Организация строительства магистрального подземного трубопровода

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    605,34 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация строительства магистрального подземного трубопровода

Введение

Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.

Топливно-энергетический комплекс - сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.

От развития топливно-энергетического комплекса во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь - промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии - одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких производствах.

Одним из самых эффективных видов транспорта жидких и газообразных продуктов является трубопроводный транспорт. Все большее развитие получает также транспортировка по трубам твердых продуктов, заключенных в контейнеры или находящихся во взвешенном состоянии в жидкой или газообразной среде. Изучается возможность скоростной транспортировки по трубам в специальных поездах людей и оборудования. В настоящее время трубопроводный транспорт по объему грузоперевозок уступает только железнодорожному. Таким образом, объем грузооборота и границы применения трубопроводного транспорта все более расширяются.

Трубопроводное строительство в нашей стране превратилось в одну из передовых высокомеханизированных отраслей строительной индустрии.

Так, каждый третий рабочий, занятый на прокладке газовых, нефтяных магистралей и технологических трубопроводов управляет машиной.

На строительстве магистральных трубопроводов эксплуатируется значительное количество общестроительной техники (экскаваторов, бульдозеров, кранов), а также несколько десятков типов специальных машин и механизмов (трубоукладчиков, траншейных экскаваторов, трубогибочных станков, трубовозов). Одновременно разрабатывается большое число новых машин и механизмов. К этим машинам предъявляются повышенные технико-эксплуатационные требования, так как трубопроводы прокладываются во всех климатических зонах страны (в пустынях, горах, тундре), причем строительство ведется в течение всего года при температурах окружающего воздуха от - 4 до - 50°С, а трассы трубопроводов пересекают труднопроходимые участки (болота, горы), большое число естественных и искусственных препятствий.

1. Характеристика объекта и района строительства

.1 Характеристика района строительства

В соответствии с районированием территории страны по условиям для строительства СП 131.13330.2012, изыскиваемый участок находится в районе I В.

Среднегодовая температура воздуха составляет: +1,1˚С. Отрицательные среднемесячные температуры воздуха наступают в ноябре и удерживаются до марта включительно. Самые холодные месяцы - январь-февраль со средней температурой воздуха -15,8˚С, с абсолютным минимумом -47˚С. Самый теплый месяц - июль со средней температурой - +17,5˚С, с абсолютным максимумом +38˚С. В таблицах 1.1 и 1.2 представлены климатические параметры холодного и теплого периода года в районе строительства.

Согласно схематической карте зон влажности, участок работ находится в 2-ой, умеренно-сухой зоне.

Наибольшая относительная влажность воздуха наблюдается в зимнее время 80%, наименьшая в мае 65 %.

Согласно районированию территории по весу снегового покрова по СП 131.13330.2012, район изысканий относится к IV району, расчётное значение веса снегового покрова Sg составляет 240 кгс/м2; нормативное значение снеговой нагрузки S0 168 кгс/м2 [5].

Средняя скорость ветра за три наиболее холодных месяца - 3 м/сек. Минимальная из средних скоростей ветра за июль - 0 м/сек.

Территория относится к III району с нормативной величиной ветрового давления Wо= 0,38 кПа или 38 кгс/м2, по толщине стенке гололеда исследуемая территория отнесена к району 5, толщина стенки гололеда не менее 20 мм.

Таблица 1.1 - Климатические параметры холодного периода года

Температура воздуха наиболее холодных суток, ˚С, обеспеченностью

Температура воздуха наиболее холодной пятидневки, ˚С, обеспеченностью

Температура воздуха наиболее холодного периода, ˚С, обеспеченностью




0,98

0,92

0,98

0,92

0,94

-39

-37

-35

-34

-21


Таблица 1.2 - Климатические параметры теплого периода года

Температура воздуха ˚С, обеспеченностью

Средняя максимальная температура воздуха наиболее теплого месяца, ˚С

0,95

0,99


25

20,9

25,1

ейсмичность района работ: 1% вероятность превышения интенсивности сейсмических воздействий по шкале MSK-64 оценивается в 6 баллов, что характеризует район как сейсмически не активный.

.3 Геологические и гидрогеологические условия

Территория района находится в южной части увалисто-волнистой равнины <#"889546.files/image001.gif">;  (3.1)

,      (3.2)

где - нормативное сопротивление растяжению металла труб, равное минимальному значению временного сопротивления;

- нормативное сопротивление сжатию металла труб, равное пределу текучести.

Согласно СП 36.13330.2012 [1]:

m=0,99 - коэффициент условий работы для участков трубопровода категории III [таблица 1, 1];

k1 = 1,34 - коэффициент надежности по материалу;

k2 = 1,15 - коэффициент надежности по материалу при  [таблица 11, 1];

kH = 1,265 - коэффициент надежности по ответственности трубопровода [таблица 12, 1].

) Толщина стенки газопровода определяется следующим образом:

,  (3.3)

где nP = 1,1 - коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления.

.

Полученное расчетное значение толщины стенки округляем до ближайшего большего по сортаменту, равного дн=20,0 мм.

) Определим величину расчетного температурного перепада, приняв температуру эксплуатации tэ=+10оС.

Используя карты районирования территории России по температурному режиму находим для нашего района согласно СП 20.13330.2011 [6]:

среднемесячные температуры января и июля: tI= -15 оС, tVII= 20 оС;

отклонение средней температуры наиболее теплых и холодных суток от значений tI и tVII соответственно: ∆I = 20 оС ; ∆VII = 6 оС.

Нормативные значения температуры воздуха:

tхн= tI + ∆I = -15+(-20) = -35 оС; (3.4)

tтн= tVII + ∆VII = 20+6 = 26оС.  (3.5)

Расчетные значения температуры:

tх = tхн - 6 = -35-6 = -41 оС; (3.6)

tт= tтн + 3= 26+3 =29 оС. (3.7)

Расчетные температурные перепады:

∆tх = tэ - tх = 10-(-41) = 51 оС; (3.8)

∆tт = tэ - tт = 10-29 = -19 оС. (3.9)

В качестве расчетного температурного перепада принимаем наибольшее значение ∆tх = 51 оС.

3.2 Проверка прочности и деформаций подземного трубопровода

) Для предотвращения недопустимых пластических деформаций подземных трубопроводов необходимо производить проверку по условиям:

         (3.10)

 (3.11)

где  - максимальные (фибровые) суммарные продольные напряжения в трубопроводе от нормальных нагрузок и воздействий, МПа;

ш1 - коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб;

- кольцевое напряжение от нормативного (рабочего) давления, МПа.

) Значение нормативных кольцевых напряжений:

  (3.12)

) Проверим условие по формуле (3.11):

 

,75 МПа  443,48 МПа - условие выполняется, следовательно, недопустимые пластические деформации образовываться не будут.

) Продольные напряжения:

 Д  (3.13)

где бt - коэффициент линейного расширения металла трубы, бt=0,000012 град-1;

E - модуль Юнга, E=2.06·105 МПа;

µ - коэффициент Пуассона (µ = 0,3) [таблица 13, 1];

Dвн - внутренний диаметр трубопровода.

 

) Знак «минус» указывает на наличие осевых сжимающих напряжений, поэтому необходимо определить коэффициент 1 , учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб:

 (3.14)

 

) Определяем значения продольных напряжений

 Д  (3.15)

где  =1420 м - минимальный радиус упругого изгиба [таблица 2.26, 2].

для положительного температурного перепада:

- для отрицательного температурного перепада:

) Проверим дважды выполнение условия по формуле (3.10):

для положительного температурного перепада:

,75 МПа 176,8 МПа - условие выполняется.

для отрицательного температурного перепада:

,3 МПа  176,8 МПа - условие не выполняется.

Условия не выполняются, следовательно, необходимо последовательно увеличивать толщину стенки согласно стандартному ряду ТУ-100-86 до выполнения условий по формулам (3.10) и (3.11).

Условия выполняются при дн=23,9 мм, тогда Dвн =1372,2 мм.

) Вычислим нормативные кольцевые напряжения по формуле (3.12):

) Проверим выполнение условия по формуле (3.11):

 

,7 МПа  443,48 МПа - условие выполняется, следовательно, недопустимые пластические деформации образовываться не будут.

) Определим продольные осевые напряжения по формуле (3.13):

) Знак «минус» указывает на наличие осевых сжимающих напряжений, поэтому необходимо определить коэффициент 1 , учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб по формуле (3.14):

) Определим максимальные суммарные продольные напряжения в ТП от нормативных нагрузок и воздействий по формуле (3.15):

- для положительного температурного перепада:

для отрицательного температурного перепада:

) Проверим дважды выполнение условия по формуле (3.10):

для положительного температурного перепада:

,25 МПа 239,0 МПа - условие выполняется.

для отрицательного температурного перепада:

,8 МПа  239,0 МПа - условие выполняется.

Условия выполняются, следовательно, недопустимые пластические деформации образовываться не будут. Таким образом, окончательно принимаем

.3 Нагрузки и воздействия

1) Нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы:

 (3.16)

где g - ускорение свободного падения, м/с2;

расчетная нагрузка от собственного веса металла, Н/м;

 в расчете на прочность;

 в расчете на устойчивость.

) Нагрузка от веса изоляционного покрытия:

выбираем трубы с заводской изоляцией нормального исполнения с толщиной диз = 3 мм и плотностью с=1750 кг/м3 [таблица 2.7, 4].

    (3.17)

где  наружный диаметр трубы с учетом изоляционного покрытия.

в расчете на прочность;

 в расчете на устойчивость.

) Нагрузка от веса транспортируемого продукта:

  (3.18)


в расчете на прочность,

в расчете на устойчивость,

где нормативная и расчетная нагрузка от веса продукта, Н/м;

 внутренний диаметр, см.

.4 Проверка общей устойчивости трубопровода в продольном направлении

) Площадь поперечного сечения металла трубы:

 (3.19)

 м2.

2) Эквивалентное продольное усилие:

 (3.20)

3) Нагрузка от собственного веса заизолированного трубопровода с перекачиваемым продуктом:

 (3.21)

) Среднее удельное давление на трубопровод:

 (3.22)

где коэффициент надежности по нагрузке от веса грунта, nгр=0,8;

 удельный вес грунта, кН/м3;

 высота слоя засыпки от верхней образующей трубопровода до дневной поверхности, 1,0 м [1].

5) Предельное касательное напряжение:

  (3.23)

где  - угол внутреннего трения;

 - сцепление грунта.

6) Сопротивление грунта продольным перемещениям трубопровода:

 (3.24)

7) Сопротивление вертикальным перемещениям:

 (3.25)

8) Критическое усилие для прямолинейного участка трубопровода в случае жесткопластичной связи его с грунтом:

;  (3.26)

) Осевой момент инерции поперечного сечения трубы:

 (3.27)

) Проверим выполнения условия:

      (3.28)

,5 МН ;

,5 МН 46,1 .

Условие выполняется, следовательно, устойчивость трубопровода при заданных параметрах обеспечивается.

) Проверим выполнения условия, в случае упругой связи прямолинейного трубопровода с грунтом, для чего рассчитаем критическую продольную силу:

 (3.29)

где  - коэффициент постели грунта при сжатии, равен 5 МН/м3.

12) Проверим выполнение условия по формуле (3.28):

19,5МН;

,5 МН326,5 .

Условие выполняется, следовательно, устойчивость трубопровода при заданных параметрах обеспечивается.

13) Расчётная длина волны выпучивания:

  (3.30)

14) Для оценки устойчивости упругоизогнутого участка трубопровода определим параметры ϴ и Z:

  (3.31)

  (3.32)

Затем используя номограмму [рисунок 2.13, 4], найдём

) Критическое усилие:

  (3.33)

 

16) Проверяем выполнение условия по формуле (3.28):

19,5МН;

,5 МН

Условие выполняется, следовательно, устойчивость трубопровода при заданных параметрах обеспечивается.

) Критическое усилие:

  (3.34)

) Проверяем выполнение условия по формуле (3.28):

,5МН

,5 МН

Условие устойчивости не выполняется, следовательно, следует увеличить радиус упругого изгиба до выполнения условия по формуле (3.28).

Принимаем r=1800 м. Тогда критическое усилие по       формуле (3.34):

19) Проверяем выполнение условия по формуле (3.28):

19,5МН;

,5 МН

Условие выполняется, следовательно, устойчивость трубопровода при заданных параметрах обеспечивается.

.5 Продольные перемещения полубесконечного трубопровода

) Определим нагрузку от собственного веса трубопровода с учетом коэффициента надежности по нагрузке  по формуле (3.21):

) Среднее удельное давление на трубопровод с учетом коэффициента надежности по нагрузке  по формуле (3.22):

) Предельные касательные напряжения по формуле (3.23):

4) Сопротивление грунта продольным перемещениям трубопровода по формуле (3.24):

 

) Определим коэффициент  по формуле:

  (3.35)

где - коэффициент постели грунта при сдвиге, равен 1,5 МН/м3 [таблица 2.35, 4].

) Предельная величина продольного усилия по формуле:

 (3.36)

7) Сопоставим величины усилий P и Pпр:

,5 МН ≥ 7,6 МН.

Следовательно, рассматриваемый отрезок трубопровода включает два участка: упругой и пластичной связи трубы с грунтом.

8) Длина участка упругой связи:

  (3.37)

) Определим перемещение, касательные напряжения и продольные усилия в нескольких сечениях участка по формулам:

 (3.38)

  (3.39)

  (3.40)

При  

 

При

Остальные результаты вычислений , ,  на участке упругой связи трубопровода с грунтом представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Результаты вычислений , ,

x, м

вx

sh вx

ch вx

u(x), мм

ф(x)*10^3 МПа

P(x), МН

0

0,00

0,000

1,000

0,000

0,000

0,459

20

0,35

0,357

1,062

0,433

0,649

0,487

40

0,70

0,759

1,255

0,919

1,379

0,576

60

1,05

1,254

1,604

1,519

2,279

0,735

80

1,40

1,904

2,151

2,307

3,461

0,986

100

1,75

2,790

2,964

3,381

5,071

1,359

120

2,10

4,022

4,144

4,872

7,309

1,901

140

2,45

5,751

5,837

6,967

10,451

2,677

160

2,80

8,192

8,253

9,924

14,887

3,785

180

3,15

11,647

11,689

14,110

21,165

5,361

200

3,50

16,543

16,573

20,04

30,1

7,600


) Длина участка пластичной связи трубопровода с грунтом:

  (3.41)

) Продольные усилия, касательные напряжения и перемещения в нескольких сечениях участка :

 (3.43)

При этом касательные напряжения максимальны и равны:

  (3.44)

При

Результаты вычислений ,  на участке пластичной связи трубопровода с грунтом представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Результаты вычислений ,

xп, м

P(xп), МН

u(xп), мм

0

7,600

20,04

20

10,286

28,336

40

12,972

39,088

60

15,658

52,325

80

18,344

68,044

100

19,5

76,8


12) Полное перемещение свободного конца участка трубопровода:

 (3.45)


Рисунок 3.1 - Эпюры распределения , ,  по длине при упругопластичной связи

3.6 Определение радиусов упругого изгиба трубопровода на поворотах в горизонтальной и вертикальной плоскостях

) Максимально допустимые напряжения изгиба:

  (3.46)

.

Принимаем .

) Минимальный радиус упругого изгиба из условия прочности при повороте:

в горизонтальной плоскости:

  (3.47)

в вертикальной плоскости на вогнутом рельефе местности:

 (3.48)

в вертикальной плоскости на выпускном рельефе местности:

 (3.49)

) Усилие, необходимое для изгиба трубопровода в горизонтальной плоскости:

 (3.50)

) Наибольшее расхождение осей ТП и траншеи:

 (3.51)

) Проверка условия вписывания осей трубопровода и траншеи:

 (3.52)

Условие выполняется, следовательно, криволинейный участок на горизонтальном повороте вписывается в траншею.

) Остальные параметры горизонтального поворота представлены в таблице 3.3.

Рисунок 3.2 - Параметры горизонтального поворота.

Таблица 3.3 - Параметры горизонтального поворота

Параметр x, м

yтр, м

y, м

Дy, м

0

0,000

0,000

0,000

10

0,012

0,008

0,004

20

0,045

0,032

0,013

30

0,097

0,072

0,025

40

0,166

0,128

0,038

50

0,249

0,199

0,050

60

0,345

0,287

0,057

70

0,450

0,391

0,059

80

0,562

0,511

0,051

90

0,678

0,646

0,032

100

0,798

0,798

0,000


По полученным расчетным значениям построим графики расхождения осей траншеи и трубопровода.

) Радиусы поворотов в вертикальной плоскости из условия прилегания трубы ко дну траншеи:

на вогнутом рельефе местности:

 (3.53)

на выпуклом рельефе местности:

  (3.54)

где - угол поворота трассы в радианах;

- расчетная нагрузка от трубопровода.

При  радиус поворота в вертикальной плоскости на вогнутом рельефе местности по формуле (3.53):

При  радиус поворота в вертикальной плоскости на выпуклом рельефе местности по формуле (3.54):

Радиусы поворотов в вертикальной плоскости из условия прилегания трубы ко дну траншеи на вогнутом и выпуклом рельефе местности для остальных значений угла поворота трассы приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Параметры криволинейных участков вертикальных поворотов

бк, град

0,2

0,275

0,35

0,425

0,5

0,575

0,65

0,725

0,8

бк, рад

0,0035

0,0048

0,0061

0,0074

0,0087

0,0100

0,0113

0,0127

0,0140

свог, м

7994,53

6465,34

5505,13

4836,75

4340,10

3953,98

3643,65

3387,82

3172,63

свып, м

7523,14

6084,12

5180,53

4551,56

4084,19

3720,84

3428,81

3188,07

2985,561


По полученным расчетным значениям построим графики зависимости бк от свог и свып.

Рисунок 3.3 - График для определения радиусов упругого изгиба трубопровода в вертикальной плоскости: 1 - границы зоны допустимых радиусов на вогнутом рельефе; 2 - границы зоны допустимых радиусов на выпуклом рельефе

4. Технология строительства

Строительство магистральных трубопроводов следует выполнять в соответствии с СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» и СП 86.13330.2012 «Магистральные трубопроводы».

До начала строительно-монтажных работ по прокладке трубопровода выполняют следующие мероприятия:

выбор участков трассы для первоочередного строительства в зимнее и летнее время;

составление графиков производства строительно-монтажных работ и поставка необходимых машин, материалов и оборудования;

выбор мест и устройство площадок для складирования материалов и базирования техники, а также мест для вертолетных площадок;

разработка транспортной схемы завоза материалов, вариантов объездов непроходимых участков и преодоление труднопроходимых;

определение границ участков работы потоков с учетом характеристик сложных участков трассы;

оснащение производственных участков необходимыми машинами, оборудованием, материалами и рабочей силой;

устройство сварочно-монтажных и изоляционных баз, полигонов для обетонирования труб и обустройства жилых трассовых городков;

строительство временных технологических дорог и подъездов к ним, а также водопропускных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль нее;

Способы производства строительно-монтажных работ должны определяться проектами организации строительства и выполняться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Комплекс организационных и технологических решений должен предусматривать непрерывный производственный процесс строительства трубопроводов по мере продвижения потока на всем протяжении участка с учетом типа рельефа, характера обводненности местности, грунтовых условий, диаметра сооружаемого трубопровода и времени года.

Строительство трубопроводов на сложных участках территориях следует осуществлять из труб с заводской изоляцией или из труб, изолированных в базовых условиях.

На болотах и заболоченных участках должна, как правило, должна предусматриваться подземная прокладка трубопроводов.

.1 Подготовительные работы

.1.1 Приемка трассы от генерального субподрядчика и геодезическая разбивка

В соответствии с СП 86.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» генеральный субподрядчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства и не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ передать подрядчику техническую документацию на нее и на закрепленные на трассе строительства трубопровода пункты и знаки этой основы, а именно:

знаки закрепления углов поворота трассы;

створные знаки углов поворота трассы в количестве не менее двух на каждое направление угла в пределах видимости;

створные знаки на прямолинейных участках трассы, установленные попарно в пределах видимости, но не реже чем через 1 км;

створные знаки закрепления прямолинейных участков трассы на переходах через реки, овраги, дороги и другие естественные и искусственные препятствия в количестве не менее двух с каждой стороны перехода в пределах видимости;

высотные реперы, установленные не реже чем через 5 км вдоль трассы, кроме установленных на переходах через водные преграды (на обоих берегах);

пояснительную записку, абрисы расположения знаков и их чертежи;

каталоги координат и отметок пунктов геодезической основы.

Все геодезические измерения должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве».

Трасса должна приниматься от генерального субподрядчика по акту.

Перед началом строительства на трассе необходимо выполнить следующие работы:

произвести контроль геодезической разбивочной основы с точностью линейных измерений не менее 1/500, угловых 2' и нивелирования между реперами с точностью 50 мм на 1 км трассы. Трасса принимается от заказчика по акту, если измеренные длины линий отличаются от проектных не более чем на 1/300 длины, углы не более чем на 3’ и отметки знаков, определенные из нивелирования между реперами, - не более 50 мм;

установить дополнительные знаки (вехи, столбы и пр.) по оси трассы и по границам строительной полосы;

вынести в натуру горизонтальные кривые естественного (упругого) изгиба через 10 м, а искусственного изгиба - через 2 м;

разбить пикетаж по всей трассе и в ее характерных точках (в начале, середине и конце кривых, в местах пересечения трасс с подземными коммуникациями). Створы разбиваемых точек должны закрепляться знаками, как правило, вне зоны строительно-монтажных работ. Установить дополнительные репера через 2 км по трассе.

Результаты приемки геодезической основы и контроля закрепления трассы должны быть оформлены в соответствующем акте.

.1.2 Планировка строительной полосы

Планировка строительной полосы включает в себя срезку косогоров и бугров, склонов оврагов и балок с одновременной подсыпкой низинных мест местным или привозным грунтом и планировку микрорельефа с геодезическим контролем на полосе рытья траншеи, благодаря которой обеспечивается профиль траншеи, соответствующий упругому изгибу трубопровода при его укладке.

Спланированная поверхность должна быть ровной, без резких перепадов по высоте, вызывающих наклоны и перекосы ходовой части экскаватора.

При срезке склонов балок и оврагов разработанный грунт должен удаляться в места, предусмотренные проектом.

Планировка строительной полосы выполняется бульдозером.

.1.3 Снятие и восстановление плодородного слоя грунта

Работы по снятию и восстановлению плодородного слоя грунта выполняются на сельскохозяйственных землях: луг, пашня в соответствии с проектом на рекультивацию земель.

Снятие и перемещение плодородного слоя грунта в охранной зоне действующих трубопроводов должно выполняться бульдозером мощностью не более 200 л.с. Рекультивация производится на ширину траншеи плюс по 0,5 м с каждой стороны.

Рекультивируемый слой складируется в отвал за зону работы укладочной колонны. Толщина снимаемого плодородного слоя грунта составляет 0,2 м.

По окончании укладки трубопровода в траншею и его засыпки минеральным грунтом плодородный слой грунта перемещается из отвала на полосу строительства.

Перемещение осуществляется косопоперечными проходами бульдозера.

Окончательное разравнивание и уплотнение плодородного грунта производится продольными проходами бульдозера при рабочем ходе в двух направлениях.

4.1.4 Устройство вдольтрассового проезда и подъездных путей

Для доставки техники, материалов и труб на трассу используются существующие автодороги.

Для осуществления перевозок по трассе трубопровода, прохода и работы потока предназначен временный вдольтрассовый проезд, предусмотренный на полосе строительства.

В состав работ по устройству временного вдольтрассового проезда входит сооружение переездов через действующие трубопроводы, переходы через реки и ручьи.

Планировка проезда, срезка косогоров и бугров, склонов оврагов и подсыпка низинных мест производится в составе общих планировочных работ по всей строительной полосе.

Планировка строительной полосы производится с целью обеспечения стабильной технически и технологически определенной работы машин, механизмов, оборудования, транспортных средств и обслуживающего их персонала при выполнении всего комплекса строительно-монтажных и специальных строительных работ по прокладке линейной части магистральных трубопроводов, осуществляемой в различных природно-климатических условиях.

Технологический набор единичных видов работ при подготовке строительной полосы для прокладки магистральных трубопроводов в различных природных условиях зависит:

от технологии прокладки, предусмотренной ППР:

от сезона строительства трубопровода:

а) летний сезон;

б) зимний сезон.

прилегающего рельефа местности.

4.1.5 Погрузочно-разгрузочные работы

Приемку труб и перевозку их на участок субподрядчика производит сам заказчик или по дополнительному соглашению генподрядчик.

До начала погрузочно-разгрузочных работ необходимо выполнить комплекс подготовительных работ и организационно-технических мероприятий, в том числе:

назначить ответственных за производство работ и безопасную эксплуатацию кранов;

проинструктировать членов бригады по технике безопасности;

разместить в зоне производства работ необходимые механизмы, такелаж, инструменты и приспособления;

обеспечить работающий персонал телефонной связью, средствами первой медицинской помощи;

оборудовать стрелы трубоукладчиков, крюки торцевых захватов и траверс, ложементы на плетевозах защитными приспособлениями в виде эластичных накладок, предохраняющими изоляционное покрытие труб от непосредственного контакта;

обустроить подъездные пути с дорожными знаками «въезд», «выезд», «разворот», «ограничение скорости» и т.п.

Погрузка труб из штабеля на трубовоз для отвозки на трассу осуществляется краном-трубоукладчиком с использованием траверсы.

Работы по погрузке труб из штабеля на плетевозы выполняются в следующей последовательности:

кран-трубоукладчик с навешанной траверсой подают к штабелю и устанавливают в рабочее положение (крюк с траверсой располагают над серединой двух ближайших к крану труб);

прицеп-роспуск плетевоза, поданного к месту погрузки, затормаживается упорными башмаками, с натяжкой тягового троса;

трубы стропуют с обоих торцов, начиная с верхнего ряда, после уточнения надежности закрепления (расклинивая) в разбираемом штабеле каждой пары труб нижнего ряда, произведенного при складировании;

трубы поднимают, перемещают краном-трубоукладчиком по сигнальным знакам такелажника с погрузкой на трубоплетевоз.

После погрузки труб осуществляется крепление труб на трубоплетевозе, а кран-трубоукладчик возвращается к штабелю за следующими трубами.

Выгрузка одиночных труб с плетевоза осуществляется трубоукладчиком, оснащенным мягким монтажным полотенцем.

Стрелы трубоукладчиков должны быть оборудованы эластичными накладками.

Накладки крепятся к стрелам в местах возможного контакта с трубами с помощью съемных планок и хомутов.

Трубы следует размещать на трассе в "косую" однорядную раскладку, т.е. под острым углом к оси трубопровода.

При транспортировке труб вдоль трассы расстояние от следа движения трубовоза до бровки траншеи должно быть более 1 м.

При развозке вдоль трассы трубы и секции следует укладывать на расстоянии 1,5 м от бровки траншеи.

При складировании труб с изоляционным покрытием места контакта труб с опорными и разделительными стойками должны быть облицованы амортизирующими материалами (дерево, резина и т.д.) для обеспечения сохранности изоляции.

По одной трубе от пунктов временного складирования до трассы должны транспортироваться трубовозами на шасси полноприводных автомобилей типа УРАЛ-43204.

Перемещение труб волоком запрещается.

Предельное количество труб и трубных секций перевозимых на автомобилях и тракторах, с учетом грузоподъемности машин и размеров определяется по одной трубе.

Пункты перегрузки должны быть обеспечены погрузочно-разгрузочными средствами.

.2 Основные линейные работы

Основные линейные работы по строительству трубопровода включают в себя:

земляные работы;

сварочно-монтажные работы;

изоляционно-укладочные работы;

балластировка трубопровода ( в случае необходимости);

электрохимическая защита трубопровода от коррозии;

очистка полости и испытание трубопровода.

.3 Земляные работы

.3.1 Разработка траншеи

Разработку грунта производить одноковшовым экскаватором при движении его по оси траншеи с соблюдением проектных отметок дна траншеи и откосов.

Грунт, вынутый из траншеи и уложенный в отвал размещать не ближе 0,5 м от бровки траншеи.

Разработка траншеи одноковшовым экскаватором с обратной лопатой должна вестись без применения ручной подчистки дна. При приближении экскаватора к знакам, указывающим расположение подземных коммуникаций, работу следует прекратить. Разработку траншеи на этом участке производить вручную на расстоянии не менее 2 м от боковой стенки в обе стороны от коммуникации и не менее 1 м над верхом действующей коммуникации.

На участках пересечения с действующими подземными коммуникациями, проходящими в пределах глубины траншеи, выполнить подсыпку под действующими коммуникациями немерзлым песком или другим малосжимаемым (модуль деформации 20 МПа и более) грунтом по всему поперечному сечению траншеи на высоту до половины диаметра пересекаемой коммуникации подбивкой грунтом под коммуникацию и послойным уплотнением грунта. Вдоль траншеи размер подсыпки по верху должен быть на 0,5 м больше с каждой стороны пересекаемой коммуникации, а откосы подсыпки должны быть не круче 1:1.

Для устойчивой и надежной работы машин и механизмов полоса строительства в зоне их движения должна быть спланирована.

Крутизна откосов траншеи должна быть принята в соответствии с требованиями таблицы 4.1.

Ширина раскрытия траншеи по низу составляет 2,2 м для участков в нормальных условиях, и 2,6 м для обводненных участков.

Глубина заложения трубопровода принята проектом не менее 1,0 м [1].

Грунт, вынутый из траншеи или котлована, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от края траншеи в сухих и связанных грунтах и не менее 1 м - в песчаных и увлажненных грунтах.

При притоке грунтовой воды в траншею применять открытый водоотлив на рельеф (в пониженные места) с помощью водоотливной установки.

В качестве мягкого грунта применить песок крупный, средней крупности, мелкий и пылеватый по ГОСТ 25100-95.

При разработке траншеи под трубопроводом необходимо контролировать отклонение фактических отметок дна траншеи от проектных.

Таблица 4.1 - Крутизна откосов при разработке траншей в различных типах грунтов

Виды грунтов

Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки (м) не более


1,5

3

5

Насыпные неуплотненные

1:0,67

1:1

1:1,25

Песчаные и гравийные

1:0,5

1:1

1:1

Супесь

1:0,25

1:0,67

1:0,85

Суглинок

1:0

1:0,5

1:0,75

Глина

1:0

1:0,25

1:0,5

Лессы и лессовидные

1:0

1:0,5

1:0,5


Контроль производить:

на прямых участках - через 50м (при длине траншеи более 50м),

выборочно, но не менее чем в двух местах (при длине траншеи менее 50 м).

Для установки гнутых отводов через 2 м, кривые упругого изгиба через 10м.

Контроль производить нивелиром, нивелирными рейками, рулетками, мерной лентой. Согласно СП 86.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» допускается отклонение от проектных отметок на - 100 мм.

Глубину разработки траншеи экскаваторщику контролировать по постоянным (П-образные) и ходовым визиркам, при разработке допускается отклонение - 10 см.

Разработку траншеи в местах пересечений с существующими коммуникациями производить вручную на расстоянии не менее 2 м от боковой поверхности в соответствии с требованиями СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

Подземные коммуникации, попадающие в зону производства работ - полосу отвода, защищаются в зоне проезда строительной техники железобетонными плитами.

По мере продвижения строительно-монтажной колонны, плиты переукладывают на новый участок. Фактическую глубину залегания газопровода определить на месте.

4.3.2 Засыпка траншеи

До начала работ по засыпке траншеи с уложенным трубопроводом необходимо:

проверить проектное положение трубопровода;

проверить целостность изоляционного покрытия;

проверить проектное положение балластирующих устройств на обводненных участках (в случае их установки);

выполнить работы по предохранению изоляционного покрытия от механических повреждений (присыпка);

получить письменное разрешение от заказчика на засыпку уложенного трубопровода и наряд-допуск на производство работ.

Трубопровод засыпают непосредственно вслед за изоляционно-укладочными работами.

При достаточной ширине строительной полосы грунт из отвала перемещают бульдозером поперек к оси траншеи прямолинейными проходами. В стесненных условиях строительной полосы грунт бульдозером целесообразно перемещать под углом 45°-60° к оси траншеи косопоперечными и косоперекрёстными проходами.

Наиболее эффективен комбинированный способ засыпки, предусматривающий двойной проход бульдозера: в начале косопоперечный, а затем прямой поперечный.

Избыточный грунт, оставшийся после засыпки трубопровода, разравнивают в виде валика трапецеидального сечения с перекрытием не менее чем на 0,5 м в каждую сторону от бровок траншеи.

На криволинейных участках засыпку начинают от середины кривой по направлению к ее концам. На участках с вертикальными кривыми (в оврагах, на холмах и т.д.) засыпку следует производить с двух сторон сверху вниз.

Места установки запорной арматуры, тройников, контрольно-измерительных пунктов электрохимзащиты засыпаются после их установки и приварки катодных выводов.

На участках захлестов во избежание смещения трубопровода засыпка выполняется одноковшовым экскаватором, причем сначала засыпается место захлеста.

Засыпку траншеи бульдозером выполняет машинист 6 разряда.

На участках пересечения с действующими подземными коммуникациями, проходящими в пределах глубины траншеи, выполнить подсыпку под действующими коммуникациями немерзлым песком или другим малосжимаемым грунтом по всему поперечному сечению траншеи на высоту до половины диаметра пересекаемой коммуникации подбивкой грунтом под коммуникацию и послойным уплотнением грунта. Вдоль траншеи размер подсыпки по верху должен быть на 0,5 м больше с каждой стороны пересекаемой коммуникации, а откосы подсыпки должны быть не круче 1:1.

Для предотвращения эрозии проектом предусмотрено уплотнение грунта после засыпки в границах раскрытия траншеи и посев многолетних трав при рекультивации.

Засыпку траншей выполнять с предварительной подбивкой грунта под уложенный трубопровод, с послойным уплотнением по 0,3 м пневмотрамбовкой. После засыпки до начала рекультивации выполнить уплотнение грунта в границах раскрытия траншеи за десять проходов прицепным катком на пневмоколёсном ходу с коэффициентом уплотнения 0,92.

Важнейшими требованиями выполнения земляных работ являются:

соблюдение допустимой крутизны откосов котлованов и траншей;

соблюдение технологических разрывов по времени между разработкой траншеи, укладкой трубопровода и обратной засыпкой траншеи.

.3.3 Рекультивация

В соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.04-83* рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический.

Техническая рекультивация включает в себя следующие виды работ:

- снятие плодородного слоя почвы и перемещение его во временный отвал;

планировка нарушенных земель;

- уборка строительного мусора, производственных отходов, засыпка рытвин и ям, траншей, удаление из пределов строительной полосы всех временных сооружений;

восстановление плодородного слоя почвы;

планировка рекультивируемой поверхности земли;

восстановление системы естественного водоотвода.

Снимать плодородный слой почвы необходимо в талом состоянии, до наступления устойчивых отрицательных температур. Восстанавливать плодородный слой почвы следует в период, когда почва находится в незамёрзшем состоянии.

Снятие и восстановление плодородного слоя почвы производится бульдозером марки Т-15, а на участках с пересекаемыми и проходящими в зоне строительной полосы коммуникациями - бульдозером с относительно малым удельным давлением на грунт. Снятие плодородного слоя почвы и его перемещение в отвал следует производить бульдозером поперечными ходами на всю проектную толщину слоя рекультивации, по возможности, за один проход или послойно за несколько проходов.

Сухой минеральный грунт при разработке траншеи одноковшовым экскаватором перемещается в отвал вдоль разрабатываемой траншеи с перемещением бульдозером из зоны производства строительных работ.

Снятие, перемещение, хранение и восстановление плодородного слоя почвы должны исключить снижение его качественных показателей, а также потери при перемещении. Не допускается смешивание плодородного слоя с минеральным грунтом, а также для устройства подсыпок, перемычек и других временных сооружений для строительных целей.

Снятие плодородного слоя на трассе производится на ширину раскрытия траншеи плюс 0,5 м в каждую сторону и с полосы монтажных работ проектируемого и демонтируемого трубопроводов, а также в местах складирования минерального грунта.

Ширина полосы снятия плодородного слоя меняется в зависимости от ширины полосы отвода и взаиморасположения коммуникаций. Снятие плодородного слоя с территории амбаров производится со всей площади отвода. Толщина плодородного слоя изменяется от 0,3 м до 0,5 м.

Во время производства работ плодородный слой хранится в буртах и по окончании строительно-монтажных работ используется для рекультивации. Хранение плодородного слоя должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02-85, то есть с учетом предотвращения подтопления, засоления, загрязнения его промышленными отходами, твердыми предметами, камнем, щебнем, галькой, строительным мусором.

Биологическая рекультивация выполняется силами землепользователей и включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

В состав биологической рекультивации входят следующие виды работ:

глубокое рыхление почвы;

культивация почвы;

боронование почвы;

внесение минеральных и органических удобрений;

посев многолетних трав с поливом водой;

укрепление плодородного слоя почвы прикатыванием.

4.4 Сварочно-монтажные работы

Производство сварочных работ и контроль качества сварных соединений должно выполняться в соответствии с СП 86.13330.2012 «Магистральные трубопроводы».

Сварочно-монтажные работы на трассе будут производиться с применением следующих технологий:

комбинированная ручная-электродуговая сварка корневого слоя шва электродами LB-52U + автоматическая сварка порошковой проволокой в защитных газах сварочными головками М-300;

ручная электродуговая сварка электродами с основным видом покрытия.

Перед сборкой и сваркой труб необходимо:

произвести визуальный осмотр поверхности труб (при этом трубы не должны иметь недопустимых дефектов, регламентированных техническими условиями на поставку труб);

очистить внутреннюю полость труб от попавшего внутрь грунта, грязи, снега;

выправить или обрезать деформированные концы и повреждения поверхности труб;

очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 15 мм;

усиление заводских швов снаружи трубы следует удалить до величины от 0,5 до 1,0 мм на участке шириной от 10 до 15 мм от торца трубы.

удалить шлифованием на неизолированной поверхности трубы царапины, риски, задиры глубиной до 5% от нормативной толщины стенки, при этом толщина стенки не должна выходить за пределы минусового допуска на толщину стенки регламентированным в ТУ на трубу;

не разрешается производить ремонт любых повреждений поверхности трубы, включая вмятины на концах труб, забоины и задиры фасок кромок свариваемых элементов. Поврежденный участок трубы должен быть обрезан, а требуемая разделка кромок выполнена специализированным станком, при этом металл резаных кромок должен быть удален станком на величину не менее 1,0 мм;

после обрезки участка с недопустимыми дефектами произвести УЗК контроль сплошным сканированием всего периметра участка трубы, прилегающего к торцу, на ширину не менее 40 мм;

при выявлении расслоений после УЗ контроля обрезать трубу на расстояние не менее 300 мм от торца и произвести дополнительный УЗ контроль кромок на наличие расслоений.

Сборка труб должна производиться на внутренних центраторах гидравлического или пневматического типов.

Сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно, производится с применением наружных центраторов.

При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок не должно превышать 2,0 мм. Допускаются локальные смещения кромок до 3,0 мм при общей протяженности участков с указанными смещениями не более 1/6 периметра свариваемого соединения.

Непосредственное соединение без дополнительной обработки свариваемых торцов на трассе разнотолщинных соединений труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, переходами, днищами, отводами) допускается, если разность нормативных толщин стенок стыкуемых элементов не превышает 2,0 мм.

При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредственная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали.

Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем сварки между стыкуемыми элементами переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.

Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. Маркировку (клеймение) следует выполнять маркерами (несмываемой краской) на наружной поверхности трубы на расстоянии от 100 до150 мм от края изоляции в верхней полуокружности трубы.

Приварка каких-либо элементов, кроме катодных выводов, в местах расположения поперечных кольцевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается.

В случае если проектом предусмотрена приварка элементов к телу трубы, то расстояние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.

Непосредственное соединение труб с запорной и распределительной арматурой разрешается при условии, что толщина свариваемой кромки патрубка арматуры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях.

Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем сварки между стыкуемой трубой и арматурой специального переходника или переходного кольца.

При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.

При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.

Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 40°С.

При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.

Монтаж трубопроводов следует выполнять только на инвентарных подкладках. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.

К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допускаются сварщики (операторы сварочных установок), прошедшие аттестацию.

Перед началом сварочных работ на объекте сварщики (операторы) должны пройти допускные испытания.

Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.

Все сварочно-монтажные работы осуществляются в соответствии с операционными технологическими картами сборки и сварки, согласованными с генеральным субподрядчиком.

4.5 Изоляционно-укладочные работы

Изоляционно-укладочные работы на строительстве магистрального трубопровода должны выполняться в соответствии с ВСН 004-88, СП 36.13330.2012, СП 106-34-96, ГОСТ Р51164-98, ВСН 012-88, ВСН 008-88.

Рассматриваемый комплекс очистных и изоляционно-укладочных работ включают в себя:

изоляция сварных стыков трубопровода;

укладку трубопровода.

До начала производства работ по изоляции сварных стыков подрядчиком проводится входной контроль качества поступивших изоляционных материалов, который включает проверку:

наличия сертификатов на все виды поступивших изоляционных материалов;

соответствия муфт и манжет проектным данным.

Сварка секций изолированных труб должна производиться с использованием инвентарных лежек, на которые затем выкладываются плети или сплошная нитка трубопровода.

Изоляция сварных стыков труб непосредственно на трассе и укладка трубопровода в траншею должны выполняться только раздельно.

Ремонт изоляционного покрытия труб производится при необходимости соответственно после изоляции сварных стыков на трубосварочной базе и непосредственно на трассе магистрального трубопровода перед его укладкой в траншею.

Поставка труб для строительства предусматривается с заводским антикоррозийным покрытием.

Изоляция сварных стыков труб выполняется непосредственно на трассе.

Изоляция стыков труб термоусаживающимися муфтами должна выполняться в такой последовательности:

предварительная очистка изолируемой стальной поверхности трубы и подготовка заводского изоляционного покрытия;

предварительный нагрев поверхности, подлежащей изоляции до +50 - +60єС;

финишная очистка изолируемой поверхности пескоструйным аппаратом и придание шероховатости зоне с заводским изоляционным покрытием;

подготовка изоляционных материалов;

подогрев зоны сварного стыка пропановой горелкой;

приготовление двухкомпонентного эпоксидного праймера и нанесение праймера;

установка на зону сварного стыка термоусаживающейся манжеты;

установка замковой ленты;

термоусадка манжеты;

ремонт заводского изоляционного покрытия и поврежденных манжет;

контроль качества покрытия.

Температура подогрева зоны сварного стыка регламентируется ТУ на изоляционный материал и контролируется контактным термометром с диапазоном измерения от 0°С до +50°С.

Надвиг муфты на подогретый стык производится после удаления с нее упаковки.

Производят термоусадку манжеты, нагревая ее мягким желтым пламенем пропановых горелок одновременно от сварного шва в одну, затем в другую сторону, непрерывно перемещая горелки вокруг трубы по диаметру трубы.

После укладки средней части муфты нагрев и укладку следует продолжать от середины к краям.

При образовании на муфте гофр необходимо прекратить нагрев этих мест, а нагревать ровные соседние участки.

Для ускорения выравнивания поверхности муфт следует применять прикатывающие ролики из фторопласта.

Укладку трубопровода в траншею и его засыпку допускается производить при температуре неостывшего изоляционного покрытия стыка не выше 60°С.

Все сквозные повреждения изоляционного покрытия, повреждения с оставшимся на трубе слоем полиэтилена толщиной менее 1,5 мм подлежат ремонту:

отслоившееся от металла трубы покрытие удаляется;

поврежденный участок тщательно очищается от грязи, наледи и влаги на расстоянии не менее 200 мм от краев оставляемого покрытия (переход к металлу трубы должен иметь угол скоса не более 30°);

поверхность металла трубы в месте повреждения очищается от ржавчины стальными проволочными щетками, от пыли и влаги - протирочной тканью.

Изоляция стыков и ремонт заводской изоляции производится в соответствии с технологической картой, утверждённой и согласованной в установленном порядке. Изоляция кранов и фасонных изделий производится по технологической карте, утверждённой и согласованной в установленном порядке.

Укладка трубопровода выполняется цикличным способом, с использованием монтажных полотенец ПМ. Укладка производится с бермы траншеи. Колонна трубоукладчиков движется по берме траншеи.

При выполнении укладочных работ следует применять амортизирующие монтажные приспособления, исключающие возможность повреждения изоляционного покрытия.

Металлические части этих приспособлений, контактирующих с трубой, необходимо снабдить прокладками из эластичного материала.

Трубопровод должен укладываться в траншею на подготовленное основание, исключающее повреждение изоляционного покрытия, без провисания его отдельных участков.

Образующиеся «пазухи» должны засыпаться мягким грунтом с послойной его подбивкой.

При перемещении и укладке в траншею нефтепродуктопровода диаметром 1420 мм должно использоваться не менее четырех трубоукладчиков, соответствующих по грузоподъемности и моменту устойчивости.

При этом трубоукладчики поднимают трубопровод с земли на высоту, достаточную для работы монтажников, производящих изоляцию стыков манжетами (не более 0,5 - 0,7 м).

При укладке трубопровода в траншею в условиях осложненного рельефа также должна быть использована дополнительная пара трубоукладчиков, что позволяет избежать как поломки нефтепродуктопровода, так и опрокидывания трубоукладчиков.

Перед началом работ должны быть выполнены следующие операции:

траншея вырыта в полный профиль на проектную глубину, ширина по дну выдержана в соответствии с рабочими чертежами;

дно траншеи спланировано и зачищено, со дна и откосов удалены камни, корневища и другие твердые предметы;

сварочные работы закончены, качество сварных стыков проконтролировано, трубопровод размещен на бровке траншеи;

получено разрешение представителя заказчика на производство изоляционно-укладочных работ.

.6 Электрохимическая защита трубопровода

Строительство сооружений электрохимической защиты осуществляется в соответствии с РД-153-09.4-039-99 «Нормы проектирования электрохимической защиты магистральных трубопроводов и площадок магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов».

Строительство сооружений электрохимической защиты осуществляется в две стадии:

на первой стадии выполняются следующие работы:

а) разметку трасс участка производства работ, ВЛЗ и кабелей, подготовку строительной площадки;

б) строительство лежневых проездов;

в) доставку оборудования установки катодной защиты, монтажных узлов, деталей, метизов, инструмента, приспособлений и материалов;

г) разработку грунта в траншеях и котлованах;

д) сооружение анодных и защитных заземлений, монтаж и укладку протекторов;

е) прокладку подземных коммуникаций;

ж) монтаж катодных и контрольных электрических выводов от трубопроводов, а также контактных соединений анодных, защитных заземлений и протекторных выводов;

з) установку и закладку в сооружаемые фундаменты несущих опорных конструкций для монтажа оборудования;

и) обратную засыпку с трамбовкой после установки оборудования.

Работы первой стадии ведутся одновременно с основными строительными работами по технологической части трубопровода.

во второй стадии необходимо осуществлять работы по установке оборудования, подключение к нему электрических кабелей, проводов и индивидуальное опробование электрических коммуникаций и установленного оборудования.

Работы второй стадии выполняются после окончания основных видов строительных работ и одновременно с работами специализированных организаций, осуществляющих пуск, опробование и наладку средств и установок электрохимической защиты по совмещенному графику.

.7 Очистка полости и испытание трубопроводов

Полость трубопровода до испытания должна быть очищена от окалины и грата, а также от случайно попавших при строительстве внутрь трубопроводов грунта, воды и различных предметов.

Очистка полости трубопроводов выполняется одним из следующих способов:

промывкой с пропуском очистных поршней или поршней-разделителей;

продувкой с пропуском очистных поршней, а при необходимости и поршней-разделителей;

продувкой без пропуска очистных поршней.

Очистка полости линейной части и лупингов трубопроводов должна, как правило, выполняться продувкой воздухом с пропуском поршня-разделителя.

Очистка полости подземных трубопроводов должна производиться после укладки и засыпки.

На трубопроводах, монтируемых без внутренних центраторов, следует производить предварительную очистку полости протягиванием очистных устройств в процессе сборки трубопроводов в нитку.

Промывке с пропуском очистных поршней или поршней-разделителей следует подвергать трубопроводы, испытание которых предусмотрено в проекте гидравлическим способом.

При промывке трубопроводов перед очистными поршнями или поршнями-разделителями должна быть залита вода в объеме 10-15 % объема полости очищаемого участка. Скорость перемещения очистных поршней или поршней-разделителей при промывке должна быть не менее 1 км/ч.

Продувке с пропуском очистных поршней должны подвергаться трубопроводы диаметром 219 мм и более, укладываемые подземно и наземно.

При продувке очистные поршни пропускаются по участкам трубопровода протяженностью не более чем расстояние между линейной арматурой под давлением сжатого воздуха или газа, поступающего из ресивера (баллона), создаваемого на прилегающем участке.

Продувка считается законченной, когда после вылета очистного устройства из продувочного патрубка выходит струя незагрязненного воздуха или газа.

Если после вылета очистного устройства из трубопровода выходит струя загрязненного воздуха или газа, необходимо провести дополнительную продувку участка.

Если после вылета очистного устройства из продувочного патрубка выходит вода, по трубопроводу дополнительно следует пропустить поршни-разделители.

При застревании в трубопроводе в процессе продувки или промывки очистного устройства это устройство должно быть извлечено из трубопровода, и участок трубопровода подлежит повторной продувке или промывке.

Испытание трубопроводов на прочность и проверку на герметичность следует производить гидравлическим (водой, незамерзающими жидкостями) или пневматическим (воздухом, природным газом) способом для газопроводов.

При всех способах испытания на прочность и герметичность для измерения давления должны применяться проверенные опломбированные и имеющие паспорт дистанционные приборы или манометры класса точности не ниже 1 и с предельной шкалой на давление около 4/3 от испытательного, устанавливаемые вне охранной зоны.

О производстве и результатах очистки полости, а также испытаниях трубопроводов на прочность и проверки их на герметичность необходимо составить соответствующие акты.

Выводы

Топливно-энергетический комплекс - сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.

Одним из самых эффективных видов транспорта жидких и газообразных продуктов является трубопроводный транспорт.

Трубопроводное строительство в нашей стране превратилось в одну из передовых высокомеханизированных отраслей строительной индустрии.

На строительстве магистральных трубопроводов эксплуатируется значительное количество общестроительной техники (экскаваторов, бульдозеров, кранов), а также несколько десятков типов специальных машин и механизмов (трубоукладчиков, траншейных экскаваторов, трубогибочных станков, трубовозов). Одновременно разрабатывается большое число новых машин и механизмов.

В ходе выполнения данного курсового проекта были рассмотрены основные вопросы, связанные со строительством и проектированием магистрального подземного газопровода.

Были произведены соответствующие расчеты по определению толщины стенки трубопровода, его прочности и устойчивости, а также определение радиусов упругого изгиба на поворотах в вертикальной и горизонтальной плоскостях, перемещение свободного конца трубопровода.

Похожие работы на - Организация строительства магистрального подземного трубопровода

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!