Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,06 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург

Кафедра теории и методики физической культуры








Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА











Санкт - Петербург

План

Введение

Глава I. Силовые способности, как вид способностей человека

1.1 Показатели и факторы силовых способностей

1.2 Классификация силовых способностей

.3 Методы развития силовых способностей

Глава II. Особенности развития детей младшего школьного возраста

.1 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

2.2 Особенности анатомо-физиологического развития детей младшего школьного возраста

Глава III. Развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста

3.1 Задачи развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

3.2 Средства и методы развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

.2.1 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста

3.3 Методы оценивания силовых способностей у детей младшего школьного возраста

3.4 Контроль нагрузок в процессе развития силовых способностей у младшего школьного возраста

Выводы

Список избранной литературы

силовой дети младший школьный

Введение

Под силой подразумевают способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет напряжения собственных мышц.

Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом, соперником или другим внешним объектом. Величина проявляемого усилия в значительной мере определяет рабочий эффект и результат движения. Сила тяги мышц вызывает перемещения звеньев тела и перемещение самого спортсмена в пространстве. Проявления силы чрезвычайно многообразны, поэтому в специальной литературе получил распространение термин "силовые способности", объединяющий все виды проявления силы.

Отдельные виды силовых способностей относительно слабо взаимосвязаны. Это требует использования разных средств, методов и тренировочных режимов для развития отдельных силовых способностей. Степень утилизации силовых способностей в соревновательном упражнении определяет содержание и специфику силовой подготовки в каждом конкретном виде спорта.

Силовая подготовленность - одна из важнейших сторон специальной спортивной работоспособности, так как повышение спортивных результатов обусловлено не только ростом производительности вегетативных систем, но и повышением мощности мышечного сокращения. Высокий уровень силовой подготовленности оказывает положительное влияние на процессы адаптации к высоким функциональным нагрузкам, на длительность удержания спортивной формы и обеспечивает высокие темпы прироста спортивного результата.

Силовые способности довольно быстро возрастают в процессе целенаправленной тренировки. Цель силовой подготовки повышение уровня развития силовых способностей, совершенствование функционального обеспечения динамической силовой работы реализация силовых способностей. Результат специализированной многолетней физической, в том числе и силовой подготовки - формирование специфического морфотипа спортсмена определенной специализации с соответствующей мышечной топографией.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

Высокий уровень развития силовых способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных физических способностей постоянно возрастает.

Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями.

Актуальность. Во всех программах физического воспитания учащихся общеобразовательной школы уделяется большое внимание необходимости разностороннего развития двигательных способностей. Проблема базовой силовой подготовки школьников и учащейся молодежи представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества. Однако разработка основополагающих методических рекомендаций по широкому использованию различных методов базовой физической подготовки, начиная с первого класса, сдерживается дефицитом научных исследований. В этой связи изучение возрастной динамики мышечной силы школьников в процессе всего периода обучения представляет, как научный, так и практический интерес. Это позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе более объективно планировать силовые нагрузки с учетом возраста на уроках физического воспитания.

Целью нашей работы является: изучить силовые способности и методы их развития у детей младшего школьного возраста.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1.Рассмотреть точки зрения разных авторов на понятие "силовых способностей";

2.Изучить психологические и анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста;

.Раскрыть средства и методы развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста;

.Рассмотреть методы оценки силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

Глава I. Силовые способности, как вид способностей человека

.1 Показатели и факторы силовых способностей

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие "сила". (Матвеева А.П., 2003)

Силовая подготовка- это развитие силовых качеств: максимальной и скоростной силы, силовой выносливости.

Для количественной оценки силовых способностей пользуются как динамометрическими показателями, которые характеризуют величину силы, внешне проявляемой при напряжении тел или иных мышц, так и целостными показателями внешнего эффекта силовых упражнений, выполняемых чаще всего с отягощением.

Динамометрические показатели, получаемые с помощью различного рода современных специальных аппаратурно-измерительных устройств- динамометров и динамометрических стендов, позволяют довольно точно количественно оценить ряд параметров проявляемой силы механическом смысле этого слова, в частности максимальное и минимальное её значение в тот или иной момент мышечного напряжения.

При детальной аппаратурной оценки учитывает и так называемый импульс силы то есть интегральную характеристику механической силы, проявленную за всё время движения и действия, и градиент силы, характеризующий степень изменения механической силы за единицу времени в процессе движения.

Целостные показатели внешних силовых способностей определяется на основе комплекса специальных контрольных упражнений и соответствующих тестов. Такие упражнения представлены в программах физического воспитания не только в виде чисто силовых движений, но и в виде двигательных действий, требующих проявления силовых свойств мышечного аппарата в их реальном единстве со скоростными и другими двигательными способностями. Косвенным показателем силовых способностей при этом служит внешний результат упражнений, который оценивается в различных мерах, зависящий от особенностей действий.

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости конкретных двигательных действий и условий их осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивное (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.) биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

.2 Классификация силовых способностей

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость)

Собственно силовые способности проявляются:

) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата. В соответствии с таким характером работы мышечная сила может быть статической и медленной динамической.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:

) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят:

) быструю силу;

) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.) (Курамшин Ю.Ф., 2007).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила- способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения (Дроздов В.Ф., Ковалев В.Ф., 1981).

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, сказывается динамическая выносливость (Матвеев Л.П.,1991).

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как "способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц".

Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила - сила, проявляемая человеком в пересчете на 1кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

.3 Методы развития силовых способностей

В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий (2003) по своему характеру все упражнения разделяют на три основных группы: общего (базовые), регионального и локального (изолирующие) воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых работают 2/3 и более общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3 и локального - менее 1/3 всех мышц.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100. (Метод непредельных усилий состоит из двух методов.

В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма. (Матвеева А.П., 2003).

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

"Ударный" метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45- 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц.

Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80- 90% от максимума продолжительностью 4-6 сек 100% - 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин (Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А ,2005)

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин.

Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2- мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1 - 3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2 - 3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре "Всадники"), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, "Перетягивание каната", игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса) (Черник Е.С., 1984).

Глава II. Особенности развития детей младшего школьного возраста

.1 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма, говорит в своих работе Н.А.Баева (2003). В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании.Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше.Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания.

В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений (Бутин И.М., Бутино И.А., Леоньтьева Т.Н., Масленников С.М.,2001)

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник (в отличие от старшего школьника, который может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем) обычно может заставить себя упорно работать при наличии "близкой" мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища (Выдрин В.М., 1988).

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания, это своеобразная форма протеста против тех требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего "хочется", во имя того, что "надо".

В целом за время обучения в начальном звене школы у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками (Солодков А.С.,2001).

2.2 Особенности анатомо-физиологического развития детей младшего школьного возраста

Н.А.Баёва (2003) считает, что ребенок 6-10 лет - это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Поэтому не допустим перенос средств, методов, приемов, которые учитель использует в среднем и старшем звене. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно, считает А.С. Солодков (2001) В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 1,5-2 см.

Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжести в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития. Позвоночник в жизни человека выполняет еще и рессорную функцию. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. Одной из задач учителя физической культуры на уроке должно быть обеспечение правильного формирования скелета. При этом надо помнить о том, что нарастание силы мышц-сгибателей, при их постоянном тоническом напряжении опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, направленные на укрепление мышц-разгибателей. Не рекомендуется использовать упражнения, связанные с резкими толчками (приземление в прыжках с большой высоты). Следует ограничить высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны. Необходимо уменьшать нагрузку в висах и упорах, ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.

По мнению Ю.А.Ермолаева (2001), в младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Более интенсивно развиваются крупные группы мышц. Дети способны к движению с большой амплитудой. Здесь используются упражнения на воспитание качества силы, связанные с преодолением массы своего тела (лазание, перелезание) в наклонном и вертикальном положениях.

Мелкие же группы мышц, отвечающие за точность движения (мышцы ступни, кисти) развиты недостаточно. Поэтому в любой урок необходимо включать упражнения на мелкую группу мышц. С этой группой мышц необходимо работать всем учителям, используя на уроках малые формы физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы).

Мышцы у детей этого возраста имеют тонкие волокна, бедны белками и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и, особенно, по интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Осторожность в дозировке упражнений и их подборе обуславливается также тем, что вегетативная функция движений отстает от развития моторики.

Э.Я. Степаненкова (2001) в своей работе пишет, что сердце ребенка не велико по объему и мышца его не обладает достаточной силой. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток крови к работающим мышцам (для удовлетворения их повышенной потребности в питании и кислороде) обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы. Суммарный просвет сосудов в этот период относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин низкого артериального кровяного давления.

Функциональные показатели нервной системы в это период далеко не совершенны. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что сможет привести к быстрой истощяемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Поэтому, не рекомендуется планировать длительные по времени упражнения и игры. Нужна частая сменяемость заданий и игр, перемежающаяся кратковременным отдыхом или упражнениями не связанными большими нагрузками (Солодков А.С., 2001)

К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту (Баёва Н.А., 2003).

Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-11 лет - 850 мл.

Защитные силы организма (иммунная система) развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Развитие эндокринной системы заканчивается под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет - набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена (Ермолаев Ю.А., 2001).

Глава III. Особенности развития силовых способностей у младшего школьного возраста

3.1 Задачи развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Правильная постановка физического воспитания детей с первого года обучение в школе является одним из важных условий успешного обучения и воспитания учащихся.

Вот пять задач, которые необходимо развивать на уроке физической культуры в начальных классах, по мнению В. Яковлева (1946):

1)заложить основы всестороннего физического развития, укрепить здоровье и физически закалить детей.

Школьный возраст - это период быстрого роста и физического развития детей. Поэтому школа должна приложить возможно больше усилий, чтобы обеспечить нормальное физическое развитие учащихся (1954).

) развить ловкость, меткость, скорость, выносливость, быстроту ориентировки, решительность, инициативность и умение действовать в коллективе (группе, команде).

Быстрота, ловкость, сила и выносливость - качества, необходимые каждому человеку. Они тесно связаны с формированием у детей двигательных навыков. Проведение физических упражнений в разном темпе, с различными усложнениями, в течение меньшего или большего отрезка времени способствует развитию этих качеств (1954).

) обеспечить правильное усвоение основных двигательных и простейших строевых навыков.

Все содержание программы по физической культуре для школ построено так, чтобы дети, систематически занимаясь на уроках физической культуры, дома, в физкультурных кружках и спортивных секциях, овладели жизненно важными двигательными навыками: ходьбой, бегом, метанием, лазаньем, равновесием, ходьбой на лыжах.

Кроме того, необходимо обучить детей различным упражнениям, не имеющим непосредственно прикладного характера. С детьми надо возможно больше играть, так как в играх раскрывается богатство разнообразных движений (1954).

) создать привычку к ежедневным физическим упражнениям, вызвать интерес и любовь к играм, гимнастике и лыжам.

Задача школы состоит в том, чтобы дети систематически выкали к различным занятиям физическими упражнениями не только в школе, но и дома, чтобы эти занятия прочно вошли в быт детей и стали привычными на всю жизнь (1954).

) привить необходимые санитарно- гигиенические навыки при занятиях физическими упражнениями.

Эти задачи имеют прямое отношение к укреплению здоровья детей, к знанию и выполнению ими гигиенических правил и разрешаются совместными усилиями школы, семьи, общественности и самих детей.

Решающую роль в этом играют санитарно-гигиенический порядок в школе и на уроках физической культуры, личный пример учителей и всех работников школы. (1954).

Как считает Яковлев (1955) в процессе занятий физическими упражнениями и играми у учащихся воспитывается дисциплинированность, чувство дружбы и товарищества, смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность и пр.

Осуществление указанных задач достигается в первую очередь целенаправленным содержанием, правильной организацией и проведением уроков физической культуры как основной формы занятий физическими упражнениями (1955)

3.2 Средства и методы развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Л.П.Матвеев (1991): воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы. Методика развития силовых способностей.

Как считают В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий (2005), процесс развития двигательных способностей успешнее идет при параллельной работе над развитием психических, в частности, интеллектуальных и волевых качеств. Необходимо помнить, что особенно в младшем школьном возрасте, одно и тоже упражнение применяется для обучения двигательному умению и для развития двигательного качества (качеств).

Как следует из определения силовых способностей, средствами их развития являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются силовыми. Они подразделяются на две большие группы:

)упражнения с внешним отягощением,

)упражнения, отягощенные весом собственного тела.

В качестве внешнего отягощения могут выступать специальные снаряды: гантели, гири, штанги с набором дисков разного веса, специальные пояса, силовые тренажеры и т.д. Эти упражнения позволяют строго дозировать нагрузку в мерах преодолеваемого веса (кг), в процентах от максимального веса, посильного конкретному ученику, по предельному числу повторений упражнения с тем, либо другим отягощением.

К силовым упражнениям с не строго дозируемым внешним отягощением относятся упражнения в противодействии партнера (в борьбе), в особых условиях внешней среды (беги прыжки по глубокому снегу, в воде, бег в гору), с подручными предметами (камни, бревна, резина и т.д.). Хотя эти упражнения не позволяют строго дозировать физическую нагрузку, благодаря своей доступности и прикладности, они незаменимы как средства совершенствования умения экономично пользоваться своей силой в разнообразных условиях.

Упражнения, отягощенные весом собственного тела,- это упражнения в самосопротивление. Отягощение с помощью этих упражнений создается за счет сил тяжести различных звеньев собственного тела или путем преднамеренного затруднения сокращений одних мышц направленным сопротивлением других - мышц антагонистов.

Есть и другая градация силовых упражнений: динамические, статические и статико-динамические. Динамические упражнения подразделяются на упражнения преодолевающего характера(поднимание и переноска тяжестей, подтягивание на перекладине и т.п.)и уступающего(приседание с партнером, штангой и др.);в статические упражнения входят удержание гантелей на вытянутых руках, упражнения в самосопротивлении.

В.М. Зациорский (1970) утверждает, что чем большим количеством специального инвентаря располагает школа (гантели, штанги, гири, набивные мячи, резиновые бинты, амортизаторы и т.п.), тем с большей моторной плотностью можно проводить урок. В этих целях желательно шире использовать фронтальные и групповые методы организации учебного процесса. Такие упражнения можно выполнять по станциям, методом круговой тренировки или как дополнительные. Упражнения, отягощенные собственной массой тела, полезно шире рекомендовать в качестве домашнего задания.

В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличивается интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений).

Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, ведут к одновременному увеличению физиологического поперечника мышц, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма. Данная методика наилучшим образом обеспечивает увеличение объема мышц, позволяет укрепить опорно-двигательный аппарат, постепенно готовит организм к предельным мышечным напряжениям, создает условия для повышения общей работоспособности, уменьшает риск получить травму и облегчает самоконтроль за техникой двигательных действий. Все эти преимущества и дают основание для утверждения, что данная методика - вторая по значимости в повышении силовых способностей учащихся. При подборе упражнений для развития силовых способностей следует отдавать предпочтение развитию мышц разгибателей и сгибателей позвоночного столба, плечевого пояса, ног, рук, большой грудной мышцы. С этой целью в комплексы силовых упражнений в течение нескольких недель рекомендуется включать одни и те же упражнения на 3-4 группы мышц. Таким образом достигается наибольший эффект в быстром наращивании мышечной массы и возрастании силы соответствующих мышц. Впоследствии составляют новые комплексы упражнений для воздействия на следующие 3-4 группы мышц, а для мышц, на которые делался акцент в предыдущем цикле, используют упражнения в меньшем объеме для поддержания достигнутого эффекта. (Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,2005).

В начальный период развития силы рекомендуется пассивный отдых. В дальнейшем интервалы отдыха между динамическими упражнениями можно заменять упражнениями на расслабление, на гибкость, вводя кратковременные статические усилия, которые могут занимать две трети времени отдыха. Комплексы силовых упражнений в уроке полезно завершить подвижными или спортивными играми.

Особенно бурно развивается сила в течение первых 14 занятий, затем отмечается период более плавного её возрастания. Это следует принять во внимание при организации текущего и этапного контроля за силовыми качествами.

При развитии силовой выносливости интенсивность упражнений составляет 20-50% от максимальной силы, а само упражнение в среднем темпе выполняют до полного утомления (до отказа). Масса отягощения в сериях повторно выполненных упражнений подбирают таким образом, чтобы ученик мог повторить это упражнение 15-30 раз. Упражнения для развития этого вида силовых способностей рекомендуется давать в конце основной части урока. Их полезно проводить по станциям или как дополнительные задания. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, на станциях в зависимости от подготовленности ученика может быть 3-6. Продолжительность выполнения упражнений на станциях составляет 20-30 сек. Комплекс повторяется 1 -3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин., во время которого осуществляются упражнения на расслабление (Дроздов В.Ф., Ковалев В.Ф, 1981).

Говоря о стратегии развития силовых способностей в младшем школьном возрасте, можно отметить следующее. Наибольший удельный вес - не менее 50% -должны составлять упражнения скоростно-силовой направленности. Затем динамические упражнения (в преодолевающем и уступающем режимах), основанные на выполнении непредельных отягощений (от 50-60 до 75-80% от индивидуально максимальных). Наконец, упражнения для воздействия на силовую выносливость и изометрические.

По мнению В.С.Черник (1984), в младшем школьном возрасте воспитание качества силы осуществляется преимущественно в игровой деятельности, когда различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с наступающим утомлением.

К таким играм относятся:

а) игры, требующие удержания внешних объектов (например, эстафеты с набивными мячами);

б) игры с преодолением внешнего сопротивления (например, перетягивание каната);

в) игры с чередованием режимов напряжения разных мышечных групп (например, эстафеты с переноской грузов различного веса).

Можно выделить несколько основных положений методики развития силовых способностей детей младшего школьного возраста:

учителю необходимо обеспечить гармоническое развитие силы всех мышечных групп двигательного аппарата учащегося;

преимущественный объем упражнений на силу должен состоять из упражнений скоростно-силового и скоростного характера (прыжки, метания, бег на скорость, ускорения, общеразвивающие упражнения с предметами: гантелями, набивными мячами - и без предметов, подвижные игры, доступные единоборства, эстафеты);

  • вес внешних сопротивлений не должен превышать 0,5 массы тела ребенка;
  • упражнения, отягощенные весом собственного тела, вполне допустимы и необходимы. В этом случае движение в силовом отношении является более легким, чем при преодолении внешнего сопротивления такой же массы. Например, мальчику значительно легче подтягиваться в висе на высокой перекладине, чем выжать штангу весом, близким к собственному;
  • при воздействии на собственные силовые возможности вес отягощений подбирается такой, чтобы упражнение с ним можно было повторить 4-7 или 8-12 раз. Это же правило вполне подходит к разнообразным упражнениям, отягченным весом собственного тела (отжимание, приседание, подтягивание и т. п.). Однако в последнем случае число возможных повторений в одном подходе может быть и меньшим- 1-3 раза. Как только сила вырастает настолько, что ребенок может легко выполнять какое-либо движение на силу 12 раз, упражнение нужно усложнить, чтобы его можно было выполнять 4-7 раз. Например, от отжимания в упоре лежа перейти к отжиманию в упоре с опорой ногами о гимнастическую скамейку и т. п.;
  • в занятиях вполне допустимо использовать 2-3 изометрических упражнения в виде повторных напряжений длительностью 3-6 с (например, удержание тела в висе на согнутых руках);
  • силовые упражнения следует сочетать со скоростно-силовыми и координационными упражнениями и заданиями на гибкость. (Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,2005).
  • 3.2.1 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста
  • В младшем школьном возрасте наиболее широко используют скоростно-силовые упражнения.
  • Раскроем особенности средств и методики развития скоростно-силовых способностей.В программах физического воспитания для учащихся общеобразовательных школ их состав, пожалуй, наиболее широк и разнообразен. Это различного рода прыжки(легкоатлетические, акробатические, опорные, гимнастические и др.); метания, толкания и броски спортивных снарядов и других предметов; скоростные циклические перемещения; большинство действий в подвижных и спортивных играх, а также единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания и ускорения в играх с мячом и без мяча, броски партнера в борьбе и др.); прыжки с возвышения 15-70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх (для развития взрывной силы)(Матвеева А.П.,2003).
  • В процессе развития скоростно-силовых способностей предпочтение отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая "контролируемая скорость"). Величина внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должна превышать 30-40% от индивидуально максимального отягощения ученика. Для детей младшего школьного возраста используются незначительные внешние отягощения или обходятся вообще без них(метания мяча, других легких предметов, прыжки, медицинболы до 1 кг ит.п.).
  • Количество повторений скоростно-силовых упражнений в одной серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий в уроке колеблется в пределах 6-12 повторений. Число серий в рамках отдельного занятия - 2-6. Отдых между сериями должен составлять 2-5 мин.
  • Применять скоростно-силовые упражнения (учитывая ограниченное число занятий - 2-3 в неделю) рекомендуется регулярно на протяжении всего учебного года и в течение всего периода обучения ребенка в школе. Учитель должен постепенно повышать величину отягощений, используемых в этих целях снарядов. Если же отягощением служит масса собственного тела (различные виды прыжков, отжимание, подтягивание), то величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты и. т.п.).
  • В.Ф.Дроздов, В.Ф.Ковалев (1981) считают, что в пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняются после упражнений по обучению двигательным действиям и развитию координационных способностей в первой половине основной части урока.
  • 3.3 Методы оценивания силовых способностей у детей младшего школьного возраста
  • Оценка и отметка. Оценивание - это результат процесса оценивания. Отметка - это количественное выражение оценки. Отметка может быть выражена цифрой ("5", "4", "3"), буквой (А, В, С) или даже символами ("звездочка", "треугольник", "кружок" и т.п.) (Мащковцев А.И., 2009).
  • В практике физического воспитания, по мнению В.С.Кузнецова и Г.А.Колодницкого (2003), силовые способности принято оценивать двумя способами:с помощью силоизмерительных устройств (например, динамометры); с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
  • Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях,а также в движении.
  • В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используют специальные контрольные упражнения (тесты). Максимальная сила определяется по наибольшей массе, которую может преодолеть занимающийся (Кузнецов В.С., Колодницкого Г.А., 2003).
  • Для оценки силовой выносливости у детей младшего школьного возраста принято применять подвижные игры главной составляющей, которых является бег с постоянными ускорениями (например, пятнашки). Оценивается то, сколько раз ребенок был водящим в игре, или сколько он получил бонусных очков в процессе игры (Лях В.И., 1999).
  • Способ оценивания скоростной силы. В движениях ациклического характера степень проявления скоростной силы измеряется часто по результатам прыжков в высоту и длину. Один из распространенных тестов для измерения прыгучести - прыжок вверх с места с доставанием предмета; вычисляется разность между ростом спортсмена стоя с вытянутой вверх рукой и высотой, достигаемой в прыжке (Лях В.И., 1999). Способность к прыжку в длину можно, например, определить широко известным прыжком с места.
  • Скоростная сила, проявляющаяся в движениях циклического характера, должна также измеряться в аналогичных условиях. Так, например, проводят серии прыжков. Частота (темп) движений, которая определяется временем выполнения серии и числом повторений, позволяет делать выводы об уровне развития циклической скоростной силы. Кроме того, для измерения последней применяются старты и короткие спринтерские пробежки ( Бутин И.М., Бутино И.А., Леоньтьева Т.Н., Масленников С.М., 2001)
  • 3.4 Контроль нагрузок в процессе развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста
  • Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое всем процессом урока и физическими упражнениями.
  • Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения, утверждает В.В. Качашкин (1968).
  • Урок, состоящий из большего количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной и учитель обязан её регулировать. Перегрузка учеников может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.
  • Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и др. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.
  • Примером простого способа определения влияния физической нагрузки на организм может быть следующий.
  • До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2-3 минут). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение трех минут не приходит к показателям, которые были до упражнений, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно- сосудистой системы данного ученика. И то и другое должно привлечь серьезное внимание учителя. Кроме того, учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.
  • Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: одышка, дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалоба учащихся на чувство усталости и т. п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.
  • Физическую нагрузку учитель определяет заранее, при составлении плана урока, а в процессе урока в соответствии с наблюдениями вносит некоторые поправки. При этом надо стремиться к тому, чтобы нарастание нагрузки было по возможности постепенным. Наибольшая нагрузка, как правило, должна даваться в середине основной части урока (Качашкин В.В., 1968).
  • Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения, требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.
  • Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой. Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.
  • Физическая, как говорит в своей работе В.В. Качашкин (1968), нагрузка на уроке регулируется:
  • а) изменением количества упражнений и игр;
  • б) различным количеством повторений упражнений;
  • в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;
  • г) применением различного темпа выполнения;
  • д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;
  • е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;
  • ж) применением в упражнениях различных предметов.
  • Выводы
  • Подводя итоги нашей работы, мы предельно точно попытались изложить понятие о силовых способностях, описать их классификацию, указать и раскрыть основные и наиболее важные методы формирования силовых способностей.
  • 1.После всех исследований можно сказать, что силовые способности являются одними из основных способностей, которые обеспечивают успешное овладение разнообразными физическими упражнениями. Формирование силовых способностей является неотъемлемой частью физического воспитания детей, помогает приспосабливаться им к жизни и труду. Особенно большое место силовые упражнения занимают в начальные периоды физического воспитания, когда осуществляется всесторонняя дифференцированная подготовка основных звеньев мышечной системы и костно-связочного аппарата к повышенным напряжениям тотального характера.
  • В ходе нашей работы можно выделить, что развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально- экологической его адаптации. В связи с этим процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных свойств и возможностей органов и структур организма. А так же в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей, чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в предметной деятельности при решении соответствующих двигательных задач.
  • 2.Развитие физических способностей обусловливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях.
  • Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 1,5-2 см.
  • Следует ограничить высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны. Необходимо уменьшать нагрузку в висах и упорах, ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.
  • В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Более интенсивно развиваются крупные группы мышц. Дети способны к движению с большой амплитудой. Здесь используются упражнения на воспитание качества силы, связанные с преодолением массы своего тела (лазание, перелезание) в наклонном и вертикальном положениях.
  • Следует избегать больших по объему и, особенно, по интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста.
  • 3.Воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий.
  • Можно выделить несколько основных положений методики развития силовых способностей детей младшего школьного возраста:
  • - учителю необходимо обеспечить гармоническое развитие силы всех мышечных групп двигательного аппарата учащегося;
  • вес внешних сопротивлений не должен превышать 0,5 массы тела ребенка;

- упражнения, отягощенные весом собственного тела, вполне допустимы и необходимы. В этом случае движение в силовом отношении является более легким, чем при преодолении внешнего сопротивления такой же массы.

В младшем школьном возрасте воспитание качества силы осуществляется преимущественно в игровой деятельности, когда различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с наступающим утомлением (например, эстафеты, перетягивание каната).

4.В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используют специальные контрольные упражнения (тесты).

Для оценки силовой выносливости у детей младшего школьного возраста принято применять подвижные игры главной составляющей, которых является бег с постоянными ускорениями (например, пятнашки).

Способ оценивания скоростной силы. В движениях ациклического характера степень проявления скоростной силы измеряется часто по результатам прыжков в высоту и длину.

Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность развития физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном развитии физических качеств.

Говоря о развитии детей младших классов в этом возрасте, то можно выделить, что им свойственно быстрое физическое развитие, большая физическая активность.

Список использованной литературы

1. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учеб. пособие / Н.А. Баева, О.В. Погодаева. - Омск : СибГУФК, 2003. - 56 с.

2.Бутин И.М. Физическая культура в начальных классах / Бутин И.М., Бутино И.А., Леоньтьева Т.Н., Масленников С.М.- М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001 .- 176с.

3. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пособие. - Л.: ГДОИ ДК, 1988.

4. Дроздов В.Ф. Методика развития силы: Методические указания для студентов/ Дроздов В.Ф., Ковалев В.Ф.- Минск, 1981.- 29с.

5.Ермолаев Ю.А. Возростная физиология: Учеб. пособ. для студентов / Ю.А. Ермолаев.- М.: СпортАкадемПресс, 2001.- 444с.

6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 1970.

. Качашкин В.В. Методика физического воспитания: Пособие для уч-ся школьных пед. училищ.- М.: Просвящение, 1968.

. Коваленко В.И. Поурочные разработки по физической культуре 1-4 класс.- М.: ВАКО, 2005.- 272с.

. Кузнецов В.С. Силовые способности и их развития / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М., 2005. - С.53-60.

. Кузнецов В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. Пособие / Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.- М.: НЦ ЭНАС, 2003.-200с.

. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Теория и технология применения: Учеб. пособие. - СПб, 1998.

. Курамшин Ю.Ф. Силовые способности// Теория и методика физической культуры: Учеб. / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 3-е изд., стереотип.- М.: Сов. спорт, 2007. - С. 122-134

13. Лях В.И. Мой друг - физкультура.- М.: Просвещение, 1999.- 192с; с илл.

. Матвеева А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003.- 248с.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов ФК / Л.П. Матвеев, Ф.Г. Казарян.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- С. 181-213.

. Организационно- методические указания к программе физической культуре для I-IV классов.- М: УЧПЕДГИЗ, 1955.

17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001.- 368с.

18. Солодков А.С. Возрастная физиология: Учеб. пособие / Солодков А.С., Сологуб Е.Б.- СПб: СпбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.-187с.

. Урок физического воспитания в начальной школе: методическое письмо.- М, 1954.

. Черник Е.С. Физическая культура и здоровье школьников / Е.С. Черник.- М., 1984. - 36с.

. Яковлев В. Физическая культура в школе: Внеклассная работа по физической подготовке в начальной школе.-2-е изд., исправленное.- М.: Физкультура и спорт, 1946.

Похожие работы на - Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!