характеризуется в первую очередь ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Примером могут служить игры «Круговая лапта», «Верёвочка под ногами», «Охотники и утки». Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Мальчики любят игры, где преимущественно развивается сила, девочек привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия, хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно [20, с.36].
В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляется такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива. Поэтому можно использовать командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником («Борьба за мяч», «Сильные и ловкие», «Перетягивание через черту»).
Старший школьный возраст (9-11 классы). Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.
Следует помнить, что в этом возрасте продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастания мышечной силы и развития внутренних органов еще не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность, повышенная возбудимость.
Вполне доступными и интересными для них становятся усложненные по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении приемов и действий, значительных по трудности. Применение находят также эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные, баскетбольные передачи, переноска товарища и другие).
При подборе игры необходимо учитывать и форму проведения занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности [5, с 18].
Подбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке - игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр.
Желательно при подборе игр большое внимание уделять таким, которые проводятся на свежем воздухе. При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины [20, с. 16].
Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
- наблюдение за действиями учеников;
- устранение ошибок;
- коллективных приемов;
- пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
- регулировка нагрузок;
- стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или другую ситуацию [17, с. 38].
Ответственный момент в руководстве подвижными играми - дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.
Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей не должна оказать отрицательного влияния на их здоровье.
Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру, изменять количество повторений игры. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие учеников. Во избежание этого педагог должен уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итог. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении [16, с. 11].
Игра может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть - игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности.
Игры в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.
Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания и развития подрастающего поколения. Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.
Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.
Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Содержание подвижной игры составляют её сюжет (тема, идея), и двигательная деятельность, ограниченная правилами.
Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Выбор подвижной игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности, интересы детей и их физические возможности, особенности психического развития.
При подборе игры необходимо учитывать и форму проведения занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит руководителю. Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей не должна оказать отрицательного влияния на их здоровье.
2. Методика проведения подвижных игр в занятиях гимнастикой
.1 Характеристика программного материала по гимнастике в школе
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом уроке [4, с. 12].
Вместе с тем отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решении образовательных задач: овладении школой движений, формировании элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
Каждый урок является звеном системы уроков, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы необходимо согласовывать между собой, определять объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся класса. Младший школьный возраст - благоприятный период для развития координационных способностей, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей [13, с. 57].
Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
В программный материал I-IV классов входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах. Особое значение имеют общеразвивающие упражнения без предметов.
Значительное место на уроках с учащимися младших классов отводится подвижным играм и игровым заданиям. В занятиях с учащимися I-II классов обычно проводится одна - две игры, III-IV классов - по одной. При этом рекомендуется вначале, особенно в I классе, давать групповые игры. С приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включать в уроки командные игры с элементами соревнования. Игры необходимо подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений [13].
Комплексной программой по физическому воспитанию в начальных классах общеобразовательной школы для освоения базовой части содержания программного материала раздела гимнастики при двухразовых занятиях в неделю отводится по 16 уроков на каждый класс.
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I-IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Начиная, с V класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий [12, с. 44].
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьировать сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
В V-IX классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры [20, с. 21].
В данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также с развитием выносливости и гибкости.
Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработки привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитания ценностных ориентации на здоровый образ жизни. Усилению мотивации занятий на уроках гимнастики способствует привлечение подростков к оценке упражнений, руководству отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений.
Комплексной программой для учащихся основной и средней школы при двухразовых занятиях в неделю на освоение базовой части раздела гимнастики отводится по 14 уроков.
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены новые для освоения гимнастические упражнения [13].
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гантелями, гирями, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; на занятиях с девушками - более сложные упражнения с предметами: скакалками, обручем, мячом.
Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов, проведение их поточным и проходным способами, включение комплексов ритмической гимнастики.
Гимнастические упражнения в старших классах направлены, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости [21, с. 18].
Гимнастические упражнения имеют большое прикладное значение: для подготовки юношей к будущей трудовой деятельности и службе в армии, для девушек - для выполнения функции материнства и также для воспитания у них грациозности, красоты движений.
Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса. Более отчётливо, чем в среднем школьном возрасте, проявляются различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий [4, c. 12].
Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тесной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей.
Важным условием успешной работы учителя является грамотное планирование программного материала. Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательными умениями и навыками и развитию соответствующих кондиционных и координационных способностей [5, с. 28].
Для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса нужно планировать контрольные упражнения. Они выполняются по ходу овладения навыками для корректировки обучения, в конце периода изучения какого-то раздела для оценки эффективности овладения навыками.
.2 Особенности проведения подвижных игр в занятиях гимнастикой
Научиться управлять своим телом, в совершенстве овладеть техникой сложных движений - основная задача спортивной гимнастики. Подвижные игры являются сопутствующим средством для решения этой задачи.
Если иметь в виду жизненно необходимые прикладные навыки, которые используются в гимнастике и совершенствуются её средствами, то есть ходьбу, бег, прыжки, лазания, упражнения в равновесии и другие, то игровой метод закрепления этих навыков помогает учителю физкультуры придать занятиям эмоциональную окраску, соревновательный характер, что положительно сказывается на процессе обучения [10].
Подвижные игры используют на уроках гимнастики и в работе спортивных секций с группами занимающихся различной технической подготовленности. Основная часть урока гимнастики посвящена обычно закреплению и совершенствованию двигательных навыков. Поэтому подвижные игры применяются в водной или заключительной части занятия. Однако в связи с тем, что гимнастический стиль выполнения упражнений связан с большими психическими и физическими усилиями, подвижные игры для снятия напряжения и утомления могут быть включены учителем физкультуры и в середину основной части урока [12, с. 51].
Следует учитывать некоторые особенности организации игр с гимнастами-новичками, к которым в основном относятся дети 9-10 лет и подростки. Нельзя с первых занятий начинать «натаскивание» их для работы на снарядах. Для этого необходимо подбирать и применять простые игры с преобладанием бега, прыжков, лазания, метаний и т.п. Препятствия в этих играх сравнительно простые, а в правилах игры слабо просматриваются элементы гимнастической техники. Особенно полезны игры с преимущественной направленностью на совершенствование у детей координации движений, быстроты реакции и ориентировки в пространстве, развитие силовых качеств.
При помощи игр формируется коллектив, укрепляется дружба занимающихся, которые лучше узнают друг друга, проверяют в игре свои способности и возможности. Естественно, что двигательное содержание игр позволяет целенаправленно осуществлять и разностороннюю физическую подготовку юных гимнастов [19, с. 24].
Подвижные игры широко используются на занятиях гимнастикой для обучения гимнастическим упражнениям.
Гимнастические упражнения, с одной стороны характеризуются избирательным воздействием на организм, а с другой - их совокупность оказывает на него разностороннее воздействие. Отдельные сравнительно сложные в техническом отношении движения, облеченные в игровую форму, позволяют затем наиболее экономно и целесообразно выполнять многие гимнастические упражнения в их целостном виде. В связи с тем, что акробатика, являясь самостоятельным видом спорта, всё более прочно входит в содержание других видов спорта, в том числе художественной и спортивной гимнастики, различных видов борьбы, целесообразно шире применять подвижные игры с элементами акробатики. В эти игры включают темповые подскоки, вращения, кувырки, перевороты, перекаты, шпагаты, мосты, упражнения для развития скорости бега и прыгучести. Взять хотя бы простые кувырки. Они служат связующим звеном в вольных упражнениях, являются ценным навыком самостраховки, подготавливают к выполнению более сложных упражнений. Игры и эстафеты с включением кувырков помогают научить занимающихся выполнять элемент из разных исходных положений, быстро и экономно. У недостаточно подготовленных детей при выполнении сравнительно сложных акробатических упражнений, естественно, возникает чувство страха и неуверенности. Подвижные игры в силу присущей им способности воздействовать на эмоции занимающихся помогают детям преодолеть чувство боязни, выполнять разученные элементы с большей смелостью и желанием. Этому способствует коллективный характер игр, чувство соперничества и желание не подвести коллектив [8, с. 34].
Закрепление акробатических элементов в игровой форме так же имеет важное значение, если применять их в определённой системе, согласуя с характером тренировки и настроенностью группы. При организации подобных игр следует шире использовать мягкую акробатическую дорожку, мостики, коврики, маты. А так же важно хорошо разогреть организм (мышцы, суставы) перед выполнением акробатических элементов.
Примером подвижной игры с использованием вольных и акробатических упражнений является игра «Построить мост», в этой игре соревнуются несколько команд по 4-5 человек в каждой. Перед началом игры игроки устраиваются в колонны за линией старта. В 5 шагах от первой линии проводится вторая. По сигналу преподавателя первый игрок бежит до условной отметки и становится на мост. После этого вперёд выбегает второй игрок и, пройдя ползком под мостом, «строит» второй мост рядом с первым. Затем проползает под двумя мостами третий игрок, за ним - четвёртый и т. д. Последний игрок проползает самый длинный путь под мостом, а затем командует «Встать!». Все игроки поднимаются, бегом устремляются к линии старта и строятся в колонны. Очень важно, чтобы игроки правильно выполняли и хорошо «держали» мост.
В занятиях гимнастикой применяются игры с гимнастическими снарядами. Конструктивные особенности основных гимнастических снарядов (коня, брусьев, перекладины, бревна и других) позволяют выполнить все основные способы перемещений тела в висе и упоре. Игры с использованием одного или нескольких снарядов (большинство из которых носит характер эстафет) решают самые разнообразные задачи. При описании игр с использованием гимнастических снарядов учитывается как развитие физических качеств, необходимых гимнасту, так и непосредственное закрепление навыков, связанных с упражнениями на данном снаряде. Например, игры с использованием коня или козла укрепляют суставы и мышцы рук, спины и плечевого пояса, содействуют развитию ловкости и подвижности, а так же развивают «чувство снаряда».
Навыки, приобретённые в таких играх, являются не только чисто спортивными, но имеют и прикладное значение. В играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания умения применять приобретённые навыки и знания в изменённой, непривычной обстановке. Совершенно иначе, например, выглядит опорный прыжок, являющийся составной частью какой-либо эстафеты. В этом случае занимающийся должен проявить в прыжке новое качество - быстроту, в силу чего соответствующим образом меняется характер разбега, фазы полёта, формы прыжка и приземления. Иначе говоря, воспитывается и совершенствуется умение применять приобретённые навыки [9].
Ниже приводится пример игры с использованием гимнастического коня без ручек, игра называется «Оседлай коня». Перед игроками, расположенными в колоннах, в 8-10 шагах от них ставят мостик и (продольно) коня без ручек. По общему сигналу начинается игра. Первые игроки выбегают из колонн и, отталкиваясь от мостика, садятся на коня как можно дальше от края. Затем самостоятельно без сигнала руководителя выбегают из колонн и прыгают на коня остальные участники команд. Задача каждой команды - удержаться и не свалиться с коня, даже если на нем трудно разместиться всем игрокам команды. Выигрывает та сторона, где игроки закончили игру быстрее без нарушения правил. Этих правил два: прыгнувший не имеет права сдвигаться с места, и никто (сидя на коне) не должен касаться пола какой либо частью тела.
Разнообразные переносные снаряды, включая набивные мячи, скакалки, гимнастические палки, обручи и др., широко используются для целей общей и специальной подготовки. Например, держание предмета, его вращение или катание различными способами развивает гибкость руки, особенно кисти.
Пролезание в малый обруч на четвереньках - полезное упражнение для формирования осанки. Игры с ведением теннисного мяча ударами о землю требуют повышенного внимания и содействуют развитию точных движений. Большое значение имеют игры и эстафеты со скакалкой. Они требуют согласованного движения отдельных частей тела, развивают ловкость и быстроту [8].
Все проводимые игры на занятиях гимнастикой эмоциональны, охотно принимаются занимающимися и, как правило, не требуют специальных условий. Примером подвижной игры с применением гимнастического инвентаря является игра «Со скакалкой парами». Игроки двух команд распределяются по парам и встают в колонны перед линией старта. В 10-12 м перед командами кладут булавы или какие-либо другие предметы, обозначающие поворот. Игроки в парах стоят плотно друг к другу. У одного из игроков в руках короткая скакалка. По сигналу оба игрока устремляются вперёд, перепрыгивая через скакалку. Добежав до поворотного пункта, игрок передаёт скакалку своему соседу, который за ним бежал без скакалки и они возвращаются обратно. После пересечения первой парой стартовой линии упражнение выполняет новая пара. Игра заканчивается после финиша последней пары.Применение игрового метода для освоения ряда упражнений, повышает интерес детей к занятиям, которые нередко проходят однообразно и повторяются из года в год. Игровой метод освоения упражнений как нельзя лучше отвечает запросам детской психологии, содействует формированию детского коллектива. Кроме того, подготовка к сдаче норм, проводимая на эмоциональном фоне, связанном с применением подвижных игр, стимулирует двигательную активность, меньше утомляет детей.
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решении образовательных задач: овладении школой движений, формировании элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
В программный материал I-IV классов входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами.
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I-IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, опорные прыжки.
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях.
Научиться управлять своим телом, в совершенстве овладеть техникой сложных движений - основная задача спортивной гимнастики. Подвижные игры являются сопутствующим средством для решения этой задачи.
На занятиях гимнастикой применяются подвижные игры с использованием вольных и акробатических упражнений; игры с использованием гимнастического инвентаря и гимнастических снарядов.
Применение игрового метода для освоения ряда упражнений, повышает интерес детей к занятиям, которые нередко проходят однообразно и повторяются из года в год.
Заключение
Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания и развития подрастающего поколения. Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.
Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.
Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Содержание подвижной игры составляют её сюжет (тема, идея), и двигательная деятельность, ограниченная правилами.
Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Выбор подвижной игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности, интересы детей и их физические возможности, особенности психического развития.
При подборе игры необходимо учитывать и форму проведения занятий (урок, перемена, праздник, прогулка).
Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит руководителю.
Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей не должна оказать отрицательного влияния на их здоровье.
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Отличительной особенностью учебных занятий по гимнастике в начальной школе является акцент на решении образовательных задач: овладении школой движений, формировании элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
В программный материал I-IV классов по гимнастике входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами.
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I-IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, опорные прыжки.
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях.
Научиться управлять своим телом, в совершенстве овладеть техникой сложных движений - основная задача спортивной гимнастики. Подвижные игры являются сопутствующим средством для решения этой задачи.
На занятиях гимнастикой применяются подвижные игры с использованием вольных и акробатических упражнений; игры с использованием гимнастического инвентаря и гимнастических снарядов.
Применение игрового метода для освоения ряда упражнений, повышает интерес детей к занятиям, которые нередко проходят однообразно и повторяются из года в год.
Список литературы
1.Бородин В.П. Гимнастика в игровой форме [Текст] / В.П. Бородин // Спорт в школе. - 2010. -№ 11. - С. 16 - 17.
2.Былеева Л.В. Подвижные игры [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. - М.: ФиС, 2002. - 96 с.
.Былеева, Л.В. Подвижные игры: практический материал [Текст]: учеб. пособие / Л.В Былеева, И.М. Коротков. - М.: ТВТ. Дивизион. - 2005. - 192 с.
.Гимнастика: учеб. пособие для студентов [Текст] / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448 с.
.Гриженя В.Е. Организация и методические приёмы проведения занятий по подвижным играм в вузе и школе [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Гриженя. - М.: Советский спорт, 2005. - 40 с.
.Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. - М.: Изд-во: Академия. - 2000. - 160 с.
7.Коровин С.С. И для тела, и для души [Текст] / С.С. Коровин // Воспитательная работа в школе. - 2003.-№ 2. - С. 26-27.
.Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст] / И.М. Коротков. - М.: ФиС, 2001. - 190 с.
.Коротков, И.М. Подвижные игры в школе [Текст] / И.М. Коротков. - М.: ФиС, 2001. - 178 с.
.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основные теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
.Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей [Текст]: кн. для учителя / Р.М. Миронова. - Минск: Нар. совета, 1989.-- 176 с.
.Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / под ред. Л.Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
.Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П.К. Петров. - М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
.Пономаренко, В.А. Организация подвижных игр [Текст] / В.А. Пономаренко // Спорт в школе. - 2007. - № 11. - С. 13 - 15.
.Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее [Текст] / Сост. М.И. Логинова.- Спб., 1998. - 126 с.
.Спортивные и подвижные игры [Текст]: учебник для средн. спец. учебн. заведений физ. культуры. - Изд. 3-е, перераб., дополн. / под ред. Ю.И. Портных. - М.: Физ-ра и спорт, 1984.-- 144 с.
.Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.: ил. - (Библиотека для родителей).
.Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника // Избр. произв. В пяти томах. - Т.1. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - К.: Рад. школа, 1979. - 187 с.
.Тимофеев, Г.П. Игровая деятельность [Текст] / Г.П. Тимофеев // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - №12.- С. 2-5.
.Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст] // под ред. Л.В. Русскова, Л.И. Баканенкова. - М., 1982. - 122 с.
.Яковлев, В.Г., Ратников, В.П. Подвижные игры [Текст]: учеб. пособие. для студ. фак. физ. восп. пед. ин-тов / В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. - М., 1977. - 157 с.
22.Былеева Л.В., Коротков И.М. - Подвижные игры, М: 1982 г.
23.Коротков И.М. - Подвижные игры в школе, М: 1979 г.
24. Коротков И.М. - Подвижные игры для детей. М: 1978 г.
. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры, Пр.: 1977г.