Суть «публицистического героя» состоит в скрещении двух координат: объективного и субъективного. Объективность создается тем, что герой выражает социальную ситуацию, субъективность же - личным впечатлением автора. Характерное в герое путевого очерка раскрывается лишь на основе его поступков, качеств, значимых действий.

·Определение. Поскольку путевой очерк содержит в себе несколько микротекстов, то определение появляется в данном жанре неоднократно, раскрывая содержание каждого нового смыслового отрезка. Автор, используя определение, показывает предмет речи с тех позиций, которые соответствуют его замыслу. В путевом очерке можно обнаружить все виды определений.

·Причина - следствие. Чаще всего этот топос используется в аргументирующей речи. Так как для путевого очерка характерны различные виды доказательств, причинно-следственные отношения являются компонентом текста данного жанра.

·Сопоставление. Поиски общего и противоположного между явлениями создает возможность особого структурирования текста.

Кроме внутренних «общих мест» в путевом очерке используются и внешние топосы, к которым относятся:

·статистические данные;

·исторические справки;

·хроникально-информационные вставки;

·описания географического характера.

Этап инвенции в путевом очерке сохраняет ту же структуру, что и в других жанрах, но журналист наполняет ее по-своему, придавая индивидуальные черты, свойственные только жанру путевого очерка. Это своеобразие заключается в следующем:

·автор всегда накапливает материал не за письменным столом, а по ходу маршрута. Именно поэтому путевой очерк наиболее личностный жанр: ведь факты и материал будут отображены через призму восприятия автора, а значит, любые путевые очерки, написанные об одном и том же месте, будут абсолютно разными;

·автор изучает вспомогательный материал, способный помочь раскрытию темы;

·автор формулирует тему с учетом маршрута, отбирает наиболее важные, существенные характеристики предварительно и во время пути, на основе тщательного знакомства с возможно более широким кругом фактов, мнений, личных впечатлений, наблюдений, пользуясь при этом «общими местами».

2.Диспозиция.

Построение путевого очерка неразрывно связано с разработкой темы. Композиция его - одно из главных средств выражения содержания. При расположении найденного материала путевого очерка необходимо помнить, что материал появится в том или ином конкретном издании, и учитывать его направленность. Не стоит забывать, что жанр совмещает в себе свойства художественного и публицистического текстов. Очерк является одной из самых разносторонних и свободных литературных форм: в нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад и т.д.

Путевой очерк может быть сюжетным и бессюжетным.

Этапы построения сюжетного очерка: экспозиция - завязка - развитие действий - кульминация - развязка.

Этапы построения бессюжетного очерка: зачин - основная часть - концовка.

Путевой очерк чаще всего бессюжетен. Он вмещает в себя несколько временных планов, связанных с отдельными героями и маршрутами, различные места, разнообразие географических описаний. Все они должны связываться между собой одним мотивом. Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным. В связи с этим большинство исследователей выделяет такие формы построения бессюжетного очерка:

. Хроникальное построение материала (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности).

. Структурное, построенное на причинно-следственных связях. Таким образом создаются очерки-исследования, где нет рассказа во времени, а все повествование строится по принципу логической последовательности.

. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Как правило, эта форма объединяет в себе признаки первых двух и достаточно часто встречается на страницах газет.

Связки могут быть простыми, небольшими по объему: краткая авторская реплика, сравнение или противопоставление, прямое обращение автора к читателю, краткий авторский комментарий, вопрос, заданный автором; и большими, сложными: пейзажная зарисовка, развернутый диалог, эпизод, лирическое отступление, воспоминание, размышления автора.

Именно в очерке, как ни в каком другом жанре, целесообразно использовать кольцевую композицию. Этот прием придает структуре произведения особую стройность и целостность. Кроме того, повторение наиболее важных фактов и мыслей, выносимых автором в начало и конец, усиливают звучание основной идеи материала.

Наиболее частой формой зачина является зарисовка. Концовка чаще всего - краткий, очень емкий, порой философский вывод. Что касается основной части, то расположение материала в ней полностью подчиняется авторскому замыслу.

3.Элокуция.

Совмещение особенностей двух жанров - публицистического и художественного - обуславливает широкое употребление в очерке средств речевой выразительности.

Любой очерк богат метафорами, эпитетами, сравнениями, часто встречаются метонимия и синекдоха, описательные перифразы.

Для жанра очерка характерно использование фигур диалогизма. Пишущий периодически задает вопросы от своего или чужого лица и тут же отвечает на них. Этот приём позволяет сделать речь более выразительной, разбавить монологическое повествование и обратиться к читателю. Среди фигур выделения можно отметить разного вида повторы, в том числе анафору. Интересно и разнообразно в текст очерка включаются разного вида лексические повторы.

Среди фигур, образуемых соединением и перестановкой слов в тексте, встречаются: многосоюзие, антитеза, инверсия, амплификация. В очерке есть примеры фигуры уподобления.

Для выражения собственных эмоций и придания тексту диалогичности, очеркист использует риторический вопрос, риторическое восклицание и ответ. Причем вопрос и ответ часто идут рядом: автор задает вопрос и сам отвечает на него.

Безусловно, любой текст становится ярче, выразительнее, если в нем есть тропы и фигуры. Они выполняют самые разные функции, помогая автору акцентировать внимание на главной идее и показать предмет речи с разных сторон.

2.Исследование жанра путевого очерка на примере журнала «Русский репортёр»

2.1Типические художественные элементы путевого очерка в журнале «Русский репортёр»

Как уже было сказано, путевой очерк - жанр, который постоянно эволюционирует, пусть и не интенсивно. Обогащаясь всё новыми художественными, лексическими и стилистическими приёмами, очерк сохраняет и классические средства выразительности, т.к. они позволяют составить скелет текста и сохранить жанровые рамки.

Личность журналиста в путевом очерке - это важный элемент текста. Авторы из журнала «Русский репортёр» стараются сильно не акцентировать на себе внимание читателя, поэтому в основном выступают в роли автора-исследователя:

«Изначально Вардзия выполняла функции монастыря и крепости. К реке вели лишь три прорубленных в скале хода, которые позволяли грузинским воинам появляться в узком ущелье неожиданно для неприятеля. Но землетрясение 1283 года обрушило мощный пласт породы и открыло пещерный город миру. Сейчас это несколько сотен помещений на разных уровнях, связанных между собой переходами внутри горы. Жемчужина комплекса - вырубленная в скале церковь Успения Богородицы. Несмотря на то что в XVI столетии Вардзия была захвачена сначала персами, а потом турками, в храме под слоем копоти от пожаров, устроенных завоевателями, сохранились фрески XII века». (П. Чукаев, 27 июля 2011, №29 (207))

В данном отрывке личность автора практически не прослеживается, но мы имеем дело с его исследованиями на тему истории Вардзии.

Нередко попадаются очерки, где автор играет роль свидетеля:

«Это небольшой грузинский поселок, который на машине можно проскочить за пять минут. Впрочем, дальше можно ехать разве что в Турцию: до границы всего несколько километров… Одноэтажные дома, окруженные огородами, вытянулись вдоль разбитого шоссе на правом берегу Куры. На другой стороне реки, как пчелиные соты, дырочки в отвесной скале - это древний пещерный комплекс Вардзия». (П. Чукаев, 27 июля 2011, №29 (207))

Здесь авторское «я» проявляется, прежде всего, в описании пути и увиденного. Глаза автора становятся нашими, и с подачи журналиста мы рисуем себе определённые образы.

Как правило, две эти разновидности выражения авторского «я» зачастую интегрируются в одном тексте.

В выпусках с 2007 по середину 2011 года в путевых очерках «Русского репортёра» не было места для автора - лирического героя. Но ситуация изменилась в 2011 году был запущен новый проект, где очерки о любимом городе стали писать знаменитые люди, учёные, фотографы. В этих текстах нам интересно субъективное мнение героя о городе. Авторы рассказывают нам о любимых местах, магазинах, кафе. Один из примеров - очерк музыканта, шоумена, и телеведущего Александра Пушного об Академгородке:

«Сейчас деревья постепенно начали вырубать под новые дома, и это обидно. А еще обиднее, что городок теряет свою самобытность и становится обычным спальным районом Новосибирска, пусть и зеленым, и престижным, и с университетом. В институтах работает, наверное, каждый десятый взрослый местный житель. Остальные, как и положено обитателям отдаленных районов, ездят каждый день «в центр» на работу. Молодые ученые нового поколения разъехались: в Академгородке до сих пор дается отличная теоретическая база, но очень мало возможностей для дорогих опытов». (А. Лелер, 6 марта 2012, №09 (238))

В этом отрывке просматривается многолетняя связь автора с городом, а также его личные переживания по поводу различных изменений в нем.

Не стоит недооценивать в путевом очерке роль фрагмента-пейзажа. Во-первых, это один из основополагающих элементов построения текста, а, во-вторых, это деталь, которая задаёт настроение всему описываемому месту. Так, один небольшой фрагмент-пейзаж может охарактеризовать город с точностью, как будто о нём писал его житель, а не проезжающий мимо путешественник:

«Несмотря на 150-тысячное население и статус центра Северо-Кавказского федерального округа, в Пятигорске не так много высоких домов. Многоэтажки сосредоточены в основном между центром и окраинами, где царит частный сектор - симпатичные двух-трехэтажные особнячки и доходные дома, оставшиеся от прошлых столетий. Во дворах этих домиков вьются по стенам плющ и виноград, сушится белье и прячутся от солнца в ожидании хозяев белые «пятерки» с тонированными стеклами - самые распространенные здесь транспортные средства». (П. Чукаев, 6 июля 2011, №26 (204))

В этом отрывке автор описывает Пятигорск, опираясь на противопоставление его статуса центра Северо-Кавказского федерального округа и его провинциальную сущность. Описание тихих дворов даёт понять, что Пятигорску не присуща суета и динамичность, всё здесь протекает неспешно, а уклад жизни достаточно консервативен, как и во всех кавказских городах.

Одной из важных языковых особенностей путевого очерка является частое включение форм прямой речи в текст. Такие конструкции оживляют материал и могут не корректироваться в соответствии с литературными нормами, чтобы отразить характер говорящего и характер самого места. Главными требованиями к данному приёму является уместность и законченность:

«У водителя маршрутки спрашиваю, где центр. Он отвечает: «А там, где «Макдоналдс», на Платовском проспекте. Там еще собор рядом».

Вообще, приезжая в Новочеркасск, надо бы завязать себе глаза, попросить кого-нибудь подвести к Вознесенскому войсковому кафедральному собору и начинать осматривать город оттуда - так проще понять все здешние несуразности». (К. Самодуров, 18 июля 2011, №28 (206))

В данном отрывке прямая речь указывает на провинциальный характер населения и позволяет понять, что «несуразности» Новочеркасска абсолютно приемлемы и понятны жителям города.

Вопросительные предложения в путевом очерке помогают автору приблизиться к читателям, выйти с ними на прямой разговор, а читателям - ощутить себя непосредственными участниками событий. Это, как правило, риторические вопросы:

«Спрашиваем водителя, где нам лучше сойти, чтобы оказаться в центре.

А вам куда надо?

Неловко молчим. Как тут признаться, в такой ливень, что собираешься бесцельно побродить по городу? Тем более что из окна он не выглядит особенно притягательным для туристов». (А. Михалева, 22 июня 2011, №24 (202)

Для путевого очерка характерно использование различных топосов, которые помогают подробно передать впечатления автора, а также дополнить текст важными данными. К таким «внешним» топосам относятся:

·историческая справка:

«Царев курган находится под Самарой, к северо-востоку от городского поселения Волжский. До революции этот поселок назывался Царевщиной, а затем до 1961 года даже Большой Царевщиной, и этим названием местные жители пользуются гораздо чаще, чем новым». (Ю. Никитина, 5 сентября 2013, №35 (313))

·статистические данные:

«Несмотря на 150-тысячное население и статус центра Северо-Кавказского федерального округа, в Пятигорске не так много высоких домов». (П. Чукаев, 6 июля 2011, №26 (204))

·описания географического характера и другие:

«Курган - часть Жигулевских гор и в геологическом смысле представляет собой останец, то есть остаток древнего плато, большую часть которого уничтожила эрозия.». (Ю. Никитина, 5 сентября 2013, №35 (313))

Любой путевой очерк богат различными средствами выразительности. Данные средства позволяют жанру сохранять художественность, даже в рамках публицистического издания. Они украшают текст, делают слог лаконичным и позволяют читателю ярко представлять себе описываемые картины. К наиболее известным художественно-выразительным средствам относятся:

·метафора:

«Город - это уже потом, а сначала величественный изгиб Оки, туманные арки далекого моста, кошачьи спины холмов внизу и синий купол Вселенной сверху». (Ф. Лобанов, 15 июня 2011, №23 (201))

·эпитет:

«Маленькие домики на склоне горы Раминыраг в Даргавсском ущелье Северной Осетии - вовсе не идиллическая деревенька. Это настоящий город мертвых, родовые склепы осетин, в каждом из которых похоронены представители нескольких поколений рода». (Ю. Никитина, 15 августа 2013, №32 (310))

·сравнение:

«На другой стороне реки, как пчелиные соты, дырочки в отвесной скале - это древний пещерный комплекс Вардзия». (П. Чукаев, 27 июля 2011, №29 (207))

·перифраз:

В своём путевом очерке об Астрахани репортёр Ольга Павлова называет город Южным Питером, объясняя это следующим: «Говорят, этот город чем-то похож на Северную столицу: здесь тоже есть каналы, островки, порт и памятник Петру с видом на реку. Только это не Нева, а Волга». (О. Павлова, 25 февраля 2009, №7 (86))

·олицетворение:

«Большое Богдо и ее окрестности - один из самых молодых заповедников России: природоохранный статус гора получила только в 1997 году. Чего тут только нет: соленое озеро Баскунчак, выходы осадочных горных пород триасового периода, карстовые пещеры и даже «поющие скалы» - это пустоты в мягком камне, которые образовались под действием эрозии». (Ю. Никитина, 29 августа 2013, №34 (312))

·антитеза и другие:

«А носящий имя Лермонтова грот на склоне Машука, служивший некогда местом уединения, превратился в объект паломничества туристов и вандалов, от которых пещеру даже пришлось закрыть решеткой с амбарным замком». (П. Чукаев, 6 июля 2011, №26 (204))



2.2Специфические характеристики путевого очерка в журнале «Русский репортёр»

СМИ сейчас постоянно развиваются, и вслед за развитием каналов коммуникации меняются и различные жанры публицистики. Вторую половину ХХ века отличает тенденция к коммерциализации во многих сферах жизни. СМИ не становятся в этом исключением. Повышение «продаваемости» материала требует от журналиста пересмотра его содержания. Таким образом, путевой очерк также подвергся изменениям.

В зависимости от направленности издания очерк имеет свои особенности. Так, географический журнал «National Geographic» делает акцент на природную уникальность описываемого места, а женский журнал «Cosmopolitan» пишет в ключе представления города с точки зрения его туристической ценности. В этой печатной системе «Русский репортёр» имеет свою нишу. Общая направленность издания - общественно-политические проблемы. Все обсуждаемые темы злободневны и интересны широкой аудитории. Следовательно, логичным является тот факт, что путевые очерки зачастую демонстрируют проблему места, указывая на её общественную значимость. Данное указание может быть хорошо завуалировано художественно-выразительными средствами, но внимательный читатель обязательно поймет, о чём идёт речь:

«- Это сейчас в здании бывшей городской думы администрация кремлевского музея, - говорит Людмила Николаевна. - А раньше была вечерняя школа, я там 12 лет проработала. А Казанская церковь в советское время использовалась в качестве водонапорной башни, на месте колокола был впаян бак для воды. Из-за сырости в храме погибли многие фрески. Нынешний настоятель в прошлом десантник. Пойдемте, я договорюсь, чтобы вас пустили на колокольню». (П. Чукаев, 28 июня 2011, №25 (203))

Данный отрывок из путевого очерка об Угличе демонстрирует сразу несколько популярных отечественных проблем: во-первых, халатность в отношении сохранения культурно-исторических ценностей; во-вторых, особенность русских людей «договариваться», даже в решении незначительных вопросов; в-третьих, тенденцию к переделыванию старых строений под новые нужды, которые в принципе не совместимы с прежней эксплуатацией здания.

Так, казалось бы, описывая какое-либо место и рассказывая о его истории, можно затронуть проблемы общественного характера и ещё раз акцентировать на них внимание.

Практика создания подзаголовков или деления очерка на главы была известна всегда, но это было делом прихоти исключительно автора произведения. Журнал «Русский репортёр» не является пионером в делении путевого очерка на маленькие блоки, но он активно использует эту технологию.

В настоящее время все очерки, публикуемые в этом издании, могут делиться по двум схемам, в зависимости от того, написан ли очерк от лица случайного посетителя - автора, или жителя этого места - своего рода эксперта.

Первая схема - от лица автора - предполагает наличие следующих разделов, именуемых «детали»:

·как добраться:

«Если нет возможности приплыть в Углич на теплоходе, удобнее всего ехать сюда на машине. А еще сюда ведет тупиковая железнодорожная ветка из Калязина». (П. Чукаев, 28 июня 2011, №25 (203))

·где остановиться:

«Гостиница «Успенская» на центральной площади города: стандартный двухместный номер в ней стоит 2500 рублей». (П. Чукаев, 28 июня 2011, №25 (203))

·где поесть:

«На Ростовской и Ярославской улицах представлены почти все возможные форматы заведений общепита, от столовой до ресторана. В кафе русской кухни на Успенской площади обед обойдется в 300-400 рублей на человека». (П. Чукаев, 28 июня 2011, №25 (203))

·что купить:

«Помимо стандартного магнитно-матрешечного набора обратите внимание на знаменитый угличский сыр». (П. Чукаев, 28 июня 2011, №25 (203))

Данные разделы полностью отвечают потребностям современного путешественника и дают ему полезные рекомендации.

Вторая схема - от лица жителя - предполагает наличие следующих разделов:

·любимая точка общепита:

«Hanza bars на улочке Kaleju - беспонтовое место, где вкусные бутерброды с лососиной и разрешают курить». (А. Гаррос, 22 февраля 2012, №07 (236)

·любимый магазин:

«Рижский рынок в пяти ангарах для дирижаблей, конкретно - пятый (рыбный) ангар: местные копченый угорь и миноги не имеют конкурентов в мире». (А. Гаррос, 22 февраля 2012, №07 (236)

·любимое место прогулок:

«Межапарк (буквально «лесопарк»), прилегающий к большому озеру Кишэзерс». (А. Гаррос, 22 февраля 2012, №07 (236)

·любимая достопримечательность:

«Братское кладбище - лаконичный ансамбль работы скульптора Зале, про который поэт Наум Коржавин написал замечательное стихотворение». (А. Гаррос, 22 февраля 2012, №07 (236)

При таком делении мы получаем информацию с двойным свойством. Во-первых, это определённые рекомендации, несмотря на то, что они субъективны. Во-вторых, появляется возможность узнать о предпочтениях героя - в данном случае известного беллетриста, лауреата премии «Национальный бестселлер-2003» Александра Гарроса.

Удобство такого деления текста в том, что оно позволяет структурировать наши знания о месте.

Исторически путевой очерк относится к художественной группе жанров. Последние десятилетия очерки стали всё чаще появляться на стыке публицистики и художественной литературы. С этим связано смешение различных типов речи в одном тексте.

В журнале «Русский репортёр» авторами часто используются различные просторечные слова и выражения, которые могут указывать на возрастную принадлежность говорящего или на его социальный статус. Например:

«Справа по ходу движения старый город, более-менее сохранивший оригинальную градостроительную концепцию 1950-1960-х годов. Слева - новый город, типичный спальный район Москвы с панельными многоэтажками. Они появились здесь всего лет двадцать назад, но, кажется, именно в них теперь живет большая часть местного населения. В том числе и мой приятель, пригласивший нас «прошвырнуться по Зелику»». (П. Чукаев, 8 июня 2011, №22 (200))

Данный отрывок даёт наглядный пример использования молодёжного сленга в путевом очерке. С другой стороны, выражение «прошвырнуться» может дать общие представления о небольшом размере города.

Другой пример использования просторечного выражения можно найти в очерке о Чебоксарах:

«Мужичок сильно навеселе и с пузырем самогона даже предложил мне отправиться на свадебные гуляния в деревню, из которой они приехали. И, несмотря на вежливый отказ, через секунду уже показывал на меня кому-то из своих знакомых: «Вот этот паренек сейчас с нами поедет…»». (П. Чукаев, 26 мая 2011, №20 (198))

Выражение «пузырь самогона» сразу помогает отличить сельского человека от городского. Всё описание свадьбы в этом очерке демонстрирует эту дифференциацию.

В путевых очерках нового времени появился ещё один элемент - перифразы-неологизмы. Как правило, это сокращённые слова, которые в некотором роде также являются просторечиями.

«Электричка с Ленинградского вокзала идет сюда примерно пятьдесят минут. Химки, Сходня - поезд останавливается везде - и вот мы прибываем на станцию Крюково. Когда-то появление железной дороги способствовало экономическому развитию деревни с этим названием, а теперь «железка» делит на две части город, который появился на ее месте». (П. Чукаев, 8 июня 2011, №22 (200))

В данном контексте слово «железка» позволяет избежать лексического повтора в рамках одного абзаца.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что путевой очерк позволяет сохранять наиболее важные жанровые черты, наполняясь современными элементами и используя новые приёмы передачи информации. Основная задача современных очеркистов сделать текст максимально доступным для читателя, обрисовать картину наиболее точно и сформировать определённое представление об описываемом месте.

2.3Сравнительная характеристика путевого очерка в журнале «Русский Репортер» и в географическом проекте компании НТВ «Их Нравы»

Чтобы понять насколько широко и разнообразно применение жанра путевого очерка, сравним его использование в двух разнонаправленных СМИ современного медиа рынка.

О характере первого издания, журнале «Русский репортёр», много было сказано ранее. Мы обозначили, что это общественно-политическая пресса. Для сравнения был выбран географический проект компании НТВ «Их нравы».

Важно учитывать, что передача «Их нравы», как электронное СМИ, оперирует, в первую очередь, видеорядом. Тем не менее, сопровождающий текст всегда очень лаконичен и прекрасно гармонирует с картинкой.

В отличие от очерков журнала «Русский репортёр», тексты передачи «Их нравы» не структурированы. Они не делятся на рубрики, но при этом создаются разные сюжеты для каждого отдельного предмета повествования. Так, можно выбрать одну страну и рассказать о ней с точки зрения истории, традиций, архитектуры, местной кухни. В зависимости от предмета, чётко просматривается степень присутствия авторского «я». Журналист остаётся для нас практически незаметным в исторических выпусках, и его присутствие очень явно, когда речь идёт о чувственном восприятии.

Для сравнения можно взять отрывок из выпуска «Иордания: Крепостные замки» (Д. Чулов, 23.11.13):

«Аджлун, или по-арабски Калат аль-Харабат, был построен на фундаменте более старой крепости Джабал Бениаф племянником Саладина - Изз аль-ДиномУсамой.

Здесь, на вершине горы всегда свежий воздух и не слишком жарко. Главный вход в укрепление проходил по подвесному мосту через каменный ров. Вырубленные из него камни шли на постройку стен. Ров был не только оборонительным сооружением, но служил резервуаром для сбора дождевой воды на случай осады».

Присутствие автора можно определить лишь по фразе: «Здесь, на вершине горы всегда свежий воздух и не слишком жарко».

В подобном ключе авторы журнала «Русский репортёр» стали работать только в 2013-м году. Ранее же важнейшей составляющей любого очерка был его сугубо личностный характер. Интересно, что очеркисты обоих изданиях говорят о собственных ощущениях, но корреспонденты проекта «Их нравы» никогда не позволяют себе высказать мнение о том, хорошо ли рассматриваемое явление или нет. Журналисты же «Русского репортёра» часто допускают критику в своих текстах.

Полной противоположностью первому примеру является очерк «Финляндия: Согреться в Лапландии» (Д. Воздвиженский, 23.11.13):

«Морозный воздух, пронизывающий ветер, неторопливые подъёмники. Хорошо утеплившиеся лыжники и сноубордисты с удивлением взирают на необычную компанию. Чтобы сделать эффектный свадебный альбом, этот фотограф приехал вместе с молодожёнами из тропической азиатской страны в холодную Лапландию. Можно не сомневаться, эту поездку в Саарисельку жених с невестой запомнят надолго!»

В данном отрывке звучат эпитеты (пронизывающий, неторопливый, эффектный), которые опираются на чувственное восприятие автора. В отрывке есть антитеза: «тропическая азиатская страна» и «холодная Лапландия». Восклицание в конце абзаца делает текст живым и эмоциональным.

Важной особенностью является также то, что в очерках проекта «Их нравы» большое внимание уделяется художественности текста, в «Русском репортёре» тексты более публицистичны. Для сравнения:

«Это песня о зимней ночи и о мерцающих звездах. О красоте местной природы. И о романтичных жителях Суоми, которые умеют наслаждаться всем этим». («Их нравы»: «Согреться в Лапландии», Д. Воздвиженский, 23.11.13)

В данном отрывке используется такая стилистическая фигура, как анафора.

«Сегодня «Рождествено» - это уникальный усадебно-парковый ансамбль, который рассказывает не только о творчестве писателя-эмигранта, но и о жизни дворянской, о золотом веке России.

Берег реки Оредеж, на котором стоит усадьба, сложен красным песчаником, который, по мнению краеведов, встречается еще только в Калифорнии». («Русский репортёр»: «Усадьба Рождествено», А. Шлыков, 10 декабря 2013)

В отрывке мы видим топос - обстоятельство «сегодня». Указания времени является одной из основных характеристик публицистического текста, так как периодические издания должны оперировать самой актуальной информацией.

Из синтаксических особенностей можно выделить наличие приложения «по мнению краеведов». Ссылка на место, людей и время также является отличительной характеристикой публицистики, так как в данном жанре часто требуются уточнения.

Таким образом, мы видим, как один и тот же жанр, благодаря различным средствам выразительности может изменяться в зависимости от его использования в СМИ. Благодаря подобным трансформациям, путевой очерк становится максимально понятен для той или иной целевой аудитории.

Заключение

Современный путевой очерк прочно занял свою нишу среди жанров журналистики и пользуется популярностью в изданиях периодической печати. Жанр постоянно развивается и эволюционирует, интегрируя в себя новые элементы.

Повысившаяся популярность данного жанра обуславливается новой ценностью для людей - путешествия. Не имея более никаких значительных преград, люди много путешествуют и хотят об этом читать и писать. Жанр отличает необходимость писания с натуры. Автор текста сконцентрирован на описываемом объекте, при этом привлекает только те дополнительные элементы, которые способны дополнить характеризуемую картину.

В ходе изучения путевого очерка в данной курсовой работе была рассмотрена история жанра и наиболее значимые произведения, проанализирована структура построения работы над текстом, рассмотрены основные каноны жанра, средства художественной выразительности, изучены современные особенности очерка на примере журнала «Русский репортёр». Также был проведён сравнительный анализ жанра с точки зрения используемых стилистических средств среди журнала «Русский репортёр» и географического проекта компании НТВ «Их нравы».

Важно отметить, что путевой очерк прекрасно вписывается в базу такого общественно-политического журнала, как «Русский репортёр». Сохраняя небольшой объем, текст поддерживает основную направленность издания и выполняет свою основную роль - описание места. Авторы этого журнала отличаются особой внимательностью к деталям и, казалось бы, незначительным элементам.

Несомненно, «Русский репортёр» в какой-то мере подстраивает данный жанр под свои каноны, но это также является и прерогативой других изданий.

Черты очерка как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка среди прочих жанров. Очерк встречается в истории литературы в самые разнообразные эпохи. Но в определенное время очерк получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план литературной жизни. Это бывает, прежде всего, в период формирования пробуждающимся классом своей литературной идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия.

Являясь одним из жанров литературы и журналистики, очерк своими особыми средствами демонстрирует характерные для эпохи явления, типические изменения в психике людей и решает задачу создания стиля реализма, а журнал «Русский репортёр» становится удобной платформой для этого.

Список литературы

2.Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М., 1975.

3.Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. пособие. - М., 2004.

4.Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения. - М., 2001.

5.Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб., 1995.

6.Кушнер Б.А. Сто три дня на Западе. - М., 1928.

7.Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.

8.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 1998.

9.Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. - М., 2000.

.Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. Пособие. - М., 2000.

11.Захарова Н.Н. Курс лекций. Стилистика русского языка и культура речи. - Тула, 2008.

12.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1997

13.#"justify">14.#"justify">.http://ihnravy.ntv.ru

Похожие работы на - Стилистические особенности жанра 'путевой очерк'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!