Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
Государственный историко-архитектурный, художественный
и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
Дольская
ул., 1, метро «Царицыно», «Орехово»
С
давних времен эту территорию населяли славянские племена вятичей.
Курганы
вятичей XI-XII веков обнаружили археологи по склонам речки Язвенки на северной
окраине парка. За свою историю этот район несколько раз менял свое название:
Пустошь
Черногрязная — с 1589 года;
Черная
Грязь — до 1683-1684 годов;
село
Богородское — после 1684 года;
снова
Черная Грязь — c 1712 года;
Царицыно
— с 1775 года;
Ленино
— с 28 сентября 1918 года по август 1991 года.
При
Иване Грозном эти земли были приписаны к соседней царской усадьбе Коломенское,
поэтому впервые упоминается Пустошь Черногрязская в 1589 году как часть
дворцовой вотчины Коломенское.
В
1590-х земли от Коломенского до устья реки Пахры принадлежали семейству
Годуновых.
В
ту пору эта земля принадлежала сестре Бориса Годунова царице Ирине Федоровне.
С
1633 до середины 1680-х село принадлежало тестю царя Михаила Федоровича
Романова боярину Лукьяну Стрешневу, который построил здесь боярский двор, в то
время село называлось Черная грязь. Далее в 1680-е годы им владел фаворит
царевны Софьи князь Василий Голицын, который переименовал село в Богородское по
храму во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Когда Голицын
впал в немилость, имение забрали в казну и вернули ему прежнее название.
В
1711 году Пётр I пожаловал Черную Грязь своему соратнику, молдавскому господарю
Дмитрию Кантемиру, перешедшему на русскую службу после русско-турецкой войны.
Сам
Дмитрий Кантемир редко бывал в своем имении, предпочитая жить в Орловской
области, а в Черной Грязи жила его дочь Мария, бывшая фавориткой Петра I, с
1720-х годов и вплоть до его смерти, а после удалённая от двора.
Здесь
провел детские годы знаменитый сатирик Антиох Кантемир. При Кантемирах в имении
была возведена каменная церковь в стиле петровского барокко, сохранившаяся до
наших дней. В 1775 году Черная Грязь была куплена императрицей Екатериной II за
25 тысяч рублей.
Екатерина
решила устроить здесь свою подмосковную резиденцию. Усадьбе было присвоено
новое название — Царицыно. При Екатерине Царицыно строилось почти 20 лет с 1775
по 1796 гг. Первое десятилетие архитектором был Василий Иванович Баженов. Для
Баженова Царицынская эпопея обернулась трагедией. С самого начала решено было
строить усадьбу в готическом стиле, чтобы этот уголок напоминал Екатерине
родную Германию. Баженов успел возвести почти все строения усадьбы. По его
проекту были возведены Хлебный корпус, Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские
корпуса, мосты и Виноградные ворота, дошедшие до наших дней.
Также
архитектор возвел вместо одного большого дворца два одинаковых дворца для
Екатерины II и наследника престола Павла I. В архитектуре использовались
стрельчатые готические окна, украшения с государственной символикой, узорчатая
кирпичная кладка в старинной русской технике.
Но
в 1785 году Царицыно посетила императрица и приказала всё сломать и строить
усадьбу заново, а Баженов впал в немилость и был отстранён от работ, как
предполагают, из-за его связей с московскими масонами.
С
1787 по 1793 год в Царицыно работал Матвей Федорович Казаков. Он разобрал часть
баженовских зданий и начал притворять свои проекты.
Но
стройка шла трудно, финансированию мешала вторая русско-турецкая война.
Казаков
успел завершить Большой дворец, не была произведена только внутренняя отделка.
В
это время в Царицыно был разбит один из лучших в Москве пейзажных парков.
После
смерти Екатерины сооружение дворца прекратилось. В XIX веке Царицыно стало
популярным местом отдыха москвичей. В это время строили небольшие парковые
сооружения. Часть парковых павильонов и Оранжерейный мост через овраг у
Хлебного дома построено при Александре I архитектором Иваном Еготовым, учеником
М. Ф. Казакова.
В
1830-х гг. Царицынский дворец хотели достроить для Николая I, но он не
понравился императору, позднее дворец пытались приспособить под казарму,
фабрику, но там так никто и не жил. Постепенно дворцовый комплекс разрушался,
постройки были заброшены и превратились в романтические руины. С прокладкой
Московско-Курской железной дороги Царицыно стало популярным дачным местом.
В
конце XIX века здесь находился театр, общественный сад, лавки, трактиры,
земское училище, дачи.
В
40 дворах проживало 192 человека.
В
1920-х годах село стало посёлком Царицыно-дачное, а в 1939 году получило статус
посёлка городского типа с названием Ленино.
В
1960 году посёлок вошел в состав Москвы. В 1993 году Царицыно получило статус
музея-заповедника. Лишь в 2005 году началась полная комплексная реставрация
Царицына, которая была завершена к 2009 году.
Сейчас
здесь размещается Государственный историко-архитектурный художественный и
ландшафтный заповедник «Царицыно». Это солидный музейно-выставочный,
историко-культурный комплекс. В его состав входят архитектурный ансамбль Баженова
и Казакова, возрожденный английский пейзажный парк XVIII-XIX веков, один из
старейших в Москве каскад Царицынских и Борисовских прудов.
Территория
заповедника составляет 650 га.
Музейная
коллекция насчитывает более 32 тысяч экспонатов русского и мирового искусства.
Царицынский
парк Царицынский парк — один из замечательных памятников русского
садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Начал формироваться в первой
половине XVIII века, когда усадьба принадлежала князьям Кантемирам.
Его
основу составлял регулярный сад с четкой геометрией аллей и насаждений.
При
императрице Екатерине, когда в моду вошли английские нерегулярные сады, в 1784
году для устройства парка в Царицыне был приглашён садовник из Англии — Френсис
Рид. Расцвет Царицынского парка приходится на первую треть XIX века, когда
здесь были устроены разные «художественные затеи»: беседки, павильоны, гроты,
мостики.
Большую
роль в украшении парка сыграл архитектор И. В. Еготов (1756-1814 гг.).
Во
второй половине XX века парк превратился в запущенный лесопарк с подлеском из
самосевных кустарников.
В
2006-2007 годах прошла реставрация парка по проекту ландшафтных архитекторов
ГУП «Моспроект-2».
Он
был освобожден от сухостоя и самосевных насаждений. На основе архивных источников
и археологических раскопок была составлена его историческая
дорожечно-тропиночная сеть.
Царицынские
пруды и реки Царицынские пруды — Верхний и Нижний Шипиловский пруды — возникли
к середине XVII века, когда усадьбой владели бояре Стрешневы. Пруды
образовались после строительства двух плотин на местных речках Городня, Язвенка
и Черепишка.
При
плотинах были построены мельницы.
Царицынские
пруды составили единый каскад с Борисовским прудом, созданным в царствование
царя Бориса Годунова. Царицынские и Борисовский пруды считаются сегодня
старейшими и крупнейшими по площади и протяженности в современной Москве.
Их
общая площадь более 180 га.
Царицынские
пруды до XX века пользовались огромной популярностью среди москвичей, особенно
у любителей рыбной ловли. Верхний Царицынский пруд на реке Язвенке занимает
площадь 17 гектаров, средняя глубина — 3 метра.
Поступление
воды в Верхний Царицынский пруд происходит по двум водостокам: Царицынскому
ручью (река Язвенка) и по Бирюлёвскому ручью (река Черепишка).
На
его обрывистом берегу расположены 3 грота, по преданию, связанные между собой
подземным ходом.
Нижний
Царицынский пруд расположенный в пойме реки Городни, занимает площадь 53
гектара, средняя глубина 2, 5 метра. На этом пруду был создан серповидный
остров на сваях. Царицынский ручей или река Язвенка является правым притоком
реки Городни.
Её
исток находится вне границ Москвы.
На
берегах Язвенки в прошлом находилась деревня Орехово и село Царицыно.
Первоначально
река Язвенка называлась «Язва». Впервые она упоминается в 60-х годах XVIII
века. Название реки Язвенки, вероятно, происходит от слова «язва» — щель,
трещина.
Другие
варианты происхождения названия связывают со словом «язь» — вид рыбы, «яз» —
запруда реки для ловли рыбы, «езва» — песчаный нанос или отмель у берега реки,
мелководный залив в озере.
Протяжённость
Язвенки около 6 км.
Речка
Черепишка (Бирюлёвский ручей) берёт начало в западной части Бирюлёвского
дендропарка и протекает вдоль Липецкой улицы.
Длина
реки 3 км.
В
прошлом Черепишка была левым притоком реки Язвенки. В начале XIX века на речке
Черепишке была устроена Лазаревская плотина в результате чего возник небольшой
Лазаревский пруд. В настоящее время Черепишка впадает в Верхний Царицынский
пруд. В 2005-2006 гг. были проведены масштабные мероприятия по экологической
реабилитации Царицынских прудов: очистка дна, укрепление берегов, устройство
прогулочных дорожек. В рамках этого проекта были проведены археологические
раскопки, которые определили места лодочных пристаней XIX века. Они были
восстановлены на прежних местах согласно гравюрам XIX века и облицованы белым
камнем.
Большой
Царицынский дворец Большой Царицынский дворец построен 1786-1793 гг.
архитектором Ф. М. Казаковым на месте дворца 1782 года архитектора В. И.
Баженова.
Царицынский
дворец — архитектурный ансамбль XVIII века, строился в стиле псевдоготики по
проекту архитектора В. И. Баженова, который задумал для Царицыно совсем особый
псевдоготический стиль, и вместе с тем напоминающий нарышкинское барокко.
Декор
фасада был насыщен масонской символикой. Строительство дворца было прервано по
распоряжению императрицы Екатерины II.
Посетив
строительство лишь спустя десять лет, царица в новый дворец даже не стала
входить — постройка пришлась ей не по вкусу. Архитектор Баженов от
строительства был отстранён и попал в опалу, а заказ на строительство дворца
был передан архитектору М. Ф. Казакову.
При
строительстве нового дворца перед Матвеем Казаковым встала сложная задача —
вписать новое здание в сложившийся ансамбль. После смерти Екатерины в 1798 году
Большой дворец остался недостроенным и постепенно разрушался.
В
начале 1890-х гг. с него сняли остатки крыши и уничтожили покрытия башен, в
результате от дворца остались только стены. Альпинисты проводили на его
отвесных стенах тренировки по скалолазанию.
В
2005 году началась реконструкция Большого Царицынского дворца. За два года
живописная руина, разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в
современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города,
состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В
церемонии принимали участие Президент России В. В. Путин и мэр Москвы Ю. М.
Лужков.
Сегодня
дворец, восстановленный из небытия, переживает второе рождение.
Ажурный
декор здания выполнен на основе первых нереализованных замыслов Матвея
Казакова.
Главный
зал дворца — Екатерининский, площадью более 300 кв. метров, с парадной лестницей и примыкающими парадными гостиными, оформлен в стиле дворцового
убранства XVIII века.
Его
украшает мраморная статуя императрицы работы скульптора А. Опекушина.
В
других залах развернулось шесть выставок при участии ведущих музеев Москвы.
Среди
выставок:
«Екатерина
Великая: созидание, вдохновение и просвещение», «Придворная охота», «Парадный
стол эпохи Екатерины Великой: триумф искусства кулинаров», «Москва Первопрестольная»,
«Царицыно сквозь века», «Цветущая сказка Павловопосадской шали» и др.
Малый
дворец — одно из немногих сооружений Царицынского ансамбля, сохранившее свое
название со времен архитектора Баженова. Он был одним из трёх дворцов,
предназначавшихся для императрицы Екатерины — самым маленьким и самым интимным.
После постройки дворца начавшиеся внутренние отделочные работы были прерваны
летом 1784 года.
В
1803-1804 гг., когда Царицыно стало доступно для публики, Малый дворец был
перепланирован и сдан в аренду под кофейный дом француза Леканю, которого
выслали из России в 1812 году как наполеоновского шпиона.
Без
применения Малый дворец ветшал, и к середине XX века от него остались одни
полуобрушенные стены.
В
1987-1996 годах дворец был восстановлен и открыт как выставочный зал
музея-заповедника «Царицыно».
Хлебный
дом (Кухонный корпус) Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. В
середине XIX века в здании действовали крестьянская лечебница и Земское
училище.
Позже
комнаты стали сдаваться на лето дачникам, а после революции до конца 1970-х гг.
здесь были коммунальные квартиры. В 2006 году завершились реставрация Хлебного
дома. Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его
в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций.
Галерея
с аркой Построена 1784 году. Архитектор В. И. Баженов. Соединяет Большой дворец
с Хлебным корпусом. При постройке, галерея, вероятно, имела деревянные
перекрытия, чтобы иметь возможность в любую погоду доставлять блюда и яства из
«фабрики-кухни» в Большой дворец.
В
1985-1988 годах была проведена реставрация — арка-галерея стала первым
отреставрированным объектом Царицыно. «Оперный дом» (Средний дворец, Приемный
дворец) Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Средний дворец,
позднее названный «Оперным домом» был предназначен для императрицы Екатерины II
и является одним из первых значительных сооружений Царицынского ансамбля.
Исторически
укоренившееся название — «Оперный дом» появилось впервые на одном из планов
Царицына 1810 годов.
На
протяжении XIX-XX веков здание не использовалось и превратилось в живописные
руины.
Реставрация
дворца проведена в 1988-1996 гг. В настоящее время Оперный дом используется как
выставочный и концертный зал музея-заповедника «Царицыно». В 1996 году первые
музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в
отреставрированном Оперном доме (Среднем дворце) состоялись первые концерты.
Оперный
дом в течение 10-ти последующих лет являлся главным концертным и выставочным
залом музея-заповедника «Царицыно».
Первый
Кавалерский корпус 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов.
Второй
Кавалерский корпус («Восьмигранник», «Лакейский дом») 1782-1783 гг. Архитектор
В. И. Баженов.
Третий
Кавалерский корпус (корпус с круглым залом) 1776-1779 гг. Архитектор В. И.
Баженов.
Третий
Кавалерский корпус возвышается на пригорке перед церковью Иконы Божией Матери
«Живоносный источник». Примечателен тем, что отсюда Екатерина II и Григорий
Потёмкин 12 августа 1775 года смотрели фейерверк, который был устроен через
месяц после рождения их дочери — Елизаветы. В 1800-1850-е гг. здесь размещалась
гостиница, затем дача известного петербургского виолончелиста И. Давыдова. В
советские годы — краеведческий музей, клуб, дирекция заповедника. В 1998-2003
годы была проведена реставрация Третьего Кавалерского корпуса.
Ныне
используется как Выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея.
Фундаменты
и фрагменты стен Большого (Четвертого) Кавалерского корпуса 1782-1784 гг.
Архитектор В. И. Баженов.
Большой
Кавалерский корпус был одним из главных зданий первоначального дворцового
ансамбля Царицыно. Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней
свиты Екатерины II.
Разобран
в 1795 году в связи со строительством Большого Дворца. Фундаменты
музеефицированы в 2006-2007 году. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный
источник»
(Троицы
Живоначальной) Дольская ул., 2, метро «Царицыно», «Орехово» Церковь иконы
Божией Матери «Живоносный источник» — старейшая постройка в Царицыно.
Стоит
на пересечении двух основных въездов в усадьбу — с востока через Фигурный мост
и с севера через Большой мост над оврагом. Первый деревянный храм в этой
местности в вотчине бояр Стрешневых Чёрная Грязь был построен в 1682 году.
Современное
здание возведено в 1759-1765 гг. в стиле петровского барокко при князьях
Кантемирах.
О
князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского,
небесного покровителя князя Кантемира. В трапезной церкви установлено место
захоронения храмоздателей сына Дмитрия Кантемира — Матвея Кантемира и его
супруги.
Храм
перестраивали в 1765 году.
Трёхярусная
колокольня и трапезная построены в 1883 году.
Храм
был закрыт в 1940 году.
Внутри
помещалась типография, деревообделочный цех.
Богослужения
возобновлены в 1990 году.
При
храме действует воскресная школа и Духовный центр.
Оранжерейные
корпуса Оранжерейное хозяйство возникло в Царицыне еще в первой половине XVIII
века, когда усадьба «Черная Грязь» принадлежала князьям Кантемирам.
Оранжереи
построили на участке за Большим оврагом вблизи каскада из небольших прудов,
называвшихся «Оранжерейными». Во время работы в Царицыне (1776-1785 гг.)
архитектор Баженов занимался в том числе и ремонтом старинных деревянных
оранжерей, а в 1780-е гг. выстроил новую каменную оранжерею. Остатки ее
фундаментов полностью раскрыты в ходе археологических работ в 2006 году под
руководством Главного археолога Москвы А. Г. Векслера.
Наряду
с фруктовыми деревьями и плодово-ягодными кустарниками выращивалось огромное
количество цветов, особенно роз. В оранжереях культивировалось множество
декоративных насаждений, в том числе ливанских кедров.
К
середине XX века Царицынские оранжереи пришли в упадок. На их месте возник
дачный поселок, где снимали летние дома многие выдающиеся деятели русской
культуры.
Здания
знаменитых Царицынских оранжерей восстановлены в конце 2007 года.
Это
был последний из исторических объектов в Царицыно, сдача в эксплуатацию которых
была запланирована на 2007 год.
Фигурный
мост 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов.
Мост
«на приезде с плотины», получивший название «Фигурного» — одно из самых ранних
по времени сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыно.
Фигурный
мост одновременно служит и парадными воротами ансамбля со стороны прудов, и
частью аллеи Березовой перспективы — одной из основных осей Царицынского
ансамбля.
В.
И. Баженов начал строительство моста в мае 1776 года и уже к осени мост был
возведён.
В
1777 году на башенках и парапете были посажены деревья в кадках. А летом 1778
года был устроен съезд с моста в сторону церкви с шестью малыми башенками по
сторонам, а так же две башенки с противоположной стороны моста.
В
1987-1992 и 2006 годах была проведена реставрация памятника.
Фигурные
ворота («Виноградные») 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов.
Название
свое получили, поскольку в проёме арки просматриваются стилизованные грозди
винограда.
В
1998-2000 годах проведена реставрация Фигурных («Виноградных») ворот.
Большой
гротесковый мост Построен в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов.
Малый
гротесковый мост Построен в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов.
Оранжерейный
мост XVIII век. Архитектор В. И. Баженов (?).
Большой
мост через овраг Построен в 1784 г. Архитектор В. И. Баженов.
Реставрировался
в течение десяти лет.
Царицынская
плотина между Верхним и Нижним Царицынскими прудами Начало XIX века.
Домик
смотрителя на плотине Пешеходные мосты Павильон «Миловида» («О, Миловида»)
Павильон «Миловида» построен в 1756-1814 гг. на правом берегу Верхнего
Царицынского пруда архитектором И. В. Еготовым. По преданию прозван так самой
императрицей Екатериной за прекрасный вид, который открывается от стен
«Миловиды» на Покровскую сторону и глубокий залив Царицынского пруда у
Лазаревой плотины. Первоначально павильон был обильно украшен скульптурой. На
кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входа — скульптуры
дельфинов и сфинксов. В 1870-х гг. он был приспособлен под чайный домик.
Близлежащую местность современники называли «Миловидовой рощей». В XIX веке
здесь располагался чайный домик, а в соседней роще играл духовой оркестр.
К
началу XX века павильон утратил скульптурное убранство. В 1992 году павильон
был сильно поврежден пожаром.
Отреставрирован
в 2006 году.
Павильон
«Нерастанкино» («Храм Меланхолии», «Галерея в саду») Павильон «Нерастанкино»
построен в 1803-1804 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора И. В.
Еготова. Расположен на пологом склоне берега, спускающемся в долину.
Предназначался
для спокойного отдыха.
Здесь
в XIX веке находилось несколько столов, кресел и скамей, покрытых серой
краской.
Главным
удовольствием от пребывания в этом уголке было созерцание живописного вида на
пруд с каменной аркой, прозванной «Русалкины ворота».
Беседка
«Храм Цецеры» («Золотой сноп») Беседка представляет собой круговую колоннаду,
увенчанную куполом — «круглый маленький храмик ионического ордена о восьми
колоннах». Беседку построили в 1805-1806 гг. по проекту архитектора И. В. Еготова.
Такие
беседки стали к началу XIX века обязательной принадлежностью крупных пейзажных
парков.
В
беседке была установлена статуя римской богини плодородия Цецеры, державшей в
руках серп и сноп колосьев.
Голубой
купол постройки венчает сноп позолоченных колосьев, поэтому беседку также
называли «Золотой сноп». В середине XIX века статуя Цецеры была утрачена. В
1927 году во время реставрации, проведённой архитектором М. В. Дьяковым, была
вновь установлена статуя Цецеры, перевезённая из усадьбы Боде-Колычевых Лукино.
Последняя
реставрация проведена в 2005-2006 гг.
Арка-руина
«Русалкины ворота»
На
правом берегу Царицынского пруда вблизи береговой дорожки можно увидеть одно из
самых романтичных сооружений парка. Арка на острове «Русалкины ворота» («Жилище
русалок») была сооружена в 1804 году по проекту архитектора И. В. Еготова и
представляла собой арку, перекинутую через узкий канал, разъединяющий остров на
две части.
В
нынешнем виде арка восстановлена в 2006 году в соответствии с обмерными
чертежами XIX века.
С
береговой дорожки у арки открывается вид на павильон «Нерастанкино».
Башня-руина
из дикого камня Построена в 1804 году. Архитектор И. В. Еготов.
Грот
Ореховская плотина Сооружена на речке Язвенке в 1805-1807 гг. местными
крестьянами под руководством садового мастера К. С. Унгебауэра. Мостик через
плотину связывает центральную часть Царицынского парка с запрудной парковой
зоной «Покровская сторона». От Ореховской плотины открывается вид на
находящуюся на высоком правом берегу Царицынского пруда беседку «Храм Цецеры».
Земляная
пирамида и пандус Вал и ров — граница исторического парка XIX века Курганные
могильники Курганные могильники являются памятниками археологии Москвы XII-XIII
веков.
Их
курганы расположены по склонам речки Язвенки на северной окраине Царицынского
парка.
Светомузыкальный
фонтан Светомузыкальный фонтан в Царицыно открылся в 2007 году ко Дню города
Москвы (обычно — это первое воскресенье сентября). Он способен изменять
направление, подсветку и силу струй под музыку.
В
репертуаре фонтана четыре композиции:
«Вальса
цветов» и «Марш» Петра Ильича Чайковского, две композиции — на мелодии
французского композитора Поля Мориа. В конструкции фонтана применены 82 насоса
различной мощности. Работа фонтана в Царицыно управляется компьютером. Каждая
из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению.
Площадь
чаши фонтана составляет 2400 кв. метров, а глубина воды — до 1, 5 метров.
Световые
эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника. Вообще говоря — сооружение
светомузыкального фонтана в Царицыно вызвало недоумение и неприятие у
общественности в связи с тем, что он возведен в естественном водоеме в
исторической зоне и изменил исторически сложившийся пейзаж.
Вид
с гигантской инопланетной тарелкой, приземлившейся посредине пруда у входа в
Царицыно — а именно так выглядит фонтан, укрытый на зиму надувным ангаром (в
условиях Москвы это составляет 7-8 месяцев!) портит зрительное восприятие этого
замечательного исторического уголка Москвы.
Государственный
историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
Где
находится (адрес) 115569, г. Москва, Дольская ул., 1, Ближайшие станции метро
метро «Царицыно» (Замоскворецкой линии), метро «Орехово» (Замоскворецкой линии)
Как пройти от ближайших станций метро Если отправиться в путь от метро
«Царицыно», необходимо пройти под железнодорожными путями и перейти дорогу —
перед глазами откроется ограда заповедника с северным входом. Дорога до входа
займёт около 5 минут. Это более «правильный» вход на территорию Царицыно —
перед Вами во всей красе откроются Царицынские пруды, фонтан, и обогнув Средний
Царицынский пруд, Вы попадёте на территорию усадьбы, пройдя под Фигурным мостом
— его главный вход. Если Вы на машине — имеется парковка на стоянке на улице
Тюрина у Театра юного зрителя.
Можно
пройти от метро «Орехово» — сразу по выходу из метро Вы окажетесь перед южным
входом на территорию музея-заповедника. Здесь также можно оставить машину перед
входом, но на территорию усадьбы Вы попадёте как бы с чёрного входа.
Дни
и часы работы Музей-заповедник «Царицыно» открыт: в летнее время (с 4-го апреля
по 31 октября) среда, четверг, пятница — с 11.00 до 18.00, суббота, воскресенье
— с 11.00 до 19.00; в зимнее время (с 1 ноября по 3 апреля) среда, четверг,
пятница — с 11.00 до 17.00, суббота, воскресенье — с 11.00 до 19.00.
Выходные
дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца.
Вход
Вход
на территорию заповедника — бесплатный.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.openmoscow.ru/