Педагогический мониторинг усвоения материала

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    634,21 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогический мониторинг усвоения материала












Реферат

по дисциплине: "Общая педагогика"

Тема: "Педагогический мониторинг усвоения материала"

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки ребенка в современной практике образования

1.1 Анализ качества усвоения материала

1.2 Примеры формирования поведения воспитанника

Глава 2. Практические приемы воспитания культуры

Заключение

Список литературы

Введение

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

Что понимают под методами, приемами и средствами воспитания?

В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником: способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье; включение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения. То есть однозначного определения методов воспитания не существует.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку - отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются "инструментами прикосновения к личности" (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Цель: изучить особенности осуществления педагогической поддержки ребенка в современной практике образования.

Основные задачи:

изучить понятие педагогической поддержки

изучить задачи педагогической поддержки

составить психолого-педагогический портрет ученика

средних классов

проанализировать содержание деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки

Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки ребенка в современной практике образования


1.1 Анализ качества усвоения материала


С сентября по ноябрь в колледже осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого являлось отслеживание и анализ качества обучения и образования.

Проводились срезы знаний по русскому языку, математике, физике с целью определения степени готовности студентов к продолжению обучения.

Проводился сравнительный мониторинг качества знаний по физике в 11 группах 1 курса.

Группа

Средний балл на момент поступления

Результаты контрольной работы

Средний балл по результатам аттестации

ТМ-15-1

3,4

3,27

3,81

УК-15-1

3,68

3,36

3,87

МС-15-1

3,2

4,21

4,08

Э-15-1

4,04

4,25

3,92

Э-15-2

3,4

3,56

3,72

РА-15-1

3,88

4,04

4,36

РА-15-2

3,14

3,17

3,5

Р-15-1

3,28

3,36

4,42

3,52

3,48

4,12

СО-15-1


3

3,47

МГ-15-1


4,21

3,46



Отследить динамику развития можно на диаграмме. Из нее видно, что в группах Р-15-1, РА-15-1, МС-15-1, АТ-15-1 наблюдается заметный рост качества усваиваемого материала по сравнению со средним баллом на момент поступления в среднем на 20%. В группе Э-15-1 незначительный спад успеваемости на 3%. Заметный спад качества знаний наблюдается в группе МГ-15-1 - более чем на 30%. В группах ТМ-15-1, УК-15-1, Э-15-2, РА-15-2, СО-15-1 стабильность качества знаний с момента поступления до момента проведения аттестации.

Повышение качества знаний происходит за счет использования преподавателями эффективных технологий обучения, высокой материально-технической базой кабинетов для проведения занятий, систематическим контролем успеваемости и посещаемости со стороны администрации.

Типичными ошибками при написании контрольной работы является неправильный перевод единиц измерения в систему СИ, неверная формулировка основных законов и физических явлений физики, ошибки в расчетах, неверная формулировка основных физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, плотность.

Причинами таких ошибок является низкий уровень школьных знаний, новые требования преподавателей и адаптация студентов к учебному процессу.

При анализе сложившейся ситуации возможны следующие мероприятия по устранению ошибок:

. Повышение качества образования через совершенствование структуры содержания образования, использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

. Продолжить индивидуальную работу с обучающимися на уроках и внеурочное время.

. Повышать интерес к знаниям через внеклассные мероприятия.

Так, например, в группе Р-15-1 был проведен внеаудиторный урок на тему "Возобновляемые источники энергии", где студенты выступали с докладами и показывали работу устройств с применением презентации и мультимедийного оборудования.

. Внедрение новых педагогических технологий в практику работы преподавателей.

 

1.2 Примеры формирования поведения воспитанника


Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и "сковывающее" (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Методические приемы - это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.

Средства воспитания являются "инструментарием" материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

знаковые символы;

материальные средства;

способы коммуникации;

мир жизнедеятельности воспитанника;

коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

технические средства;

культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему "Что важнее для человека - "Я" или "Мы"?", совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Глава 2. Практические приемы воспитания культуры


Пример плана воспитательной работы дает представление о том, какие воспитательные мероприятия необходимы студенты в ходе учебного процесса.

План воспитательной работы

УЧЕНИЕ

Коллективные формы

Индивидуальные формы

Контроль за посещаемостью и успеваемостью: мониторинг успеваемости; посещение уроков; работа с журналами посещаемости. Беседы с преподавателями (в течение года). Классные часы и собрания на темы учения (каждый четверг месяца). Активное участие в предметных декадах (по графику). Исследовательская деятельность: познавательных процессов; самооценки; мотивации учебной деятельности. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, воспитателями общежития и другими структурами и службами колледжа (в течение года). Совершенствование навыков самообразования через участие в предметных олимпиадах, фестивалях и конкурсах (в течение года).

Консультации, беседы со студентами. Беседы с родителями. Подготовка студентов к участию в предметных декадах и олимпиадах.

ДОСУГ И ТВОРЧЕСТВО

Коллективные формы

Индивидуальные формы

Участие в акции "Досуг": мониторинг участия студентов в деятельности различных объединений (сентябрь, октябрь). Посещение драматического театра, краеведческого музея, выставочного зала, областной научной библиотеки и других учреждений (в течение года). Походы, пешие экскурсии, тематические экскурсии (каникулярное время). Проведение тематических вечеров, классных часов, праздников, круглых столов: участие в мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне (в течение года); участие в мероприятиях в рамках Года Литературы (в течение года); участие в празднике "Посвящение в студенты" (октябрь); участие в конкурсе "Студенческий Лидер XXI века" (по графику); участие в творческом смотре - конкурсе молодых талантов "Открытие года 2015" (по графику); участие в студенческом слёте "Учёные зубры" (ноябрь).

Консультации по подготовке и проведению классных часов и праздников. Работа с родителями. Сотрудничество с молодёжными учреждениями по подготовке внеурочных мероприятий.

ЗДОРОВЬЕ

Коллективные формы

Индивидуальные формы

Участие в спортивных мероприятиях областной круглогодичной спартакиады среди студентов СПО (см. календарный план областной круглогодичной спартакиады среди студентов СПО на 2015-2016 учебный год). Участие в спортивных мероприятиях внутриколледжной круглогодичной спартакиады среди отделений (см. календарный план внутриколледжной круглогодичной спартакиады на 2015-2016 учебный год). Участие в мероприятиях антитеррористической направленности. Совместная работа КР, медицинской сестры и родителей по профилактике заболеваемости (в течение года). Организация дежурства в колледже и в классных комнатах (по графику). Организация питания студентов (в течение года). Участие в деятельности медицинских лекторий (по плану работы КР). Проведение профилактических мероприятий перед и в период эпидемий простудных заболеваний (по необходимости). Посещение спортивных секций (в течение года). Пешие экскурсии, походы на каток (по плану работы КР). Деятельность по благоустройству территории колледжа (по графику).

Беседы, консультации врачей - специалистов и медицинской сестры. Привлечение родителей - медицинских работников к проведению классных часов, бесед.

 ОБЩЕНИЕ

Коллективные формы

Индивидуальные формы

Проведение тематических вечеров, классных часов, праздников и других мероприятий (по плану). Участие в предметных декадах (по графику). Участие в движении "Партнёрство колледжа и сообщества" (в течение года). Участие в деятельности центра студенческого самоуправления (в течение года) Участие в творческих индивидуальных и коллективных.

Индивидуальные беседы по культуре поведения. Участие в деятельности центра студенческого самоуправления.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Коллективные формы

Индивидуальные формы

Работа по адаптации с группами нового набора (сентябрь). Беседы, консультации социального педагога (в течение учебного года): диагностика темперамента; диагностика суицинальности; исследование тревожности; исследование уровня толерантности; изучение уровня удовлетворённости обучения и воспитания.

Работа по коррекции социометрических данных. Индивидуальные беседы.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Коллективные формы

Индивидуальные формы

Личные встречи и беседы с отдельными родителями. Консультации родителей с КР, социальным педагогом, медицинским работником, членами администрации. Участие в деятельности классного родительского комитета. Участие в деятельности общеколледжного родительского комитета



Заключение


Учебный процесс - это сложная динамическая система, в которой органически совмещается деятельность учителя и ученика. Учительница предоставляет важное значения созданию атмосферы радостного ожидания чего-то важного, нужного, удовольствие оттого, что ученик причастен к интересному и любимому труду.

Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к субъектам учения, стремление адекватно оценить их возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное взросление и честь, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально - психологический климат в классе. По мнению некоторых авторов, сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком.

Понятие действительно трактуется широко - и в социальном плане, и в индивидуальном, и в смысле заботы о ребенке. И эта размытость не позволяет просчитать точные педагогические ходы.

Процессы индивидуализации и социализации по своей природе разные. Если мы говорим об освоении ребенком информации и способах ее владения, то понятно - есть некий процесс обучения, который эту задачу обеспечивает. Если говорим о погружении ребенка в культуру, тоже вроде бы все ясно. Но есть ли в образовательном процессе педагогическая деятельность, которая обеспечивала бы процесс индивидуализации?

На преодоление недостатков традиционного обучения направленная педагогическая поддержка - направление педагогического мышления и практической деятельности, цель которого демократизация и гуманнизация педагогического процесса. Педагогическая поддержка получает популярность в современном европейском образовании, которая своей главной целью считает наделение личности сильной жизненной мотивацией, формирования ее потенциала как системы творческих способностей и способов их реализации.

Но это уже не поддержка, хотя педагогам кажется, что делают они все правильно. Важно соблюдать главное условие - ребенок должен прийти со своей проблемой сам. Часто мы видим и слышим себя, а не ребенка, тащим его в свой взрослый мир.

Традиционная педагогика часто рассматривалась однолинейно: учитель - ученик. В педагогике свободы возникает новое понятие - пространство, в котором много всяких отношений. Воздействие начинает вытесняться взаимодействием. Но одно дело - увидеть проблему ребенка, другое - понять, как ему помочь с ней справиться. Искреннее желание педагога прийти на помощь часто оборачивается навязыванием себя. И если не остановиться, все может закончиться полным разрывом отношений.

Как строить пространство свободы, как в нем действовать? С ходу ответить на эти вопросы невозможно. Работа в системе поддержки начинает кардинально менять позицию взрослого - он становится человеком, который задает культурные образцы. Главное, чтобы ребенка окружали именно такие люди, не важно, какой они будут профессии. Еще лучше, если это будет взрослое сообщество. Необходимо вырваться из замкнутого педагогического пространства.

педагогический мониторинг усвоение материал

Список литературы


1.      Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре // Новые ценности образования. - М.: Знание, 1996. - 294 с. - №6

2.      Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогического сотрудничества. - К.: Освита, 1991. - 110 с.

.        Асмолов А. Содействие ребенку // Новые ценности образования. - М., 1996. - 343 с.

.        Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздание, 1979. - 248с.

5.      Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. М. - 1996. - 78 с. - №6.

6.      Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. - К.: Либідь, 1997. - 376 с.

7.      Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - М.: Знание, 1972. - №2. - 345 с.

.        Загородній Ю.І. Педагогічні умови політичної соціалізації студентської молоді в умовах великого промислового міста: дис. канд. пед. наук: 13.00.05/ Луган. нац. пед. ун - т им. Т. Шевченка. - Луганськ, 2004. - 201 с.

9.      Зигерт, Вернер, Ланг. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990. - 334 с.

Похожие работы на - Педагогический мониторинг усвоения материала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!