Сущность коллективной формы отбывания наказания в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,21 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность коллективной формы отбывания наказания в Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. История возникновения и развития коллективной формы отбывания наказания в отечественной пенитенциарной системе

Параграф 1.1 Дореволюционный период

Параграф 1.2 Послереволюционный и советский период

Глава 2. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы на современном этапе

Глава 3. Отрядная система в исправительных учреждениях сегодня и перспективы ее развития на этапе реформирования уголовно-исполнительной системы

Заключение

Введение

Российское государство, на протяжении всей своей истории и развития, всегда искало наиболее оптимальные, результативные и эффективные способы наказания в отношении лиц преступивших закон. Необходимо было подобрать наиболее удобную форму содержания осужденных, что бы таким образом было наибольшее количество положительных условий, для цели перевоспитани осужденных, применения к ним различных средств исправления и воспитания. Так как государство и общество заинтересовано в том, что бы лица отбывшие лишение свободы, больше не были социально опасны, и могло успешно вернуться в обычную среду, устроиться и продолжить жизнь.

На современном этапе наиболее актуальной и действующей является такая форма отбывания наказания осужденными как коллективная, тоесть отрядная, потому что она по мнению законодателя, а так же ведущих ученых пенитенциаристов является центральной единицей воспитательного процесса.

Данная форма начала свое зарождение еще в конце 19 века, когда в тюрьмах, пробовали создавать отряды для исправляющихся осужденных, с целью положительно повлиять на эти процессы. Данные осужденные активно привлекались к труду, что не могло положительно влиять на процессы перевоспитания. На протяжении периода от Царской России до Советского государства, в ряде выходивших нормативно-правовых актов не предусматривалось отрядной системы, содержание было тюремное, тоесть покамерно.

Однако дальнейшие развитие государства, общества и политическое состояние обусловило изменение и системы исполнения наказаний.

Целью данной работы является всестороннее изучение отрядной системы в Российском государстве, на протяжении истории, а так же сравнительная характеристика и зарубежными странами.

Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения задач:

изучение развития форм содержания на протяжении истории государства;

сравнить формы содержания в Зарубежных странах с Россией;

изучить отрядную систему на современном этапе.

Объектом данной работы является форма отбывания лишения свободы.

Предметом являются нормативно-правовые акты регулирующие формы отбывания лишения свободы.

Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы, является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, статистическое, изучение, метод экспертных оценок, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

Данная работа написана при использовании нормативно-правовых актов, а так же трудов научных деятелей, список литературы представлен в конце работы.

коллективная форма исправительное наказание

Глава 1. История возникновения и развития коллективной формы отбывания наказания в отечественной пенитенциарной системе

Параграф 1.1 Дореволюционный период

Начиная с 70-х годов XIX века, в российской документации, имеется большое количество материала по поводу отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Они состоят, во-первых, из официальных печатных отчетов, обзоров, докладов по тюремному делу в России и т.п., во-вторых, из научно-публицистической литературы и из воспоминаний заключенных, особенно многочисленных после Великой Октябрьской революции, и, в-третьих, из неопубликованных дел различных архивов. Однако ко всем этим материалам следует относиться с осторожностью, и если можно так сказать, с недоверием. В дореволюционный период предусматривалось тюремное содержание осужденных к лишению свободы. Для более точного описания содержания в тюрьмах, необходимо обратиться к источникам того времени, а так же научной литературе, что мы и сделаем далее.

Места лишения свободы за их высокими стенами и дверями с крепкими запорами совсем не представлялись такими, чтобы правда о них опубликовывалась для всеобщего сведения. Обычным явлением было затушевывание темных сторон тюремного дела. Если мы, тем не менее, встречаемся с сообщениями о тяжелом положении заключенных, то следует помнить, что в большинстве случаев в действительности оно было еще более тяжелым. В подтверждение этому возьмем "Обзор деятельности Главного тюремного управления за 1879-1889 гг.", опубликованный в 1889 году. В названном обзоре помещен "Очерк положения тюремной части в конце 70-х годов", а в действительности в нем даны сведения о положении русской тюрьмы в течение всего этого десятилетия. "Так как этот десяток лет непосредственно предшествовал началу деятельности Главного тюремного управления, то последнее не было заинтересовано особенно скрывать состояние переданных ему тюрем, не сообщая, конечно, всей правды". В названном очерке мы находим следующую характеристику общего состояния тюрем в России в 70-е годы: "Не говоря уже о том, что часть тюрем была устроена в наемных домах, дурно или совсем не приспособленных к размещению арестантов, или же в казенных зданиях, сооруженных для иных потребностей, даже специальные тюремные здания в большинстве своем отличались ветхостью, сыростью, недостатком света и воздуха, неудобством внутреннего устройства помещений, отвратительным состоянием отхожих мест".

Тюремное ведомство говорило здесь совсем не обычным для него языком, но и в данном случае действительность, повторяем, была еще хуже: надо помнить, что в "этих разваливающихся зданиях без бань, без кухонь, без прачечных проживала голодная, раздетая, разутая арестантская масса нередко в количестве, намного превышающем установленные нормы. В некоторых случаях даже и после начала деятельности Главного тюремного управления на одно арестантское место приходилось более 5 человек. К концу 1881 года на 76 090 арестантских мест приходилось 94 796 содержащихся. Таким образом, переполнение тюрем было очень значительным.

Таким образом, изучая данный источник, мы видим, что в тот период времени, не было возможности, организовать хоть какие то условия содержания для арестантов, не говоря уже об организации какой то устойчивой, функционирующей формы отбывания наказания. В подтверждение приведу все тот же источник: "Эта переполнявшая тюрьмы арестантская масса содержалась без разделения по категориям, и следственные были в одних камерах с осужденными, приговоренные к кратковременному аресту - вместе с каторжными. "

Из этого следует, что в одной камере могли содержаться как лица совершившие преступление небольшой тяжести, к которым соотвественно должны применяться, другие карательные меры, но и лица которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, таким образом они негативно влияли на остальную массу осужденных, которых можно было исправить. Из-за этого возникали неформальные лидеры, неформальная иерархия, что еще больше усугубляло процесс исполнения наказания. Труд как таковой, в то время отсутствовал, ограничиваясь лишь хозяйственными работами на территории тюрьмы, осужденные изнывали от безделия. И это опять же способствовало негативному настроению в массе осужденных, желание противостоять администрации тюрьмы. Общих правил относительно питания арестантов не существовало. В одних тюрьмах кормовые деньги выдавались заключенным на руки, а в других было организовано приготовление пищи в самой тюрьме. Постельные принадлежности, по общему правилу, отсутствовали. В разных тюрьмах была различная форма арестантского платья. В некоторых тюрьмах этого платья совсем не было, а в других были накоплены запасы его на несколько лет. Весь этот хаос творившийся в то время в тюрьмах, упал на плечи Главного тюремного управления, которое принялось наводить там "порядок".

Водворение порядка Главное тюремное управление начало с устройства зданий для тюрем, с приспособления для этой же цели других зданий и ремонта старых. Недостаток денежных средств не давал возможности расширить деятельность так, как это следовало бы.

После возложения функции исполнения наказания на ГТУ, начались положительные процессы, это связано с централизацией тюремного управление в одной ветви, что упростило решение тюремных вопросов. Так же для исполнения наказания наконец выступил специализированный орган, что тоже положительно повлияло на становление тюремной системы.

Строились новые полицейские арестные дома, тюремные замки и каторжные тюрьмы.

Однако в 1877 году, прокурор, а позднее министр Юстиции, Муравьев о состоянии Российских тюрем писал: что тюрьмы за все время их существования в России вплоть до указанного года, находились в первобытном состоянии. Не приходится "искать ни цельности, ни единства, ни проведения какой-нибудь одной руководящей мысли".

В исследуемый нами период тюрьма являлась основным средством борьбы не только с преступностью взрослых, но также несовершеннолетних и малолетних. В местах заключения можно было видеть в общих камерах со взрослыми арестантами также и детей в возрасте до 10 лет.

Это явление не было изжито царизмом до последнего дня его существования, ибо число исправительных заведений для малолетних почти не возрастало (к концу 1901 года оно достигло 41).

Только в соответствии с законом от 11 декабря 1879 года, "Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части при пересмотре Уложения о наказаниях", учреждения исполняющие наказание в виде лишения свободы были приведены в определенную систему зависимости от общественной опасности совершения преступления и строгости режима отбывания наказания. Серьезным нововведением в законе явилось предложение по устройству тюрем с одиночной системой содержания, а также введение этой системы в исправительных домах, разобщая арестантов на ночь. Законодательство определяло следующие учреждения тюремного заключения гражданского ведомства:

) помещения для подвергаемых аресту;

) исправительные приюты для несовершенно;

) арестантские помещения при полиции;

) тюрьмы губернские и уездные тюремные замки, - Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма исправительные арестантские отделения;

) тюрьмы для содержания осужденных у каторжным работам преступников;

) пересыльные тюрьмы.

Можем ли мы говорить, что конкретная идея и форма содержания осужденных, утвердилась с утверждением данного закона. Скорее всего ответ будет дан положительный, потому что предыдущий источник, был очень устаревший, и не мог регулировать данные отношения должным образом.

В 1911 г был принят подробный план сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем. Одним из основных принципиальных вопросов строительства и переустройства тюремных зданий было определение системы заключения: общей, одиночной или с ночным разъединением арестантов. Была выбрана смешанная система: в отношении тюрем общего устройства и исправительных арестантских отделений принята была принята система общего заключения с некоторым числом одиночных камер в количестве 15-30 % по отношению к общему числу мест для тюрем губернских и областных городов; 5-10 % для уездных тюрем и 10 % для исправительных арестантских отделений.

В итоге мы видим, что к концу царизма в России, наблюдаются положительные тенденции, в отношении исполнения наказания, однако форму содержания руководство менять не собиралось. В данный период времени преимущественно было камерное содержание.

Однако в рассматриваемый период можно просмотреть первые шаги по организационному закреплению общности заключенных под стражу в российской тюремной системе Свод Учреждений и Уставов о содержании под Стражею изданный в 1890 году нормативно закрепил создание в арестантских исправительных отделениях отряда исправляющихся. В него направлялись арестанты, положительно характеризующиеся в течение двухлетнего пребывания в отделении, хорошо себя вели, исполняли обязанности веры и добросовестно трудились.

декабря 1915 г. была утверждена Общая тюремная инструкция, действие которой распространялось на места заключения гражданского ведомства: каторжные, губернские, областные, уездные, окружные, следственные, срочные и пересыльные тюрьмы.

Инструкция устанавливала определенный порядок изоляции различных категорий заключены (мужчин и женщин; впервые судимых и осужденных за малозначительные преступления от неоднократно судимых и осужденных за тяжкие преступления; несовершеннолетних и взрослых) исходя из того что правильное распределение и размещение заключенных является решающим условием, обеспечивающим поддержание установленного режима и недопущение преступлений среди заключенных.

Таким образом делая вывод по изученному периоду можно сказать, что период царской России, в плане исполнения наказаний характеризуется, как не сформировавшаяся, ну устойчивая и абсолютно неготовая тюремная система. Положительные тенденции в развитии царской тюрьмы начинают наблюдаться на закате царского правления. Создаются нормативные акты плотно регламентирующие тюрьмы и содержание в них. Улучшаются условия, питание и труд осужденных. Возникают идеи о раздельном содержании некоторых категорий осужденных, в зависимости от тяжести совершенного преступления, все это не могло не позитивно повлиять на исполнение наказания.

Параграф 1.2 Послереволюционный и советский период

Послереволюционный период для системы исполнения наказаний в России начинается как совершенно новый этап в своем развитии, государство активно берет систему под свой контроль, и начинаются масштабные реформы тюремной системы.

января 1918 г. Наркоматом юстиции была учреждена Тюремная Коллегия "…для заведывания всеми отраслями тюремного быта и выработки основных начал реформы тюремных учреждений". В задачи Тюремной Коллегии входила "Выработка …широкой реформы тюремного дела и нетерпящих отлагательства общих улучшений в области этого дела".

Итак, мы видим, что для управления всей тюремной системой, а так же ее отраслями учреждается Тюремная Коллегия, это несомненно положительный шаг в системе исполнения наказаний, так как это специализированный орган, который впоследствии имеет большое значение, для развития тюремной системы.

Формой отбывания наказания после революции 1917 года все так же оставалось камерное содержание. Большое количество реформ, принятия нормативных актов после революции не сослужили должной службы. Так как в тюремной системе исполнения наказаний начинается полный развал, но о бо всем по порядку.

Тюремная коллегия, ставшая в 1921 Центральным исправительно-трудовым отделом, совместно с Народным комиссариатом юстиции, стремилось изменить облик тюрьмы, и тем самым устанавливало в Инструкции НКЮ от 23 июня 1918 г. "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового", об отмене в приговорах судов деления мест на разряд по тяжести наказания и предлагала указывать в приговорах "только лишение свободы на определенный срок, обязательно связанное с принудительной работой". Данный документ предусматривал сложную систему мест заключения.

Эта система должна была реализовать два основных принципа новой тюремной политики:

)самоокупаемость (доходы от труда заключенных должны покрывать расходы правительства на содержание мест заключения);

2)полное перевоспитание заключенных.

Позже в утвержденном 15 ноября 1920 г. НКЮ "Положение об общих местах заключения РСФСР, то есть, о тюрьмах, содержались следующие положения: "Об обязательности труда заключенных (требовалось чтобы содержание тюрем окупалось трудом заключенных), как имеющего воспитательно-исправительное значение, определялся характер учебно-воспитательной работы, руководство ею возлагалось на заведующих воспитательной частью и педагогические комиссии".

Исходя из вышеизложенных положений, можно сделать следующий вывод о том, что характер исполнения наказания в целом меняется, главной его целью становится перевоспитание, а так же государство стремится к тому что бы тюрьмы сами себя полностью обеспечивали, в связи с этим все осужденные становятся задействованными в различных родах производственных работ, и тюремное содержание становится бесконечной чередой принудительной работы.

ИТК РСФСР 1924 г не предусматривал тюрем. Однако предусмотренные кодексом дома заключения, исправительно-трудовые дома и изоляторы специального назначения создавались нередко в тюремных зданиях, в них фактически устанавливались условия тюремной изоляции, так как осужденные начального и среднего разрядов должны были постоянно находиться в запираемых камерах, а в изоляторах специального назначения устанавливалась еще более строгая изоляция. Не предусматривались тюрьмы и ИТК РСФСР 1933 г.

Исходя из этого становится совершенно не ясно каким образом будет исполняться наказание, а так же возникает вопрос почему Исправительно-трудовые кодексы 1924 и 1933 не предусматривали тюрем. Может ли это говорить, о планируемом переходе тюремной системы исполнения в другую, более совершенную. Однозначно сделать вывод нельзя, лучше всего обратиться к документам того времени, которые характеризуют положение осужденных, и состояние учреждений исполняющих наказание.

В Акте передачи мест заключения в систему Главного управления лагерей и мест заключения НКВД СССР в 1934 говорится: "Камеры, в которых содержаться как осужденные, так и подследственные, во все время суток открыты. Осужденные и заключенные разгуливают по всей тюрьме, устраивают пьяные оргии, процветает разврат, картежные игры, разбойные налеты друг на друга. Совершенно свободно осужденные, в том числе следственные, уходят из тюрьмы в город, где производят грабежи и награбленное приносят в тюрьму для продажи. В результате, за 10 месяцев 1934 г. из мест заключения РСФСР сбежало 61905 осужденных".

Исходя из этого, можно представить что творилось в этих учреждениях, полный хаос, к тому же такая большая масса преступников вырвавшихся из мест лишения свободы, переносила преступность на улицы, что в целом портило положение в стране.

июля 1929 г. вышло Постановление Совета народных комиссаров (СНК) СССР "Об использовании труда уголовно-заключённых", в соответствии с которым началось формирование сети исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), получившей впоследствии название "ГУЛаг" (Главное Управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения ОГПУ) и ставшей ключевым звеном системы политических репрессий Советского Союза. В лагерях осужденные содержались массово, они были важным элементом развития экономики государства, так как они принимали участие практически во всех больших стройках того времени.

Итак, можно сделать вывод, что в основу революционного преобразования видов мест лишения свободы был поставлен лозунг В.И. Ленина о необходимости перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. Сама по себе идея о необходимости создания более эффективных, чем тюрьмы, мест лишения свободы верна, но без тщательного теоретического обоснования ее реализация была невозможна. Россия встала на путь проб и ошибок. Многие тюремные здания перестраивались под учреждения, гостиницы, школы, фабрики и т.п. "Так, к началу 1950-х гг. в РСФСР 36 тюрем было использовано для создания школ и других культурно-воспитательных объектов, 10 - превратили в больницы, 56 - стали учреждениями, 16 - складами, 32 - жилыми помещениями, 37 тюрем - разрушили и т.д. Всего было упразднено и уничтожено 193 тюрьмы". Этот процесс продолжался и в дальнейшем. Несомненно, что устаревшие, разваливающиеся и экономически невыгодные тюрьмы следовало ликвидировать.

В советских исправительно-трудовых учреждениях на протяжении длительного периода времени велся поиск наиболее оптимальных форм официальной среды осужденных с тем, чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия на личность.

На данном этапе наиболее удачной формой организации среди осужденных был признан отряд, история которого в советское время начинается с создания строительного отряда в Дмитлаге ОГПУ в соответствии с приказом от 15 февраля 1934 года. Однако его настоящее рождение, становление и развитие предопределялось изданием приказа МВД СССР от 14 июня 1957 г. № 0375 об утверждении "Временного положения о начальнике отряда". Создание отрядов и повсеместное утверждение отрядной системы В. Ф Клюквин, один из немногих исследователей, принимавших непосредственное участие в становлении отрядной системы, связывал с мерами, принимаемыми в государстве по укреплению законности и восстановлению в деятельности исправительно-трудовых учреждений принципа "от тюрем к воспитательным учреждениям".

А. А Рябинин полагал что введение отрядной системы: "является закономерным этапом в развитии советских исправительно-трудовых учреждений, результатом творческой инициативы практических работников". Приказом МВД СССР №421 1960 г. в отрядах исправительно-трудовых колоний устанавливается штатная численность осужденных (человек): колония облегченного режима - 110-120; колония общего режима для содержания менее опасных преступников - 110-120; колония общего режима для содержания преступников, совершивших тяжкие преступления - 90-100; колония строгого режима - 75; колония спецстрогого режима - 50.

В Положении о начальнике отряда заключенных в исправительно-трудовых колониях, утвержденном приказом МВД РСФСР от 9 марта 1962 г. №130, подчеркивалось, что задача по перевоспитанию осужденных к лишению свободы может быть выполнена лишь при правильной постановке индивидуальной воспитательной работы с каждым заключенным. Поэтому в целях создания условия для организации этой работы, заключенные во всех исправительно-трудовых колониях распределяются по отрядам, комплектование которых осуществляется по производственному принципу. В положении определена максимальная численность оужденных в каждом отряде с учетом режима отбывания наказания в колонии. В исправительно-трудовых колониях общего и усиленного режима эта численность не должна превышать 110 человек, строгого - 85 человек и особого - 50 человек.

Впервые на ведомственном уровне закрепляется принцип: "отряд - центр воспитательной работы с заключенным", а начальник отряда объявляется воспитателем и их непосредственным начальником, на которого возлагалась ответственность за их исправление.

Приказ МВД СССР №370 1971 года закрепил основы формирования отрядов: безусловный учет индивидуальных особенностей осужденных, их возраста, образования, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений.

Было установлено, что нормальное функционирование отряда должно обеспечиваться стабильностью его состава, а так же организацией работы, как правило на одном производственном объекте и в одну смену.

Приказ МВД СССР №320 1982 года в основу формирования отяда закладывает принцип педагогической, режимной и "производственной целесообразности".

При этом в других нормативных актах подчеркивалось, что каждый из указанных выше руководителей ИТУ обязан принимать непосредственное участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в отрядах.

Начальник ИТУ МВД СССР С. А Щелкунов на Всесоюзном совещании начальников отрядов в 1974 году, в своем докладе приводит следующие аргументы в отношении отряда:". во-первых, отряд является основной базой организации индивидуальной воспитательной работы, что в значительной мере предопределяет конечные результаты по формированию у правонарушителей правильных и устойчивых взглядов на общественно полезный труд и правила социалистического общежития; во-вторых, в отряде складывается коллектив осужденных, объединенный едиными производственными и общественными интересами и целями. Здесь функционируют самодеятельные организации осужденных, формируется актив, общественное мнение и оказывается коллективное воздействие на осужденных; в-третьих, в рамках отряда действует целый комплекс организационных форм идейно-воспитательной работы - проводится политучеба, занятия по правовым вопросам, политические информации, организуется трудовое соревнование осужденных".

Ученые деятели того времени такие как Ю.А. Алфетов, Г.П. Байдаков, В.В. Лебедев, В.П. Петраков, А.В. Хребтов в своем учебном пособие говорят о роли отряда в то время как основного организационного звена исправительно-трудового процесса рассматривали в плане реализации основных объективных факторов, а именно:

а) в рамках отряда используется достаточно широкий комплекс форм и средств идеологического воздействия на осужденных, включающий политические занятия, занятия по основам правовых и экономических знаний, политические информации, беседы на различные темы, коллективные просмотры телепередач, читательские конференции и другие мероприятия воспитательного характера;

б) усилия воспитателей и задачи перевоспитания осужденных, предусмотренные едиными комплексными планами воспитательной работы, в значительной мере реализуются в отрядном звене;

в) отряд является базой организации индивидуальной воспитательной работы, целенаправленного воздействия на личность осужденного;

г) в отряде создаются первичные общественные обьединения и органы самоуправления - это актив из числа осужденных. Самодеятельные организации формируют коллективистские отношения и общественное мнение, через них складываются формы коллективного воздействия на правонарушителей в отрядах осужденных.

Таким образом, в ведомстве исполняющем наказание в виде лишения свободы, и в научных кругах сложилась единая точка зрения: отряд является центром организации исправительно-трудового процесса в ИТУ.

После установления отрядной системы началось повышение эффективности данной системы, начавшееся в 70 - начала 80-х годах, заключавшиеся в постепенном сокращении численности осужденных в отрядах, в конечном счете, до 50 человек, введении дополнительных должностей в колонии и отрядах, работники которых выполнение части функций, вменяемых начальнику отряда, взяли на себя. Таким образом, были введены в 1975 году должности старшего инспектора по бытовому и трудовому устройству осужденных, освобождаемых из ИТУ; в 1978 году постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября № 766 - должности инженера по организации труда осужденных в отряде в исправительно-трудовых учреждениях, имеющих собственную производственную зону.

В 1990 году изданием указания ГУИД МВД РСФСР от 12 апреля №66/1-11 о создании в структуре исправительно-трудовой колонии нового организационно-управленческого звена - локально-профилактического участка завершилась долголетняя дискуссия о целесообразности изъятия из отрядов и концентрации в одном изолированном участке злостных нарушителей режима и трудновоспитуемых осужденных. Таким образом, был завершен эксперимент, начало которому было положено созданием в учреждении УЦ-267/35 УВД Приморского крайисполкома изолированного от общей массы осужденных отряда трудновоспитуемых. Немногим позже, тоже в начале 90-х годов, подобные отряды стали создаваться в некоторых в некоторых ИТУ МВД.

Итак, можно с полным основанием утверждать, что на протяжении 60-80-х годов главным направлением работы в сфере совершенствования исправительно-трудового процесса было реформирование организационно-управленческих структур отрядного звена на основе неуклонного следования принципу: "отряд - центр воспитательной работы с осужденным. "

С середины 80-х годов заместитель министра внутренних дел СССР Л.Г. Сизов и первый заместитель начальника ГУИД МВД СССР А.Ф. Устинов дополнили принцип "отряд - основное звено воспитательного процесса" лозунгом: "Воспитывать осужденного у станка!", практически реализация которого серьезно дезорганизовала деятельность отрядного звена. Произошла подмена начальниками отрядов функций работников производственного аппарата.

Поэтому можно сделать вывод, что от настойчивого и последовательного претворения в жизнь ранее названного принципа, в первую очередь пострадал начальник отряда. В данном случае ему был определен такой объем разноплановых и разносторонних обязанностей, выполнение которых не по силам человеку с нормальными физическими данными и умственными способностями.

Таким образом, делая вывод по изученному периоду, необходимо сказать, что послереволюционное и советское время для системы исполнения наказаний характеризуется как период реформирования, изменения, становления советского государства на путь проб и ошибок, целью которого становилось более качественное, успешное перевоспитание осужденных, посредством труда, и становления новой организационно-управленческой единицы отряда осужденных.

Глава 2. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы на современном этапе

Изучение зарубежного опыта исполнения наказаний в виде лишения свободы, считаю необходимым начать с Соединенных Штатов Америки, в связи с постоянной конкуренцией наших стран в различных областях, необходимо изучить и такую сферу как исполнение наказания в виде лишения свободы.

Лишение свободы в США характеризуется значительным своеобразием. Оно может быть краткосрочным, длительным или пожизненным. Последнее назначается:

) в качестве самостоятельной меры за наиболее опасные преступления;

) в качестве альтернативы смертной казни;

) по совокупности приговоров и преступлений или 4) лицу, имеющему две или три судимости, чаще всего за фелонии.

Заключенные в США содержатся как в собственно тюрьмах (prison), а

также в изоляторах временного содержания (jail), где содержатся подследственные, а также отбывают наказание осужденные на небольшие сроки.

В Соединенных Штатах на каждые 100 тыс. жителей приходится примерно то же, что и в России, количество заключенных. Конечно, уровень содержания заключенных здесь неизмеримо выше, однако это обуславливается в первую очередь состоянием экономики всего государства.

В американских тюрьмах, так же, как и в России, имеются камеры на 60-80 человек, принужденных к постоянному и самому тесному общению друг с другом, однако наблюдается и другая крайность. В исправительных учреждениях типа "макси-макси", оборудованных электронными средствами контроля и наблюдения, осуществляется идея полнейшей изоляции узника. Он отбывает наказание в камере-одиночке, оборудованной душем и туалетом, открытой площадкой для прогулок и упражнений; он получает усиленное питание - и при этом находится в полной изоляции от себе подобных. Систему, которая предоставляет заключенному "жизненное пространство" площадью в один метр, мы склонны назвать бесчеловечной. Но с полным правом это определение может быть применено и по отношению к системам, обрекающим человека на многолетнее одиночество. Вся разница лишь в структуре этой бесчеловечности: физические страдания сокращены до минимума, тогда как нравственные доведены до максимума.

Что касается исполнения наказания в виде лишения свободы в ФРГ, то здесь тюрьмы делятся на открытые и закрытые. К закрытым тюрьмам относятся учреждения с наиболее строгим режимом содержания за преступления как небольшой тяжести, так и тяжкие. Закрытые тюрьмы делятся на категории А, В и особая категория с максимальным контролем в котором содержатся преступники за особо тяжкие преступления, террористы и т.д. Категория А с более суровым контролем. Категория В с менее суровым контролем, в которых содержатся осужденные за мелкие преступления.

Лица, отбывшие длительный срок заключения, не всегда могут правильно ориентироваться на свободе. А если учитывать режимные ограничения в тюрьмах закрытого типа, зарегламентированность всей жизни и большие сроки наказания, то нормальное поведение и ориентация осужденного в условиях свободы становятся проблематичными. Именно поэтому Уголовно-исполнительный кодекс ФРГ предусматривает возможность помещения осужденного в учреждения открытого типа, где он имеет возможность проявить больше самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.

Тюрьмы открытого типа отличаются от закрытых отсутствием ограждения (либо оно является символическим). Внутри учреждений практически отсутствует постоянный контроль за осужденными. Они проживают в комнатах общежитий по одному-два человека. У них появляется возможность работать на условиях свободного найма, как и у любого свободного гражданина. Они могут также иметь наличные деньги, посещать церковные богослужения, ходить в увольнения в город с приехавшими навестить их друзьями или родственниками. Особой формой открытого содержания осужденных являются созданные так называемые "переходные дома". Исполнение наказаний в подобных учреждениях имеет целью помочь осужденным к длительным срокам заключения быстрее адаптироваться к жизни на свободе.

Пенитенциарная система Франции является составной частью Министерства юстиции и непосредственно подчиняется административному органу, который называется "Тюремная администрация".

Франция весьма осторожно (впрочем, как и большинство других европейских стран) применяет к своим гражданам такую меру наказания, как лишение свободы, и такую меру пресечения, как содержание под стражей, справедливо полагая, что в большинстве случаев изоляция человека вовсе не способствует его перевоспитанию или исправлению.

Исполнение наказания в виде лишения свободы. Пенитенциарная система Франции включает центральные и местные тюрьмы для взрослых преступников и специальные исправительные заведения для несовершеннолетних. В центральные тюрьмы направляются для отбывания лишения свободы лица, осужденные на срок свыше одного года. Все вновь прибывшие в целях привыкания к условиям тюрьмы должны содержаться определенный срок (до 45 суток) в одиночном заключении. Затем они подпадают под действие прогрессивной системы отбывания наказания, состоящей из следующих этапов:

) одиночное заключение с классификацией на исправимых, неисправимых и сомнительных;

) увеличение количества льгот;

) перевод на полусвободный режим за пределами тюрьмы с возможностью трудиться;

) условное освобождение за хорошее поведение.

Местные тюрьмы (арестные дома, исправительные центры) создаются по департаментам. В них содержатся заключенные под стражу до вынесения приговора лица, осужденные за малозначительные уголовные деяния и к кратким (до одного года) срокам лишения свободы. Несовершеннолетние отбывают лишение свободы в тюрьмах-школах либо специализированных исправительных колониях. Во Франции допускается наличие частных мест исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Принадлежат они, как правило, благотворительным или религиозным обществам.

Так же во Франции имеется полусвободный режим, это что-то вроде существовавшего у нас ранее условного освобождения с обязательным привлечением к труду. При этом виде режима осужденные являются в пенитенциарное учреждение только на ночевку. Днем же осужденный может работать, учиться или, при необходимости, проходить курс лечения.

Таким образом с учетом изученного материала, что содержание осужденных к лишению свободы что в США, что в Европе носят аналогичный характер. В них всесторонне используется тюремное содержание в различных видах. Следует сказать, что не в одной Европейской стране не используется форма содержания осужденных к лишению свободы такая как отрядная форма.

Глава 3. Отрядная система в исправительных учреждениях сегодня и перспективы ее развития на этапе реформирования уголовно-исполнительной системы

На современном же этапе в Российской Федерации существование отрядной системы предусмотрено УИК РФ. Приказ Минюста от 30.12.2005 г. "Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения федеральной службы исполнения наказаний". Отряд осужденных исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения, тюрьмы и следственного изолятора УИС создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.

Задачами же такой организационно-управленческой единицы как отряд выделяются:

) обеспечение комплексного подхода к организации и проведению социальной, психологической и воспитательной работы с осужденным; дифференцированного и индивидуализированного воспитательного воздействия; содействия в защите прав, свобод и законных интересов осужденных; использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных;

) создание условий для общеобразовательного и профессионального образования осужденных; формирования нравственных и правовых отношений в среде осужденных, развития их стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию; организации психологической работы с осужденными; осуществления социальной работы с осужденными; подготовки осужденных к освобождению, содействия их трудовому и бытовому устройству после отбытия наказания и последующей социальной реабилитации; реализации прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде до 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных (в воспитательной колонии - 50); в СИЗО и тюрьмах устанавливается ежегодно территориальным органом ФСИН РФ. Осужденные зачисляются в отряд на весь период нахождения в учреждении; решение о распределении по отрядам (камерам) с учетом личностных особенностей, привлечении к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения.

Руководство отрядом осуществляет начальник отряда (в воспитательной колонии старший воспитатель); эта должность подлежит замещению лицами начальствующего состава, имеющими высшее профессиональное образование. Свою работу начальник отряда организует на основе квартального плана воспитательной работы с осужденными, составленного с учетом специфики учреждения, обстановки в отряде; план согласовывается с зам начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе и утверждается начальником ИУ. В каждом отряде создается совет воспитателей отряда. Отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети. Общее руководство и контроль за организацией воспитательного процесса в отрядах осужденных осуществляет начальник ИУ.

По моему мнению, такая форма отбывания наказания как коллективная (отрядная), на данном этапе развития уголовно-исполнительного законодательства, в условиях реформирования Уголовно-исполнительной системы, устарела. Это обусловлено различными факторами, такими как развитие активные социальные и политические изменения, непосредственно влияющие на систему исполнения наказания. Это и активное реформирование системы. По моему мнению Концепция развития УИС до 2020 года, в плане перехода учреждений и органов исполняющих наказания на уровень Европейских, то есть переход к тюремному содержанию, очень целесообразна и актуальна, так как по моему мнению это облегчит порядок исполнения наказания, а так же упростит воспитательный процесс в отношении осужденных, так как в большей степени его можно индивидуализировать.

Заключение

Итак, делая вывод по всему вышеизложенному необходимо сказать, что отрядная система за 57-летний период функционирования сыграла, безусловно, позитивную роль в становлении и развитии отечественной пенитенциарной практики, совершенствовании деятельности учреждений УИС по исполнению уголовных наказаний, достижении определённых положительных результатов в деле исправления преступников. Отрядная система несомненна в своем развитии прошла долгий путь проб и ошибок, в следствии которого мы получили систему которая имеется в данное время.

На данном этапе отрядная система плотно регламентируется рядом нормативно правовых актов, таких как Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон об учреждениях и органах исполняющие наказание в виде лишения свободы, Федеральный закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний и предусматривает отряд как центральную единицу через которую происходит воспитание осужденных к лишению свободы, так как в отряде осужденные учатся жить по новому, по определенным правилам человеческого общежития, уважения к человеку, уважения к труду, а так же санитарно-гигиеническим нормам. В отряде в отношении каждого происходит воспитательная работа, специальным должностным лицом, начальником отряда, который в свою очередь выполняет ряд всесторонней и объемной работы. Таким образом можно сказать что на плечах начальника отряда лежит большой груз, по воспитанию людей оступившихся и попавших в места лишения свободы. Отряд применяется ко всем категориям осужденных будь то мужчины, женщины или несовершеннолетние, больные тяжелыми заболеваниями, все эти лица отбывают наказания в отрядах.

Похожие работы на - Сущность коллективной формы отбывания наказания в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!