Основы педагогической технологии образования в сельской школе в сфере физической культуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы педагогической технологии образования в сельской школе в сфере физической культуры














РЕФЕРАТ

Основы педагогической технологии образования в сельской школе в сфере физической культуры

Содержание

Введение

. Сущность понятия «педагогическая технология»

.Особенности организации педагогического процесса в сельской школе

. Роль и место физической культуры в образовательном учреждении

Литература

Введение

В настоящее время вопросам образования в средних школах уделяется особое внимание, что характеризуется значительной тенденции, к снижению уровня образованности школьников. Особое внимание уделяется и физической подготовке, так как присутствует полная потеря интереса ко всем предметом. Исключение может составлять только информатика и некоторые технические науки.

Наличие данного факта отрицательным образом сказывается не только на развитие школьников, а так же на развитии всей страны, так как наличие такой тенденции ведет именно к снижению грамотности и интеллектуального уровня развития всего подрастающего поколения. Так, в дальнейшем при осуществлении выбора профессии, за не именем полноценной информации и объективного представления, чем именно должен занимать специалист той или иной деятельности, выбор может быть осуществлен ошибочно, соответственно и специалиста в выбранной области уже не будет.

Таким образом, на основании представленной выше информации, очевидно, что присутствие проблемы в области проведения образовательного процесса в настоящее время стоит наиболее остро, и решать ее так же необходимо, как можно скорей. В данном вопросе, лидирующую позицию занимают, прежде всего, школы сельского назначения, то есть образовательные учреждения, расположенные за пределами городов, и чем больше удалённость от города, тем существеннее и острее стоит данная проблема. Уделяется особое значение вопросам культуры физического характера, именно культуры, так как применение грубой физической силы, без какого-либо осознания своей ответственности, является крайней и не допустимой серой в образовательных учреждениях, однако такой факт присутствует, и от него необходимо полностью избавиться.

На основании представленной выше информации, очевидно, что тема данной работы является актуальной, более того, ее актуальность будет сохраняться еще длительный период времени, так как в данном случае речь идет о культурном воспитании будущего поколения.

Темой данной работы является проведение анализа педагогических технологий образования в сельской школе в сфере физической культуры.

При достижении поставленной цели, были выделены к решению следующие задачи:

.Рассмотреть сущность понятия «педагогическая технология»;

.Рассмотреть особенности организации педагогического процесса в сельской школе;

.Определить роль и место физической культуры в образовательном учреждении.

. Провести анализ деятельности образовательного учреждения МБОУ стародворская СОШ

. Рассмотреть процесс использования педагогических технологий на уроках физической культуры в городских и сельских школах

. Определить эффективность применения различных технологий в сельской школе

При выполнении данной работы использовались, как первичные так и вторичные источники литературы. В качестве последних, можно выделить: специализированную литературу, периодические печатные издания, ресурсы Internet и прочие.

педагогический образование сельский школа

1. Сущность понятия «Педагогическая технология»

В источниках различных авторов, как советских, так и зарубежных появление такого термина как «технология», напрямую связанно именно с активным развитием сферы инженерно-технического характера. Его употребление в данной сфере и в настоящее время имеет активное применение, в следующих интерпретациях:

определенный перечень различных методов, являющихся наиболее необходимыми для совершения всего процесса производственного назначения;

описание производства различного характера с точки зрения научного обоснования.

Однако, не смотря на представленные выше данные, происхождение данного термина может иметь более широкое определение самой технологии с точки зрения такой науки как искусство или мастерство деятельности предпринимательского характера.

Именно указанные выше данные и являются основной причиной систематического расширения границ, сферы использования данного термина - «технология». В настоящее время данный термин имеет место в других науках, сферах, областях деятельности предпринимательского характера, в том числе и в таких науках, как педагогика, социология, психология.

В данном случае важно отметить, что абсолютно любую деятельность практического, либо же научного характера отличают три следующих обязательных признака:

Подразделение всего процесса на отдельные, четко определенные, но в то же время взаимосвязанные этапы;

Выполнение всех действий, которые полностью направленны на достижение необходимого первоначального результата, то есть основной цели, которое будет осуществляться поэтапно и систематически контролироваться;

Выполнение всех процедур, имеющих полноценное и обоснованное отношение к конкретному технологическому процессу. Наличие данного условия является одним из решающих и обязательных условий непосредственного достижения какого-либо результата.

Однако далека не одна система признаков была разработана. Овчарова Р.В., так же разрабатывал систему признаков теологии, которая включала в себя следующие признаки:

Рассмотрение процесса в качестве полноценного единого целого, то есть направление всех целей, методов и форм, на достижение полноценного положительного результата.

Осуществление изменение объекта процесса посредствам совокупных методов;

Процесс изменения, в обязательном порядке подлежит изначальному проектированию.

Таким образом, на основании представленной выше информации, Овчарова Р.В., предлагала следующее определение термина «технология» - «способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения».

Так же, в русской энциклопедии приводиться несколько иное определение данному термину: «Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов.».

Указанная выше информация, предопределяет необходимость рассмотрения представленных ниже следующих аспектов:

Полноценная совокупность методов;

Систематическое изменение любых свойств и состояний, объекта непосредственного воздействия;

Полноценный поиск и систематическое определение тех или иных закономерностей, а так же их фактическое применение их на практике с целью получения максимального положительного эффекта.

В качестве некоторой особенности последнего компонента, можно отметить, следующий важный факт - непосредственный компонент технологии связывается с уровнем исполнителя личностного, профессионального характера.

Зарождение педагогической технологии уходит своими корнями еще в 1950-е года. Именно в это время происходит появление и постепенное внедрение такого понятия, как «технические средства обучения», появление их впервые было замечено именно в литературе зарубежного характера. В качестве прародителей данного термина, можно выделить следующих выдающихся ученных Г. Гейс, В. Кос-Карелли, Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и др.

Однако уже в 1960-е года данное понятие существенным образом расширяет рамки своего определения, и включает в себя так же и все новые подходы научного характера, а так же сам непосредственный анализ организации всего учебного процесса. Результатом данного факта является смена самого термина, который стал именоваться следующим образом: «технология обучения» или «технология учебного процесса». Именно уже в данном направлении стали образовываться соответствующие сообщества в таких странах, как Япония, США, некоторые другие, так же наблюдается появление специализированных периодических изданий.

В российской литературе данный термин, переводится как «педагогическая технология» и появился он только в 1970-х годах. Данному факту предшествовал процесс активного внедрения в сам учебный процесс средств технического обучения. Появление самых первых работ, тематикой которых был именно анализ сущности «технологии учебного процесса», принадлежат именно Т.А. Ильиной. Уже спустя три года, в 1973 г. она принимала активное участие в конференции международного характера в области обучения программированию, а так же технологиям педагогического характера. Стоит отметить, что аналогичная конференция так же проводилась и в Англии, только еще в 1966 году.

Темой данной конференции являлось непосредственное обсуждение содержания термина «педагогическая технология». Наиболее существенными и значимыми вопросами, которые на конференции рассматривались, можно выделить:

Имеющиеся проблемы, в области использования различных технических средств в рамках действующего учебного процесса;

Широчайший круг реальных проблем, начало которого ознаменовано анализом структурного характера текущего учебного процесса и оканчиваясь в области процесса обучения с полноценным и обобщенным использованием технических и печатных средств, который в обязательном порядке включал в себя следующие элементы:

Обучение в области программного обеспечения и программирования;

К материалам, подлежащим изучению имеется исключительно научный характер;

Предоставление всего учебного материала по принципу пошаговой подачи. Именно такой принцип может быть реализован в области полноценной организации программного материала для непосредственного обучения, а не только для работы индивидуального характера. Используя данные такого характера, осуществляется разработка учебных материалов для полноценного обучения и подготовки специалистов различного уровня.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов получает развитие концепция технологизации учебного процесса, которая способствовала утверждению выражения «педагогическая технология обучения». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В последующем встречается и термин «педагогическая технология воспитания». Разработкой педагогических технологий в нашей стране занимались Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л.Я. Зорина, П.Я. Гальперин, М. В. Кларин, Э. Н. Коротков, Л.Н. Ланда, И.П. Раченко, Н.Ф.Талызина, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.

В дидактике понятие педагогической технологии, ее структуру и особенности реализации в процессе обучения одним из первых обосновал В.П. Беспалько. Первая обобщающая работа по педагогической технологии воспитания подготовлена коллективом авторов под руководством Н.Е. Щурковой. В последствии детальный анализ социально-воспитательных технологий сделан Г.К. и А.Г. Селевко, которые отмечают, что технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы.

Существенным образом возрастает число публикаций, в области проблем педагогической технологии. В специализированных вузах педагогической направленности вводятся в учебный курс ряд соответствующих дисциплин:

«Педагогические технологии, теории, системы»;

«Методика и технология работы социального педагога»

Так же в это же время появляются первые учебные пособия, направленные на полноценное обучение специалистов.

Важно отметить, что при проведении непосредственного сравнительного анализа мнений различных авторов, в области педагогической технологии, присутствует, существенные разногласия и нет как такового единства мнений:

Так, по мнению В.П. Беспалько, под педагогической технологией стоит понимать наличие некоторой определенной системы педагогической направленности, которая должна быть реализована на практике.

По мнению же Щуркова Н.Е. термин «педагогическая технология» в обязательном порядке должен трактоваться как некоторая сумма приемов, научно обоснованного характера, обладающая воспитательным характером воздействия на группу людей или же на конкретного человека.

В то же время, Сластенин В.А. трактовал «педагогическую технология», как некоторую, упорядоченную совокупность операций, действий и процедур, которые, посредствам определенного инструментального обеспечения получают соответствующие результаты прогназируемого и диагностируемого характера, в условиях уже измененного процесса образования.

В педагогической литературе появилось большое количество определений, суть которых варьировалась в зависимости от взгляда автора, на что именно он акцентировал свое внимание.

Так, в качестве наиболее распространённых определений понятия «педагогическая технология», можно отметить следующие:

непосредственных процесс, в течение которого происходит создание соответствующих регламентов и описание операций, которые направленны именно на осуществление формирования специалистов;

систему действий педагога, последовательного и взаимосвязанного характера, которая, полностью направлена на решение задач педагогического характера;

воплощение на практике полноценного педагогического процесса, заранее спланированного и спроектированного.

Овчарова Р.В, давала несколько иное определение педагогической технологии. В ее понимание, педагогическая технология выступала в качестве определенного процесса, направленного именно на оптимизацию всего учебного процесса, а так же воспитания учеников, посредствам проведения анализа факторов, оказывающих максимальный положительный эффект на качество предоставляемого образования.

Наличие большого количества трактовок данного понятия характеризуется тем фактом, что каждый автор, при его формировании опирается на некий концептуальный подход к восприятию самой сущности технологии. Наиболее типичными среди них, являются следующие определения:

педагогическая технология - это полноценная программа, применяемая на практике;

педагогическая технология - это полноценная совокупность всех действий, процедур и операций, которые посредствам соответствующих инструментов обеспечивает получение наиболее эффективного результата.

. Особенности организации педагогического процесса в сельской школе

В настоящее время, присутствует существенная необходимость обновления действующих стандартов в области обучения, которая объясняется наличием отрицательных результатов и получение некачественного образования. Появление такой тенденции характеризуется наличием быстрого и непрерывного процесса развития имеющихся технологий, применение которых систематически расширяет границы своего использования. Поскольку непосредственного процесса обновления самой образовательной программы не производилось, ее эффективность снижается с каждым новым выпуском специалистов. Новый стандарт государственного федерального характера был составлен с учетом всех современных требований нынешнего поколения, который в полной мере отвечает запросам общества. Данный федеральный закон в области образования имеет полноценную образовательную программу в соответствии, с которой образовательные учреждения предоставляют профессиональное обучение необходимого уровня.

«В настоящее время в рамках внедрения новых образовательных стандартов можно выделить специфические особенности организации образовательного процесса на базе сельских образовательных учреждений (далее ОУ)»:

Большое количество некомплектных школ среднего образования именно в сельской местности, то есть численность классов является максимально не комплектной, иногда собирается только один класс целой параллели (порядка 70%);

В школах, расположенных в сельской местности, все образовательные учреждения, обладают рядом специфических качеств и свойств, к сожалению, преимущественно отрицательного характера. Наиболее существенные и распространённые, из них, являются: некомплектность классов, малочисленность, отсутствие какой-либо образовательной альтернативы, особенно, касательно высшего профессионального образования, максимальная привязка к месту расположения, а так же наличие текущего социально-экономического потенциала, на данной, конкретной территории, отсутствие учителей различного профиля, в связи с чем, имеющие преподаватели обучают не только своей науки, но и смежным, в области которых профессионалами не являются, существенная привязка к действующим народным традициям, наличие огромной значимости в области трудовой культуры и воспитания и так далее;

В качестве выводов из предыдущего пункта, очевидно, что весь учебный характер, по факту имеет очень низкую эффективность;

Практически отсутствует какая-либо возможность получения дополнительного образования.

Посредствам имеющегося перехода на действующую в настоящее время систему ФГОС общего образования именно для педагогов школ сельской местности весь образовательный процесс будет осуществляться намного легче и в то же время намного эффективней. В качестве основных, наиболее существенных изменений, при проведении полноценного анализа действующей системы образования в сельских школах и ожидаемых улучшений, можно выделить следующие:

Весь процесс обучения был целиком и полностью направлен на полноценное и всестороннее развитие личностных характеристик всех обучающихся, а так же на максимальное развитие возможностей процесса адаптации во всех ситуациях, полноценная подготовленность к осуществлению профессиональных навыков, функций и конечно к выполнению необходимых социальных ролей, общественного значения.

Принципы обучения как требования к образовательному процессу в сельских ОУ всегда носили и носят деятельностный, практико, научно-ориентированный (даже с точки зрения авторов развивающего обучения) характер, что совпадает с требованиями провозглашаемого системно-деятельностного процесса.

Содержание образования обусловлено целеполаганием процесса обучения, что обуславливает в его составе меньшую степень когнитивного компонента, соответственно усиление аксеологического и операционного компонентов, что совпадает с требованиями ФГОС.

-Технологии преподавания в сельской школе в рамках процесса обучения носят в большей степени интерактивный характер, так как связаны с организацией разновозрастного обучения, большей долей самостоятельной работы.

Следовательно, с одной стороны - в силу указанных особенностей организации процесса обучения в сельской школе переход на новые ФГОС в данного типа ОУ РФ будет происходить значительно мягче, чем в городских. С другой стороны в силу господствующих в современном образовании стереотипов в вопросах обучения необходимо констатировать потребность в разработке механизма, помогающего учителям обеспечить фундаментальные изменения позиций и компонентов урока.

В педагогической деятельности учителя также происходят изменения. Начинается формирование сетевых механизмов, организации новых моделей обучения требуют появления новой учебной документации учителя, разрабатываются рабочие программы, формируется набор технических карт вместо поурочных планов, интерактивных педагогических приемов и контрольно-измерительных материалов (КИМ).

В рамках внедрения новых образовательных стандартов была сделана попытка мотивировать не только родителей и детей, но и построение четких рамок для работы учителя, внешними границами которых является сетевое взаимодействие ОУ - сетевые механизмы, а внутренняя структура осуществляется с помощью технологической карты, которая используется в различных регионах.

Под механизмами сетевого характера, как правило, понимается, полноценная система принципов и методов, а так же определенного рода процедур, осуществление которых происходит посредствам различных коммуникаций социального и личностного характера. Сетевые механизмы позволяют сделать педагогический прочес наиболее эффективным и гармонизированным, по отношению к конкретной системе образования.

В качестве сетевых механизмов можно отнести следующие процессы:

Обеспечение коммуникационного процесса информационно-аналитического характера;

Полагание на цели;

Осуществление полноценного проектирования;

Осуществление способов коммуникации результативности деятельности в рамках сетевого взаимодействия на разных этапах формирования образовательных сетей.

На основании указанной выше информации, очевидно, что для учителей наличие сетевых механизмов является полноценным внешним ориентиром в текущих условиях действующих образовательных стандартов. Однако, в данном случае важно отметить, что в действующей системе присутствуют исключительно внешние ориентиры, в то время, как внутренние механизмы для работы учителей практически отсутствуют, единственным ориентиром в данном случае является так называемая технологическая карта.

Таким образом, на основании представленной выше информации, очевидно, что посредствам применения нового образовательного закона, сам процесс образования в сельских школах стал намного эффективней, как с внешней стороны, так и касательно внутренних механизмов. Так же для педагогов процесс обучения стал проще, а для учащихся - эффективней.

. Роль и место физической культуры в образовательном учреждении

Уроки физической культуре в специализированных учреждениях (школах) проходят в специально оборудованных классах - спортивных залах, либо на оборудованных площадках на улице. Более того, вне зависимости от места проведения учебного занятия, в обязательном порядке создаются все необходимые условия, в соответствии с государственными стандартами и нормативами. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть подсобных помещений и раздевалок, сколько душевых и комнат отдыха, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.

Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.

«Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому физкультура в школе часто предлагает детям условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без».

Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников.

Физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе - это также так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.

Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров - оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.

Литература

1.Ефименко Н.Н., Содержание и методика занятий физкультурой с детьми из сельской местности / Н.Н. Ефименко, Б.В. Сермеев. - М.: Советский спорт, 2000. - 155 с.

2.Иванова, Н.В. Шаг, еще шаг / Н.В. Иванова // Семья. 2014. № 10. - С. 10.

.Малашина, Н. А. Использование игр и упражнений в развитии физических умений школьников // Педагогика. - 2015. - № 5. -С. 55-62.

.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей. Младенческий, ранний и дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 2016. - 2215 с.

.Отдельнова, В. Физкультура и сельские дети // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 66-67.

.Программа «Воспитание культуры здоровья в образовательном учреждении»: метод. пособие [разраб. дет. учреждением для воспитанников сельской местности] // Здоровье детей. - 2015. - № 14. - С. 3-48.

.Ривина, Е. К. Не красна изба углами, а красна - пирогами: [о спорте в сельской местности] / Ривина Е. К., Онохова И. В. // Физическая культура. - 2015. - № 1. - С. 28-33.

.Симонова, Т. Н. Особенности физического развития детей в сельской местности // Физкультура и спорт. - 2012. - № 2. - С. 22-27.

.Физические факторы в оздоровлении детей / Под ред. Н.А. Усаковой и Р.Г. Красильниковой. - М.: Советский спорт, 2006. - 192 с.

Похожие работы на - Основы педагогической технологии образования в сельской школе в сфере физической культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!