религиозные организации.
Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. Она включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера. Вера является духовным стержнем человека, представляет собой познавательную способность и психологическое явление. Как основополагающее доверие к Богу, миру, жизни вообще вера не зависит от рационально-логических обоснований. Религиозная картина мира описывается посредством особого священного языка. Религиозные представления и ценности выражаются иносказательно, посредством мифов и символов. Для религий, сформировавшихся в период письменных цивилизаций, характерна разработка и кодификация Священного Писания, которое играет фундаментальную роль в религиозных традициях.
Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом. К примеру, православный катехизис гласит: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т. е. стараться всегда умерщвлять в себе свое самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания, а также, предавшись всецело воле Божьей, безропотно переносить разные лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, подавляя в себе зависть, мстительность, вражду».
Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них.
К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня и т. п.; богослужение, таинства, молитвы и т. д.; освяшение церковных сооружений, утвари и проч.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; принуждение к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания.
Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардинаюв, имамат и др.; священнослужители.
Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.
. Диалектика религии
В соответствии с аксиомой диалектики: вещь является таковой постольку, поскольку она есть результат взаимосвязей противоположных сторон. Знание исходного противоречия позволяет раскрыть причину появления данного явления, рассмотреть этапы развития явления и предположить, когда и при каких условиях данная вещь станет другой.
В явлении религии противоположными сторонами можно считать материальное и духовное. Из взаимосвязи этих сторон и из определения религии исходным противоречием можно назвать противоположность объяснимого и необъяснимого в любом определении.
Располагая знанием исходного противоречия можно раскрыть причину появления религии. Данное явление возникло как результат того, что человек не обладал знаниями о строении окружающего его мира и не мог объяснить все происходящее вокруг него. Поэтому события и явления, не зависящие от него, человек приписал вмешательству божественных сил.
В своем развитии религия прошла этапы, когда имела полную и неограниченную власть, как над физической стороной жизни, так и над духовной, к нынешнему состоянию, когда познание человечеством свойств внешнего мира привело к тому, что многие люди перестают нуждаться в существовании данного явления (религия более не нужна им для объяснения каких либо явлений).
Диалектика, как наука, располагает средствами (принципами, законами и категориями) необходимыми и достаточными для описания внешнего мира, причем, поскольку диалектика - это часть философии, представленные ею средства, имеют всеобщий характер.
Принцип развития. Религия, как и любое явление, постоянно развивается, то есть осуществляется объективный процесс перехода явления от простого к сложному, и в том числе религия является моментом развития.
Принцип всеобщей связи. Данный принцип диалектики говорит о том, что все связано со всем, однако не во всех отношениях. Религия связана с каждым из нас посредством нашего к ней отношения (каждый человек верит или является атеистом). Также религия является частью культурного мирового наследия и через это, можно сказать, связано со всем.
Законы диалектики в анализе явления религии.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон подразумевает, что в существовании любой вещи наступает момент, когда количественные (или качественные) характеристики, которыми это существование характеризуется, изменяются. Применительно к религии можно сказать, что она, как и всякое другое явление, с течением времени изменяется как качественно, так и количественно (в каждом вероисповедании, т.к. религия является отражением внешнего мира, происходит изменение старых или появление новых законов и догм, причем такое изменение может привести и к появлению нового вероучения). Причем изменение количественных характеристик влечет за собой изменение качественных, и наоборот изменение качественных - изменение количественных.
Закон единства и борьбы противоположностей. В религии такими противоположностями служат материальное (наше физическое, телесное существование) и духовное (душа, возможность и необходимость ее развития). Эти две противоположности находятся в постоянной борьбе, то есть борьбе между материальным желанием и оценкой этого с духовной позиции. В то же время они едины, поскольку вместе образуют целостный мир человека (совокупность духовного и материального миров).
Закон отрицания отрицания. Каждая вещь в процессе своего существования изменяется качественно и каждое ее новое состояние является отрицанием предыдущего. Таким образом получается, что это новое состояние, перейдя в другое, будет являться отрицанием отрицания. Данный закон в анализе религии помогает увидеть постоянное развитие данного явления, причем каждое новое состояние этого явления является отрицанием предыдущего состояния и качественно новым по сравнению с ним, поскольку даже количественное изменение приведет к качественному.
Категории диалектики дают описание двум процессам: развитию и всеобщей связи.
. Современная проблематика религии
Двадцать первый век - век стремительного развития инновационных технологий. Мы живем в то время, когда мечты прошлых поколений давно воплотились в жизнь. Наши знания о мире в разы превосходят знания наших предков, и, возможно, именно этот фактор сделал человека циничным и недоверчивым. Материальное стало преобладать над духовным, всевозможные гаджеты заменили людям людей, человек перестал быть другом другому человеку. В его собственном мировоззрении больше нет нужды в том, чтобы верить во что-либо. Человек стал уверен в том, что нет ничего, что может быть выше его. Он больше не страшится ни Бога, ни черта, и нравственные ориентиры попросту начинают исчезать, рамки того, что делать допустимо - расширились. Таково мнение большинства представителей современного поколения.
Но никогда не бывает тьмы без света, и этот закон работает даже с таким явлением, как религия. Атеистам противостоят верующие, и если раньше многие люди обретали свою религию по рождению, в зависимости от вероисповедания своих родителей, или же в зависимости от традиций своего народа, то сейчас все стало гораздо сложнее. Человек значительно расширил свой кругозор, и это дало ему возможность смотреть на мир под разными углами. Сегодня никто не осудит другого человека, если он родился в семье католиков, и примет буддизм.
Однако у любой медали есть обратная сторона. Так и свобода выбора, не так давно появившаяся в религии, дезориентирует человека, и в конечном счете, нередко он так и остается на распутье, не сумев выбрать для себя собственный путь.
религия мировоззрение диалектика
Заключение
Религия - это безусловно невероятно мощное явление, обладающее огромным потенциалом. В былые времена за религию народы шли войной друг на друга, проливали кровь совершенно невинных людей во имя цели, которая казалась им оправданной. Религия могла объединить миллионы, и так же легко разъединить их.
Человек должен понять, что ни одна религия не должна служить во имя зла. Религия есть свет, направляющий человека во тьме. Религия - это смысл и путь. Религия должна помогать человеку в его жизненном пути, оберегать его от плохих поступков, и направлять к хорошим.
И какой бы путь каждый из нас для себя не выбрал - путь религиозного человека, или же путь человека, отрицающего религию - нельзя давать материальному началу брать верх над духовным. Любая система, любое явление требует гармонии, требует баланса. Так заведено в нашем мире. Человек, разрушающий в себе этот баланс, рискует попросту разрушить себя, потерять свое собственное «Я».
Безусловно такое сложное явление, как религия, требует к себе повышенного внимания, требует тщательного изучения и анализа. Философия религии необходима для полного понимания этого явления, для глубокого проникновения в суть религии, а также для верного ее истолкования.