Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Забайкальский государственный университет"

Институт социальных наук, психологии и педагогики

Психолого-педагогический факультет

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования





Курсовая работа

Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения












Чита, 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

.1 Понятие и сущность нравственного воспитания

.2 Возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников

Глава 2. Практические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

.1 Актуальное состояние педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения

.2 Разработка критериально-диагностической базы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Модернизация российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовно-нравственный кризис современного общества. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Школьники, равно как и взрослые, не могут ответить на вопрос, для чего живет человек, в чем высший смысл человеческой жизни. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная концепция определяет:

·характер современного национального воспитательного идеала;

·цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

·систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

·основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [23, c.14].

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения [23, c.10].

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования нравственных ценностей в процессе учебной деятельности. Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности [28, c.153].

В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.С. Макаренко, а также О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых, как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы.

Урок литературного чтения является наиболее подходящим предметом для нравственного воспитания младших школьников. В процессе чтения и анализа текста развивает чутье красоты, добра и истины. Урок литературного чтения позволяет учителю обучить учащихся нравственности.

На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

думали над прочитанным;

сопереживали героям;

оценивали их поступки;

осмысливали их проблемы;

соотносили их жизнь со своей жизнью;

старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.). Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах, в том числе и на уроках литературного чтения.

Таким образом, тема "Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения" является актуальной на сегодняшний день.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Предмет исследования: особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования: выявить особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать понятие и сущность нравственного воспитания.

2.Рассмотреть возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников.

.Изучить актуальное состояние педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения.

.Разработать критериально-диагностическую базу нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Для решения задач исследования, использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта по изучаемой проблеме, синтез, конкретизация и др.

Теоретической базой исследования явились труды отечественных ученых-педагогов: Е.В. Бондаревской, О.Г. Дробницкого, Т.Г. Жарковской, Е.Н. Лагодина, К.Д. Ушинского, А.И. Ильина, B.C. Леднева и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

.1 Понятие и сущность нравственного воспитания

В некоторых словарях понятие нравственность приравнено к понятию мораль. "Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)" [14, c.123].

В словаре Г.М. Коджаспировой дается следующее двойное определение нравственности:

. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе.

. Моральные качества человека [21, c.203].

С годами понимание нравственности изменилось. С.И. Ожегов даёт следующее определение нравственности: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами" [29, c.255].

В.С. Кукушин отмечает, что нравственность человека определяется и проявлениями уважения, и терпимости по отношению к окружающим [25, с.209].

А.И. Шемшурина дает следующее определение нравственности: выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе [33, с.67].

Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности и ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, коллективу, обществу, Родине, труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственные качества человека - продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом индивидууме.

Рассмотрим понятие нравственного воспитания.

"Воспитание" - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [26, c.113].

Понятие "нравственное воспитание" всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности и вполне обосновано считал, что ее системный и образующий признак- это нравственное воспитание. "Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности" [28, c.412].

В.С. Кукушин дает следующее определение нравственному воспитанию - это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе [25, с.134].

Г.М. Коджаспирова отмечает, что нравственное воспитание - это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения [20, с.123].

Е.Н. Лагодина отмечает, что нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе [26, с.121].

О. Пушкин считает, что нравственное воспитание - это способ обеспечения жизнеспособности общества [31, с.66].

Н.Г. Аверина отмечает, что нравственное воспитание есть педагогический процесс моральной социализации школьников, направленный на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений [1, с.68].

И.П. Подласый отмечает, что нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [30, с.186].

Согласно мнению А.В. Бабаян, нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности [2, с.67].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает:

формирование сознания связи с обществом;

зависимости от общества;

необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества;

доказательство их правомерности и разумности;

превращение нравственных знаний в нравственные убеждения,

создание системы этих убеждений;

формирование устойчивых нравственных чувств и высокой культуры поведения, как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

формирование нравственных привычек.

"Нравственное воспитание личности" - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

. формирование нравственного сознания;

. воспитание и развитие нравственных чувств;

. выработка умений и привычек нравственного поведения [3, c.110].

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика - явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [2, с.68].

Суть процесса морального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Основным содержанием нравственного воспитания педагог считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. Л. Соловейчик пишет: "Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания".

Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:

Øурочная деятельность;

Øвнеурочная деятельность (культурные практики);

Øвнешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

Øсемейное воспитание;

Øизучение культурологических основ традиционных российских религий.

Рассмотрим эти направления подробнее.

Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., - а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия - экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, которая позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. В. А. Сухомлинский писал, что отец и мать - величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, ребёнок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире.

Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Таким образом, мы выяснили, что нравственное воспитание является педагогическим процессом моральной социализации школьников, направленным на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.

1.2 Возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников

Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила.

Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в побуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника.

Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка - это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.

Л.В. Занков считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. Главную цель этой работы ученый видел в "ознакомлении детей с окружающим миром средствами искусства". Основное содержание воспитывающего урока в том, "чтобы младшие школьники всё глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах". Результат нравственного и эстетического воспитания, по мнению Л.В. Занкова, - "подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре", "…к тому, чем живет Родина, ее люди". Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, "содержатся" в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на "свой" язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае - "Литературного чтения" должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома [16, c.109-110].

Согласно Л.В. Занкову, самое главное - необходимо, чтобы работа учителя на уроках "Литературного чтения" была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание - это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого - организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, - это путь, средство решения этой цели. Согласно Занкову необходимо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним - сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем. На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

думали над прочитанным;

сопереживали героям;

оценивали их поступки;

осмысливали их проблемы;

соотносили их жизнь со своей жизнью;

старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами [16, с.148].

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире [18, с.66].

В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение - это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес [19, с.101].

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело.

Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.

Герасимов С.В. писал: "Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, мотив, интерес" [8, с. 14-15].

Работа на уроке литературного чтения должна быть системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание - это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого - организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, - это путь, средство решения этой цели. Уроки литературного чтения дают возможность младшим школьникам задуматься над серьезными нравственными проблемами, сопереживать героям. На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом, что даёт возможность воспринять младшими школьниками эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для детей чужим, а подчас и чуждым.

Часто мы говорим: "Книга-это открытие мира". Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека [13, c.99-100].

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Например, уроки в 3-м классе, посвященные сказкам "Иван - царевич и Серый Волк", "Сивка - Бурка", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении "Сказки о рыбаке и рыбке", "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: "Не убий", "Почитай отца и мать", "Не лги", "Не завидуй", а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину "Ильины три поездочки " в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением [11, c.10-11].

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Особенностями нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения являются:

·приобщение детей к нравственным устоям православной культуры;

·помощь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;

·способствование их укоренению в детском уме и сердце;

·выработка позиции непринятия цинизма, жестокости, пошлости;

·представление детям твердых ориентиров добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;

·способствование восприятию интереса к отечественной истории;

·воспитание любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

·вхождение детей в круг основных православных традиций, показ их тесной связи с народной жизнью, искусством, творчеством;

·способствование изменению сферы интересов ребенка - от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;

·создание почвы для возникновения между детьми дружеских отношений.

Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать следующий вывод.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературного чтения, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры. Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Глава 2. Практические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

.1 Актуальное состояние педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения

Рассмотрим опыт нравственного воспитания младших школьников на уроке литературного чтения Е.Г. Шведюк, учителя начальных классов г.Санкт-Петербург ГОУ лицея №64.

Урок Е.Г. Шведюк основан на произведении Ю. Нагибина "Зимний дуб". Е.Г. Шведюк утверждает, что через постановку проблемных вопросов, направленных на сознание собственного поведения героев, ребенок становится активным участником зимнего вечера, зимней прогулки, путешествуя по страницам художественного произведения.

Главная дидактическая цель урока: добиться первичного восприятия всеми учащимися крупнообъемного текста.

Обучающие цели:

. Обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом.

. Создать установку на:

выявление первичных впечатлений;

выразительность подачи произведения;

экспрессивную проверку первоначальных представлений.

3.Способствовать отработке техники чтения.

Развивающие цели: продолжить развитие личностных качеств, устной речи учащихся.

Воспитательные цели: создать условия для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу, сопереживание чувствам другого человека.

Оборудование: ИКТ, справочная литература, карточки со словами из текста.

Ход урока.

.Организационный момент.

Самоанализ готовности к совместной деятельности учитель-ученики.. Чтецкая практика.

Предлагает тренировку техники:

Работа с карточками слов из нового текста (словарь непонятных слов).

Яр Ночь Капор Шоссе Чащоба Сохатый Мириады Забурлило Санаторий Сожаление Раздражение ВсматриваласьОна Свод Класс Сердце Ушанка Суковатая Чиненный Очнувшись Подрумянен Проглядывала Бесхитростный ЗаинтересоваласьДуб Лишь Глубь Гротик Башлык Запруда Напрямик Дегтярный Раздражение Студенистый Отечественная Перечеркнутые

Чтение карточек с подбором слов в виде горки.

Задание №1. Покатаемся по строчке (не вычитая слов). Ответы учеников, запомнивших целые слова.

Вопрос. Какие слова смогли увидеть полностью и запомнить

Задание №2. Чтение целых слов слева направо по цепочке. Дети следят за чтением товарища.

Дети в корректной форме указывают на ошибки соседа.

Задание №3. Чтение в парах друг другу (дети следят за правильным ударением, искажением слов или его частей, повтором слов).. Актуализация знаний. Ситуация затруднения.

Предлагает шифрограмму: Дети работают над шифрограммой (имеется у каждого ученика на парте) из которой учащиеся должны выделить произведение, название и автора рассказа.

III. Первичное восприятие произведения Ю Нагибина "Зимний дуб"/

Педагог предлагает ответить на вопрос о чем может быть рассказ "Зимний дуб". Дети высказывают свои догадки, предположения.

Чтение первой логической части (беглочитающий ученик).

Беседа:

О чем речь в этой части?

Какое настроение было у учеников на уроке?

Дети внимательно следят за чтением, помечают непонятные слова.

Какие отношения были между учениками в классе?

Дети читают нужные отрывки из текста.

Какие отношения были между учителем и учениками?

Педагог просит доказать словами текста.

Дети высказывают свое мнение, объясняют новые слова (используется запись значений слов с доски).

Подтвердилось ли название рассказа?

Чтение второй логической части учеником

Беседа:

Что вас тронуло в этой части рассказа?

Дети фантазируют, высказывают свой ход событий в рассказе.

Что чувствовала учительница?

Что огорчило вас?

Что вы подумали о Савушкине?

Что может быть с героями рассказа дальше?

Чтение третьей логической части текста учителем.

Вопрос. За кого волновались дети, слушая эту часть рассказа?

Педагог просит поделиться своими мыслями и чувствами.

Перечитывают вслух 2-3 ученика. Мысли детей вслух.

Перечитывает отрывок о чувствах Савушкина.

Предлагает: перечитать желающим так, чтобы еще раз почувствовать состояние души мальчика, ответить на вопрос, почему в жизни бывает так, что кажется смешным одному человеку, у другого не вызывает даже улыбки?

Чтение четвертой логической части учеником.

Педагог просит найти в тексте подтверждение изменившемуся настроению учительницы.

Беседа.

. Обманывал ли Савушкин учительницу?

Учащиеся работают с текстом.

Дети высказывают свои суждения, предложения.

. Простит ли его Анна Васильевна?

. Что может случиться дальше?. Гимнастика для глаз.

Упражнение на расслабление мышц глаз (перевод с ближней точки вдаль), повторить 4-5 раз. Учащиеся делают гимнастику (релаксацию мышц глаз).

Чтение пятой логической части учителем.

Беседа:

. Как автор описывает дуб?

Дети с чувством перечитывают часть текста и делятся своими ощущениями после прочитанного.

. С чем он сравнивает дуб (с главной церковью)?

Просил торжественно перечитать описание дуба и определить при этом свои чувства.

. Совпало ли ваше первое представление о зимнем дубе с авторским описанием?

Мысли детей вслух. Работа детей по тексту. Выборочное чтение. Дети высказывают свои мнения.

. Что же чувствовала Анна Васильевна в лесу?

. Какие тайны для Анны Васильевны открыл в зимнем лесу Савушкин?

. Что поняла Анна Васильевна на обратном пути?

. Что теперь она думала о мальчике?

. Понравился ли вам Савушкин? Почему?

. О чем же этот рассказ?

. Хотели ли вы назвать рассказ по-другому? Почему?. Заключение урока. Рефлексия учебной деятельности.

Что каждый из вас посчитал полезным для себя из нашего урока? Высказывания детей.

Хотели бы вы быть похожими на Савушкина? Если да, то чем? Что хотели бы пожелать себе? Одноклассникам? Учителю? Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке?

Домашнее задание. Написать мини-сочинение по данному тексту "Зимний дуб - это ... ".

Таким образом, данный урок способствует формированию следующих особенностей нравственного воспитания младших школьников:

представить школьникам ориентиры добра на основе веры, надежды, любви;

воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.

Рассмотрим план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему "Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"" О.В. Жуковец, учителя начальных классов МКОУ Белоомутской основной общеобразовательной школы №2.

Тема урока: "Духовно-нравственное воспитание школьников на примере творчества Л.Н.Толстого".

Цели и задачи:

ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;

учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

развивать логику, технику чтения;

закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное, составлять пословицы и объяснять их смысл;

нравственно воспитывать учащихся.

Оформление, оборудование и реквизит:

карточки с пословицами;

иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого;

выставка детских книг Л.Н.Толстого;

детские сочинения с фотоматериалами на тему: "Спешите делать добро!";

плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы);

презентация "Л.Н.Толстой"; слайды из школьной жизни;

запись песен "Улыбка" В. Шаинского, "Если добрый ты" из мультфильм "День рождения кота Леопольда";

проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.

Ход урока

Орг. момент:

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

Постановка цели урока: сегодня мы продолжим работу по духовно-нравственному воспитанию на примере творчества Л.Н.Толстого.

Изучение нового материала:

а) Рассказ учителя.

Лев Николаевич родился в 1828г., а умер в 1910г. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений - 90 томов!

Толстой изучал музыку, историю, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было ещё очень мало школ, дети бедных вообще не могли учиться, Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне под Тулой школу, написал учебник для детей "Азбука" и сам учил их.

С какими произведениями Л.Н.Толстого мы уже знакомились?

(Обратить внимание на выставку книг Л.Н.Толстого).

В старшей школе вы будете читать повести и романы Л.Н. Толстого. Даже роман "Война и мир", состоящий из 4 томов.

б) Творческое задание.

Рассмотрите иллюстрации на стр.109. Узнали ли вы сказку? Расскажите её по рисункам.

в) Подготовка к восприятию.

На доске написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец - другой. Соедините начало и конец пословицы, чтобы получились верные высказывания.

При солнышке тепло… …детки же и горе.

Нет лучше дружка… …и душа на месте.

Вся семья вместе… …тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… …при матери добро.

Детки - радость… …чем родная матушка.

Какой смысл вложил народ в эти пословицы?

Какой темой они объединены? (о семье.)

Сегодня мы будем читать рассказы о семье. Посмотрите на иллюстрацию на стр.110.

О какой семье пойдёт речь?

Где они живут?

Как вы думаете, какие они?

г) Первичное чтение рассказа "Старый дед и внучек".

Дети читают по цепочке, по ходу чтения объясняют слова:

"лохань" -

"невестка" -

"слаживает" -

д) Первичная проверка понимания:

Интересен ли рассказ?

Чем он вам понравился?

Какие действующие лица в этом рассказе?

е) Выборочное чтение.

Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?

Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

Зачем Миша делал лохань?

Почему родители Миши заплакали?

ё) Обобщающая беседа.

Как они стали относиться после этого к дедушке?

Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?

Подходит ли пословица "Как аукнется, так и откликнется" к этому произведению?

Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?

Обсудить эпизод из передачи А. Малахова "Пусть говорят ("Безродный дед").

Что значит почитать старших? (Любить, уважать, баловать, заботиться).

Почитать родителей - значит:

в детстве - их слушать,

в молодости - с ними советоваться,

в зрелом возрасте - о них заботиться.

Есть ли в вашей семье старые люди?

Как вы к ним относитесь?

Почему?

Какова главная мысль этого рассказа Л.Н. Толстого? Чему он вас научил?

Каждый человек должен обладать такими качествами, как: доброта, терпимость (толерантность), любовь, уважение к себе и окружающим.

Герои, каких сказок и мультфильмов обладали толерантностью? (медведь в сказке "Маша и медведь"),

Кот Леопольд в мультфильм ("Приключения кота Леопольда").

Физминутка

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Ребята, а как думаете вы - что такое доброта?

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "доброта" определяется как "отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Ребята, а как вы думаете, где живёт доброта?

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: "Доброе слово и кошке приятно". Я буду вам показывать карточки, на которых записаны начала пословиц, а вы будете называть окончания.

На добрый привет … (добрый ответ).

Про доброе дело … (говори смело).

Жизнь дана на … (добрые дела).

Учись доброму … (дурное на ум не пойдёт).

Спасибо - … (великое дело).

Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая ласковая, добрая, приветливая, поэтому я с ней дружу. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок должен снова передать улыбку мне.

Каждый день жизни предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела, отдыхаете ли вы на природе, ухаживаете ли вы за домашними животными.

М. Садовский "Доброе сердце".

Я как - то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

Ну, что ж, сказала мать, - пусть

Он поживёт немножко,

в глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка…

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова:

Ну, что ж, - она сказала, - пусть

Он поживёт немножко

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

Ну, что ж, - сказала мама,- пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Однажды я принёс ежа,

Ужа и черепаху

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама: "Пусть живут -

В квартире так чудесно,

А если потесниться, тут

И нам найдётся место!

Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу.

Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им, бережно относится к природе.

Особые слова благодарности хочется выразить тем людям, которые не жалея себя воевали во время Великой Отечественной войны, сейчас эти люди уже очень старые их осталось совсем немного, но мы должны помнить о них, заботиться, любить и уважать, быть терпимыми по отношению к ним, ведь они рисковали своей жизнью ради нас.

"Ещё тогда нас не было на свете"

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

М. Владимов

В старой азбуке (кириллице) буквы назывались словами. Азбука как бы призывала: "Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро". Пусть эти слова станут девизом на всю вашу жизнь.

Звучит песня "Если добрый ты" из мультфильм "День рождение кота Леопольда". педагогический нравственный литературный чтение

(Зачитать отрывки из сочинений детей по теме: "Спешите делать добро", просмотр слайдов).

Итог урока.

Чему был посвящён наш урок?

О чём мы с вами говорили на уроке?

Чему же учат нас произведения Л.Н.Толстого?

Что больше всего на уроке вам понравилось?

Какой вывод из урока вы для себя сделали?

В итоге, данный урок способствует формированию следующих особенностей нравственного воспитания младших школьников, поскольку позволяет:

воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям;

сформировать в сознании детей понятие слова "доброта";

расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;

пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;

развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.

Таким образом, изучение актуального состояния педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения показало, что современные педагоги активно работают над данной проблемой.

На уроках литературного чтения через постановку проблемных вопросов, направленных на сознание собственного поведения героев, ребенок становится активным участником.

Урок литературного чтения позволяет создать условия для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу, сопереживание чувствам другого человека.

2.2 Разработка критериально-диагностической базы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

Важной особенностью в определении эффективности работы учителя является диагностика нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Результаты диагностики позволяют определить уровень нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения и если у учащихся существую какие-либо "пробелы" в нравственном воспитании, то своевременно наметить работу с учащимися, имеющими средний и низкий уровень нравственного воспитания.

Единого взгляда на критерии нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения ещё не выработано. На взгляд Е.В. Бондаревской [5, c.121-122], для детей младшего школьного возраста характерны три критерия нравственного воспитания на уроках литературного чтения:

. Низкий. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Дети не всегда могут определить нравственность (хорошо или плохо поступил тот или иной персонаж) в поведении персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не могут или не ходят оценить поступки персонажей.

. Средний. Учащийся отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способен увидеть смену настроения, но выразить ощущения ему трудно. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить нравственность (хорошо или плохо поступил тот или иной персонаж) в поведении персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка.

. Высокий. Учащиеся отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося свои нравственные представления с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети, верно, определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. Учащиеся способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт, оценить правильность поступков персонажей.

Для выявления уровня нравственного воспитания младших школьников школьнику предлагают поставить себя на место учителя и задать по тексту вопросы. Важно предоставить школьнику возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок вопросов. Детей при самостоятельном общении с текстом спрашивают, о какой нравственной стороне идёт речи в тексте.

Вопросы формируются так, чтобы они затрагивали разные нравственные стороны читательского восприятия, способствовали проникновению в нравственную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-следственных связей, оценке поступков персонажей. Например, к рассказу Н. Носова "Живая шляпа" можно задать следующие вопросы:

. Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?

. Что понравилось больше всего?

. Смешной вам показалась история или грустной? Какие чувства вызвала?

. Какими ты представляешь себе мальчиков в тот момент, когда шляпа стала двигаться по комнате?

. Почему мы не испугались?

. Почему рассказ называется "Живая шляпа"?

. О какой нравственной стороне ты задумался, прочитав рассказ?

Ответ на первый и второй вопрос позволит выяснить, различает ли ребенок жизненную ситуацию, описанную в рассказе, и рассказ как произведение искусства, видит ли он динамику эмоций.

Третий вопрос направляет внимание школьника на функцию описания в тексте, помогает ему выяснить связь эпизодов, понять характер персонажа, а учителю показывает, как ребенок реагирует на художественную форму.

Четвертый и пятый вопрос помогает определить особенности работы воссоздающего воображения юного читателя.

Шестой и седьмой вопросы носят обобщающий характер, но четвертый предполагает обобщение в конкретной ситуации, а пятый - обобщение с выходом за рамки конкретного образа.

Ведущим способом определения уровня нравственного восприятия литературного произведения являются ответы детей на вопросы к тексту.

Также дети сами ставят вопросы к тексту, например: А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", дети, находящиеся на фрагментарном уровне, задают такие вопросы:

. Кто написал сказку "Сказка о рыбаке и рыбке?"

. Почему старик не взял выкупа с рыбки?

. Почему рыбка выполняла задания старухи?

. Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи?

. За что была наказана старуха?

. Понравился ли вам старик? Как А.С. Пушкин к нему относиться?

. Что А.С. Пушкин хочет показать в этой сказке?

. Кто правильно ведёт себя в сказке старик или старуха?

. О каком личностном качестве идёт речь в сказке?

Кроме того, для диагностики нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения могут быть использованы следующие методики:

-Методика "Что такое хорошо и что такое плохо?"

-Методика "Справедливость".

-Методика "Что мы ценим в людях"

Методика "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости).

Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

.Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.

2.Зла, сделанного тебе другими.

.Доброго дела, свидетелем которого ты был.

.Совершенно кем-то бесчестного поступка.

.Справедливого поступка твоего знакомого.

.Безвольного поступка известного тебе человека.

.Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах.

Оценка:

) неправильное представление;

) правильное, но недостаточно полное и четкое;

) полное и четкое представление о нравственном качестве.

Методика "Справедливость".

Цель: выяснить правильность понимания учениками категории "справедливость".

Ход выполнения. Детям вслух читается рассказ "Чашка": "В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но она все равно кому-нибудь доставалась.

Хоть бы она скорей разбилась, противная чашка, - ворчали ребята.

Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?

Нет она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.

Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята. И с тех пор дежурные пили из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка".

После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:

.Как одним словом можно назвать поступок Лены?

2.Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточках написаны слова "вежливо", "смело", "справедливо", "скромно").

.О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?

Методика "Что мы ценим в людях".

Цель: изучить ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся.

Ход выполнения. Наиболее благоприятное время проведения работы - классный час. Тематика его может быть разнообразной.

Обращение-инструкция: "Задание, к выполнению которого ты сейчас приступишь, поможет нашей общей работе.

Необходимо проявить серьезность, сосредоточенность и объективность. Из числа ребят, которых ты хорошо знаешь, выбери двоих; одного - настоящего друга, а другого - человека с отрицательными чертами. Укажи те качества в них. Которые тебе нравятся или не нравятся, и приведи три поступка того и другого, которые эти качества характеризуют".

Обработка полученных данных. Анализ результатов позволяет составить не только картину декларируемых ценностей личности, но и типов реальных поступков. Их достоверность основывается на указании совершенно определенных действий, а не на обобщенных характеристиках.

Заканчивая вторую главу работы, можно сделать следующий вывод.

Уроки литературного чтения, на которых ученики под руководством учителя читают большое количество произведений с огромным нравственным потенциалом, представляют большие возможности для развития нравственных качеств.

Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Анализ педагогический практики по исследуемой проблеме показал, что учителя имеют большой накопленный опыт по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения.

Представленная критериально-диагностическая база позволяет продиагностировать уровень сформированности нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

Заключение

Мы выяснили, что нравственное воспитание является педагогическим процессом моральной социализации школьников, направленным на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.

Особенности нравственного воспитания младшего школьника в процессе обучения взаимосвязаны с тремя факторам:

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от "житейского" усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа и т. п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Уроки литературного чтения дают возможность младшим школьникам задуматься над серьезными нравственными проблемами, сопереживать героям. На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом, что даёт возможность воспринять младшими школьниками эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для детей чужим, а подчас и чуждым.

Изучение актуального состояния педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения показало, что современные педагогики активно работают над данной проблемой. Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность "вчувствоваться" в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.

Смысл изучения нравственных качеств учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

В работе представлена также критериально-диагностическая база нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. С помощью перечисленных критериев и показателей возможно осуществление диагностики сформированности у младших школьников нравственных качеств.

Цель работы - выявить особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения, была достигнута. К данным особенностям относятся:

·приобщение детей к нравственным устоям православной культуры;

·помощь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;

·способствование их укоренению в детском уме и сердце;

·выработка позиции непринятия цинизма, жестокости, пошлости;

·представление детям твердых ориентиров добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;

·способствование восприятию интереса к отечественной истории;

·воспитание любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

·вхождение детей в круг основных православных традиций, показ их тесной связи с народной жизнью, искусством, творчеством;

·способствование изменению сферы интересов ребенка - от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;

·создание почвы для возникновения между детьми дружеских отношений.

Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.

Список литературы

.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11. - С.68-71.

.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2005. - №2. - С.67-68.

.Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р.Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.

4.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии - М.: Просвещение, 2005.

5.Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие / Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2008. - 361 с.

6.Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М: Просвещение, 2011. - 210 с.

7.Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2010. - 298 с.

.Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 1984. - 241 с.

.Гаряев П. Ген как духовная сущность / П. Гаряев // Духовно-нравственное воспитание. -2012. - №1. - С.35-38.

.Дробницкий О.Г Проблемы нравственности / О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение, 2004. - 376 с.

.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2013. - №3. - С. 9-12.

.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2011. - 211 с.

.Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2006. - 199 с.

.Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка / В.И. Даль. - М., 2005. - 488 с.

.Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет / Н.А. Зайцев. - СПб., 2007. - 224 с.

.Занков Л.В. Избранные труды / Л.В. Занков. - М., 1990. - С.148-155.

.Камкин А.В. О трёх подходах к термину "православная культура" и о следуемых за тем педагогических задачах // Администратор образования. -2010. -№7. - С.5-11.

18.Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М.: Академия, 2012. - 156 с.

.Ковалев Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 2007. - 386 с.

20.Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 527 с.

.Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (Междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 447 с.

22.Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 188 с.

23.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности: проект // Вестник образования.- 2009. -. №17. - С.9-31.

24.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.15-17.

25.Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы / В.С. Кукушин. - Ростов Н/ Дону: Март, 2012. - 320 с.

.Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006. - 233 с.

.Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2012. - №6 - С. 3-6.

.Педагогическая энциклопедия. - М., 1999. - 632 с.

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М: Азбуковик, 1999. - 944 с.

.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый.- М.: Пед.поиск, 2001. - 400 с.

.Пушкин О. Как возродить нравственность / О. Пушкин // Воспитание школьников. - 2006. - №6. - С.66-68.

.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Т.2: Проблемы русской школы / К.Д. Ушинский. - М., 1974. - 438 с.

.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя / А.И. Шемшурина. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 112 с.

Похожие работы на - Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!