Соотношение государства, права и экономики, проблемы, возникающие между государственно-правовой и экономической сферой жизни общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Соотношение государства, права и экономики, проблемы, возникающие между государственно-правовой и экономической сферой жизни общества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие наказания и его признаки

. Цели наказания

.Наказание и иные меры уголовно-правового характера

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Уголовное наказание является исключительно важной мерой борьбы с преступностью, Право, государство и экономика - понятия столь многогранные и обширные, что существует множество трудов и исследований различных ученых на каждое из них. Но многие из них сходятся в одном - они не могут существовать друг без друга. Невозможным является и отсутствие одного из них, в то время как присутствуют остальные. Ведь, как известно, развитие любого государства невозможно без правильно выстроенной экономической системы, которая должна регулироваться правом. Если система действует неправильно или в ней случаются какие-либо нарушения, то она непременно затрагивает не только государственное развитие, но и гражданское общество. Основным примером такого влияния можно назвать начавшийся в 2008 году Мировой экономический кризис, который затронул экономическое развитие не только отдельной страны, а практически всех стран земного шара. Повсеместно возрос уровень безработицы и бедности, которые повлекли за собой увеличение количества самоубийств и неудивительно, ведь тысячи людей попали под сокращение и остались без работы и средств к своему существованию. Из этого примера можно сделать вывод о том, что экономические проблемы в одной из ключевых стран (США) могут отразиться и на остальных странах, а это доказывает существование некой общей экономической системы и проблем, которые могут возникнуть в ней.

Как говорилось ранее, государство в большей степени влияет на состояние экономики, способствует ее развитию или затормаживает его. Например, советское государство вмешивалось во все экономические процессы, пыталось ими управлять на всех уровнях, начиная от высшего и кончая конкретным заводом и совхозом. Проблема заключалась в том, что такая экономическая политика лишала инициативы и самостоятельности, понижала заинтересованность исполнителей в результатах своей деятельности и затормаживала предприимчивость наиболее способных людей. Эта политика была направлена на уравнение и распределение материальных благ.

Нельзя забывать и о том, что без существования права в различных государствах, они не смогли бы правильно управлять своим экономическим развитием. Именно предотвращением различных проблем в экономическом развитии и его регулированием занимается право.

Именно рассмотрению взаимоотношения права, государства и экономики, а также проблемам, возникающим в этой теме, посвящена данная курсовая работа.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что она затрагивает взаимосвязь сразу трех социальных институтов, позволяет соотнести их друг с другом и узнать то, каким образом они способны влиять друг на друга. Так же она позволяет выявить проблемы взаимоотношения государства, права и экономики, найти пути их решения.

Объект исследования: экономическая и государственно-правовая сферы жизни общества.

Предмет исследования: соотношение государства, права и экономики, проблемы, возникающие между государственно-правовой и экономической сферой жизни общества.

Цель исследования: Рассмотрение и анализ роли, которую право и государство играют в регулировании экономических отношений.При написании курсовой работы применялись следующие источники: действующее уголовное законодательство Российской Федерации (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, другие нормативно-правовые акты), судебная практика, издаваемые Верховным Судом Российской Федерации, комментарии к Уголовному кодексу и другие нормативно-правовые акты и юридическая литература.

Глава 1. ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ И ЕГО ПРИЗНАКИ

Анализируя историю уголовного наказания, профессор С.В. Познышев писал, что еще в древние времена человек ставил перед собой вопрос - что такое государство и право, и как это соотносится? Этот вопрос интересен, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, затрагивает каждого человека. Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает и имеет на это монопольное право. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение - это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарно-денежного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон.

В понятие «государство» с самого его возникновения люди вкладывали совершенно разный смысл. Например, древнегреческий философ Аристотель(384-322 до н.э.) считал, что государство - это олицетворение разума, справедливости, красоты и общего блага. Оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». Также он говорил о том, что человек, который нашел свое завершение в государстве - совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире [1, с. 378].

Но исторический парадокс заключается в том, что государство создавалось для общего блага, а отдельным личностям в дальнейшем хотелось получить ту свободу, которая не могла существовать в рамках, установленных государственной властью. Нередко это приводило к различным конфликтам и переворотам.

Можно сделать вывод о том, что государство занимает нейтральную позицию. Оно является такой организацией власти, в цели которой входит согласование несоответствующих друг другу интересов социальных групп и отдельных граждан и выражение их общезначимых потребностей, с опорой на нормы права и принуждение.

В современном значении понятие «государство» появилось в начале 16 века благодаря итальянскому философу, писателю, политическому деятелю и мыслителю Никколо Макиавелли (1469-1527). До этого все государства назывались по своему: «республики», «полисы», «земли». Макиавелли же обозначил государство отдельным термином «stato» (от лат. Status - положение, статус).

Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. [ 5, с. 116]

Также существует определение, что государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. [7, с. 43]

Основными признаками государства являются:

Наличие публичной власти, которая имеет особый аппарат, представляющий все общество в целом и имеющий свою публичную и материальную базу (государственные органы РФ, государственные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления).

Суверенитет - самостоятельность и независимость государства в осуществлении политики в пределах собственной территории и в международных отношениях, если это не нарушает суверенитет других государств.

Правотворчество, то есть осуществление государством монопольной функции издания, отмены или изменения нормативных актов.

Население - человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти.

Территория - пространственная основа государства.

Налоги - средства, которые предназначены для содержания публичной власти.

Наличие аппарата управления и принуждения - особая группа задействованных на постоянной основе людей, в обязанности которых входит выполнение функций по управлению обществом(армия, полиция, службы разведки, службы государственной безопасности и т.д.)

Существует такое понятие, как сущность государства. Сущность государства - это то, что наиболее характерно и важно для него.

Есть два основных подхода к сущности:

Классовый - где сущность государства является характеристикой организации, обеспечивающей защиту интересов доминирующего класса. Данный подход развивается в рамках марксистского учения о государстве и праве. Выполнение других задач, которые стоят перед государством и носят общий характер, признается второстепенной государственной деятельностью.

Общесоциальный - где сущность исходит из основного назначения государства для консолидации общества, разрешения возникающих в нем противоречий и достижения общенародных целей.

Перейдем к функциям государства.

Функции государства - это направление деятельности государства, конкретизация его социального назначения. Функции государства принято разделять на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

Экономическая - организация и регулирование экономической сферы жизни.

Социальная - справедливое распределение благ, социальное обеспечение членов общества, оказание им различных услуг и материальная помощь.

Политическая - деятельность государства в формировании и организации работы различных органов государственной власти.

Культурная - обеспечение культурного и образовательного уровня граждан для поддержания цивилизованного общества, создание культурных учреждений.

Правоохранительная - укрепление правопорядка и законности в государстве.

Экологическая - деятельность по охране окружающей среды в государстве и рациональное применение природных ресурсов.

Внешние функции:

Внешнеэкономическая - партнерства и интеграция в мировую экономику.

Оборона страны.

Борьба с терроризмом.

Поддержание мирового правопорядка.

Как уже было указано выше, государственно-правовая сфера представляет собой систему общественных отношений, урегулированных правовыми нормами, исходящими от государства. Таким образом, право - неотъемлемый элемент данной сферы.

В настоящее время ученые не смогли сформировать общее определение такого понятия, как право. Каждый трактует его по-своему.

Российский ученый-юрист Михаил Иосифович Байтин считает, что: «Вопрос о понятии права - исходный, ключевой. В зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Не иначе как на основе четкого представления о том, что есть право, можно определить перспективы развития и пути повышения эффективности не только юридической науки, но и практики нормотворчества». [2, с. 98; 9, с. 48.]

Доктор юридических наук и профессор Владимир Иванович Червонюк считает, что: «Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основного. Его не обошла ни одна из существующих в истории философско-правовой мысли ведущих школ права. При этом от одной эпохи к другой понятие права менялось, приобретало одни характеристики и утрачивало иные. Отличие права от неправа необходимо для государственной охраны права (формирования необходимых защитных механизмов), создания фактических условий его реализации и др. Таким образом, определенность в понимании права принципиально важна и прежде всего для юридической практики». [14, c. 80]

Но основную суть в своих словах отразил доктор юридических наук и профессор Андрей Юрьевич Мордовцев: «Существуют сотни, возможно, и тысячи определений права. Но среди них нет ни одной так называемой общепризнанной дефиниции, разделяемой всеми, кто изучает право». [8, с. 275]

С этим сложно не согласиться, так как каждый человек обладает своим собственным мнением на этот счет и вряд ли сможет прийти к какому-либо согласию с людьми, которые думают иначе.

Мы же будем опираться на определение, которое, по моему мнению, более полно отражает суть Права:

Право - это обоснованная и оправданная свобода или возможность поведения, которая признается обществом. Это мера, масштаб поведения личности, применение одинаковой меры, масштаба к различному поведению людей. Это возведенная в закон воля господствующего класса, воля содержания которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Это то, с помощью чего государство регулирует общественные отношения.

Сущность права - это главная внутренняя относительно-устойчивая основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Сущность права так же, как и государство имеет две стороны:

Классовая - указывает волю какого господствующего класса она отражает.

Социальная - состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, уступок и согласования общих интересов.

Существуют различные правовые школы, понимающие сущность права. Рассмотрим эти школы:

Естественно-правовая - исходит из существования двух систем права. Естественное право - это такое право, которое принадлежит человеку в силу рождения и которое невозможно отнять у него.

Позитивное право создается государством и направлено на охрану естественного права.

Психологическая - считает, что право есть отражение эмоций и чувств, которые человек испытывает по поводу действующих законов.

Нормативистская - считает, что право - это закон и основанные на нем подзаконные акты.

Социологическая - считает, что понятие права включает не только закон, но и возникающее на его основе правоотношение. [15, словарь]

Общими признаками права являются:

Нормативность - устанавливает правила поведения общего характера.

Общеобязательность - распространение действия на всех или определенный круг лиц.

Государственная обеспеченность - подкрепляется мерами государственного принуждения.

Интеллектуально-волевой характер - выражение воли и сознания людей.

Формальная определенность - выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках.

Системность - определенная структурность права.

Так же можно рассмотреть право в субъективном и объективном смысле.

Право в субъективном смысле - это право определенного лица, основанная на нормативных правовых актах возможность претендовать на определенные общественные блага, совершение каких-либо деяний. Это личное право, которым человек может пользоваться, либо отказаться. Гарантом такого права выступает государство, система установленных им законов и других актов.

Право в объективном смысле - это совокупность правил поведения, которые закреплены в законодательстве для всех лиц. Оно действует независимо от желания или воли лиц и поэтому носит объективный характер. Говоря простыми словами, это то право, которое действует на территории государства и распространяется на каждого гражданина данного государства, устанавливает его права и обязанности.

Глава 2. ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ

В истории Российского государства на разных этапах его становления и развития перед уголовным наказанием ставились различные цели, которые Государство - это та база (основа), которая объединяет определенное общество и выражает, представляет его интересы в целом, как внутри страны, так и на международной арене. Любое общество должно обеспечиваться ресурсами и получать какие-то средства для поддержания своего существования, статуса, авторитета и допустимого для него уровня жизни. Именно для этого на территории каждого государства существует определенная экономическая система, которая характерна для него, может отображать уровень его развития и процветания, играть свою роль в общественных экономических отношениях и участвовать в международных отношениях (торговые отношения между государствами и т.д.). Простыми словами, ни одно государство не может существовать без экономики, как и экономика без него. Но для чего же тогда нужно право? Право нужно для того, чтобы регулировать и государство (его структуру, различные отношения и процессы, которые происходят внутри него) и экономику (через различные законы и государственно-правовые акты). Нельзя дать право президенту или определенной группе лиц, стоящих у власти распоряжаться экономикой без каких-либо установок и законов, которые регулировали бы эту деятельность, так как это может привести к невообразимым последствиям, повлечь за собой развал экономики, а за ним и всей страны.

Так как государство наравне с правом участвует в регулировании экономической системы, стоит упомянуть и о том, что существуют несколько вариантов (подходов) по которым государство может регулировать ее:

Либеральный подход - государство обеспечивает верховенство закона в стране, определяет политику макроэкономики и поддерживает обороноспособность, иными словами, вмешательство в экономику является незначительным.

Дирижистский подход - сильная роль государства в регулировании экономики. Происходит активное предпринимательство и регулирование рыночных отношений.

Нейтральный подход - вмешательство при переходных этапах, которые происходят в государстве. Государство принимает обязанность обеспечивать население медицинскими услугами, защита определенных социальных слоев населения, защита экологии.

Единая мировая точка зрения на более правильный подход к регулированию государством экономики так и не установилась, так как существуют государства, где власть находится в руках одного человека (формально, как правило, эти люди представляют определенную группу и зависимы от неё) для которых либерализм считается категорически неприемлемым (КНДР).

Так же можно сказать, что не только государство и право способно влиять на экономику в лучшую или худшую сторону, но и экономика может оказывать определенное влияние на них. Чтобы более точно понять, каким образом все три института связаны между собой - нужно рассмотреть связь каждого из них с экономикой в отдельности.

Право и экономика. Экономические отношения могут действовать нормально лишь в таком обществе, которое основано на праве, т.е. правовом обществе, так как для нормального функционирования они должны закрепляться в нормативной форме, собственно, как и отношения этого самого общества. Право является естественной формой экономических отношений. Если общество не является правовым, то о правильном экономическом развитии можно забыть, так как такое общество попросту будет отвергать его.

Право и экономика пересекаются друг с другом в таком понятии, как - право собственности. Владелец определенных экономических благ (деньги, ценные бумаги, ресурсы), которые он создал самостоятельно, либо получил в свое владение от кого-либо, может вступать в экономические отношения с другими лицами для продажи или передачи им владения на эти блага. Государство может вмешиваться в подобные отношения, но только в том случае, если нарушаются права одной из сторон. Есть и негативный вариант, когда государство вмешивается и ограничивает тем самым права владельца.

Зависимость экономики от права прослеживается и в условиях рыночных отношений. На стоимость товаров и услуг определенного производителя влияет соотношение спроса и предложения, но производитель должен обладать юридической свободой, самостоятельно регулировать свою деятельность и ее результаты с помощью права, которым эта свобода и защищается.

Из всего этого можно заметить, что экономика является одной из важнейших частей права, одной из его основ, которая помогает создавать определенные экономические отношения, регулируемые этим правом.

Государство и экономика. Право не может существовать без государства, на территории которого оно действовало бы, которым защищалось бы, контролировалось и применялось.

Государство может существовать лишь в той форме, которая соответствует форме его экономики и содержания. Например, сложно представить демократическое общество вместе с элементами рабовладельчества, правда и здесь есть исключение - США, или тогда еще САСШ (Северо-Американские Соединённые Штаты), где рабство отменили только в 1865 году, а последняя страна которая запретило рабство в 2007 была Мавритания. Одним из влияющих на форму государства факторов является уровень экономического развития.

Если брать рыночную экономику, то государство в ней обеспечивает внешние условия функционирования:

Защищает страну от нападения и охраняет ее экономическую сферу.

Берет на себя некоторые экономические функции для того, чтобы обеспечивать экономическую целостность своей страны. Финансирует образование, культуру, обладает государственным бюджетом и заботится о денежном обороте.

Создает условия единства в обществе с разным классовым и социальным положением и интересами.

Современным государствам довольно часто приходится вмешиваться в экономические дела своей страны для того, чтобы поддерживать ее на нормальном уровне. Мировые кризисы, которые периодически случаются в истории (последний в 2008 году) указывают на то, что невмешательство государства в экономику - невозможно. Нужна сила, которая может: бороться с монополиями для создания конкуренции среди производителей, контролировать продукцию и следить за тем, чтобы она была безопасной для тех, кто пользуется ей, следить за экологическим состоянием, которое участвует в производстве. Но и слишком большое влияние государства на экономику недопустимо, так как оно начинает нарушать ее развитие и свободу, приводит к появлению коррупции и теневой экономики (незаконная деятельность). Самый яркий пример такого влияния - СССР. Государство самостоятельно управляло хозяйством и производством, в результате чего у производителей отсутствовала какая-либо конкуренция, а вместе с ней и стремление к производству чего-либо, не было заинтересованности в достижении прибыли, так как она принадлежала государству. Интересы производителей и потребителей не учитывались, учитывались лишь интересы чиновников, которые решали - что, как и в каком количестве следует производить. В результате этого была постоянная нехватка каких-либо значимых для народа продуктов.

Глава 3.НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Иные меры уголовно-правового характера являются сходными с наказанием в том, что они являются обуславливается спросом и предложением на производство определенных товаров и услуг. Иными словами, это отношения, которые возникают между покупателями и продавцами в процессах купли-продажи. Субъектами рыночных отношений являются потребители, производители и поставщики ресурсов.

Потребителями являются те субъекты, которые обладают финансовыми средствами: студенты, учащиеся, предприниматели, пенсионеры, иными словами, все население страны, так как перед потреблением какого-либо блага - нужно для начала приобрести его на рынке.

Производителями продукции являются предприятия, которые создают товары и услуги, выводят их на рынок для того, чтобы потребители удовлетворяли свои потребности, а производители, в свою очередь, достигали коммерческого успеха.

Поставщиками ресурсов, к которым относятся земля, капитал, труд и предпринимательский талант - являются те, кто владеет этими ресурсами. Землю поставляют землевладельцы, труд - рабочие и прочие специалисты, капитал - те, кто владеет средствами для производства, а предпринимательские способности - предприниматели.

Также можно выделить такие субъекты рыночных отношений, как предприятия и домохозяйства. Они присущи лишь той рыночной экономике, в которой мала роль государства.

Домохозяйства являются основными поставщиками экономических ресурсов.

Предприятия являются основным звеном народного хозяйства, которое обеспечивает производство благ и занимается своей деятельностью для получения прибыли. Предприятия могут быть большими (различные компании) и малыми (мастерские, магазины).

Объектами рыночных отношений являются:

Рабочая сила, труд.

Товары и услуги, блага, которые производитель способен предложить потребителю.

Природные ресурсы (земля, вода и прочие).

Недвижимость (различные здания и постройки).

Необходимая предпосылка для возникновения рыночных отношений - наличие товара и производителя, который готов постоянно производить его.

Стоит рассмотреть и такие понятия, как цена, спрос и предложение, так как они тоже имеют определенную роль в рыночных отношениях, являются их основными факторами.

Цена - это то количество денег, в обмен на которое продавец готов предоставить потребителю свой товар. В рыночных отношениях производитель самостоятельно устанавливает цены на плоды своего производства, но он должен учитывать при этом объем спроса на них и платежеспособность потребителей на которых рассчитаны его товары, иначе никакого дохода он получить не сможет, будут лишь убытки.

Спрос - это желание субъектов экономики покупать товары и возможность их оплатить. Следует отличать понятие спроса от потребности, так как оно отражает не только желание приобрести товар, но еще и возможность заплатить за него. Если какая-либо из этих характеристик отсутствует, то отсутствует и сам спрос. На величину спроса влияют множество факторов, но самый главный из них - это цена, которую производители согласны заплатить за приобретение какого-либо блага в свое пользование. Можно сделать определенный вывод о том, что чем выше спрос на определенный товар, тем ниже его цена. Соответственно, чем выше цена на товар, тем ниже на него спрос. Стоит заметить и то, что помимо установленных на свой товар производителем цен, на спрос могут влиять и сезонные условия, изменения в доходах потребителей, реклама, вкусы потребителей.

Предложение - это желание и возможность производителей предлагать плоды своего производства на рынок. Как и на величину спроса на товар, на предложение влияет множество факторов. Опять же, самым главным является - цена, по которой продавцы согласны продавать товар потребителям. Цена зависит от качества товара, материалов, которые используются при производстве и спроса потребителей на этот товар. Чем ниже спрос Чем выше спрос на определенные виды товаров, тем больше предложение. Стоит заметить, что на предложение могут также влиять внедрение новых технологий, изменение цен на ресурсы, которые используются в производстве, количество продавцов товаров, государственное регулирование.

Если объем спроса равен объему предложения, то это - рыночная цена. Если рыночная цена будет ниже, чем цена предложения, то продавец разорится. Если рыночная цена будет больше, чем цена спроса, то покупатель не сможет купить предлагаемый ему товар. Именно рыночная цена стимулирует производителей снижать затраты на свое производство и внедрять новые технологии, повышать эффективность своего труда и способствует перераспределению ресурсов для производства товаров, обладающих повышенным спросом. [3, с. 76]

Таким образом, основными элементами рыночной сферы являются: спрос, предложение и цена.

Также в рыночных отношениях должна существовать конкуренция, которая является соперничеством между производителями (предприятиями) за преимущество над остальными и лучшими условиями для создания своей продукции. Конкуренция бывает разных видов:

Совершенная конкуренция - это тот рынок, на котором существует наибольшее количество покупателей и производителей, которые не могут оказывать влияние на рыночную цену продукции, хоть доступ к рынку и является свободным для всех. Цена на таком рынке устанавливается через спрос и предложение. Отрасль, которая наиболее близка к такому рынку - сельское хозяйство. Основные черты данной конкуренции: наличие большого количества фирм, покупателей и продавцов, определенная фирма не оказывает влияния на рыночную цену товара, продавцы сами приспосабливаются к существующим ценам, цена на рынке единственная для всех участников сделок, отсутствует ценовая дискриминация, производство стандартной продукции (товар одной фирмы заменяет товар другой, нет никакой надобности в различии качества товара), начинающие фирмы получают ресурсы для производства по той же цене, что и остальные, нет никаких препятствий к появлению новых предприятий, информация о состоянии рынка и цен находится в свободном доступе. Главными достоинством такой конкуренции является то, что она обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов и позволяет достичь продавцам и покупателям соответствия своих экономических интересов, на рынке нет прибыли и убытка. Недостатком является то, что возможности равны, а результат нет, и не учитывается различность вкусов потребителей.

Несовершенная конкуренция - определенные производители имеют возможность контролировать цены на свою продукцию, а объемы продукции, как и ее доступ на рынок - ограничены. Основные черты: на рынке находится ограниченное количество производителей, существуют определенные препятствия при проникновении в такое производство, информация о состоянии рынка и цен не объективна.

Несовершенную конкуренцию можно разделить на 3 типа:

Монополия - можно сказать, что это полнейшее отсутствие какой-либо конкуренции. Основные черты: на рынке существует лишь одна фирма, которая и осуществляет все производство, монополист контролирует цену и влияет на нее, продукт производителя является уникальным (так как альтернативы ему отсутствуют, существуют большие преграды для выхода на рынок других фирм ( занятость всех отраслей, патенты и лицензии, которые выдаются государством, запрет на определенные виды производства, необходимость вкладывания больших вложений, которые невозможно вернуть в последствии). При таком виде экономики нередко и такое явления, как ценовая дискриминация, когда производитель продает свои товары потребителям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Монополистическая конкуренция - существует множество фирм, которые производят товар, отличающийся чем-либо от остальных. Основные черты: Ни одна из фирм не зависит от остальных и действует на свой страх и риск, определяя цены на свой товар, барьеры для выхода на рынок небольшие, товар одной фирмы отличается от товара других и вследствие этого спрос не является равным. Различия в производимых товарах помогают фирмам добиваться преимущества над остальными конкурентами, а многие мелкие фирмы разрушаются еще на стадии начала своего производства. Такой вид конкуренции наиболее распространен в современном мире, в том числе и в нашей стране.

Олигополия - на рынке существует несколько производителей, а выход на него новых предприятий невозможен вследствие высоких препятствий. Основные черты: малое количество производителей на рынке, большие препятствия для вступления новых предприятий в отрасль, взаимозависимость, так как каждая фирма вынуждена заботиться о внимании конкурентов к своему производству. Простыми словами, это существование нескольких фирм, которые делят рынок между собой, либо пытаются вытеснить из него друг друга, не пуская на него новых производителей.

Для того чтобы контролировать деятельность монополий и не давать им выходить за определенные рамки - во всех развитых странах существует антимонопольная служба. В России система регулирования монополий находится на стадии становления и нуждается в совершенствовании. Органом, который исполняет такие обязанности в РФ - является Федеральная антимонопольная служба России.

Какую же роль играет право в рыночных отношениях?

Право играет лишь малую роль в соотношении спроса и предложения на товары. Проявляется она, например, в случае с теми товарами, которые запрещены к продаже (наркотики, взрывчатка, определенные виды оружия и другие), так как если бы они находились в свободной продаже, то последствия были бы ужасными. В этом и видны роль и влияние права в сфере рыночных отношений. Спрос и предложение - это результат взаимодействия между участниками гражданско-правовых и хозяйственных отношений, результат взаимодействия и столкновения их различных интересов в экономической сфере, именно поэтому право не может регулировать цены. Непредсказуемо меняются на рынке не только цены, но и товарно-денежный оборот, но право может регулировать его направление. Товарно-денежное обращение происходит в общественных отношениях, которые возникают между людьми. В отличие от тех же самых спроса и предложения, являющихся результатом человеческой деятельности, товарно-денежное обращение проявляется в определенных человеческих поступках (акт купли-продажи, мены и другие). Именно поэтому такая деятельность может регулироваться правом, так как ее участники наделены определенными правами и обязанностями, которые они должны соблюдать. В своей деятельности они не могут выйти за рамки дозволенного, так как несут ответственность за свои действия перед законом. Именно сфера общественных отношений является наиболее подходящей для регулирования правом. В нем закрепляется организация и функционирование рынка.

Рыночные отношения делятся на внутренние (экономическая деятельность внутри государства, на его территории) и внешние (международные экономические отношения между государствами, компаниями). Как во внешних, так и во внутренних отношениях право также играет определенную роль. Право должно обеспечивать нормальное функционирование рыночных отношений и создавать благоприятные условия для международных экономических отношений.

В рыночных отношениях право выполняет такие функции, как:

Закрепление в законе и гарантия всех форм собственности, их равенство.

Конкретное установление лиц, которые могут быть участниками рыночных отношений.

Борьба с монополизацией и создание равных конкурентных отношений для всех предприятий.

Запрет на производство определенных видов товаров, которые являются опасными для жизни потребителя и окружающих людей, способны нанести вред.

Разрешение правосудием конфликтов, возникающих в рыночных отношениях.

Обеспечение законности и порядка в рыночных отношениях, установление ответственности, которая наступает в случае каких-либо нарушений в этой сфере.

Заключение

наказание право экономика собственность

Подводя итоги, отметим, что цели наказания являются тем инструментом, который предопределяет виды наказания, построение системы (лестницы) наказаний и индивидуализацию наказания.

В параграфе 1.1. мы рассмотрели государственно-правовую сферу жизни общества, дали определение тому, чем является государство и право, какими функциями они обладают. Нам удалось выяснить, что в любом государстве должно существовать определенное право, которое предназначено для регулирования различных сфер общественной жизни, охраняемое этим государством. Если нет права, то нет и государства, так как право регулирует все государственные процессы и его структуру. Мы также выяснили, что государственно-правовая сфера жизни является системой социальных связей, которые могут возникать между различными субъектами правового регулирования.

В параграфе 1.2. мы рассмотрели то, чем является экономика и экономическая сфера жизни общества Последняя представляет собой совокупность всех экономических процессов и отношений, происходящих в обществе. Также в работе мы охарактеризовали ее основные элементы: производительные силы, производственные отношения, собственность. Основными производительными силами являются: предметы труда, средства труда и рабочая сила, без них производство невозможно. Если производство материальных благ завершится, то общество перестанет существовать. Для того, чтобы производство было более эффективным и развивалось - необходимо постоянно совершенствовать производственные силы. В любом производстве существуют и производственные отношения, которые возникают между его участниками. Эффективное производство может существовать лишь тогда, когда между его участниками существует разделение труда, каждый специализируется на своей определенной деятельности.

В параграфе 2.1. мы выяснили, как взаимосвязаны государство, право и экономика. Если нет государства, то никаких основ для появления права и развития экономики - нет. Если нет экономики, то государство не сможет нормально развиваться, оно исчезнет еще на ранних этапах своего существования. Экономика лежит в основе и права, и государства, оказывает на них определенное влияние, как и они на нее. Для полноценного функционирования и развития любого государства - необходимо, чтобы все три сферы нормально взаимодействовали как отдельно, так и между собой.

В параграфе 2.2. мы выяснили, что такое рыночные отношения, рассмотрели их объекты и субъекты. Вывели основные взаимозависимые факторы рыночных отношений, а именно цену, спрос и предложение. От цены и объемов предложения на товары - зависит спрос на них. Если есть спрос на товары производителей, то они достигают коммерческого успеха. Рыночные отношения также невозможны без конкуренции между производителями. Наконец, мы узнали - какую роль играет право в рыночных отношениях. Право в рыночных отношениях обеспечивает и создает благоприятную экономическую атмосферу как во внутри страны, так и в международных отношениях, устраняет монополизацию, которая негативно сказывается на конкурентных отношениях между производителями, предотвращает различные нарушения в рыночных отношениях.

В параграфе 2.3. мы выявили основную проблему, которая существует в государственно-правовой и экономической сферах. Главной проблемой являются рамки вмешательства государственной власти в экономическую сферу. Вмешательство имеет место быть, но только в тех случаях, когда оно не является глобальным, не контролирует всю экономику полностью, а лишь направляет ее в правильное русло и предотвращает последствия, которые ведут к ее замедлению, разрушению.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

. Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009 N 215-ФЗ) СПС Консультант Плюс.

. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 27.12.2009) СПС Консультант Плюс.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 18.07.2009) "Российская газета", N 249, 22.12.2001.

Научная литература:

.Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2009. - С. 269. - 448 с[5]

.Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2009. - С. 270. - 448 с. [6]

.Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А.И. Рарога. - 3-е изд., с изм. и доп. - М. : Эксмо, 2009. -С.306-310. [2]

.Уголовное право. Общая и Особенная части. Под ред. Кадникова Н.Г. М.: Городец, 2006. - С.251-253. [3]

.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009 N 215-ФЗ) // Справочная правовая система КонсультантПлюс. [4]

.Познышев С.В. Основные начала уголовного права. Общая часть уголовного права. - М, 1912. - С. 37-38. [1]

Похожие работы на - Соотношение государства, права и экономики, проблемы, возникающие между государственно-правовой и экономической сферой жизни общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!