Трудовые отношения с иностранными гражданами на территории России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,1 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трудовые отношения с иностранными гражданами на территории России

Введение

мигрант трудовой иностранный право

Актуальность дипломной работы. В современном мире быстро развивается международные коммерческие отношения. Объединение Российской Федерации с международным сообществом приводит к тому, что наша страна активно участвует в общемировом движении товаров, услуг, каких-либо капиталов, а также трудовых ресурсов.

Ежегодно в Российской Федерации находится большое количество иностранных граждан. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году число прибывших иммигрантов составило 1мл.186тыс.481 человек, выбывших по причине депортации и/или самостоятельного решения - 969 тыс.581 человек. Из этого следует, что часть иммигрантов остается в целях трудоустройства или для проживания на территории Российской Федерации.

С каждым годом в нашей стране увеличивается количество иностранной рабочей силы. Прием иностранного работника на работу выгоднее работодателю связанных, прежде всего, с упрощенными вопросами приема и увольнение работников, а также созданием для них социально-бытовых условий, согласованием управленческих решений, разрешением трудовых споров.

С другой стороны, безработица, в свою очередь, которая привела к снижению в экономике большинства республик бывшего Советского Союза - это стало причиной того, что иностранные граждане, которые остались без работы были обязаны добывать хлеб для своей семьи за рубежом.

На основе определения правовых рамок между иностранными гражданами и Российской Федерацией был создан Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В ст.1 закона определяется, что «регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающее по причине пребывания (проживания) иностранных граждан, либо осуществления ими какой-либо деятельности на территории РФ».

На сегодняшний день, чтобы принимать на работу иностранного гражданина работодателю следует получить разрешение на использование иностранной рабочей силы. В свою очередь, прибывший на территорию Российской Федерации иностранный гражданин обязан оформить ряд документов (патент, разрешение на работу), которые будут разрешать ему осуществлять трудовую деятельность в условиях действующего законодательства. Незаконное привлечение иностранной рабочей силы может привести к наказанию со стороны государства для работодателя, с одной стороны, и депортации иностранного гражданина, с другой стороны.

Степень разработанности темы научного исследования. Вопросам трудовых отношений с иностранными гражданами в трудовом праве уделяли внимание А.В. Скоробогацкая, В.А. Васильев и Е.В. Васильева, Г.С. Скачкова, Е.Л. Ермошина, Ломакин А., Чесноков А. и др.

В своей работе «Международное регулирование прав мигрантов» Чесноковым А. были рассмотрены основные международные документы, которые связаны с определением трудящийся-мигрант, а также были охарактеризованы права иностранных граждан. Следуя из этого, в данной статье описывается основная информация о правовом положении трудящихся-мигрантов в разных государствах.

Проблема «Правого статуса иностранного гражданина в России и за рубежом» исследовалось Шойко И.С., который поднимал вопрос о принципах конституционного закрепления статуса иностранного гражданина в России, а также рассмотрены основные положения государственно-правового регулирования миграционных процессов. Следуя из этого, в статье проведено сравнение правового положения трудовых мигрантов в России и за рубежом.

В статье «Трудовые правоотношения с иностранными гражданами» Васильев В.А. и Васильева Е.В. были затронуты общие правовые отношения, касающиеся соблюдения основ законодательства в РФ по поводу оформления трудовых отношений с иностранными гражданами, а именно применение российского законодательства в правомерном оформлении указанной категории граждан.

Актуальные проблемы освещает в своей работе «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» Скачкова Г.С., где описывается характеристика законодательства Российской Федерации о статусе иностранного гражданина, которые работают в России. Раскрываются международные трудовые стандарты регулирования труда иностранного работника, а также определяется основы правового положения иностранцев.

Основные вопросы заключения трудовых отношений не только с иностранными гражданами, но и с гражданами РФ анализируется в работе «Трудовой договор, трудовые отношения» Анисимова Л.Н., который анализирует общие положения заключения трудового договора.

В журнале «Кадровое дело» в статье «Расторжение трудового договора с иностранным гражданином» характеризуется общие положения прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами: основания увольнения, уведомление о расторжении отношений с указанной категории работников.

Подводя итоги, учеными было исследовано, с одной стороны, трудовые отношения с иностранными гражданами на территории России, а с другой стороны, правовые основы оформления труда иностранных граждан в Российской Федерации.

Целью дипломной работы является исследование особенностей регулирование трудовых отношений иностранных граждан, прибывающих и работающих на территории Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:

.провести сравнение между понятиями «иностранный гражданин», «иностранный работник» и «трудящийся-мигрант»;

2.рассмотреть международные правовые акты, закрепляющие права работников-мигрантов и их значение в регулирование труда иностранных работников в РФ;

.дать общую характеристику законодательства Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан, работающих в РФ;

.изучить общую характеристику видов трудовой деятельности иностранных работников в РФ;

.проанализировать порядок получения разрешения на осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации;

.исследовать особенности заключения и прекращения трудовых отношений с иностранными работниками;

.провести исследование по выявлению заключений трудовых отношений с иностранными гражданами в Российской Федерации;

.разработать информационный портал для правовой, психологической, кадровой помощи иностранным гражданам, прибывающим на территорию Российской Федерации.

Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в процессе оформления трудовых отношений с иностранными гражданами.

Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование, теоретические аспекты и практика оформления трудовых отношений с иностранными гражданами.

Нормативную базу исследования можно описать с помощью ст.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», которая определяет, что правовую основу составляет Конституция Российской Федерации и иные федеральных законов, а также определяется международными договорами Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является целостным исследованием, направленный на определение анализа существующих проблем оформления трудовых отношений с иностранными гражданами.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что высказанные суждения являются добавлением к имеющимся научным исследованиям в данной области. Рассчитывается, что результат исследования, который основан на многообразие научных взглядов по данной теме, будет востребован в сфере трудовых отношений не только с иностранными гражданами, но и гражданами Российской Федерации.

Структура дипломной работы устанавливается целями, задачами. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают 7 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Общие положения правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан

1.1Соотношение понятий «иностранный гражданин», «иностранный работник» и «трудящийся-мигрант»

Анализ правового статуса иностранных работников следует начать с изучения понятий, которые включают в себя такие термины, как иностранный гражданин, иностранный работник и трудящийся-мигрант.

Правовое определение понятия иностранный гражданин изначально было сформулировано в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации", в соответствии с которым иностранным гражданином «признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства».

Впоследствии появился Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", который:

·определяет правовое положение иностранных граждан в РФ;

·определяет порядок учета иностранных граждан в РФ лиц;

·определяет контроль над ними.

Согласно ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Как видно, эти два определения не являются полностью идентичными, так как в соответствии с ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" у «иностранца» должно быть доказательство наличия иностранного гражданства, а ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" такого требования не устанавливает.

В ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" впервые дано определение понятия иностранного работника, то есть иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность.

Согласно ст. 20 ТК РФ работник «является одна из сторон трудовых отношений и определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем».

В ст. 11 ТК РФ говорится, что на территории Российской Федерации правила и нормы, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами. Исходя из этого, иностранец попадает под определение понятия работника, которое определяется в ст. 20 ТК РФ.

Согласно Кодексу каждый иностранный гражданин, находящиеся в России и достигший определенный возраст, может осуществлять трудовую деятельность и заключать трудовые отношения с работодателем.

В свою очередь в ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» дается понятие иностранного работника: «иностранный работник - это лицо, временно пребывающий на территорию Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Проведем сравнение между двумя понятиями иностранный гражданин и иностранный работник. Отличие двух понятий заключается в то, что иностранный гражданин − это лицо, не имеющие гражданство РФ, но имеющие доказательство другой страны. Однако согласно ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ», «иностранным работником признается лицо, которое находится в РФ и при этом выполняет трудовую деятельность».

В законодательстве Российской Федерации понятие трудящийся-мигрант не зафиксировано, что дает определенную сложность в регулировании правового положения иностранных граждан в сфере труда на территории РФ.

Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ» являются составной частью ее правовой системы. Если в международном договоре РФ определены иные правила, чем те, которое предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

В международно-правовых актах, в том числе международных договорах с участием РФ, употребляется термин трудящийся-мигрант, а не иностранный работник. По этой причине появляется необходимость исследовать понятие трудящийся-мигрант, определить круг лиц, составляющих данную категорию.

Трудящийся-мигрант - это лицо, которое перемещается из одного государства в другое в поисках работы. Важное место в регулировании правового статуса трудящихся-мигрантов занимают соглашения, заключенные под руководством Международной организации труда. Первым международным соглашением считается Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах 1949 г., которая содержит определение «трудящийся-мигрант - это лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта».

Конвенция МОТ о равноправии граждан стран, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 г. направлена на предоставление каждому государству - члена МОТ единых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на социальные пособия.

Центральное место среди международных соглашений, затрагивающая труд мигрантов и членов их семей, занимает Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.

Конвенция была создана с целью обеспечения правовой защиты трудящихся-мигрантов, однако, установив при этом нормы всестороннего характера.

В соответствии с п.1 ст.1 Конвенции положения применяются ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без расхождений по:

·признаку пола;

·расы;

·цвета кожи;

·религии или убеждений, политических или иных взглядов;

·национального, этнического или социального происхождения;

·гражданства;

·возраста;

·экономического, имущественного, семейного и сословного положения и т.д.

Ст. 2 Конвенции устанавливает, что «трудящийся-мигрант - это лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой работой в государстве, гражданином которого оно не является». Кроме общего понятия, Конвенция содержит перечень подкатегорий трудящихся-мигрантов - это приграничные, сезонные трудящийся, моряки, трудящийся на проекте, трудящийся целевого найма, трудящийся-мигрант, который работает по найму.

Данная конвенция не распространяет свое действие на:

·лиц, которые направляются и нанимаются международными организациями;

·лиц, статус которых устанавливается соглашением с государством работы по найму и в соответствии, с которым не считаются трудящимися-мигрантами;

·лиц, которые заняты в стационарной прибрежной установке, которым не разрешается проживание, и участие в оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму.

Исходя из смысла данного определения, следует выделить две основные характеристики трудящихся-мигрантов:

А во-вторых, что к трудящимся-мигрантам относятся нелегальные иммигранты, так как в определении нет конкретизации, потому что к данной категории лиц могут быть отнесены только лица, законно осуществляющие трудовую деятельность.

Таким образом, Конвенция N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" определяет, что трудящийся-мигрант - это «лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы».

Конвенция исключает из понятия трудящийся-мигрант:

·лиц, трудящихся в приграничных районах;

·артистов и представителей свободных профессий, въехавших в страну на определенный срок;

·моряков;

·лиц, приезжающих с целью получения образования;

·лиц, въехавших на определенный срок для выполнения конкретной работы, которые обязаны выехать из страны после выполнения этой работы.

Следовательно, для того, чтобы лицо определить как трудящийся-мигрант и распространить на него права и гарантия относительно равенства возможностей в отношении труда и занятий требуется, чтобы данное лицо въехало в страну для выполнения работы на законных основаниях.

Аналогичное определение трудящийся-мигрант содержится в ст.11 Конвенции Международной организации труда №97 «О трудящихся-мигрантов» , в которой прописывается, что трудящийся-мигрант - это «лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу за собственный счет». Этот акт не распространяет свое действие на пограничных работников, лиц свободных профессий и моряков.

Таблица 1.

Иностранный гражданинИностранный работникТрудящийся-мигрантфизическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государствафизическое лицо, временно находящиеся в Российской Федерации и выполняющий в установленном порядке трудовую деятельностьфизическое лицо, которое перемещается из одного государства в другое в поисках работы

Итак, определений иностранный гражданин, иностранный работник и трудящийся-мигрант имеют свои сходство и различия. Например, каждое определение относит лицо к другому государству, однако суть все такие различается.

Так согласно определению иностранный гражданин− это гражданин, находящиеся на территории Российской Федерации, но не имеющий гражданство данного государства. В свою очередь понятия иностранный работник и трудящийся-мигрант похожи, по своей сути они определяют, что это лицо, которое приехала на территорию Российской Федерации для реализации трудовой деятельности. Но иностранный работник, имея разрешение на работу или патент, уже выполняет трудовую деятельность, а трудящийся - мигрант перемещается в поисках этой работы. Вот в чем заключается различие двух этих понятий.

Однако важно знать точное определение этих понятий для того, чтобы правильно использовать их в законодательстве Российской Федерации.

1.2Международные правовые акты, закрепляющие права работников-мигрантов и их значение в регулирование труда иностранных работников в РФ

В настоящее время на мировом уровне действует ряд документов, которые касаются политико-правового регулирования разных аспектов иммиграции, а также определения социально-экономического и политического статуса иммигрантов в странах, на территории государств которые их приняли.

Все эти документы делятся на два вида:

·обязательные (конвенции и протоколы);

·рекомендательные (хартии, декларации, резолюции, пакты).

Однако некоторые имеют ограниченную географическую приспособляемость, потому, что они были приняты региональными международными организациями, и их действие распространяется только на страны, которые входят в эти организации.

Документы, принимаемые различными межправительственными организациями, выступают своего рода юридическими ориентирами для разработки иммиграционной политики и иммиграционного законодательства внутри отдельных государств и их объединений.

На данный момент Всеобщая декларация прав человека и гражданина, принятая ООН в 1948 году определяет общий вид прав человека.

На международном уровне в Декларации распространяются положения:

·п. 2 ст. 13: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну»;

·п. 1 ст. 14: «Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем»;

·пункты 1 и 2 ст. 15: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Декларация не носит обязательный характер, однако можно считать, что она обладает моральным воздействием.

Спустя некоторое время на международном уровне было принято ряд деклараций, конвенций и протоколов, которые конкретизировали положения Всеобщей декларации прав человека и гражданина. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН в 1966 году стал первым международным договором в сфере обеспечения соблюдения политических прав человека, который является обязательным для исполнения.

Согласно данному Пакту, участвующие члены-государств: «признают, что, согласно Всеобщей декларации прав человека <#"justify">·оценка систематических докладов государств, ратифицировавших Пакт, содержание которых касается прогресса этих стран в реализации на национальном уровне прав, признаваемых в Пакте;

·рекомендации странам-участникам Пакта в области совершенствования реализации прав человека;

·рассмотрение претензий в несоблюдении норм Пакта, предъявляемых гражданином или правительством одного из государств-участников Пакта к любому другому государству-участнику Пакта.

Необходимо отметить, что назначения Комитета по правам человека носят рекомендательный характер, но не как необязательный к выполнению.

В 1990 г. ООН была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция вступила в силу в 2003 году. Показательно, что только в 10<#"justify">Цель Декларации представляет собой развитие и соблюдение прав человека, за счет улучшения деятельности существующих институтов и структур по вопросам международной миграции.

Делая вывод, можно сказать, что на данный момент существует большое количество международных документов, такие как конвенции (Международная конвенция «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»; Американскую конвенцию по правам человека и т.д.) декларации (Всеобщая декларация прав человека и гражданина; Декларация «О правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают» и др.), хартии и т.д.

Все они определяют те или иные условия, с помощью которых устанавливаются нормы. Все эти нормы установлены во Всеобщей Декларации прав человека, от которой отталкивается любой международный договор, связанный с любой сферой нашей жизнедеятельности, для нас в правовой сфере.

1.3Общая характеристика законодательства Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан, работающих в РФ

Современное российское трудовое законодательство стремиться учесть и использовать мировой опыт. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ» являются составной частью ее системы. Нормы международного договора применяется, если международным договором РФ установлены другие правила и нормы.

Международные договоры РФ с зарубежными государствами и международными организациями заключаются с уполномоченными федеральными органами. Международные договоры после официальной ратификации и одобрения приобретают обязательную силу на всей территории Российской Федерации.

Источниками международно-правового регулирования трудовых отношений служат различные акты ООН и Международной Организации Труда (МОТ), а также территориальные объединения государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

Участие ООН в международном регулировании трудовых отношений предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:

1.«Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2.Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

.Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В соответствие со ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ являются составной частью российской правовой системы.

Однако если международным договором Российской Федерации установлены другие правила и нормы, чем те которые предусмотрены законами и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.

Необходимо обратить внимание, что в регулирование трудовых отношений главным источником являются международные документы, которые не содержат нормы, направленные на регламентацию отношений гражданско-правового характера. Однако они составляют основание для регулирования общего положения лица в частноправовой сфере и установления ему определенного статуса.

К ним должны быть отнесены:

Во-первых, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о правах человека, принадлежащих индивидам, которые не являются гражданами страны проживания, 1985 г., а также международные пакты о правах человека 1966 г. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах).

Во-вторых, остальные международные соглашения формируют основу межгосударственного сотрудничества (например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.).

Одним из «регулировщиком» трудовых отношений на международном уровне и связывающийся с законодательство РФ является Международная организация труда (МОТ), которое представляет собой специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

Цели и задачи МОТ указаны в её Уставе, в котором говорится, что организация создается в целях установления и сохранения социального мира, защиты прав человека, проведения трехсторонних переговоров и регулирования социально-трудовых отношений. Деятельность МОТ основывается на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма, то есть это «принцип регулирования трудовых и связанных с ними экономических отношений, который определяется на равноправном взаимодействии, сотрудничестве представителей наемных работников, органов государственной власти и представителей предпринимателей, работодателей».

Важнейшими документами, регулирующим ее деятельность, являются Устав и Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации.

Главным принципом работы МОТ является трипартизм, который означает формирование почти всех ее органов, базирующихся на основе трехстороннего представительства − от правительств, представителей работников и предпринимателей.

Иностранные граждане, пребывающие на территорию Российской Федерации можно определить термином «иммигрант». Иммигрант (от слова imigrare - вдвигаться, въезжать) - это лицо, которое приезжает на территорию страны для осуществления его деятельности.

В настоящее время Российская Федерация является одним из самых крупных центров, принимающих иммигрантов. По нынешней ситуации большое количество иммигрантов определяется под действием многих факторов, таких как:

)геополитическая ситуация;

2)более стабильное экономическое положение России по сравнению с другими странами СНГ;

)демографические проблемы, связанные с абсолютным уменьшением численности населения;

)«прозрачность» границ со странами СНГ;

)наличие в России больших национальных диаспор.

Все эти факторы указывают на то, что Россия сохраняется и останется принимающей страной на долгое время.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году число прибывших иммигрантов составило 1мл.186тыс.481 человек и это число растет не только в России, но также и в мире в целом. Иммигранты составляют постоянно растущую часть населения Российской Федерации.

Значительная часть иммигрантов нацелена на постоянное проживание в России. Многие из тех, кто намерен вернуться в свои страны, живут в России долгое время − несколько лет. Правовой статус таких жителей не однозначно статусу гражданина РФ. Тем не менее, именно законодательное закрепление за иммигрантом, которые временно проживают на территории Российской Федерации, позволяет осуществлять первичное регулирование миграционных потоков в Российскую Федерацию.

В данном случае говорится, как об иммиграции (т.е. первичном въезде на территорию страны), так и о последующей внутренней трудовой иммиграции по территории субъектов РФ.

Правовой статус иммигранта носит временный характер - в дальнейшем он либо натурализуется (получает гражданство страны своего проживания и работы), либо отбывает на территорию государства, гражданином которого является. «Особенность правового положения иммигранта состоит в том, что за пределами конвенций и международных соглашений, ратифицированных принимающей стороной и вступивших в законную силу на момент въезда на ее территорию обозначенного лица, легитимность его статуса всецело зависит от норм национального законодательства, которые в каждом отдельном государстве обладают своей спецификой».

Правовой статус иммигрантов в России можно рассмотреть с помощью принципов конституционно-правового статуса личности, который применяется к иностранным гражданам в сопоставление с действием принципов в отношении собственных граждан государства.

В отношении конституционно-правового статуса иностранных граждан можно сказать, что такие принципы закреплены в Конституции и иных законах. Закрепление принципов статуса личности, в том числе статуса иностранцев дает возможность говорить об учредительном характере.

В зависимости от субъектов правоотношений, на которые распространяется действие таких принципов, можно классифицировать принципы конституционно-правового статуса личности на следующие виды:

.Общие принципы (имеют действие в равной степени по отношению к собственным гражданам государства, так и к иностранным граждан);

1)принципы, действующие применительно к правовому положению собственных граждан государства;

2)принципы, действующие применительно к правовому положению иностранных граждан.

В основе правового статуса личности лежит один из принципов - это принцип неотчуждаемости прав и свобод человека. Поскольку основные права, права человека, должны принадлежать всем людям, независимо от их принадлежности к тому или иному гражданству, данный принцип должен распространять свое действие на регулирование статуса не только собственных граждан государства, но и иностранных граждан.

Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В данной статье говорится, что «каждый», то есть находящиеся именно в Российской Федерации, следовательно, принцип неотчуждаемости относиться не только к гражданам РФ, но и также он действует на пребывающих иностранных граждан.

Подводя итоги, можно сказать, что принцип неотчуждаемости прав и свобод человека лежит в основе конституционно-правового статуса иностранных граждан и означает, что права и свободы человека принадлежат не только гражданам государства, но и иностранным гражданам, и могут быть ограничены только в исключительных случаях и в порядке, которые установлены законом.

Принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина также находит свое закрепление в Конституции РФ, в частности, в ст. 18 - «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Данный принцип следует рассматривать в качестве одного из принципов статуса иностранных граждан в Российской Федерации. То есть права и свободы, которыми иностранцы наделяются в соответствии с положениями Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Нормативные правовые акты, регламентирующие отношения с участием иностранцев в той или иной сфере, должны приниматься в четком соответствии с конституционными положениями и в их развитие и не нарушать права и свободы, предоставленные иностранцам согласно конституционным нормам.

Равноправие предполагает наделение граждан равными правами, создание равных условий для их реализации, а также установление равных обязанностей. Как правило, в отечественной и зарубежной научной литературе содержание данного принципа раскрывается через следующие его составные элементы:

·равенство перед законом и судом;

·равенство между мужчиной и женщиной;

·недопущение дискриминации по признакам расы, национальности, государственной принадлежности и т.д.

Если этот принцип рассматривать применительно к иностранным гражданам, то он является преамбулой как равенство между иностранными гражданами и гражданами государства на территории Российской Федерации.

Принцип равенства прописывается в Конституции РФ ст. 19, в ч. 1 которой установлено равенство всех перед законом и судом, а в ч. 2: «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Следующий, который будет рассматривать принцип - это принцип гуманизма, то есть включает в себя человечность в отношении к людям, уважение личности, уважение ее прав и свобод. Данный принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В отношении конституционно-правового статуса иностранных граждан данный принцип приобретает особое значение, т.к. требует гуманного отношения к категории лиц, менее защищенной, нежели собственные граждане государства.

Принцип гуманизма тесно связан с принципом уважения основных прав и свобод, который прописывается на международном уровне в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч. 2 ст. 29 и ст. 30) и Устав ООН. Отказ государства от распространения действия этих принципов, то есть уважения основных прав и свобод человека на отношения с участием иностранных граждан будет означать деградацию общества, неуважение человеческого достоинства.

Действие данного принципа в отношении иностранных граждан является особенным и выражается в наделении иностранцев комплексом прав, свобод и обязанностей, отличным от того, который предоставляется собственным гражданам государства. Права и свободы иностранных граждан в первую очередь в политической, а также в иных сферах жизнедеятельности общества ограничиваются, что связано с необходимостью защиты интересов государства и его собственных граждан.

Главное, чтобы подобные ограничения прав и свобод иностранцев должны быть разумными и обоснованными и не нарушать права и свободы, признаваемые в мире за человеком, независимо от того, гражданином какого государства он является. То есть в данном случае при регулировании конституционно-правового статуса иностранцев должен быть найден тот баланс, который позволил бы учесть интересы и государства, включая граждан такого государства, и иностранцев, пребывающих (проживающих) на его территории.

Среди принципов определения статуса личности выделяют также соответствие статуса личности в государстве требованиям и стандартам, сложившимся в международном сообществе. Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

То есть нормы международного права признаются в России источником права и, соответственно, могут влиять на регулирование различных отношений, поэтому представляется, что названный принцип следует учитывать при регулировании конституционно-правового положения не только собственных граждан государства, но и иностранцев.

На такое регулирование будут оказывать воздействие нормы международного права, провозглашающие и гарантирующие права и свободы человека (например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международная конвенция о трудящихся мигрантов и их семей и др.).

Последним принцип, согласно которому в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Делая вывод, можно сказать, что все граждане РФ и люди, пребывающие на территории Российской Федерации, а также те, кто не являются граждане РФ, а только временно находятся на территории страны, несут равную ответственность с гражданами Российской Федерации.

Таким образом, принципы конституционного - правового статуса иностранного гражданина представляет собой основу, и показывают место, которые они занимают на территории страны и государства в целом. Также подводя итоги, иностранные граждане, которые находятся на территории Российской Федерации, обязаны исполнять законодательство этой страны. В свою очередь РФ обязаны, чтобы не отнимать права у иностранных граждан придерживаться основных международных соглашений, таких как Всеобщая Декларация прав и свобод и др. международных актов.

Подводя итоги, можно сказать, что иностранные граждане - это физические лица, пребывающие на территорию другой страны и имеющие документы гражданства другого государства. Но мы выяснили, что существует также понятие иностранный работник, в свою очередь, который определяется как лицо, пребывающий на территории другой страны с целью осуществления трудовой детальности. Мы определили различие следующим образом:

.Иностранные граждане можно определить как лица, которое находится на территории государства - это могут быть люди приезжающие по визовым документам и т.д.;

2.Иностранные работники отличатся тем что, они находятся на территории другого государства только с целью трудоустройства и это должно быть подтверждено специальными миграционными документами.

Также мы опередили, что существует понятие трудящийся-мигрант - это лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.

Мы рассмотрели основные международные документы, на которые опирается не только наше законодательство, но и законодательство стран, ратифицировавших их. Одним из главных документов, на котором базируется все нормативно-правовые акты - это Всеобщая декларация прав человека, целью которой является стремление к уважению прав и свобод человека и обеспечения их эффективного признание среди народов государств-членов этой декларации. Однако данный документ носить рекомендательный характер и не обязательный для исполнения.

Рассмотрев законодательство Российской Федерации, мы сделали вывод, что все граждане, имеют те же обязанности, как и граждане РФ. Из чего следует, что иммигранты обязаны, подчинятся законам РФ, если они пребывают территории или в других иных случаях предусмотренных законодательством.

Глава 2. Использование труда иностранных работников на территории Российской Федерации

.1 Общая характеристика видов трудовой деятельности иностранных работников на территории РФ

Для того чтобы охарактеризовать виды трудовой деятельности иностранных граждан, следует определить, что понимается под деятельностью.

Согласно словарю Ефремовой под деятельностью «понимается работа, занятие в какой-л. Области».

Значение слова деятельность по Ожегову:

Деятельность - «работа каких-нибудь органов, а также сил природы».

Деятельность в Энциклопедическом словаре трактуется так:

Деятельность - «это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс».

Обобщая несколько понятий из разных словарей, можно сделать вывод, что под деятельностью понимается как занятие, работа, так и занятие человека в какой либо области.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «трудовая деятельность иностранного гражданина - это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)».

Следовательно, можно сказать, что иностранные граждане, прибывающие на территории Российской Федерации, имеют право осуществлять трудовую деятельность с помощью заключения либо трудового договора, либо гражданско-правового договора на выполнение определенной работы (услуги).

Однако иностранные граждане могут заниматься в России и другими видам деятельности, которые предусмотрены в Федеральном законе «О правом положении иностранного гражданин в РФ», а также на основе норм других федеральных законов, поскольку ФЗ №115 не содержит ограничений по поводу отраслевой принадлежности трудовых отношений с участием иностранцев.

Этот факт можно подтвердить в ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В данной статье определены категории лиц, которые считаются занятыми гражданами. Они:

.осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору;

2.регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и т.д;

.занимаются в подсобных промыслах и реализуют продукцию по договорам;

.выполняют работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг;

.проходят военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел;

.обучаются по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

.временно отсутствуют на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации и т.д.;

.являются членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Итак, все иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, занимающиеся какой-либо деятельностью, подходят под определение статуса «занятость».

Согласно ст. 13. ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»: «иностранцы имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности, а также профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законом экономической деятельности». Все это подтверждает правовую основу занятости иностранного гражданина.

В ст.3 п.1 Трудового кодекса РФ указано: «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав».

Иностранный гражданин или гражданин, проживающий на территории Российской Федерации, который совершает трудовую деятельность, «не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».

Согласно данным утверждениям можно сказать, что отношение к иностранным гражданам, не носит характера дискриминации и негативного характера. Однако если «лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации "морального вреда».

В ст.37 Конституции РФ указывается:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

. Принудительный труд запрещен.

. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации».

Существует принцип равноправия в сфере трудовых и иных связанных с трудовыми отношений, который описывается в Конституции РФ. По своей сущности данный принцип многофункционален.

Во-первых, он предполагает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.

Во-вторых, он предопределяет социальное равенство. Трудовой кодекс указывает на необходимость использования основных принципов не только к трудовым, но и к иным непосредственно связанным с ними отношениям.

В-третьих, принцип равноправия в сфере труда обеспечивает равный доступ к труду и равные возможности по реализации своего права на труд.

В-четвертых, не допускает проявлений дискриминации в сфере труда.

Итак, в Конституции РФ к основополагающим принципам труда относится принцип равноправия в сфере трудовых и иных связанных с трудовыми отношениями.

Подходя к сути данного вопроса в зависимости от того, какой именно договор о труде заключается иностранцем, определяется и отраслевая принадлежность возникающих при этом трудовых отношений. Согласно этому можно выделить следующие виды трудовой деятельности иностранцев в России: основанной на трудовом договоре и основанной на гражданско-правой.

В п. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ подчеркивается, что «на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации». Следовательно, Трудовой кодекс является основным гарантом, заключающие правила по трудовой деятельности после Конституции РФ.

Основной перечень ограничений, установленных для иностранных граждан, определен в п. 1 ст. 14 ФЗ «о правовом положении иностранцев РФ». В нем установлено, что иностранный гражданин не имеет права:

)Находиться на муниципальной службе. Согласно ст.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» указывается, что «предметом регулирования являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан иностранных государств-участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе».

Однако на сегодняшнее время таких договоров не существует, поэтому можно сказать, что в настоящее время (в сущности) иностранные граждане не допускаются до муниципальной службы, хотя согласно Федеральному закону - это может быть осуществлено;

·государственная гражданская служба;

·военная служба;

·государственная служба иных видов.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливается ограничение, в ст.13 данного закона указывается, что государственный гражданским служащим «является гражданин Российской Федерации». Какие ограничения существуют для назначения на службу иностранного гражданина.

В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службы» допуск иностранных граждан к государственной службы более смягчен, так в ст.2 «прохождение военной службы осуществляется:

·иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях;

)Иностранные граждане могут замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ. Рассматривается в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ. Согласно ему в п. 1 ст. 56 «в состав экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ, кроме граждан Российской Федерации могут также входить иностранные граждане. Однако указанные лица не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика, радиоспециалиста»;

4)Быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации.

По общему правилу в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна;

)Быть командиром воздушного судна гражданской авиации.

Согласно п.4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ устанавливается, что «в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации». Следовательно, для иностранных граждан это является ограничением;

)Быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Перечень объектов и организаций, в которые иностранные работники не имеют права быть принятыми на работу указывается, в Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу».

Согласно законодательству Российской Федерации по нормам трудового права иностранные граждане, осуществляя трудовую деятельность на территории РФ, могут выступать в качестве работника и в качестве работодателя.

Во-первых, выступая в качестве работника, иностранные граждане, как и граждане Российской Федерации, заключают трудовой договор с работодателем. На сегодняшнее время прием на работу «иностранца» выгоднее для работодателя, так как упрощен вопрос о приеме и увольнении работника, а также других условий в соответствии с Трудовым кодексом, создания для него социально-бытовых условий и т.д.

Во-вторых, иностранные граждане могут выступать в качестве работодателей. Согласно п.2 ст.13 «работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном "порядке" разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя».

Итак, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации вправе осуществлять трудовую деятельность. Однако существует ряд ограничений, рассмотренных выше.

2.2 Порядок получения разрешения на осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации

На сегодняшний день актуальным вопросом остается правильное оформление иностранного гражданина на работу в организацию в условиях действующего законодательства. Во-первых, работодатель надеется сэкономить на рабочей силе, а во-вторых, наша страна, как и любая другая, нуждается в высококвалифицированных работниках.

Однако не все работодатели заключают трудовые отношения с иностранными гражданами, так как они представляют всю сложность этого процесса.

Согласно ст. 13 п. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «работодатель может привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу».

В ст. 2 Федерального закона «О правом положении иностранного гражданами в РФ»дается определение, что представляет собой разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность.

Данное разрешение на работу согласно ст.13 «может быть выдано иностранному гражданину на срок временного пребывания или на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранца в Россию». Однако в этой же статье прописывается исключения для высококвалифицированных специалистов - разрешение на работу для них выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года, с правом многократного продления.

Если иностранный гражданин, проработав на одной работе, захотел сменить место работы, то согласно ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» он обязан обратиться в территориальный орган Федеральный миграционный службы по месту пребывания и изменить в разрешение на работу данные.

В силу ст. 13 п.4.2 Федерального закона «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» упоминается, что «временно пребывающие в России иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано соответствующее разрешение (патент)».

Исходя их данного пункта, согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (впоследствии-Минздравсоцразвития России) от 28 июля 2010 г. N 564н прописываются перечень профессий и должностей, а также в документе сделаны исключения.

Так, временно пребывающие иностранные граждане в Российской Федерацию вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на котором им выдано разрешение на работу в случаях:

·при направлении в служебную командировку (продолжительность трудовой деятельности иностранца вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу);

·если работа выполняется в пути или носит разъездной характер и это определено в трудовом договоре (общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов указанного в разрешении на работу субъекта РФ не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения).

Порядок получения разрешение на работу (патент), согласно ст.13 Федерального закона №115, не распространяется на категории иностранных граждан:

) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью;

) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Данные категории лиц имеют право осуществлять трудовую деятельность, не имея при этом разрешение на работу в любом субъекте РФ.

Все иностранные граждане, прибывающие на территорию Российской Федерации, делятся на три группы:

)иностранный гражданин, прибывший из страны-участника Договора «О Евразийском экономическом союзе» (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);

2)иностранный гражданин, прибывший из стран, с которыми установлен визовый въезд;

)иностранный гражданин из стран, с которыми установлен безвизовый въезд (Израиль, Македония, Перу, Сербия и т.д.). Въезд в Российскую Федерацию с января 2015 года осуществляется по загранпаспортам (без визы), таких стран СНГ, как Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Согласно данному списку групп, существует также разное получение разрешения на работу.

Так для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

1.заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина (Приложение 1);

. цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм;

.копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

. документы, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

. копию документа об образовании, квалификации или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, - 10 дней.

Если разрешение на работу требуется получить для иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, вышеуказанные пункты дополняются следующими документами:

·миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему указанной миграционной карты (Приложение 2);

·трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ.

Однако существуют условия, при которых иностранный гражданин может быть отказано в получение разрешения на работу.

В ст.18 п.9 Федерального закона «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» выделяется, что для отказа в выдаче разрешения на работу является наличие в заявлении и в представленных документах недостоверных или искаженных сведений.

Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается в случае, если:

) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

) в течение 5 лет со дня подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;

) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, рецидив которого признан опасным;

) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

) неоднократно (2 или более раза) в течение 1 года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранцев в РФ;

) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

) находится за пределами РФ более шести месяцев;

) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

Согласно ст.13 п.4 ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» №115-ФЗ иностранные граждане обязаны предъявить разрешение на работу или патент [2]. Без этих документов иностранный гражданин не имеет права осуществлять трудовую деятельность и получить статус иностранного работника.

Исключения из этого правила составляют:

)иностранный гражданин, прибывший в порядке получения визы;

2)иностранный гражданин, постоянно и временно проживающий на территории Российской Федерации;

)иностранный гражданин, являющийся сотрудником дипломатических представительств;

)иностранный гражданин, получающий образование на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.15.1 п.1 ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» № 115-ФЗ иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (если иное не предусмотрено международным договором РФ).

Подтверждение реализуется одним из документов:

·сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ;

·документом государственного образца об образовании (не ниже основного общего образования), который был выдан образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до сентября 1991 года;

·документом об образовании и/или о квалификации (профессии), которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию на территории РФ с сентября 1991 года.

С января 2015 года действует Договор «О Евразийском экономическом союзе», в рамках которого предоставляется свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Согласно ст. 97 п.1 Договора о ЕАЭС государствам-членам этого договора нет необходимости в получении разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. В соответствии с п.4 указанной статьи их трудовая деятельность будет регулироваться законодательством государства-члена с учетом положений указанного договора.

Согласно ст.18 п.2 ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» №115-ФЗ для приобретения трудовой визы, пригласившая сторона (работодатель или заказчик (услуг)) оформляет приглашение на въезд и оплачивает госпошлину [2]. Такое приглашение передается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом (г. Москва <#"justify">1)иметь лицензию на привлечение и использование иностранных работников;

2)обеспечить всем необходимым для получения иностранным гражданином разрешения на работу;

)подать документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по местонахождению в Российской Федерации;

)известить налоговый орган по месту регистрации о привлечении и использовании иностранных работников.

В соответствии со ст.13.3 п.1. ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» №115-ФЗ работодатель или заказчик (услуг), являющийся гражданином Российской Федерации, вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке, если у него имеется патент.

До 2015 года по патентной системе иностранные граждане выполняли работу только у физических лиц, которая заключалась в исполнении работником личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с реализацией предпринимательской деятельности. В настоящее время на основании патентной системы иностранные граждане из «безвизовой» страны имеют право трудиться как у физических, так и у юридических лиц, а также у индивидуальных предпринимателей.

Исходя из этого, иностранный гражданин представляет патент работодателю, и это будет доказательством того, что собраны все необходимые документы для заключения трудового договора, например:

·медицинская справка;

·миграционная карта;

·документ (сертификат) о сдаче русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Данный пакет документов иностранный гражданин представляет в миграционную службу (УФМС России), чтобы приобрести патент.

Рассмотрев основы законодательства о правовом положении иностранного гражданина в Российской Федерации, можно подвести итог, что все прибывающие на территорию Российской Федерации иностранцы, целью которых является трудоустройство, автоматически получают статус иностранного работника.

Для устройства на работу потенциальный работник-иностранец обязан иметь при себе:

)разрешение на работу и/или патент в оговоренных выше случаях;

2)сертификат о сдаче экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ;

)медицинскую карту;

)миграционную карту, если предусмотрено в оговоренных случаях.

Подводя итоги, можно выделить, что иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, но имея при этом разрешение на работу. Мы подчеркнули, что существует три группы категории иностранных граждан:

·иностранный гражданин, прибывшие из страны - участника Договора «О Евразийском экономическом союзе»;

·иностранный гражданин, прибывший из стран, с которой установлен визовый въезд;

·иностранный гражданин из стран, с которыми установлен безвизовый въезд.

Все перечисленные категории имеют разный список документов, при которых они могут получить разрешение на работу. Однако существует ряд причин, чтобы УФМС России отказала в получение разрешения, этот список мы определили выше.

Важно помнить, что при оформлении трудовых отношений с иностранным гражданином работодателю следует опираться на законодательство Российской Федерации, так как несоблюдение и невыполнение условий в данной области может привести к наказанию со стороны государства. Мы предлагаем примерный алгоритм помощи работодателю в оформлении иностранного гражданина на работу в свою организацию (рис.1).


В свою очередь, иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации в целях совершения трудовой деятельности, обязан соблюдать условия, рассмотренные выше. Невыполнение их может стать причиной депортации. В настоящее время этот вопрос остается открытым и требует дальнейшего рассмотрения.

2.3 Особенности заключения и прекращения трудовых отношений с иностранными работниками

Главным составляющей трудового права является трудовой договор.

Трудовой договор следует рассматривать с двух сторон, таких как:

·институт трудового права - это нормы, которые регулируют порядок приема на работу, то есть заключение трудового договора, а также увольнение и/или перевод на другую работу, что представляет собой изменение и прекращение условий трудового договора;

·соглашение между работодателем и работником на оказание определенной работы (услуги).

Основные задачи трудового законодательства в Российской Федерации представляют собой создание необходимых правовых условий для достижения приемлемого согласования интересов сторон трудовых отношений (работодателя и работника), интересов государства, а также правового регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовое право России всегда имело социальную направленность, что присуще и современному этапу его развития. Современное трудовое право, как известно, регулирует трудовые отношения, базирующиеся на различных формах собственности. При этом организация рыночной структуры в регулировании трудовых отношений более свободна, чем бюджетная организация.

Так, закон разделяет отношения, которые возникают из трудового договора, и отношения работника, например, с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства в данной организации. Тем не менее, индивидуальный трудовой договор был и остается основным способом регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями.

Согласно данному утверждению можно сказать, что трудовое право представляет собой социальный институт, который базируется на соглашении между работником и работодателям. И в связи с этим заключение трудового договора, может быть не только с гражданами нашего государства, но и также с иностранными гражданами, если работодатель решил нанять такого работника.

В ст. 56 ТК РФ раскрывается понятие трудового договора - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется:

·предоставить работнику работу по трудовой функции;

·обеспечить условия труда;

·своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

В свою очередь, работник обязуется:

·лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя;

·соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

На сегодняшний день заключение и прекращение трудовых отношений с иностранным гражданином оформляются в том же порядке, что и с гражданином Российской Федерации, в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 327.2. ТК РФ в трудовом договоре, заключенном с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются следующее сведения:

.разрешение на работу или патент, выданные в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

2.разрешение на временное проживание в Российской Федерации, выданное в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

.вид на жительство, выданный в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - вид на жительство).

Главным и обязательным пунктом, который включается в трудовой договор с работником-иностранцем, является оказание медицинской помощи, а также добровольного медицинского страхования в течение действия срока такого трудового договора.

Итак, при заключении трудового договора с иностранным гражданином, работодатель обязан проверить у такого работника:

)сведения о разрешении на работу (патенте);

2)разрешение на временное проживание;

)вид на жительство.

В свою очередь работник-иностранец обязан понимать, что выполняю все эти условия, он сможет правомерно выполнять порученную ему работу.

В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается участниками договора. Один экземпляр отдается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

При приеме на работу, до того, как заключается и подписывается трудовой договор, работодатель обязан ознакомить иностранного работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка в организации, локальными нормативными актами, которые связаны с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Отметим, что заключать трудовые договоры с иностранными гражданами имеют право все работодатели, если иное не предусмотренное федеральными законами (ч. 4 ст. 327.1 ТК РФ).

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора иностранный работник обязан предъявить работодателю:

·паспорт или документ, удостоверяющий личность гражданина иностранного государства;

·трудовую книжку (исключение составляет случай, когда трудовой договор заключается в первый раз;

·документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

·справку о наличии или отсутствии судимости, так как существуют ограничения при приеме на работу, например в педагогической деятельности.

Итак, трудовые отношения по российскому трудовому законодательству с иностранным работником оформляются, также как и с гражданином РФ.

С 2015 года в ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ внесены новые поправки, что между работодателем и иностранным работником заключается трудовой договор только на неопределенный срок, но при наличии оснований, которые предусмотрены в ст. 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор. Отметим, что данное правило касается всех категорий иностранных граждан, а не только временно пребывающих в России.

Это норма должна определить конец разногласиям на вопрос о том, на какой срок заключать работодателю с работником - иностранцем договор. Отметим что, по мнению сотрудников органов ФМС субъектов Российской Федерации, с иностранными работниками необходимо заключать срочные трудовые договоры. Они объясняют, что разрешения на работу выдаются временно пребывающим иностранным гражданам на определенный срок, как правило, этот срок составляет один год. В связи с этим возможность работы иностранцев по трудовому договору ограничена сроком действия выданного им разрешения на работу.

Однако с этой точкой зрения можно поспорить по следующим причинам:

)трудовые отношения с иностранными гражданами регулируются правилами, которые установлены с ТК РФ. Из этого следует, что на таких работников будут распространяться такие же условия заключения трудовых отношения, как и на граждан РФ;

2)трудовые договоры с работниками заключаются на неопределенный срок (ч. 1 ст. 58 ТК РФ), однако срочный трудовой договор в обязательном порядке может заключаться в случаях, когда трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ч. 2 ст. 58 ТК РФ) (например, выполнение сезонных работ и т.д.). Основной перечень случаев приведен в ч. 1 ст. 59 ТК РФ (например, выполнение сезонных работ)..

)трудовой кодекс РФ и другие федеральные законы, в том числе и ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» не оговаривают обязанности, по которым работодатель обязан заключать с иностранцами срочный трудовой договор (на срок действия разрешения на работу). Поэтому с принимаемым на работу иностранным гражданином (временно пребывающим на территории России) необходимо заключить трудовой договор на неопределенный срок, за исключением тех случаев, когда необходимость или возможность заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена чч. 1 или 2 ст. 59 ТК РФ, а также международными договорами.

Рассмотрев особенности заключения трудового договора с иностранным работником, следует сделать акцент на том, каким образом происходит прекращение это договора.

С 2015 года произошли изменения в законодательстве, которые предусматривают изменение порядка уведомления работодателем компетентных органов о заключении, а также прекращении трудовых отношений с иностранными гражданами.

Согласно ст.77 ТК РФ закрепляются общие правила прекращения трудовых отношений, они представляют собой:

а)прекращение по взаимному волеизъявлению сторон;

б)прекращение по инициативе одной из сторон договора;

в)основания, по тем или иным обстоятельствам исключающие возможность продолжения трудовых отношений, в том числе истечение срока трудового договора, а также нарушения установленных правил заключения трудового договора;

г)отказ работника, по тем или иным причинам, от продолжения трудовых отношений.

По новым правилам, основаниями для прекращения трудового договора с иностранным работником, который временно пребывает на территории, являются:

·приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

·аннулирование разрешения на работу или патента;

·окончание срока действия разрешения на работу или патента;

·окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг иностранному работнику, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

В эти условия можно добавить основания увольнения временно проживающих в России иностранцев:

·аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

·окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Основания увольнения постоянно проживающих в России иностранных граждан:

·аннулирование вида на жительство в Российской Федерации;

·окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации.

Трудовой договор расторгается в случае окончания срока действия следующих документов:

)разрешение на работу и/или патент;

2)разрешение на временное проживание;

)вид на жительство;

)медицинский полис.

Подводя итоги рассмотрения особенностей заключения и прекращения трудовых отношений с иностранными работниками, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, они представляют собой специфические условия принятия на работу иностранца, а с другой - показывают общий порядок, который схож с принятием гражданина РФ. Однако отделу кадров любой организации следует учитывать все особенности данного вопроса, так как было отмечено: трудовое законодательство РФ постоянно каждый год может меняться.

Если не относиться со всей строгостью к этому условию, организация может понести наказание со стороны государства.

В целях определения заключали ли иностранные граждане трудовой договор. Нами было проведено анкетирование двух возрастных групп из «Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации» по Тульской области.

Были опрошены две возрастные группы:

а)от 20 до 35 лет;

б)от 36 до 50 лет.

На вопрос: «Заключали ли Вы трудовой договор?», иностранные граждане в большей части отвечали отрицательно. Это 73,5 % из опрошенных возрастной категории от 20 до 35 лет и 65% из опрошенных от 36 до 50 лет.

Полученные ответы демонстрируют разное отношение заключения трудового договора у разных возрастных групп.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что иностранные граждане не заключали трудового договора по причине незнания трудового законодательства Российской Федерации. Причиной также явилось недобросовестное отношение работодателя к оформлению иностранного работника.

2.4Результаты исследования. Динамика формирования трудовых отношений с иностранными гражданами

Актуальность проведения настоящего исследования является без сомнения интересующей в сфере иммиграции и российского труда. Так как правильное оформление иностранного работника может служить залогом парового трудоустройства.

Двум группам из «Центра временного содержания иностранных граждан» было предложено ответить на вопросы подготовленных анкет (приложение). Предполагалось провести исследование двух разных возрастных на разницу их отношения к труду на территории Российской Федерации.

Формирование трудовых отношений с иностранными гражданами распределилось следующим образом:

Таблица 2.

ответы опрошенных, %Формирование трудовых отношений с иностранными гражданамивозрастная группа от 20 до 35 летданетвоздержалисьЗаключали ли Вы трудовой договор6,573,520Знаете ли Вы российские законы в сфере трудовых отношений4060Нужна ли Вам правовая помощь86,513,5

Таблица 3.

ответы опрошенных, %Формирование трудовых отношений с иностранными гражданамивозрастная группа от 36 до 50 летданетвоздержалисьЗаключали ли Вы трудовой договор29656Знаете ли Вы российские законы в сфере трудовых отношений5229Нужна ли Вам правовая помощь581923

Полученные в ходе исследования показали, что в основном иностранные граждане, прибывающие на территории Российской Федерации, не заключают трудовые договоры. Так, люди в возрасте от 20 до 35 лет не заключают трудовые договоры − 73,5%. Они считают, что это связанно с незнанием законодательств РФ в сфере трудовых и миграционных отношений - 60%.

Иностранные граждане от 36 до 50 лет не заключают трудовые договоры, что составляет 65%, но причиной этому не является ориентированность в российском законодательстве, а «быстрая заработка» денег. Однако существует еще одна причина этому - неправомерное отношение работодателя к такой категории работников.

В результате проведенного опроса и рассмотрения показателей, мы приходим к выводу, что большинства иностранных граждан не заключают трудовые договоры из-за незнания российского законодательства, что приводит к проблеме со стороны и работодателей и иностранных работников.

Итак, мы выявили основные проблемы и нужды мигрантов в сфере трудовых отношений. Для того чтобы решить данные проблемы мы разрабатываем сайт, в ходе посещения которого иностранные граждане смогут получать информацию, обмениваться ей, делиться опытом с другими участниками. В свою очередь это позволит ориентироваться иностранным гражданам не только в трудовых, но и социально-бытовых отношениях внутри нашей страны.

Глава 3. Сайт «В помощь иностранным гражданам»

Стартовая версия сайта была создана при помощи бесплатного онлайн конструктора - DataLife Engine, которая предназначена для организации собственных средств массовой информации и блогов в сети интернет. Основные этапы проектирования сайта представлены в таблице 4 .

Таблица 4. Этапы проектирования сайта «В помощь иностранным гражданам»

ЗадачиРеализацияЦели и задачи для создания сайтаЦель сайта: ориентирование иностранных гражданин в российском законодательстве и социально-бытовых отношений в нашей стране. Задачи: - помощь иностранным гражданам ориентироваться в российском законодательстве; - нацеленность на изучение социально-бытовых отношений внутри страны. Актуальность разработки сайтаВ условиях развития международных отношений между странами и роста иммиграции в нашей стране существует проблема неправомерного оформления трудовых отношений, но также непонимание социальной жизни в РФ. Программный продукт Для разработки сайта нами было использована платформа DataLife Engine, которая представляет собой многофункциональную систему управления сайтом, предназначенная для организации собственных средств массовой информации и блогов в сети интернет. Критерии выбора программы: 1) возможность создание дизайна сайта, упрощенная система управления шаблонами, что позволяет редактировать, размещать, определять внешний вид сайта; 2) система безопасности; 3) общая статистика сайта - отражение посетитель сайта и привлекаемый интерес; 4) поддержка нескольких языков, что позволят определять информации на большую категорию иностранных граждан.Базовые системные требованияОбеспечение стабильной работы сайта необходимы базовые системные требования и наличие доступа к сети «Интернет». · Microsoft Windows 2000/XP/Vista/7/8/10, Mac OIS, Lumix с установленными обновлениями; · Процессоры Intel, AMD (или совместимые с ними) с частотой не менее 1 ГГц; · Разрешение экрана 1250x768, 32-битный процессор (и выше); · Минимум 256 МБ оперативной памяти и выше; · Минимум 250 МБ свободного пространства на жестком диске; · Скорость подключения к сети «Интернет» 256 кбит/с и выше.Веб-дизайн Создание графических элементов, включающая в себя шаблон, шрифт текста, цветовая схема, в среде разработки фотошоп и с последующей интеграции файлов СSS.Структура сайтаСайт представлен в следующей структуре (наполнение и структуру страниц можно увидеть на соответствующих рисунках): · «Главная»; · «Навигация по темам (например, Правовая помощь, Подготовка к экзамену)»; · «Контакты»; · «Социальные сети»

Похожие работы на - Трудовые отношения с иностранными гражданами на территории России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!