Маркетинговые исследования фармацевтического рынка Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,15 Мб
  • Опубликовано:
    2016-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговые исследования фармацевтического рынка Беларуси

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОУ ВПО САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ «РЕАВИЗ»

КАФЕДРА ФАРМАЦИИ









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение»

тема: Маркетинговые исследования фармацевтического рынка Беларуси











Самара 2014

Содержание

Введение

. Краткая информация о фармацевтической рынке

.1 Понятие фармацевтического рынка

.2 Разновидности рынков

.3 Модели рынков

Маркетинговые исследования рынка Беларуси

.1 Объем фармацевтического рынка Беларуси

.2 Потребление лекарственных препаратов в Беларуси

.3 Розничный рынок. Основные показатели 2009-2012 годы

.4 Структура цен розничного фармацевтического рынка, USD

.5 Основные макроэкономические показатели

Заключение

Список литературы

Введение

Мировой фармацевтический рынок входит в пятёрку наиболее прибыльных отраслей мировой экономики. Так, за последние десять лет прирост мирового фармацевтического рынка составил 396 млрд. дол., и его объём достиг почти 585 млрд. дол.

Фармацевтическая промышленность наиболее развита в США и Канаде. В этих странах общий объём продаж лекарственных средств (по сведениям на 2012 год) колеблется около 11 млрд. дол. США. Отстаёт же в развитии фармацевтическая промышленность на Африканском континенте, в ряде стран Латинской Америки, в некоторых арабских странах и странах СНГ, в частности в Беларуси.

По анализам фармацевтического рынка Беларуси, проведенным специализированной исследовательской компанией «Интелликс-М» можно сказать, что в 2012 году фармацевтический рынок вышел из рецессии, показав рост в натуральном выражении к 2011 году (2,88%). В денежном выражении фармацевтический рынок вырос на 25% в USD и на 124% в национальной валюте. Основной причиной столь диспропорционального роста рынка в денежном и натуральном выражении, является двойная девальвация национальной валюты в 2011 году. В течение 2012 года происходило выравнивание цен до девальвационного уровня. По данным Белстата, индекс потребительских цен на медикаменты в 2012 году составил 76,2%. Также необходимо отметить значительный рост средней цены в госпитальном сегменте(17, 20).

Современный фармацевтический рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции. В силу ее обострения операторы аптечного рынка на протяжении последних лет постепенно снижают наценку на препараты в борьбе за потребителя. Маржа при этом продолжает расти на фоне положительной динамики аптечного рынка, однако значительно медленнее по сравнению с предыдущими годами.

Согласно прогнозам, вплоть до 2015 г. мировой фармацевтический рынок будет развиваться особенно интенсивно - темп роста объема продаж лекарственных средств в среднем составит 10,2%. Если предположения экспертов верны, то к 2015 г. объем мирового фармацевтического рынка достигнет 700 млрд долл. США.

Цель данной работы: Провести маркетинговые исследования фармацевтического рынка в Беларуси за период 2011-2012 гг.

Задачи:

дать понятие фармацевтического рынка,

исследовать фармацевтический рынок Беларуси,

исследовать розничный и оптовый рынки Беларуси, динамику,

вывести основные торговые марки рынка.

1. Краткая информация о фармацевтическом рынке

.1 Понятие фармацевтического рынка

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей как представителей рыночного спроса и продавцов, как представителей рыночного предложения: в ходе этого взаимодействия устанавливается равновесная рыночная цена.

Фармацевтический рынок - это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании - производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, сами пациенты(9).

В экономике различаю всего три основных типов рынка:

рынок потребительских товаров (т.н. FMCG - fast moving customer goods, быстропродающиеся потребительские товары): продукты, одежда и т.п.

рынок индустриальных товаров (станки и оборудование);

рынок услуг: банковское, страховое дело и т.п.;

Но где же здесь место фармацевтического рынка?

С одной стороны, он вроде бы имеет все признаки FMCG: значимость упаковки товара, широкое применение рекламы в его продвижении, возможность применения мерчандайзинга и сбытовых акций. С другой стороны, фармацевтические компании продают отнюдь не таблетки - они торгуют здоровьем, а «здоровье» - это услуга ( согласно определению понятия «услуга», она неосязаема, не подлежит хранению и т.п., что полностью описывает и термин «здоровье»).

При продаже услуги наибольшее значение имеют не свойства предлагаемого товара, а личные качества продавца. Следовательно, первой и главной особенностью фармацевтического рынка можно назвать его двойственность - с одной стороны это значимость свойств предлагаемого ЛС, но с другой - и профессионализм продавца, т.е. медицинского представителя фармацевтической Компании.(8)

Следующим значимым отличием фармацевтического рынка является то, что, в соответствии с действующим международным и национальным законодательством, ни один производитель не имеет права предлагать свои ЛС непосредственно пациенту - фармацевтические компании вынуждены действовать через посредников, каковыми являются врачи различных специальностей и работники аптек - провизоры и фармацевты. При этом следует учитывать, что названные посредники в продажах сами, как правило, не являются ни потребителями, ни покупателями продвигаемого Компанией медикамента (хотя почти каждый врач при этом просит образцы ЛС для «апробации»). Другими словами, представителю необходимо убедить в преимуществе препарата людей, которые на личном опыте не собираются проверять справедливость его слов. Основным инструментом его работы оказывается воздействие на предпочтения в прописывании (рекомендации) препаратов врачом, на его т.н. prescription habit.(17)

1.2 Разновидности рынков

Существует множество разновидностей рынков:

По условиям функционирования рынков. На некоторых рынках (аукционы, биржи) равновесие устанавливается при помощи специальных агентов (аукционистов, маклеров), и такие рынки называются организованными. На неорганизованных рынках спрос и предложение уравновешиваются стихийно.

В зависимости от того, насколько каждому желающему доступно участие в рыночных операциях, рынки делятся на открытые и закрытые рынки.

Одни условия сделок возникают на “точечном” рынке, на котором все покупатели и продавцы встречаются в установленное время в определенном месте, а другие - на “пространственном” рынке, где данное благо реализуется в разных местах и в разное время. (4)

В зависимости от предмета обмена различают рынки факторов производства, рынки конечных продуктов и услуг, финансовые рынки, рынок интеллектуальных продуктов.

Отличительной чертой рынка факторов производства является производный характер спроса. Главная цель бизнеса - прибыль, а капитал, труд, земля - это условия необходимые для производства прибыли. Поэтому спрос на них порожден стремлением бизнеса получать прибыль.

Финансовый рынок многолик и разнообразен, но предмет купли-продажи один - деньги, предоставляемые в пользование в различной форме.

Рынок интеллектуальных продуктов. К нему относятся изобретения, инновации, информационные услуги: произведения литературы и искусства.

По характеру продаж подразделяются на оптовый и розничный.

По географическому положению рынки делятся на местный, национальный и мировой.

По уровню насыщения рынки бывают равновесными, избыточными и дефицитными.

По соответствию действующему законодательству различают легальный рынок и нелегальный (черный) рынок.

По отраслям. Например, компьютерный, книжный и т.д.

Основные виды рынков подразделяются на субрынки и рыночные сегменты.

Сегмент рынка - в соответствии с принципами сегментации это часть рынка или группа потребителей, объединенных едиными требованиями по отношению к данному товару или услуге.

Например, на основе демографического принципа рынок будет сегментирован по возрасту потребителей, полу, составу семьи и т.д.(5)

1.3 Модели рынков

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой модели рынков:

Чистая конкуренция.

Монополистическая конкуренция.

Олигополия.

Чистая монополия.

Рассмотрим их особенности.

Чистая (совершенная) конкуренция - это рыночная ситуация, которая характеризуется большим количеством рыночных агентов (как продавцов, так и покупателей), выпуском однородного продукта, полным знанием рыночных цен и объемов выпуска продукции, высокой мобильностью ресурсов. Проанализируем данные и другие признаки.

Большое количество рыночных агентов. Рынок состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта.

Выпуск однородного продукта. Продукция одной фирмы не отличается от продукции, произведённой другими фирмами на рынке.

Полное знание рыночных цен и объемов продукции. Потребители, фирмы-производители и собственники ресурсов должны иметь полное представление про соответствующие экологические и технологические условия. Потребители должны располагать всей ценовой информацией.

Высокая мобильность ресурсов. Совершенная конкуренция требует того, чтобы все ресурсы были полностью мобильными, т.е. каждая ресурсная единица должна иметь возможность свободно входить на рынок или выходить из него, быстро переключаясь с одного способа использования на другого(13).

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают подобную, но не идентичную продукцию. Для такого рынка справедливо следующее:

. Товар каждой фирмы, которая торгует на рынке, является несовершенным заменителем товаров, которые реализуют другие фирмы.

Некоторые покупатели предоставляют преимущества товара определенного продавца по исключительным качествам.

. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую частицу рыночного спроса на товар, которые реализуют фирма и ее соперники.

. Продавцы на рынке не обращают внимания на реакцию своих соперников при установлении цен на свои товары.

. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок.

.Контроль над ценой незначительный.

Олигополия - это рыночная структура, которая характеризуется очень небольшим количеством продавцов, взаимозависимых между собой, а появление новых продавцов затрудненно.

Всего несколько фирм поставляют весь рынок.

Некоторые фирмы при олигополии владеют большими рыночными долями, и могут влиять на цену товара.

Фирмы при олигополии отдают себе отчет о своей взаимозависимости, и всегда учитывают реакцию своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры для объемов продажи и т.п.

Наличие определённых барьеров для входа на рынок (владение патентами, контроль над стратегическим сырьем, расходы на рекламу).

Для олигополии характерна неценовая конкуренция, особенно при дифференциации продукта.

Чистая монополия - это рыночная ситуация, при которой на рынке существует только один продавец, и нет близкого заменителя продукта, который он производит. Характерные черты: уникальность продукта, низкие затраты, владение основными видами сырья, патентные права и особые привилегии. Идет упор на рекламу.(12) Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Характерные черты четырёх основных моделей рынка

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА

МОДЕЛЬ РЫНКА


Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

1. Число фирм

очень большое число

Много

несколько

Одна

2. Тип продукта

стандартизированный (или однородный)

Дифференцированный

стандартизированный или дифференцированный

уникальный, нет близких заменителей

3. Контроль над ценой

Отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

ограниченный взаимной зависимостью

Значительный

4. Условия вступления в отрасль

очень лёгкие, препятствия отсутствуют

сравнительно лёгкие

наличие существенных препятствий

Заблокировано

5. Неценовая конкуренция

Отсутствует

значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т. Д.

очень типична, особенно при дифференциации продукта

главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями

6. Примеры

сельское хозяйство

производство одежды, лекарственных средств

производство сталей, автомобилей, многих бытовых электроприборов

местные предприятия общественного пользования


Рассмотренные выше рыночные модели можно поделить на две группы: реальные и идеальные. К реальным моделям можно отнести монополистическую конкуренцию и олигополию, к идеальным - совершенную конкуренцию и чистую монополию.

2. Маркетинговые исследования рынка Беларуси

.1 Объем фармацевтического рынка Беларуси

Специализированная исследовательская компания «Интелликс-М» провела анализ фармацевтического рынка Беларуси.

В 2012 году фармацевтический рынок вышел из рецессии, показав рост в натуральном выражении к 2011 году (2,88%). В денежном выражении фармацевтический рынок вырос на 25% в USD и на 124% в национальной валюте.

Основной причиной столь диспропорционального роста рынка является двойная девальвация национальной валюты в 2011 году. В течение 2012 года происходило выравнивание цен до девальвационного уровня.

По данным Белстата, индекс потребительских цен на медикаменты в 2012 году составил 76,2%. Также необходимо отметить значительный рост средней цены в госпитальном сегменте(17).

Рисунок 1 - Объем фармацевтического рынка Республики Беларусь 2009-2012 годы

Объем фармацевтического рынка Республики Беларусь 2009-2012 годы показан на рисунке 1.

Региональная структура фармацевтического рынка Беларуси 2012 и доли регионов в оптовых продажах в USD, % показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 - Региональная структура фармацевтического рынка Беларуси 2012 и доли регионов в оптовых продажах в USD, %

Регион

Потребление в USD на 100 000 населения

Потребление в упаковках на 100 000 населения

Минский регион

10 995 575

4 192 360

Брестский регион

6 904 449

3 685 139

Гродненский регион

5 566 683

3 106 793

Гомельский регион

9 002 091

4 958 706

Витебский регион

8 056 859

4 942 725

Могилевский регион

7 375 187

4 034 048


Доли регионов в оптовых продажах в упаковках, % показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 - Доли регионов в оптовых продажах в упаковках, %

В региональной структуре оптовых продаж в денежном эквиваленте лидирующую позицию занимает Минский регион - 44, 69%, в натуральном выражении он занимает более трети рынка - 35,5%. У него же самый высокий уровень потребления медикаментов на 100 000 населения, хотя по упаковкам наибольший результат принадлежит Гомельскому региону(19).

2.2 Потребление лекарственных препаратов в Беларуси

Увеличение затрат на медикаменты возрастает лишь в абсолютных цифрах. Доля лекарственных средств в потребительской корзине занимает порядка 0,02% на протяжении последних пяти лет, что показано на рисунке 4.

Рисунок 4 - Доля лекарственных средств в потребительской корзине

Доля препаратов импортного и отечественного производства за период 2009-2012 гг отражена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Доля препаратов импортного и отечественного производства за период 2009-2012 гг.

Доля отечественных препаратов на фармацевтическом рынке (отражена на графике увеличилась незначительно и, при сохранении данной тенденции, достижение уровня 50% в стоимостном выражении к 2015 году кажется трудновыполнимым(10,17).

Доли аптечного и госпитального сегментов 2012 показаны на рисунке 6.

Стоимостное выражение, % Натуральное выражение, %

Рисунок 6 - Доли аптечного и госпитального сегментов 2012

Лидирующая роль закономерно сохраняется за аптечным сегментом. Хотя доля госпитальных продаж увеличилась на 1% по сравнению с 2011 годом в натуральном выражении и на 7,2% в стоимостном как итог улучшения финансирования в 2012 году. Скорее всего, соотношение госпитального и розничного рынков останется неизменным при сохранении государственной поддержки больничному сектору.

Третье место заняла компания Рош, не присутствовавшая в Топ-10 в 2011 году, вытеснив их десятки Глаксо Фарма. Первые места, как и в 2011 году, принадлежат двум отечественным производителям: Белмедпрепараты и Борисовский ЗМП. Фармлэнд в стоимостном выражении потерял свои позиции, опустившись в рейтинге с третьего места на девятое, хотя в натуральном выражении он остался в первой тройке(15).

Таблица 2 - ТОП-10 корпораций-производителей на фармацевтическом рынке 2012г

Корпорация

Опт. продажи в USD, млн

Кол-во упак., млн

Опт. продажи в USD, %

Прирост опт. Продаж в USD, %

Белмедпрепараты

56,49

56,33

6,95

66,71

Борисовский ЗМП

35,73

79,46

4,4

25,16

Рош

31,99

0,16

3,94

160,46

Новартис

29,27

4,78

3,6

15,57

Санофи-Авентис

28,35

4,57

3,49

7,96

Никомед: Такеда

25,83

3,2

3,18

13,68

Лекфарм

23,38

12,27

2,88

34,65

Гедеон Рихтер

23,35

3,94

2,87

14,63

Фармлэнд

23,29

19,44

2,87

-15,05

Байер Хелскэр

22,65

3,42

2,79

1,47


Таблица 3 - ТОП-10 Анатомо-терапевтических групп на фармацевтическом рынке 2012г

АТС-2

Оптовые продажи в USD, млн

Кол-во упак., млн

Оптовые продажи в USD, %

Прирост опт. продаж в USD, %

Системные антибактериальные препараты

53,68

23,07

6,61

12,11

Антинеопластики

43,91

1,53

5,4

190,08

Препараты, влияющие на ангиотензиновую систему

32,36

14,79

3,98

5,24

Противопростудные и противокашлевые препараты

30,76

15,22

3,79

8,63

Противовоспалительные и препараты

26,29

11,32

3,24

12,17

Препараты для лечения сахарного диабета

24,43

4,89

3,01

59,66

Витамины

21,66

18,06

2,67

2,35

Вакцины

21,22

1,81

2,61

58,58

Сердечная терапия

20,92

17,41

2,57

16,75

Препараты для лечения заболеваний глаз

18,3

7,48

2,25

24,64


В Топ-10 анатомо-терапевтических групп можно отметить появление антинеопластиков, занявших второе место, а также вакцин.

Таблица 4 - ТОП-10 МНН на фармацевтическом рынке Республики Беларусь 2012.

МНН

Опт. продажи в USD, млн

Количество упаковок, млн

Опт. продажи в USD, %

Прирост % опт. Продаж в USD,

Трастузумаб

14,48

0,01

1,78

404,45

Вакцина для профилактики гриппа (инактивированная)

13,32

0,96

1,64

53,81

Лизиноприл

9,28

3,6

1,14

-10,12

Поливитамин+ Мультиминерал

8,9

1,49

1,1

-6,37

Натрия хлорид

8,24

11,35

1,01

0,77

Ритуксимаб

7,67

0,01

0,94

351,4

Депротеинизированный гемодериват

7,6

0,42

0,94

21,42

Такролимус

7,57

0,03

0,93

1110,22

Инсулин-Изофан

6,8

0,89

0,84

138,64

Эналаприл

6,56

7,19

0,81

-6,68


Изменения в Топ-10 анатомо-терапевтических групп коррелируют с появлением новых лидеров в Топ-10 МНН - трастузумаб и вакцина для профилактики гриппа.

2.3 Розничный рынок. Основные показатели 2009-2012 годы

Объем розничного рынка представлен на рисунке 7.


Доля препаратов зарубежных производителей показаны на рисунке 8.

Рисунок 8 - Доля препаратов зарубежных производителей

Объем розничного фармацевтического рынка в 2012 году увеличился на 13,91% в денежном выражении и на 1,75% в натуральном. Доля отечественных препаратов увеличилась практически на два процентных пункта до 22,99%. В Топ-5 стран-импортеров в денежном выражении первая четверка осталась неизменна: Германия, Франция, Венгрия, Россия. Пятое место заняла Украина, вытеснив Индию. В натуральном выражении пятерка лидеров сохранила свою структуру: Украина, Россия, Германия, Индия, Франция. При этом Украина занимает более четверти всего розничного рынка импортных препаратов (26, 21%), а Россия - 18,05%. (19)

Региональная структура розничного фармацевтического рынка 2012г

Доли регионов в розничных продажах в USD, % показаны на рисунке 9.

Рисунок 9 - Доли регионов в розничных продажах в USD, %

Таблица 5 - ТОП-10 корпораций-производителей. Розничный фармацевтический рынок 2012

Корпорация

Опт. продажи в USD, млн

Опт. продажи в упак, млн

Доля оптов. продаж, %

Прирост оптов. продаж в USD, %

Белмедпрепараты

30,68

47,09

5,08

39,37

Борисовский ЗМП

26,37

67,13

4,37

27,49

Новартис

23,49

4,66

3,89

3,39

Гедеон Рихтер

22,2

3,76

3,67

14,74

Байер Хелскэр

22,09

3,41

3,66

2,78

Лекфарм

22,03

11,66

3,65

32,92

Санофи-Авентис

21,29

3,8

3,53

-1,57

Никомед: Такеда

20,46

3,06

3,39

11,4

Берлин-Хеми/Менарини Групп

17,04

4,57

2,82

2,47

Фармлэнд

15,23

9,4

2,52

-11,42


На розничном фармацевтическом рынке Беларуси в 2012 году лидирующие позиции заняли два белорусских производителя - Белмедпрепараты и Борисовский ЗМП, вытеснив Новартис и Санофи-Авентис.(17, 18)

Таблица 6 - ТОП-10 МНН. Розничный фармацевтический рынок 2012

МНН

Опт.продажи, Млн. USD

Опт.продажи, млн. упаковок

Доля в опт. продажах в %

Прирост опт. продаж в %

Лизиноприл

8,94

3,42

1,48

-9,93

Поливитамин+Мультиминерал

8,89

1,48

1,47

-6,23

Эналаприл

6,30

6,91

1,04

-6,84

Салметерол+Флутиказон

6,14

0,11

1,02

2,15

Бисопролол

6,04

1,64

1,00

19,58

Депротеин. гемодериват

5,77

0,34

0,96

18,25

Амоксициллин

5,74

2,65

0,95

11,87

Диклофенак

5,72

3,46

0,95

10,25

Нимесулид

5,43

2,36

0,90

16,32

Хондроитина Сульфат

5,37

1,57

0,89

17,09


Отмечается стабильностьТоп-10 МНН. Девять из десяти сохранили свои позиции. Фосфолипиды, уступив место хондроитин сульфату.

Таблица 7 - ТОП-10 Торговых марок. Розничный фармацевтический рынок 2012

МНН

Опт.продажи, млн. USD

Оптовые продажи, млн. упаковок

Доля в продажах в %

Прирост опт. продаж в USD, %

Актовегин Никомед

5,77

0,34

0,96

18,25

Диабетон Сервье

5,05

0,33

0,84

23,87

Серетид Мультидиск ГСК

3,57

0,06

0,59

9,28

Терафлю Новартис

3,56

0,58

0,59

6,88

Эссенциале Авентис

3,38

0,46

0,56

-7,45

Конкор Никомед

3,29

0,39

0,54

6,19

Алфлутоп Ромфарм

3,17

0,10

0,52

8,84

Терафлекс Байер Хелскэр

3,16

0,16

0,52

1,85

ТраватанАлкон

3,07

0,19

0,51

27,92

Кардиомагнил Никомед

3,06

0,85

0,51

9,28


Актовегин сохранил свои позиции по сравнению с 2011 годом. Диабетон поднялся с третьего места на второе, а лизиноприл Фармлэнд со второй позиции упал до 20-го пункта. Однако в натуральном выражении смещение произошло лишь на одно место. Из «новичков» в Топ-10 можно отметить Алфлутоп, Траватан и Кардиомагнил.(17)

Рисунок 10 - Помесячная динамика розничного рынка 2011-2012 годы. Розничные продажи, млн. USD

Рисунок 11 - Розничные продажи, млн. упаковок

Графически помесячная динамика розничного рынка за два года образует «ножницы», демонстрируя общие тенденции этих лет. Время «депрессии» на фармацевтическом рынке Республики Беларусь закончилось с наступлением 2012 года. Важно отметить, что розничный рынок рос не только в стоимостном выражении, но и в натуральном, достигнув по итогам 2012 года уровня продаж 2010.

2.4 Структура цен розничного фармацевтического рынка, USD

Прирост долей наблюдался в сегментах с ценой выше 10 USD. Отчасти это связано с выравниванием цен в розничной сети до девальвационного уровня.

Госпитальный рынок. Основные показатели 2009-2012 годы.

Объем рынка в оптовых ценах, млн. USD показан на рисунке 12.

Рисунок 12 - Объем рынка в оптовых ценах, млн. USD

Средняя цена упаковки в оптовых ценах, USD показана на рисунке 13.

Рисунок 13 - Средняя цена упаковки в оптовых ценах, USD

Доля препаратов зарубежных производителей, % показана на рисунке 14.

Рисунок 14 - Доля препаратов зарубежных производителей, %

2.5 Основные макроэкономические показатели

фармацевтический рынок показатель продажа

Валовой внутренний продукт вырос на 1,4% против 8,5% прогнозируемых (справочно, в первом полугодии 2012 года - 3,2%). Индекс потребительских цен составил 121% к аналогичному периоду прошлого года. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-июне нынешнего года по сравнению с январем-июнем прошлого года возросла на 20,5%. Как следствие, выросла покупательская способность населения. Розничный товарооборот торговли в I полугодии 2013 г. увеличился по сравнению с I полугодием 2012 г. в сопоставимых ценах на 19,7%. Однако, объем производства в первом полугодии 2013-го по сравнению с аналогичным периодом 2012-го снизился на 4,2%.(17)

Численность населения.

Численность населения Республики Беларусь на 1 июля 2013 года составила 9 459,8 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4 тыс. человек. В I полугодии 2013 года в республике родилось 56 184 ребенка, что на 2 029 больше, чем в соответствующем периоде 2012 года, умерло - 64 842 человека, или на 950 человек больше. Естественная убыль населения составила 8 658 человек. Миграционный прирост в I полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличился на 34,2% и составил 4 606 человек. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 53,2% (в I полугодии 2012 года - на 35,2%).

Необходимо отметить, что все сети в 2013 году увеличили количество розничных точек. Наибольшие приросты показали сети "ДКМ-Фарм" и «Альфамед». ДКМ-Фарм это позволило подняться с 8-го места на 5-ое, а аптечной сети «Альфамед» войти в Топ-10. Процесс укрупнения аптечных сетей идет как за счет открытия новых аптек, так и за счет сделок M&A.

Страны таможенного союза в структуре фармацевтического рынка Республики Беларусь 2009-2012 годы.

Рынок лекарственных средств представлен на рисунке 15.

Стоимостное выражение USD, % Натуральное выражение, %

Рисунок 15 - Рынок лекарственных средств

Заключение

В данной работе было проведено маркетинговое исследование фармацевтического рынка Беларуси. Были использованы и данные проведенного анализа специализированной исследовательской компании «Интелликс-М»(17,20).

Исследование показало, что фармацевтический рынок Беларуси рынок показал значительный рост после «застоя» 2011 года. Причиной явилась двойная девальвация и, как следствие, затруднения в финансировании госпитального сектора. При общем приросте фармацевтического рынка в 2,8% госпитальный сегмент вырос на 10,66% в натуральном выражении и на 73,69% против 24,95% прироста общего рынка в стоимостном выражении. Первое место заняла компания Рош, показав прирост 300% и вытеснив тем самым Белмедпрепараты. Тенденции фармацевтического рынка не изменились. Единственной возможностью быть представленными во всех секторах фармацевтического рынка Беларуси для иностранных поставщиков является ввоз инновационных препаратов, не имеющих белорусских аналогов.

Общеэкономическая ситуация, а также административные факторы - это ключевые составляющие при моделировании прогноза. Как уже отмечалось ранее, оптовый фармацевтический рынок Беларуси показал в первом полугодии значительные приросты - это 32,5% в стоимостном выражении, а также 11,17% в натуральном выражении. При прогнозе продаж на второе полугодие также оценивалась их помесячная динамика. Мы уже обращали внимание, что высокие приросты в первые месяцы 2013 года во многом связаны с низкими значениями базового периода. Учитывая нисходящий тренд кривой, к концу года прирост продаж лекарственных средств в упаковках предположительно составит порядка 6-10%. В деньгах прирост будет более значительным и составит порядка 15-20%. И отечественные, и иностранные производители могут рассчитывать на благоприятное завершение 2013 года при сохранении общеэкономической стабильности.

В розничном сегменте в 2012 году продолжались процессы укрупнения и концентрации бизнеса. Группа компаний Фарммаркет в конце 2012 года была преобразована в первый негосударственный холдинг «Аптека Групп» (103 аптеки в управлении). Кроме ООО «Фарммаркет-плюс» в нее входят такие аптечные сети, как «Терралек Сити», «Геофарм», «Биотест-Гомель», «Интерфарм», «Фарммаркет», «Доктор Щебет», «ГринЭйпл». В планах группы - увеличение количества аптек в 2013 году до 150. Необходимо отметить, что все сети в 2013 году увеличили количество розничных точек. Среди «новичков» в первой десятке можно отметить сети «Табина» и «ДКМ-Фарм». Очевидно, что в 2013 году ведущие аптечные сети продолжат расширение. Весьма вероятно, в текущем году мы станем свидетелями крупных сделок M&A между нынешними участниками ТОП-10.

Рекомендации: учитывая, что развитие фармацевтического рынка в Беларуси идет достаточно интенсивными темпами необходимо:

развитие необходимой инфраструктуры, развитие инновационной среды, для улучшения производства и качества продукции фармацевтического рынка,

продолжить расширение аптечных сетей и увеличение розничных точек,

привлекать к сотрудничеству крупные мировые фармацевтические компании.

К основным факторам, которые влияют на развитие фармацевтического рынка Беларуси, можно отнести стабильность макроэкономических показателей, административную составляющую, а также изменения во внешней политике страны (вступление в ЕЭП).

В 2013 году можно ожидать прироста как в натуральном выражении, так и в стоимостном. Учитывая, что выравнивание цен еще не завершено, следует ожидать повторения картины 2012 года, когда стоимостный рынок по приросту значительно опередил рынок в натуральном выражении. Но, скорее всего, разница в приростах будет не столь значительная.

В целом прогноз развития белорусского фармацевтического рынка благоприятный как для отечественных производителей, так и для иностранных поставщиков. Несмотря на программу импортозамещения, доля импортных препаратов в структуре рынка практически не изменилась. При этом прирост объемов реализации отмечается с обеих сторон. Розничный и госпитальный рынки, скорее всего, будут развиваться синхронно. Это будет происходить как за счет регистрации новых препаратов, так и за счет увеличения объемов реализации уже зарегистрированных.

В госпитальном секторе следует ожидать прироста в большей степени за счет препаратов отечественного производства. Хотя конкуренцию им могут составить и российские производители.

Безусловно, белорусские производители готовятся к возрастающей конкуренции в рамках ЕЭП. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 174 от 16 апреля 2012 г. «О некоторых мерах по развитию фармацевтической промышленности» будет предложено банкам Республики Беларусь предоставлять под гарантии Правительства Республики Беларусь кредиты фармацевтическим организациям, реализующим инвестиционные проекты по созданию, техническому переоснащению и реконструкции производственных мощностей. С 1 января 2012 г. до 1 января 2016 г. освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые фармацевтическими организациями для реализации инвестиционных проектов.

Соглашение о взаимном признании регистрационных удостоверений на лекарственные средства, произведенные государствами-членами Таможенного союза, планировавшееся ввести в действие с 1 января 2013 года, так и не вступило в силу. В связи с этим при общем росте объемов реализации лекарственных средств, сформированных странами таможенного союза, соотношение долей на протяжении последних лет сохраняется практически неизменным. Исходя из исследований проведенных мною, можно сказать, что фармацевтический рынок Беларуси нуждается в дальнейшем реформировании. И если придерживаться международных рекомендаций по реформированию фармацевтического сектора стран СНГ, то в направлении в реформировании можно сделать следующие выводы:

на фармацевтическом рынке в Беларуси создаются условия для разработки новых препаратов для выхода на мировой рынок

недостаточно развит фармацевтический рынок Беларуси в плане регистрации новых препаратов, и увеличения объемов реализации уже зарегистрированных.

развитие отечественных производителей происходит, но не в достаточном объеме

Список литературы

1. Березин И.Г. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. М: 2008, 369с. <http://www.alleng.ru/d/mark/mark036.htm>

. Беляевский И.К. Товароведческий анализ парафармацевтической продукции: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика , 2010 - 380 с.

. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум. /Под ред. О.А. Васнецовой./ - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 704

. Васнецова, О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: /учебник для вузов. Васнецова О.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. 608 с.

. Вострецов А. В. Фармацевтический рынок Беларуси: состояние, проблемы, перспективы //Экономический вестник фармации.-2012.-№ 10..25-33

. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры./ Голубков Е.П. - М.: Дело, 2008. - 592 с.

. Дремова Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение /учебник для вузов. Дремова Н.Б. - К. 2005 520 с

. Экономическая теория: в 2-х кн. Кн. 2. Микроэкономика: Науч. пособ./ Под ред. З. Г. Ватаманюка та С. М. Панчишина. -- К.: Заповед, 1997, -- 280 с.

. Лисовицкий В. Н. Микроэкономика. Учеб. пособие для экономич. специальностей вузов. -- К.: Беларусь, НВФ "Студцентр", 97. 160 с.

. Микроэкономика: Учебник/ Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С., Ред. Тарасевич Л. С. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: СПбУЭФ, 98. 447

. Микроэкономика: Учебник для вузов/ Ред. Яковлева Е. Б. М.: Поиск, 99.367

.Т. Сидоренко. Будем здоровы'2003: рынок лекарственных средств // Бизнес. - 2003. №18(537) с. 82-85.

. Ноздрева Р. Б. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2008. - 568 с

. Нэреш К. Малхотра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство./ Нэреш К. Малхотра 2012, 5-е изд., 567с.

. Фэррис П. Маркетинговые показатели. / Фэррис П., Бендл Н., Пфайфер Ф., Рейбштейн Д. (2009, 480с.) <http://www.alleng.ru/d/mark/mark029.htm>

. Эриашвили Н. Д. Маркетинг: Учебник для вузов. / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 631 с.

. http://www.expertsm.com URL <http://www.expertsm.com/ru/markets/2011-06-06-10-55-16> (дата обращения 15 декабря 2013)

. <http://www.marketcenter.ru> URL <http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11434.html(дата> обращения 12 декабря 2013)

19. <http://www.burogroup.ru> URL http://www.burogroup.ru index.php?option=com_content&view=article&id=169:2011-04-25-08-38-46&catid=67:2011-02-08-08-16-04&Itemid=141 (дата обращения 14 января 2014)

20.www.bhfz.com.uaURL\\www.bhfz.com.uaindex.php?option=com_content&view=article&id(дата обращения 12 декабря 2013)

Похожие работы на - Маркетинговые исследования фармацевтического рынка Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!