Ландшафтная архитектура английского стиля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,12 Мб
  • Опубликовано:
    2015-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ландшафтная архитектура английского стиля

Введение

Здание и окружающая его территория - это единый ансамбль с общей идеей. Важно, чтобы декор дома гармонировал с окружающей его территорией. Ландшафтная архитектура должна соответствовать общему духу здания, его концепции, повторяя или усиливая идею, заключенную во внешнем оформлении дома.

Ландшафтная архитектура - это архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, цель которой - формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных зонах, сельской местности с учетом функциональных, эстетических и технико-экономических требований. Ландшафтная архитектура специализируется на объёмно-пространственной организации территории, объединении природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Формирование комфортной и эстетически полноценной среды осуществляется с помощью природных материалов (рельеф, вода, растительность и т.д.) и архитектурных сооружений, при этом предполагается сохранение существующих и создание искусственных пейзажей, проектирование систем озеленения и рекреационных зон. Главная задача при создании ландшафтных композиций - гармонично соотнести и употребить природные материалы в совокупности с искусственной средой.

Широта профессиональных задач, над которыми работают ландшафтные архитекторы, очень велика, в частности:

· Планирование, форма, размер и расположение новых застроек;

· гражданский дизайн и общественная инфраструктура;

· управление водными устройствами, включая сады дождя, зеленые крыши и обработка заболоченных мест;

· средства обслуживания отдыха - такие как поля для гольфа, тематические парки и спортивные средства обслуживания;

· жилые области, промышленные зоны и коммерческие застройки;

· шоссе, структуры транспортировки, мосты и транспортные коридоры;

· городской дизайн, город и городские площади, береговые линии, пешеходные зоны и места для стоянки;

· городские зоны регенерации;

· лес, туристические или исторические пейзажи и ценные исторические сада и исследования сохранения;

· бассейны, дамбы, электростанции, улучшение добывающей промышленности или основных индустриальных проектов;

· экологическая экспертиза и оценка пейзажа, советы по планировке и предложения по использованию земли.

Самый ценный вклад часто делается в самой ранней стадии проекта в производстве идей и приложению таланта и творческого потенциала к использованию области.

1. Исторический обзор садово-паркового искусства

пейзажный парковый композиция садовый

Сведения, полученные в результате археологических раскопок, сохранившиеся отрывочные описания, рисунки позволяют сделать вывод о древнем происхождении садов и парков. К сожалению, поступательное движение природы, смена вкусов, постоянно расширяющиеся возможности человека не сохранили в первозданном виде ни одного древнего сада или парка. Тем не менее анализ их развития позволяет утверждать, что каждый исторический период существенно влиял на формирование территорий, занятых зелеными насаждениями, приводя их в соответствие с требованиями общества своего времени.

Сохранившиеся письменные источники сообщают, что в Древнем Египте (2160-2000 гг. до н. э.) храмовый комплекс Ментухотепов, расположенный на берегу Нила, украшали декоративные растения. В период возвышения Египта и расцвета его древней столицы Фив у храмов создаются священные рощи, в виллах знати - декоративные сады, за городом (в резиденциях фараонов) - обширные зеленые массивы. Отрабатываются варианты планировочных решений территории, размещения и группировки растений. Некоторые приемы формирования пространства, разработанные при строительстве дворцовых комплексов (в частности, приемы контраста), с успехом переносятся в сад. Центром небольших участков, как правило, был прямоугольный водоем, который влиял и на регулярное решение территории. На рубеже XV-XIV вв. до н. э. дворец в Ахетоне (Мару-Атон) представлял собой комплекс из двух частей. В центре северного сада размещался бассейн внушительных размеров - 60X120 м. Появление водоемов разнообразных очертаний свидетельствует о том, что их начинают использовать не только как резервуары воды для полива растений, но и в декоративном оформлении территории. Сочетание воды и растений с высокими плотными кронами улучшало микроклимат, поэтому вдоль водоемов создавались тенистые аллеи. Растения высаживались на террасах в грунт или в отдельно стоящие кадки. Вся территория обносилась каменной оградой, а вдоль нее высаживались деревья.

Сад знатного египтянина (план)

Несколькими веками позже сады при дворцах, храмах, виллах знати и заповедные охотничьи парки возникают в Ассирии и Вавилоне. В долине Двуречья - Тигра и Ефрата появляются озелененные, обводненные небольшие оазисы, обширные охотничьи леса. Эти два типа озелененных территорий видоизменялись на протяжении столетий, частично смешивались, дополняли друг друга. Они рассматривались как с утилитарных, так и с «идеальных» позиций, удовлетворяя требованиям пользы и красоты.

Южный дворец Навуходоносора (VI в. до н. э.) был знаменит висячими садами, по преданию построенными по приказу Навуходоносора II для жены мидянки, не привыкшей к плоскому безлесному ландшафту Вавилонии. По сохранившимся остаткам можно предположить, что мощные столбы перекрывались каменными плитами, на которых размещалось несколько слоев кирпича, битума, тростника, свинца и толстый слой земли. Похожие приемы были применены и при создании широко известных висячих садов «восьмого чуда» света, создание которых при царском дворце Вавилона приписывают ассирийской царице Семирамиде.

Впервые в Европе сады появились в Древней Греции около тысячи лет до н. э. Озелененные территории были нескольких типов: нимфеи, герооны, общественные сады, философские, сады жилых городских домов и загородных вилл. Все они в основе архитектурно-планировочного решения имели правильный геометрический рисунок.

Нимфей - священная роща (дубовая, кедровая или оливковая), раскинувшаяся вокруг источника. Со временем для ее украшения использовали скульптуру, колонны, небольшие символические храмы.

Героон - мемориальная роща, служившая местом захоронения героя и посаженная в память о нем. Украшалась она статуями, колоннадами, бассейнами, фонтанами. В более поздние времена герооны превращаются в общественные парки, используемые для занятий спортом, гимнастических игр, состязаний.

Сады общественного значения получили широкое распространение в V-IV вв. до н. э. Их создавали около храмов, расположенных на главной городской площади. В тенистых садах проходили философские диспуты, проводились занятия с учениками. По преданию, в таком саду Платон (427- 347 гг. до н. э.) учил Аристотеля.

Ученые предполагают, что появление «философских» садов связано со стремлением удовлетворить растущие духовные потребности, создать обстановку, способствующую размышлению и наслаждению природой.

В V-I в. до н. э. греческие парки в основном утрачивают свои общественно-воспитательные функции, превратившись в учреждения отдыха и развлечений. Садово-парковое искусство Греции оказало прямое влияние на развитие во II в. до н. э. римских садов и парков различного назначения.

С религиозным культом были связаны священные рощи, в которых возвышались храмы, создавались часовни, гроты, устанавливалась скульптура религиозного значения.

На главных площадях, около театров, терм, других общественных зданий устраивались городские сады общественного значения. Они предназначались для прогулок и служили своеобразным фойе под открытым небом, местом отдыха во время перерывов или до начала представлений или других занятий. Много сведений о садово-парковом искусстве этого периода дали раскопки Помпеи. В жилых домах знатных людей были сады в виде геометрически правильного озелененного дворика (перистиль) с водоемом в центре, окруженным колоннадой. В них среди зеленых газонов, цветников, в окружении декоративного кустарника и деревьев размещались скульптура, бассейны, фонтаны, беседки, увитые виноградом и плющом перголы.

В садах Древнего Рима получил распространение плоский сад-ксист. Он представлял собой участок перед домом, как правило, размером 20 X10 м, разделенный на квадраты или прямоугольники в виде газонов, окаймленных бордюром.

В истории садово-паркового искусства Ближнего Востока и Передней Азии представляет интерес период могущества Персидского рабовладельческого государства. В 550 г. до н. э. оно включало Мидию, Ливию, Двуречье, современное Закавказье, Сирию и всю Малую Азию. На обширных территориях строились дворцы с садами и парками, в которых для охоты разводились олени, барсы и даже львы. Такие парки назывались парадизами. Создавались они по принципу регулярной планировки. Совершенствуя приемы размещения растений, расширяя ассортимент деревьев, кустарников и цветов, используя особенности рельефа, умело включая бассейны, каналы, фонтаны и водные каскады, иранские архитекторы и садоводы создали неповторимые произведения садово-паркового искусства. Персия (Иран) стала родиной многих видов растений (особенно роз, сирени, тюльпанов, лилий).

Разнообразные и благоприятные природные условия - обширные равнины и высокие горы, буйная растительность, большие и малые реки, водоемы, а также традиционное мастерство местных строителей способствовали развитию садово-паркового искусства Индии.

Выдающимся памятником Индии XVII в. является мавзолей Тадж-Махал (1630-1652). Планировка садов была регулярной с четкими осями симметрии. Многочисленные реки и озера вызвали появление особого вида садов на воде в виде плавающих островков. На своеобразные платы насыпался грунт, в который высаживались растения, цветы. В Индии были распространены также особые сады с лекарственными растениями.

Мавзолей Тадж-Махал. Индия

Большой интерес представляет садово-парковое искусство Китая. Начиная с XII в. до н. э. в Китае произошла абсолютизация эстетических качеств природы: земли и воды, скал, холмов, растений. Возникший здесь в садах и парках стиль получил название ландшафтного, или пейзажного. С XVIII в. он оказал влияние на формирование европейских садов и парков. Учитывая устойчивые традиции, связанные с культом и философией китайских религиозных учений, можно предположить, что более поздние сады незначительно отличаются от впервые возникших.

Китайцы всегда ценили живописность природы, умело ее оберегали, они наслаждались ее красотой, что нашло отражение в организации природных ландшафтов. В композиции включались холмы, скалы, озера и протоки, необычные формы деревьев и кустов в сочетании с зеленью травы и яркими цветами. В пейзаж органично вписывались дворцы, павильоны, пагоды, беседки, горбатые мостики, прокладывались извилистые дорожки с площадками свободных очертаний. По дошедшим до нас сведениям один из первых парков в Китае был создан в XII в. до н. э. императором Чеу. В 247 г. до н. э. территория императорских садов достигала 120 км по окружности. Сад Лю относится к XVIII в., но сделан он по принципам планировки старых садов. Средняя, основная из трех частей парка связывает все ансамбли между собой, центральный водоем имеет островок с узкими каменистыми переходами. На водоем выходят павильоны с открытыми террасами. Противоположная сторона оформляется высокой насыпной каменистой горкой. Беседки установлены на местах с красивыми видами на пейзаж. Извилистая галерея с системой павильонов окружает эту часть парка по периметру. Вокруг водоема устроена обходная галерея, при ее повороте каждый раз перед идущим возникает неожиданная панорама. В галерее предусматривались проемы разнообразной формы, через которые открывались живописные виды, зрительно увеличивавшие пространство сада. В некоторых местах, на границе маленького участка, на стене беседки или галерее устанавливались зеркала, которые увеличивали перспективу и размеры сада. Увеличение пространства достигалось и за счет отражения сооружений и деревьев в воде. Сад Лю занимает всего 2 га, но благодаря мастерству садовников, постоянной смене композиций, пейзажей он производит впечатление большого парка.

Сад Лю в Су-Чжоу. Китай

Экспликация: 1 - павильон «Переплетенных ветвей старого дерева»; 2 - «Зал, погруженный в лазоревые горы»; 3 - «Платформа прохлады»; 4 - здание «Ясного шелеста ветра»; 5 - закрытая веранда «Дерева аромата корицы»; 6 - беседка «Можно остановиться»; 7 - беседка «Водной ряби»; 5 - павильон «Сада легкого ветра»; 9 - павильон «Пяти горных пиков»; 10 - библиотека; 11 - павильон «Древнего лесного родника»; 12 - «Павильон для облака»; 13 - «Беседка для облака»; 14 - «Озеро для облака»; 15 - беседка «Радостного снега и дождя»; 16 - «Самая веселая беседка»; 17 - «Беседка спокойствия»

Примерно в VII в. садово-парковое искусство из Китая пришло в Японию. Здесь на островах под влиянием более теплого и влажного климата, своеобразного ландшафта, другого социально-бытового уклада жизни оно видоизменилось, приобрело специфические черты. Японские сады и парки отличаются прежде всего применением многочисленных и разнообразных приемов воздействия естественной природы на сознание человека. Среди зелени и цветов, воды и камней создаются условия для уединения и длительных размышлений, созерцания и восприятия красоты природы. Возникают и быстро получают распространение миниатюрные сады с «идеальными ландшафтами». В таких садах рельеф, форма растений, текстура ствола, количество и размещение ветвей, величина, цвет и положение камней - все до мельчайших деталей продумывалось и имело символический смысл, философское значение. На сады и парки Японии большое влияние оказывали местные условия, поэтому они были чрезвычайно разнообразны по размерам, по своему архитектурно-планировочному решению. Одни из них создавались на равнине, другие - на холмах, иногда водоем отсутствовал, иногда он становился центром всей композиции.

В VIII в. на Ближнем Востоке образовалось мощное арабское государство, которое существенно повлияло на все дальнейшее развитие садово-паркового искусства, создав его новое направление. Средневековые сады в арабских странах и Иране отличались богатством, роскошью. В них не только обыгрывался ландшафт, использовались живописные рельефы, лучшие качества воды и растений, но и важное место в создании композиций отводилось культурным ценностям, завоеванным в походах. Геометрически правильный рисунок садов подчеркивался регулярной планировкой системы каналов, прямоугольными газонами. По периметру сад окружали высокие каменные ограды или стены зданий.

План садов Главного входа в Альгамбре

В сравнительно короткое время появились великолепные сады «патио» в дворцовых ансамблях Альгамбры и Генералифа. Сады замка Альгамбры в основном сохранились, хотя и подверглись реконструкции в эпоху Возрождения при строительстве на этой территории дворца Карла V. Они представляют собой небольшие 100-150 м (только сад у входа 0,5 га) отдельные участки, размещенные в разных уровнях. Вода постоянно движется, переливаясь из бассейна в бассейн, образуя бесчисленные каскады и водопады. Проложенные по саду дорожки замощены, причем на них выложены удивительной красоты орнаменты. Украшением служат и цветы, растущие в вазонах или горшках. Из сада открывается вид на Генералиф (летнюю резиденцию мавританских королей), восемь террас которого расположены на склоне холма. Террасы не связаны единым композиционным решением, каждая из них решена самостоятельно. И тем не менее они объединяются водой, которая в изобилии появляется из скалы на самой высокой отметке и затем в разных формах постоянно присутствует в саду.

В X-XV вв. средневековье уступило место эпохе Возрождения. Новое мировоззрение усвоило идеи и достижения античной Греции и Рима, взяло все лучшее и в соответствии с требованием времени способствовало возрождению культуры и искусства.

Культура Возрождения (Renaissance - фр.) возникла в Италии, в богатой Флоренции. В конце XIV-в XV вв. за городом на живописных холмах возводятся роскошные виллы с садами на террасах. В этих садах (таких, как Вилла Медичи в Фьезоле) удачно сочетались яркая южная зелень, водные устройства и малые архитектурные формы. Учитывая особенности рельефа, специфику теплого климата и пышную растительность, зодчие и садовники, используя приемы регулярной планировки, создавали удивительно торжественные виллы. Опыт флорентийцев быстро распространился в Риме и других итальянских городах. Знаменитые итальянские архитекторы и художники Браманте (1444-1514), Рафаэль (1483-1520), Палладио (1508-1580) оказали существенное влияние на дальнейшее развитие теории и практики садово-паркового искусства этого периода.

В итальянских садах симметричное планировочное построение велось от главного здания, расположённого на верхних отметках участка, а вся территория решалась комплексно. На склонах устраивали террасы, лестницы, пандусы, подпорные стенки, балюстрады, гроты. Устанавливалось много скульптуры, как правило, на мифологические темы. В тени деревьев размещали каскады, фонтаны, бассейны, а подножье холма украшали обширными зелеными коврами с орнаментами из цветов. Виньола, П. Лигорио и другие зодчие итальянского Возрождения разработали приемы композиции регулярного сада правильных геометрических форм на сложном рельефе и применили их в виллах Боболи, Капрарола и д'Эсте.

План виллы Капрарола: 1 - площадка; 2- пилоны с бюстами; 3- фонтан; 4 - гроты; 5 - каскады; б - спуски; 7 - фонтан Кубка; 8 - сад; 9 - фонтан; 10 - лестница; 11 - казино; 12 - терраса

К концу XVI в. в садово-парковом искусстве Италии утвердилось новое направление - барокко. Оно соответствовало изменившемуся вкусу богатой церковной и чопорной вельможной знати, увлекшейся причудливостью и пышностью форм. В это время создаются виллы Альдобрандини, Боргезе, Албани. Усложняются скульптурные композиции фонтанов и каскадов, в планировку территории помимо прямоугольных пересечений вводятся диагональные связи, в цветниках используются изощренные очертания.

В эпоху Возрождения и барокко в итальянских садах были найдены наиболее характерные для того времени художественные приемы. Архитектуре сооружений и малых форм, каменным и мраморным деталям уделялось не меньше внимания, чем естественной природе. Увлечение «барокко» просуществовало с XVI в. до второй половины XVIII в.

Вторая половина XVII в. оказалась наиболее значительной в паркостроении Франции, где проявил свой талант выдающийся мастер Андре Ленотр (1613-1700). За свою долгую жизнь он создал немало прекрасных парков. Среди них классические парки Во-ле-Виконт, сад «Тюильри», «Шантиль», «Марли» и др., но наиболее известное творение А. Ленотра - парк Версальского дворца (1662-1700) - резиденции Людовика XIV. В условиях использования громадной территории (вместе с прилегающим лесным массивом - 1738 га) мастеру удалось достичь гармоничного единства архитектуры сооружений, скульптуры, водных устройств и зеленых насаждений.

Парк представляет собой систему разноуровневых пространств, состоящих из отдельных регулярных частей. Высота террас незначительна по отношению к их протяженности, но искусно созданный рельеф увеличивает впечатление масштабности и бескрайности дальних перспектив. Использовались различные виды пространства: замкнутые в боскетах; раскрытые в партерах, бассейнах, каналах; закрытые в аллеях с трельяжами, увитыми растениями.

План парка Во-ле-Виконт

В XVII-XVIII вв. великолепные регулярные дворцовые парки создаются в Италии (Казерта), Австрии (Шенбрун и Бельведер), Испании (Ла Гранха), Германии (Сан-Суси, Ним-фенбург), Польше (Виланув).

Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки XVIII-XIX вв. изменило художественные принципы. Новые капиталистические отношения в Европе вызвали бурное и хаотичное развитие промышленности, жилищного строительства, что привело к резкому ухудшению санитарно-гигиенических условий городской жизни. Города нуждались в зеленых насаждениях, а места для их размещения не было. Только когда началась реконструкция застройки и стали сноситься крепостные стены, потерявшие свое значение, на их месте появились бульвары (Вена, Рига). Небольшие сады и скверы общественного пользования возникают вместо снесенных строений, на пустырях и свалках, на непригодных для строительства территориях и в карьерах после проведения необходимой рекультивации. Но из разрозненных, случайных участков невозможно было создать торжественные сады правильных геометрических форм, распространенных в предыдущую эпоху. Кроме того, буржуазия нуждалась в более экономичных решениях и вскоре сделала свой выбор, остановившись на своеобразном пейзажном стиле, который возник в наиболее развитой Англии, а его истоки уходили на древний Восток.

Еще не были забыты пышные регулярные сады, поэтому первые пейзажные парки нередко украшались необычными сооружениями и эффектными видами. Создаются искусственные руины в романском или готическом стиле, восточные (китайские или индийские) своеобразной архитектуры сооружения. И все же главным в пейзажном парке было то, что природа выступала в своей естественной красоте, во всем многообразии форм, цвета, материала. Сохранялся живописный рельеф местности, водоемы имели естественные очертания берегов. Деревья или кустарник высаживали отдельно на открытой поляне, чтобы лучше подчеркнуть их красоту, или небольшими группами, рощами с округлыми контурами. Важная роль отводилась системе тропинок, с которых открывались дальние перспективы на окружающий ландшафт. Для создания впечатления единства с естественной природой за пределами парка можно было высаживать группы деревьев, строить сооружения, которые вводились в композиции пейзажных видов, открывавшихся с прогулочных маршрутов. Разрабатываются приемы организации композиционных акцентов - около зданий появляются участки регулярной планировки с розариями, фонтанами, скульптурой, стрижеными растениями.

Одним из ранних и типичных английских пейзажных парков стал парк Стоу близ Бирмингема. Его начал создавать Бриджемен в 1713 г., а завершил в 1738 г. У. Кент. Территория парка площадью около 100 га имела неправильную форму и разнообразный рельеф (глубокий овраг, холмы, пологие склоны).

Во второй половине XVIII в. парки, в которых расширялись коллекции экзотических растений, превратились в ботанические сады, а романтичные устройства исчезли, уступив свое место живописным объектам естественной природы. В 1758 г. Чемберс на берегу Темзы создает на площади 160 га интересный парк Кью. В настоящее время он известен как один из лучших ботанических садов Европы.

В 1867 г. Андре на 156 га, размещенных среди застроенных участков, начинает создавать Сефтон-парк (Ливерпуль). Его планировка была основана на переплетении кругов, эллипсов и плавных кривых, которые четко просматриваются на плане, но из-за своего масштаба и созданной системы озер, ручьев свободных очертаний, пересекающих весь парк, в натуре не воспринимаются как геометрически правильные кривые. Парк рассчитывался на разнообразный массовый отдых.

Большой вклад в развитие пейзажного стиля внес теоретик и практик ландшафтного искусства X. Рептон (1752-1817). Он очень умело использовал широкие газоны и отдельно стоящие деревья или живописные группы. Такой тип парка в Англии наиболее распространен в настоящее время.

Широко известен Гайд-парк в Лондоне и не только из-за своей территории (300 га): посетителей сюда привлекают прежде всего устойчивые против вытаптывания газоны и редко стоящие прекрасные вековые деревья. Популярность парка отразилась на планировке его территории и внешнем виде. В настоящее время по основным направлениям движения пешеходов дополнительно проложена целая сеть аллей и дорог.

Из Англии пейзажные парки распространились по всей Европе. Вот некоторые из них: 1815-1845 гг.- парк Мюскау и в 1864 г.- парк Ним-фенбург в Германии, в 1864-1867 гг.- Бют-Шомон и в 1870 г.- парк Монсо во Франции. Следует отметить, что пейзажные парки создавались на самых разнообразных по рельефу и размерам участках. Парк Монсо имеет 12 га, а парк Мюскау - 1250 га.в. можно считать периодом становления городского общественного парка. Помимо вновь создаваемых садов и парков общего пользования открываются для горожан и некоторые частные, которые подвергаются реконструкции в связи с новыми функциями. В США (Чикаго, Бостон, Сан-Франциско) создаются известные ландшафтные парки, рассчитанные на посещение многих тысяч людей. В 1857 г. Олмстед- старший на территории 300 га создает Центральный парк в Нью-Йорке - прекрасный пейзажный парк, представляющий собой систему открытых и закрытых пространств. Появляются парковые дороги.

Экспликация: 1- поляна для игр и отдыха на газоне; 2 - площадь собраний; 3 - спортивная площадка; 4 - конюшня; 5 - ресторан; 6 - хозяйственные постройки

. Основные стили в композиции парковых ансамблей

Существует два основных стиля планировки садов и парков - регулярный классический (геометрический, французский) и ландшафтный (английский). Для первого характерно искусственное симметричное расположение дорожек, большей частью прямолинейных и зеленых групп, которые нередко строят также в виде геометрических фигур. Обычно такая планировка увязана с каким-либо зданием, от которого в глубину парка уходит широкая прямолинейная аллея или дорога, по отношению к которой остальные части парка располагают более или менее симметрично. Ландшафтный стиль планировки, как говорит само название, обусловлен естественным ландшафтом и представляет собой непрерывную смену картин природы. Группы растений чередуются с открытыми полянами, лужайками, водоемами и рассекаются дорожками, аллеями, в расположении которых не соблюдают правильной геометричности. Деревья и кустарники обычно не подстригают. Возможно сочетание этих двух стилей планировки, особенно в тех случаях, когда на части территории предусматриваются прямолинейные конфигурации участков - партеры, спортивные площадки, стадионы, магистральные аллеи и т. п.

. Английский пейзажный стиль в садово-парковом искусстве

Пейзажный стиль возник и сформировался в начале XVIII века в Англии, как отражение социально-политических и философских представлений эпохи Просвещения. Идея возврата человека назад к природе стала в то время весьма популярной и нашла много сторонников. Начавшаяся индустриализация и появление мегаполисов привели к тому, что большая часть населения стран Западной Европы концентрировалась в крупных городах. Все это способствовало появлению и развитию пейзажного стиля сначала в парках, а затем и в загородных усадьбах.

Создание пейзажных парков получило наибольшее распространение в Англии, потому что ее природные условия способствовали этому: мягкий влажный климат, обилие туманов, обширные луга и пастбища, невысокие холмы, живые изгороди из высокорослых кустарников, разделяющие сады, поля, группы деревьев. Позднее пейзажные парки с элементами романтизма начали создаваться и в других странах Европы (во Франции, Германии, России). Некоторые из них сохранились до сих пор как памятники ландшафтного искусства: парк Стоу в Великобритании, Малый Трианон в Версале, парки Багатель и Бют-Шомон в Париже, парк Вертлиц в Германии, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом, Александровский сад в Москве и другие. Для них характерны выраженный рельеф, большие водные поверхности, каскады, мосты, чередование открытых и закрытых пространств. Такие парки включали в себя многочисленные разнообразные сооружения в духе романтизма: храмы, гроты, беседки, руины, мавзолеи, надгробия, обелиски.

Английский пейзажный стиль предполагает естественность в размещении элементов и большую плавность линий, имитируя природный ландшафт: извилистые дорожки, живописные водоемы, "натуральные" композиции из растений, которые высаживаются ярусами (деревья, кустарники, подлесок, цветы). Сад, оформленный в пейзажном стиле, подражает природному ландшафту, в нем отсутствуют прямые линии и оси. Первостепенное значение такого ландшафта имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности. Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Они выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию, а также кусков коры деревьев.

Английский пейзажный парк в своем построении и развитии подчиняется четким и строгим законам. На самом деле, эта естественная красота и «запущенность» - результат тщательно продуманной планировки и усилий ландшафтных архитекторов, которые поддерживает здесь строгий порядок. Принцип прост: в английском парке важно соблюдать равновесие, сохранять естественный облик и предотвращать запустение. Но выполнить этот принцип нелегко.

К основным принципам построения пейзажного парка относятся следующие.

Свободная планировка - отсутствие осей в планировке сада и чёткой композиции позволяет ощутить свободу и почувствовать спокойствие. Впрочем, порой требуется так преобразить невзрачный ландшафт, что приходится не только создавать природные композиции, но также продумывать их регулярность и гармоничность.

Обязательной чертой парков пейзажного стиля является неровный рельеф местности с оврагами, искусственными и естественными возвышенностями, водоемами неправильных очертаний, подражая природному ландшафту. При этом все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт часто приходится изменять искусственно, создать водоем, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.

Отсюда возникает очень важная роль в ландшафтных композициях пейзажного стиля водных объектов прудов, ручейков, небольших водопадов или каскадов. Они тоже должны носить ярко выраженный естественный характер. Берега водоемов - неровные, с естественным обрамлением в виде песка или гальки, но без всяких каменных набережных.

Английский парк создает впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек только нашел среди них свободное место, чтобы построить себе дом или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Поэтому архитектурные сооружения, в том числе малые архитектурные формы, в английском парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж. В целом, английский парк как продуманная композиция из холмов и оврагов, подсаженных деревьев и ровных газонов, специально созданных водоемов и мостов, "неожиданно" появляющихся «хижин» и «античных руин», уединенных беседок, павильонов и скульптур создает незабываемое впечатление уюта и спокойствия.

Сад в пейзажном стиле наиболее часто встречается в оформлении современных участков. Это связано со стремлением человека иметь кусочек нетронутой природы у своего дома. В таком саду создаются «райские уголки» - композиции, близкие к природным. Для этого подходят как большие пространства, так и малые сады. Человек как бы немного подправляет и слегка облагораживает природу, сглаживая ее недостатки и подчеркивая достоинства. Сад в пейзажном стиле не является точной копией природных ландшафтов, но он позволяет человеку отдохнуть от напряженных ритмов современной жизни, снять напряжение, восстановить свои силы, получить дополнительную энергию и эстетическое наслаждение от общения с природой.

Сады Уилтон-хауса.

Первые мастера английского сада - палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен - черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе. Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).

Наиболее востребованными продолжателями школы английского парка во второй половине XVIII века выступили Ланселот Браун и Хамфри Рептон, которые «привели в гармонию» тысячи гектаров угодий по всей Британии. Для Брауна характерно упрощение структуры парка за счёт окончательного отказа от геометрических линий аллей и партеров. В его садах открытые пространства (полянки и лужайки) открывают захватывающие перспективы и зрительно расширяют пределы парка. В садах изобилуют искусственные каналы, замаскированные под заросшие тростником речушки. Рептон более густо засаживает свои сады кустами и деревьями, организованными в группы различной плотности.

. Примеры зарубежных и отечественных английских парков

Парк Стоу.

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 - храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин.


Смена пейзажей построена разнообразно: на ритмическом нарастании впечатления (например, подъезд к дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых картин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (например, восприятие дворца через Коринтианскую арку).

Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая доли- на или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему (тем самым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи. Одна из главных особенностей парка - слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории. Вода также получает разнообразное решение - в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда. Преобладают листопадные породы и прежде всего бук, затем - ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными деревьями - сосной обыкновенной, кедром ливанским, тиссом.

Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.

Генплан Парка Стоу (1738): 1 - дворец, 2 - огород, 3 - оранжерея, 4 - храм Бахуса, 5 - статуя Дриада, 6 - Пирамида, 7 - каскад, 8 - Храм Венеры, 9 - Пещера Дидоны. 10 - Театр королевы, 11 - ротонда, 12 - Грот пастуха, 13 - Готический храм, 14 - Храм дружбы, 15 - полукруг саксонских божеств, 16 - Фарфоровый грот, 17- Храм пасторальной поэзии, 18 - Греческий храм, 19 - Холодные бани, 20 - мост из раковин и каскад, 21 - Храм знаменитых британцев, 22 - Храм Древней добродетели, 23 - Храм Современной добродетели, 24 - грот из булыжника, 25 - статуя Георга I, 26 - салон Нельсон

Генплан Парка Стоу

Сефтон-парк в Ливерпуле.

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев.

Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой.

Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые.

По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха. Насаждения в виде массивов и групп тяготеют к периферии парка, местам пересечения дорог и свободно располагаются на полянах, образуя серию пейзажных картин, воспринимаемых с прогулочных маршрутов.

Экспликация к генплану парка Сефтон: 1 - лужайка для крикета, 2 - лужайка для спортивных игр, 3 - Парк оленей, 4 - домики-приюты, 5 - ресторан, 6 - музыкальный павильон, 7 - ботанический сад


План парка Сефтон 1867

Екатерининский парк.

Екатерининский парк - парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится в городе Пушкине под Санкт-Петербургом, памятник архитектуры XVIII-XIX веков. Совместно с Александровским парком является неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции и получил свое название по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу. Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного "Старого сада" и пейзажного "Английского сада".

Пейзажный парк начинается сразу за архитектурным ансамблем Ч. Камерона, расположенным в регулярной части Екатерининского парка, и простирается между Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой до Виттоловского пруда, на южном берегу Большого пруда и на территории к западу от него. Площадь парка 70 гектаров. Его границы не изменялись с XIX века. С северо-востока он примыкает к регулярному парку, с северо-запада граничит с Александровским парком, с юго-востока и юго-запада окружен застройкой города Пушкина. Начало строительства парка относится к 1760-м годам, основные же работы проводились в 1770-1780-е годы. Первый план пейзажной части Екатерининского парка был выполнен архитектором В. Нееловым. Вместе с ним работали его сыновья Илья и Петр Нееловы и садовый мастер Т. Ильин. Для создания пейзажной части Екатерининского парка архитектор В. Неелов был отправлен в Англию, где изучал новые образцы садово-паркового искусства, главным в которых было подражание естественным природным ландшафтам. Анализ гравюр английских парков, привезенных В. Нееловым в 70-е годы XVIII века, убеждает, что многие из них явились прообразом создания отдельных пейзажей в Екатерининском парке Царскосельской резиденции.

При создании пейзажного парка были прокопаны многочисленные водные протоки, созданы насыпные холмы и горки, высажены тысячи деревьев разных пород. Центром парка стал Большой пруд. В живописные пейзажи парка органично вплетаются экзотические павильоны в виде древних руин, готических и турецких сооружений, китайских беседок, всевозможные мостики, башни и колонны, созданные архитекторами Ч. Камероном, Дж. Кваренги, В. Нееловым, И. Нееловым, П. Нееловым, А. Ринальди, Ю. Фельтеном, Л. Руска, И. Монигетти, а также целая коллекция т.н. памятников Славы, поставленных в честь побед русского оружия в войнах с Турцией. Свое художественное завершение Екатерининский парк получил, в основном, к концу XVIII века. В XIX веке он обогатился лишь несколькими произведениями архитектуры и скульптуры.

План Царского Села с окрестностями

Экспликация к генплану: 1. Екатерининский дворец 2. Холодная баня, Агатовые комнаты 3. Камеронова галерея 4. Верхняя ванна 5. Нижняя ванна 6. Эрмитаж 7. Эрмитажная кухня 8. Морейская колонна 9. Ворота «Любезным моим сослуживцам» 10. Грот 11. Адмиралтейство 12. Зал на острову 13. Чесменская колонна 14. Мраморный мост 15. Турецкая баня 16. Пирамида 17. Красный (Турецкий) Каскад 18. Готические ворота 19. Башня-руина 20. Орловские ворота 21. Гранитная терраса 22. Фонтан «Девушка с кувшином» 23. Концертный зал 24. Кухня-руина 25. Скрипучая беседка 26. Вечерний зал 27. Памятник А. Д. Ланскому 28. Собственный садик 29. Кагульский Обелиск 30. Дежурные конюшни

Баболовский парк

Баболовский парк - один из пяти известных парков города Пушкина (вместе с Екатерининским, Александровским, Отдельным, Буферным парками и некогда существовавшим Фермским). Парк расположен между южной частью города Пушкин и Александровской, северо-западнее Красносельского шоссе в городе Пушкин. Главной достопримечательностью парка является Баболовский дворец. Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Общая площадь Баболовского парка, наиболее крупного из всех Царскосельских парков, составляет 268,6 га.

Объемно-пространственная композиция парка сформирована в основном в 1820-1860-е гг. Этот памятник ландшафтной архитектуры кон. XVIII - сер. XIX вв., исполнен в пейзажном стиле. Несколько поколений августейших владельцев Царского Села украшали этот ансамбль, потратив на его создание много времени и огромные средства. Баболовский парк - характерный пример пейзажной композиции и, по существу, самый «английский» парк Царского Села. В его облике наиболее последовательно воплощена программа пейзажного садово-паркового искусства. Композицию этой заповедной зоны, граничащей с Екатерининским и Александровским парками, формируют рощи и куртины старовозрастных деревьев лиственных и хвойных пород.

Все это чередуется с обширными луговыми пространствами. По сторонам причудливо изгибающегося русла реки Кузьминки расположены его зеленые массивы. Парк прорезают прогулочные пешеходные и ездовые шоссированные дороги - Ново-Баболовская, Продольная, Верховая, Дубовая, Крайняя. Все они, за исключением Баболовского шоссе, прямая перспектива которого «вылетает» за пределы парка, приводят к старейшему району - Английскому саду и Баболовскому дворцу.

Схема Таицкого водовода в районе Баболовского дворца

Генплан Александровского и Баболовского парков Царского Села. 1844

. Тенденции развития ландшафтной архитектуры

Зарубежный и отечественный опыт создания и деятельности городских парков и садов указывает на развитие ряда новых тенденций. Они связаны с осознанием огромной экологической роли озелененных пространств - для отдыха, а также с появлением новейших технических средств формирования парковых ландшафтов, быстро меняющимся внешним окружением садов, парков и их интеграции с городскими структурами. Появляются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, интересы различных социальных групп, вкусы и предпочтения разных людей. Продолжается поиск средств оригинальной выразительности объектов ландшафтной архитектуры.

Однако к XXI веку ситуация в ландшафтной архитектуре изменилась еще более коренным образом. Садово-парковое искусство приобрело иную направленность, из более декоративного приобрело экологические черты, стало нести более глобальные принципы в масштабах планеты. Подобное объясняется ухудшением экологической ситуации, сокращением площади естественных угодий, ростом городов и многими прочими причинами. Задачи ландшафтного искусства стали более серьезными: в первую очередь восстановление биосферы. Кроме того, повышается ценность исторических памятников садово-паркового искусства. В настоящее время уделяется все больше внимания научной обоснованности проектирования, детальному анализу социальных, функционально-планировочных, ландшафтно-экологических аспектов формирования парков.

Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца XX и начала XXI века.

. Дополнение искусственного ландшафта природными элементами.

Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах), вводятся искусственные элементы формирования рельефа, например геопластика.

. Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природной и городской среде. Создаются многочисленные развязки дорог, мосты, каналы.

. Разработка озелененных территорий специального назначения.

создание выставочных, спортивных комплексов, мемориальных, аквапарков.

появляются сады и парки однофункциональные, тематические.

. Ведение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крыше сооружений или в интерьерах или натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом земель под озеленение устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий под крышами.

. Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанированной средой появляются уголки «естественной природы».

. Экономия ландшафта или «эстетизм» ландшафта, - стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая сооружения под землей. Большая часто помещения закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает через специальные заглубления или световые дворики, которые невидны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада посетитель избавляется от урбанизированного фона.

. Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, размещаются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как неразрывность человеческой культуры и природы.

. Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационости и пр.) Ведутся интенсивные поиски архитектурно- художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются «найти вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идет по пути экспериментов, иногда неожиданных.

. Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т.п. В сад или парк вводятся новые композиционные и художественные решения из современных материалов.

. Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес- парки и сады производственных предприятий). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок в сплошной ландшафт с парковым или природным обликом. Озеленяется все: не только участки между зданиями, но и крыши, стены, автодороги, автостоянки и инженерные коммуникации.

. Возврат к традициям прошлых эпох, создание благоустроенных внутренних дворов - патио, «зеленых крыш», применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом строительстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципу патио, стриженные формы используются как в обширных парках, так и в небольших по площади, садовые эфемериды наиболее актуальны в зимнее время.

. Развитие теории «аттракциона», т.е сочетание несочетаемого, эффект рамки, эффект отражения, расчет на удивление. Эта территория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, конкурсные программы, шоу-бизнес, рекламу и т.п.

В садово-парковом искусстве используют резкие противопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от стен зданий и т.д.

Заключение

Основной целью разработки ландшафта участка является достижение гармонии между человеком и природой, создание атмосферы уюта.

Создание благоприятных условий для жизни и отдыха человека невозможно без комплексной организации системы зеленых насаждений, водных сооружений, развлекательных зон и мест для рекреации и восстановления сил на пригородных участках. Зеленые насаждения очищают воздух, выполняют роль акустической преграды, оберегающей здоровье человека и его покой, понижают температуру воздуха, увеличивают влажность. Гармонично выстроенный ландшафт оказывает положительное воздействие на эстетическое воспитание человека, придают торжественность и парадность участку.

Основные тенденции развития ландшафтной архитектуры - это экологический подход к проектированию. Цель данного подхода, с одной стороны, заключается в том, чтобы максимально сохранить природный ландшафт. С другой стороны, - привнести что-либо такое, что еще больше подчеркнет красоту данного места.

Список использованной литературы и других источников

1)      Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. Забелина Е.В. 2005

)        Проектирование садов и парков. Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. 1991

)        Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С. и др. 2008

)        Городское зеленое строительство. Лунц Л.Б. 1974

)        История садово-парковых стилей. Дормидонтова В.В. 2004

)        Ландшафтная архитектура. Сотникова В.О. 2010

)        Ландшафтная архитектура. Крис Ван Уффелен. 2010

)        Ландшафтная архитектура. Специализированные объекты. Сокольская О.Б., Теодоронский В.С., Вергунов А.П. 2007

)        Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том V. Улицы, площади, парки. Барановский Г.В. 1907

)        Ландшафтное проектирование. Аксянова Т.Ю. и др. 2003

)        Ландшафтное планирование - принципы, методы, европейский и российский опыт. Антипов А.Н., Дроздов А.В. (ред.). 2002

)        Садово-парковый ландшафт. Николаевская З.А. 1989

)        Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. Вертикальная планировка озеленяемых территорий. Теодоронский В.С., Степанов Б.В. 1999

)        Архитектурная композиция садов и парков. Вергунов А.П. (ред.). 1980

)        Объекты ландшафтной архитектуры. Теодоронский B.C., Боговая И.О. 2003

Похожие работы на - Ландшафтная архитектура английского стиля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!