Развивающие компьютерные программы серии 'Маленький искатель', 'Гарфилд дошкольникам'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,45 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развивающие компьютерные программы серии 'Маленький искатель', 'Гарфилд дошкольникам'

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО

Сочинский государственный университет

Кафедра Психологии и Дефектологии






Реферат

по дисциплине:

Информационные технологии в специальном образовании

на тему: Развивающие компьютерные программы серии "Маленький искатель", "Гарфилд дошкольникам"

Выполнила: Широкова Д.И.

студентка 1-го курса

Проверил:

Симаворян С.Ж.,

к. т. н., доцент кафедры ПМиИ




Сочи 2016

Содержание

Введение

1. Развивающие компьютерные программы

1.1 Выбор игровых развивающих ресурсов для дошкольников

2. Серия "Маленький искатель"

3. Серия "Гарфилд дошкольникам"

Выводы

Список литературы

Введение

В течение последнего десятилетия информационные технологии активно проникаю в систему образования большинства развитых стран, широко внедряются цифровые технологии и мультимедийное сопровождение учебного процесса. В настоящее время информатизация образовательного процесса является одной из основных областей педагогических инноваций в Российской Федерации. Компьютер не только расширяет возможности демонстрирования учебного материала, но и позволяет усилить мотивацию ребенка с помощью мультимедийных технологий (графики, звука, цветового оформления). Игровые компоненты мультимедийных программ активизируют познавательную деятельность детей, что положительно влияет на усвоение материала, а также формирует у детей положительное отношение к образовательному процессу. Сочетание профессионально подобранных звуковых и визуальных эффектов делает запоминание материала более полным, задействуя различные способы восприятия. Таким образом, в наше время мало у кого возникают сомнения в целесообразности использования информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения, тогда как вопрос выбора подходящих программных средств и методик остается открытым.

Цель данной работы - ознакомление с двумя сериями развивающих компьютерных игр, предназначенных для обучения детей дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы предполагает включение рассматриваемых развивающих игр в образовательный процесс детей старшей дошкольной группы (возраст 4-5 лет) детского сада № 92 в качестве дополнительных материалов к образовательной программе.

1. Развивающие компьютерные программы

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игровая деятельность, наиболее актуальным в этом возрасте является использование правильно подобранных образовательных и развивающих компьютерных программ. Такие программы обычно называются "развивающими играми" и представлены в настоящее время широким выбором игровых серий разной степени известности и апробированности. Они основаны на вовлечении детей в интерактивную деятельность в процессе решения различных игровых заданий, уровень сложности которых постепенно повышается. При достижении требуемого результата ребенок часто получает не только удовлетворение от успешно выполненной задачи, но и стимулирующие игровые бонусы в виде перехода на новый, прежде недоступный уровень игры или просто словесное поощрение, красивые картинки и звуковые эффекты. Детям в любом возрасте требуется подтверждение их успешности, которое усиливает удовольствие от развивающей игры и стимулирует к достижению новых результатов.

Наглядность подаваемого материала напрямую зависит от дизайна игры, звукового и графического оформления. Подача материала в правильной последовательности, без излишка отвлекающих, не относящихся к решаемой задаче, деталей, способствует лучшей концентрации внимания ребенка и, как следствие, более успешному выполнению им предлагаемых заданий.

Системы интерактивной графики и анимации, широко применяемые в развивающих компьютерных играх, позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, изменять форму, размер, цвет. Самостоятельно управляя контентом занятия по своему желанию, ребенок учится использовать такие полезные качества, как интуиция и образное мышление. Интерактивное оформление игровых программ дает ребенку ощущение самостоятельности, что положительно влияет на его активность.

С развитием информационных технологий в сфере педагогики возникает все больше споров касательно целесообразности использования компьютерных программ в образовательном процессе. Следует отметить, что с каждым годом категорических возражений против их применения становится все меньше, тогда как обсуждения переходят из сферы "использовать или не использовать" в более широкую сферу "как именно использовать и что выбрать". Компьютерные технологии проникают в официальную программу образовательных учреждений, но еще более широкое распространение они получили в дополнительном образовании, отличающемся меньшей консервативностью по отношению к официальной образовательной программе. Здесь открываются широкие горизонты для экспериментирования с различными новыми программами и методиками. Есть большая вероятность, что в будущем информационные технологии станут неотъемлемой частью любого педагогического процесса и во многом облегчат работу как преподавателей, так и обучаемых.

1.1 Выбор игровых развивающих ресурсов для дошкольников

В настоящее время выбор развивающих игр для детей достаточно широк и доступен для любой возрастной категории. Многие серии игр содержат варианты как для самых маленьких, так и для детей более старшего возраста. Возрастная категория обычно указывается в аннотации к игре, однако при выборе программы следует учитывать индивидуальный уровень развития ребенка, его интересы и предпочтения. Также следует помнить о том, какую цель преследует использование выбранной компьютерной программы в образовательном процессе, является ли она самостоятельным инструментом развития того или иного навыка и умения, или же используется как часть комплексного подхода в изучаемой области.

При выборе программы следует отдавать предпочтение качественным продуктам профессиональных, хорошо зарекомендовавших себя компаний, ведь образовательный процесс оказывает большое влияние на развитие личности, и здесь, как нигде, важен принцип "не навреди". Плохо оформленные программы с некачественной озвучкой или переводом, а то и с ошибками в заданиях, могут дать ребенку неправильные знания, что приведет к проблемам с дальнейшим обучением и необходимости переучивать. Поэтому следует заранее позаботиться о том, чтобы развивающие программы были составлены грамотно, с учетом рекомендаций детских педагогов и психологов. Также нелишним будет ознакомиться с отзывами пользователей, на практике знакомых с программой и тем, насколько эффективно она действует.

Рынок развивающих игр для детей предлагает широкий ассортимент программ с аналогичными целями и возрастными рекомендациями. Выбирая среди нескольких похожих игр с подходящими параметрами, допустимо и желательно руководствоваться предпочтениями ребенка. Вероятно, ему будет интереснее выполнять задания под "руководством" любимого мультипликационного персонажа и участвовать в заданиях, отвечающих его интересам. Однако не стоит выбирать игру только по оформлению, если она не соответствует основным критериям.

2. Серия "Маленький искатель"

Серия развивающих игр "Маленький искатель", разработанная компаниями Scholastic Inc. Translation; Scholastic Inc., доступна в России с 1999 года. Серия состоит из шести игр, содержащих большое количество картинок-головоломок. позиционируется разработчиками как средство для развития внимания и словарного запаса у детей от трех до семи лет. На практике, по отзывам родителей, игра подходит для детей более раннего возраста, тогда как игроки старше четырех-пяти лет не проявляют к заданиям особого интереса. Однако до определенного возраста дети с удовольствием рассматривают яркие, запоминающиеся картинки в поисках нужных предметов и персонажей. Задания оформлены в виде театрализованных представлений, которые могут просматриваться в любом порядке.

В дополнение к основным заданиям в программе предоставлены развивающие игры, направленные на классификацию предметов по их свойствам, что развивает логическое и аналитическое мышление ребенка. Кроме того, пользователю предоставляется возможность самостоятельно создать на экране персонажей кукольного театра, сцену и декорации, а после сохранить их и распечатать, что, в свою очередь, формирует у ребенка творческие способности, воображение и эстетическое восприятие.

По результатам практического применения, игры из серии "Маленький искатель" хорошо зарекомендовали себя в работе некоторых логопедов-дефектологов.

Продолжение серии - "Фантазер" - предназначено для детей более старшего возраста и включает в себя путешествия в подводный мир, на неизвестную планету и в средневековый замок с принцессами и драконами. Переход от простых аналитических заданий к сюжетным играм сохраняет у ребенка интерес к этой игре на протяжении нескольких лет.


Серия детских обучающих игр компании "Руссобит-М" 2008 года выпуска под названием "Гарфилд дошкольникам" предназначена для подготовки детей в возрасте 5-6 лет к школьной программе. В серию входят игры "Основы математики", "Основы грамматики и письма", "Основы лексики и орфографии", а также "Основы чтения".

Каждая игра состоит из двадцати тематических заданий, позволяющих детям в ненавязчивой игровой форме получить необходимые знания. К примеру, "Основы математики" начинается со знакомства с цифрами по порядку, затем ребенок встречается с понятиями "больше-меньше", постепенно переходя к более сложным заданиям, таким как арифметические действия (сложение, вычитание), закрепляет представление о времени и мерах длины, и даже подходит к пониманию дробных чисел.

По аналогичной схеме, от простого к сложному, построена игра "Основы чтения". В ней ребенок начинает с повторения алфавита, после чего переходит к чтению и составлению слов и предложений. Использование компьютерных обучающих игр помогает формировать у детей умение определять место звука в слове, делить слова на слоги, а также тренирует правильное произношение звуков.

Все задания оформлены привлекательной для детей мультипликационной графикой с профессиональной актерской озвучкой, что позволяет привлекать и удерживать внимание детей, делая занятия не только продуктивными, но и интересными.

4. Меры предосторожности при использовании компьютерных игр

Современные дети начинают пользоваться компьютером в самом раннем возрасте, что является естественным отражением развития общества в целом. Электроник является неотъемлемой частью нашей жизни, и чем раньше ребенок научится с ней обращаться, тем проще ему будет в дальнейшем приспособиться к всё ускоряющемуся развитию технологий. К счастью, дети интуитивно разбираются в интерфейсах различных программ, часто оставляя позади взрослых в этом вопросе. Однако оборотной стороной медали может стать чрезмерное увлечение компьютерными играми, что может оказать негативное влияние на здоровье и развитие малыша.

Соблюдение определенных правил необходимо для обеспечения безопасности ребенка при использовании им компьютерных игр, также как и при любом взаимодействии с электронными устройствами.

В первую очередь, стоит помнить о том, что любые, даже самые качественные компьютерные программы при длительном использовании создают серьезную нагрузку на глаза, что может привести к ухудшению зрения ребенка при несоблюдении норм, соответствующих его возрасту. Это связано с недостаточной сформированностью зрительного аппарата ребенка. Дополнительную зрительную нагрузку создают блики на неправильно расположенном мониторе, слишком близкое расстояние от монитора до глаз и неправильно подобранные яркость экрана и размер шрифта. Категорически не допускается использование компьютера в неосвещенной комнате.

Второй опасностью слишком долгого пребывания за компьютером является то, что ребенок на протяжении игры остается в статической позе, несвойственной нормальному поведению ребенка в обычной жизни. Отсутствие движения в течение продолжительного времени может привести к нарушению осанки, проблемам с позвоночником, замедлению мозгового кровообращения вследствие затекания шейного отдела позвоночника, головным болям и нарушениям сна. Во избежание подобных осложнений, следует внимательно следить за соблюдением режима занятий и отдыха, а также обеспечить правильное положение ребенка за компьютером. Необходимо, чтобы ребенок занимался за столом, монитор должен быть расположен прямо перед глазами ребенка на расстоянии не менее 50 - 70 см. Стул с твердой спинкой должен соответствовать росту ребенка, а ноги обязательно должны иметь опору. Кроме того, надо следить, чтобы перерывы между занятиями ребенок проводил в активной подвижной игре.

С психологической точки зрения наибольшую опасность представляет социальная дезадаптация ребенка, увлеченного компьютерными играми. Часто такой ребенок предпочитает общество компьютера общению со сверстниками, что негативно сказывается на его социальных и коммуникативных навыках, оказывает разрушительное влияние на формирование характера и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, нервно-эмоциональное напряжение в процессе игры вызывает у ребенка психическое переутомление.

Учитывая вышеизложенные факты, необходимо установить и неукоснительно соблюдать режим работы за компьютером. По мнению специалистов, продолжительность непрерывной работы на компьютере не должна превышать 7-10 минут для детей дошкольного возраста. Между занятиями необходимо делать перерывы не менее десяти минут. В целом время работы за компьютером для дошкольников специалисты рекомендуют ограничить 15-20 минутами в день. Нелишним будет научить ребенка гимнастике для глаз и формировать привычку к самоконтролю.

И, наконец, родителям и преподавателям необходимо помнить, что ни одна, даже самая современная развивающая программа, не научит ребенка всему необходимому сама по себе. Обучение обязательно должно проходить под внимательным контролем и с закреплением полученных с помощью игры навыков в других сферах деятельности ребенка. Только тогда полученные знания можно считать успешно усвоенными, когда ребенок начинает самостоятельно применять их в повседневной жизни.

Выводы

Рассмотрев основные аспекты, касающиеся использования в образовательном процессе развивающих компьютерных программ, и в частности игр из серий "Маленький искатель" и "Гарфилд дошкольникам", можно сделать следующие выводы:

применение этих программ для обучения детей дошкольного возраста целесообразно в качестве дополнительных образовательных средств, но нежелательно в качестве единственного источника информации.

выполнение заданий в соответствии с рекомендациями и возрастом ребенка позволит ему в игровой форме освоить необходимые навыки чтения, письма, математики, а также позволит развить внимание, наблюдательность и творческие способности.

при использовании развивающих компьютерных программ особое внимание следует уделить соблюдению правил безопасности при работе за компьютером в соответствии с возрастными ограничениями и нормами.

следует учитывать рекомендации педагогов и врачей при включении компьютерных игр в образовательную программу ребенка.

развивающая игра компьютерная дошкольник

Список литературы

.Гуськова С.А. Компьютер в детском саду. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, дефектологу/ www.festival.1september.ru/ <http://www.festival.1september.ru/> 2007

.Светлова И.Е. Готов ли ваш ребенок к школе / Илл. Н. Воробьевой. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.

4.http://new-gamebox. at.ua/ <http://new-gamebox.at.ua/>

5.http://www1. fcenter.ru <http://www1.fcenter.ru>, 2006

.<http://www.vseodetyah.com/>

.http://www.interfax. by/ <http://www.interfax.by/>

.<http://www.med39.ru/>

.<http://www.excimerclinic.ru/>

.http://festival.1september.ru/

Похожие работы на - Развивающие компьютерные программы серии 'Маленький искатель', 'Гарфилд дошкольникам'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!