Профессиональное самоопределение старшеклассников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Реферат

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психологическое сопровождение, профориентация, старшеклассники, современное информационное пространство, профессия, личность, интересы, мотивация.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства.

Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения.

Цель курсовой работы: изучить социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства.

Задачи курсовой работы:

. Раскрыть сущность и факторы профессионального самоопределения старшеклассников.

. Охарактеризовать социальные последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников.

. Изучить влияние современного информационного пространства на профессиональное самоопределение в юношестве.

Вывод: в современном белорусском обществе создалась стихийная система поиска молодежью своей будущей профессии, что приводит к возникновению неудовлетворенности личности уже на этапе получения профессионального образования и далее в процессе работы по специальности, что отражается на результатах труда. Свободный доступ к неограниченным объёмам информации создаёт сегодня новые проблемы интеллектуального и психологического характера. Хаотичность, несистематизированность, недостоверность получаемой информации, недостаточный социальный опыт, и отсутствие помощи в самоопределении при выборе профессии не позволяет молодым людям чувствовать себя уверенными при вхождении во взрослую жизнь. Они дезориентированы в своих целях, склонны к социальной апатии, им легче следовать внешним декларируемым ценностям и целям.

Практическая значимость: результаты теоретического анализа могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.

Содержание

Введение

. Сущность и факторы профессионального самоопределения старшеклассников

. Социальные последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников

. Современное информационное пространство и его влияние на профессиональное самоопределение в юношестве

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования особенностей профессионального самоопределения в условиях современного информационного пространства обусловлена сложной социально-экономической обстановкой в современном обществе. В обществе, в котором распространены феномены текучести кадров, а также повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда, проблема профессионального самоопределения является значимой для человека. Актуальность изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников заключается в том, что обычно в подростковом или даже юношеском возрасте учащиеся начинают не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности и старшего подросткового возраста. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны) [1].

Общественная значимость проблемы профессионального самоопределения в условиях современного информационного пространства проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для старшеклассника, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Существенный вклад в развитие теоретических основ профессионального самоопределения и профориентации внесли исследования таких ученых как Е.А. Климов, Ю. Забродин (теоретические и методические основы профконсультации молодежи); Б.А. Федоришин (система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий); В.Д. Шадриков (диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии); К.М. Гуревич, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов (установление взаимосвязи профессиональной пригодности с индивидуальными особенностями основных свойств нервной системы); Н.С. Пряжников (профессиональное и личностное самоопределение) и другие. Среди теоретических разработок профориентационной проблематики в Беларуси - психологическая готовность к деятельности (Л.А. Кандыбович); психология трудового обучения и профессионального самоопределения (Ф.И. Иващенко); профессиональная пригодность (А.Г. Ростунов).

Проблеме профессионального самоопределения учащихся посвящено много исследований. Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, профориентационная работа в современных условиях не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в профессионально подготовленных кадрах. В связи с этим возникает необходимость в разработке научно обоснованной системы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в рамках профориентационной работы.

Цель курсовой работы: изучить социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства.

Задачи курсовой работы:

. Раскрыть сущность и факторы профессионального самоопределения старшеклассников.

. Охарактеризовать социальные последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников.

. Изучить влияние современного информационного пространства на профессиональное самоопределение в юношестве.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства.

Практическая значимость: результаты теоретического анализа могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.

1. Сущность и факторы профессионального самоопределения старшеклассников

Исследование профессионального самоопределения осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить социологическое (И.С. Кон [1]), профориентационное (Е.А. Климов [2], Н.С. Пряжников [3]), жизнедеятельностное (Л.И. Божович [4], М.Р.Гинзбург [5]), направление профессионального развития (Т.В.Кудрявцев [6], Э.Ф.Зеер [7]). Большое внимание отечественных психологов уделяется анализу структуры профессионального самоопределения (Е.А. Климов [8]). Активно исследуются разнообразные факторы профессионального самоопределения (Л.И. Анциферова [9]).

Анализ литературы показал, что, не смотря на давний и не проходящий интерес к проблеме профессионального самоопределения, до сих пор не существует единства мнения в определении психологического содержания профессионального самоопределения, в определении закономерностей этого процесса.

Проблема профессионального самоопределения - одна из важнейших в жизни человека. Профессиональное самоопределение, является способом самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения [10, с.62].

С точки зрения социологического подхода самоопределение рассматривается по отношению к поколению в целом и характеризует его вхождение в определенные социальные структуры и сферы жизни и его стабилизацию в этих социальных структурах и сферах. Критериями самоопределения являются включения в те или иные сферы жизни, а жизненные события, такие, как поступление в высшее учебное заведение, поступление на работу, вступление в брак и т.д., которые фиксируют эти включения и с социологической точки зрения, являются этапами самоопределения [11, с. 24].

Психологический подход обращает основное внимание на процесс самоопределения, на психологические механизмы процесса самоопределения, которые обуславливают вхождение в социальные структуры и сферы жизни и формируют определенное состояние самоопределения личности.

Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы [12, с. 41].

Близким по смыслу к понятию «профессиональное становление» является понятие «профессиональное развитие», основной сутью которого является закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Это процесс, который характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека, как субъекта труда. Идентификация личности с профессией предполагает такое слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Все рассмотренные выше определения процесса вхождения в профессиональную деятельность недостаточно учитывают активность самой личности. Понятие «профессиональное самоопределение» личности лишено этого недостатка, и, напротив, акцентирует внимание на особом характере активности индивида в данном процессе [13, с. 37].

Однако ключевым понятием является понятие «профессиональное самоопределение», акцентирующее активность личности в процессе профессионализации. Выбирая профессию, человек в значительной степени выбирает жизненный путь и стиль жизни. Выбор профессии определяет и место жительства, и уровень материального благосостояния, и степень свободы для творчества. От успешности карьеры зависит уровень удовлетворенности жизнью в целом.

В настоящее время выделяют два основных подхода к проблеме профессионального самоопределения. С позиции первого под профессиональным самоопределением подразумевается выбор профессии. При этом круг исследовательских задач ограничивается возрастными границами (от этапов, предшествующих выбору, до самого акта выбора). С позиции второго подхода, которого придерживается большинство исследователей, под профессиональным самоопределением понимается одну из форм самоопределения личности в целом.

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим - жизненными целями, планами и ориентациями [14, с. 28]. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является её способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Эти проблемы встают перед личностью в течении всей её жизни. Постоянное уточнение места в мире профессий, осмысление своей социально - профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене.

Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Существует ряд исследователей, которые в той или иной мере рассматривают проблему профессионального самоопределения, рассмотрим далее их высказывания для определения собственной позиции по этому вопросу.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление» [15, с. 30].

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [16, с. 27].

Подробно анализируя точку зрения Е.А. Климова мы видим, что он понимает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов [2, с. 19].

Обобщая рассуждения Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова, который существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянно подчёркивал неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни [3].

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель:

Осознание ценности общественно - полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

Ориентировка в социально - экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [3, с. 31].

Профессиональное самоопределение в раннем юношеском возрасте имеет определенные отличия от данного феномена в другие периоды развития. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение - это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учёт позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение учащихся.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребёнок, размышляя о будущем, ещё не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша всё больше интересуется условиями реальности, но ещё не уверен в своих способностях - стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопросов с осведомлёнными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира [17, с.216].

В.С. Мухина отмечает, что младшие школьники имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанный с ними личный выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление научиться взаимодействовать с социальными группами, такими как семья, друзья, профессиональные и прочие группы. Подросток живёт в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее - область предполагаемого. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на своё будущее и будущее общества [18, с.415].

Г.С. Абрамова выделяет следующие особенности принятия решений о будущей профессии в юношеском и подростковом возрасте. Прежде всего это необходимость прояснения для себя самого своей же собственной цели. Г.С. Абрамова констатирует, что нравственная цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время. Конкретные цели таким свойством не обладают, после достижения их быстро наступает спад активности, чреватый депрессией и скукой [19, с.517].

Обобщая проведённый анализ сущности понятия «профессиональное самоопределение», выделим основные моменты этого процесса:

. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально - экономических условий.

. Профессиональное самоопределение осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников

Е.А. Климов выделил восемь факторов профессионального самоопределения: личная профессиональная перспектива, потребности рынка, мнение друзей, мнение родителей, информированность, интересы, уровень притязаний, способности [2].

Старшеклассник может учитывать как все эти факторы, так и только один или два. Чем больше учитывается факторов при выборе профессии, тем более осознанным является профессиональный выбор.

Рассмотрим вышеперечисленные факторы более подробно.

Личная профессиональная перспектива является ментальной проекцией мотивационной сферы человека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным профессиональным будущим. Личная профессиональная перспектива формируется через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоение обшекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись таким образом, личная профессиональная перспектива приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в подростковом или даже юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урывками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не просто бесполезной, но и вредной, поскольку приобретает форму пустых, бездейственных фантазий.

Потребности рынка - это потребность рынка труда в тех или иных трудовых ресурсах в конкретный промежуток времени. Например, в настоящее время на рынке труда Республики Беларусь отмечается острая потребность в специалистах рабочих и строительных специальностей, а также специалистах в сфере информационных технологий.

Мнение родителей.

Родители оказывают непосредственное влияние на осуществление

ребенком старшего школьного возраста своего профессионального выбора.

Е.А. Климов на основании результатов психодиагностических исследований выявил возможные разновидности взаимоотношений старших и младших членов семьи, в рамках проблемы проектирования профессионального пути последних:

. Учащемуся старших классов предоставляется полная свобода выбора, в его решение не вмешиваются. Взрослые здесь по существу уходят от вопроса, прервав традицию передачи жизненного и профессионального опыта. Они, таким образом, оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации.

. Родители, взрослые принимают участие в вопросе о профессиональном будущем, но в данном случае они согласны со сделанным ребенком выбором профессии и содействуют его реализации.

. Взрослые не согласны со сделанным выбором старшеклассника и занимают следующие позиции:

а) знакомы по своему личному опыту с избранной ребенком профессией, активно противодействуют его стремлению выбрать ее и делают все возможное, что бы определить старшеклассника на предлагаемую или конкретную специальность;

б) знакомы по своему личному опыту с избранной ребенком профессией и противодействуют этому выбору, предлагая «любую другую», но только «не эту» профессию.

. Родители дают детям в той или иной степени неверную ориентацию:

а) по различным причинам создают у детей неверное представление о своей или знакомой профессии, культивируя у ребенка отношение к данной профессиональной деятельности;

б) родители, в сущности, не знакомы с предлагаемой ими ребенку профессии, но активно советуют ее выбрать, мотивируя выбор данной профессии ее престижностью в обществе;

в) родители не ограничивают детей в выборе профессии, но подчеркивают важность образования, активно отвергая все другие варианты профессионального образования [2, с.168].

Е.А. Климов отмечает, что ни один из описанных вариантов позиций родителей не способствует правильному выбору профессии их детьми. На основе имеющегося эмпирического опыта, синтезирую различные исследования, выделяют в качестве положительной для формирования личного профессионального плана, следующую позицию родителей: взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно-обоснованных ответов на вопросы «С кем (с какой общностью людей) быть?», «Каким быть?», «Где я больше всего буду полезен людям?», «Что я смогу дать обществу?» - эти вопросы и составляют ядро классического выбора профессии.

Для создания названных выше условий, взрослые знакомят детей с разнообразием профессий, обращают внимание старшеклассника на профессиональный самоанализ различных сторон его личности, с точки зрения обсуждаемых профессий, заботятся о воспитании уважения к труду, к обществу, к человеку, создают возможности для пробы сил в разных профессиональных направлениях, обсуждают с детьми их профессиональные планы и дают советы, помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях [2, с.169].

Мнение друзей

Исследования Ф. Райса относительного влияния родителей и сверстников на образовательные планы молодых людей (связанные больше с выбором уровня профессии, чем конкретной специальности) дают несколько противоречивые результаты. Фактически большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет пожелания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей. Обнаружилось, что уровень притязаний молодых людей из рабочего класса зависит от влияния как обоих родителей, так и сверстников. Подростки из рабочего класса стремятся достичь более высокого статуса, если их в этом поддерживают родители и друзья, а при отсутствии такой поддержки их устремления бывают обычно гораздо более скромными [20, с. 525].

Информированность

В данном случае под информированностью понимается осведомленность старшеклассника о специфике выбранной профессии, а также о требованиях к данной профессии, условиях деятельности, профессионально важных качествах [2].

Интересы

Интерес к той или иной профессии, увлеченность занятиями, которые непосредственно связаны с профессией [2].

Уровень притязаний

В данном случае значимым оказывается при выборе профессии ее престижность, возможность достичь в выбранной профессии высоких результатов.

В исследованиях Ф. Райса выявлено, что молодые люди из среднего класса стараются выбирать профессию с более высоким статусом, чего нельзя сказать о представителях более низких социальных слоев. Тому есть много объяснений. Одно дело - желать получения определенного места в обществе, и совсем другое - реально на это претендовать. Молодые люди из нижних слоев зачастую мечтают о работе, которую им получить в действительности очень трудно; они способны осознать сложность достижения мечты, что заставляет их «снижать планку» и смотреть на вещи более взвешенно. Конечно, иногда советники по профориентации, учителя, родители или другие люди стараются убедить этих подростков в том, что они не должны ставить перед собой большие цели, хотя при определенном поощрении и помощи они могли бы достичь успеха в избранной сфере. Многие молодые люди из слоев с низким общественно-экономическим статусом обладают незаурядными способностями и могут, если им представится такая возможность, рассчитывать на успех в сферах, традиционно считающихся вотчиной более благополучной части общества. Однако существует и еще один немаловажный фактор - взаимозависимость между интеллектом и общественно-экономическим статусом. Чем выше статус,тем выше успеваемость учащихся, а чем выше успеваемость, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Очевидно, учащиеся рассматривают свои высокие интеллектуальные способности как условие, обеспечивающее доступ к престижным специальностям. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей молодого человека [20, с. 537].

Способности

Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет тем более оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями человека. Вопрос о соотношении склонности как направленности на деятельность и способности к этой деятельности имеет первостепенное значение для выбора профессии.

Принципиальное решение некоторых основных сторон данного вопроса содержится в исследованиях В.Н. Мясищева [21], а также Б.М.Теплова [22], посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности. В.Н.Мясищев [21] подчеркивает, что случаи несовпадения склонностей и способностей свидетельствуют о наличии побочных влияний. Совершенно очевидно, что деятельность, вызванная принуждением или стремлением к успеху, к самоутверждению, нельзя рассматривать как действительную склонность. Поэтому, когда говорят о случаях расхождения между способностями и склонностями, имеют в виду именно кажущиеся склонности. Что же касается действительных склонностей, то они подпадают под "естественный закон соответствия склонностей и способностей". Он отражает наиболее общую зависимость, существующую между склонностями и способностями. Наблюдения, однако, указывают на то, что возникновение и первоначальное развитие склонности не всегда связано с потребностью человека в реализации собственных возможностей [21, с.114].

Задатки человека нельзя понимать как определенные психические свойства. Природные возможности являются особенностями анатомо-физиологическими. Каким образом физиологические особенности могут способствовать появлению склонности как явления психологического или тормозить ее появление, как происходит скачок от анатомо-физиологического задатка к способности - остается неясным. Действительно, рассмотрение задатка как понятия анатомо-физиологического имеет для психолога «смысл лишь как ссылка па ту область, которой он не занимается. Это вместе с тем формально-логическое допущение того, что раз есть способности, то нечто должно быть до их появления» [22, с.112].

Элементарные психические особенности, из которых могут сложиться специальные способности к большей части других видов деятельности обычно возникают позднее, так как в значительно большей степени являются производными от условий жизни и деятельности человека. Особый интерес представляет мотивационная сторона деятельности. Склонность к ней пробуждается в связи с такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может полнее и глубже отразить специфическое содержание деятельности. В связи с этим возникшая склонность является потребностью именно в этом основном содержании. Человек увлечен деятельностью ради нее самой, ради того удовлетворения, которое оно приносит. И чем сильнее эта потребность, тем менее удельный вес различных побочных мотивов. Совершенно очевидно, что в подобных случаях склонность находится в гармонии со способностями [15].

Захваченность деятельностью, соответствующей возможностями человека, обеспечивает ее результативность. Способности человека получают признание у окружающих и начинают осознаваться их носителями. Осознание собственных способностей приводит, при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности. Повышается требовательность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности. Однако при неблагоприятных воспитательных условиях могут сформироваться самоуверенность и легкомысленное отношение к трудностям. П. А. Шавир [23] рассматривал такие формы взаимосвязи между профессиональной направленностью и способностями, при которой возникновение склонности профессии происходит в связи с данными человека. Несомненно, однако, что в отдельных случаях возникновение склонности еще не свидетельствует о ее соответствии врожденностям человека. Здесь, в свою очередь, встречаются два основных варианта. В процессе пробы сил, а тем более регулярной практической деятельности возможности для ее мастерского выполнения может оказаться недостаточно, и тогда склонность, не подкрепляемая чувством удовлетворения от труда, будет ослабевать. Либо в процессе деятельности произойдет достаточное развитие необходимых для нее способностей. В этом случае создаются психологические предпосылки для сдвига мотивов деятельности. Привлекательным в ней для человека все больше будет становиться не внешние ее особенности, а ее творческие стороны, ее специфическое содержание [23, с.89].

Таким образом, на основании обзора и анализа научной литературы в данной работе мы будем придерживаться следующего подхода к проблеме профессионального самоопределения, согласно которому профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение - это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

2. Социальные последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников

Выбор профессии не является сугубо личным делом отдельного ученика и его родителей. Это дело государственное, потому, что имеются социально-экономические последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников.

Это:

. Низкая производительность труда.

. Производственный брак.

. Нехватка кадров в отдельных отраслях.

. Травматизм.

. Низкий профессионализм.

. Снижение роста благосостояния

. Моральная составляющая - неудовлетворенность, стресс, фрустрация [24, с. 24].

В целом деформации профессионального самоопределения старшеклассников ведут к экономическому и морально-нравственному обеднению общества.

Для личности также существуют печальные последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников. Это:

. Невыполнение норм выработки, должностных обязанностей, выпуск брака.

. Чрезмерное утомление, ухудшение здоровья, травматизм.

. Замедление профессионального роста, так как человек не может реализовать свои способности.

. Частая смена мест работы, отсев на первых курсах учебных заведений.

. Чувство неудовлетворенности, разочарование, психические расстройства [24, с. 25].

Школа и жизнь - это несколько разные ситуации. Для позиции ученика в школе характерны: внешнее руководство (им руководят); следование образцу усвоения знаний; целеполагание, которое осуществляют родители вместе с учителем; усвоение знаний.

Требования общества несколько другие, это: активность; умение видеть и решать свои проблемы; проявлять инициативу.

Одной из причин деформаций профессионального самоопределения старшеклассников является отсутствие адекватных экономических представлений у современных школьников, некомпетентность в области предпринимательской и управленческой деятельности.

Серьезной общественной проблемой является предубеждение учеников и их родителей в отношении престижности профессий, основанное на стереотипах. Часто следствием этого становится низкая культура труда в непрестижных профессиях.

Все это говорит о том, что проблему выбора профессии нельзя рассматривать отдельно, вне контекста формирования гражданской позиции личности, развития целостной системы социальных представлений, картины мира у молодого поколения.

Деформации профессионального самоопределения старшеклассников приводят к формированию внутриличностного конфликта. Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

) рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;

) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;

) противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;

) несовпадением представления о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;

) противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая - на стадиях профессионализации и мастерства, пятая группа порождает конфликты на завершающей стадии профессионального становления.

Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и поддержку в разрешении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический психолог. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека.

Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии, предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.

Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих деформации профессионального самоопределения старшеклассников:

) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-возможного» и «Я-деформированного»;

) неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;

) противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.

Анализируя внутриличностные профессионально обусловленные конфликты, В.Б. Ольшанский приводит такие примеры: учитель считает себя прирожденным педагогом, наделенным математическими способностями, и преподает математику в старших классах. Ситуация бесконфликтная. Но вот если учительница считает себя музыкантом, но не попала ни в консерваторию, ни в театр, а вынуждена давать уроки пения, а то и просто работать в детском саду, то возникает внутриличностный конфликт. Он может приводить к разным последствиям. Продуктивное разрешение конфликта - значительное повышение профессиональной квалификации и последующее увольнение. Деструктивный вариант: учительница сама мучается и мучает других, но иных возможностей заработка нет, о переквалификации речь также не идет - вот и живет человек в состоянии постоянной фрустрации [25].

В процессе профессионального становления личности постоянно возникают проблемы самоопределения: при выборе профессионального учебного заведения, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т.п. - и всегда самоопределение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений.

Таким образом, профессиональное самоопределение старшеклассников - это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению деформаций профессионального самоопределения старшеклассников, преодоление которых, как правило, требует помощи психолога. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.

. Современное информационное пространство и его влияние на профессиональное самоопределение в юношестве

Свободный доступ к неограниченным объёмам информации создаёт сегодня новые проблемы интеллектуального и психологического характера. Многочисленные публикации о влиянии современного информационного пространства на старшеклассника, о негативных последствиях этого влияния, о неподготовленности выпускников школы «к интеграции в мировое информационное пространство», о формировании «нового восприятия человека в современной социокультурной ситуации» (Белухин Д.А., Борисова Е.Г., Зазнобина Л.С., Спичкин А.В. и др.) подтверждают существование проблем и призывают специалистов искать новые способы педагогической работы в сфере профессиональной ориентации.

К основным достоинствам современного информационного пространства можно отнести современность, актуальность, новизну, мобильность, наглядность, связанную с большими техническими возможностями, доступность, лёгкость восприятия, возможность выбора. Информация обладает высокой зрелищностью, динамичностью, сильным эмоциональным воздействием, но, по мнению самих старшеклассников, открыто не навязывается потребителю. Важным свойством современного информационного пространства является его высокая мобильность.

К основным негативным тенденциям в сфере развития современного информационного пространства относятся: 1) процесс «бульваризации» информации; 2) низкая достоверность информации, передаваемой по различным каналам средств массовой информации; 3) предъявление зачастую незнакомой и непонятной для большинства старшеклассников информации, которая нуждается в разъяснении.

Современное информационное пространство оказывает свое влияние на процесс самоопределения старшеклассников через средства массовой информации. Анализ содержания сообщений средств массовой информации позволил Е.С. Игнатович провести их классификацию по трём основаниям: по частоте появления, по достоверности, по аудитории [26, с. 12].

На основе классификации по частоте появления той или иной информации в материалах средств массовой информации установлено, что в процессе самоопределения старшеклассников в выборе профессии очень важно использовать сообщения, поступающие по каналам телевидения и радио, из Интернета, из газет и журналов. Это позволит получать актуальную информацию о появляющихся профессиях и специальностях, уточнять информацию об уже имеющихся, раскрывать проблемы и недостатки одних профессий и преимущества других. Но для этого необходимо научить учителей и учащихся правильно структурировать и анализировать поступающую информацию, так как не всей информации можно доверять [26, с. 14].

В соответствии с методологией синергетики изменения и интенсификация современного информационного пространства и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности ориентированы на поиск новых способов структурирования его системы, обновлённых образовательных технологий, которые опираются на самостоятельную познавательную деятельность самоопределяющейся личности и направлены на приобретение способности самостоятельной постановки и решения проблем. Эта способность подразумевает, прежде всего, обнаружение сложности и многовариантности ситуации профессионального выбора. Умение увидеть проблему и избрать вариант её решения требует видения целостности ситуации профессионального выбора, взаимосвязи и единства различных её аспектов, направленности её собственного развития, вариативности воздействия на неё. Это поможет выпускнику учебного заведения ориентироваться в ситуации неопределённости, проявить способности к высокорефлексивному социальному поведению, умения присваивать сложившиеся образцы и усваивать элементы приращения культуры профессионального самоопределения.

Ряд исследователей [27; 28] вводят понятие «профориентационной компетентности», которую определяют как способность к объективной оценке социально-экономической ситуации, планированию перспектив профессионального роста, социально-профессиональной адаптации и мобильности. Поскольку компетенции это некоторые скрытые, внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем проявляются в компетентности личности [29], можно предположить, что профориентационая компетенция проявляется в состояниях готовности школьника: 1) испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, продуктивном освоении образовательной среды; 2) знакомиться с предлагаемыми вариантами профильного обучения и конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения; 3) ставить образовательную и профессиональную цели, и стремиться к их достижению; 4) участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб; 5) владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и формирования рынка труда.

В условиях современного информационного пространства содержание профессионального самоопределения старшеклассников должно быть многообразным и вариативным, включать в себя альтернативные варианты построения сценария профессионального будущего. Оно должно отличаться единством общих принципов и подходов и разнообразием позиций, точек зрения, социокультурных ориентиров. Содержание профессионального самоопределения старшеклассников должно выражать как состояние образовательно-профессиональной среды, так и потребности самоопределяющейся личности в ситуации реального многообразия мира профессий. Как вариант нового содержания существует отношение, субъективный компонент которого определяется как эмоционально-личностный способ представленности в субъекте общественных потребностей. Данный способ создаст многообразие этого содержания, благодаря которому можно учесть индивидуальность и неповторимость каждого субъекта образовательного процесса. Такой вариант содержания профессионального самоопределения требует и методологического обоснования, и разработанного методического сопровождения. Он вполне согласуется с принципами синергетики, поскольку содержит противоречивое единство объективного и субъективного, соотношение которых будет меняться в соответствии с вариантами профессионального выбора. Принципы синергетики могут послужить методологической основой для моделирования организации и самоорганизации процессов профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства.

Отношения, возникающие между субъектами образовательно-профессиональной среды, обусловлены процессами трансляции информации о мире профессий и профессионалов. Эти отношения возникают в условиях, когда субъекты входят в образовательно-профессиональную среду, имея определённый набор знаний о мире профессий и профессионалов и способах их связи, сложившиеся представления о нормах и правилах, смыслах и ценностях, существующих в обществе, т. е. располагают собственным информационным пространством. Содержание и организация информационного пространства ученика определяется жизненным опытом, а у педагога ещё и профессиональными знаниями [29, с. 285].

В современном информационном пространстве информационно-педагогическая поддержка самоопределяющейся личности старшеклассника представляет собой «перенос порядка», в котором активность ученика заключается в том, что он отбирает предложенную ему форму порядка в соответствии со своими возможностями, склонностями, создавая к этой форме определённое отношение. Активность учителя заключается в том, что он в соответствии со своими возможностями и интересами, представлениями определяет и предлагает учащемуся спектр возможных форм упорядочивания способов присвоения информации, а значит и сам постоянно варьирует этот спектр, насыщая среду, подбирая оптимальные варианты, тем самым осваивая «идеальную форму среды», делая её всё в большей мере достоянием своей личности. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательно-профессиональной среды, с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой - способствует проявлению и развитию их индивидуальности. Профессионально-образовательная среда - это динамическое единство субъектов профессионального самоопределения и системы их отношений, а процесс профессионального самоопределения - это процесс последовательного изменения отношений ученика и учителя с образовательно-профессиональной средой, своеобразный «сценарий» движения субъектов профессионального выбора в мире профессий [30, с. 22].

В современном белорусском обществе создалась стихийная система поиска молодежью ценностей, ориентирующих их профессиональный выбор, что приводит к возникновению неудовлетворенности личности уже на этапе получения профессионального образования и далее в процессе работы по специальности, что отражается на результатах труда.

Недостаточный социальный опыт, и отсутствие помощи в самоопределении при выборе профессии не позволяет молодым людям чувствовать себя уверенными при вхождении во взрослую жизнь. Они дезориентированы в своих целях, склонны к социальной апатии, им легче следовать внешним декларируемым ценностям и целям; которые часто оказываются идеями пиар-кампаний и рекламы. На современном, рынке образовательных услуг рекламируемые программы повышения квалификации в основном покрывают направления бизнес-администрирования и финансов. Соответственно, те, кто эти услуги предоставляют, внедряют в медиа-пространство идеи о востребованности данных профессий, которые передаются не только целевой аудитории (профессионалам), но и подросткам, только планирующим получать будущую профессию. Кроме того, в современных условиях рыночной экономики существенно сократилось производство отечественных товаров, и снизилась ценность работников данной производственной сферы. Увеличение сегмента продаж импортных товаров, а также развитие сферы услуг обусловили ценность работников, занимающихся их распространением. В итоге, при перенасыщенности рынка труда экономистами, менеджерами старшеклассники и абитуриенты, не имея информации о реально востребованных на рынке труда профессиях, продолжают выбирать эти направления высшего образования.

Ситуацию также осложняет наличие у молодежи стереотипа, удачно сочетающегося, с приоритетом материальных ценностей, о том, что для того чтобы добиться успехов в карьере направление первого (основного) высшего образования не имеет большого значения. Этот стереотип отчасти связан с тем, что краткие биографические справки, о многих известных топ-менеджерах, бизнесменах озвучиваются в СМИ, в Интернете. Их высшее образование часто не связано с той сферой деятельности, в, которой они добились, карьерных успехов (историки, философы занимаются продажами, маркетингом; инженеры - туристическим бизнесом). Ценность высшего образования как одного из основных элементов профессионального самоопределения, таким образом; нивелируется.

Продолжение образования после школы старшеклассники часто не связывают непосредственно, с получением будущей профессии. Большинство из них ориентированы на получение образования, считающегося престижным, либо на получение любого бесплатного высшего образования, что связано с потребностью многих молодых людей в «универсальном высшем образовании», дающем некие универсальные навыки (менеджмент, коммуникативные навыки, иностранные языки), которые впоследствии позволят выбирать сферу деятельности из целого ряда профессий.

Тем самым старшеклассники как бы отодвигают еще на несколько лет момент выбора ими своей будущей профессии, так как на этапе окончания школы и поступления в учреждения профессионального образования у них нет необходимых для этого навыков самоопределения, достаточной информации о рынке труда и мире профессий.

Таким образом, недостаточное внимание к проблемам развития системы самоопределения личности при выборе профессии со стороны общества, государства приводит к обострению противоречия между информированностью школьников о мире профессий и теми реальными требованиями, которые предъявляет к работнику современный рынок труда.

В современной школе основной акцент в учебном процессе ставится на подготовку к тестированию и профилизацию образования, которую сами педагоги сводят лишь к углубленному изучению профильных предметов, не учитывая функцию профориентации. Исследование показало наличие противоречия между созданием целостной системы профильного обучения с элементом профориентации и реальным содержанием учебных занятий в профильных классах.

Сегодня в системе образования, таким образом, произошли некие функционально-ценностные изменения, когда школьное (общее) образование сделалось профилизированным (в направлении предметов для сдачи тестирования), а высшее образование стремиться к универсальности («гибкий специалист»). С этим отчасти связаны падение популярности техникумов, средне-специальных учебных заведений (у них есть конкретная профессиональная направленность) и трудности в выборе профессии молодежью.

Родители, осознавая необходимость выбора своими детьми профессии, соответствующей способностям, ориентируют их на освоение высокооплачиваемых профессий. Мотивы старшего поколения связаны с представлением о материальной основе жизни, как необходимой для реализации основных социальных потребностей человека (образование, здравоохранение, досуг и т.п.). Другая причина связана с отсутствием у родителей знаний о способах целенаправленного развития навыков самоопределения у детей при выборе ими профессии. Родители нуждаются в помощи школы, других государственных структур, но таковую не получают, так как в условиях рыночной экономики исчезли те организации, которые прежде целенаправленно занимались профориентацией, а новые не возникли. Бизнес в настоящее время не занимается в систематической форме работой с теми, кто может прийти после окончания школы, учреждения профессионального образования на производство.

Старшеклассники, не ощущая помощи со стороны семьи, школы, общества в самоопределении, выбирают будущую профессию самостоятельно. Не имея соответствующих навыков самоопределения, они ориентируются при данном выборе на ценности, связанные со стремлением к достатку и карьере. При этом многие из них считают, что именно к таким профессиям у них есть способности, не имея четкой информации о требованиях профессии к личности, содержании и условиях труда. Такая «спекуляция» ценностями индивидуальности создает иллюзию самоопределения у молодежи.

В итоге, можно говорить о том, что существуют две основные модели выбора профессии современными старшеклассниками:

) обоснованное самоопределение - рациональный выбор на основе индивидуальной, предрасположенности к профессии и ориентации на ее реальную востребованность со стороны общества;

) «мнимое» самоопределение, при котором собственная активность личности при выборе профессии подменяется некритичным принятием господствующих в общественном мнении ценностей отдельных профессий.

В сознании многих старшеклассников сочетаются ориентация на высокую доходность выбираемой профессии, и мнение о наличие способностей к занятию именно ей.

М.С. Ковалевич, проанализировав состояние самоопределения старшеклассников при выборе профессии, пришла к выводу о том, что данный процесс в настоящее время носит неорганизованный характер, что указывает на низкую заинтересованность социума в выработке соответствующих навыков у молодежи, на отсутствие активности тех субъектов, которые влияют на качество самоопределения учащихся, в поиске более эффективных способов оказания помощи молодым людям в обоснованном выборе соответствующей целому ряду требований (как личности, так и общества) профессиональной деятельности [30, с. 21].

На основе обзора литературы по изучаемой проблеме, М.С. Ковалевич предлагает следующие рекомендации, направленные на формирование навыков самоопределения старшеклассников при выборе профессии в современном динамично меняющемся мире:

необходимо воссоздать на новых основаниях систему профориентации в, школе, включающую психологические методики профориентирования, систему информирования о мире профессий и рынке труда;

создавать специализированные образовательные программы для школьников; включающие методики формирования навыков самоопределения с целью усиления самостоятельности учащихся в обоснованном выборе будущей профессиональной деятельности (проектная, творческая работа учащихся и т.д.),

пересмотреть концепцию профильного обучения, включив в нее элементы; профориентации, основанные на формировании навыков самоопределения;

возобновить систему взаимодействия школы и рынка труда (центров занятости, предприятий) с целью повышения уровня информированности учащихся о востребованных в обществе профессиях и активизации заинтересованности будущих работодателей в успешности профессионального выбора молодежи. Периодически проводить для школьников специальные мероприятия - экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий, направленные на помощь учащимся в самоопределении при выборе профессии;

с целью оказания помощи семье в проблемах самоопределения детей разработать методические пособия для родителей старшеклассников по проблемам профессиональной ориентации-подростков, основанные на принципах формирования навыков самоопределения. Включить обсуждение вопросов о профессиональном ориентировании учащихся в регулярные родительские собрания в школах;

создать специализированные информационные системы в Интернете, доступные для учащихся, содержащие основную информацию об имеющихся профессиях, их требованиях к личности, условиях труда, возможностях самореализации и самоутверждения в них и т.д.

при государственной поддержке создавать для молодежи телевизионные программы, культурные мероприятия (фестивали, встречи, пиар-акции) с участием популярных личностей, включающие тематику профессиональной ориентации, основанной на ценностях обоснованного самоопределения при выборе профессии;

педагогам совместно с представителями центров занятости, предприятий, а также с родительскими коллективами, органами ученического самоуправления разработать систему согласованной деятельности семьи, школы, рынка труда, самих учащихся в использовании эффективных способов формирования навыков самоопределения школьников при выборе профессии [30, с. 22].

В условиях современного информационного пространства в процессе самоопределения старшеклассников могут возникать следующие сложности:

сложности в определении своего положения в системе общественных отношений,

сложности в определении способа поведения в зависимости от выбранной позиции,

сложности в определении собственной социальной функции, системы взглядов, ценностных ориентаций и представлений [28, с. 30].

В то же время самоопределение с психологической точки зрения представляет собой анализ многочисленных проблемных ситуаций, решение различной степени сложности задач. В процессе самоопределения человек ставит перед собой следующие вопросы: Чем я могу быть полезным в сложившейся ситуации? Какие идеи видятся мне наиболее ценными и плодотворными? Что является моей самой заветной мечтой? Каковы мои самые глобальные цели, как я хочу прожить свою жизнь? Что я реально делаю для того, чтобы достичь желаемого? Всё ли я делаю для этого? Понимаю ли я, что то, как проходит и складывается моя жизнь, зависит от моих решений? Всегда ли я осознаю свои решения? Самоопределиться - значит осознать, что ты принимаешь, а что отвергаешь лично для себя. При этом ясно осознавая, что у других людей этот выбор может быть другим. Принимаемые и отвергаемые позиции по жизни при постоянной работе над собой становятся всё более значительными и масштабными [28, с.32].

В самоопределении сочетаются ориентация на стереотипы и инновационные компоненты, которые определяют личностные затраты на поиск оптимального выбора и поддержание поведения субъекта в рамках принятого решения. Этот процесс осуществляется в определенной последовательности: постановка проблемы, анализ проблемной ситуации, определение альтернатив решения проблемы, их анализ и проверка на практике, оценка результатов решения. При этом сложнейшая задача, которую решает для себя человек, в ситуации самоопределения, это поиск критериев генерирования и выбора альтернатив. В качестве таких критериев могут выступать различные явления, условия, особенности ситуации. Например, материальные или временные ресурсы, возможности реализации решения и т.п. Но на личностном уровне в роли таких критериев выступают индивидуальные когнитивно-мотивационные конструкты личности, в которых выражается прошлый опыт, специфика прогнозирования событий и особенности субъективных требований к себе и окружающему миру. Индивид осуществляет анализ проблемной ситуации, альтернативы ее решения и затем делает личностный выбор, при котором требования внешней среды и возможные способы поведения (устоявшиеся нормы поведения, деятельности и т.п.) соотносятся с его личностными смыслами и ценностями.

Механизмом самоопределения как процесса принятия решений выступает необходимость поиска новых свойств субъекта, оказавшегося в проблемной ситуации, принятия решения о самом себе или своем месте в окружающей среде, когда старые представления оказываются неадекватными ситуации. Это предполагает анализ внешних условий жизнедеятельности, своих качеств и сопоставление их соответствия друг другу.

В связи с этим основным достоинством ориентации на стереотипы является экономичность затрат в поиске ответа на значимые вопросы. Основным недостатком ориентации на стереотипы является ограниченность выбора человека, и не возможность выбрать адекватный тип поведения изменившейся ситуации. Основным достоинством ориентации на инновации является нестандартный и индивидуальный подход изменившейся социокультурной ситуации. Однако недостатком является отсутствие поддержки со стороны значительной части социума и непредсказуемость полученного результата [29, с. 55]. В связи с этим наиболее целесообразным является эклектический подход, сочетающий в себе как ориентацию на стереотипы при анализе имеющихся форм поведения, так и ориентацию на инновации, предполагающую поиск творческих подходов к решению нестандартной социокультурной ситуации.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что недостаточное внимание к проблемам развития системы самоопределения личности при выборе профессии со стороны общества, государства приводит к обострению противоречия между информированностью школьников о мире профессий и теми реальными требованиями, которые предъявляет к работнику современный рынок труда. Огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В такой ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.

профессиональный самоопределение старшеклассник

Заключение

На основании обзора научной психолого-педагогической литературы можно заключить, что поставленные задачи были выполнены в полном объеме:

. Профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение - это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Е.А. Климов выделил восемь факторов профессионального самоопределения: личная профессиональная перспектива, потребности рынка, мнение друзей, мнение родителей, информированность, интересы, уровень притязаний, способности. Старшеклассник может учитывать как все эти факторы, так и только один или два. Чем больше учитывается факторов при выборе профессии, тем более осознанным является профессиональный выбор.

. Недостаточная осознанность профессионального самоопределения, несформированность личной профессиональной перспективы приводит к деформациям профессионального самоопределения. В целом деформации профессионального самоопределения старшеклассников ведут к экономическому и морально-нравственному обеднению общества. Социально-экономические последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников: 1. Низкая производительность труда. 2. Производственный брак. 3. Нехватка кадров в отдельных отраслях. 4. Травматизм. 5. Низкий профессионализм. 6. Снижение роста благосостояния. 7. Моральная составляющая - неудовлетворенность, стресс, фрустрация. Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению деформаций профессионального самоопределения старшеклассников, преодоление которых, как правило, требует помощи психолога.

. В современном белорусском обществе создалась стихийная система поиска молодежью своей будущей профессии, что приводит к возникновению неудовлетворенности личности уже на этапе получения профессионального образования и далее в процессе работы по специальности, что отражается на результатах труда. Свободный доступ к неограниченным объёмам информации создаёт сегодня новые проблемы интеллектуального и психологического характера. Хаотичность, несистематизированность, недостоверность получаемой информации, недостаточный социальный опыт, и отсутствие помощи в самоопределении при выборе профессии не позволяет молодым людям чувствовать себя уверенными при вхождении во взрослую жизнь. Они дезориентированы в своих целях, склонны к социальной апатии, им легче следовать внешним декларируемым ценностям и целям. В связи с этим в условиях современного информационного пространства необходимо создавать специализированные образовательные программы для старшеклассников, включающие методики формирования навыков самоопределения с целью усиления самостоятельности учащихся в обоснованном выборе будущей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1 Кон, И. С. Проблемы формирования личности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1999. - 175с.

Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов.- М.: Просвещение, 1990. - 158с.

Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 400 с.

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - 345 с.

Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - С.43-52.

Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 51-59.

Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2003. - 380 с.

Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

Анциферова, Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. - 2006. Т. 1. - № 2. - С. 52-60.

Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов. - М.: Институт практической психологии; 2006. - 400с.

Бодалёв, А. А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1998. - 312 с.

Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2 томах. Т.1 / Под ред. А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. - М.: Просвещение, 1996. - 480 с.

Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 280 с.

Семеняка, О. Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала / О. Н. Семеняка // Психологический журнал (РБ). - 2007. - № 3. - С.57-67.

Сметанин, Е. А. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е. А. Сметанин // Социологические исследования. - 2011. - № 9. - С.12-19.

Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.

Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2007. - 456 с.

Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 624 c.

Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 656 с.

Мясищев, В. Н. Психология отношений. - М.: Просвещение, 1989. - 312 с.

Теплов, Б. Н. Избранные психологические труды / Б. Н. Теплов. - М.: Просвещение, 1989. - 420 с.

Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. - Минск: Соврем. Слово, 2010. - 544 с.

Круглова И.В. Профориентационная работа в современных экономических условиях / Материалы городской научно-практической конференции "Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве" / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. - М: Центр «Школьная книга», 2010. - С.24-39.

Пастушеня, А. Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста: структурно-функциональная и содержательная характеристика / А. Н. Пастушеня // Психологический журнал (РБ). - 2007. - № 3. - С.38-48.

Игнатович, Е. С. Система информационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения cтаршеклассников / Е.С. Игнатович: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Игнатович; БГПУ им.М. Танка. - Минск, 2010. - 26 с.

Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. - 2009. - №1. - С. 19-26.

Родичев, Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников / Н. Ф. Родичев // Новые ценности образования. - 2006. Выпуск 1-2 / 25-26 «Образовательная деятельность». - С. 234-251.

Князева, Е. Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - СПб.: Алетейя, 2011. - 414 с.

Ковалевич М.С. Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности / М.С.Ковалевич // Адукацыя і выхаванне. - 2012. - № 2. - С. 14-22.

Похожие работы на - Профессиональное самоопределение старшеклассников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!