Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,58 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении

Введение

«Роль педагога состоит в том, чтобы

открывать двери, а не в том,

чтоб проталкивать в них ученика»

Артур Шнабель

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей объективной характеристикой.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию.

Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Но какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками - этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании? Творческий подход - вот один из самых действенных способов.

Творчество в профессии учителя занимает очень важное место. Творчество является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества между учеником и преподавателем. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития.

Но встает один немаловажный вопрос, что именно подразумевает под собой педагогическое творчество и каким методам организации творческого подхода в обучении стоит отдать предпочтение?

На данном этапе развития системы образования - системы, постоянно изменяющейся под воздействием ситуации в обществе - перед преподавателем стоит задача найти самый оптимальный способ наибольшего развития индивидуально - личностных и творческих способностей ученика. Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она посвящена исследованию того, как творческий подход со стороны учителя реализует эту задачу.

Объектом данной работы является деятельность преподавателя в целостном педагогическом процессе.

Предмет нашего исследования - творчество в педагогической деятельности, его компоненты и способы их реализации.

Цель исследования - показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

. Определить сущность и основы педагогического творчества;

. Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

. Вычленить примеры успешного и эффективного применения педагогического творчества.

Практическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для изучения теоретической базы педагогического творчества, так как в ней представлен анализ современной литературы по данному вопросу. Кроме того, данная курсовая работа представляет ценность для практической деятельности учителя, так как содержит в себе анализ творческих методов обучения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

.Теоретические основы творческого подхода учителя к организации своей деятельности и деятельности ученика

1.1Трактовка понятия «Творчество»

Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего - то прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество вокруг. Но к достижению высот в изобретательстве способны были не все, лишь некоторые члены общества. Данный факт вызывал недоумение и интерес людей, толкая их на все новые открытия в этой области.

Так в античности большое внимание творческому началу в человеке уделял Платон. В эпоху Возрождения ярко заявили о себе такие ученые как Дж. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. В 19 - 20 вв. данной проблемой занимались А. Бергс, А. Клагес, В. Дильтей, А. Бердяев и многие другие [10, с.977-979].

Что же такое творчество с точки зрения современных исследователей?

Для начала рассмотрим определения, которые даны толковыми словарями. Данные определения носят достаточно общий характер.

Так, к примеру, Современный Толковый Словарь Русского Языка трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо» [6, 756].

Сходное по смыслу определение дает Толковый Словарь Русского Языка «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [8, с.791].

Несколько отличающееся понятие, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности предлагает Советский Энциклопедический Словарь: «творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества» [11, с. 1306].

Рассмотрим, что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество - психические процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно - историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [5, с.484]. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное понятие трактуется, как «способность порождать идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления, быстро решать проблемные ситуации» [5, с.285]. Данное определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и находить выходы из сложных ситуации..

Понятие «творчество» многообразно и изучается в пределах разных наук. Но, можно сделать вывод, что основополагающими компонентами можно считать:

.Творчество - это деятельность или компонент деятельности.

2.Источник творчества - человек (а именно его мыслительная деятельность), наделенный определенными творческими способностями, обладающий необходимыми умениями и навыками.

.Результат творчества - качественно новый продукт материальной и духовной культуры, не существовавший ранее и характеризующийся социальной и культурной значимостью.

1.2 Понятие «творчество» в педагогике

Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает еще один вопрос, стоит ли как-то по-особенному идентифицировать деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей учащихся? Да, конечно. И ученые - исследователи соглашаются, что подобную сложную работу, требующую обязательного творческого подхода можно назвать не как иначе, а педагогическим творчеством.

Словарь дает следующее определение педагогическому творчеству - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства» [3, с.110].

Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда является развитие личности.

О результатах развития педагогического творчества, о коренном изменении подхода к обучению красноречиво говорят данные, приведенные в статье Н.Б. Шумаковой: «Следствием перехода на специальные образовательные программы явилось расширение категории одаренных детей, в которую теперь включают не 1-2% «вундеркиндов», а около 20% детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями»[13, с.5]. А это означает, что большее количество детей на настоящий момент получает возможность более глубокого личностного развития.

Преподаватель, благодаря специфике своей профессиональной деятельности, имеет возможность общаться и влиять на творческую личность ученика. Из этого можно сделать очевидный вывод, что преподаватель должен и сам нести в себе творческое начало.

.3 Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества

творческий обучение нетрадиционный урок

Как уже было сказано выше, педагогическое творчество - это в первую очередь творчество. А к полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность - не исключение. Одного диплома о высшем педагогическом образовании недостаточно для того, чтобы быть готовым к высшему уровню проявления труда преподавателя.

Левчук З.С. выделяет следующие фактора готовности личности к профессиональному творчеству:

·принятие личностью педагогической деятельности как соответствующей ее творческим возможностям и способностям;

·умение видеть в воспитаннике индивидуальность;

·умение развивать творческий потенциал школьника;

·самосовершенствование своих творческих возможностей [7, с. 63];

Тот же автор выделяет так же показатели готовности личности к педагогическому творчеству, каковыми он считает:

) осознание значимости профессиональной деятельности;

) умение выдвигать цели педагогической деятельности;

) умение выбирать новые педагогические средства для достижения прежних и новых целей;

) творческое использование традиционных форм, методов работы;

) умение осознать педагогом самого себя и субъективное воспроизведение внутреннего мира учеников;

) умение предвидеть и прогнозировать развитие индивидуальности школьника [7, с. 63-65].

Из перечисленного выше можно сделать вывод, о том, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога.

Педагогическое творчество не ограничивается некими общими положениями, есть и довольно строго регламентированные уровни педагогического мастерства, наделенные четкими характеристиками.

Так, парадигма педагогического творчества насчитывает 5 уровней.

- ый уровень. Педагог, достигший первого уровня мастерства, должен обладать эффективной дидактической системой, обогащенной уже известными инструментами (приемов, методов, форм) а также должным образом использовать их на практике.

-ой уровень. Показателем достижения учителем данного уровня является не просто повышение эффективности дидактической системы, за счет внесения в нее известных инструментов, а также применения их в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания - творчество 2-го уровня.

3-ий уровень. При достижении педагогом данного уровня, отмечается принципиальное изменение частей (части) его дидактической системы за счет создания нового методического приема, формы или метода.

-ый уровень предполагает создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструментов. Новизна ее заключается в более высоком системном уровне, по сравнению с уже имеющимися благодаря появлению новых связей между инструментами.

-ый уровень - создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день - это педагогика творчества учащихся или сотворчество.

Педагогика сотрудничества - это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней.

1.4 Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов

ØМладший школьный возраст.

Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим три основных характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст.

Киршин А.И., приводя общую характеристику детей младшего школьного возраста, отмечает следующие особенности: старательность, стремление подражать старшим, повышенная эмоциональность, отсутствие критического отношения к действительности, твердая вера в авторитет учителя. Что касается умственной деятельности, то Столяренко Л.Д. в своем учебном пособии «Основы психологии» приводит концепцию Пиаже, согласно которой, мышление человека на данном этапе жизни носит субъективный характер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышление на данной стадии эгоцентрично, однако оно помогает ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность [12, с.599]. Если говорить конкретнее об умственных способностях ребенка, то у него вырабатывается представление о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона. Данную стадию умственного развития Столяренко Л.Д., вновь ссылаясь на Пиаже, называет стадией конкретных действий [12, с. 601].

Не менее важным моментом развития ребенка на данном этапе является то, что он проходит первичную стадию социализации (стадия адаптации) - усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает. Дети младшего школьного возраста стремятся подражать, и значит, учитель должен показывать пример творческого отношения к жизни, играть роль вдохновителя детей.

Итак, делая вывод, стоит сказать, что детский школьный возраст - довольно противоречивый и сложный, и в то же время замечательный период в жизни ребенка. При работе с детьми данного возраста преподаватель имеет редкую возможность для педагогического творчества в чистом его виде, ведь хрупкая личность ребенка не обременена социальными рамками, предрассудками и комплексами. Но у этой медали есть и обратная сторона - ребенок не преобразует полученные знания, а изменяет себя по средствам их. Это значит, что преподавателю необходимо самым тщательным образом фильтровать информацию, которую он дает. И еще один фактор - это невероятная ранимость - любое неосторожное слово может отозваться неизгладимой травмой в душе ребенка. Он очень остро воспринимает неудачи в школе - это снижает его самооценку.

Статистика говорит о том, что «средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого класса характеризуется устойчивым и неуклонным снижением» [12, с.627].

Поэтому учителю необходимо помнить, что работа с детьми данного возраста - это не только огромная радость, но и большая ответственность.

ØПодростковый возраст.

Психологи и педагоги единогласно соглашаются с мнением, что данный период развития человека достаточно противоречив и сопряжен с рядом трудностей. Так чем же именно характеризуется этот возраст, и какие противоречия мучают подростков?

Столяренко Л.Д. приводит мнение Левина. Согласно его теории, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется его маргинальным (промежуточным) положением. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям [12, с.630].

Что касается когнитивного развития подростка, то автор вновь приводит мнение Пиаже на этот счет. Он называет данную стадию развития ребенка стадией формальных операций. У ребенка развивается абстрактное мышление, возрастающую роль играют гипотезы и дедуктивные заключения, развивается понятийное мышление, позволяющие подростку представить себе такие далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого, усваивать сложные классификации по биологии и т.д. Особенным является то, что ребенок становится способен осуществлять мыслительные операции без какой-либо опоры; у него формируется понятийное мышление [12, с.599].

Особую роль в развитии ребенка на данной стадии его развития играют взрослые люди, его окружающие. Происходит это в первую очередь вследствие того, что ребенок впитывает систему ценностей людей, находящихся рядом с ним. Они прямым образом воздействуют на формирование его мнения о мире и о самом себе - вопрос самооценки в данном контексте особенно важен. Доказано, что высокая самооценка может развиться лишь у ребенка, окруженного людьми, которые заинтересованы в его эмоциональном и внутреннем развитии, которые воспринимают его как равного себе, взрослого, мыслящего человека. В тоже время, ребенок, борющийся против низкого мнения о себе людей, в среде которых он растет, все равно оценивает себя в рамках той же системы ценностей [12, с.631]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, насколько важна роль взрослого в становлении психики ребенка.

Роль учителя, как взрослого человека, обладающего навыками и знаниями способными помочь подростку превратиться во взрослого, умного, уверенного в себе человека, особенно важна. Более того, обучение с использованием новых программ, с необходимым личностным подходом дает особенно хорошие результаты. Но какие качества ребенка особенно остро нуждаются в развитии на данном жизненном этапе?

ØСтарший школьный возраст.

Юношеский возраст, по мнению психологов - «это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными».

Познание молодого человека в этот период переходит вглубь самого себя. Отвечая на внутренние вопросы, юноша формирует:

. Самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, возможность целенаправленного самосовершенствования;

. Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, способность к абстрактно теоретическому мышлению;

. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшему поколению, иногда открытое противодействие. Юношеский возраст представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое - физиологическое и половое - созревание завершилось, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание новой семьи.

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, какова роль и функция преподавателя в жизни старшего школьника - старший товарищ, прямым образом влияющий, в первую очередь, на формирование жизненной позиции, развитие самостоятельности, выбор профессии. Но следует забывать и том, что обучение старшеклассников это достаточно сложная деятельность, ведь у учеников к этому возрасту повышается не только потребность к новым знаниям, но и критическое восприятие получаемой информации.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, касающиеся педагогического творчества.

Педагогическое творчество - это одна из разновидностей творческой деятельности, подчиняющаяся всем общим законам творчества, базирующаяся на тех же психологических основах.

Педагогическое творчество - это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности.

Педагогическое творчество требует не только соответствующей теоретически - практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности.

Возможности и аспекты применения педагогического творчество варьируются в зависимости от возраста учеников.

.5 Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества

Очень важным компонентом педагогического творчества является способность преподавателя вырабатывать навык общения и способность работать с учеником в творческом сотрудничестве.

Если проанализировать педагогический процесс в целом, то он распадается на две больших составных части - подготовка к творчеству и творчество в непосредственном общении с учащимися.

Творчество в процессе педагогического общения необходимо:

во-первых, в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодействовать с ними;

во-вторых, при организации непосредственного воздействия на ребенка, регуляции его поведения, реализации различных форм взаимодействия и т.д;

в-третьих, творчество в общении необходимо при управлении собственным поведением (саморегуляция в общении) [12, с.393].

Овладение сложным искусством педагогического творчества это непростой путь, состоящий из проб и ошибок. Настоящий педагог - это человек со специальными знаниями и подготовкой, которые отражают обобщенный социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Педагогу, как человеку творческому, необходимо глубоко анализировать возникающие ситуации, осознавать сущность проблем путем творческого воображения и мысленного эксперимента. Прямое человеческое общение - это еще один путь решения постоянно возникающих противоречий, конфликтов и проблем. Вот почему педагогическое общение - это тоже творчество.

В чем оно конкретно проявляется? Прежде всего, в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные сравнения и т.д. Строить уроки на основе размышления - давать не просто информацию о факте, а об отношении к нему [2, с.73].

Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания. В данном контексте необходимо сказать о так называемой эмпатии - способности воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним, находить точные психологические ходы в общении с детьми через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст, наконец.

Важным аспектом творчества в общении является создание благоприятной атмосферы общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Итак, как стало ясно из вышесказанного, общение - это очень, если не сказать самая, важная составляющая часть успешного творческого взаимодействия учащихся и педагога. Именно от успешного общения и зависит результат данного взаимодействия.

.Практические основы творческого подхода учителя к организации своей деятельности и деятельности ученика

В данной главе будут приведены некоторые приемы творческой работы учителя, помогающие ему достичь наиболее высоких результатов. Все из нижеперечисленных способов основаны на общем творческом развитии таких компонентов личности ученика, как воображение, фантазия, абстрактное, образное и критическое мышление.

2.1 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности.

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:.Замысел;.Организация;.Проведение;.Анализ;

Замысел. Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

определение временных рамок;

определение темы урока;

определение типа урока;

выбор нетрадиционной формы урока;

выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок. Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа) или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней. Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца.

Определение темы урока. Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса.

Определение типа урока. Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока (видеурок, метод проектов, урок-экскурсия.). Приведем несколько примеров: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) - как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

специфика предмета и класса,

характеристика темы (материала),

возрастные особенности учащихся.

Организация в себя включает:

распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Подбор заданий для нетрадиционного урока может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися. Задания должны быть занимательными; они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний»)

Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

.2 Особенности нетрадиционных форм урока

)Использование Интернета.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть

Так же важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. (Например: для включения материалов сети в содержание урока; для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом; для ликвидации пробелов в знаниях)

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.)Применение метода проектов

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему учителя, а уметь применять их на практике. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, презентация, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; оценка выполнения проекта. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

с) Метод игры. Еще одним не менее популярным и эффективным способ развития творческих способностей учеников является игра. Преподаватели с удовольствием используют данный вид деятельности по нескольким причинам:

Игра развивает воображение детей, побуждает их на поиск нескольких правильных ответов на поставленный вопрос.

В рамках игры можно использовать различную наглядность, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото.

Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Сила игры, по мнению педагогов, в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.

Примеры игр (см. приложение 1)

Заключение

Традиционно многие десятилетия подряд обучение и воспитание детей расценивалось как демонстрация опыта старшего поколения младшему в виде прямой передачи информации. Однако в быстро меняющемся обществе XXI века столь привычные и проверенные способы уже малоэффективны: формы опыта могут меняться на протяжении жизни даже одного поколения. Пренебрежение современной социальной ситуацией и приверженность ныне устаревшим формам воспитания, являются не просто малопродуктивными, но и вызывает конфликты между поколениями.

В аналогичной ситуации на данный момент находиться и система образования. Высокий уровень динамичности развития общества привел к коренным изменениям образовательной системы. Традиционные методы обучения уходят на второй план, освобождая дорогу творческому подходу.

Творчество становится постоянным спутником преподавателя, сопровождая его на уроке и после него, во время внеклассных мероприятий. Творчество является необходимой базой самосовершенствования учителя, важным компонентом организации межличностного общения с учеником.

Творческий подход поступательно и естественно развивает личность ученика - значительное развивает воображение, наблюдательность, образное и критическое мышление учащегося. Нестандартный, креативный подход учителя мягко, без назиданий, стимулирует активность учеников, вызывает у них желание самостоятельно и плодотворно работать - а это и есть главная гарантия высокого уровня его личностного развития и общей успеваемости на уроках.

Кроме этого, творческий подход работает также на благо развития общества, ведь, как было заявлено во введении, общество на данный момент развития нуждается в гражданах развитых индивидуально - личностно, способных мыслить неординарно. Лишь люди, обладающие такими способностями, в состоянии развивать себя и общество вокруг. Бывшие школьные ученики, обучавшиеся у творчески работающего преподавателя, выходят в самостоятельную жизнь с устойчивыми моральными ценностями и активной жизненной позицией.

В данной курсовой работе была предпринята попытка доказать эффективность творческого подхода в обучении. Для этого мы изучили психолого-педагогическую литературу, касающуюся этой проблемы. Данное изучение привело нас к выводу о том, что педагогическое творчество - это высший уровень проявления индивидуальности педагога; оно более эффективно, чем традиционные методы обучения. Творчество - это самый действенный способ помочь ученику и преподавателю в своем личностном развитии и самосовершенствовании, способ разнообразить и во многом изменить традиционную систему образования, а также способ помочь современному обществу, благодаря всестороннему развитию каждого его члена.

Список используемой литературы и электронных ресурсов

1.Бодалев, А.А. Журнал вопросы психологии №3. Об изучении общения с позиции В.Н. Мясищева / А.А. Бодалев. - М.: НИИТ, 1983.-176с.

2.Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов.-М.: Просвещение, 1993.- 128с.

.Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин.- Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135с.

.Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И. Запрудский.- Минск: Сэр-Вит, 2010.- 252с.

.Копорулина, В.Н. Психологический словарь / В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, И.О. Гордеева, редакция Ю.Л. Неймер.- Ростов на дону: Феликс, 2003.- 640с.

.Кузнецов, С.А. Толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов.- СПб.: Норнит, 2000. - 960с.

.Левчук, З.С. Подготовка бедующего учителя к профессиональному педагогическому творчеству. Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования / З.С. Левчук.- Минск: Амалфея, 1991. - 847с.

.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка 4-е издание, дополненное / гл. редактор С.И. Ожигов, Н.Ю. Шведов.- М.: Азбуковник, 1999.- 944с.

.Падалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся / А.Е. Падалко.- М.: Просвещение, 1985.- 128с.

.Прохоров, А.М. Большая советская энциклопедия / А.М. Прохоров.- М.: «Советская энциклопедия», 1976.- 1785с.

.Прохоров, А.М. Энциклопедический словарь 2-е издание / А.М. Прохоров.- М.: «Советская энциклопедия», 1982.- 1600с.

.Столяренко, Л.Д. Основы психологии 7-е издание. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко.- Ростов на дону: Феникс, 2003.- 672с.

.Шумакова, Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста. Психология обучения №2 / Н.Б. Шумакова.- М.: Издательский дом «Генжер», 2007.- 20с.

Похожие работы на - Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!